Глава 1. Закладываем основу
В этой главе я выделю факторы, которые могут усовершенствовать процесс обучения и создать условия для блестящего коучингового сотрудничества. Обратите внимание на вопросы, которые мы будем обсуждать; это даст вам огромное преимущество в работе с клиентами.
Начну с заключения договора. Зачастую трудностей, возникающих в коучинге, можно избежать, если вы обсудили все сложные моменты на стадии заключения договора. Это касается множества самых разных видов профессиональных отношений, а не только коучинга. Я говорю о том, чтобы использовать четыре модели присутствия как руководство на этапе заключения договора.
Затем обсудим выбор территории и ваше место относительно клиента. Это может оказать позитивное или негативное воздействие на коучинг. Часто мы не замечаем, какое влияние на нас оказывает место, где мы появляемся, однако влияние все же остается. Если понять и учесть этот фактор, ваша задача коуча может немного упроститься.
Затем я познакомлю вас с процессом подготовки к встрече с клиентом и подскажу, как помочь ему сосредоточиться.
Заключение договора
Заключение договора – обширная тема, так что я рассмотрю ее только в контексте четырех моделей присутствия. Я не буду перечислять все этапы и особенности заключения договора, об этом вы можете прочитать в других книгах (Flaherty, 2005; Hawkins and Smith, 2006).
Учитывая модели присутствия, у вас будет четыре отдельных метода работы с клиентами. Необходимо заранее обговорить с ними условия сотрудничества, чтобы это не оказалось для них неожиданностью (пусть неожиданностью станут озарения, которые возникнут в процессе обучения). Такой договор гарантирует, что при возникновении «сложных» дискуссий с клиентом у вас будет, на что опереться. Например, клиент может попросить совета на таком этапе коучинга, на котором, как вы считаете, делиться своим опытом еще рано. Вы можете сослаться на условия сотрудничества, которые вы обговорили, и затем совместно решить, как действовать дальше. Это довольно простой и понятный пример, а что если в ходе работы с клиентом встанет дилемма этического характера? Здесь нет простых ответов, перед вами множество самых разных вариантов. Однако некоторые возможности будет нелегко использовать, если вы заранее не обговорили их с клиентом. (Подробнее об этических вопросах в коучинге см. Carroll and Shaw, 2013.)
Изучив четыре модели присутствия, вы сможете использовать их для того, чтобы выстроить дискуссию об условиях сотрудничества с кем угодно – с клиентом, спонсором или линейным менеджером. В завершение этого этапа у всех должно быть четкое понимание коучингового сотрудничества: роли, обязанности и ожидания. Клиент должен понимать, что во время коучинга ему, возможно, придется научиться мыслить и работать по-другому. Некоторым людям нужно время, чтобы обдумать это и не сопротивляться этому, когда наступит момент. Цель обсуждения условий – расчистить вам дорогу для применения всех четырех моделей присутствия.
Для начала обсудите ваши основные принципы, представление о клиенте, о вашей роли и коучинге. После этого предлагаю вам обсудить с клиентом некоторые моменты в рамках каждой модели присутствия.
Пример для размышленияОрганизация заплатила вам за проведение коучинга с менеджером. Вы уже несколько раз встречались с ним, и он начинает привыкать к коучингу. На следующей встрече менеджер просит подтвердить, что все, о чем вы говорите на встречах, – конфиденциально. Затем он заявляет, что хочет уйти из компании, и именно для этой цели ему нужен ваш коучинг. Он планирует забрать с собой некоторых лучших клиентов и основать свою компанию, которая будет конкурировать с этой организацией. Что вы будете делать?
Обсудите, сколько времени клиент будет говорить, а вы – слушать, и насколько часто он будет сам определять ход обсуждения. Отметьте тот факт, что люди, с которыми вы работаете, часто удивляются, что на самом деле намного лучше разбираются в теме, чем им казалось. Клиент будет самостоятельно делать выводы и формулировать свои решения, а вы, скорее всего, не будете давать советы. Разъясните, что ваша обязанность – помочь клиенту докопаться до ответов, которые у него уже есть, а его обязанность – решить, что делать с этой информацией.
Обговорите, что поможете клиенту взглянуть на тему с самых разных углов, отметив, что это позволит ему найти новые решения. Затем объясните клиенту, что подразумевается под «разными углами» (см. главу 7). Также отметьте, что, возможно, некоторые ваши методы покажутся ему необычными, нетрадиционными, но они призваны помочь ему взглянуть на тему по-новому.
Обговорите, когда и как вы поделитесь своими ощущениями и к каким последствиям это может привести. Объясните клиенту, как вы отреагируете на просьбу дать совет в ходе коучинга. Подчеркните, что вы делитесь с клиентом своими ощущениями для того, чтобы предоставить ему новую информацию для исследования, и клиент решает – принять эту информацию или отклонить.
