Г
ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ – чувственный образ объекта, явственно воспринимаемый человеком и принимаемый им за реальность, но не существующий в действительности.
Согласно З. Фрейду (1856–1939), примитивное состояние психического аппарата характеризуется такой деятельностью, благодаря которой бессознательное желание человека превращается в галлюцинирование. Первым желанием является, по-видимому, «галлюцинаторное воспроизведение воспоминания об удовлетворении». В состоянии сна человек как бы регрессирует на более примитивные ступени своего развития, и поэтому в сновидениях отражаются галлюцинаторские тенденции работы психического аппарата. Галлюцинации могут иметь место и при невротических заболеваниях. При истерии и паранойе они соответствуют регрессиям и представляют собой мысли, превратившиеся в образы. Причем подобное превращение претерпевают лишь те мысли, которые находятся в тесной связи с подавленными, вытесненными и оставшимися бессознательными воспоминаниями. Чаще всего галлюцинации оказываются переработкой детских воспоминаний пациентов, связанных с бессознательным материалом их души. Если удается довести до сознания забытые эпизоды детства, будь то воспоминания или фантазии, то они предстают в форме галлюцинаций и только после сообщения утрачивают свой галлюцинаторный характер.
ГАНС, МАЛЕНЬКИЙ – пациент, история болезни и излечения которого описаны З. Фрейдом в работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909).
Анализ фобии маленького Ганса привел З. Фрейда к следующим выводам. Во-первых, в своих отношениях к отцу и матери пятилетний мальчик подтвердил все то, что в работах «Толкование сновидений» (1900) и «Три очерка по теории сексуальности» (1905) основатель психоанализа писал о сексуальном отношении детей к родителям, включая соответствующее представление об эдиповом комплексе (эротическом влечении мальчика к матери и враждебном отношении к отцу). Во-вторых, неврозы взрослых больных можно свести к таким же инфантильным комплексам, которые стояли за фобией маленького Ганса. В-третьих, задача воспитания, до сих пор сводившаяся к обузданию или подавлению сексуальных влечений, может быть заменена другой. Основываясь на данных психоанализа о происхождении патогенных комплексов и неврозов, можно помочь воспитателям выработать новое отношение к ребенку и сделать его при наименьших потерях в его активности пригодным для культурной социальной жизни.
ГЕНИТАЛЬНОСТЬ – понятие, использованное З. Фрейдом (1856–1939) при рассмотрении стадий, этапов или фаз сексуального развития ребенка; в классическом психоанализе выделялись две фазы организации сексуальной жизни человека: прегенитальная (догенитальная) фаза, когда гениталии не приобретают самостоятельного значения, не играют преобладающей роли в человеческой сексуальности, и генитальная фаза, когда наблюдается объединение частных сексуальных влечений и подчинение их примату генитальности. З. Фрейд придерживался точки зрения, согласно которой близость детской сексуальной жизни к жизни взрослых значительно больше, чем принято это считать, а в ходе развития инфантильной сексуальности интерес к гениталиям и пользование ими приобретает важное значение, мало уступающее по их значению в период половой зрелости. Можно говорить об «инфантильной генитальной организации», имеющей свою специфику и отличающейся от окончательной генитальной организации взрослых. Специфика инфантильной генитальной организации состоит в той роли, которую играют мужские гениталии для обоих полов.
ГЕНИТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР – совокупность свойств и черт человека, образующих типичную структуру, предопределяющую его мышление, поведение и образ действия, связанные с естественным проявлением сексуальной жизни.
З. Фрейд (1856–1939) уделил значительное внимание рассмотрению догенитальных фаз психосексуального развития ребенка, раскрытию специфики различных форм сексуального характера, особенно выявлению черт анального характера, и исследованию причин возникновения неврозов, свидетельствующих о формировании невротического характера. В. Райх (1897–1957) определил два противоположных типа характера – генитальный и невротический. Генитальный характер обусловлен достаточными средствами, используемыми человеком для связывания страха, постоянным чередованием напряжения сексуальной энергии и ее адекватной разрядкой, т. е. упорядоченной организацией либидо. Невротический характер, напротив, соотносится с недостаточными средствами связывания страха и усиливающимся застоем сексуальной энергии, т. е. с неупорядоченной организацией либидо. Основная терапевтическая задача заключается в превращении невротического характера в генитальный и в замене морального регулирования сексуально-экономическим саморегулированием.
ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОСТЬ – эротическая направленность на объект противоположного пола, основывающаяся на половой идентификации, проявляющейся на ранних стадиях психосексуального развития ребенка.
Психоаналитические исследования свидетельствуют о том, что первоначальный толчок к возникновению гетеросексуальной ориентации происходит на предэдипальной стадии в период кризисных отношений между матерью и ребенком, характеризующихся процессами сепарации (отделения) и индивидуации. Дальнейшее формирование гетеросексуальной ориентации происходит на стадии развития и преодления эдипова комплекса, когда под воздействием внутренних переживаний ребенка происходит отказ от его объектных привязанностей, заменяющихся половой идентификацией. Вследствие страха кастрации у мальчика вытесняются инцестуозные желания к матери и разрешается конфликт между нарциссическим отношением к гениталиям и либидозной привязанностью к родителям, в результате чего у него происходит идентификация с отцом и развивается гетеросексуальная идентичность. У девочки гетеросексуальная ориентация связана с нарциссической обидой, завистью к пенису, символическим приравниванием пениса к ребенку, которые сохраняют активность в бессознательном и способствуют подготовке к женской половой роли.
