Вы здесь

Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель. Глава 1 (Н. М. Манухина)

Глава 1

Краткосрочная психологическая помощь (КПП). Общие положения


Основополагающие аспекты

Всем нам известно, что наибольшее время при анализе эмоционально значимой ситуации занимает поиск ее причин и истоков, которые лежат в прошлом. Вернуться в то время мы можем только в своих воспоминаниях, а они восстанавливаются нами, исходя из сегодняшних переживаний, умозаключений и объяснений. Существует великое множество точек зрения, исходя из которых, мы можем приписывать то или иное значение прошлым фактам и ситуациям: постулаты различных теорий и философий, мнения разных участников тех событий и др. Все их пересмотреть и осмыслить, как говорится, «жизни не хватит» – причем и у клиента, и у консультанта.

Кроме того, очень подробное и длительное переосмысливание прошлого имеет два минуса:

1) оно отвлекает внимание от происходящего в настоящем, которое неизбежно также становится прошлым;

2) оно не рассматривает будущее, а значит, не ведет к решению и сегодняшних проблем.

Недаром великие умы уже не раз предупреждали, что причины и решения проблемы могут быть не связаны между собой и лежать в различных областях жизни человека.

Поэтому практика КПП отказывается от анализа прошлого. Наибольший акцент делается на настоящую реальность клиента: его жизненную ситуацию и сам процесс КПП. Для соединения клиента со всей его линией времени используется постановка задач (в будущем) и использование опыта (прошлое). Преимущественное внимание, по объему уделяемого на каждой встрече времени, отводится настоящему и будущему.

Оценка качества оказываемой помощи также может быть произведена, во-первых, в настоящем – по критериям «краткосрочность» и «результативность» и, во-вторых, в будущем – по критерию «эффективность».




Рис. 1. Критерии оценки качества КПП


Краткосрочность подразумевает три момента:

1. Время, отпущенное клиентом на весь процесс решения его запроса. Краткосрочный консультант изначально настроен на оказание помощи за минимально возможное время. Заключаемый между ним и клиентом договор ограничивает время, нужное для его выполнения, в том числе это касается периодов времени, необходимых для всего процесса КПП, каждой встречи и промежутков между ними, а также общее число встреч.

2. Внимание на «сейчас», а именно на том, что у клиента имеется в настоящем:

1) желанное – чего он хочет (задача, результат);

2) нужное (в силу всей совокупности его жизненных ситуаций и планов);

3) доступное – ресурсы, контекст (окружение).

Внимание специалиста сосредотачивается именно на том, что клиент уже имеет в настоящем, настраивает его на реальность, которой тот располагает, владеет и управляет. Он получает возможность отвлечься от исследования причин возникновения проблемы, от объяснений и вообще от мышления в терминах неудачи. Его мысли и устремления направляются на «арсенал», который у него есть сейчас (в настоящем) для решения той задачи, на пути к решению которой он и обратился за помощью к данному специалисту.

3. Изменения «здесь», что подразумевает активный процесс изменений, который специалист запускает и в который вовлекает клиента.

Консультант исходит из уверенности, что клиент пришел именно для того, чтобы поменять что-то в своей жизненной ситуации. Он вовлекается консультантом в совместный процесс поиска того, что можно переосмыслить, решить, сделать и так далее по-другому, чем это осуществлял клиент раньше. Таким образом, изменения создаются, планируются и происходят на каждой, начиная с первой, встрече специалиста с клиентом. На последующих встречах консультант интересуется, а значит, и побуждает клиента именно к конструктивным изменениям, которые ведут к получению клиентом удовлетворяющего его результата.

Часто консультант помогает клиенту спланировать изменения, а затем и поддерживает его в создании и внедрении их в его реальной жизни, то есть между встречами КПП. Однако иногда, особенно вначале процесса получения помощи, клиент может быть эмоционально не готов что-то менять в своей жизни. Тогда изменения осуществляются только на встречах с консультантом. В этом случае они обычно касаются личности клиента: его эмоций, чувств и ощущений, мыслей, убеждений, отношения к ситуации и др. Изменения его поведения, форм взаимоотношений с другими людьми происходят тогда постепенно и позже.




