Раздел 2. Евнухи
В гареме жизнью правит лень;
Мелькает редко наслажденье.
Младые жены, как-нибудь
Желая сердце обмануть,
Меняют пышные уборы,
Заводят игры, разговоры…
Меж ними ходит злой эвнух,
И убегать его напрасно:
Его ревнивый взор и слух
За всеми следует всечасно.
Для чего?
Прежде, чем непосредственно перейти к рассказу о гаремах, поговорим о тех, без кого их трудно представить – евнухах.
Этот социальный институт один из примеров того, что человек во многом превосходит прочих животных, в данном случае, в жестокости. Как он возник? Тут нет ничего таинственного. Чем больше гарем, тем сложнее им управлять. Да, и кроме гарема есть еще и другие дела. Что из этого следует? Нужен кто-то, кому поручить управление. Можно было бы поручить это женщинам, но поскольку почти во всех культурах женщина существо угнетаемое и подчиненное, то поручить ей можно далеко не всё. Женщин использовали, конечно, для управления гаремами, но на первых ролях чаще всего были мужчины. А чтобы эти мужчины, не дай бог, не привнесли в потомство иерархов свои гены, следовало подобное не допустить.
Здесь мне вспоминается анекдот из английской жизни:
Разговаривают два еврея.
– Как живешь?
– Плохо. Моя жена спит с лордом Стэнли.
– Это таки плохо.
– Правда, я сплю с его женой.
– Это хорошо!
– Хорошо? У меня от него уже двое детей!
– Это таки плохо.
– Но у него от меня тоже двое детей.
– Ой, так вы же в расчете!
– Хорошенькое «в расчете»! Я ему делаю лордов, а он мне таки делает евреев!
Чтобы не допустить подобного «делания лордов», для евнухов в лучшем случае применялась кастрация, а в худшем – оскопление.
Важно!
Ни в одном гареме в животном мире нет ничего напоминающего евнухов. Человек в своей жестокости превзошел животных
Заблуждения о евнухах
Но перед тем, как продолжить разговор о евнухах, рассмотрим два распространенных заблуждения о них.
Миф первый. Социальный институт евнухов изобретение арабских халифов и султанов.
Так думают очень много людей, но в действительности все несколько иначе. Для кого-то это будет открытием, но как раз основоположник ислама пророк Магомет категорически запретил кастрацию не только людей, но даже животных. А потому арабы стали использовать евнухов относительно поздно. Историки отмечают, что лишь завоевав в 750 году Персию, арабы познакомились с гаремами, которые, впрочем, также были не местным изобретением, а были основаны на китайских традициях.
Само же слово «евнух» имеет отнюдь не арабское происхождение, как об этом можно подумать. С греческого языка переводится оно как «хранитель постели».
Цитата на полях
Евнухи бывают двух видов – женоподобный и мужеподобный. Женоподобный подражает женщинам в одежде, речах, движениях, желаниях, мягкости, робости, простодушии, беззащитности и стыдливости. В его рту совершается действие нижней части, и это зовется аупариштака*4. Таким образом он получает «воображаемое» наслаждение и средства существования и ведет образ жизни гетеры. Таков женоподобный евнух.
Мужеподобный же скрывает свое желание и, стремясь сблизиться с мужчиной, живет ремеслом массажиста. При массаже он, как бы невзначай обнимая, растирает бедра мужчины и с возрастанием доверия касается основания бедер и нижней части. При этом, заметив, что член напряжен, он раздражает его трением ладони и смеется, словно порицая того за возбуждение. И заметив в нем признаки неестественной склонности, он, даже не будучи побуждаем, сам приступает к делу; побуждаемый же мужчиной возражает и уступает лишь с трудом.
Камасутра.
Миф второй. Все евнухи не способны к половым контактам с женщинами.
Евнухи тоже бывают разные. Различают «черных» кастратов, которым удалялись как яички, так и пенис (это приводило к полной женоподобности), и «белых» – у них отрезались лишь яички, и они хоть и становились бесплодными, но были способны к сексу.
Следует отметить и то, что последствия кастрации во многом зависят от возраста человека и его сексуального опыта. Если речь идет о взрослом мужчине, то половое влечение у него немного снижается, но он по-прежнему возбуждается и ведет половую жизнь. В 50-е годы в некоторых штатах США насильников кастрировали, но отказались от этого, поскольку процедура не приводила к снижению сексуальности у преступников.
Но несомненно и то, что на кастрированных*5 обычно давит психический прессинг, осознание нанесенного уродства. И часто случается так, что психологическая травма оказывает деструктивное действие на сексуальность.
