Гражданская война в Испании и предпосылки к формированию «Синей дивизии»
В качестве ответных действий на агрессивную политику левых сил в среде испанских консерваторов начинают складываться различные партии и движения правого и ультраправого толка.
В феврале 1931 года Рамиро Рамос организовал так называемую «Хунту национал-синдикалистского наступления». Чуть позднее в городе Вальядолид возникает «Кастильская хунта Испанского действия» Онесимо Редондо Ортеги. Наконец, 29 октября 1933 года была образована самая значительная из испанских правых организаций – «Испанская фаланга». Ее основателем выступил Хосе Антонио Примо де Ривера, сын генерала Мигеля Примо де Риверы. Это был блестящий оратор и яркий харизматический лидер. Благодаря этим качествам он смог добиться сплочения вокруг себя остальных организаций, которые вскоре влились в состав «Испанской фаланги». Несмотря на это, националисты по-прежнему не могли рассчитывать на прямую победу на выборах, в первую очередь потому, что все государственные органы контролировались коммунистами и социалистами, которые бы просто не допустили этого. Поэтому было принято решение осуществить вооруженный переворот с целью насильственного захвата власти и устранения от нее социалистов. Согласно плану, мятеж должен был синхронно начаться во всех крупных городах страны силами подконтрольных правым воинских частей, также бойцов фашистских организаций и других крупных правых сил, в первую очередь – монархистов-карлистов. Особо мятежники полагались на фактор неожиданности. Датой грядущего переворота выбрали 17 июля 1936 года.
Несмотря на внезапность, быстрой победы добиться не удалось. Страна оказалась втянута в длительную гражданскую войну, где ни у одной из сторон не хватало собственных сил для решающего удара. На втором году войны, понимая, что без вмешательства извне победы добиться будет невозможно, обе стороны обращаются за помощью к потенциальным союзникам из числа идеологически близких государств. Республиканцы были поддержаны Советским союзом, а на зов националистов откликнулись Германия и Италия. Немцы отправили в Испанию добровольческий легион «Кондор», а Муссолини послал экспедиционный корпус. СССР в свою очередь посылал в помощь республиканцам добровольческие бригады. Именно тогда и начали складываться предпосылки для отправки испанской дивизии на Восточный фронт через несколько лет.
Дело в том, что именно в то время в массовом сознании испанских националистов начинает складываться определенный образ русских. Помимо прибывавших из СССР подкреплений для республиканских «интербригад», на полях сражений той войны довелось побывать и другой категории людей, также имевших русское происхождение. Речь идет о добровольцах из числа бывших белоэмигрантов и их потомков, которые выступили на стороне правых сил. У них были свои резоны – в войне против испанских социалистов и их советских союзников они видели идейное продолжение российской гражданской войны, которая в их сознании не закончилась с исходом на чужбину, а лишь была перенесена на другие фронты.
Конец ознакомительного фрагмента.