Глава VI
(1654–1682)
Учреждение Нерчинского воеводства. Прибытие в Забайкалье первого воеводы Афанасия Пашкова. Экспедиция Федора Пущина на р. Аргунь. Трудное положение первого нерчинского воеводы. Предназначение Забайкалья для ссыльных. Воевода Ларион Толбузин. Построение Селенгинского острога. Возобновление города Албазина на р. Амуре. Воевода Даниил Аршинский. Возникновение пререканий с китайскими властями. Отправка в Пекин посольства Милованова. Первое упоминание в правительственных актах о существовании в Забайкалье казаков. Воевода Павел Шульгин. Воевода Ларион Толбузин. Посольство в Пекин грека Спафария. Первые опыты разработки цветных руд. Воеводы Лоншаков, Воейков. Основание Посольского монастыря.
Упомянутое выше назначение на Амур князя Лобанова-Ростовского с 3000 челов. в конце концов не осуществилось, и устроение Амура возложено на бывшего енисейского воеводу Афанасия Пашкова, который еще в 1651 году отправил в Москву свое соображение об удержании за Россией Забайкальских земель. В 1654 году57 Пашков донес Сибирскому приказу, что Амурские земли могут быть удобно управляемы только по устроении Забайкалья и по учреждении на р. Шилке главного центрального пункта. В силу этого представления ему дана из Москвы главная власть над всеми казаками и промышленниками у р. Амура и разрешение набрать свыше 300 человек свежего войска из сибирских городов; в Тобольске предписано снабдить Пашкова изобильно всеми военными потребностями, а илимскому воеводе приказано выслать в Тугирский острог необходимое количество провианта. Но и эти распоряжения правительства не были выполнены в точности и не привели к ожидаемым результатам. Провиант, заготовленный для отряда, был расхищен в 1656 году людьми, возвращавшимися с Амура; вместо высылки из Тобольска огнестрельных припасов тобольские воеводы надумали выдать те, которые были зарыты Зиновьевым в Тугирском остроге в 1653 году, но их уже не оказалось; вместо содействия своему делу Пашков встретил в новых енисейских воеводах противодействие, так как они были недовольны отделением от них Иргеня и Хилка. При такой обстановке трудно было рассчитывать на успех, но Пашков не пал духом и добился постановки русской правительственной власти в Забайкалье на твердую ногу.
Выступив из Енисейска с своим отрядом в 1656 г., он, поднявшись по Тунгуске до устья р. Илима, изменил предписанный ему маршрут, потому что узнал о разграблении провианта на Тугирском волоке, и потянулся вверх по р. Ангаре через Байкал, в р. Селенгу и вдоль р. Хилка к Иргенскому острогу. Устроив тут дела, он перебрался на р. Шилку и в 1658 году, при впадении в Шилку Нерчи, заложил город Нерчинск58.
Из Нерчинска Пашков послал людей на Амур объявить Степанову царский указ о своем назначении и приказание прибыть ему, Степанову, со 100 казаками в Нерчинск, а остальным ожидать Пашкова в Албазине. Эта посылка имела только такой результат, что посланцы вернулись к Пашкову ограбленными. В этом году амурские казаки с весны предприняли обычный набег в поселения на Шингалы, но были разбиты; 270 человек убито и взято в плен, а остальные 180 человек, хотя и спаслись и успели ограбить посланцев Пашкова, но вскоре разделились: часть отправилась на р. Зею, а другие потянулись к Тугирскому волоку, и только 6 человек из них дошли до Енисейска с ясаком. Затем жизнь и деятельность русских людей на Амуре до появления в 1665 году Черниговского прекратились.