Обсудите, какими методами вы собираетесь выводить клиента из зоны комфорта, как вы будете стимулировать его анализировать «белые пятна» или аспекты, которых он избегает. Объясните, что, возможно, вам придется настаивать на исследовании непростых вопросов, которые тревожат или пугают клиента. Объясните, что зачастую, когда в вопросе замешаны такие сильные эмоции, тут многому можно научиться и что при необходимости вы поможете клиенту справиться с эмоциями, чтобы извлечь из этого полезную информацию.
Обсуждая возможные трудности, отметьте, что могут возникнуть этические или юридические вопросы, и договоритесь с клиентом, как вы будете их решать. Например, как вы будете действовать, если речь пойдет о психических проблемах. Надеюсь, вам никогда не придется решать такие вопросы, но надо быть готовым ко всему. Возможно, в таких ситуациях вам понадобится совет третьей стороны.
Обсуждая условия сотрудничества, вы используете видимый коучинг. В данной ситуации вы – эксперт. Даже если клиент раньше проходил коучинг, он еще никогда не работал с вами. Ваш метод может сильно отличаться от методов других коучей. Вы используете свои опыт и знания, чтобы создать определенные условия для работы с клиентом. Вы подготавливаете клиента к своему методу коучинга.
Выбор места
Где встречаться для проведения коучинга? Место может повлиять на коучинг. Обычно выбор не так уж велик, но даже при ограниченном выборе необходимо уделить внимание определенным факторам, чтобы место работы положительным образом воздействовало на коучинг. (Если вы проводите коучинг по Skype или по телефону, все равно стоит уделить этому внимание.)
Предложите клиенту самому выбрать место. Таким образом, вы показываете, что в ваших взаимоотношениях именно он принимает решения. Уже на раннем этапе общения клиент четко понимает – вы не собираетесь принимать решения вместо него.
Часто мы уделяем внимание месту, где проходит коучинг, только тогда, когда оно начинает мешать работе. Например, вы можете заметить, как вокруг шумно, только когда попытаетесь сосредоточиться на чем-то. Место не должно отвлекать от работы. Хотя я проводила коучинг во многих местах, где было немало потенциальных «раздражителей», однако они никогда не мешали работе. Чаще всего мешает то, что создает неудобства. Например, в аудитории, где я иногда работаю, нет естественного освещения и плохое отопление. Там можно поработать некоторое время, но потом появляется дискомфорт: становится слишком жарко или холодно и кажется, будто ты заперт в коробке. Поэтому во время коучинга внимание людей переключается с темы обсуждения на совсем другие потребности – выйти на свежий воздух, например, или согреться.
Уолт Дисней понимал, как место работы помогает стимулировать мышление. У него были разные комнаты для работы над разными аспектами своей продукции (Dilts, 1994). Все комнаты были разного размера, по-разному обустроены в зависимости от того, что там происходило: одна комната для креатива и поиска идей, другая – для проверки на практике, третья для критического анализа и совершенствования продукта. Команды работали в разных комнатах на разных этапах, переходя из комнаты в комнату несколько раз, прежде чем представить готовый продукт. Так что берите пример с Диснея и обращайте особое внимание на место, где вы работаете с клиентом.
Еще одна причина для внимательного выбора места работы: оно может помогать нам в работе. Место может позитивно повлиять на мышление клиента: в подходящих условиях клиент больше склонен мыслить открыто, креативно и свободно. Кроме того, место коучинга может помочь вам придерживаться выбранной модели присутствия. Сложно быть невидимым коучем, если вы сидите чуть ли не на коленях у клиента!
Иногда вам самим придется выбирать место для коучинга, однако пусть это будет исключением, а не правилом: предлагайте клиентам самим выбирать место. Однако тут есть одна оговорка: используйте видимый коучинг. Как я отметила на этапе заключения договора, вы – эксперт в процессе коучинга. Именно вы знаете, какое место идеально подойдет для вашего коучинга, так что объясните клиенту, что искать. Дайте несколько советов, опираясь на свой опыт. Попросите клиента учесть ваши пожелания в выборе места. А когда клиент сделает выбор, доверьтесь ему. Вы создадите прецедент, если предложите другое место после того, как клиент сделал свой выбор!
Иногда у вас очень ограниченный выбор или вообще его нет. Или же другие факторы выступают на первый план – например, другая страна, ограничения в передвижении, время, деньги, трудности, связанные с темой обсуждения или с доступом к информации. Если вы вынуждены работать далеко не в идеальном месте, необходимо учесть два момента. Во-первых, учтите особенности места проведения коучинга во время подготовки (подробнее об этом чуть позже). Подумайте, как это место повлияет на коучинг и что можно сделать для минимизации негативного влияния (например, устроить дополнительный перерыв). Во-вторых, тщательно обдумайте, где вы будете находиться относительно клиента (об этом тоже поговорим подробнее).
В выборе места для проведения коучинга необходимо учесть несколько факторов. Сначала я перечислю их, а затем объясню, что имею в виду, не потому что здесь есть какие-то сложности, а потому что люди склонны понимать все по-своему.
