Вы здесь

Космос – моя работа. Записки конструктора.. Предисловие (Б. В. Чернятьев, 2018)

© Чернятьев Б. В., 2018 г.

© «ООО «СУПЕР Издательство», 2018 г.

* * *



Предисловие

Писать или не писать? Этот вопрос мучил меня давно. Проходили годы, накапливались события, непосредственным участником которых я был, и дело, которому посвятил свою жизнь, становилось делом истории.

Я стал замечать, что мои воспоминания в случайных беседах о событиях тех лет, взаимоотношениях с известными руководителями, которых знают многие, а также отзывы о людях, много сделавших, но никому неизвестных, вызывают большой интерес. Особый интерес, естественно, это вызывало у музейных работников и журналистов. Мне стали задавать вопрос, почему я об этом не пишу? На этот вопрос постоянно отвечал: «А кому это интересно?» Мне доказывали, что об этом обязательно надо написать.

Во-первых, это мои воспоминания о тех событиях, в которых принимал непосредственное участие, о которых мало кто знает. Во-вторых, историю пишут конкретные люди, имеющие другую точку зрения на те же события, или пишут её по заказу в интересах определенных лиц или даже группы лиц. Поэтому чем больше людей напишут свои воспоминания об одних и тех же событиях, тем больше это будет на пользу объективной истории. Книга об истории предприятия РКК «Энергия» имени академика С. П. Королева, выпущенная к её 50-тилетию, а также некоторые другие издания, появившиеся в последнее время на тему ракетно-космической истории, меня в этом окончательно убедили.

Я стал задумываться, правильно ли я делаю, что не пишу о тех событиях, свидетелем или непосредственным участником которых я был, и не полемизирую с некоторыми авторами, открывшими писательскую индустрию в интересах личного прославления или угодничества своим покровителям.

Мне повезло в жизни как человеку и как инженеру – конструктору. Мне довелось участвовать во многих значимых авиационных, аэрокосмических и ракетно-космических разработках и проектах, общаться со многими выдающимися конструкторами-руководителями и просто с талантливыми людьми.

После окончания в 1957 году Московского авиационного института я попал по распределению на работу в ОКБ-256 МАП, где Главным конструктором был Павел Владимирович Цыбин. С 1959 г. по 1961 г. работал в ОКБ-52 МАП у выдающегося Главного конструктора академика В. Н. Челомея и был с ним лично знаком. В июле 1961 года по приглашению С. П. Королёва, которое он сделал мне по рекомендации П. В. Цыбина, я пришёл работать в ОКБ-1 ГКОТ (сейчас это РКК «Энергия» имени академика С.П. Королева), в котором проработал 33 года и за эти труды получил Ленинскую премию. Мне пришлось участвовать практически во всех работах этого предприятия, в которых я был или непосредственным исполнителем, или одним из непосредственных руководителей.

На протяжении тридцати двух лет я был активным членом КПСС и мне не обидно и не стыдно за это. Интересы порученного мне дела всегда превалировали над моими личными интересами. Если бы не этот принцип, то в жизни для себя я бы достиг намного большего. Я не терпел лицемерие, хамство и несправедливость. Поэтому в общественной работе, порученной мне, для меня важным было то, чтобы дела продвигались и соблюдалась справедливость в отношении людей, которые их делали. Много пришлось за эти годы заниматься параллельно с производственной работой и общественной работой в рамках партийной и профсоюзной организации ОКБ-1, ЦКБЭМ, НПО «Энергия» и городской партийной организации КПСС г. Калининграда М.О. (ныне г. Королев), на протяжении восьми лет в которой я был членом Городского комитета КПСС.

Конечно, это воспоминания о том пути, который мне пришлось пройти за прожитые годы. Это исповедь человека, начинавшего работать в ракетно-космической отрасли, на этапе ее становления и всеобщей эйфории, при огромном внимании государства к её развитию и всеобщем желании людей работать на этом престижном поприще научно-технической деятельности. Пришлось работать и во времена после распада СССР, когда ракетно-космическая отрасль утратила былое величие и привлекательность. У государства не стало средств не только на новые разработки, но и на поддержание старых систем, сданных в эксплуатацию. Это была эпоха выживания, когда оказалось выгодней заниматься чем-нибудь другим. Поэтому, закончив технические институты по этой специальности, молодёжь не шла работать в эту отрасль. Государство оказалось безразличным к дальнейшему финансированию работ этого направления науки и техники, попустительствуя руководителям предприятий в дешевой распродаже советских наработок зарубежным инвесторам. Образовался кадровый провал преемственности поколений в этой отрасли.

Я уже давно на пенсии, но не утратил до сих пор интереса и творческих позывов к своим старым делам, стараясь активно реагировать на события, которые переживает ракетно-космическая отрасль.

Этот рассказ не лишен элементов автобиографии рассказчика, так как не бывает последствий без начала. Не могут события протекать сами собой, без влияния на них личности, также как личность формируется под воздействием этих событий.

Для кого я это писал? Ну, прежде всего для себя и своих близких – как мысли вслух о пережитом и анализе событий и их следствий, которые теперь видятся по прошествии многих лет. Слишком многим я обещал сделать это.