Вы здесь

Космополиты. Тайна старинной ложки (Б. М. Хайкин)

Тайна старинной ложки

Самое дорогое, что у нас есть – это фолианты памяти. Всё, что мы можем оставить потомкам из материальных благ – не выдерживает проверки временем. И только фолианты памяти не теряют своей актуальности и блеска под пылью временных лет.

Я, кажется, помню всё, что происходило в жизни моих предков, вплоть до начала 18-го века – жизнь в еврейских местечках, Первую и Вторую Мировые войны, еврейские погромы, Катастрофу европейского еврейства, которые навсегда засели в файлах моей генетической памяти и не поддаются забвению. Отчасти это произошло потому, что я вырос больше на руках моей бабушки, чем родной матери, прожившей более 90 лет и не утратившей ни острого ума, ни оптимизма. Многие факты из биографии моих предков могут не соответствовать истинному положению вещей, где я могу всецело полагаться только на собственную интуицию и дотошность исследователя событий, которые определяют направление мыслей в нужном русле.

Я родился в 1949 году в городе Ромны Сумской области (Украина). Мой отец – Хайкин Михаил Файвелевич (Михель-Элиэзер) (1920—1992 гг.) – единственный из четырёх братьев, который участвовал во Второй Мировой войне – он был сержантом-авиасигнальщиком 189 Отдельного батальона связи 9 стрелкового Бранденбургского Краснознамённого Ордена Суворова Корпуса 1-го Белорусского фронта (Г. К. Жуков) с 1944 по 1945 годы, и дошёл до Берлина.

Имел правительственные награды:

Медаль «За отвагу» (23 мая 1945 года).

Медаль «За боевые заслуги» (17 июня 1945 года) – за подвиги, совершённые с 1.01.1945 г. по 9.05.1945 г.

Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне».

Юбилейные медали:

«Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

«Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

«Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года, в честь 40-летия Великой Победы над фашизмом был награждён памятной наградой для ветеранов – орденом Отечественной Войны 1 степени.


Наградной лист


Фамилия, имя и отчество – Хайкин Михаил Файвелевич.

Звание – сержант.

Часть – авиасигнальщик 189 Отдельного батальона связи.

Представляется к медали «За отвагу».

Год рождения – 1920.

Национальность – еврей.

Партийность – беспартийный.

Участие в гражданской войне, последующих действиях по защите СССР и Отечественной войне, где, когда – 09.44, 1-й Белорусский фронт.

Имеет ли ранения и контузии в Великой Отечественной войне – не имеет.

С какого времени в Красной Армии – 06.1944.

Каким РВК призван – Октябрьским РВК г. Барнаула.

Чем ранее был награждён (за какие отличия) – не награждён.

Краткое конкретное изложение личного боевого подвига за заслуги:

В боях при прорыве обороны противника на Кюстринском плацдарме и последующих боях за г. Берлин, работая посыльным пункта на передовом КП 9сбкк под артиллерийским огнём противника, мужественно и смело обеспечивал своевременную доставку боевых приказов и донесений штабом дивизий и штабу армии.

Достоин представления к правительственной награде – медалью «За отвагу».

Командир 189 Отдельного батальона связи

Подполковник Герасименко.

23 мая 1945 г.


Хайкин Михаил Файвелевич

Дата рождения – 1920.

Звание – сержант-авиасигнальщик.

В РКК с 06.1944 года.

Место призыва: Октябрьский РВК, Алтайский край, г. Барнаул, Октябрьский р-н.

Место службы: 189 обс. 9 ск.

Дата подвига: 01.01.1945—9.05.1945 гг.

Имеется запись в картотеке награждения:

Архив ЦАМО.

Расположение документа – шкаф 92, ящик 9.

Достоин награждения: медаль «За боевые заслуги».

Приказ подразделения N: 1004п от 17.06.1945 г.

Издан: 9 ск.

Архив: ЦАМО.

Фонд: 33.

Опись: 686196.

Ед. хранения: 5095.

№ записи: 27104128.

Приказ по 9 стрелковому Бранденбургскому Краснознамённому корпусу от 17 июня 1945 г. №111004.

Командир 9 стрелкового Бранденбургского Краснознамённого Ордена Суворова корпуса подполковник Дмитриев.

Помощник начальника отдела кадров 9 скк капитан Гуник.


Вместе с ним были награждены сержант-электромеханик Левин Ефим Егорович, рядовой – слесарь Платонов Пётр Иванович и младший сержант – телефонист Фофанов Дмитрий Иванович.

Фронт русских на Одере

«Битва за Берлин в воспоминаниях очевидцев». Гастони Петер

С первых дней февраля русские войска стояли на Одере, последнем, большом естественном препятствии перед Берлином. Русские военные давали довольно высокую оценку этой реки в качестве оборонительного рубежа:

«Одер, на старославянском (а так же в Польше и Чехии Одра – одна из крупнейших рек в Германии. Исток реки находится в Чехословакии (ныне в Чехии), и протекает через Моравску-Остраву, а затем с юга на север через территорию Германии.

Длина Одера составляет около 725 километров (ширина ниже впадения реки Варта свыше 200 м.) Эта река представляет собой значительное препятствие для всех армий, которые могут наступать на Германию с востока, так как она блокирует все пути на Берлин.

Было очевидно, что германское главнокомандование предприняло всё необходимое, чтобы надёжно прикрыть переправы через Одер. В том месте, где сливались Одер и Варта, находился максимально укреплённый пограничный район Восточной Германии с крепостью Кюстрин (ныне польский Кострин).