Это интересно
Пение церковных хоров из кастратов можно было услышать еще в начале двадцатого века. Лишь в 1878 г. папа Лев 13 запретил кастрацию. Вплоть до двадцатого века практиковалась кастрация и в Китае. «Производством» евнухов занимался город Хошьен-фу. «Готовые» евнухи направлялись к императорскому дворцу.
Цитата на полях
У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне.
Библия.
Улыбнитесь
– Доктор, кастрируйте меня.
– Да вы что, опомнитесь!
– Доктор, пожалуйста, мне очень нужно.
Доктор взял и кастрировал, а потом спрашивает, зачем пациенту это было нужно.
– Понимаете, я собирался жениться, а невеста говорит, что выйдет только за настоящего татарина.
– Так вам нужно было сделать обрезание.
– А разве это не одно и то же?
Из мужчины в «полумужа»…
«Полумужем» в культовом цикле «Игра престолов» Джона Мартина называют карлика Тириона. На самом же деле он в большей степени мужчина, чем большинство других героев этой замечательной книги. В то же время в той же книге есть классический вариант «полумужа» – евнух Варис.
Оскопление – не есть просто удаление части тела. Мужчина остается мужчиной и без рук, и без ног, а вот без детородного органа – он, как это не печально, но превращается в «полумужа». Это сильнейшая психологическая травма на всю оставшуюся жизнь. Более того, она во многом определяет дальнейшую жизнь, полностью меняя человека. И чаще всего, не в лучшую сторону. Редко кому удается справиться с этой душевной болью, с постоянным ощущением себя «недомужчиной». И стоит ли удивляться, что великим злодеями был не только Варис из книги Мартина, но и огромное количество его коллег-евнухов.
Кстати, не совсем понятно почему Вариса называли евнухом? Он ведь не был при гареме, то есть правильнее называть его скопец или кастрат, но никак не евнух. Отмечу и то, что многие из тех, кого обычно было принято называть евнухами в Китае, таковыми не являлись. Они занимали разные чиновничьи посты, но не имели отношения к гаремам. То есть правильнее все же называть их скопцами, а не евнухами.
Это интересно!
Трагедия евнухов была не только в моральных страданиях, но и в быстром старении. Вот, что пишет об этом Ли Юй (17-й век): «Евнух не способен ни проникнуть в Нефритовые Ворота женщины, ни Сотворить Огонь Позади Горы. Когда пуритане заявляют, что полное воздержание позволяет человеку дожить до глубокой старости, вспомните об этих мужчинах без мужских принадлежностей. Если все дело в воздержании, они должны были бы доживать до ста лет. А каковы факты? Лица евнухов покрываются морщинами в тридцать лет, волосы их седеют, а спины становятся сутулыми, когда они еще сравнительно молоды. А видел ли кто-нибудь, проходя по кладбищу, надгробную плиту на могиле евнуха, прожившего причитающиеся ему сто лет?»
Надо сказать, что жестокая традиция оскоплять мужчин по тому или иному поводу, скорее всего, одна из самых древних. Предположу, что существовала она еще в первобытных культурах в те далеки времена, когда других культур на нашей планете еще не было.
Врагов в те времена обычно убивали. Но бывало, что оставляли в живых, ограничиваясь оскоплением (что, впрочем, в 90 процентах случаев приводило к смерти). Зачем? Причин могло быть несколько.
– Инстинкт подсказывал, что во избежание соперничества за женщин с конкурентами можно поступить самым радикальным образом.
– Фаллический культ имеет очень древние корни. Оскопление врага ознаменовало уничтожение его силы на всех уровнях – и бытовом, и сакральном.
– По магическим представлениям пенисы покоренных врагов могли увеличить сексуальную силу победителя. Ритуалы с этой целью использовались разные.
– Было замечено, что оскопленные мужчины теряли агрессивность и становились покорными и преданными рабами.
Оскоплению могли подвергаться и соплеменники, например, за нарушение «табу» или же случаи кастрации особей дающих потомство с ярко выраженной аномалией..
«Славные традиции» древних были подхвачены практически всеми цивилизациями, считавшими себя культурными (в сравнении с окружавшими их варварами, например). Оскопление и кастрация массово применялись в Древнем Китае, Древней Индии, Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и других странах.
Позднее «эстафету подхватила» средневековая Европа, где рецидивы этой отвратительной членовредительной традиции сохранялись вплоть до начала двадцатого века.
Более того, и в наше время периодически появляются сообщения о том, что в некоторых странах (в частности, в Индии) насильственно кастрируют мальчиков, чтобы продавать их богатым арабам, для использования в качестве евнухов. Звучит это дико, но мне это кажется вполне реальным.
Важно!