ГИПНОЗ – искусственно вызванное, похожее на сон состояние человека, имеющее повышенную чувствительность к внушению.
История психоанализа начинается с такого технического новшества, как отказ от гипноза и использование метода свободных ассоциаций. По мере развития психоанализа З. Фрейд (1856–1939) обращался к проблеме гипноза лишь с целью рассмотрения его природы и особенностей. Это было связанно как с обнаружением в процессе психоаналитической терапии явления трансфера, т. е. переноса на врача нежных или враждебных чувств пациента, так и с выявлением либидозных связей, лежащих в основе образования различных масс людей. В работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) З. Фрейд рассмотрел вопрос об отношениях между гипнозом и влюбленностью и нашел между ними очевидные сходства и различия: гипнотическая связь – «неограниченная влюбленная самоотдача», исключающая сексуальное удовлетворение, в то время как при влюбленности таковое временно оттеснено и остается на заднем плане как позднейшая целевая возможность. Гипноз, по его мнению, содержит такие черты, которые не поддаются рациональному объяснению, многое в нем следует признать непонятным и мистическим, его сопряженность со сном неясна, а гипнотизер занимает место Идеала-Я и будит часть архаического наследия личности.
ГИПОМАНИЯ – психическое состояние, характеризующееся душевным подъемом, приподнятым настроением, повышенной активностью, которые в действительности не соответствуют реальным ситуациям и обстоятельствам жизни человека. Как правило, гипомания относится к патологическому психическому состоянию человека. Вместе с тем некоторая доля гипоманикальности встречается и у психически здоровых людей, отличающихся повышенной трудоспособностью и продуктивностью.
При гипомании может наблюдаться повышенная восторженность, неоправданная самоуверенность в своих силах, завышенная самооценка, ощущение собственного могущества. Гипоманикальное состояние может чередоваться с апатией и даже депрессией, особенно в том случае, когда гипоманикальный человек сталкивается с серией неудач, подрывающих его душевный подъем. В то же время в отличие от мании гипомания не сопровождается полной утратой границ реальности и критической оценки происходящего, в результате чего состояния апатии и депрессии оказываются кратковременными и не столь острыми, как при маникально-депрессивном психозе.
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – термин, введенный в научную литературу швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857–1939) и используемый в настоящее время для общей характеристики тех психологических школ, направлений и учений, представители которых в своей исследовательской и терапевтической деятельности акцентируют внимание на бессознательных мотивах мышления и поведения человека, внутрипсихических конфликтах и защитных механизмах личности.
Понятие глубинной психологии связанно, прежде всего, с психоаналитическими идеями и концепциями, выдвинутыми и разработанными З. Фрейдом (1856–1939) с целью исследования бессознательного психического, обретения знания о природе и функционировании бессознательных процессов, а также его практического использования при терапии невротических заболеваний и иных психических расстройств. Сконцентрировав свои усилия на изучении бессознательных процессов, он назвал новую систему взглядов на человека и технических приемов исследования бессознательного «психоанализом». Подчеркивая важность знания бессознательных процессов, протекающих в глубинах человеческой психики, З. Фрейд в некоторых своих работах называл психоанализ «глубинной психологией», и это название представлялось ему удачным выражением принципиального отличия психоанализа от предшествующей психологии, ориентированной на изучение поверхностных слоев психики.
ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ – одна из форм проявления сексуальности человека, характеризующаяся сексуальным влечением к лицам того же пола; с точки зрения З. Фрейда (1856–1939), гомосексуальность является не психическим заболеванием, а результатом воздействия условий жизни на формирование соответствующей ориентации человека, связанной с особенностями психосексуального развития, уходящими своими корнями в детство.
З. Фрейд рассматривал гомосексуальность в качестве такой сексуальной ориентации человека, которая формируется не вследствие особенности сексуального влечения, а в результате соответствующего выбора объекта. Он выделил три типа гомосексуальности: абсолютный (ориентация исключительно на тот же пол), амфигенный (способность к вступлению в сексуальную связь с обоими полами), контингентный (вступление в сексуальную связь с одинаковым полом в том случае, если противоположный пол недоступен). Согласно его взглядам, гомосексуальность является типичным примером нарциссического типа выбора сексуального объекта, а на окончательный выбор сексуального объекта значительное влияние оказывают переживания детства, связанные с отношением ребенка к своим родителям и воспитателям.
ГОСПИТАЛИЗМ – синдром психических и соматических расстройств, обусловленных разлукой младенца с матерью в случае помещения его в институциональные учреждения с целью дальнейшего содержания или стационарного лечения; термин «госпитализм» был введен в научную литературу психоаналитиком Р. Шпицем (1887–1974) в одноименной работе, опубликованной в 1945 г.