Благодаря своему географическому положению и мощным оборонительным сооружениям фортов Кюстрин имел важное стратегическое значение. Он перекрывал прямой путь на Берлин и облегчал оборону нижнего течения Одера с военно-морскими базами в Штеттине (ныне польский Щецин) и Свинемюнде (ныне польский Свиноуйсце). Не зря Кюстрин называли «воротами на пути в Берлин».

Вторым укреплённым районом на Одере был город Бреслау, на старославянском Вратислав (ныне польский Вроцлав). Эта старая крепость сыграла очень важную роль во время прусско-австрийских войн с Наполеоном. Гитлер приказал модернизировать старые оборонительные сооружения и построить целый ряд новых. Укрепрайон вокруг Бреслау представлял собой серьёзное препятствие на пути в Прагу и важные промышленные центры Дрезден и Лейпциг.

Между Бреслау и Кюстрином лежала крепость Глогау (ныне польский Глогув), которая занимала господствующее положение на окружающей её равнине. Были все основания полагать, что противник будет отчаянно цепляться и за эту крепость.

Эвакуация

В начале ВОВ часть родственников была эвакуирована из районов оккупации немецко-фашистскими захватчиками.


Хайкин Яков Файвелевич – глава семьи 1909 г. р.

Типография.

Место жительства: Сумская область. г. Ромны.

Работал техноруком.

Поселен: Ферганская область, Кокандский р-н, Чкаловский сс, разъезд. 1942 г.


Зислины: Куня и Моисей, а также их сын Бенцион Зислин (1909), заведующий хозяйством, эвакуировались из города Ромны Сумской области (Украина) в Юргамышский район Курганской области (Россия).

С ними Рива Моисеевна Гольдфельд (1906), рабочая, и её дети Борис (1931), Владимир (1934) и Иосиф (1936).


Хайкин Михаил Файвелевич.

Год рождения 1912.

Слесарь – 7 лет, 5 разряд. Еврей.

Жительство: Полтавская область, Кременчугский район, УССР (до эвакуации).

До эвакуации работал слесарем на металлокомбинате.

Сын главы семьи.

Поселен в Ферганской области в Кокандском районе, сс. Кушкукакский.

Работает сельскохозяйственным рабочим в колхозе Матбуат.


Хайкин Файвель Михелевич – глава семьи. 1888 г. р.

Винодел – 15 лет. Еврей.

Полтавская область, г. Кременчуг, УССР.

Работал в Минералторге, магазин №12.


Хайкина Татьяна Менделевна – 1886 г. р. Еврейка.

Место жительства – Полтавская область, г. Кременчуг. УССР.

Поселена в Ферганской области, в Кокандском районе, с-з Кушкуканский.

Рабочая в к-зе Матбуат.


Хайкина Анна (Хая) Файвелевна – 1917 г. р.

Лаборант – 4 г. Еврейка.

Место жительства – Полтавская область, г. Кременчуг.

Работала на махорочной фабрике им. Ильича, в лаборатории (лаборант).

Поселена в Ферганской области, Кокандский район, с-з Кушкуканский.

Рабочая в к-зе Матбуат.

С ней сын Михаил Борисович Корсунский – 1942 г. р.

Эвакуация из блокадного Ленинграда

Моносзон Фрида Яковлевна – 1916 г. р.

Эвакуирована 18.07.1941 г.

С ней мать Левина Х. И. (Хьена Иосифовна Дворкина) (1896—1930).

Адрес: Демидов пер., дом 29, кв.28.

Место эвакуации – Свердловск.


Моносзон Гитель Мовшевна (Моисеевна) – 1884 г. р.

Дата эвакуации – 09.06.1942 г.

Адрес: ул. Левашёвская, дом 4, кв.36.


Моносзон Рахель Бенционовна – 1908 г. р.

Дата эвакуации – 09.06.1942 г.

Адрес: ул. Левашёвская, дом 4, кв.36.


Левина Хая (Хьена) Иосифовна Дворкина.

Дата рождения – 1896 г.

Дата эвакуации – 18.07.1941 г.

Адрес: Демидов переулок, дом29, кв28.

Место эвакуации – Свердловск.


Левина Фейга – 1876 г. р.

Дата эвакуации – 18.07.1941 г.

С ними Хьена Иосифовна Дворкина (Левина) – 1896 г. р.


Карточка потерь


Гольдфельд Илья Самойлович, ст. л-т.

Год рождения – 1903.

В Красной армии с 1941 г.

Пропал без вести в октябре 1943 г.

Жена Гольдфельд Рива Моисеевна – 1908 г.

Сумская область, г. Ромны, ул. Ленина, 11, кв.23.

Уроженец – там же.


Моя мама – Зислин Маша Моисеевна (Менделевна) (1921—1988 гг.), участник Ленинградской блокады, учитель математики и физики, имела медаль «За освоение целинных и залежных земель».

Моя бабушка – Куня-Сипора (Ципойра) Израилевна (Срулевна) Монозон (по мужу Зислин) (1874—1966 гг.), видела на своём веку еврейские погромы, голод, эвакуацию, войны, потеряла многих близких людей. Она была неграмотной, в некотором смысле – не умела даже расписываться. Однако разговаривала на украинском языке и идиш, читала молитвы на иврите, знала много притчей, поговорок и пословиц. Именно у неё я унаследовал стремление к знанию жизни, умению не поддаваться сиюминутным эмоциям.