Печальная и жестокая традиция оскоплять мужчин – одна из самых древних на Земле.
Евнухи Востока и Запада
Итак, мы уже определились, что евнухом можно называть того мужчину, который находится при гареме. Выше также отмечалось, что этой традиции много-много лет. Евнухи были в гаремах правителей самых древних цивилизаций – Древнего Китая и Древней Индии.
Обычно в популярной литературе пишут примерно так: «Институт евнухов возник в глубокой древности у ассирийцев, персов, византийцев, получил распространение в Китае».
Здесь нужно уточнить. Есть основания утверждать, что евнухи и гаремы существовали в Древней Индии во времена расцвета Ассирийской цивилизации, и задолго до Персидской империи, не говоря уже о Византийской.
Во всех государствах, в которых возникал привилегированный класс или группа, одной из типичных черт была имевшаяся у мужчин на верху иерархии возможность иметь гаремы. А где были гаремы, там нужны были и евнухи. Поэтому можно предположить, что были они и в тех древних цивилизациях, о которых нам известно совсем мало. Например, в цивилизации, которая существовала на территории современного Индостана до прихода туда ариев. Раскопки в Мохенджо Даро и Хараппи доказывают, что это была цивилизация высокого уровня. Данных о ее социальном устройстве немного, но предположить, что у правителей страны были гаремы и, соответственно, и евнухи, вполне возможно.
Важно!
Наличие гаремов у тех, кто находится в самом верху иерархии – черта присущая практически всем культурам. Как уже отмечалось, поданными на инстинктном уровне это воспринимается как подтверждение статуса иерарха.
К чему это я? К тому, что гаремы и евнухи это ни нечто неординарное и необычное, как часто представляется. Это, напротив, то, что было всегда и везде. Цивилизации всячески окультуривали гаремы, но под этим культурным слоем всегда находилась их природная суть.
Но вернемся к разговору о евнухах. О тех, кто был «приставлен к постели». Мы не будем в рамках этой книги вспоминать тех, кого называют евнухами, но они были не при гареме. Среди них было множество великих людей (например, китайский адмирал Чжэн Хэ или другой китайский евнух – Вей Чжонсян), но это тема отдельной книги. Нас же интересуют те мужчины, которые были лишены мужского достоинства на физическом уровне с целью использования их для наблюдения за гаремом или управления им.
Как уже отмечалось выше, физическое увечье не могло не отразиться на психике и внутреннем мире евнуха (были и те, кто сходил с ума). А постоянное нахождение среди множества привлекательных женщин служило постоянным напоминанием о произошедшей ранее трагедии.
Но проходило время и искалеченные мужчины приспосабливались. И начинали новую жизнь, пытаясь привнести в нее хоть какие-то радости и осмысленность. Кто находил их в плетении интриг и упоению властью, кто-то становился гурманом и рабом желудка, а кто-то искал любви и ласки.
Цитата на полях
И по этим причинам пусть [муж] охраняет своих жен. Наставники [учат], что надлежит поставить в гареме стражников, свободных от побуждений любви. Гоникапутра [учит], что поскольку из страха или корысти они могут впустить другого, то [пусть будут] свободны от побуждений любви, страха и корысти. Ватсьяяна [учит], что добродетель свободна от зла, но даже ее оставляют под действием страха, – [пусть же они будут] свободны от побуждений добродетели и страха.
Камасутра
Евнухи и секс
Их угнетала внутренняя раздвоенность, их души вечно терзались, разрываясь между неутоленной мужской страстью и женственным бессилием, между кротостью и трусостью. Они были чувственны и робки, кичливы и легко ранимы, надменны, мечтательны и ленивы, они были сродни женам, заточенным меж них в гареме». Лишь появление господина изредка и ненадолго прерывало праздную суету, ленивые интриги и утомительную, усыпляющую негу неразличимых дней.
Выше я уже отмечал, что у евнухов, и особенно у «белых евнухов», сексуальная жизнь продолжалась и после жестокой операции. Более того, многие евнухи женились. Потомством обзавестись своими силами они, конечно, не могли, но приемные дети у них были.
Понятно, что в сексуальных играх евнухов, в первую очередь, использовались ласки орально-генитальные и то, что в наше время называется петтингом. Но были и другие варианты, в частности, использование тех или иных специальных приспособлений.
Надо сказать, что евнухи, у которых был удален пенис, но оставлены яички вполне могли достичь сексуальной разрядки. Для выведения семени служила та же самая трубочка (металлическая или бамбуковая), которая была приспособлена для мочеиспускания. Со временем, когда появились различные секс-приспособления, евнухам удавалось использовать искусственные резиновые пенисы таким образом, что семя выводилось через них.