Итак, место для коучинга должно отвечать максимальному количеству факторов:
• удаленность от повседневной рабочей суеты;
• офис клиента и место проведения коучинга должны находиться на некотором расстоянии друг от друга;
• помещение для коучинга должно быть:
– светлым и проветренным,
– просторным, в идеале – с видом на природу,
– с достаточным количеством посадочных мест,
– с достаточным пространством для движения;
• уединенность и конфиденциальность.
Вдали от рабочих будней
В идеале нужно выбрать место, где коучингу не помешают рутинные рабочие дела. Люди, которые стучатся к вам, телефонные звонки, электронные письма, «выскакивающие» на компьютере, бумаги – все это требует внимания. Если вы будете находиться вдали от всего этого, то вам не придется беспокоиться о физическом вмешательстве в коучинг, хотя некоторые клиенты сами приносят на занятия «раздражителей» – мобильные телефоны и лэптопы.
Кроме того, никакие звуки и виды не должны напоминать о повседневной работе. Часто клиенты выбирают для коучинга концеренц-зал, но там все равно слышны телефонные звонки и видно, как люди работают, разговаривают или просто проходят мимо. Внешние факторы тоже отвлекают внимание. А что если клиент, ожидая звонка от важного клиента, вдруг услышит, как у кого-то из сотрудников звонит телефон? Вы сразу увидите, как легко ему отвлечься. И еще один момент: никто из тех, кто так или иначе причастен к теме обсуждения, не должен слышать ваш разговор с клиентом.
Расстояние между офисом клиента и местом проведения коучинга
Путь от офиса до места проведения коучинга дает клиенту время мысленно отложить все повседневные рабочие дела и настроиться на коучинг. Когда клиент покидает офис, это создает некую психологическую дистанцию: он уже не в гуще событий и может взглянуть на свою работу со стороны, то есть более объективно.
Путь обратно тоже дает клиенту возможность обдумать все сказанное во время коучинга и позволить новой информации улечься в голове, прежде чем опять погружаться в рабочую рутину. Небольшое расстояние между офисом клиента и местом проведения коучинга решает проблему отвлекающих рабочих факторов, помогает настроить клиента на мышление нужного типа и дает ему время на усвоение новых знаний.
До того как я начала обращать внимание на место проведения коучинга, я занималась с клиенткой в конференц-зале, рядом с комнатой, где работала ее команда. Она обдумывала каждое слово, прежде чем сказать его. Это была наша первая встреча, так что мне понадобилось немало времени, чтобы понять, насколько такое поведение ей не свойственно. В итоге она сказала мне, что беспокоится о том, как бы кто-то из сотрудников ее не услышал. И мы решили найти другое место для следующих встреч.
Светлое, проветренное помещение
Светлое, хорошо проветренное помещение способствует продуктивному коучингу. В комнате с кондиционером и искусственным освещением почти сразу же появляется чувство сдавленности, ограниченности. А если войти в комнату со свежим воздухом и естественным освещением, она покажется более просторной, уютной, и это воздействует на наше мышление. Естественное освещение и свежий воздух улучшают настроение, успокаивают, раскрывают сознание и, в результате, помогают мыслить ясно и креативно.
Простор и вид
Вы замечали, что во время разговора люди смотрят куда угодно, только не на собеседника? И от того, куда они смотрят, зависит то, что они думают (или, возможно, они смотрят на другое место, когда меняется ход их мыслей)?
(Я сама не изучала этот вопрос, однако знаю, что в нейролингвистическом программировании используют термин eye-accessing cues, связанный с темой этого раздела; см. Knight, 2009 и O'Connor and Lages, 2004.)
Я обратила на это внимание, когда работала со своим супервизором. Мы находились в аудитории, и я вдруг заметила связь между своими мыслями и тем, куда смотрела во время разговора. Я устремляла взгляд в самые дальние углы комнаты или смотрела в окно в поисках вдохновения. Я разглядывала разные предметы в комнате в разные моменты анализа информации. Там не было вида на природу, но здание было красивым и интересным. Стены украшали картины, скульптуры и другие элементы дизайна. Красивый дизайн в сочетании с просторностью комнаты оказали влияние на мое мышление. Мне нравилась эта комната, здесь было достаточно места, чтобы осмотреться. Размышляя, я не сосредотачивала взгляд на чем-то одном; взгляд переходил с одного предмета на другой. Главное – что я видела в собственной голове.
Большинство зданий не такие красивые, конечно, но из многих открывается прекрасный вид на природу, а это создает благоприятную атмосферу для коучинга. Когда смотришь на природу, настроение улучшается. Зеленая травка, вода (речка или пруд), деревья, небо, солнце, облака и даже дождь – природа практически всегда вызывает позитивные чувства. Когда люди любуются природой, можно заметить, как они замирают, делают глубокий вдох и слегка расслабляют все свое тело. На красивое место приятно смотреть, и это помогает расширить мышление. Обсуждая с клиентом место проведения коучинга, посоветуйте ему найти такое место, где ему будет приятно находиться.