Мои отец и мать поженились в 1947 году, сразу же после войны. В 1952 году родился мой младший брат Владимир. Жили мы бедно, перебивались, как говорится, с хлеба на воду. Наша семья проживала в городе Ромны Сумской области, в доме на две семьи, и занимала однокомнатную квартиру, разделённую ширмой. За ширмой, на пружинной кровати-полуторке спали мои родители. Братик – в самодельной люльке, а мы с бабушкой ютились на полу.

Наш дом располагался на окраине города и примыкал к лесному массиву. А за окном веранды был виден скотный рынок, где постоянно обретались цыгане с медведями, были слышны цыганские песни и танцы. До пятилетнего возраста родители не подарили мне ни одной игрушки. Зато я мог свободно любоваться тремя старинными рюмками и тремя ложками из серебра 84-й пробы с клеймом мастера «И О» и пробирного мастера «И К». Их наличие в доме бабушка объясняла тем, что дедушка по линии отца участвовал в русско-турецкой войне в качестве кузнеца. Якобы он привёз из войны трофеи – столовые приборы турецкого происхождения. А ещё был у нас серебряный портсигар и цепочка, которая после экспертизы оказалась посеребрённым томпаком – сплавом цинка и меди. Год изготовления этих столовых приборов – 1876.

До последнего времени мне не приходило в голову поинтересоваться историей антикварного столового серебра, да и происхождением моих дедов и прадедов, о чём я горько сожалею. И, уже имея собственных внуков и правнуков, я задался целью прояснить тёмные пятна в жизни моих пращуров.

Как утверждала бабушка Куня, она родилась через пять лет после рождения Ленина. И точной даты рождения не помнила. Мою маму она родила в Дубовязовском районе Сумской области (Украина). В Украине появились и другие её дети: Рива (Ревека) – 1908 г., Маня (Маргула) – 1913 г., Беня (Бенцион) – 1909 г.

Мужа моей бабушки Менделя – Мовши (Моисея) Израилевича (Срулевича) Зислина я никогда в жизни не видел, хотя убеждён, что без его участия не появились бы на свет мои двоюродные братья и сёстры, да и я сам. На фотографии их семейная пара выглядит вполне респектабельно – эдакая купчиха и франт в костюме при галстуке. Но наличие в бабушкином деревянном чемодане топора, молотка и гвоздодёра в одном инструменте, а также треножника для нескольких размеров обуви и других атрибутов профессии, наводило меня на мысль о том, что дедушка Моисей был сапожником. Хотя по некоторым сведениям, из переписи населения, я узнал, что он был торговцем.

У бабушки имелась ножная швейная машинка «Зингер», которую она передала по наследству старшей дочери. Отсюда я заключил, что на жизнь бабушка зарабатывала шитьём. И ещё она умела вкусно готовить – из плавленого сахара делала сладкие леденцы, из муки – клёцки в «засмаженном» жареным луком супе, зелёный борщ, и очень редко – жаркое из свинины, хотя верующему еврею свинину употреблять в пищу не полагается. Дефицит игрушек бабушка восполняла просто – делала для меня куклы из старых чулок, строила дома из спичечных коробков, изготавливала машинки из катушек ниток с резинками. А ещё рассказывала мне сказки, притчи, анекдоты, так и сыпала поговорками и пословицами, полными народной мудрости. По её рассказам, я в пять лет уже знал о еврейских погромах, сочинял короткие стихи-дразнилки. Например, после крупной ссоры родителей я пошёл жаловаться на отца в милицию – своеобразный Павлик Морозов. И сообщил матери, что её вызывают в качестве пострадавшей. Через пару дней, за карточной игрой, отец пожаловался братьям, что вырастил «байстрюка», донёсшего на собственного отца. Тучный дядя Меня побагровел: «Да я бы такого сына собственными руками удушил!» Но я был начеку и представил дядю жирной свиньёй, пасшейся на лугу. Когда он с женой уже вышел из квартиры, я прокричал в окно: «Менька-дренька-барабан – нарисованный кабан!» И ещё долго родные просили прочитать им эту дразнилку.

Но когда мне в первый раз в жизни купили красивые босоножки, я на прилавке магазина прокричал неведомо откуда взявшиеся стихи: «Танцуй, Матвей – не жалей лаптей! Мамка любит, папка купит, бабка новые сплетёт!» Бабушка была мне сестрой, другом, и матерью одновременно. Она ушла из жизни в 91 год, со здоровыми зубами, крепкими руками, в твёрдой памяти. Бабушка научила меня творчески мыслить, привила любовь к стихосложению и юмору. И эта легенда – только малая толика того, что я должен был сделать для неё – доброго ангела, пришедшего ко мне откуда-то с небес и вернувшегося на свою историческую родину. Итак, первая глава фолиантов моей памяти.

Ложка меди в бочке серебра

Во второй половине 19 века, в селе Кошары той же волости, Конотопского уезда Полтавской губернии (Украина), два близких друга – Ицка (Исаак) Иоселевич (Иосипович) Горенский, шорник, то есть специалист по изготовлению конской упряжи (1816—1900 гг.) и его компаньон Бенцион Гиршевич Моносзон, свечной мастер (1820—1886 гг.), держали лавку по реализации столовых приборов из серебра. Здесь нам потребуется небольшая историческая справка.