Тем же евнухам, у которых яички были удалены было сложнее. Оргазма они могли достичь и достигали, но процесс этот был более трудоемкий. К тому же со временем в силу физиологических причин половое влечение становилось все меньше и меньше пока не исчезало совсем.
Всё, конечно, было очень индивидуально. Если операции удаления члена или яичек, или и того, и другого, подвергался зрелый мужчина, имевший сексуальный опыт, то у него было больше шансов на сексуальную жизнь после кастрации, чем у тех, кто подвергался членовредительству в детстве или юношестве.
Джон Ричарде в своих «Дневниках» (1699—1700) с презрением писал о семейной жизни евнуха: «Есть вид супружества, если его можно назвать таковым, между женщиной и евнухом, который, как я слышал, был напрочь лишен всего мужского; однако же мне с полной достоверностью говорили, что они совершали cue способом, нам совершенно неведомым, и то есть не диво, ибо сами женщины между собой способны восполнять отсутствие мужчин, потому не стоит дивиться, что эти жалкие создания, уверенные, что они созданы для того только, чтобы удовлетворять мужчин, и не ведающие о грядущем вознаграждении и наказании за добродетель и грехи наши, отнюдь не достойны восхищения, ибо предаются всем видам страсти и чувственности, в коих всех других женщин превосходят».
Оставим моральные сентенции на совести людей, считавших, что кастрировать других людей не зазорно, но в то же время чрезвычайно греховно этим людям получать чувственные наслаждения. На мой взгляд, каждый человек имеет полное право жить той жизнью, какой хочет, при условии, что не наносит ущерб другим людям.
Важно!
Евнухи имели возможность получать чувственные наслаждения. Пользовались они ею или нет, зависело от множества индивидуальных факторов.
Отметим и то, что всегда ходили слухи, и, думаю, небезосновательные, что евнухи блестяще владели способами удовлетворения женщины с помощью орально-генитальных ласок и различных сексуальных приспособлений. В литературе есть описание истории, когда две одалиски из гарема султана, привыкшие к ласкам евнухов, вышли замуж за обычных мужчин и вскоре с ними развелись, по той простой причине, что они не могли их удовлетворить так, как это делали евнухи.
А вот строки из воспоминаний одного из «черных евнухов», жившего в девятнадцатом столетии: «Я не искал любви, я искал страсти. Во дворце я не мог себе позволить этого. На многих женщин я смотрел с вожделением, но мне грозила виселица, и приходилось сдерживаться. Тогда я решил жениться на одной из женщин дворцового гарема, что и сделал. Вы можете спросить, как могла женщина выйти замуж за такого, как я. Не знаю. За всю совместную жизнь с ней я ни разу об этом ее не спросил».
В любом случае всё описанное выше было лишь попытками восстановить утраченную гармонию. Даже самые искусные в эрзац-сексе евнухи отдали бы всё только за возможность вернуть утраченное.
Улыбнитесь
Идет съемка исторического фильма. Недовольный режиссер кричит на актеров:
– Петров… Ну кто так играет султана?! Ты же владыка империи. Сорви с нее одежду, возьми ее!
– Курочкина, мать твою! Ну кто так играет наложницу?! Ты лежишь, как бревно, а должна двигаться и стонать, двигаться и стонать!!!
Ассистентка – режиссеру:
– Виктор Иванович, у Сидорова оттопырены штаны!
Режиссер: – Да пошла ты на хрен со своим Сидоро… Что?? Оттопырены штаны?!! Сидоров! Си-до-ров!!! Ну кто так играет евнуха?!
Цитата на полях
Я поступил в серале, где все внушало мне сожаления о моей утрате: каждое мгновение я чувствовал возбуждение; тысячи природных красот раскрывались предо мною, казалось, только для того, чтобы повергнуть меня в отчаяние. В это время смятения всякий раз, как я сопровождал женщину до постели моего господина, всякий раз, как я раздевал ее, я возвращался к себе с яростью в сердце и с ужасной безнадежностью в душе… Помню, как однажды, сажая одну женщину в ванну, я почувствовал такое возбуждение, что совсем потерял рассудок и осмелился коснуться рукой одного страшного места. Придя в себя, я подумал, что настал мой последний день. Однако я оказался настолько счастлив, что избежал тысячи мучений. Но красавица, которую сделал свидетельницей своей слабости, очень дорого продала мне свое молчание: я совершенно потерял всякую власть над нею, и с тех пор она вынуждала меня к таким поблажкам, Которые тысячи раз подвергали жизнь мою опасности.
Монтескье «Персидские письма» (1721)
Восстановление утраченного достоинства
Вероятно с течением времени (особенно если проходили десятилетия) евнухи смирялись со своим статусом полумужа. Но мечта о восстановлении утраченного оставалась с ними всегда.
