Вы здесь

Красный луг. Приключенческий роман. В школу (В. А. Старовойтов)

В школу

Весной Виктору исполнилось семь лет. Величайшее событие в жизни человека, тем более, что уже этой осенью предстояло пойти учиться в школе. Первый раз – в первый класс, это ли не событие! Виктор с большим нетерпением ждал этого дня и даже за отрывным календарём ревностно наблюдал сам, дабы листочки отрывались своевременно. По совету бабки Вари всё лето вставал с рассветом, садился в лодку и уплывал за перекат ловить пескарей, малявок, ершей, в общем, что попадёт. Рыбу привозил к бабке Варе, она солила её в пятиведерной фляге, чтобы осенью продать на рынке в городе и купить ко школе всё необходимое. Машенька, дочь бабки, вышла замуж за мастера городского профтехучилища, Симагина Валентина, сама же закончила медицинское училище и работала фармацевтом. Жили они теперь в городе. Они частенько наведывались до стариков, Валентин обладал прекрасными рыболовными снастями, чувствовал местонахождение рыбы и ловил только крупную рыбу, как голавля, жереха, щуку. Мелочью брезговал, считая ловлю мелочи уделом несмышлёных пацанов. Иногда привозил на хутор своих воспитанников на казённой машине, тогда, навесив бумажные мишени на деревья, из малокалиберных винтовок стреляли по ним. Новоявленный дядя Виктора никогда не привечал, и никогда не дарил ни лески, ни крючка, хотя отлично знал, что в деревне с этим проблемы. Что-то из рыбацких принадлежностей можно было приобрести у старьёвщика в обмен на старое тряпьё, кости, резиновую обувь. Нюся тоже вышла замуж и на какое-то время уехала жить к мужу на Украину. Жилось ей там не очень сладко, но зато научилась экономно относиться к еде и одежде. Родители мужа были довольно богатенькие, но экономили на всём. После смерти мужа вернулась в Красноуфимск с детьми, Пашкой и Ниной, купила небольшой домик на окраине и больше уже замуж не выходила, посвятив свою жизнь детям. Толик женился на девушке со Стёкольного завода, построил дом на Красном лугу, там и жили. Толя закончил дважды одно и то же ПТУ по одной специальности – плотник. В Армии служил по специальности, был командиром роты в звании лейтенанта. Федя уезжал в Свердловск, несколько раз женился, но всё неудачно. Исправно всем бывшим жёнам платил алименты. Так продолжалось до тех пор, пока не подобрала его Галя Свинцова, бездетная, прошедшая огонь и воду женщина. Так с нею и прожил свою жизнь, постепенно спиваясь. Ира тоже вышла замуж и жила в районе Черёмухового острова, работала птичницей

К концу лета Виктором было наловлено и засолёно две полных фляги мелкой рыбёшки. Бабка взяла колхозную лошадёнку, загрузили фляги с рыбой, ещё и медку прихватили на продажу и покатили в город. И мёд и рыба разошлись мгновенно, стоило только узнать, откуда рыбёшка и мёд, тут же возникла очередь… Пока бабка ходила по магазинам и киоскам, покупая по списку всё необходимое для школы, Виктор караулил лошадку. Когда всё было куплено и сложено в мешок, поехали к Симагиным, жившим неподалёку, по улице Советской. Там же имелся сарай, где можно было поставить лошадь до утра, да и в самой квартире у Симагиных было довольно просторно. Места хватало для Маши с Валентином, их деток, Алексея с Ольгой, и для гостей. Виктор был вне себя от счастья и всё поглядывал на мешок со своими вещами и даже включенный Валентином телевизор, новинка по тем временам, роскошь, доступная богатеньким, не привлекал его. На следующее утро уехали обратно. Теперь Виктор с ещё большим нетерпением поглядывал на календарь. Ах, как же медленно тянется время! И только на реке Виктор чувствовал успокоение, среди родной стихии. У него был свой ручной волк и медведица с медвежатами, приходившие к нему на галечник и лакомившиеся рыбой, которую он припасал для своих лесных друзей. Как они узнавали, когда он приплывёт к галечнику, этого наверное никто не знает, а сами звери знали это безошибочно. Как и домашняя кошка Муська, которая минут за пять до приплытия Виктора, задрав хвост, торопилась под берег к месту причала и угощалась свежей рыбкой. По поведению Муськи мать всегда знала о прибытии Виктора с уловом. Пойманной рыбы хватало с лихвой на всех; и собаке, и кошкам, курам и гусям, себе на жарёху и уху, ещё и свиньям оставалось. В семье Виктора так добытчиком и кормильцем и называли.