Рис. 2. Составляющие критерия «краткосрочность»


Наша практика КПП показывает, что если первую встречу с клиентом начинать сразу с обсуждения того, 1) какие задачи он собирается решить с помощью данного консультанта и 2) сколько на это понадобится (он готов себе отпустить) времени, то ответ у клиента всегда находится. Кроме того, заранее определенное время (период в неделях, месяцах для нескольких встреч и в минутах и часах для каждой или единственной встречи) создает рамки, внутри которых задача потом и решается.

Иногда, наоборот, клиенту легче сначала определиться во времени, например, данной встречи, и это помогает ему сформулировать доступный объем задачи, а затем решить её.

Создаваемые договором рамки времени являются, во-первых, стимулом для клиента и консультанта организовать более конкретную и структурированную работу над актуальным запросом клиента, а во-вторых, границами, на которые клиент изначально опирается в КПП, избавляясь с их помощью от ощущений глобальности, неотвратимости, неизбежности, неопределенности его проблемной ситуации.

В любом случае начало процесса КПП с разговора о конкретной задаче (на весь его процесс и данную встречу) и о времени, необходимом для получения удовлетворяющего клиента результата, позволяет достигнуть его непосредственно в ходе КПП, то есть быстро.


Результативность получаемой помощи может оцениваться как клиентом, так и консультантом. При этом мы выделяем такие составляющие:

1. Результат, ожидаемый клиентом, должен быть обсужден в начале встречи. Тогда в конце ее клиент сможет сравнивать, насколько удалось выполнить и получить задуманное.

В большинстве случаев это удается, если сам специалист уверен в способности клиента описать желанный результат. Консультант помогает клиенту сформулировать задачи, которые клиент ставит перед собой и консультантом на данную встречу, и что именно хочет получить в ее итоге. То же относится к процессу КПП в целом.

При этом критерии достижения результата могут быть как только субъективные (например, «удовлетворяет» и/или «высоко оценен другими»), так и объективные (например, «получен и применен в будущем»).

2. Процесс оценивается субъективно: клиентом по его состоянию и переживаниям, а консультантом по данным его наблюдения за клиентом и по рефлексии собственных переживаний. Ввиду важности эмоциональной составляющей в жизни каждого человека5, это, пожалуй, самый значимый критерий оценки результативности.

Если процесс КПП вовлек, заинтересовал и оказался созвучен с ценностями клиента, дал ему много неожиданного и важного, он сам по себе значим и представляет для клиента новый опыт, порождающий позитивные изменения в его ситуации. Многие клиенты говорят, что даже если бы не был получен конечный результат, который они желали получить, то сам процесс работы над ним с консультантом много дал для их жизни.

Однако результативность КПП оценивается выше, если признается не только как конструктивный, но и как продуктивный процесс. Часто это бывает, когда кроме благоприятной для решения задач атмосферы и получения желаемого результата клиент обнаруживает, что неожиданно обогатился еще чем-то, обычно в области знания нового о самом себе, о своих способностях и возможностях.

3. В итоге КПП происходит оценка изменений, достигнутых клиентом и запущенных в максимально большем числе областей (сфер) его жизни, значимых для него в данный момент. При этом консультант должен проявлять активную позицию, так же как и в начале КПП (при формулировании рабочего запроса), обращая внимание клиента на те сферы, которые: а) звучали у него в процессе КПП, б) не были им ранее озвучены, но явно оказались задействованы. Таким образом, консультант расширяет область достигнутых клиентом результатов, обращая его внимание на те позитивные изменения, которые могли бы остаться незамеченными, а значит, и не отслеженными в дальнейшем клиентом (то есть делает позитивные изменения более осознанными).

