ГЛАВА 19 ВАСИЛИСА и СЕРЫЙ ВОЛК
Все спали во дворце царя Гороха. Под завывание вьюги особенно сладко спалось: сны были красивые, снежные. Не мог заснуть в царских покоях только кот Баюн. А когда начали служанки плакать да причитать о чем-то, пришлось коту туда отправиться, да узнать, что там у них случилось.
У царя Гороха чего только не случалось. Но кот был отзывчивым, отзывался, даже когда его не звали. А потом всегда кого-то учить, а кого-то спасать приходилось.
Вот на этот раз главная нянька и сообщила, что царевна Василиса в лес убежала.
– В какой лес, – возмутился кот, – вы ее, что за подснежниками отправили?
Коту вспомнилась старая сказка про злую мачеху, которая бедную девочку зимой за подснежниками отправила. Он сам ее царевне не раз рассказывал.
– Да ты что? За какими подснежниками, царевну? Сама пошла, на волка посмотреть хочет. Никак мы ее остановить не могли. Она такая хитрая и упрямая уродилась.
Царевна была капризным ребенком. Это кот Баюн знал. Он принимал участие в ее воспитании – сказки рассказывал на ночь. Вот и воспитал на свою голову. Когда кота в царский дворец пригласили, старался он Василисе рассказать, какой волк страшный да ужасный, чтобы испугать ее немного. Любила она в лесу одна без спроса гулять. С ног сбились нянька, пока ее искали, домой возвращали. Но кто знал, что на страшного волка царевна и захочет взглянуть, да еще среди ночи сбежит в лес. Не нужен ей Иван царевич, Серого волка подавай.
Баюн бросился в заповедный лес. На ходу он размышлял, как странно его сказки действуют на маленькую девочку.
– А если бы с ней кот Макар – добрый сказочник, был, интересно, пошла бы она в лес или нет после его сказок? – размышлял он по дороге.
Баюн утопал в сугробах, но выбирался на тропинку и бежал дальше. Маленькие следы на снегу вели кота вперед к цели. Вдруг кот почти столкнулся с совсем чужим волком. Тот и на самом деле был страшным – таким как в его сказках.
– Откуда только такой взялся? Может, он уже и царевну съел? – с ужасом подумал кот Баюн.
Но глаза у волка были голодные – голодные. Значит, есть надежда на то, что Василиса жива.
– Кот, что ты дома не сидишь? – спросил у него волк.
– Да посидишь тут, когда девицы на волков хотят посмотреть, – отвечал ему кот, озираясь по сторонам. Василисы нигде не было видно – только следы на снегу виднелись. Но и их метель быстро заносила.
– А с чего бы это, откуда они нас знают, – стал спрашивать Волк
– Уж не знаю, – соврал кот.
Сразу видно, что Волк ему не поверил, но промолчал.
– Такие вот царевны пошли. Сказал я ей, что если волков бояться, то в лес не ходить. А она поговорку на себе проверить решила, да еще в такую стужу. Совсем от лап царевна отбилась.
– А что нас бояться-то? Это ты со сказками осторожнее, – предупредил кота волк.
– Это верно, теперь не знаю, что делать и куда бежать. Ведь никогда не знаешь, как и какая сказка подействует, – сокрушался кот.
В тот момент они царевну Василису и заметили. Она бросилась к волку, а на кота даже не взглянула. От неожиданности Волк растерялся и уселся прямо в снег. Он не знал, что делать с такой странной царевной. Хотел у кота спросить, повернулся, а того нет нигде – был да пропал.
– Кот, ты где? – взвыл волк.
Ему совсем не нравилось то, что он с девочкой один остался.
– Нигде от него покоя нет, – жаловалась волку Василиса, – только оглянешься, а Баюн уже тут как тут.
– Да он о тебе заботится, – говорил Василисе волк.
– Лучше бы о себе позаботился. Здесь холодно и волков полно. Они голодные и съесть кота могут. Хотя его так просто не съедят, – подавятся.
Волк не понял, шутит Василиса или говорит серьезно.
– А ты не боишься волков? – поинтересовался он.
– Чего мне их бояться. Сказки кот Баюн выдумал, чтобы меня запугать. И значит, в жизни все наоборот должно быть, если сказка ложь.
– Как это наоборот? – не понял волк, – уж не хочешь ли сказать, что это ты меня есть собралась?
Волк насторожился. Кто его знает, что у нее на уме. А на вид такая безобидная и маленькая девочка. Но волк уже не знал, что и думать. Он бы сбежал от нее, но девочку одну бросать ночью в лесу не хотелось, и кот как назло, куда-то пропал бесследно.