И всё же время не стояло на месте, настал и долгожданный день. Накануне Виктор с помощью матери подготовил форменный костюм, белую рубашку, -повесил на спинку стула. Вновь и вновь тряпочкой чистил ботинки. Несколько раз проверил содержимое школьного портфеля, всё ли было на месте. Мать от кого-то из соседей принесла букет поздних цветов, поставила до утра в банку с водой. До утра Виктор еле-еле дожил, поминутно вставая и поглядывая на часы ходики, изрядно поднадоев родителям. Чуть только кровать скрипнет, он уже глаза открыл, что, ма, в школу пора? И чуть только забрезжил рассвет, Виктор встал, тихонько оделся, выпил стакан молока с хлебом и был таков! Мать проснулась на скрип двери, окликнула, но сына и след простыл…

Школа была ещё закрыта. Учительнице, Друговой Марии Васильевне, тоже не спалось. Вот уже несколько лет после училища она каждый год встречает своих первоклашек 1 сентября, а всё привыкнуть не может, каждый раз волнуется, как в первый раз. Подходит 1 Сентября, подкатывает к сердцу нечто необъяснимое, тревожное, хочется поскорее войти в свой класс, увидеть ожидающе любопытные глазёнки, заглянуть в чистую душу каждого из них. Ей не спалось, хотелось пройти в школу до появления детей, затопить печь и просто посидеть в уединении и тишине за школьной партой, ещё пахнущей краской, вспомнить своё потаённое, из детской жизни, когда и сама так же с душевным трепетом пришла в свою первую школу к своей первой учительнице. Хотелось помечтать о своих учениках, представить их взрослыми… Будут ли они помнить свою первую учительницу? Господи, как же они в свой первый учебный день похожи на испуганных овечек, сбившихся в единую стаю… Заходишь в класс, притихнут все, сидят, не шелохнувшись, смотрят в самую душу безмолвным вопросом, что скажешь ты нам, дорогая ты наша? И ведь от того, с каким настроением придёшь, какие слова скажешь этим маленьким человечкам, зависит их дальнейшее отношение к тебе и учёбе. Именно в первый день важно к каждому из них найти свой, особый ключик, от которого зависит вся дальнейшая судьба маленького человечка. Именно из того, как он будет учиться, его умения слышать и слушать, будет становиться его характер, его будущая личность. И как же ей хотелось, чтобы все её ученики были если не гениями, то, по крайней мере, хорошими людьми. С мужем ей очень повезло, Александр Иванович всё понимает с полуслова, помогает во всём, понимает её волнение, её переживания. Двое своих дочерей подрастают, Вера и Наташа, в отце души не чают. Девчонки, а больше времени с отцом проводят…

Задолго до сентября Другова обошла всех родителей своих учеников, и теперь практически знала о своих учениках всё. В своём дневнике она скрупулёзно записывала все эти данные сведения и по мере необходимости использовала их в течении всего периода, что ученик находился на её попечении, то есть четыре начальных года. Учеников всего было около тридцати человек, все учились в одну смену, и как уж Марие удавалось управиться с ними, то было её маленьким секретом. Вот и в это утро Маша встала очень рано, попила чуть тёпленького чаю и хотела уже уйти, но заговорил муж:

– Что, Машенька, не спится? Волнуешься? Ну иди, я дома управлюсь сам, и девчонок соберу, не беспокойся…

Подходя к школе увидела съёжившуюся фигурку на скамеечке под тополем на берегу, угадала первоклассника, поспешила к нему.

– Здравствуй, Витя. Замёрз? Давно здесь? В школу пришёл? Ну идём, печку будем топить…

Виктор поднялся, протянул учительнице изрядно помятый букет цветов. Мария взяла ученика за руку, он доверчиво пошёл за нею.

– Какие цветы красивые! Это мне, да? А ручонки-то какие холодные… Ну ничего, сейчас печку затопим, а цветы в баночку поставим, водички подольём, чтобы окрепли. А ты где хочешь сидеть, за какой партой?

Виктор не ответил, он деловито осваивал парту около окна. Перед ним лежал раскрытый букварь и смотрел он на свою первую учительницу как-то совсем по взрослому, словно желая сказать, но не решаясь: – Ну что ж, давай учи, посмотрим, чему научишь!..

Он словно ждал чего-то необычного от этой женщины, которую знал и видел в селе ежедневно, ещё вчера простую, обыкновенную женщину, играл с её дочерьми, и которая вдруг сегодня стала его первой учительницей. Пройдут годы, много будет в жизни сегодняшних учеников новых хороших и плохих учителей, но память о первом звонке, первой учительнице, навсегда останется в их памяти. Марие Васильевне было как-то даже не по себе под пытливым взглядом маленького мужичка и она принесла из учительской альбом с картинками.

– Посмотри-ка вот это…

Топилась печь, причудливые тени прыгали по стенам от женщины, снующей между парт. Она не могла быть спокойной, ходила, лишь бы чем-то заняться, унять тревогу в сердце.

– Проучишься здесь четыре года, потом придётся ходить в Усть-Маш или даже жить там в интернате. Школа там большая и учителей будет много, а здесь я одна буду вас учить…

Утренний ветерок разогнал ночной туман, синичка постучала в окно, будто тоже просилась в ученики. Вскоре на улице зазвенели ребячьи голоса. Маша посмотрела на наручные часики.