Вообще, подведение итогов – лишь одна из заключительных частей процесса завершения, который пронизывает всю КПП от самого начала, что повышает её краткосрочность и результативность в настоящем, а также эффективность в будущем. Завершение, как специально организуемый в КПП процесс, требует специального осмысления, и будет рассмотрен нами в отдельной главе.




Рис. 3. Составляющие критерия «результативность»


Эффективность осуществления КПП может быть оценена лишь по прошествии некоторого времени, нужного клиенту для управления своей жизненной ситуацией, изменения в которой были запущены в ходе консультирования.

Фактически оценке подвергается не столько сам процесс КПП, сколько созданный в ходе ее эффект распространения изменений в системе взаимоотношений и существования клиента. Поэтому важными составляющими этого критерия оценки являются:

1. Результат для системы отношений клиента, который показывает, насколько окружающими принимаются и поддерживаются изменения, созданные клиентом. Учитывается также, от кого и в какой мере клиент получает поддержку для дальнейшего улучшения своей собственной жизни и взаимоотношений со значимыми людьми, социальными группами и институтами, окружающим миром. Важно обращать внимание и на изменения самой среды, контекста существования клиента, создаваемые его собственной активностью.

2. Опыт из КПП, который клиент использует в своей реальной жизни. По тому, какое он находит ему применение, – просто дублирует, распространяет на новые сферы жизни или развивает и совершенствует, творчески используя полученное в ходе КПП, – можно судить о ее эффективности для данного клиента.

3. Качество жизни клиента и его окружения показывает, насколько верно было выбрано направление изменений, запущенных в КПП. Если оно улучшается, причем для значительной части окружающего клиента мира, включая его самого, то через некоторое время он начнет отмечать удовлетворяющие его конструктивные изменения жизни в целом. Он начинает воспринимать возникающие жизненные ситуации не как проблемные, а как привносящие что-то новое, чем можно пользоваться, причем так, чтобы жизнь еще и еще улучшалась. Он теперь принимает любые изменения уже не со страхом, а с интересом, и это само по себе свидетельствует о совершенно другом качестве жизни, чем до КПП.




Рис. 4. Составляющие критерия «эффективность»


При обсуждении эффективности речь идет о самостоятельной жизнедеятельности клиента, которую он осуществляет после завершения КПП.

Консультант о его новых результатах может узнавать:

– на контрольных, обычно разовых встречах, если на то была предварительная договоренность с клиентом;

– при спонтанных его появлениях, телефонных звонках, письмах;

– при повторных обращениях клиента по поводу вновь сложившихся сложных жизненных ситуаций;

– от третьих лиц: других клиентов, случайных общих знакомых, в том числе коллег.

Как показывает наша практика, договор о возможности таких отсроченных встреч составляет важную часть процесса завершения КПП. Часть клиентов никогда не использует возможность вновь встретиться со своим консультантом. Им оказывается достаточно мысленно обращаться к нему за помощью, справляясь с новой ситуацией самостоятельно, о чем они иногда позже сообщают самому консультанту или третьим лицам. Часть же клиентов действительно приходит опять к тому, с кем сложился удачный опыт преодоления трудностей. Однако при последующих обращениях, по сравнению с первым, клиент работает, во-первых, гораздо продуктивнее и активнее, во-вторых, изменения происходят в более сжатые сроки и общение с консультантом более четко структурировано по времени. Это говорит о том, что опыт, полученный в первом процессе КПП, используется клиентами в полной мере, а значит нужный эффект получен, применен и развивается.

Цели и задачи КПП

Общая цель краткосрочной помощи – создать максимально быстро конструктивное изменение в системе клиента.

Как отмечает В. А. Доморацкий, «краткосрочные направления психотерапии отличаются: 1) экономичностью, 2) технологичностью, 3) индивидуальным подходом… Их основная цель – не выяснение скрытых мотивов, а преодоление актуальных жизненных проблем, включая коррекцию дисфункционального поведения и/или мышления, а также устранение болезненной симптоматики»6.