Что все богатства мира, когда нет чего-то более важного? В своем небольшом фривольном стихотворении Александр Сергеевич очень хорошо это иллюстрирует:
К кастрату раз пришел скрыпач,
Он был бедняк, а тот богач.
«Смотри, сказал певец без <…>, —
Мои алмазы, изумруды —
Я их от скуки разбирал.
А! кстати, брат, – он продолжал, —
Когда тебе бывает скучно,
Ты что творишь, сказать прошу».
В ответ бедняга равнодушно:
– Я? Я <…> себе чешу.
Кто-то мечтал о восстановлении утраченного, а кто-то пытался найти способы, тем более, что всегда ходили слухи о тех, кому это удалось. Более того, порой даже появлялись документальные подтверждения таких чудес. Так, английский китаист девятнадцатого века Картер Стент зарегистрировал случаи восстановления пенисов, знакомясь с бумагами одного китайского суда, в котором разбирались дела нескольких евнухов. Якобы у них восстановились половые способности из-за чего их подвергли новой кастрации. Правда, перенести удалось ее не всем, поскольку многие были уже в возрасте.
Казалось бы, вот оно документальное подтверждение чуда. Но, во-первых, верить судебным документам, и тем более, китайским – это не самое правильное решение. И, во-вторых, есть иная версия этой истории. И эта вторая версия мне кажется правдоподобной.
Итак, при дворе императора Цяньлун (1711—1799) служил главный евнух по имени Бэй. Он имел весьма серьезное влияние на императора и в какой-то момент уверовался в своем безграничном могуществе. Но некоторую угрозу этому могуществу представлял первый министр. Бэй решил покончить с ним, но просчитался. Первый министр сообщил императору, что некоторые евнухи с помощью тайных снадобий смогли восстановить утраченное мужское достоинство. Более того, ему известно, что они уже покушались на наложниц императора. Цуньлун, разумеется, рассердился и приказал провести тщательное расследование. А возглавить его было поручено первому министру. Не удивительно, что в результате проверки всё подтвердилось. Несколько евнухов были приговорены к повторному оскоплению. Был среди них и Бэй.
Почему Цуньлун так легко попался на сказку о восстановленных пенисах? Да, потому что, до этого многие века китайские евнухи использовали десятки разных способов, чтобы этого добиться.
Так, например, считалось, что к восстановлению утраченного может привести постоянная сексуальная деятельность. А потому евнухи высокого ранга окружали себя женщинами, которые держали их в постоянном возбуждении и смазывали область вокруг рубца «оплодотворяющей сущностью Инь». Китайский источник тринадцатого века сообщает: «Область зарубцевавшейся раны пламенеет от сводящих сума эротических ощущений. Кровеносные сосуды вот-вот готовы лопнуть, хотя облегчения, как известно, не наступит». Женщины в результате подвергались садистским и бесчеловечным мучениям. Так, например, придворным слугам и служанкам приказывали постоянно возбуждать этих несчастных с целью стимулировать истечение сущности – Инь».
Китайские врачи и ученые предлагали евнухам для осуществления их мечты рецепты, которые нам могут показаться, мягко говоря, несколько экзотичными. Так, в их ингредиенты частенько входили части человеческого тела, а наиболее целебные свойства приписывали печени, плаценте, семенной жидкости и менструальной крови.
В трактате У Цю «Собрании изысканных средств» (XII век) дается подробное описание способа приготовления плаценты: «Нет разницы между Пурпурной Лодкой (плацентой) младенцев мужского и женского пола, но особенно полезна плацента первенца. Как только мать извлекает Пурпурную Лодку, ее следует прополоскать в котле с рисовым отваром, а затем целиком погрузить в проточную воду и оставите там, пока, она не очистится от поверхностной слизи и волокон, Для окончательного устранения всех злых духов ее следует вымочить в чашке с материнским молоком. После этого ее нужно сушите на солнце до тех пор, пока она не станет хрупкой и, наконец, растолочь. Порошок надлежит обжарить в фарфоровой посуде».
Еще один врач (Дун Бинь) в том же двенадцатом веке советовал варить плаценту в вине, затем замешивать ее с тестом и подавать с травами и специями как «пельмени».
А врач Ли Шичжэнь, проживавший в четырнадцатом веке рекомендовал евнухам принимать следующее снадобье: «Семя зрелых молодых мужчин надлежит смешать с экскрементами ястребов или орлов и принимать в виде пилюли». Похоже, он (Ли Шичжэнь) их (евнухов) очень не любил.