Наблюдения над детьми показали, что при помещении их в различные институциональные учреждения и долгом отсутствии эмоциональной связи с матерью у них проявляются разнообразные симптомы, связанные с ухудшением физического и психического состояния. У таких детей имеет место замедление физического и психического развития, заторможенность движений и различного рода функциональные расстройства, ослабление сопротивляемости организма и как следствие повышенная восприимчивость к инфекционным и иным заболеваниям, а также повышенный уровень смертности.
С точки зрения Р. Шпитца, полное отсутствие эмоциональных контактов между ребенком и матерью с неизбежностью ведет к синдрому госпитализма, который чреват такими долговременными и необратимыми последствиями, которые предопределяют хронические психические заболевания взрослого человека.
ГРАНДИОЗНАЯ САМОСТЬ – архаический образ самого себя, связанный с первоначальным эксгибиционистским опытом ребенка, характеризующимся преобладанием всеобъемлющего нарциссизма; термин «грандиозная Самость» введен в научную литературу Х. Кохутом (1913–1981) в работе «Психоаналитическое лечение нарциссических расстройств личности» (1968).
В представлении Х. Кохута первоначальное нарциссическое равновесие ребенка нарушается в результате неизбежного недостатка материнской заботы. Пытаясь сохранить состояние первичного нарциссизма, ребенок создает эксгибиционистский, архаический образ самого себя, который получил у Х. Кохута название «грандиозной Самости». При нормальных условиях развития грандиозная Самость постепенно смягчается и интегрируется в другие структурные образования, в своей совокупности составляющие зрелую, взрослую личность. Однако, если ребенок получает тяжелую нарциссическую травму, то грандиозная Самость не становится частью психических содержаний личности. Вместо естественного, нормального процесса развития грандиозная Самость сохраняется в своей неизменной форме и стремится к выполнению своих архаических целей. Будучи (в результате травмы) вытесненной в архаической форме, грандиозная Самость становится недоступной для внешнего влияния и в то же время, периодически вторгаясь в психическую структур личности, она создает препятствия для нормальной адаптации человека к реальности.
ГРУДЬ – в психоанализе: первый внешний объект, по-разному воспринимаемый ребенком и оказывающий соответствующее воздействие на его психическое состояние.
З. Фрейд (1856–1939) считал, что акт сосания ребенком материнской груди имеет большое психическое значение, которое сохраняется у человека на всю жизнь. Он исходил из того, что «сосание материнской груди становится исходным пунктом всей сексуальной жизни, недостижимым прообразом любого более позднего сексуального удовлетворения, к которому в тяжелые времена часто возвращается фантазия».
М. Клайн (1882–1960) высказала точку зрения, согласно которой первые переживания ребенка, связанные с кормлением грудью, присутствием матери и восприятием ее груди, способствуют возникновению объектных отношений к ней. Она считала, что отношение ребенка к матери формируется под воздействием его первоначальных представлений о «хорошей» груди, доставляющей удовольствие, и «плохой» груди, не способствующей удовлетворению и вызывающей фрустрацию (состояние неудовлетворенности, беспокойства).
Сходные размышления о процессах кормления грудного ребенка привели многих психоаналитиков к мысли, что восприятие младенцем материнской груди вызывает у него такие переживания, которые становятся важным фактором, оказывающим существенное влияние как на его психическое состояние, так и на процесс становления личности.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ – название, предложенное немецко-американским психоаналитиком Э. Фроммом (1900–1980) для обозначения учения, в основу которого положены идеи гуманистической этики, рассматривающей человека как деятельное и любящее существо.
Гуманистический психоанализ основывается на ряде теоретических положений, принципиально важными являются следующие: ключевая проблема психики – не удовлетворение или фрустрация желаний, потребностей человека, а его особая связь с внешним миром; миф об Эдипе следует понимать как символ не инцестуозной (кровосмесительной) любви между матерью и сыном, а протеста сына, восставшего против отца в патриархальном обществе; сексуальные влечения – не причина, а следствие психологического симбиоза ребенка с матерью; полное осознание вытесненного возможно только в том случае, если оно выходит за пределы индивидуальной сферы и включает в себя анализ «социального бессознательного»; наряду с индивидуальным характером следует учитывать «социальный характер» как совокупность черт, свойственных большинству членов данной социальной группы и возникающих в результате общих для них переживаний и общего образа жизни; наряду с традиционными психическими расстройствами необходимо изучить «патологию нормальности», т. е. хроническую, слабо выраженную шизофрению, которую порождает технократическое общество; цель гуманистического психоанализа состоит в раскрытии перед человеком правды о нем самом и активизации его внутреннего потенциала для того, чтобы он был самим собой, ориентировался в своем мышлении и поведении на такие ценности жизни, приоритетом которых является не иметь, обладать (знаниями, машиной, властью, другим человеком и т. д.), а быть продуктивным, добродетельным, любящим, жизнерадостным.