Вы здесь

Краткая история Католической Церкви. Золотой век Церкви (Романо Скальфи, 2018)

Золотой век Церкви

Благодаря неустанному подвижническому труду провозвестников Евангелия Церковь стремительно расширяется, особенно начиная с III века. III век – это время кризиса язычества, который усугубляется кризисом в экономике и политике. Поклонение языческим богам все меньше привлекает людей, стремящихся к Истине и Любви. Они повседневно наблюдают жизнь многих и многих христиан – жизнь, проникнутую любовью ко Христу, и их вдохновляет новизна любви, завещанной Христом. Сила Святого Духа – вот что более всего способствует распространению христианства.

Несмотря на отдельные споры и разногласия внутри Церкви, в целом христиане представляют собой дружную и сплоченную семью. Внутри общин царит удивительное согласие. Оно основано, как объясняет неизвестный христианин в письме к Диогнету, не на симпатиях и не на созвучии умонастроений, а на уверенности в Божественном присутствии, в Господе, Который любит каждого в отдельности и всех вместе бесконечной любовью.

Из «Послания к Диогнету»: Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия и ведут жизнь, ни в чем не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны; они не привержены к какому-либо учению человеческому, как другие. Но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и, следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна. Они вступают в брак, как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не ложе. Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные; повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены и во всем изобилуют. Бесчестят их, но они тем прославляются; клевещут на них, и они оказываются праведны, злословят, и они благословляют; их оскорбляют, а они воздают почтением, они делают добро, но их наказывают, как злодеев; будучи наказываемыми, радуется, как будто им даровали жизнь. Иудеи вооружаются против них, как против иноплеменников, и эллины преследуют их, но враги не могут сказать, за что их ненавидят.

Словом сказать: что в теле душа, то в мире христиане. Душа распространена по всем членам тела, и христиане по всем городам мира. Душа, хотя обитает в теле, но не телесна, и христиане живут в мире, но не суть от мира. Душа, будучи невидима, помещается в видимом теле; так и христиане, находясь в мире, видимы, но Богопочтение их остается невидимо. Плоть ненавидит душу и воюет против нее, ничем не будучи обижена, потому что душа запрещает ей предаваться удовольствиям: так и мир ненавидит христиан, от которых он не терпит никакой обиды, за то, что они вооружаются против его удовольствий. Душа любит плоть свою и члены, несмотря на то, что они ненавидят ее, и христиане любят тех, которые их ненавидят. Душа заключена в тело, но сама содержит тело, так и христиане, заключенные в мире, как бы в темнице, сами сохраняют мир. Бессмертная душа обитает в смертном жилище, так и христиане обитают, как пришельцы, в тленном мире, ожидая нетления на небесах. Душа, претерпевая голод и жажду, становится лучшею; и христиане, будучи наказываемы, каждый день умножаются. Так славно их положение, в которое Бог определил их и от которого им отказаться нельзя.

Тертуллиан

Выдающаяся фигура того времени – богослов Тертуллиан. Он родился около 160 года в Карфагене. В молодости он получил отличное образование и прибыл в Рим, чтобы заниматься адвокатской практикой. Крещение Тертуллиан принимает уже в зрелом возрасте, потрясенный подвижничеством мучеников за веру Христову. Около 200 года он возвращается в Карфаген, принимает пресвитерский сан. Здесь начинается его новая жизнь, жизнь бесстрашного апологета, проповедника и толкователя христианства. Человек неистовый и горячий, он и в устных проповедях, и в сочинениях без устали борется со злом в Церкви и в миру, какие бы формы оно ни принимало. Будучи от природы ригористом, Тертуллиан в конце концов разделяет взгляды Монтана (от него пошла ересь монтанизма), который отказывал Церкви в праве прощать тому, кто хоть единожды предал Христа.

Впоследствии Тертуллиан отдаляется от Монтана и образует собственную секту. Таково печальное завершение жизненного пути человека, который отдал всего себя служению Церкви. Увы, ему не хватило благородной простоты, чтобы признать за Церковью право прощать даже тех, кто совершает серьезные проступки. Ему не дано было понять, что на самом деле Церковь состоит из грешников.

Ориген

Один из величайших апостольских отцов в Африке – Ориген. Родившийся в Александрии около 185 года, он всю жизнь отдает христианскому просвещению. Ориген много путешествует, принимает пресвитерский сан в Палестине, посещает Аравию, Рим. Вернувшись на родину, он возглавляет александрийскую богословскую школу. Ориген известен как автор многочисленных трудов по богословию и, прежде всего, комментариев к Священному Писанию.