Составной частью многих эликсиров была менструальную кровь. Считалось, что она способствует возбуждению мужского начала Ян. Причем предпочтение отдавали месячным девственниц, особо ценилась первая менструация. Из крови делали нечто вроде мази, которой евнухи смазывали рубец от раны.
Не все средства для образования нового пениса были столь относительно безобидными, как поглощение менструальной крови или семенной жидкости. Так в совсем уж далекие от нас времена (второй век) думали, что утраченную сексуальность можно возродить с помощью поедания человеческого мяса. Главный евнух Ли Го описывал свои вкусовые ощущения: «Мясо было сладкое, с изысканным ароматом, похожее на мясо молодого оленя, особенно печень».
В основном для этой жуткой диеты использовались отрубленные руки воров, которые собирал во рву для главного евнуха его слуга. Но иногда в ход шли и другие человеческие органы. Правда, Ли Го плохо кончил. Его обвинили в том, что он благодаря эликсирам из человеческой крови научился становиться невидимым и бродил по ночам среди императорских наложниц, когда они спали. И не просто бродил, но и нападал на них, отчего у женщин появились следы от укусов и шрамы. Источники сообщают, что Ли Го «разрубили на мелкие куски».
Другому евнуху пекинского двора по имени Вей Чунсин какой-то авторитетный доктор сообщил, что для восстановления члена ему нужно съесть мозги семерых мужчин. Евнух заполучил семерых преступников, вскрыл их черепа, извлек мозги и съел. Однако желаемого эффекта не получил.
Собственно это было характерно для всех этих и жутких, и относительно безвредных снадобий – они не были эффективны. Достоверных сведений о том, что кому-то удалось вырастить себе новый пенис просто не существует.
Важно!
Ни богатства, ни власть не могли компенсировать евнухам навсегда утраченное.
Улыбнитесь.
Помирились Илья Муромец и Змей Горыныч, сидят, выпивают.
– А ты чего, Горынушка, – спрашивает Илья Муромец, – по девкам-то не ходишь?
Закручинился Горыныч:
– Сволочь ты все-таки, Илья! Сперва спьяну рубишь чего попало, а потом еще и издеваешься!
Воссоединение в мире предков
Главный культ в Китае – культ предков. Конфуцианство, даосизм, буддизм и другие религии существуют параллельно этому культу, включая его в себя (например, конфуцианство) или оставаясь нейтральными (например, буддизм).
В любом случае для китайца мир предков значит очень много. И попадание туда после смерти представлялось самом собой разумеющимся. Тогда как, непопадание – хуже ничего не могло быть.
Евнухи, как и остальные китайцы, желали на том свете воссоединиться с предками. Но была одна причина, по которой это могло не произойти. Древние китайцы говорили: «кожа, прикрывающая тело, получена от родителей, и ее нельзя повредить». Отсутствие члена – это даже более, чем повреждение тела. Без этой части тела невозможно было на том свете показаться предкам. Как же быть? Выход был найден – сохранить отрезанное, чтобы после смерти его пришили или просто положили рядом в гроб.
Чтобы предохранить отрезанный пенис от гниения, его соответствующим образом обрабатывали. Затем нефритовый стебель (одно из названий мужского органа в китайской литературе) помещали в специальную шкатулку. Ее заворачивали и подвешивали на балке дома, так чтобы видеть. И называлось это «видеть сокровище, или драгоценный камень».
Работавший в российской дипломатической миссии Китае русский врач В. Корсаков, сообщал, что «евнухи Пекина тщательно сохраняли свои оставшиеся от операции „драгоценности“ в спирту». Бывало и такое, что родители мальчика не могли заплатить за кастрацию по причине бедности и тогда «драгоценность» оставалась в залог у того, кто проводил операцию. Впоследствии евнух выкупал ее обратно за большие деньги.
Источники сообщают о существовании специального инспектора в чьи функции входи надзор за надлежащим хранением евнухами их «драгоценностей». Также сообщается о случаях, когда враждовавшие друг с другом евнухи пытались украсть друг у друга «драгоценные камни».
Известно, что многие евнухи были страстными игроками в карты или кости. Некоторые из них проигрывали свои «драгоценные камни». Бывало и такое, что в случае смерти евнуха, не успевшего выкупить свою «драгоценность» это приходилось делать его родственникам за очень большие деньги.
Цитата на полях.
Меж ними ходит злой эвнух,
И убегать его напрасно:
Его ревнивый взор и слух
За всеми следует всечасно.
Его стараньем заведен
Порядок вечный. Воля хана
Ему единственный закон;
Святую заповедь Корана
Не строже наблюдает он.