Указом Петра I от 13 февраля 1700 года была создана пробирная система. Первоначально было установлено три пробы. Первая проба чистого серебра, в котором не должно было быть никаких примесей. Вторая проба – 82 золотника чистого серебра. И третья – 63 золотника в фунте. Последнюю пробу в 1731 году было повелено делать в номинации 72 золотника серебра в фунте.

Пробирным уставом 1847 года были установлены для изделий из золота 56, 72 и 82 пробы, а для серебряных – 84, 88 и 91 пробы. Уставом 1864, 1882 и 1896 годов число проб было увеличено. Так, для серебра применялись пробы 95, 91, 90, 88, 87, 84, 82, 74, 72, а для золота 94, 92, 82, 72, 56.

Пробы были установлены в метрической системе, золотниках и в каратах. Например, проба 84 в золотниках означала, что из 96 частей металла 84 части – серебро, а остальные добавки, для прочности и износостойкости, из других металлов (84:96х1000= 875 проба). Проба в каратах – 84:96х24=21.

84 проба введена, как обязательная, начиная с 1798 года.

Но время шло, в семье Горенского подрастала дочь – Голда Ицковна (Исааковна) Горенская (1852—1912 гг.), а в семье Моносзон – сын Израиль-Лейб Бенционович Моносзон (1851—1910 гг.). Чтобы продолжить семейный бизнес, отцы решили поженить своих детей. Сделали им хупу (свадьба по еврейскому обряду), попросили благословения у Всевышнего – и тем самым завершили задуманное. Бизнес получился на славу, но тут начались исторические события, которые вмешались в их радужные планы.

С развитием идеологии реформации в царской России, ассимиляция иноверцев приобрела особый размах в первой половине 19 века. Молитвы на идиш стали переводить на другие языки; были внесены изменения в ритуал службы в синагогах. В синагогах литургия уже совершалась на немецком языке. Местные еврейские общины, насчитывающие менее двух тысяч евреев, присоединялись к консисториям с более значительным еврейским населением. Исключалось само понятие выезда в Эрец-Исраэль.

В 1821, 1859, 1871 годах произошли еврейские погромы, насилия над личностью, изнасилования, убийства, уничтожение имущества евреев, поджоги. В 1881 году было изнасиловано около 20-ти женщин, несколько евреев было убито, разграблено более одной тысячи домов и магазинов при попустительстве властей. В конце апреля – начале мая 1881 года погромы произошли в 50-ти городах, местечках и сёлах, в том числе в Жмеринке Подольской губернии, в ряде населённых пунктов Черниговской губернии. Власти не только предоставляли приезжим погромщикам всю информацию о местах проживания евреев, но и потворствовали им, разоружая повстанцев, организовавших самооборону. Особую остроту преследования евреев приняли после убийства Александра II народовольцами 1 марта 1881 года. Распространялись слухи о причастности евреев к убийству царя, подогревалась застарелая юдофобия.

Пострадал и бизнес наших героев, и они были вынуждены свернуть дело и репатриироваться в Палестину. Из уцелевших после погрома фамильных изделий столового серебра удалось спасти только несколько ложек, которые они захватили с собой. Судя по всему, их бизнес прекратил существование в 1872 году. Семья Моносзонов – Горенских с малолетней дочерью Куней (Кутей) добирается по Средиземному морю до Хайфы (Израиль), и пытается там обосноваться. Видимо, по приезду на Землю Обетованную прадед попытался создать посудную лавку для реализации изделий из серебра, благо, опыта ему было не занимать. У репатриантов из Украины и Белоруссии было достаточно много столовых приборов, которые они готовы были реализовать по умеренной цене. Но здесь необходимо было учитывать местные реалии и правила торговли.

Необходимо отметить, что на территории царской России заведывание пробирной частью в 1738 году было передано в ведение Монетной конторы, причём в губернские провинциальные города были назначены так называемые «пробирные мастера». Обязанности испытывать и клеймить золотые и серебряные изделия первоначально было поручено «пробирным мастерам» («Пробирный устав 1861 года»). На этот период пробирные палатки были оставлены только в Москве и Петербурге. А в других (губернских и уездных городах) пробиреры состояли при Казённых палатах и, соответственно, при казначействах.

Уставом 1882 года в 11-ти наиболее крупных центрах были вновь учреждены торговые палатки. Как раз в этот период открыли свой маленький бизнес наши герои. Разумеется, они были хорошо знакомы с практикой своей работы и старались, как говорится, держать марку.

Мне никто никогда не рассказывал, что происходило в жизни прабабушки и прадедушки. Я только краем уха слышал что-то про Палестину, фамильное серебро. Но бабушка не раз рассказывала про погромы, виденные ею в детском возрасте. Как мы знаем из истории, что за 1881—1882 гг. погромы происходили на территории 150 поселений шести западных губерний Российской империи. Именно в этот период началась первая эмиграция еврейского населения, в основном, в Палестину, находившуюся под управлением Османской империи с 1516 по 1917 годы.


Несколько слов из «Википедии»:

Османское княжество было основано тюркско-мусульманскими племенами в 13 веке в районе анатолийской возвышенности. В 14—15 веках турки-османы захватили большую часть Балканского полуострова и всю Малую Азию до Иранского нагорья. В 1453 году они завоевали Константинополь, стерев с лица земли Византийское государство. В дальнейшем их военные аппетиты были направлены на ослабление мамлюков, а в январе 1517 года государство мамлюков прекратило существование. В течение 400 лет Палестина являлась частью огромной Османской империи (Блистательной Порты), которая охватывала значительную часть Юго-Восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.

