Вы здесь

Краткий курс по экологическому праву. 6. Право собственности на природные ресурсы. Правовые формы использования природных ресурсов ( Коллектив авторов, 2016)

6. Право собственности на природные ресурсы. Правовые формы использования природных ресурсов

Под правом собственности на землю и другие природные объекты понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и другими правовыми актами (право собственности в объективном смысле); во-вторых, совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности в пределах, установленных законодательством (право собственности в субъективном смысле); в-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами – как собственниками, так и не являющимися собственниками, а это значит, что право собственности имеет структуру, сходную со структурой любого правоотношения.


2. Структура любого правоотношения включает три основных элемента: объект правоотношения, субъект правоотношения и содержание правоотношения. Правоотношения имеют два объекта. Применительно к экологическому правоотношению это природный объект (непосредственно объект правового регулирования) и второй объект, имеющий две стороны: интерес экологопользователя в достижении своих целей, общегосударственная цель в улучшении природных объектов и в недопустимости причинения им вреда.


3. Объектами прав всех форм собственности на природные объекты считаются:

☝ отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т. п.);

☝ только те объекты, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);

☝ объекты при условии, что они находятся в экологической связи с окружающей природной средой.


4. Природные объекты должны находиться в пределах государственных границ и континентального шельфа России и в исключительной экономической зоне РФ. Субъекты права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы – это народы России, которые проживают на соответствующей территории, где земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизни и деятельности.

В ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы объявлены основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Включение народов России в отношения собственности на природные объекты создало юридические предпосылки гармонизации интересов народов страны: исключается приоритет интересов одного народа над интересами другого и над интересами народов России в целом.


5. Содержание права государственной, частной и муниципальной собственности выражается в следующих правомочиях: праве владения, праве пользования и праве распоряжения. Право владения природными объектами – это обладание природными объектами и господство над ними, удержание их в обладании. Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить либо запретить доступ граждан или организаций на данный природный объект или определенные виды их хозяйственной деятельности.


6. К праву пользования землей и природными объектами относятся:

✓ хозяйственная или иная их эксплуатация;

✓ извлечение из них полезных свойств;

✓ использование для иных целей удовлетворения потребностей общества.

Право распоряжения собственника землей и природными объектами позволяет распределить и перераспределить их между собственниками.


7. В соответствии с российским законодательством природные ресурсы как объекты собственности могут находиться в гражданском обороте. Основные права собственности на природные ресурсы определены в ст. 9 Конституции РФ. Земля, природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности.


8. Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей формой собственности. Право государственной собственности установлено на землю, недра, воды, леса и другие природные объекты. В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить право собственности на природные ресурсы.


9. К федеральным природным ресурсам могут относиться:

☝ земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ;

☝ земельные участки, занятые энергетическими, транспортными и космическими объектами, ядерной энергетикой, связью и т. д.;

☝ земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

☝ месторождения полезных ископаемых общефедерального значения;

☝ водные объекты, расположенные на территории двух или более субъектов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты;

☝ виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым;

☝ редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу;

☝ иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ.


10. Муниципальная собственность представляет собой имущество, принадлежащее на праве собственности городскому и сельскому населению, а также другим муниципальным образованиям. В соответствии с законодательством РФ в муниципальной собственности могут находиться земельные участки, горные отводы, природные объекты (леса, луга, водоемы и т. д.). Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, не противоречащие закону.


11. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане вправе иметь землю в частной собственности. В соответствии с действующим законодательством право частной собственности в РФ провозглашено на земельные участки, обособленно-замкнутые водные объекты (ст. 36 Водного кодекса РФ) и древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке (ст. 20 ЛК РФ). Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. В данном случае основным нормативным актом является Земельный кодекс РФ. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве, развитию предпринимательства.