Церковный календарь

В начале III века Церковь начинает формировать церковный календарь, в основе которого лежат главные вехи жизненного пути Иисуса Христа. Определяется чин литургии – церковного богослужения, прославляющего Господа Бога. Складывается пасхальный цикл – время, когда Церковь особо почитает Воскресение Христово. Это время становится средоточием церковного года.

Радостно проходят в Церкви следующие за Пасхой пятьдесят дней. Закончился Великий пост, длившийся сорок дней перед Пасхой. Верующие молятся стоя, на это время отменяются коленопреклонения, на пятидесятый день после Пасхи Церковь празднует Пятидесятницу – день сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию. А десятью днями ранее отмечается Вознесение Господне – день, когда Иисус благословил Своих учеников и вознесся у них на глазах на небо, чтобы воссесть одесную Отца. Но при этом, прославленный и преображенный, Он не оставил нас, а ниспослал нам Святого Духа – животворить и хранить Церковь.

Начиная с 330 года Церковь с большой торжественностью празднует 25 декабря Рождество Христово, а также Поклонение волхвов; и 6 января – Крещение (Богоявление), в котором объединены два знаменательных события: крещение Иисуса в водах Иордана и брак в Кане Галилейской. Кроме того, Церковь отмечает дни, посвященные памяти мучеников и святых. При этом каждая община с особой любовью прославляет мучеников и святых из своей среды.


В III веке в Церкви возникает и становится все более ясным сознание того, что Христос живет в Церкви и, стало быть, христианин сообразует свою жизнь с жизнью Христа. Жить во Христе и в Церкви – это значит скорее пойти на страдания и мученичество, но не предать Христа. Жить во Христе – это значит служить своим братьям так, как будто служишь Христу. Некоторые, чтобы более полно жить во Христе, отказываются от семьи и дают обет целомудрия. Ранее это был свободный выбор немногих, но уже в III веке монашество в христианской общине – обычное явление. В центре языческого мира, который находится в упадке, в недрах цивилизации с явными признаками усталости рождается новый народ. Церковь не борется за отмену рабства, но христиане считают рабов своими братьями.

В III веке Римскую империю со всех сторон теснит множество соседних народов. В самой империи всем заправляют войска. Начиная с 235 года императоры выбираются из среды войска. Борьба за императорскую власть носит кровавый и продолжительный характер; это имеет серьезные последствия для экономической и политической жизни. Сокращается торговля, нищает население, ширятся настроения неуверенности и недоверия. Изменяются склад мыслей и тип религиозности. Растет озабоченность личным спасением. Распространяются восточные культы и мистериальные религии. В 250 году император Деций, желая восстановить единство империи, издает декрет, в котором повелевает всем подданным приносить жертвы языческим богам. Множество христиан кровью оплачивает верность Христу, но, к сожалению, много также и падших, которые отрекаются от своей веры для того, чтобы спастись.

После некоторого первоначального разброда Церковь приходит в себя и укрепляется в мученичестве. «Кровь мучеников, – писал Тертуллиан, – это семя, из которого рождаются новые христиане». Прекращение преследований ставит перед Церковью проблему возвращения в общину слабых духом, которые отреклись от своей веры. По отношению к тем, кто подкупил проверявших – купил себе удостоверение, но не приносил жертвоприношения богам, – Церковь проявляет снисходительность. Рассматривая каждый случай в отдельности, назначают некоторое покаяние и после этого отпускают с миром. Для падших (то есть для тех, которые совершили отступничество) требуют длительного покаяния, чтения молитв и сбора милостыни, после этого грешник вновь принимается в лоно Церкви.

Одна из первых жертв гонений Деция – папа Фабиан. Избранный в январе 236 года, он много делает для организации жизни римской общины. Город разделяется на семь частей, и во главе каждой ставится свой диакон. Его деятельность вызывает гнев императора, и он казнит папу Фабиана 20 января 250 года.

В августе 258 года императором становится Валериан, но положение христиан не улучшается.

Для совершения служб христианам приходится скрываться в катакомбах. Когда папа Сикст II совершает службу в катакомбах святого Каллиста, его настигают римские солдаты и убивают на месте вместе с его диаконами. В живых остается только отсутствовавший диакон Лаврентий, казначей общины. Его задерживают через несколько дней, пытают огнем на решетке, но даже тогда он отказывается сказать, где спрятаны деньги Церкви. Он умирает 10 августа 258 года. Согласно благочестивой легенде, огромное количество падающих звезд, которые можно видеть на небе 10 августа, в ночь святого Лаврентия, – это небесный плач по святому Лаврентию.