– Ну что же, идём встречать…

Вслед за учительницей вышел и Виктор, завидев мать, степенно подошёл к ней.

– Ты мама, не беспокойся, я уже сам в ученики записался. Ты иди домой, я хорошо учиться буду. Я уже и в классе был, за партой сидел…

Ребятишек построили по классам на берегу напротив школы, Мария Васильевна сверилась с записями в журнале, провела перекличку, поздравила родителей и учеников с началом учебного года. Выступили с поздравлениями и наилучшими пожеланиями председатели Сельского Совета и колхоза, лесничества и леспромхоза. Некоторым ученикам, что работали летом в колхозе, были вручены ценные подарки и Грамоты. После этого учеников провели в школу. Парт хватило на всех, никто в обиде не остался. Радуясь началу занятий, встрече со старыми друзьями, школьники хлопали откидными крышками парт, шумели. Прозвенел звонок, неумело удерживаемый обеими руками первоклашки, притих класс. Рядом с Виктором сидела Верочка, старшая дочка учительницы, учившаяся во втором классе. Она, как и все остальные, смотрела на свою мать, будто видя её впервые.

– С сегодняшнего дня меня надо будет называть Марией Васильевной, а не тётей Машей, как звали до этого. Теперь вы все ученики и вам нужно привыкать к дисциплине. Буду учить вас тому, что знаю сама, считать, писать грамотно, читать интересные книги, видеть мир. Вам предстоит многому научиться, чтобы, когда станете совсем взрослыми и закончите учиться, вам было не стыдно жить наравне с другими людьми.

Не по детски серьёзно приступил Виктор к учебным занятиям, с первых слов он проникся большим уважением к учительнице, проникся чувством особой веры в важность написания всех этих палочек, крючочков и выводил их с особой тщательностью. В своём журнале против фамилии ученика Мария Васильевна выводила только одно слово «Отлично». В шумных играх на переменках Виктор особого участия не принимал, зачастую уткнётся в книгу, картинки рассматривает да мечтает о чём-то, не слышно его и не видно. Иногда Верочка вытаскивала его к ребятам, на улицу. Вера ему нравилась и он подчинялся ей, увлекался игрой на некоторое время. Верочка отвечала своему другу глубокой взаимностью, помогала в учёбе, порой даже защищала от слишком назойливых ребятишек.

Когда же начальная школа была прикрыта, однажды Виктор, зайдя в брошеное здание, обнаружил школьный журнал старых лет, открыл его и был приятно удивлён, видя во всех четырёх классах тех лет, что отстающих учеников у Друговой не было, аккуратным красивым почерком её неизменно выводилось «хорошо» и «отлично», и очень редко где проскакивало «удовлетворительно».

На занятия Виктор никогда не опаздывал, просыпался чуть ли не с первыми петухами и никакого ему будильника не надо было, на занятиях ловил каждое слово учительницы, иногда, забывшись, записывал в свою тетрадь условие задачи другого класса и очень переживал, если не мог самостоятельно решить. Читать научился от деда задолго до школьных занятий, знал решение простых задач и поэтому особых трудностей в учёбе не испытывал, а что было не понятным, то объясняла Верочка или сама учительница. Мария Васильевна всегда ревностно относилась к своим ученикам и, как и у всякого смертного, у неё были и свои любимчики, но к Виктору отношение было особое. Она с нескрываемым интересом наблюдала за его успехами, и всячески старалась помочь и поощрить его тягу к знаниям, ненавязчиво предлагая прочитать ту или иную книжицу. По тем временам школьная библиотека была довольно богатой на выбор, ведь школа являлась центром культуры села, поэтому и книги были не только по школьной программе, но и для взрослых, такие, как сочинения Маркса и Энгельса, Сталина и Ленина. Конечно же, не только к Виктору находила учительница сердечный ключик, так было с каждым из её учеников. Это позволяло добиваться высокой успеваемости и дисциплины. Дети души не чаяли от своей молодой учительницы, с большой неохотой покидали школу в конце занятий, да и она сама готова была проводить с ними чуть ли не полные сутки, если б ещё не было семейных забот… Она настолько порой увлекалась ихними играми, что забывала о времени и своём возрасте. Редко теперь встретишь по настоящему преданных своему делу учителей, а жаль, искренне говорю вам об этом. Сейчас на первое место вышли деньги, а дети стали побочным продуктом, некой необходимости для получения хорошей зарплаты. Вот и отсюда вывод, – заканчивают ученики школу, получают аттестат, а вспомнить практически нечего. И некого, вот что обидно… С большой неохотой покидали свою школу ученики после четвёртого класса. Родители не раз уже поднимали перед Сельским Советом и ГОРОНО вопрос о строительстве новой расширенной школы, чтобы не гонять поселковых детей в Усть-Маш, но вопрос этот долгое время всё лежал и лежал в дальнем конце столешницы чиновника и никак пока не решался. А ученикам старших классов ежедневно приходилось мотаться за несколько километров в Усть-Маш, не считаясь с погодой…