Раздел 3. Гаремы
Гаремы древних империй
Гаремы в Ассирийской империи
Ассирийскую империю традиционная наука с подачи римлян считает самой «первой мировой империей» на нашей планете. Однако вопрос дискуссионный. Возможно, были на Земле цивилизации, чьи следы затерялись или еще не найдены. Та же Атлантида, например. Мы знаем о ней от Платона. С одной стороны, историки не считают это серьезным доказательством. С другой стороны, зачем, не склонному к вранью Платону, нужно было пятнать своем имя откровенной выдумкой?
Не всё понятно и с цивилизациями Древнего Китая и Индии. То, что они были во времена Ассирийской империи и там, и там – это точно. Можно ли называть их империями? На этот вопрос ответить сложно. На мой взгляд, скорее, да, чем, нет.
Но можно ли называть империей саму Ассирию на протяжении всего ее существования? Нет, конечно. Ассирия просуществовала почти две тысячи лет и только последние семьсот лет вела завоевательные войны, то есть только эти века была самой настоящей империей.
Именно из пленников ассирийцы первыми (скорее всего) в мировой истории стали делать кастратов для своих гаремов. Гордиться тут, первенством, конечно же, нечего – быть первым в зверствах не велика заслуга. Но факт, есть факт.
М. Ю. Мочалов автор работы «Древняя Ассирия (История. География. Этнография)» отмечает: «… в IX – VIII веках до н. э. в Ассирии не менее десятой части представителей высшей администрации составляли евнухи. Ассирийские владыки ставили евнухов наместниками на завоеванных территориях, исключая, таким образом, возможность образования новой местной династии и возникновения сепаратизма на подконтрольных территориях. Начальником царского полка являлся не кто иной, как главный евнух, что значительно снижало вероятность династических заговоров против монарха в армейской кадровой среде».
Ассирийцы времен империи – были народом воинов. Отношение между полами не отличались особой нежностью, как, например, в более культурном Вавилоне, семья и гаремы выполняли в первую очередь прагматичные функции – продолжение рода и развитие хозяйства.
Важно!
Ассирийцы времен империи – народ воинов. Это отражалось и на их семейной и сексуальной жизни.
Разумеется, больше всех возможностей в плане содержания гарема было у правителей. Подробное описание царского гарема дает в своей книге «История древней Ассирии» Д. Ч. Садаев:
«У царя Саргона было три жены (помимо множества наложниц); главной считалась та, которая первая родит ему сына. Она носила почетный титул царицы, остававшийся за ней даже после смерти царя. Ее жизнь в гареме была непохожа на скучное прозябание менее счастливых товарок. Те были навсегда заперты в гареме и вели тоскливый, однообразный образ жизни. Им оставалось только примерять новые платья да прихорашиваться: румянить лицо, красить брови, ресницы и глаза, целыми днями вертеться перед бронзовым зеркалом.
Положение царицы было намного лучше. Она могла показываться вместе с царем на пирах и торжественных приемах и видеть не только надоевших ей евнухов и рабынь гарема. Кроме нарядов и туалета у нее были и другие заботы: царь дарил ей большие поместья, которыми она управляла лично с помощью великого визиря. Он часто приходил к царице с докладами, и она беседовала с ним даже о государственных делах и политических новостях.
Царица иногда оказывала немалое влияние на своего супруга. Поэтому к ней обращались обиженные, ищущие выгодных должностей просители, добивающиеся милости у царя. Она могла свободно принимать просителей на своем дворе и иногда удовлетворяла их просьбы, что, впрочем, не исключало тайного надзора со стороны евнухов и служанок.
У каждой из трех жен царя были свои особые покои, состоящие из залы, передней и спальни. Стены здесь выкладывались разноцветными кирпичами; у входа в спальню были изображены роскошные гирлянды из пальмовых ветвей, считавшихся эмблемой плодовитости.
Все три покоя располагались один около другого в южном углу дворца, примыкая к двум маленьким дворикам. Весь этот комплекс составлял особую изолированную часть дворца. Доступ сюда тщательно контролировался.
Царица и другие жены царя редко жили в мире друг с другом. Постоянные ссоры и интриги, вечная забота об этикете – все это раньше времени старило затворниц гарема. Но вот подрастали сыновья, и жены уходили из гарема, чтобы поселиться в отдельных апартаментах. Тогда и исчезала у них последняя улыбка. Материнские заботы несколько скрашивали и заполняли пустоту жизни, но теперь и этого уже не было. Тупая злоба, хитрость, мстительность были характерными чертами гаремных затворниц и порождали иногда страшные преступления».
Мрачноватое описание, честно говоря. Но более правдивое, чем у тех авторов, что романтизируют гаремы без каких-либо на то оснований.