Св. Киприан

В Карфагене, как раз в то время, когда Тертуллиан покидает Церковь, живет еще один величайший апологет христианства – Киприан. Он родился между 200 и 210 годами в богатой языческой семье. После легкомысленной и беспечной юности на него нисходит благодать, он принимает крещение, раздает все свое богатство беднякам и посвящает себя изучению Священного Писания.

В 248 году Киприан становится епископом Карфагена. Во времена дециевских гонений он спасается, покидая город, и возвращается обратно в 251 году. В 257–258 годах новое гонение обрушивается на измученную Христову Церковь, и на этот раз Киприан не спасается от него. Сначала его отправляют в изгнание, потом призывают назад, судят и приговаривают к смерти. В ожидании палача Киприан молится, преклонив колени. По прибытии палача Киприан распоряжается, чтобы тому выдали 25 золотых монет. Его обезглавливают 14 сентября 258 года.

Киприан один из первых пишет о том, что единство Церкви обеспечивается первоиерархом, Папой Римским, подчеркивая при этом первенство епископа Рима. Узнав, что Марциан, епископ Арльский (Франция), отказывает падшим в прощении перед смертью, Киприан пишет Папе, призывая его отстранить епископа, не подчиняющегося законам Церкви. В письме к Папе он говорит о римском престоле как о кафедре Петра и о главной Церкви, залоге священнической общности. В своей книге «О единстве Церкви» Киприан пишет, что Господь, нарекая Симона Петром, ясно показал, что Он хочет воздвигнуть Церковь на одном камне. Прочие апостолы равны ему славой и властью, но основа единства – в Петре.

Из сочинения св. Киприана «О единстве Церкви»: Таким образом Он основывает Свою церковь на одном. И, хотя по Воскресении Своем, он усвояет равную власть всем апостолам, говоря: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21–23); однако, чтобы показать единство (Церкви), Ему угодно было с одного же и предначать это единство. Конечно, и прочие апостолы были то же, что и Петр, – имели равное с ним достоинство и власть: но вначале указывается один, для обозначения единой Церкви. Эту единую Церковь обозначает и Дух Святой в Песни Песней, говоря от лица Господня: «Но единственная – она, голубица моя, чистая моя, единственная она у матери своей, отмеченная у родительницы своей (Песн. 6: 9). Можно ли думать тому, кто не придерживается этого единства Церкви, что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: «Одно тело и один Дух, как и вы, призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Еф. 4:4–6). Сие-то единство надлежит крепко поддерживать и отстаивать нам, особенно епископам, которые председательствуют в Церкви, дабы показать, что и само епископство одно и нераздельно. Пусть никто не обманывает братства ложью! Пусть никто не подрывает истины веры вероломною изменою! Епископство одно, и каждый из епископов целостно в нем участвует. Также и Церковь одна, хотя, с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство. Отдели солнечный луч от его начала – единство не допустит существовать отдельному свету; отломи ветвь от дерева, – отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником – разобщенный иссякнет. Равным образом Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле она распростирает ветви свои, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство; при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая преспеянием плодотворения.

От нее рождаемся мы, питаясь ее млеком, одушевляемся ее духом. Невеста Христова искажена быть не может: она чиста и нерастленна, знает один дом и целомудренно хранит святость единого ложа. Она блюдет нас для Бога – уготовляет для царства рожденных его. Всяк, отделяющийся от Церкви, делается чуждым обетований Церкви; оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом: он для нее чужд, непотребен, враг ее. Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева. Господь так говорит в научение наше: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Нарушитель мира и согласия Христова действует против Христа. Собиравший в другом месте, а не в Церкви, расточает Церковь Христову. Господь говорит: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1Ин. 5:7). Кто же подумает, что это единство, основанное на неприменяемости божественной и соединенное с небесными таинствами, может быть нарушено в Церкви и раздроблено разногласием противоборствующих желаний? Нет, не хранящий такого единства не соблюдает закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына, не держится истинного пути к спасению.