В период 1800—1831 годов территория Палестины была разделена на два эялета. К Дамасскому эялету относился Центрально-восточный горный район, который простирался от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим).

К эялету Сидон относились Галилея и прибрежная полоса. Вне османской юрисдикции оставались на этот период большая часть Негева. В 1832 году сын и военачальник вице-короля Египта Мухаммеда Али Ибрагим-паша отвоевал у османов территорию Палестины. И Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией с центром в Дамаске. Египтяне правили страной в течение восьми лет (1832—1840), и провели ряд реформ по европейскому образцу. В 1841 году Палестина и Сирия были возвращены Турцией при помощи Великобритании и Австрии в своё подданство. Великобритания создала представительство в Иерусалиме. Затем в течение последующих 20 лет все крупные западные страны также открыли консульства в этом городе. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась. Уже в 1880 году в Палестине проживали около 450 тысяч человек, из которых 24 тысячи составляли евреи. В частности, в Иерусалиме – около 15,4 тысячи, в Цфате – 4 тысячи, в Тверии – 2,5 тысячи, в Хевроне – 800, в Яффо – 1 тысяча, в Хайфе – 300.

В Османской империи местные иудеи и христиане имели статус «зимми», то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой. Однако, они не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях. Они обязаны были платить особые налоги. В этот период евреи Эрец-Исраэль жили, в основном, за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка). Крупные еврейские общины существовали в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме и контролировались православной и католической церквями. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все – сунниты.

Вот такая ситуация сложилась во время пребывания моих предков на территории Палестины.

Из рассказов родственников мне было известно, что прадедушка с семьёй вначале эмигрировал на территорию Эрец-Исраэль (Земля Израиля), а затем внезапно покинул Землю Обетованную.

Чтобы вникнуть в причины внезапного отъезда моего прадеда с семьёй из Палестины, я с дотошностью исследователя, с лупой в руках, стал изучать серебряную ложку и штофы, оставшиеся от них в наследство. И что же оказалось?

На лицевой стороне ложки была обозначена монограмма – сплетённые в виде вензеля начальные буквы имени и фамилии её владельца (И Л М) – Израиль-Лейб Моносзон. На тыльной стороне ложки стояло клеймо мастера (И О) – Овчинникова Ивана Ивановича, владельца мастерской золотых и серебряных изделий в Москве в 1875—1896 годах. Рядом обозначена 84 проба серебра повышенного качества, товарный знак и клеймо пробирного мастера (И К) – Константинова Ивана Ефимовича; год изготовления изделия – 1976.

А вот со штофами, которые сохранились в нашей семье, было что-то не так.

С наружной стороны я увидел резьбу с силуэтами турецких домов. Клеймо с мужской головой в тюрбане, повёрнутой в левую сторону. Заметим, что только с 1908 года к пробирному клейму серебряных изделий, производимых на территории России, был добавлен знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике. Если это были предметы турецкого производства, как пыталась мне объяснить моя бабушка Куня (якобы, дедушка, работая кузнецом (?) у Суворова (?) во время русско-турецкой войны (?) захватил серебряные штофы и ложки в качестве трофеев), то вообще ничего не складывается. Суворов жил совсем в другие времена. Кузнец не мог воевать в русской армии, где евреев к службе не допускали. А наличие написания инициалов изготовителя русским алфавитом на восточном изделии вообще вводят в заблуждение. К тому же, рядом с инициалами стоит 3-я проба серебра, а на оттиске – 84-я проба. Заметим, что 1-я, 2-я и 3-я пробы серебра, были установлены указом Петра Первого 13 февраля 1700 года. Первая проба считалась выше червонной, и не должна была вообще иметь примесей (проба 100). Вторая проба («против ефимков») – 82 золотника чистого серебра. А содержание золотника чистого серебра в фунте третьей пробы было установлено в размере 63 золотника. Впоследствии установлено было делать третью пробу – 72.

Таким образом, пробирным уставом 1847 года были установлены впоследствии для серебряных изделий 84-я, 88-я и 91-я пробы. В дальнейшем число проб было увеличено.

Вот и получается, что 3-я проба, соответствующая 63, или 72 золотникам, в период жизни наших героев уже не существовала, хотя в другом месте указана 84 проба. На штофах имеются клейма неизвестных мастеров с буквами русского алфавита. Отсутствуют клейма пробирных мастеров с личными оттисками и год изготовления. Налицо подделка, которая может быть обнаружена при самой поверхностной проверке подлинности изделия.

Как появились эти «левые» изделия у Израиля Моносзона, остаётся только догадываться. Вероятно, уже находясь в Палестине, когда он открыл свой маленький бизнес по продаже ювелирных изделий, среди столовых приборов из серебра попадались изделия сомнительного качества, без удостоверения пробирными мастерами. Известно, что правом испытывать и клеймить золотые и серебряные изделия, производимые в России, согласно пробирному уставу 1861 года, обладали только пробирные палатки Москвы и Санкт-Петербурга. И только в 1882 году торговые палатки были учреждены в 11-ти наиболее крупных центрах России. Мы уже знаем, что ложки были изготовлены в 1876 году. Примерно в это время должны быть изготовлены и другие предметы столового набора. Отсюда видно, что была исключена любая возможность маркировки изделий на территории Палестины в период проживания здесь наших героев.