Достаточное количество посадочных мест
До встречи с клиентом вы не знаете, как он любит сидеть. Стулья, удобные для одних, могут оказаться неподходящими для других, а вы ведь не хотите, чтобы клиент отвлекался на такие неудобства. Если клиент сам выбирает место коучинга, будьте уверены, он предпочтет именно то место, где ему комфортно сидеть. Если место выбираете вы, найдите такое, где есть несколько вариантов «посадки», чтобы клиент мог выбрать удобный для себя вариант.
Пространство для движения
Иногда, работая с людьми, приходится передвигаться по комнате. Люди воспринимают тему обсуждения не только мысленно, но и физически, так что стоит подключить к изучению вопроса и физические элементы, а не только интеллектуальные.
Помню, я работала с клиенткой, которая жаловалась, что не может сдвинуться с мертвой точки в своих планах. Даже думать о них не может. Что-то мешало ей. Мы пытались проанализировать ситуацию, но зашли в тупик. Анализ ситуации не помог. Поэтому я попросила ее обозначить проблемную зону, и она призналась, что больше всего ее беспокоят… ноги. Тогда я предложила исследовать этот вопрос с помощью движений. Мы обе встали, и я спросила ее, как далеко она может пройти. Оказалось, что она может сделать шаг только одной ногой, вторая будто не двигалась. Затем я спросила: проблема со всей ногой или только с частью, и она ответила, что может оторвать от пола только каблук. Наконец, мы договорились, что она должна подтянуть вторую ногу к первой. Этот метод подвел ее, образно выражаясь, к стене, и заставил заглянуть за нее и увидеть, что с другой стороны. Дальше стены она не могла продвинуться. Я спросила, что это означает в контексте обсуждаемой проблемы. Она ответила, что теперь может взглянуть на различные варианты будущих действий и обдумать их, то есть теперь она оказалась совсем в другом положении. Физические движения привели к изменениям в мышлении. К счастью, мы работали в комнате одни, и за нами никто не наблюдал. Если бы вокруг были люди, она вряд ли решилась бы на такие движения, и ничего не изменилось бы в ее мыслях.
Именно по этой причине идеальный коучинг предполагает свободное место для движения, например сад или отгороженная часть комнаты. Если место проведения коучинга вам не знакомо, то перед началом занятия проверьте, есть ли там такое свободное пространство для движения, если в нем возникнет необходимость.
Что касается движений, сейчас невероятно популярным становится проведение коучинга во время прогулки, и этот метод отвечает многим критериям, перечисленным выше. Коучинговые взаимоотношения коренным образом меняются. Ходьба словно стимулирует мышление. Если вы проводите коучинг именно так, найдите место, где есть возможность удобно сесть, на тот случай, если клиент откажется от прогулки, например, в плохую погоду. Кроме того, в конце встречи можно найти уютное место, чтобы выпить чашечку кофе и проанализировать ситуацию.
Уединенность и конфиденциальность
Здесь важно найти место, где клиент сможет спокойно обсудить любой вопрос, возникающий во время коучинга. Обговаривая условия коучинга, вы, скорее всего, обсуждали такой момент, что иногда во время коучинга могут возникнуть довольно неприятные эмоции или что клиент может захотеть обсудить сугубо личные конфиденциальные темы. Клиент сам решает, где ему удобнее обсуждать эти вопросы. Зачастую клиенты выбирают для коучинговых встреч публичные места, именно там они ощущают ту уединенность, которая им нужна. Если вам нужно выбрать публичное место, предложите такое, где бывает как можно меньше народа или есть возможность уединиться.
Иногда полезно менять место коучинга, чтобы не становиться рабами привычки. Возможно, вы каждый раз встречаетесь с клиентом в одном и том же месте и замечаете, что он начинает привыкать к однотипному мышлению. Физически приезжая в одно и то же место, он делает это и мысленно, например если работает над проблемой, которая завела его в тупик. Перемена места коучинга может помочь изменить и мышление.
Другой повод изменить место – стимулировать изменения в коучинговых отношениях. Например, если обучение клиента пора перевести на новый уровень либо появились другие цели или тема обсуждения – все то, что новое место помогло бы изменить.
Перемена места может быть предельно простой – пересесть на новые стулья, например, или поменяться местами в комнате, или выйти на прогулку во время коучинга, вместо того чтобы сидеть на одном месте. Если прогулки уже стали неотъемлемой частью коучинга, и при этом нужно добиться некоторых изменений в поведении клиента, можно изменить маршрут прогулки – начать с нового места или закончить в новом месте, или пойти другой дорогой, можно даже идти по тому же пути, но в обратном направлении или придумать любое другое изменение.
Однажды я работала с клиентом, который хотел повысить стратегический уровень своей работы. Через некоторое время он решил, что достиг этого, и готов наметить следующую цель – карьерный рост. Для того чтобы поддержать новый план действий, я предложила изменить место проведения коучинга. Из конференц-зала недалеко от его офиса мы перебрались в совершенно другое место. Разницу было сложно измерить, однако новое место стимулировало в нем новое мышление. Он приходил на занятия совсем другим человеком и стал даже обсуждать долгосрочные планы на будущее, чего раньше не делал.