Однако, исходя из собственной практики, мне хотелось бы отметить еще и другие цели КПП, которые ставили клиенты в нашей с ними работе. Мы также отмечаем здесь и цели самих консультантов. Это конечно, не полный перечень, и он продолжает расти:

1) получить максимальный результат за минимум времени;

2) получить минимальные изменения ситуации («хоть что-то изменить»);

3) восстановить самостоятельность клиента в управлении ситуацией;

4) получить подталкивание («волшебный пинок») для создания изменений;

5) овладеть контролем за своим состоянием и ситуацией в той части и так, которая действительно доступна клиенту;

6) принять решение относительно данной ситуации (отношения к ней, поведения в ней);

7) сделать выбор и осуществить те изменения, которые доступны в данный момент клиенту (мысли, ощущения, переживания, отношение, действия и поведение);

8) осуществить постановку задач, целей и планирование будущего;

9) разрешить ситуацию в возможной степени за время оказания КПП;

10) снять (снизить) остроту переживаний;

11) побыть («перебыть») с клиентом в его актуальном состоянии (и в ситуации), не стремясь ничего менять, – поддержка, которая позволит сделать/признать ситуацию более терпимой и/или значимой, а затем, возможно, и изменяемой;

12) снять ощущение «глобальности» проблемной ситуации;

13) выделить разрешимую часть проблемы;

14) приостановить проблемное развитие ситуации;

15) выделить зоны контроля клиента;

16) сделать ситуацию более терпимой, выносимой – при невозможности или отказе (по выбору клиента) ее изменить полностью (хроническая ситуация, невозможность полного обновления – хроническое заболевание, характер, жизнь на планете Земля и др.);

17) изменить отношение к ситуации и другим людям:

– посмотреть на ситуацию с другой точкиа зрения,

найти иной смысл, объяснение,

повысить осознанность;

18) изменить свое реагирование или поведение в ситуации;

19) сделать состояние (ощущение, переживания) терпимым, переносимым при невозможности отказаться или изменить ситуацию полностью;

20) проанализировать ситуацию, чтобы решить и выбрать:

– от чего надо избавиться,

– что надо изменить,

– что надо оставить,

– что надо еще больше увеличить (применять и далее),

– есть ли необходимость создавать что-то совсем новое;

21) произвести изменения на доступном уровне системы;

22) запустить желанные конструктивные изменения по системе отношений клиента и сдвинуть систему для дальнейшего роста и развития;

23) найти опыт, ресурсы прошлого и «перекинуть мостик» на настоящее и будущее;

24) поставить цели на будущее: в реальности – долгосрочные и краткосрочные, и в КПП – на весь процесс КПП и на каждую встречу.

В КПП мы предлагаем клиенту ставить одновременно одну-две задачи одновременно, не более, чтобы не было «расплывания» внимания. Опираясь на идеи системного подхода, для создания глобальных изменений нами используется «Эффект бабочки», который свидетельствует о том, что удовлетворяющие клиента изменения неизбежно распространяются по его системе7. Главная задача КПП – направить их в нужное русло. В случае длительной терапии (коучинга, сопровождения8) могут быть решены и большие (все) цели. Однако люди не ходят всю жизнь к консультанту. Они научаемы и могут сами делать нужное для себя в своей ситуации, начиная с какого-то момента. Тогда консультант (и терапевт, и коуч) становятся не нужны. Их фигуры интериоризируются и используются затем в качестве «виртуального собеседника», а опыт клиента, полученный в процессе КПП, интегрируется им в свою жизнь.

Схемы процесса КПП

КПП – это процесс беседы или ряда бесед, когда клиент приходит к специалисту с запросом рассмотреть свою ситуацию с новых для него точек зрения, чтобы найти решение стоящей перед ним задачи.

Великий уникум в психотерапии Милтон Эриксон утверждал, что решение задачи имеется у самого клиента. Оно ему просто недоступно. Решение появляется вместе с постановкой задачи: в самой задаче (проблеме) заложен вариант (чаще несколько вариантов) ее решения.