Цитата на полях
Об ассириянке Семирамиде существует множество различных рассказов. Динон же сообщает следующее: она была красивейшей из женщин, хотя и мало заботилась о своей наружности. Молва об ее красоте достигла ушей ассирийского царя, и он призвал Семирамиду ко двору, а увидев, влюбился. Тогда Семирамида попросила дать ей царские одежды и разрешить пять дней править Азией, чтобы все делалось, как она повелит. Просьба не встретила отказа. Когда царь посадил Семирамиду на трон и она почувствовала, что все в ее руках и в ее власти, она приказала дворцовой страже умертвить царя. Так Семирамида завладела ассирийским царством.
Элиан
Гарем царя Соломона
Согласно Ветхого Завета Господь наделил Соломона великой мудростью. Приписываемые авторству Соломона Притчи Соломоновы, Екклесиаста, Песнь Песней, Псалмы 71 и 126, входят в канонические ветхозаветные тексты. Многочисленные легенды восхваляют деяния величайшего мудреца всех времен.
Гораздо реже упоминаются сведения о том, что самый мудрый из мудрейших имел большой гарем из чужестранных жен, которым разрешал отправлять языческие культы.
Среди жен Соломона были хеттеянки, моавитянки, идумеянки, аммонитянки, египтянки, филистимлянки, ханаанеянки и представительницы других народов. Всего их было от трехсот до тысячи.
Влияние жен на Соломона было таким, что к старости он построил капища языческим богам и даже сам склонился «к иным богам». Вот так вера в Единого Бога была повержена основным инстинктом.
Библия сообщает об этом: «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин… Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок… из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «Не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью… и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона, жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему… И делал Соломон неугодное пред очами Господа, и не вполне последовал Господу…
И разгневался Господь на Соломона… И сказал Господь Соломону… Я отторгну от тебя царство».
Историки, впрочем, с Библией, как обычно, не согласны. Более того, некоторые авторы считают, что Соломон сознательно стремился к изменению верований израильтян. По мнению Р. Бейера автора книги «Царь Соломон» ему было присуще стремление «дополнить старую строгую религию сурового Господа женскими чертами и смягчить поклонение Ему… Это глубочайшее стремление Соломона надо понять верно: представлять религию, которая направлена не на фанатичное отделение, а на слияние и дополнение другим божественным опытом…»
Важно!
Библия не является надежным историческим источником. Многое из того, что мы «знаем» о Соломоне – всего лишь допущения.
Такое огромное количество жен у Соломона некоторые его поклонники объясняют не его великим сластолюбием, а великой мудростью. Якобы он предпочитал «брачную дипломатию», когда заключение мира подкреплялось заключением брака, остальным методам межгосударственных отношений. И потому Соломон и женился на царевнах из стран, покоренных его отцом Давидом. И потому женился он и на царевнах из других стран.
Но если бы дело было только в «брачной дипломатии», то было бы у Соломона с десяток жен, максимум, два-три десятка, но не сотни. Или с количеством, как это часто бывает, ошиблись, не пожалев для царя жен или, все же, любил он это дело.
Надо сказать, что о самих женах Соломона известно не так уж и много, а, точнее, практически ничего. Кое-какая информация есть только о двух из них.
Первая – Наама Аммонитянка. Она родила Соломону наследника – Ровоама. Вполне вероятно она была гебирой – «верховной властительницей», имевшей огромное влияние в государстве.
Вторая – дочь фараона, для которой во дворце царя Соломона был выстроен отдельный дом. Надо сказать, что и до Соломона, и какое-то время после него, египетские правители не особо жаждали выдавать своих дочерей за чужеземцев даже если они были царского рода. Фараон Аменофис (1417—1377 г. до н. э.) однажды заявил: «С давних времен царских дочерей Египта не отдавали никому». Так оно и было. До Соломона – он, возможно, был первым (чуть позже на египетской принцессе женился царь Вавилона Навуходоносор).
Историческая справка
СОЛОМОН. Сын царя Давида и последний царь единого Израильского царства, которым правил 40 лет (около 973 года до нашей эры – около 933 года до нашей эры).