Распределение мест
Итак, вы выбрали место для коучинга и приехали на встречу с клиентом. Советую внимательно обдумать, где и как вы расположитесь в комнате. То, как вы сидите (или гуляете вместе) может повлиять на отношения. Место, где вы расположились относительно клиента, сообщает ему о ваших ролях в этих коучинговых отношениях. Вы хотите создать атмосферу для равноправных, доверительных отношений; вы хотите, чтобы клиент занял место, наиболее подходящее ему и его обучению и при этом способствующее принятию осознанных решений, которые вам придется принимать. Перечислим важные факторы.
Приехав на встречу, предложите клиенту выбрать место, где он будет сидеть (или прохаживаться) и где ему лучше всего думается. Если клиент прибыл раньше вас и уже занял место, не думайте, что он выбрал наиболее подходящее место. Убедитесь, что ему комфортно, прежде чем самому занять место.
Если же вы приехали на встречу первым, займите место ближе к двери. Когда приедет клиент, встаньте, соберите свои вещи и подойдите к нему. Оглядитесь в комнате, предлагая ему выбрать для себя место. Так вы четко обозначите, что выбор за ним, а вы готовы пересесть.
Когда клиент решит, где он хочет сидеть, займитесь выбором места для себя, продумав следующие вопросы:
• Где мне сесть, чтобы хорошо видеть клиента, но не сидеть у него прямо перед глазами?
• Где мне сесть, чтобы глаза у нас были на одном уровне?
• Где мне сесть, чтобы ничто между нами не мешало работе?
Угол обзора
Люди готовы смотреть практически на что угодно, кроме собеседника. Поэтому найдите место немного сбоку, чтобы не сидеть у человека перед глазами, но так, чтобы ему достаточно было повернуть голову, чтобы взглянуть на вас.
При этом вам нужна такая позиция, с которой вы могли бы внимательно следить за клиентом. Вам совсем не нужно разглядывать вид из окна – вы должны без помех видеть глаза, лицо и язык тела клиента. Поэтому, усевшись сбоку от клиента, повернитесь к нему лицом. В случае, когда вы оба смотрите прямо перед собой, ваш взгляд должен упираться в клиента, при этом вы сами не должны попадать под взгляд клиента.
Уровень глаз
В этих отношениях вы равны, так что располагайтесь так, чтобы не было никаких намеков на иерархию. Если вы сидите, проследите, чтобы вы оказались на одном уровне с клиентом, чтобы глаза были примерно на одном уровне.
Однажды я проводила коучинг в аудитории, предназначенной для групповой работы. Моя клиентка сама выбрала это место. В итоге она сидела, а я стояла перед ней, потому что рядом с ней для меня не оказалось места. Я выбрала модель явного коучинга и объяснила, что мне неудобно стоять, если она сидит, а это вряд ли пойдет на пользу коучингу. Не успела я договорить, как она уже приняла решение. Вместо того чтобы найти место для меня, она встала рядом со мной. Теперь мы оказались на одном уровне. Во время коучинга мы расхаживали по аудитории, исследуя разные аспекты проблемы в разных частях помещения.
Никаких преград
Иногда стол может считаться препятствием в коучинговых отношениях, особенно на раннем этапе коучинга. Если вы сидите за письменным столом (или за тем, что напоминает письменный стол), это может создать атмосферу иерархии. Дабы подчеркнуть принцип равенства в коучинге, постарайтесь занять такое место, чтобы между вами и клиентом не было физических препятствий. Это не всегда отвечает предпочтениям клиентов: некоторым людям намного комфортнее сидеть с противоположной стороны стола. В таком случае постарайтесь свести к минимуму все потенциальные препятствия или эффект иерархии.
Заняв место, спросите клиента, удобно ли ему. Иногда клиенты вносят небольшие изменения перед началом коучинга, например, они могут подвинуться поближе или, наоборот, отодвинуться подальше, или сесть под другим углом.
Помню, выбирая место, я села рядом с клиенткой, с той же стороны стола, но она сразу же пересела, так что мы оказались напротив друг друга. Это подсказало мне два аспекта, которые вряд ли пошли бы на пользу коучингу: я находилась прямо перед глазами клиентки, и между нами возникло потенциальное препятствие. После того как мы с ней достигли некоторого взаимопонимания, я немного развернулась, как будто хотела посмотреть в окно, и положила руку на стол, как будто это подлокотник моего стула. Она повернулась и сделала то же самое. Возможно, мне показалось (учитывая, что это было важно, в первую очередь, для меня, а не для клиентки), но после изменения положения наше общение стало более непринужденным, спокойным.
Иногда выбор места клиентом может удивить вас, но совершенно точно это будет самым подходящим местом для него. Часто люди садятся спиной к стене и/или лицом к окну. И помню, как меня удивило, что одна моя клиентка села спиной к окну и лицом к стене. Я уже встречалась с ней несколько раз, и она никогда раньше так не садилась. Стена была украшена росписью. По мере обсуждения она использовала эту роспись как метафору для проблемы, которую мы тогда исследовали. Я бы никогда не выбрала такое место, но роспись действительно оказалась полезной.