Его душа любви не просит;
Как истукан, он переносит
Насмешки, ненависть, укор,
Обиды шалости нескромной,
Презренье, просьбы, робкий взор,
И тихий вздох, и ропот томный.
Ему известен женский нрав;
Он испытал, сколь он лукав
И на свободе и в неволе:
Взор нежный, слез упрек немой
Не властны над его душой;
Он им уже не верит боле.
А. С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан»
Обыденная жизнь евнухов
Но тут ее слова прервали клики:
«Султан идет! Султан идет великий!»
Сперва явился дев прелестный рой,
Затем султана евнухи цветные;
Как на параде, замыкали строй
Их пышные кафтаны расписные.
Карьера любого евнуха начиналась с обучения. Не то, чтобы их учили особым премудростям, но какие-то основные навыки у евнухов должны были быть. В первую очередь знания всего того, что касалось этикета и тех или иных табу гаремной жизни. Согласное описанию ряда источников за дисциплиной евнухов в Османской империи следили примерно так, как в военных училищах следят за дисциплиной курсантов. Спали они в больших общих комнатах и за малейшие провинности подвергались наказаниям.
Наказывали и тех, кто не был виноват – с целью профилактики. Били палками по пяткам до тех пор, пока наказуемый не лишался чувств. Процедура эта была публичной – остальные молодые евнухи присутствовали при ней.
В Китае в разные эпохи по-разному относились к возможности обучения евнухов. Было время, когда запрещалось допускать их даже до постижения книжной грамоты. И было время, когда существовали специальные школы для обучения евнухов.
Но ни в какой из этих школ, ни в Турции, ни в Китае, ни где-либо еще не обучали главному умению всех евнухов – интриговать. Чуть ли не каждый из них стремился забраться на верх в существующей среди евнухов иерархии, чтобы иметь большИе блага*6. Сделать это возможно было только одним способом – изучить все хитросплетения опутывающих гарем личных связей и вплести в него свой узор. При этом интеллект был важной составляющей успеха, но не главной. Хитрость, коварство, жестокость, знание механизмов управления людьми через их пороки и недостатки – наличие таких качеств было намного важнее.
Важно!
Кастрирование нигде и никогда не способствовало улучшению человеческой природы.
Цитата на полях.
Мальчик находится под наблюдением и учится у других юношей сераля, пока не будет готов к услужению. Тогда его продвигают по службе, приставляют к женщинам и могут даже поставить на службу султанше под наблюдение главного евнуха, или «начальника девственниц». Евнухи получали солидное жалованье в размере от 60 до 100 акча в день, два шелковых халата и также другое годовое содержание, не считая даров от других служб дворца. Имена им давались цветочные – Гиацинт, Нарцисс, Роза, Гвоздика. Поскольку они обслуживали женщин, их называли приличествующими невинности, чистоте и благоуханию именами».
Оттавиано Бон. Из книги «Сераль великого повелителя» (1608).
Отношение к евнухам
Если совсем кратко, то к евнухам всегда и везде относились плохо. Почему? Причин несколько.
Во-первых, люди подсознательно испытывали чувство вины перед ними за то, что с ними сделали. Агрессия по отношению к евнухам подавляло чувство вины.
Во-вторых, большинство людей подсознательно боятся всего необычного. Евнух превращался в существо третьего пола и это пугало. А страх порождает агрессию.
В-третьих, сам социальный институт евнухов предполагал наличие у этих людей, таких качеств, как жестокость, жадность, лживость, безжалостность, злоба, гордыня и т. п. Естественно, люди с подобными личными качествами не пользовались любовью у окружающих.
В-четвертых, евнухи зачастую сосредотачивали в своих рук огромную власть и пользовались ею по своему усмотрению, не обращая внимания на нужды других людей.
В-пятых, богатству и высокому положению евнухов просто завидовали.
В-шестых, евнухи часто были не из коренного народа. Так, в Древнем Китае большинство евнухов были не ханьцами. А к чужакам в народе всегда отношение предвзятое.
Негативное отношение к евнухам характерно и для многих древних источников. Так согласно древнеиндийским Законам Ману из наследников семейной собственности исключались «женщины, изгои, евнухи, слабоумные, расточители, калеки». Те же Законы Ману запрещали евнухам присутствовать на церемониях в честь предков (в арийском обществе это были важнейшие ритуалы). Евнух не мог свидетельствовать в суде и был ограничен во множестве других прав. В литературе также сообщается, что в ведический период евнухов приносили в жертву.
В то же время, стоит отметить, что в разные эпохи и в разных районах Индии отношение к евнухам могло быть несколько иным, нежели то, что мы видим в Законах Ману. Так Арджуна – один из главных героев величайшего эпоса Индии Махабхарата – в последний год своего изгнания, скрываясь от врагов вынужден был при дворе царя Вираты занять должность учителя музыки и танцев на женской половине. Это было возможно только для евнуха. Пришлось ему притворяться евннухом.