Цитата на полях
Семьсот жен было у царя и триста наложниц, не считая рабынь и танцовщиц. И всех их очаровывал своей любовью Соломон, потому что бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных. Он любил белолицых, черноглазых, красногубых хеттеянок за их яркую, но мгновенную красоту, которая также рано и прелестно расцветает и также быстро вянет, как цветок нарцисса; смуглых, высоких, пламенных филистимлянок с жесткими курчавыми волосами, носивших золотые звенящие запястья на кистях рук, золотые обручи на плечах, а на обеих щиколотках широкие браслеты, соединенные тонкой цепочкой; нежных, маленьких, гибких аммореянок, сложенных без упрека, – их верность и покорность в любви вошли в пословицу; женщин из Ассирии, удлинявших красками свои глаза и вытравливавших румянец на щеках; образованных, веселых и остроумных дочерей Сидона, умевших хорошо петь, танцевать, а также играть на арфах, лютнях и флейтах под аккомпанемент бубна; желтокожих египтянок, неутомимых в любви и безумных в ревности; сладострастных вавилонянок, у которых все тело под одеждой было гладко, как мрамор, потому что они особой пастой истребляли на нем волосы; дев Бактрии, красивших волосы и ногти в огненно-красный цвет и носивших шальвары; молчаливых, застенчивых моавитянок, у которых роскошные груди были прохладны в самые жаркие летние ночи; беспечных и расточительных аммонитянок с огненными волосами и с телом такой белизны, что оно светилось во тьме; хрупких голубоглазых женщин с льняными волосами и нежным запахом кожи, которых привозили с севера, через Баальбек, и язык которых был непонятен для всех живущих в Палестине. Кроме того, любил царь многих дочерей Иудеи и Израиля.
А. Куприн. Суламифь.
Улыбнитесь
– У царя Соломона было 900 жен. Интересно, чем он их кормил?
– Меня больше интересует, как он сам питался…
Гаремы Вавилона
Как пишут некоторые авторы книг о Древнем Вавилоне*7: «У вавилонян существовала моногамия, что, однако, не мешало мужу держать наложниц». Извините, но какая же это моногамия? Это даже не скрытая полигамия, как та, которая существует сейчас, а самая настоящая открытая полигамия.
Более того, эта полигамия была хорошо задокументирована в одном из первых сводов законов на нашей планете – Законах Хаммурапи*8. Например, в этих параграфах:
«139. Если жена становится хромой (от ревматизма, артрита и т. д.) и муж решает взять в жены другую женщину, то он может поступать как захочет, но не должен разводиться с первой женой, которая должна жить в его доме и которую он должен обеспечивать до конца ее жизни».
«170. Если наложница родила мужчине сыновей и если отец сказал „вы мои сыновья“, то он должен считать их законными и они должны получать соразмерную часть наследства с имения отца».
Как и в любом другом древнем патриархальном обществе, в Вавилоне женщины не могли помыслить даже о подобии равноправия. Они были собственностью главы семейства и он мог распоряжаться ими по собственному усмотрению. Законы Хаммурапи с одной стороны в некоторых случаях защищали женщину, но в основном – закрепляли неравенство, подчеркивая привилегии мужчин*9.
Что касается гаремов правителей Вавилона, то они ничем особо не отличались от гаремов других правителей. Существовала женская часть дворца, где жила не только супруга царя, но и его наложницы, присланные не только из разных уголков страны, но и из соседних государств.
Внутренняя жизнь гаремов была традиционной – роскошь, ревность, зависть, интриги, сексуальная неудовлетворенность. Но, поскольку, вавилоняне очень любили писать законы, то и для этих случаев были записаны определенные правила (археологами был обнаружен соответствующий клинописный текст).
Исследователи древних клинописных текстов сообщают, что исходя из сведений оставленных вавилонянами можно говорить о том, что им были присущи разные формы сексуального поведения, как те, которые в разной степени приемлет современное общество (гомосексуализм, лесбиянство, трансвестизм), так и те, которые не приемлет (секс с животными). Что касается гаремов, то не нужно быть Фрейдом, чтобы утверждать, что в условиях сексуальной неудовлетворенности женская любовь в них было распространенным явлением.
Важно!
Женщины в Вавилоне не могли помыслить даже о подобии равноправия. Собственно, как и в других патриархальных обществах.
Были в Вавилоне и специальные люди, отвечающие за гаремы (об этом также упоминают клинописные таблички). Точно не известно были ли они кастратами, но предположить подобное вполне можно, на основании того, что чем древнее был человек – тем он был более жесток (в то же время справедливо и то, что чем современнее человек, тем он более изощрен в жестокости).