С выделением Амурского района из ведения якутских воевод они надумали возместить оный распространением своего влияния на аргунских тунгусов. С этой целью в 1654 году из Якутска отправлен с 50 человеками боярский сын Федор Пущин59. Дойдя к зиме 1655 года до устья р. Аргуни, он построил зимовье, но оставаться там не мог потому, что все окрестные тунгусы разбежались. Надеясь поживиться чем в других местах, он потянулся вверх по р. Аргуни, но за три недели своего движения не встретил ни одного человека; тогда, ввиду безвыходности своего положения, он спустился к Амуру и направился вниз, разыскивая Степанова, в надежде получить от него помощь. Встретясь со Степановым, он участвовал в набеге на поселения по р. Шингалы, а в 1656 году отправился с Амура с 20 казаками, оставшимися в живых, в составе команды, сопровождавшей ясак в Москву. Здесь кстати будет упомянуть, что этот Федор Пущин по прибытии в Якутск заявляет, что весь Амур не стоит земли гиляков; он говорил, что с гиляков и порубежных им дучеров они собрали больше 120 сороков соболей и что ясак с них можно собирать ежегодно, отправляя туда посменно казаков чрез Охотск. По поводу этого совета Фишер выражается так: «В самом деле сей совет былосновательный и полезный, когда бы знатные господа могли принимать его от нижних» (с. 623).
Афанасий Пашков, первый нерчинский воевода, убедясь и в невозможности и в бесполезности хлопот о закреплении за Россией Амура, обезлюдевшего на всем своем течении вплоть до Сунгари, обратил внимание на устроение Нерчинского острога; но и в этом должен был преодолевать большие трудности. Введенное им в окрестностях Нерчинского острога хлебопашество могло дать желанные плоды только в будущем, а в настоящем пришлось испытывать много лишений; Пашкову с казаками приходилось есть не только лошадей и собак, но также волков, лисиц и других зверей, каких били на промыслах60. Средства, к которым прибегал Пашков для создания культуры в окрестностях Нерчинска, были немного круты, как можно усмотреть из заявления протопопа Аввакума, сосланного в Дауры при царе Алексее Михайловиче за участие в смуте, возникшей по поводу исправления церковных книг, совершенного патриархом Никоном. «Люди изгибали, и у меня ноги и живот сини были. Два лета бродили в водах, а зимами через волока волочились. Река (Ингода) мелкая, плоты тяжелые, пристава немилостивые, палки большие, батоги суковатые, кнуты острые, пытки жестокие, – огонь да встряска, – люди голодные, лишь станут мучить ино и умрет»61.
При Пашкове же обозначилось то направление, которого решилось правительство держаться при заселении Забайкалья, а именно: оно вознамерилось сделать его ссыльным местом для всех преступников, кроме государственных. Это направление продержалось до конца XVII столетия, когда оно, уступая потребности заполучать даровые руки для государственных работ, заменилось ссылкой в каторжные работы.
Ссылка в Забайкальские местности, в Дауры, начавшаяся при царе Алексее Михайловиче ссылкой протопопа Аввакума, практиковалась и при его преемниках, до единодержавия Петра, который стал рассылать преступников в те местности, в которых требовались рабочие руки для государственных работ. Окончательно же ссылочным местом Даурия стала только с 1722 года, когда состоялся указ Петра об этом от 10 апреля62.
Благодаря энергии Пашкова Нерчинское воеводство скоро устроилось настолько, что могло существовать, хотя и с большим трудом, собственными средствами, не требуя подвоза провианта от других воеводств. Так как высылка пашенных крестьян в Дауры началась гораздо позже, то надо заключить, что первыми хлебопашцами в Нерчинском воеводстве были служилые люди и русский гулящий народ.
В 1660 году притеснения сборщиков ясака вызвали восстание тунгусов, живших по р. Ингоде, что побудило Пашкова перебраться в Иргенский острог для удобства в принятии соответственных мер. В бытность его в этом остроге, в 1660 году, прибыло 17 казаков с Амура с просьбой принять их на службу, которые, впрочем, вскоре бежали, ограбив своих же товарищей, но на р. Тугире встретились с новым воеводой, направлявшимся в Нерчинск, и были возвращены обратно. Это обстоятельство наводит на мысль, что новый воевода Ларион Толбузин двигался с достаточным количеством служилых людей, если мог заставить бежавших вернуться, и значит, край сильно нуждался в людях, если беглецов приходилось водворять в тех местностях, из коих они бежали.
Толбузин застал Пашкова в Иргенском остроге, где и принял от него царскую казну. Пашков выехал в Енисейск в 1662 году63.