По мере того как численность христиан увеличивается, им становится все труднее собираться для богослужения в обычных домах всем вместе. Начинается воздвижение зданий, предназначенных для богослужения – церквей. У христиан появляются и особые места погребения усопших – катакомбы, где можно также скрываться во время гонений. Именно в катакомбах сохранились образцы раннего христианского искусства. Это сцены из Ветхого и Нового Заветов, они повествуют о Воскресении. Иисус часто представляется в них как добрый Пастырь. Одно из самых распространенных изображений в катакомбах – рыба, символ Христа. По-гречески слово «рыба» состоит из начальных букв слов «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».


В 260 году Валериана сменяет Галлиен. Новый император прекращает преследования христиан и вскоре издает указ в их защиту. Христианам возвращают культовые здания, им разрешается занимать высокие государственные должности. Впервые в истории Церкви римский император проявляет терпимость. Церковь получает около сорока лет передышки. Это время широкого распространения новой веры. К началу IV века Церковь приходит в самые далекие земли. Наиболее известный христианский центр того времени – Александрия Египетская, откуда вестники Евангелия проникают в глубь Египта и Месопотамии, и откуда Эдесса посылает, в свою очередь, благовестников в Персию и даже в Индию. Христианские общины процветают в Армении, на Черном море и в Каппадокии. На Западе христианство достигает областей нынешних Испании, Германии и Англии. Благодаря такому беспримерному миссионерскому подвигу в IV веке из пятидесяти миллионов жителей Римской империи, по крайней мере, семь миллионов являются христианами.

Преследования возобновляется при Диоклетиане. Убежденный в том, что христианство препятствует возрождению империи, император в 303 году издает первый эдикт, который предписывает разрушение церквей и выдачу религиозных книг. Согласно следующему эдикту, предстоятели христианской общины заключаются в тюрьму, отказывающиеся приносить жертвы богам приговариваются к смерти. Последний эдикт повелевает всем христианам приносить жертвы богам. После этого эдикта гонения принимают гигантские масштабы и длятся до 311 года.

Желая облегчить бремя управления и усовершенствовать систему наследования, Диоклетиан разделяет римскую империю на две части: Восточную и Западную. Во главе каждой части стоит правитель, именуемый августом, с помощником – цезарем. В 305 году Диоклетиан удаляется от дел и год спустя умирает. Ему наследуют августы Констанций и Галерий. Римские легионы в Галлии провозглашают императором его сына Константина, а в Риме на его место избирают Максенция. Так начинается дипломатическая и военная борьба за власть в империи. Кризис на Западе сопровождается серьезным упадком сельского хозяйства и торговли. Напротив, на Востоке экономика находится в расцвете.

В 312 году Константин со своим войском выступает из Галлии в Италию для того, чтобы сразиться со своим соперником Максенцием. В ночь перед сражением на небе он увидел знамение, в котором ему предсказывается, что он победит, если начертает на солдатских щитах первые две буквы имени Христа: «Сим победиши!»

28 октября 312 года в битве на Мульвийском мосту у Римских ворот Константин одерживает победу. Он уверен, что обязан этим вмешательству Господа.

После поражения Максенция Константин – единственный властитель на Западе, а на Востоке правит его друг Лициний. В феврале 313 года Константин и Лициний встречаются в Риме и составляют знаменитый Миланский эдикт, в котором христианство признается законной религией на всей территории Римской империи. Превыше всего на свете Константин любил власть. После некоторого мирного затишья он выступает против Лициния, побеждает его и становится в 324 году единственным императором. Он еще не христианин, но незадолго до смерти принимает крещение. А пока он окружает себя советниками-христианами, и в его законодательстве можно найти следы христианского духа. Чтобы окончательно завершить создание единой и великой Римской империи, Константин велит основать на Босфоре новый город – Константинополь. Рождается второй Рим – Рим христианский, свободный от языческих традиций, город дворцов, церквей и базилик.

Из «Бесед» св. Прокла Константинопольского (393–446). Беседа о богоявлении: Христос явился в мир, внес порядок в неупорядоченный мир и сделал его прекрасным. Он принял на Себя грехи мира и изгнал из мира врага. Он освятил источники вод и просветил души людей. К чудесам Он прибавил чудеса, еще величайшие.

Ныне земля и море делят между собой благодать Спасителя, и весь мир исполняется радости, ибо нынешний день являет нам еще больше чудес, чем праздник предшествующий.

Воистину, в торжественный день минувшего Рождества Христова Земля возвеселилась, ибо несла на себе Господа в яслях; в нынешний день Богоявления море радуется, ликует, ибо приняло посреди Иордана благословение освящения.