Цитата на полях
При внимательном исследовании законов Хаммурапи становится очевидно, что женщины в Вавилоне все же обладали некоторыми правами в качестве жен, матерей, наложниц и блудниц (которые в вавилонском обществе пользовались достаточным уважением). Так, они могли надеяться на защиту закона в случае ухода от них мужа или болезни. Это был пусть небольшой, но первый шаг на пути к гуманному обществу, даже если он и не освобождал женщин от их традиционной зависимости. Законы не давали женщинам возможности проявить себя в политике, экономике, в искусстве или в интеллектуальной сфере, хотя и простой обыватель-мужчина также вряд ли мог надеяться на что-то особое. Он заботился о приобретении жилья, пищи и одежды для своего семейства, а его жена занималась хозяйством – почти так же, как это делают современные мужчины и женщины. Единственное реальное различие между Вавилоном времен Хаммурапи в 1750 г. до н. э. и Лондоном времен короля Георга в 1750 г. н. э. заключалось в большем уважении к женщинам, а это вопрос скорее морали, нежели закона. Когда дело доходило до разбирательств в суде, то вряд ли женщине Викторианской эпохи могло повезти больше, чем женщине Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи о разводе позволяли мужчине избавиться от жены по своему желанию, в то время как женщины не могли на тех же основаниях уйти от своего мужа. До недавних пор юридическая теория и практика стран Запада не слишком отличалась от таких законов; в какой-то мере жена была собственностью своего мужа, хотя он и не мог сдать ее в рабство на несколько лет ради выплаты долга – такое допускалось в вавилонских законах, но не в христианских.
Джеймс Веллард Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
Гаремы Древнего Египта
Тайны древнеегипетской цивилизации уже многие века будоражат пытливые умы. Кто-то заявляет, что достижения Древнего Египта – всего-лишь жалкие осколки наследия Великой Атлантиды. Кто-то уверен, что не обошлось без «зеленых человечков» с Альфа-Центавра. А кто-то (и среди ученых таких большинство) считает, что египтяне всего добились сами.
Если же рассматривать наследие Древнего Египта только на примере таких социальных феноменов как «моногамия» и «полигамия», то лично я бы поддержал сторонников версии Атлантиды (или другой предшествовавшей высокоразвитой цивилизации). Почему? Потому, что есть ощущение изначально заложенной культуры в отношениях полов, которая постепенно деградировала. Обычно же происходит наоборот. Есть природная суть человека и она со временем окультуривается. Но, не буду спорить, это всего лишь моя гипотеза и все доказательства у меня косвенные.
Одно из таких доказательств – относительное равноправие мужчины и женщины в Древнем Египте. Второе – моногамия у обычных людей. Третье – почтительное отношение к матерям, сестрам, женам. Четвертое – женщины считались юридически свободными. Пятое – на рисунках и фресках они изображались одного роста с мужчинами. Шестое – египетские боги Геб, Осирис, Сет, Гор и Анубис имели по одной жене*10. Седьмое – в гаремах фараона*11 женщины обладали большей свободой, чем их «коллеги» в гаремах других правителей и в гаремах не было евнухов.
Важно!
В ранние периоды древнеегипетского государства межполовые отношения были более гармоничными, чем во времена «расцвета» и «заката» Древнего Египта.
И вот так плавно мы переходим к основной теме нашей книги – гаремам.
Культура культурой, но человеческая природа в данном случае взяла свое. Альфа-самцу положено было иметь много женщин и никакая культура этому не могла помешать. Размах, конечно, был не тот, что в Древнем Китае или в империи Инков, но женщин в гареме фараона было много.
Например, у Рамсеса II, чья жизнь более-менее изучена историками, было шесть главных жён и точно неустановленное количество второстепенных жен и наложниц. О том, как много у него было женщин свидетельствует количество его детей – по некоторым подсчетам 111 сыновей и 67 дочерей (по другим подсчетам – меньше, так, на одной из стен храма Абидоса до наших дней сохранились изображения и отчасти имена 59 сыновей и 60 дочерей Рамсеса).
Интересно, что еще будучи подростком он получил гарем в подарок от отца гарем. Позже фараон вспоминал об этом: «Он позаботился, чтобы в моем гареме было так же красиво, как в его собственном».
По поводу красоты Рамсес не преувеличивал. О великолепии дворцов фараонов (и его гаремов) слагались легенды. Каждая из жен имела свой собственный дом, в котором кроме нее жили дети*12 и служанки.
Под началом главной жены находился многочисленный штат служителей, осуществлявших руководство кухнями, ткацкими мастерскими, красильнями и «мастерской волос». Интересно, что часть продукции продавалась за стенами дворца и приносила хорошую прибыль.
Впрочем, у обитательниц гарема были не только бизнес-интересы. Их обучали петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах (арфы, цитры и лютни). Они сопровождали правителя Египта во время прогулок и путешествий, вместе с ним посещали храмы, участвовали в ритуалах и церемониях.
Прямо-таки идиллия какая-то. Неужели всё было так замечательно? Нет, конечно. Невозможна идиллия в крупном женском коллективе, тем более, когда на всех этих женщин один мужчина. Куда деть присущее практически каждой из гаремных дам стремление быть ближе к фараону?
Конец ознакомительного фрагмента.