Вы здесь

Краеведение. КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ (В. В. Болтушкин, 2013)

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Краеведение – основа нравственного воспитания народа.

Д.С. Лихачев

Тема 1. Введение. Теоретические основы краеведения

Понятие «краеведение». Различные направления краеведения. В самом термине «краеведение» заключено его определение как науки о крае. Это слово имеет два корня: «край» (какая-либо местность, географическая территория) и «ведение» (от древнерусского «ведать» – знать). Более развернуто краеведение можно представить как всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений, как правило, местным населением, для которого эта территория является родным краем. Однако занятия краеведением могут быть обусловлены и другими факторами. Человек проявляет интерес не только к месту рождения, но и местам обучения, работы, туризма и т.д. Этот уголок Родины может стать для него так же родным.

Краеведение, как никакая другая области науки, наиболее приближено к конкретному человеку. Каждый по своей воле или под влиянием жизненных обстоятельств независимо от возраста, принадлежности к тому или иному этносу, образовательного ценза, профессии, места жительства сталкивается с краеведением, занимается им, пользуется его результатами. Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать. Уже поэтому важна и желательна всеобщая краеведческая грамотность.

Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру конкретного края. Очевидно, что оно принадлежит к типу комплексных наук, соединяя в себе сведения таких отраслей знания, как физическая и экономическая география, геология, биология, демография, история, этнография, искусствоведение, филология и ряда других. Краеведческая составляющая в той или иной мере, напрямую или косвенно, пронизывает практически все области знания, сферы интеллектуального и физического труда человека, делая их максимально приближенными к жизни.

Термин «краеведение» широко используется, но толкование его неоднозначно. Он применяется в трех смыслах: а) всестороннее изучение какой-либо территории; б) совокупность знаний о конкретном крае; в) общественное движение, имеющее свои организационные формы (Союз краеведов России, Общество краеведов РБ, Уфимское городское общество краеведов и др.).

Краеведение формируется как результат деятельности самых различных наук, разных по содержанию и методам исследования, но ведущих в совокупности к всестороннему познанию края. Поэтому выделяются различные направления краеведения: историческое (а внутри него археологическое), этнографическое, природное (природно-географическое), литературное, художественное (искусствоведческое), топонимическое и др. Но у всех направлений краеведческой науки есть общий предмет изучения – конкретная местность, край. Это и есть объединяющая основа разнообразных сведений, которые синтезируются по территориальному признаку. Замечательная особенность и сила краеведения в том, что оно комплексно оценивает значимость происшедших на изучаемой территории событий, связанных с ними людей, ценность археологических и архитектурных памятников, красоту пейзажей, важность и редкость природных данных (ландшафта, климата, редких растений и животных и т.д.).

Важно подчеркнуть, что краеведческие знания – не отвлеченная наука. Они имеют не только чисто академическую, морально-нравственную, но и все большую практическую направленность. Так, краеведение, наряду с другими своими целями, – это способ освоения исторического опыта, который нужно учитывать и развивать. Изучение и знание родного края необходимы для сохранения традиций, исторических корней, для охраны памятников культуры, природы, экологической среды. Краеведение обладает серьезным потенциалом для решения на местном уровне многих социальных и экономических проблем, стоящих перед нашим обществом.

Причем краеведческая работа развертывается на общественных началах, с привлечением людей, интересующихся своим краем. Это реальная основа для создания добровольных обществ, объединений молодежи, ориентированных на практические дела – сбор и изучение материалов о родном крае, вытекающие отсюда прикладные рекомендации, пропаганду добытых знаний, защиту окружающей среды, возрождение народных промыслов, реставрацию культурных объектов и т.п. Эффективной формой организации поисковой краеведческой работы в природных условиях являются туристические походы и тематические туристические экспедиции. Они имеют целью не только поиск полезных ископаемых, памятников природы, экскурсионных объектов и иного, но и их учет, охрану. Очевидна прямая связь туризма с краеведением. Последнее выступает одной из форм организации туристской деятельности, направленной на исследование края, его ресурсов для целей туризма (самодеятельного, экскурсионно-познавательного, историко-культурного и др.).

Учитывая такую многопрофильность краеведения, председатель Союза краеведов России академик С.О. Шмидт пишет: «Краеведение – это и наука, и научная и научнопопуляризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края (местности); это и метод познания от частного к общему; выявление общего и особенного; и метод, опирающийся, как правило, на междисциплинарные научные связи. Краеведение – это и форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые – специалисты, но и значительно больший круг лиц, преимущественно местных жителей».

Основные методологические принципы и функции краеведения. Краеведение прошло длительный путь развития. Тем не менее, оно пока не сформировалось по-настоящему как самостоятельная наука. Его теоретическая база разработана еще недостаточно. Это объясняется исторически рядом обстоятельств. И вплоть до настоящего времени в краеведении почти нет специалистов-профессионалов из среды крупных ученых, которые занимались бы только краеведением как наукой. Оно разрабатывается, как правило, побочно историками, археологами, этнологами, биологами, литературоведами и др. Пожалуй, наибольший вклад в краеведение вносят патриоты-любители родного края, добиваются порой удивительных успехов. Широко известно творчество местных краеведов Г.Ф. и З.И. Гудковых, В.А. Скачилова, М.А. Чванова, Ю.А. Узикова, Ф.Д. Ахмеровой и многих других.

Усилиями ряда поколений краеведов выработаны основные методологические принципы этой науки и учебной дисциплины. Таковы: комплексность – знания о крае в целом: системность – изучение всего, без изъятия, для целостного восприятия и познания края; детализация – полнота, глубина и конкретность знаний; масштабность – объем сведений о событиях, личностях должен зависеть от их значимости в системе краеведческих знаний; точность сообщаемого материала во времени и пространстве.

Сущность краеведения заключается во всестороннем изучении родного края по разным источникам и на основе непосредственных наблюдений с использованием новейших научных методов исследования. Теоретической базой краеведения являются естественные и гуманитарные науки. Основной метод исследования – сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и других данных, способствующих расширению знаний о крае, его истории, хозяйственном и культурном развитии. Принципиальное требование краеведческого изучения – рассматривать край как особого рода единый организм, как живое целое, исследовать системно и без изъятия. Только так может быть создан полный и реальный портрет края. В этой сложнейшей работе краеведение руководствуется отмеченными выше методологическими принципами.

Конец ознакомительного фрагмента.