В минувшее торжество Он предстал нам как младенец, являвший нам все наше несовершенство; в нынешний праздник мы зрим Его зрелым мужем и провидим в Нем Совершенного, который исходит от Совершенного. Там царь, облекшийся в багряницу плоти, здесь источник, окруживший собою реку и как бы облекший ее.

Люди! Взгляните на дивные чудеса: солнце правды омывается в Иордане, огонь погружен в воды, и Бог освящен человеком. Ныне всякая тварь поет хвалебные песни и возглашает: «Благословен грядущий во имя Господне!» (Пс. 118:26). Благословен грядущий во всякие времена, ибо сегодня Он пришел не впервые… Кто Он? Скажи это внятно ты, о блаженный Давид: «Бог – Господь, и осиял нас» (Пс. 118:27). Это речет не один пророк Давид, но и апостол Павел своим свидетельством откликается и изъясняет: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас» (Тит. 2:11). Для всех, не для некоторых. Всем, иудеям и эллинам, Он дарует спасительную благодать Крещения, всем предлагает Крещение как общее благо.

Взгляните же на чудотворный потоп, превзошедший мощью своей и значением тот потоп, что излился во времена Ноя. Тогда в водах потопа погиб род людской; ныне вода Крещения властью Крещеного возвращает к жизни умерших. Тогда голубь принес в клюве оливковую ветвь и знаменовал благоухание Господа Христа; ныне же Дух Святой нисшел в виде голубя и явил нам Самого Господа, исполненного милосердия к нам.

Первый вселенский собор

Во времена мира, принесенного Константином, у христиан есть возможность углубить свое понимание Христа и обсудить связанные с этим вопросы. Но не всегда споры о Христе согласуются с традициями Церкви. В мирное время распространяются и ереси, одна из них – арианство.

Родина Ария – Ливия, он воспитывается в Египте, принимает пресвитерский сан в Александрии. Красноречивый проповедник, человек глубокого ума, он ведет аскетическую жизнь. В 318–319 годах он утверждает, что Иисус не Бог, но не является и человеком. Он учит, что Иисус – единственный, высочайший, выше всего человеческого рода. Иисус – нечто между Богом и человеком. Афанасий, епископ Александрийский и главный противник Ария, собирает Собор, на котором присутствует около ста епископов. Ария осуждают и отстраняют от служения, а вместе с ним и его четырнадцать единомышленников. Арий не подчиняется этому решение и удаляется в Никодимию, бывшую главным городом Востока до основания Константинополя. Здесь его радушно встречает епископ Евсевий, который сочувственно относится к нему, и отсюда еретические идеи распространяются по всему христианскому миру.

Борьба между арианами и ортодоксами (приверженцами истинной веры) становится все более острой. Церковь стоит перед угрозой раскола, в империи может вспыхнуть гражданская война. Константин, по предложению своего советника Осии, созывает Первый Вселенский Собор в Никее (ныне город Изник в Турции).

Из «Слова против язычников» св. Афанасия: Нет такой твари, нет ничего происходящего, что не сделалось бы и не имело существования в Слове и через Слово, как учит ап. Иоанн: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1–3).

Подобно тому, как музыкант на хорошо настроенной цитре создает гармонию, умело сочетая звуки, низкие и высокие, так и Мудрость Божия, держа в руках целый мир, как цитру, соединила то, что в эфире, с тем, что на земле, равно как вещи небесные с тем, что в эфире, и согласовала отдельные части с целым, и по воле Своей создала единый мир и единый миропорядок, истинное диво красоты. И Самый Глагол Божий, недвижно пребывая у Отца, движет всеми вещами в мире, сохраняя свою природу и благодать Отца.

Все сущее в согласии со своей сущностью имеет жизнь и составляет частицу Его, и все вещи посредством Глагола образуют божественную гармонию.

Дабы уразуметь столь возвышенное, возьмем образ огромного хора. В хоре из множества мужчин, детей, женщин, стариков, отроков под управлением регента каждый поет согласно своему устройству и умению – мужчина как мужчина, дитя как дитя, старец как старец, отрок как отрок, – и все же вместе они образуют единую гармонию. Возьмем другой пример. Наша душа одновременно движет чувствами по особенностям каждого из них, так что в присутствии чего-либо они все действуют разом: и глаз видит, ухо слышит, рука осязает, нос обоняет, язык ощущает вкус, а часто и другие части тела вступает в действие, например, ноги идут. Если разумно взглянуть на мир, мы убедимся, что в мире происходит подобное.