Рис. 5. Схема взаимодействия «клиент – краткосрочный консультант»


КПП становится возможна, когда процесс беседы «клиент – специалист» осуществляется в форме диалога, где обе стороны рассматриваются как равноценные партнеры. Только тогда они могут быть в отношениях сотрудничества, направленного на решение задачи, стоящей перед клиентом.

Клиент может сомневаться в своих возможностях, не чувствовать себя самодостаточным и компетентным в актуально проблемной для него ситуации.

Однако специалист исходит из того, что клиент – эксперт своей жизни. Поэтому он рассматривает его как человека, который, имея трудности, пришел с конкретной задачей, для решения которой нужна помощь именно этого специалиста (подробнее о профессиональной позиции при проведении КПП и о том, какая подготовка для ее обретения требуется, см. в главе 3).

Такой тандем позволяет обеим сторонам получить удовлетворяющий их результат:

– клиент совершает наилучший осознанный выбор по разрешению своей актуальной ситуации,

– специалист осуществляет профессиональный рост через конкретные личностные достижения.

Надо сказать, что по мере проведения КПП специалисты сами также научаются ставить собственные конкретные цели на процесс работы с конкретным клиентом, а также на очередной период своей практической деятельности. Поэтому краткосрочному консультанту становится необходимым наличие профессиональной среды, в которой он находит поддержку своему собственному росту. Такой средой могут стать только те, кто использует те же базовые принципы в своей работе. Поэтому в Центре Открытия Новых Возможностей «Потенциал» мы проводим встречи по обмену опытом и супервизии, главной задачей котороых является поддержка профессионального продвижения современных специалистов9.

Организация самого процесса КПП осуществляется консультантом в три этапа:

1. Выявить:

– точки проявления проблем в системе отношений клиента;

– наиболее актуальную проблему именно сейчас;

– стратегии клиента в управлении своей системой отношений.

2. Предложить клиенту иные (новые) стратегии:

а) с иным смыслом;

б) на другом уровне системы клиента:

– чем проблема проявляется;

– какими способами клиент ее уже решал.

3. Создать:

– новый опыт изменения (применения клиентом новых стратегий) здесь и сейчас в чем-то наиболее для него сейчас доступном: в состоянии, отношении к системе, паттернах мышления и поведения, точках зрения, убеждениях и смыслах или чем-то другом.

– «перекинуть мостик» на реальность: побудить клиента распространить новый опыт, полученный на приеме психолога, на его реальную жизненную ситуацию (цели, планы, домашние задания и др.).




Рис. 6. Этапы процесса КПП


Как утверждают известные стратегические психотерапевты Дж. Нардонэ, П. Вацлавик, «если стратегии действуют, то обычно наблюдается явное уменьшение симптоматики с первых шагов терапии… Если стратегии не действуют, то консультант создает новые стратегии»10.

Именно такой взгляд консультанта на процесс оказания им помощи позволяет клиенту достигать значимых результатов непосредственно в ходе первой же встречи. Для этого консультант, во-первых, развивает у себя системное мышление, во-вторых, научается выделять аспекты системы клиента, которые наиболее соответствуют его актуальной ситуации, в-третьих, постоянно овладевает новыми техниками и подходами, применимыми для КПП, а также создает собственные методы в процессе практики работы с клиентами. Техникам, используемым и созданным автором для работы в КПП, будет посвящена вторая книга данной серии.

