Введение
«Богу было угодно освятить и спасти людей не поодиночке и вне взаимной их связи между собою: Он пожелал создать из них народ, который признал бы Его в истине и набожно поклонялся Ему» («Lumen gentium», «Свет народам», Второй Ватиканский Собор). А посему нельзя понять и пережить истину веры без живого сознания принадлежности к Церкви, пребывания в церкви, в сопричастности истории народа, избранного Богом, подтверждать Спасение, быть в мире вечным присутствуем Христа.
Невозможно по-настоящему испытать отцовство Бога, не испытав материнства Церкви. Как учат отцы Церкви, нельзя иметь Бога Отцом, если не имеешь Матерью Церковь. Бог решил воплотиться, и с этой поры ход времен, по выражение Пастернака, «загорается», и божественное присутствие освещает человеческие и космические события. Божественное присутствие в человеческом «без смешения и разделения» – вот что для нас история Церкви. Человеческое не перестает быть человеческим со всей ограниченностью тварной природы, но никакое человеческое убожество не в силах уничтожить образ Божий. Божественное просвечивает через всякую человеческую ограниченность. Простое и мудрое сердце, не захваченное идеологией, скорее потянется к «огню» истории, чем к холодным идеологическим догмам и предписаниям.