По единому Слову Божию все вещи были так хорошо слажены, что каждая делает присущее ей по природе, и все вместе движутся в совершенном порядке.

На Собор приглашаются более 300 епископов, они прибывают и с греческого Востока, и с латинского Запада. Собор торжественно открывается в 325 году. Собор отлучает Ария и принимает христианский Символ Веры – краткое исповедание того, во что верит Церковь. Никейский Символ Веры читается и по сей день: Иисус Христос – это «Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, несотворенный, единосущный Отцу».

Никейский Собор очень важен в истории Церкви – на нем приняты положения о вере, то есть то, во что должна верить вся Церковь. Впоследствии Церковь, чтобы помочь верующим в поисках истины, дополняет эти положения некоторыми догматами. Но ариане не считают себя побежденными. Желая расположить Константина к арианству, они проникают ко двору императора. Под влиянием их наущений Константин отправляет в изгнание Афанасия, епископа Александрийского, лишив его кафедры, а также епископа Осию, богословского советника императора (328 год). Место Осии занимает склонный к арианству епископ Евсевий Никомидийский. После смерти Константина (337 год) престол переходит к императору Констанцию, известному своими арианскими симпатиями. Для Церкви наступают тяжелые времена. В 355 году, когда вмешательство императора в дела Церкви достигает своего апогея, его недвусмысленно упрекает епископ Осий: «Не вмешивайся в дела церковные, Бог тебе вручил царство, а ты нам вверил дела Церкви». За свою любовь к Церкви Осию приходится заплатить изгнанием.

Жизнь Церкви этого времени, превратности и перипетии этих десятилетий, описаны первым историком Церкви Евсевием – епископом Кесарии, родившимся в 263 году. Вот что пишет Евсевий о переломе, наступившем в мирную эпоху Константина: «Люди освободились от постоянного удручающего страха. Настали дни великих торжеств и радостных собраний: все исполнилось света. Песни и танцы в городах и селениях, повсюду люди славили Бога, Царя царей, ибо подобным образом они наставляли друг друга».

Из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского: За все – благодарение Вседержителю и Царю всех Богу, величайшее же благодарение – Спасителю и Искупителю душ наших Иисусу Христу, через которого мы молим, чтобы твердый мир, не нарушаемый ни внешними, ни душевными беспокойствами, всегда пребывал с нами…

Теперь светлый и ясный день, не омраченный никаким облаком, озарил лучами небесного света Церкви Христовы во всей вселенной; так что и те, которые не принадлежат к нашему братству, могут пользоваться одинаковым с нами жребием, или, по крайней мере, могут наслаждаться отражением божественных благ, сделавшихся нашим достоянием… Особенно же неизреченною радостью исполнялись мы, возлагавшие свои надежды на Христа Божия. И то была у всех какая-то божественная радость, когда увидели, что места, незадолго перед тем опустошенные нечестием тиранов, как бы после продолжительной и смертоносной язвы, снова оживают, что храмы, начиная от основания до высоты недосягаемой, опять воздвигаются и получают гораздо лучший вид, нежели прежние разрушенные.

…Для всех нас открылось умилительное и вожделенное зрелище: по городам начались праздники обновления и освящения вновь устроенных храмов; а для этого стали собираться епископы, стекались издалека чужестранцы, дружелюбно сближались между собою народы, и члены Христова тела сходились в один состав. Так, по предсказанию пророка, таинственно предзнаменовавшему будущее, кость присоединялась к кости, состав к составу (ср. Иез. 37:7). Одна и та же сила Духа Божия проникала все члены, одна была у всех душа, одна теплота веры, одна из всех уст изливалась хвалебная песнь Богу.

Это не просто высокопарный стиль того времени. В самом деле, IV век для Церкви – век необычайного распространения веры. В империи христианство из религии меньшинства становится религией большинства. Все больше и больше людей обращается в веру благодаря труду общин, и в особенности епископов, священников и монахов, причем число последних все время растет.

Естественно, что это явление, в целом положительное, ставит перед Церковью новые проблемы. Во времена преследований в Церковь приходили лучшие из лучших, сейчас же многие принимают христианство только потому, что этой религии покровительствует император.