В Китае издревле в ходу была поговорка: «Есть лишь одно несчастье большее, чем родиться женщиной, – это стать евнухом». Кастратов и скопцов, служивших при дворе называли «придворными крысами» или «ковыляющими воронами». В «Книге песен» сказано:
«Не в небесах источник смут,
А в женщине причина тут.
Ни поучений, ни бесед
Для евнухов и женщин нет».
Важно!
Евнухов могли почитать, могли уважать, часто – боялись, но редко любили.
Цитата на полях
Хоть и говорят, что у сорока таких вельмож, гарема не хватит мозгов, чтобы наполнить фиговое семечко, убийствам, совершенным по их наущению, просто несть числа. Во время правления Абдул-Хамида те, кто поднимались до высокого положения мусахиб (камергер) султана, обладали такой же властью, что и сам султан. В те времена главный черный евнух принимал в своих апартаментах высших чиновников страны. Одним из заговорщиков, стоявших за трагедией 31 марта, был Джевхер-ага. После провозглашения Танзимата (Танзимат – период реформ в XIX в. в Османской империи) военные приговорили его к смерти. Мои собственные наблюдения позволяют разделить евнухов на три категории: сверхчувствительные, дураки и болваны. При одном упоминании черных евнухов у людей портится настроение. Некоторые отказываются от кофе, потому что он «черный», и просят вместо него чай.
Али Сейид-бей, «Церемонии и организации» (1904).
Евнухи в Китае – носители иньского начала
В Китае вплоть до начала двадцатого столетия евнухов было особенно много. Исследователи приводят разные цифры. Японские ученые утверждают, что число евнухов в Древнем Китае колебалось в разные периоды от 3 до 13 тыс. человек. В то же время хроники времен конца династии Мин (XVII в.) говорят, что на 9 тысяч придворных дам приходилось 100 тысяч евнухов (что представляется несколько сомнительным). Другие исследователи считают, что для обслуживания всех сторон жизни императорского двора нужно было не менее 3 тысяч евнухов.
Китайцы были уверены, что евнухи предназначены для обслуживания Женской половины императорского дворца по той простой причине, что у них не только осталось данное от природы мужское рациональное мышление, но и развилось, благодаря бесполости, мышление женское.
Разумеется в Китае, как и в других странах, где были гаремы, основной причиной того, что к женам и наложницам допускались только евнухи был животный инстинкт, который заключается в ограничении доступа к самкам альфа-самца. Но китайцы были бы не китайцами, если бы не придали сакральность этому инстинкту и не дали бы ему философское обоснование.
А. А. Маслов в своей работе «Дисперсия силы ян императора» отмечает: «Император воплощал абсолютное, всеподавляющее начало-ян, которое буквально подчиняло начало-инь – „неокультуренный“ народ, одновременно и восполняясь от него. Это было подобно тому, как император „восполнялся“ от своих наложниц, причем посредником между наложницами и правителем были все те же „бесполые“ евнухи. В этой энергетически устойчивой схеме необходим был нейтральный элемент, ни инь, ни ян, – евнухи, которые являлись бы посредниками во взаимоотношениях сил в Поднебесной. Евнухи, как люди „бесполые“, выполняли рутинную работу по управлению империей, поскольку собственно до административного управления правитель-дух опускаться был не должен».
Поскольку евнухи являлись зеркальной противоположностью позитивной власти правителя Поднебесной, то когда в Китае происходили разного рода несчастья (смуты, наводнения, засухи, голод и т. п.) их всегда можно было списать на дурное влияние евнухов, являвших носителями Хаоса. Надо сказать, что действительно бывали случаи, когда евнухи, стремившиеся к власти приводили к потрясениям государственных основ, но чаще они были «козлами отпущения».
По сути евнухи представляли собой теневую (иньскую) сторону власти. К ней в сакральном плане относилось все негативное и ошибочное противостоящее гармонии и порядку.
Цитата на полях
Сам институт евнухов, институт бесполого правления, при котором по определению никогда не может установиться баланс инь и ян, был необходим императорской власти как лучшее объяснение «великой смуты» (да луанъ), которая иногда охватывала Поднебесную. Все беспорядки и всю дисгармонию, как это было в момент краха династии Хань, списывали на счет евнухов, при этом сакральный характер власти императора оставался девственно беспорочен. Это во многом объясняет, почему же именно евнухи во все времена и династии были столь влиятельны в Китае.
А. А. Маслов Дисперсия силы ян императора