Возможно, что контрафакты были изъяты властями, торговая точка была закрыта, началась проверка правильности уплаты налогов. От обманутых покупателей стали поступать угрозы, однажды приведённые в действие. При этом необходимо отметить, что турецкие власти, контролирующие территорию, поставили своих подданных в тяжёлое положение: налагались непомерные налоги на производителей продукции, евреям запрещалось иметь лошадей, носить оружие, действовали ограничения по вероисповеданию и организации жизни по национальным обычаям. За любую провинность следовала немедленная расправа.

Кроме того, русско-турецкая война в 1878—79 годах закончилась разгромом 30-тысячной турецкой армии. России удалось вернуть Крым, захватить Румынию, Бессарабию, Болгарию. Англия расположила свои войска на Кипре, выступив на стороне Турции. После поражения турецкие власти стали вымещать злобу на иноверцах, находившихся на подмандатной Османской империи территории. К 1880 году в Палестине проживало около 450 тысяч переселенцев, из них около 24 тысяч – евреи.

Однажды, вернувшись домой после деловой встречи, Израиль застаёт страшную картину: его горячо любимая, беременная третьим ребёнком красавица-жена задушена цепочкой, украшавшей её шею, а в разграбленной квартире плачут малые дети – Куня (Кутя) и Беник. В ужасе и глубокой скорби Израиль хоронит жену на скорую руку, без раввина, хватает детей и бежит в Венгрию, откуда возвращается в Полтавскую губернию, в Украину. Но организовать новый бизнес ему не позволяют ни угасающие силы, ни материальные средства.

Родословное древо

Моя бабушка по линии матери, Куня-Сипора (Ципойра) Израилевна (Срулевна) – Моносзон, родилась на хуторе Суха Лохвица Лохвицкого района Полтавской области в 1874 году. С 1797 по 1802 годы Лохвицы – «город малороссийской губернии». По переписи 1894 года, из 11013 жителей Лохвиц люди «иудейского» вероисповедания – 43,7%. А за минусом 915 временных военнослужащих евреи составляли почти половину городского населения.

В 1905 году на каждые тысячу жителей Лохвиц приходилось 27,6 еврея. В 1910 году из 1689 дворов было 406 еврейских. Там было несколько школ – отдельно для мальчиков и для девочек, и несколько хедеров для обучения еврейских детей. В синагоге было организовано обучение детей с углублённым знанием Талмуда и Торы. Видимо, бабушка была прилежной ученицей, поскольку неплохо разговаривала на языке идиш, читала молитвы на идиш и иврите.

В 1905 году она выходит замуж за Менделя-Мовшу (Моисея) Израилевича (Срулевича) Зислина (1874—1941). Зислин Мендл был приписан к мещанам еврейского местечка Казимирова Слобода (еврейское предместье Мстиславля, где было 66 еврейских домохозяйств). С 1903 года Мендл проживал в селе Кошары Полтавской губернии (Украина).

Фамилия Зислин происходит от мужского имени Зускинд, или Зискинд, которое переводится с идиша, как «сладкий ребёнок». Имя Зисл было родовым, «династическим», передаваемым из поколения в поколение. Зисл – ин, значит, сын Зисла.

Евреи считались зажиточными, и в Лохвицы частенько наезжали безработные строительные рабочие-христиане. Они поджигали еврейские дома, чтобы обеспечить себе рабочие места. Здесь была аптека, продуктовые лавки, сберегательные товарищества («еврейский балек»), пункт международных переговоров и телефонная линия. Подавляющее число евреев – врачи, учителя, медсёстры, воспитатели детсадов, ремесленники. Местные евреи отмечали свои национальные праздники: Пурим, Песах, Шавуот, проводили обрезание младенцев, праздновали брит-милу, бар-мицву, организовывали хупу, провожали в последний путь по еврейской традиции.

В Лохвицах, по переписи 1923 года, проживали многие мои родственники.

Родители матери Менделя Моносзон – Гиты Бреннер:

Мовша (Моисей) Давидович Бреннер (учитель) (1865 г. р.) и Фаня Самуиловна Бреннер (1865 г. р.)

Мина Израилевна Бреннер (1894—1942).

Зальман Элиягович Климовицкий (1892—1942).

Гиля Эльевич Климовицкий (мыловар) (1866 г. р.).

Берко Эльевич Климовицкий (артельщик на табачной фабрике, пр. Перекопский, 4; 1862 г. р.).

Арон Эльевич Климовицкий (хлебная торговля) (1861г. р.)

Герш Эльевич Климовицкий (торговец на рынке, Шефский Кут, 2; 1877 г. р.).

Зельман Беркович Климовицкий (работник табачной фабрики Драбкина; 1895 г. р.).

Моисей Беркович Климовицкий (набойщик на табачной фабрике; 1904 г. р.).

Ошер Гилевич Климовицкий (бухгалтер, ул. Советская, 4; 1894 г. р.).

Захар Гилевич Климовицкий (ул. Советская, 4; 1886—1960).

Симха Гилевич Климовицкий (торговец; 1897 г. р.).

Хаим Гилевич Климовицкий (1869 г. р.).

Моисей Гилевич Климовицкий (1908 г. р.).

Моисей Аронович Климовицкий (набойщик на табачной фабрике; 1904 г. р.)