Пробыв в Забайкалье шесть лет, с 1661 по 1667 год, Толбузин заботился о заселении края прибылыми охочими людьми и распорядился постройкой Селенгинского острога в 1666 году. Факт возведения этого острога доказывает, что в эту пору хоринские буряты уже отложились от монголов и были обложены ясаком в пользу русского правительства, а также и то, что русская колонизация устремилась в долину р. Селенги или ближайшие к оной местности, и достигла таких размеров, что стала нуждаться в охране служилых людей. А как в этих местностях кочевали монголы, которые не состояли данниками русского правительства, то надлежит предположить, что колонизаторами этой части Забайкалья были не только звероловы и промышленники, скупщики мехов, но и хлебопашцы, что и подтверждается тем обстоятельством, что войска, прибывшие в Забайкалье с послом Головиным, квартировали в 1688 году в деревнях, в окрестностях Селенгинска, а этого не могло бы быть, если б русские, здесь проживавшие, были звероловы или промышленники, потому что они заводили бы только зимовья, а не деревни, в которых чрез двадцать лет, со времени их основания, явилась возможность расквартировать свыше 2000 человек.
При Толбузине же в 1665 году возобновлен гор. Албазин бежавшими в оный из Илимского острога преступниками под начальством Никифора Черниговского64.
Вслед за Толбузиным воеводой в Нерчинск назначен ротмистр Даниил Аршинский, бывший на воеводстве до 1673 года65. При нем продолжалось заселение края, охочими прибылыми людьми, а также ссыльными; построен в 1668 году острог Удинский (Верхнеудинский) и начались пререкания с китайскими пограничными властями по поводу невыдачи оным тунгузского князя Гантимура. Выше было упомянуто, что с прибытием в Нерчинский острог сотника Петра Бекетова Гантимур, убедясь в желании русских сделать его своим данником, откочевал с подвластными ему тунгусами в Маньчжурию, за р. Аргунь. Надо полагать, что китайские власти оказались тяжелее российских, и он, недовольный ими, в 1667 году перекочевал обратно на левый берег Аргуни и сделался добровольным данником русского правительства, обязуясь платить по 3 соболя с человека66. Правитель маньчжурский, живший по р. Шингале (Сунгари), прислал к нерчинскому воеводе Аршинско-му грамоту, прося о возврате Гантимура, в которой проводил мысль, что спорить из-за ясака нечего; между прочим, в грамоте он выражался так: «Но вы подумайте: кто платит Великому Государю ясак и сбежит, то разве вы не ищете его по десяти, по двадцати и по сту лет?» Очевидно, что в это время у китайцев уже установилось убеждение, что река Аргунь есть граница русских владений. Вместо послов к правителю Маньчжурии Аршинский отправил посольство под начальством боярского сына Милованова в Пекин, к богдыхану, с предложением союза и беспрепятственной торговли67. Казаки вернулись недовольные и привезли грамоту царю, которая послужила поводом к отправке в Пекин посольства из Москвы под начальством Николая Спафария.
При Аршинском Никифор Черниговский, завладевший Албазином, стал высылать в Нерчинск ясак, и таким образом состоялось фактическое признание амурскими обывателями главенства Нерчинского воеводства.
К этой же первоначальной поре собирания Забайкальских земель и устроения местной администрации в крае относится царский указ от 23 октября 1673 года, из коего видно, что в Забайкалье уже существовали свои городовые казаки. В гpaмоте на имя туринского воеводы Ивана Суздальцева относительно установления более строгого присмотра за людьми ссыльными в Сибирь изложено68: «В прошлых 180 и 181 годах, по нашему Государеву указу посланы из Москвы в Сибирь в ссылку изменники и клятвопреступники войска Запорожского со стороны Днепра… бывший Гетман Демка Игнатов… (идет перечисление лиц)… до Тобольска, с сибирскими служилыми людьми и с провожатыми, а в Тобольске велено их держать за крепкими караулы, скованных, а из Тобольска велено послать их, Демку Енисейского уезда в Селенгинский острог, Ваську в Красноярский» и т. д.; «да в 180 году июля в 19 день, по нашему, Великого Государя, указу, посланы в Сибирь в ссылку… (идет перечисление лиц)… Игнашка Пареной, с женою Парасковицею… опять перечисление… а из Тобольска велено их послать… Игнашку Пареного в Селенгинский, в пешую казачью службу». Очевидно, к этой поре в Забайкальских острогах были уже казаки и конные и пешие и как Селенгинский острог показан Енисейского уезда, то и служилые люди значит высылались в оный из Енисейска69.