Самоподготовка
Предлагаю вам план действий, который поможет добиться наиболее эффективного коучингового присутствия, как упоминалось во «Введении». Подготовка начинается и заканчивается тишиной и покоем. Именно в тихом, спокойном состоянии проявится ваша внутренняя мудрость. Научитесь следовать этому процессу так, чтобы это превратилось в привычку. Тогда достаточно будет просто посидеть в тишине и сосредоточиться на клиенте. Цель подготовки – направить все свое внимание на клиента и мысленно настроиться на коучинг. План действий можно разбить на несколько ключевых элементов:
• отложите в сторону все лишние мысли (Whitworth et al, 2009);
• сосредоточьтесь на клиенте и его нуждах;
• успокойтесь, расслабьтесь;
• подумайте, какую модель присутствия вы выберете.
Преимущества подобной регулярной подготовки к коучингу:
• сокращает время, необходимое для достижения выбранной модели присутствия;
• повышает способность оценивать и использовать все возможности;
• повышает способность быть креативным, чутким и гибким относительно нужд клиента;
• повышает способность улавливать любые изменения – физические или эмоциональные, которые появляются во время коучинга, и учит легко распознавать, насколько эта информация полезна для коучинга (см. главу 4).
План подготовки1. Дышите медленно и глубоко и делайте это в течение всей подготовки (см. «Внимание и размышления» в главе 8).
2. Сосредоточьтесь на себе. Как вы себя чувствуете? Какое настроение превалирует? У вас что-нибудь болит? Отметьте все ощущения. Например, стресс, вызванный проблемами в семье, или головная боль, боли в спине, или усталость из-за того, что вы не выспались прошлой ночью.
3. Подумайте, какими мыслями сейчас занята ваша голова. Не сдерживайтесь. Если есть дела, которыми вам надо заняться позже, постарайтесь мысленно «отложить» их в надежное место, чтобы потом вспомнить, например можно написать себе напоминание.
4. Нацельтесь на то, чтобы сосредоточиться на клиенте.
5. Посмотрите все записи, которые вы сделали на прошлой встрече с клиентом, и напомните себе, какие у него цели, планы, трудности. Вспомните, есть ли у клиента конкретные задачи, над которыми он работает на коучинге.
6. Если клиент прислал вам наброски своих размышлений, прочитайте их. Отметьте все вопросы, которые у него возникли, или вопросы, которые ему хотелось бы обсудить в следующий раз. Иногда я записываю эти вопросы: так их легче запомнить, а на встрече с клиентом всегда можно заглянуть в свои записи и правильно сформулировать тот или иной вопрос.
7. Нарисуйте мысленный образ клиента (уделите этому столько времени, сколько потребуется, не спешите). Вспомните, где проходила ваша предыдущая встреча, где сидел клиент, как он сидел, как он был одет. Кроме того, вспомните, где он работает, с кем он работает, какой у него профессиональный опыт, что вы знаете о его предпочтениях относительно коучинга. Также вспомните, что вы знаете о его жизни – личной и профессиональной.
8. Прочитайте свои заметки с прошлой встречи (см. главу 8). Подумайте, нужно ли изменить метод работы с клиентом. Представьте себе, как вы применяете этот новый метод с клиентом.
9. Вспомните обсуждение со своим супервизором (также см. главу 8). Возможно, вы рассказывали ему о клиенте или обсуждали тему, так или иначе связанную с ним. Перечитайте все свои записи или вспомните свой разговор с супервизором. Что полезного можно извлечь из него для работы с клиентом? Как это повлияет на работу с клиентом? Что изменится?
10. Обдумайте место проведения коучинга. Вспомните все факторы, которые мы отметили ранее. Нужно ли внести изменения, что-то подкорректировать?
11. Теперь отложите в сторону все свои записи и размышления. Расслабьтесь и позвольте сознательному перейти в подсознание. Не забывайте дышать медленно и глубоко. Сосредоточьтесь на том, что вас окружает. Взгляните на природу – деревья, зелень, цветы, воду, небо, облака – все, что видно.
Вы наверняка скажете: «Где мне найти время для всего этого?». Зачастую у нас почти не остается времени на подготовку. Очень полезно оставлять небольшие паузы между встречами с клиентами, чтобы настроиться и сосредоточиться, но обычно это время крайне ограничено. Тем не менее подготовку можно разделить на несколько этапов и изменить порядок пунктов. Если вам предстоит тяжелый день, можно сделать этапы 4–10 накануне, а 1–3 с утра. Тогда между встречами с клиентами вам нужно только пересмотреть свои записи, вспомнить пункты 4 и 11. Если времени вообще нет, советую остановиться именно на этих двух пунктах, даже если никакой другой подготовки у вас нет. Обязательно сосредоточьтесь на клиенте и дышите глубоко, чтобы успокоиться и сконцентрироваться.