Илья Зельманович Климовицкий (Шефский Кут, 2; 1919 г. р.).

Давид Зельманович Климовицкий (1921 г. р.).

Лейба Хаимович Климовицкий (1908 г. р.).


В целом мои предки со стороны матери проживали на территории Могилёвской области (Белоруссия).

Зислины – г. Мстиславль.

Моносзоны – г. Шклов.

Горенские и Пейсаховы – г. Климовичи.


При этом следует подчеркнуть, что население белорусских губерний стало учитываться с 1811 года, с шестой ревизии, в которой, однако, женское население не было учтено.

Последняя ревизия была закончена в 1859 году.


Мой дед Мендель-Мовша Израилевич (Срулевич) Зислин (24 апреля 1875г. – 21.12.1943 г.) был приписан к Казимиро-Слободянскому мещанскому обществу Мстиславского уезда Могилёвской губернии (Белоруссия). Но с 1903 года он проживал уже в селе Кошары Конотопского уезда (Украина). Судя по памятнику Зислиным в городе Ромны Черниговской губернии, установленному в 1900 году, в верхнем правом углу которого стоит цифра 40, мои предки перебрались на Украину в конце 18-го века после каких-либо трагических событий на территории Могилёвской области. Это обстоятельство объясняет тот факт, что все документы, подтверждающие личность моего деда, к моменту переезда, были им утеряны. А цифра 40 могла означать только знак памяти обо всех безымянных родственниках по фамилии Зислин, ушедших в лучший мир по тем или иным обстоятельствам.

Семья Моносзонов к 1861 году переехала в город Ромны Полтавской губернии.

Первый известный предок с фамилией Моносзон – Бенцион Гиршевич Моносзон (1820—1888) был свечным мастером.


Обратимся к данным из «Википедии»:

Мстиславль – небольшой город в Могилёвской области недалеко от границы с Россией. Он основан в 12 веке на берегу реки Вихра, притоке Сожа.

Первые упоминания о евреях относятся к 16 веку. А первая синагога появилась в городе в 18 веке.

С 1636 года в Казимировой слободе начали строиться еврейские дома и деревянная синагога, разобранная на дрова только перед Второй Мировой войной.

Евреям было запрещено владеть землёй и работать в сельском хозяйстве, поэтому они занимались торговлей и ремесленничеством. Всей жизнью еврейской общины руководил кагал.

В 1654 году город был взят в осаду русскими войсками князя Трубецкого. Началась кровавая резня местных жителей, в том числе и евреев.

В кагальном пинкасе (летописи) это событие описывается так:

«28 элула 5468 (1708) года пришёл кесарь, называемый царь московский, по имени Пётр, сын Алексея, со всей ратью своей – огромным, несметным войском. И напали на нас из народа его грабители и разбойники без его ведома, и едва не дошло до кровопролития. И если бы Господь Б-г не положил царю на душу, чтобы он самолично зашёл в нашу синагогу, то, наверное, была бы пролита кровь.

Только с помощью Б-жей спас нас царь и отомстил за нас, и приказал повесить немедленно тринадцать человек из них (громил), и успокоилась земля».

В 1765 году в Мстиславле жили 552 взрослых еврея. Начиная с 1772 года Мстиславль входит в состав России как центр Мстиславльской провинции. В 1777 году он становится уездным городом Белорусской губернии.

В 18 веке евреи преобладали среди мстиславльских купцов. Например, к 1785 году там было 9 купцов-христиан, а купцов-евреев – 99. Они торговали продукцией ремёсел, вином, прохладительными напитками, кожевенными товарами.

Российские законы запрещали евреям владеть землёй с крепостными крестьянами. Поэтому богатые евреи, которые сумели приобрести имения, переоформляли их на христиан и получали плату с новых владельцев. Такие доходы позволили богатому еврею Бенциону Хацкелевичу (прапрадеду известного еврейского историка С. Дубнова) дать образование своему сыну Зееву-Вульфу, ставшему впоследствии выдающимся талмудистом. В течение продолжительного времени рав Хацкелевич читал в мстиславльской синагоге лекции по иудаизму.

По переписи 1778 года в городе насчитывалось уже 959 евреев. На этот период, по данным мстиславльского учёного-краеведа Краснянского, в Мстиславле были построены 3 каменные и 9 деревянных синагог. Тогда же в городе работала религиозная школа-хедер, которая упоминается в хрониках с 1780 года.

По данным 1797 года, в Мстиславльском уезде числилось 50 евреев-купцов и 1163 еврея-мещанина. Согласно пинкасным записям, мстиславльские евреи сильно бедствовали. В 1808 году 270 евреев отправились в новороссийские земледельческие колонии, взяв с собой, с разрешения мстиславльского кагала, два свитка Торы и различные еврейские книги. Известно также, что в 1824—1826 годах мстиславльское еврейское общество просило власти о предоставлении рассрочки по выплатам.

В 1815 году в городе работала суконная фабрика, одним из хозяев которой был Меер Фрумкин. В 1828 году работали две фабрики по изготовлению талесов. Их владельцами были Евзик Фрумкин и Гершон Болотин. По данным ревизии 1847 года, в Мстиславле насчитывалось 3815 евреев (большинство из них – жители Мстиславля). В 1853 году существовала одна деревянная синагога и 7 молитвенных домов. Евреи владели двумя фабриками по изготовлению свечей и тремя по производству талесов. Видимо, на одной из них работал свечным мастером мой предок Бенцион Гиршевич Моносзон (1820—1887), свечной мастер.