– Не хочу я тебя есть, ты такой же бестолковый, как и мой кот. Я хочу сказать, что ты со мной дружить должен. Ни мне, ни тебе от этого хуже не будет.
– Ладно, посмотрим, – немного успокоился волк.
А когда он успокоился, снова про кота вспомнил.
– Только давай пока кота все-таки найдем, а то, кто тебе сказки рассказывать будет?
– Не хочу я его искать, – топнула ножкой Василиса, – я его сюда не звала, если с ним что-то случилось, то он сам виноват.
– Ты очень жестокая девочка, я с такой дружить не хочу. Даже есть тебя не стану, – отвечал ей волк.
Он уже чувствовал ответственность за Василису. А такая бессердечная девочка ему не особенно нравилась. Царевне пришлось согласиться. Дружбой с волком она дорожила. Они перерыли весь снег вокруг, почти около самой земли нашли окоченевшего кота. Он был почти ледяной.
– Кажется, он замерз, – шепнула Василиса.
– Да, похоже, – согласился волк.
– А что мне делать, – она посмотрела в сторону лесной чащи.
– Не думай даже, – предупредил волк, – я слышал, что Баба Яга его не особенно любит. Только порадуется, что он замерз. Так мы в два счета кота погубим.
– А что делать? – упавшим голосом спросила Василиса.
Она готова была расплакаться.
– Садись мне на спину, я вас до дворца довезу. Там может и отогреешь его у огня.
– А если не довезем? – спрашивала девочка.
– Значит, погиб кот, – с трагической нотой и слезой в голосе произнес волк, – только поторопись, вдруг его спасти можно. Он мой друг, а значит и твой тоже.
Девочка не стала больше противиться. Вскочила Василиса на волка, прижимая замороженного кота к теплой шубке своей, помчались они туда, в сторону города и дворца царского. Волк летел стрелой, обгоняя ветер, но ни Василису, ни кота по дороге не потерял. Привез их во дворец в целости и сохранности.
– Беги, – приказал волк, – мне тоже пора, меня тут стрелки пристрелить могут. Но скоро я вас снова навещу, ты подожди немножко.
Она побежала с котом на руках туда, к теплу и к огню.
Кот оттаял на глазах, дернулся немного и удивленно посмотрел на Василису.
– А что это было? Замерз я, пока спал. Мне волк снился такой здоровый и страшный в заповедном лесу.
Василиса ничего не говорила, но радовалась, что ее друг волк не станет ее упрекать за то, что она кота Баюна заморозила.
– А во сне ты меня спасла. Я знаю, что этого не может быть. Но спасала, когда волк хотел меня съесть. Хотя я не понимаю, почему меня, а не тебя? Я ему говорил, что ты вкуснее….
Кот играл свою привычную роль и подглядывал за девочкой тихонько.
– Хватит, этот волк тебя спас, нечего на него наговаривать. А я бы бросила тебя там, чтобы ты небылицы не рассказывал.
– А ты откуда знаешь? – спросил ее кот, – ты, что была в моем сне?
– Нет, не была, – отвечала Василиса, – но я знаю.
Кот хотел ее еще попытать, но они увидели морду волка в окошке. Он недалеко убежал. Хотел посмотреть, что стало с котом. Переживал волк за кота. Баюн – притворщик известный, но вдруг и правда замерз совсем.
– Волк, – взвизгнул кот, – надеюсь, теперь он меня есть станет, образумился.
– Не визжи, стражников разбудишь, – тихо говорила Василиса.– Тебя бы не мешало съесть, жаль, что нам такой добрый волк достался.
Она распахнула окошко, подошла поближе.
– Кот жив, и с ним все в порядке, ты беги, здесь опасно, – тихо, чтобы не разбудить стражников, говорила Василиса.
Волк лизнул ее в щеку и скрылся в метели. Только его и видели.
Когда Василиса повернулась к коту и хотела его поругать, он спал, растянувшись на мягком ковре. А что, дело свое он сделать, девочку из леса назад вернул. Пусть действовал не совсем честно и притворился замороженным, но когда надо спасать ребенка, все средства хороши. Хотя кот Макар, наверное, поступил бы по-другому. Так на то он и Макар.
Темно на улице, выла вьюга за окном. А может это Василисин волк? Ведь ему там холодно и одиноко.
Кот спал в тепле, потрескивал огонь в покоях царевны Василисы.
№№№№№
Василиса замолчала, Кащей только пожал плечами, сказка ему понравилась, но это не отменяло его требования, Баюн должен был признать, что он самозванец, уж если помирал за Василису, то почему бы теперь не лукавить? Останется жив и невредим зато, да и остальной мир спасет, всегда приходится чем – то, а то и кем-то жертвовать, на этот раз в жертву должен быть принесет ученый кот.