Аспекты реализации КПП

Осуществление КПП в значительной мере отличается от того, чему учат психологов в процессе академического образования, когда их готовят к диагностической, преподавательской или просветительской деятельности. Кардинально отличается работа краткосрочного специалиста и от длительной психотерапии. Чтобы быть результативным, специалисту по КПП нужно придерживаться следующих аспектов в своей работе:

а) сосредоточение на представленной (актуальной для клиента) проблеме:

– как именно клиент ее заявляет,

– что ее поддерживает,

– каким образом можно изменить ситуацию;

б) обозначение конкретных, реально достижимых результатов, которые клиент хочет получить за оговариваемый специально период КПП;

в) выявление и изменение системы убеждений клиента (индивида или группы, семьи), связанных со способом восприятия, решения и удерживания трудностей;

г) преобразование повторяющихся последовательностей взаимодействий, связанных с проблемой, в конструктивно изменяющие ситуацию;

д) гибкое варьирование специалистом позициями и подходами, чтобы менять те, которые стали частью самоукрепляющейся проблемной схемы жизни клиента (его системой взаимоотношений);

е) трансформация отношений между специалистом, клиентом и его системой, а также, возможно, специалистом и широкими социальными кругами или профессиональными системами, если они привлечены к работе над данной актуальной ситуацией клиента;

ж) изменение направления воздействий и взаимодействий, имеющихся в системе клиента, на получение желанного решения вместо поддержания проблемной ситуации.

Когда и как проводится КПП

Говоря о КПП, надо выделить те особые случаи, когда проводится именно краткосрочная работа. В общем можно сказать, что при ЛЮБОМ запросе можно осуществить результативную КПП. Для этого специалисту надо, во-первых, иметь профессиональную подготовку и личную мотивацию работать именно в КПП. О том, что это за позиции и как ей научиться, мы поговорим в главе 3. Во-вторых, необходимо соблюдать в своей работе сочетание базовых принципов КПП: актуальность, системность, фокусность, «здесь и сейчас». О них речь пойдет в главе 2.

И все же, какие ситуации вынуждают клиента и консультанта работать именно краткосрочно? Обозначим в общем виде наиболее часто встречающиеся (подробнее см. в главе 4):

1) нехватка времени/денег у клиента/консультанта;

2) клиент мотивирован:

– на получение быстрого результата,

– на получение иной, не психологической помощи,

– на обеспечение помощи другим людям (не себе),

– признать ситуацию беспроблемной: мотивация отсутствует (привели или прислали к психологу близкие, другие специалисты);

3) ситуация клиента:

уже решается клиентом, но требует раскрытия дополнительных ресурсов;

– развивается долгое время, но для жизни в ней или ее изменения стало необходимым найти новые средства и способы;

– могла бы быть разрешена длительной работой, но для нее отсутствует время, или деньги, или мотивация и др.;

– является острой – кризис, травма, утрата, присутствуют тяжелые переживания, ощущение глобальности ситуации.

– обусловлена социальным контекстом и требует именно краткосрочной работы: место учебы (школа, институт и др.) или работы, нахождение в больнице, ограничены условия, предоставляемые в конкретной социально-психологической службе.

Надо отметить, что растет запрос на психологическую помощь в актуальных ситуациях во всем мире, вынуждая специалистов всех психотерапевтических школ разрабатывать краткосрочные методы. Исследований, подтверждающих эту тенденцию, пока не много, зато увеличивается число докладов на научно-практических конференциях и статей в специальных журналах, отражающих этот процесс во всей его очевидности.

В 1994 г. К. Граве в своей книге «Психотерапия в процессе перемен: от конфессии к профессии» представил результаты своего метаанализа, который он провел по 3500 исследованиям, опубликованным за последние 30 лет. Он сравнил две группы методов психотерапии: раскрывающие и поддерживающие.

С помощью раскрывающих (психоаналитические, психодинамические) производится поиск ответов на вопросы, почему и как возникли проблемы. Поддерживающие (семейная, когнитивно-бихевиоральная и др.) способствуют преодолению жизненных проблем клиентов. Оказалось, что поддерживающие методы эффективнее, чем раскрывающие, в 1020 раз, причем со значительно меньшими затратами. Результаты этого метаанализа продемонстрировали, что большинству клиентов нужна помощь в преодолении своих проблем, а не в обнаружении скрытых мотивов11.