Константин, дав христианам полную свободу, в то же время отказывается издавать законы против язычников. Ситуация изменяется, когда к власти приходят его сыновья. В 341 году Констанций издает декрет, запрещающий языческие жертвоприношения. Через несколько лет двумя эдиктами предписывается закрыть языческие храмы. Такая политика порождает у некоторых христиан ошибочную точку зрения: они приходят к выводу, что можно насаждать веру силой. Большая часть христиан не согласна с этим и считает, что человек должен прийти к вере без принуждения. Мало того, некоторые из них склонны отыскивать в языческой культуре положительные стороны и воспринимать их.

Напротив, абсолютная императорская власть, претендующая на то, чтобы взять на себя функции Церкви, подменяет последнюю в толковании веры.

В 355 году на Миланском Соборе император Констанций, благосклонный к арианам, требует осуждения Афанасия, приверженца истинной веры. Епископы противятся этому. Констанций восклицает: «Моя воля есть канон!» Он отправляет в изгнание папу Либерия; преследования возобновляются, но принимают иные формы.

В 360 году солдаты провозглашают императором Юлиана, племянника Констанция. Юлиан входит в историю тем, что пытается вернуть народ в язычество. Рожденный в 330 году, еще мальчиком он попадает ко двору Констанция, здесь крестится, но со временем увлекается языческой культурой; его посвящают в Элевсинские мистерии (языческие таинства). Он живет аскетической жизнью, не любит ни театра, ни других развлечений и зрелищ.

По смерти Констанция религиозная политика круто меняется: снимаются всякие ограничения с языческого культа, издаются законы, направленные против христиан, их лишают права преподавать. Но при этом дело не доходит до пролития христианской крови.

Юлиана убивают во время похода против персов. Говорят, что смертельно раненный император воскликнул: «Галилеянин, ты победил!» (26 июня 363 года).

На Востоке Юлиану наследует Валент, благоволящий к арианам. Он отправляет в изгнание немало епископов, которые отказываются принимать еретическое учение. Епископы, приверженцы истинной веры, посылают легатов в Рим к Либерию, прося его высказаться об учении Ария. От имени всей Церкви папа Либерий осуждает Ария.

И в радостях и в лишениях Церковь постоянно озабочена проповедью христианства, которое все глубже проникает и в сельские местности. Пример такого труда в истории Церкви – подвижническая деятельность Мартина, епископа Турского, который создает первую монашескую общину в Галлии, а также Вигилия, епископа Трентского, проповедующего христианство в альпийских землях.

В этот период сначала на Востоке, а затем и на Западе большое распространение получают монашеские общины. Монахи появляются в Египте и Сирии с III века. Некоторые живут изолированно, некоторые же объединяются в группы по несколько человек. Их цель – посвятить всю жизнь служению Богу и благу Церкви по примеру Иисуса Христа, Который сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Один из самых знаменитых монахов – св. Антоний Великий (251–356), который много лет в глубоком уединении живет в пустыне Египетской. Дни его проходят в трудах насущных, в молитве и чтении Священного Писания. Когда начинаются гонения на христиан в Александрии, он прерывает свою уединенную жизнь, чтобы помочь собратьям в трудное время.

Из «Жизни и учения праведного отца нашего Антония, описанных святым отцом нашим Афанасием, епископом Александрии, в послании к монахам, находящимся в чужих странах»: После смерти родителей Антоний остался с одной малолетней сестрою; ему было приблизительно всего лишь восемнадцать или двадцать лет, а он сам заботился и о доме, и о сестре. Не прошло еще и шести месяцев со дня смерти родителей, как однажды Антоний, отправившись по обыкновению в храм Божий и собравшись с мыслями, задумался дорогою о том, каким образом апостолы, оставив все, пошли за Спасителем? На какое воздаяние на небесах уповали те, о ком говорится в Деяниях, что они, продавая свое имущество, приносили и складывали его к ногам апостолов, чтобы раздать нуждающимся? С такими мыслями вошел Антоний в храм и услыхал в читавшемся в это время Евангелии слова Господа к богатому: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи следуй за Мною» (Мф. 19:21). Антоний же, приняв это за Божественное напоминание свыше, словно ради него было такое чтение, сразу же, выйдя из храма, подарил жителям своей деревни доставшиеся ему от предков владения, чтобы ничего не тяготило ни его, ни сестру (а было у него триста арур очень хорошей плодородной земли). Что же касается остального имевшегося у него движимого имущества, то Антоний, все распродав и собрав достаточно денег, отдал их нищим, немного оставив для сестры.