После Аршинского нерчинским воеводой был назначен тобольский сын боярский Павел Шульгин. Этот человек замечателен тем только, что своими несправедливостями, притеснениями и жестокостью превзошел всех своих предшественников и вызвал восстание против себя служилых людей. «Шульгин за взятки выпускал бурятских аманатов, которые потом изменяли, уходили в Монголию; но жен аманатских не выпускал: они были ему надобны; подучал одних бурят отгонять табуны у других и делился добычей с хищниками; скупал хлеб, курил из него вино, варил пиво, продавал, а другим и есть нечего было; по дороговизне хлеба питались травою и кореньями; бил служилых людей кнутом и батогами, велел брать в руку батогов по пяти; служилые люди вышли из терпенья, послали челобитчиков в Москву; но до Москвы далеко, когда-то придет указ? – и в ожидании указа служилые люди распорядились сами: отказали Шульгину от съезжей избы и выбрали к государеву делу одного сына боярского, да десятника казачья»70.
При администраторе такого сорта гражданское преуспевание края не могло идти вперед быстрыми шагами, но тем не менее заселение края продолжалось и благосостояние жителей Селенгинского района возросло настолько, что в 1674 году состоялись попытки завести торг с Китаем караванным путем, через Монголию, из Селенгинска. «Ездили в Пекин для торгу, из Селенгинска енисейский сын боярский Иван Поршенников, да торговые гости Евстафия Филатьева люди, Гаврило Романов с товарищами, всего 43 человека»71.
Другим фактом, указывающим на заселенность Селенгинского района, служит то обстоятельство, что в 1675 году поступили жалобы на селенгинских жителей от монгольских: Очарая-Саин-хана, от Кутухты и от Батура-контайши. Жалобы эти, надо думать, вызваны тем, что русские поселенцы, распространяясь к югу, вверх по р. Селенге, стали занимать кочевья монголов и начали собирать ясак с соседних бурят, уплачивавших таковой монголам72.
В 1676 году на смену Шульгину прибыл в Нерчинск боярский сын Лариои Толбузин, и в это самое время из ведения Нерчинского воеводства выделен Иркутский острог, в который поставлен воеводой боярский сын Алексей Толбузин73.
К этой поре сношения русских из Забайкалья с китайцами развились настолько, что встретилась надобность установить торговые сношения путем формального договора. В видах достижения этой цели отправлено из Москвы посольство в Пекин под начальством переводчика Посольского приказа грека Николая Гавриловича Спафария, который, проследовав российскими владениями до гор. Нерчинска, направился оттуда на г. Цицикар и далее в Пекин, куда и прибыл 15 мая 1676 года. К посольству его в Тобольске присоединено: 6 кречетных помытчиков, 30 конных казаков и 6 детей боярских74. Посольство это испытало на себе неудобства оскорбительного для китайцев характера действий посольства воеводы Аршинского. Неснятие шапок перед богдыханом посланниками Аршинского и предложение богдыхану принять русское подданство повело к тому, что, боясь нанесения бесчестья богдыхану от Спафария, мандарины требовали выдачи им грамоты для предварительного прочтения оной, на что Спафарий, разумеется, не соглашался. После долгих переговоров на эту тему была снята копия с царской грамоты на латинском языке, и сошлись на сделке такого рода: Спафарий должен положить грамоту на богдыханское место, а два ближних мандарина тотчас же возьмут оную и понесут прямо к богдыхану. Результат этого посольства был неудачен; Спафарий выехал из Пекина без грамоты, потому что не хотел допустить в оной выражений, обидных для чести русского царя, а на словах ему поручено было доложить царскому величеству три дела: 1-е, чтоб выдать Гантимура; 2-е, если впредь пришлет посланника, то чтоб наказал ему ни в чем не сопротивляться, что ни прикажут; 3-е, чтоб запретил своим людям, живущим на рубежах наших, обижать наших людей75. Если царское величество эти три статьи исполнит, то и богдыхан исполнит его желания, в противном случае чтобы никто из России и из порубежных мест в Китай с торгом и ни с какими делами не приходил.