Я считаю, что для подготовки очень эффективна медитация. Когда я медитирую по утрам, это вдохновляет меня на весь день. К сожалению, наши клиенты редко приезжают в благоприятном для коучинга настроении. Когда клиент приезжает на встречу, но мысленно обдумывает тысячи дел, которые ему предстоит сделать за день, это настроение вскоре передастся и вам (Goleman, 2007; см. также «заразительные эмоции» в главе 2). Если наш собеседник взволнован, взбудоражен или напряжен, мы перенимаем у него эти чувства. Этот эффект часто проявляется в командной работе: один человек приходит в плохом настроении, и уже через несколько минут вся команда чувствует себя примерно так же. В таких ситуациях крайне важно правильно подготовиться. Когда клиент приезжает на встречу, старайтесь сохранить состояние покоя и сосредоточенности, которого вы достигли на этапе подготовки. Таким образом, вы «передадите» свои ощущения клиенту, и он тоже настроится на спокойный, непринужденный, уравновешенный лад. Возможно, в процессе дальнейшего общения вам придется подкорректировать свой подход, но в начале встречи удержите именно это состояние покоя. Это также поможет вам придерживаться выбранной модели присутствия.
Помогите клиенту сосредоточиться
Когда клиент приезжает на встречу с полной путаницей и хаосом в голове (Whitworth et al., 2009), ему будет нелегко докопаться до своей внутренней мудрости и знаний. Эта мудрость не проявится, пока клиент не сумеет упорядочить мысли и сосредоточиться. Помогите ему в этом. Возможно, часть этих хаотичных мыслей связана с темой обсуждения. В процессе подготовки клиента к коучингу вы поможете ему выбрать – что актуально, а что следует отложить в сторону.
Для того чтобы помочь клиенту сосредоточиться и успокоиться, можно воспользоваться приведенным ниже планом действий. Некоторые этапы происходят одновременно и схожи с вашим планом подготовки. Клиента следует подготовить к коучингу независимо от того, в каком настроении он приехал; разница в том, сколько времени на это потребуется и какие модели присутствия придется применить, чтобы подготовить его. Возможно, вас удивит тот факт, что зачастую вы используете все четыре модели присутствия в этом процессе. Итак, предлагаю план подготовки клиента к коучингу.
• С первой же секунды сосредоточьтесь на клиенте.
• Измените некоторые физические факторы, чтобы изменить состояние клиента.
• Определите все факторы, которые могут отвлекать клиента, и избавьтесь от них.
• Сделайте дыхательное упражнение (медленное дыхание).
Сосредоточьтесь на клиенте
Полностью сосредоточьтесь на клиенте с момента приветствия; пример, приведенный ниже, показывает, почему это важно. Язык тела, тон голоса, скорость речи, взгляд, дыхание и слова клиента помогают узнать, сколько «мусора» у него голове и насколько он готов приступить к коучингу. Обратите внимание на поведение клиента и сравните его с прошлой встречей. Ищите признаки всего, что может отвлечь его от коучинга. Ваша цель в подготовке клиента – свести к минимуму все отвлекающие факторы.
В ходе семинара была сделана видеозапись одного из моих коучингов. Видеокамера снимала процесс подготовки. Моя клиентка была жизнерадостным, разговорчивым человеком, так что, улыбаясь и шутя, мы приступили к коучингу. Прошло всего двадцать минут. Два дня назад я уже работала с группой, в которую входила и моя клиентка, и поэтому не стала тратить время на ее подготовку к коучингу. Мы согласовали тему обсуждения и приступили к делу. Но почти сразу же моя клиентка изменила тему обсуждения. Она стала говорить о том, что беспокоило ее еще с утра. Мы обсудили этот вопрос, а затем вернулись к теме коучинга, но процесс был уже нарушен.
Но вот что важно: позже я посмотрела видеозапись этого семинара. И заметила кое-что удивительное! За несколько минут до начала коучинга (пока я готовилась) язык тела и выражение лица моей клиентки указывали на то, что ее что-то беспокоит. Она ссутулилась, опустила голову, словно что-то давило на нее. Когда она поняла, что мы готовы начать, ее поведение резко изменилось: она выпрямилась, и лицо ее засияло. Я думала, что достаточно внимательна к своей клиентке, но абсолютно упустила из виду этот момент, с самого начала сосредоточившись на своих собственных потребностях. Несмотря на ее попытку скрыть мучающую ее проблему, она все равно всплыла в ходе обсуждения. Если бы я уделила время подготовке клиентки, мы бы решили этот вопрос до начала коучинга.
Измените физические факторы
Рассевшись с клиентом по своим местам (или подготовившись к прогулке), обратите внимание на то, как сидит клиент, как он себя держит, на его позу, руки, ноги. Его поза говорит о том, что он спокоен, сосредоточен и готов приступить к коучингу? Если нет, ваше поведение может помочь клиенту настроиться на спокойное, непринужденное рабочее настроение, способствующее обучению. Ваша поза должна, словно в зеркале, отражать позу клиента: если он сидит на краю стула, сделайте то же самое. Оставайтесь в этой позе несколько минут. Когда будете готовы, измените позу на более спокойную и сосредоточенную. Я заметила, что, когда я готова изменить позу, это может быть признаком того, что клиент тоже готов изменить свою позу. Когда, настроившись на такое взаимопонимание, вы меняете позу, клиент обычно следует вашему примеру; этот принцип можно использовать умело и очень даже эффективно, чтобы подготовить клиента к коучингу.