Но, снова войдя в храм, услышал Антоний слова Господа, сказанные в Евангелии: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6:34). Не в силах более медлить он, выйдя из храма, и те деньги отдал нуждающимся. Поручив сестру известным ему и верным девственницам, отдал ее на воспитание в их обитель, а сам невдалеке от дома своего стал, наконец, предаваться жизни аскета, оставаясь наедине с самим собою и изнуряя себя терпением…

Работал не покладая рук, ибо слышал: «Праздный да не ест» (2Фес. 3:10). Одну часть тратил на хлеб себе, а другую – на нуждавшихся. Часто молился, зная, что наедине с самим собой следует молиться непрестанно (1Фес. 5:17). И столь был внимателен при чтении, что ни одно слово Писания не проходило мимо ушей его, а все он удерживал в себе, и потому, наконец, память заменила ему книги.

Такой образ жизни вел Антоний, и все любили его…

Св. Пахомий (287–346) – основатель общежительного монашества, или киновитства. При нем братья начинают жить общиной и помогать друг другу. На берегах Нила множатся монастыри, где монахи ведут братскую жизнь, каждый имеет свои обязанности, и все вместе они заботятся о благе каждого. «Единое сердце и единая душа» – таково поучение Пахомия. Иными словами: «Всякий должен помогать другому, ты должен быть готов помогать каждому».

После 350 года в Церкви появляется фигура Василия, епископа Кесарийского, которого потомки назовут Великим. Он родился в 330 году в Кесарии Каппадокийской (ныне Турция). В семье было девять детей, из них двое братьев, Григорий и Петр, становятся епископами и причисляются к лику святых, а сестра – монахиня св. Макрина – известна преобразовательной деятельностью в монастырях. Св. Василий, св. Григорий Назианзин, или Григорий Богослов, а также Григорий Нисский, младший брат Василия Великого, составляют вместе «каппадокийское трио», которое оказывает огромное влияние на историю Церкви. Выдающийся организатор среди них – св. Василий. Он учреждает многочисленные монастыри, так называемые василианские, – их устав до сих пор соблюдается в большинстве монастырей византийского обряда. В 370 году он принимает сан епископа Кесарийского. Монах в душе и доблестный защитник христианской истины от еретиков, он отдает много сил церковной благотворительности. Св. Василий возглавляет строительство больниц и лепрозориев, странноприимного дома для путешественников и бездомных, большой столовой для всех нуждающихся. Христиане и нехристиане – все имеют право прийти в столовую, устроенную св. Василием.

Памятник его деятельности – византийская Божественная литургия, известная как литургия св. Василия, которую и по сей день служат в Церкви.

Из сочинения «О Духе Святом» св. Василия Великого: Живущий не по плоти, но ведомый Духом Божиим, затем что принял имя Сына Божия и уподобился образу Сына Единородного, зовется духовным.

Как здоровый глаз имеет способность видеть, так очистившаяся душа имеет действенную силу Духа. Мысль нашего ума то остается невысказанной в глубине сердца, то высказывается в слове. Так же и Дух Святой то пребывает в глубине нашей души и возглашает в наших сердцах: «Авва Отче!» (Гал. 4:6), то, наоборот, говорит за нас, как сказано в Писании: «Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:20). Сверх того, наделяя всех Своими дарами Дух есть целое, пребывающее во всех частях. Все мы поистине члены друг друга и имеем разные дары по благодати Божией. А потому не может глаз сказать руке: «Ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны» (1Кор. 12:21). Все члены составляют тело Христово в единстве Духа и сообразно своим дарам, когда это необходимо, служат друг другу.

Господь определил члены в теле – каждый по своему усмотрению. Поэтому части исполнены взаимной заботы, согласно духовному общению в любви: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12:26). И как части образуют целое, так каждый из нас – часть Духа Святого, ибо все в одном теле были крещены в едином Духе. Как Отец сделал Себя видимым в Сыне, так Сын делается сущим в Духе. Посему поклонение в Духе знаменует деятельность вашей души при ярчайшем свете. Это легко узнать по словам, сказанным самаритянке. Согласно ложному верованию своего народа, она полагала, что поклоняться нужно в особом месте, но Господь вразумил ее: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4:23), Самого Себя ясно обозначив как Истину. А потому подобно как мы понимаем поклонение в Сыне, как поклонение Богу и Отцу, так мы должны понимать поклонение в Духе, как поклонение выражению Божественной сущности Господа Бога.

Верно, что в посещающем нас Духе мы видим сияние Славы Божией. Через отпечаток восходим к печати, к Тому, Кому принадлежат и отпечаток и печать, и Кому отпечаток и печать равно одинаковы.