Торговля товарами, которые привезло с собой посольство, шла очень плохо; китайцы сговорились, по какой цене продавать свои и покупать русские товары, и это побудило большую половину товаров вернуть с собой назад в Россию и понести вообще большие убытки.
В этом же году тобольскому воеводе Шереметеву доставлены известия о рудных месторождениях Нерчинского округа76. По словам тунгусов, руды золотые, серебряные и оловянные надлежало искать по рекам, впадающим в р. Аргунь. Согласно этих указаний, по распоряжению воеводы Толбузина произведены розыски, результатом которых было открытие 20 старых плавилен и добыча желтой и серой руды и выплавка из серой руды сланца в Нерчинске77. Эти руды были отправлены в Тобольск, а затем в Москву, и они-то, вероятно, послужили основанием Ядринцеву в соч. «Сибирь как колония» на с. 228 сделать такой вывод: чтоб уметь открывать или находить «богатства природы, нужны были знающие люди, а из Сибири доносили, что от тамошнего национа (народа. – Примеч. ред.) и из русских людей вспомогателей, способных к отысканию всяких роритетов (раритетов. – Примеч. ред.) не обретается». Но Иван Власов извещает царя в 1680 г.: а прислал он, Трошка, чистые руды пять фунтов и того синего каменя уломок, которым та руда обыскана, а какая та руда и краска, в какое дело годитца-ль, того мне, холопу твоему, не по чем, потому что в Селенгинском, Баргузинском и Иркутском рудознатных мастеров и красильщиков нет»78. К этому же году Щеглов относит наименование Енисейска областным городом для управления всеми водворениями по Ангаре и в Забайкалье, со включением Нерчинска, не выделяясь в то же время из ведения Тобольского приказа79. Если его сведение, приводимое Щегловым без указания ссылки, откуда оно почерпнуто, справедливо, то оно дает основание думать, что потребность в охране населения, разбросавшегося по Забайкалью, а также требование служилых людей для сбора ясака и для других служебных надобностей, не могли быть удовлетворены призывом охочих, вольных людей из среды местного населения, что, в свою очередь, служит веским доказательством того, что численность населения была невелика, что главная масса местных обывателей была крепка земле, то есть занималась хлебопашеством, а не охотой и звероловством, как было в других местностях Сибири, к востоку от Енисея.
В 1677 году из Нерчинска отправлены казаки и промышленники в верховья реки Зеи для постановки острога, названного Верхозейским. Вслед за сим в 1679 году поставлены на р. Зее еще два острога: Селимбаевский и Додонский80.
Это обстоятельство наводит на мысль о том, что в Нерчинском воеводстве, с постановкой его в зависимость от Енисейска, скопилось достаточно и служилых людей, и провианта, потому что иначе нельзя было бы высылать людей для заложения острогов на расстояние многих сотен верст от Нерчинска.
В 1677 году81 сослан в Даурские остроги один из литовских ссыльных Юрий Крыжановский, который прежде был в ссылке в Охотске, в звании сборщика податей, но своими злоупотреблениями вызвал восстание тунгусов и переведен в Забайкальские земли.
Вслед за Толбузиным в Нерчинское воеводство назначен енисейский сын боярский Григорий Лоншаков82 на общем основании, т. е. на два года.
В 1680 году 17 ноября83 состоялся боярский приказ о ссылке в Сибирь на вечное житье на пашню с женами и с детьми тех воров, которые «объявятся в первой или двутатьбах».
В 1680 году Лоншакова сменил стольник Федор Дометиевич Воейков84. При нем население русское в Забайкалье разрослось уже настолько, что явилась надобность для края в постройке монастыря, который и основан в 1681 году на берегу озера Байкала, в том месте, где был убит в 1651 году московский посол Ерофей Заболоцкий, и назван потому Посольским85. При нем же отправлена за Байкал в 1681 году духовная миссия, состоявшая из игумена Феодосия, иеромонаха Макария и нескольких монахов, для просвещения неверующих (История русск. церкв. Филар., IV. 55).