Прежде всего, обратите внимание клиента на все факторы, которые могут отвлекать его во время коучинга, чтобы позже он уже не обращал на них внимания – по крайней мере, до конца встречи. Предложите клиенту обговорить все мысли, которые вертятся у него в голове, не вдаваясь в детали. Цель на данном этапе – просто определить потенциальные отвлекающие факторы. В рассказе клиента вы, наверняка, услышите множество тем и вопросов, которые можно обсудить во время коучинга, но пока не спешите развивать эти темы. Просто запомните, о чем говорит клиент, потому что позже это может оказаться актуальным.
В начале встречи одна из моих клиенток сидела, скрестив ноги и крепко обхватив руками коленку. Она сидела прямо, словно вытянулась по струнке, а руки как будто застыли в одном положении. Она дышала быстро и неглубоко, говорила отрывисто. Я приняла точно такую же позу. Скрестила ноги, выпрямилась, стиснула руки на колене и застыла в такой позе. Через несколько минут я решила изменить позу. Я сделала глубокий вдох, убрала руки с колена, прислонилась к спинке стула и устроилась поудобнее. В ту же секунду моя клиентка убрала руки с колена и стала жестикулировать, ее тело расслабилось, дыхание изменилось, речь стала легкой и непринужденной.
После того как клиент обговорит ключевые моменты, спросите, что из этого связано с темой коучинга. Запомните и отложите в голове, а потом попросите клиента «избавиться» от всего остального, что он упоминал, чтобы позже вернуться только к самым актуальным вопросам. Зачастую клиенту ничего не надо делать: достаточно просто рассказать о своих мыслях; но иногда стоит записать те или иные моменты, чтобы не забыть о них. Когда клиент закончит, спросите, готов ли он приступить к коучингу. Так вы четко показываете, что коучинг сейчас начнется, и пора отложить в сторону все отвлекающие факторы.
Упражнение на медленное дыхание
Некоторые люди настолько взволнованы и напряжены, что этого процесса подготовки недостаточно, чтобы сосредоточить их внимание на коучинге. Попросите их дышать медленно и глубоко в течение нескольких минут, это поможет успокоиться и освободиться от напряжения. Можно также несколько минут провести в тишине и глубоко дышать, чтобы собраться и настроиться.
Если вы прошли весь этот процесс, клиент скажет, что он готов к коучингу. Более того, вы заметите некоторые физические признаки: клиент спокоен, собран, сосредоточен. Его взгляд направлен на вас, а не «бегает» по комнате. Обычно в этот момент клиент перестает говорить, показывая тем самым, что теперь дело за вами.
Обычно этот процесс занимает всего несколько минут, но иногда подготовка затягивается, например, если клиент оттягивает начало коучинга. В главе 6 мы поговорим о том, как прерывать процесс. Это один из методов вмешательства. В то время как вы стремитесь выявить потенциальные отвлекающие факторы, сам этап подготовки может стать отвлекающим фактором. Приведу пример.
В процессе подготовки к коучингу один клиент любил порассуждать о том, как коучинг повлиял на его работу. По сути, на прошлой встрече мы потратили слишком мало времени на коучинг, потому что основное время заняла подготовка к нему. Я заметила, что на последних двух встречах этот период размышлений клиента заметно увеличился. На следующей встрече я решила прервать его. Он начал размышлять, как обычно, но я прервала его и обратила его внимание на то, сколько времени мы потратили в прошлый раз на эти размышления, и спросила, что он об этом думает. Оказалось, что он стоял на некоем перепутье в своей карьере и всячески откладывал тот момент, когда придется задуматься об этом и принять решение. Оставшееся время мы потратили на анализ именно этой проблемы.
Вопросы для размышленияЗаключение договора
• Вспомните трудности, с которыми вы сталкивались в своей практике. Подумайте, можно ли было избежать их, заранее обговорив условия коучинга? Что надо было бы изменить в таком случае?
• Какие юридические, этические или, возможно, опасные вопросы могут всплыть в ходе работы с вашим клиентом? Как это повлияет на коучинг? Будете ли вы придерживаться принципа конфиденциальности? Вы обговариваете такую вероятность на этапе заключения договора?
• Какие изменения вы внесли бы в договор с клиентом?
Место коучинга
• Как вы выбираете место проведения коучинга?
• Как выбор места влияет на коучинговые взаимоотношения?
• Часто ли вы меняете место проведения коучинга? Вспомните одного из своих клиентов. Как перемена места коучинга могла бы повлиять на него?
• От чего зависит ваше местоположение относительно клиента?
Самоподготовка
• Как вы готовитесь к коучингу?
• Насколько эта глава повлияла на вашу подготовку к коучингу?
• Какие аспекты вы хотели бы включить в свою подготовку?
Присутствие клиента
• Как вы помогаете клиенту подготовиться к коучингу?
• Насколько эта глава повлияла на ваши методы подготовки клиента к коучингу?