Важной миссией мстиславльских купцов было обеспечение горожан водой, которую развозили в больших бочках из кагального колодца, расположенного на окраине города. Он сохранился и до настоящего времени. На склоне Замковой горы была построена и кагальная баня. В центре города, вокруг площади и на примыкающих к ней улицах жили зажиточные евреи-купцы, размещались лучшие лавки (преимущественно мануфактурные) и некоторые синагоги. Лавки стояли, в основном, на торговой площади. Их называли «шафачками». За ними располагался еврейский квартал Шула, в центре которого была большая кагальная синагога, а с другой стороны, поближе к рынку, шли улицы с домами еврейских ремесленников, мелких лавочников, шинкарей, извозчиков.

Мстиславльские евреи содержали постоялые дворы с кабаками, где продавали приезжим крестьянам водку и нужные хозяйственные инструменты в обмен на зерновой хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Евреи торговали пенькой, фаянсовой, стеклянной и глиняной посудой, одеждой, мясом и кондитерскими изделиями. В 1861 году из Мстиславля вывозилась в Ригу пенька, которую евреи скупали у помещиков. Из Мстиславльского уезда вывозили овёс в Витебск. Некоторые евреи занимались лесным промыслом, как и один из моих родственников – лесоторговец Иосиф Левин (1870—1920). Через Сож по Днепру они сплавляли лес на юг.

Часто в городке происходили пожары. Один из них в 1858 году уничтожил 500 зданий в центре Мстиславля. Во второй половине 19 века евреи Мстиславля принадлежали к двум основным направлениям иудаизма: миснагдим и хасидам.

В 80-х годах 18-го века в Мстиславльской губернии проживало около 200 тысяч евреев и действовало 346 молитвенных домов. К началу 20-го века лишь одна из 12 синагог была хасидская.

Мстиславльская община славилась своими раввинами. Среди них были талмудисты Дубновы. Родоначальником семьи был рав Бенцион Иехезкель, умерший в начале 19 века. Его сын Зив-Вульф слыл большим знатоком Торы и Талмуда. Знаменитыми мстиславльскими раввинами были рав Яков, рав Шимон, рав Иегуда и рав Айзик Великовские. Их книжные собрания сгорели во время пожара 1858 года. В 1825—1864 годах раввином Мстиславля был рав Авраам Симка Мстиславский. С 1838 года в городе работал раввин Исроэл Метелица. Крупнейшим раввином стал дед историка Дубнова – рав Бенцион. В Мстиславле жил и умер знаменитый рабби Гилель. На его похороны явились тысячи евреев. На его могиле был установлен склеп, разрушенный во время фашистской оккупации. В конце 19-го и в начале 20-го века в Мстиславле было 5000 евреев из 8514 всех его жителей.

В апреле 1890 года и в 1897 году в городе прошли целые серии пожаров. Приведём краткое сообщение в газете «Восход»:

«Мстиславль сгорел. Положение ужасное. Помощь необходима».


Из книги В. Цыпина «Евреи в Мстиславле».

Врачами и аптекарями в городе были, в основном, евреи: врач Соломон Фрумкин, аптекарь Сухоцкий, дантисты Лев Авирон, Вульф Розин, Дора Эстрина и другие. С 1893 года в городе работала еврейская библиотека, принадлежавшая Ривке Дубновой. Ещё в 1851 году было открыто казённое еврейское училище первого разряда, в котором проходили обучение около 100 мальчиков. Это училище было закрыто в 1874 году в связи с реорганизацией системы еврейского образования. В 1910 году в Мстиславле действовало частное еврейское училище и общественное двухклассное училище.


Мой отец – Хайкин Михаил Файвелевич (1920—1992 гг.) родился в городе Кременчуг Полтавской области (Украина). Там же родились мой дед Хайкин Файвель Михелевич (5.07.1888 г. – 25.08.1953 г.) и бабушка Тойба Менделевна (15.11.1888 г. – 21.07.1970 г.).


Несколько слов из «Википедии»:

Полтавская губерния создана царским указом от 27.11.1802 года, по которому Малороссийская губерния была разделена на Полтавскую (адм. центр – Полтава) и Черниговскую.

Среди прочих уездов, где обосновались мои родственники – Кременчугский, Лохвицкий (с 1803 г.) и Роменский.

Кременчугская губерния была образована декретами ВЦИК от 8.07 и 30.07.1920 г. К ней отошли Золотоношский, Кременчугский и Хорольский уезды (расформирован в конце 1922 года). С 1923 года деления на уезды и волости были упразднены и на их основе было создано 7 округов, в том числе Кременчугский и Роменский, а также 89 районов. 3.06.1925 года Полтавская губерния была ликвидирована.

В 1897 году была проведена Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, в том числе и Полтавской Губернии. На данный период насчитывалось 110352 еврея в Полтавской губернии, что составляло 3,97% от общего населения.

(«Полтавская Губерния». Санкт-Петербург. Издание под редакцией Н. А. Тройницкого Центрального статистического Комитета министерства Внутренних дел, 1904. с. 12).

Сердце на двоих

Я практически нечего не знаю о своём дедушке, но единственно знаю точно, что бабушка его очень любила. Христиане не снимают с шеи крест, эфиопские женщины делают татуировку креста на лбу, верующие иудеи не снимают с шеи Маген-Давид – еврейскую шестиконечную звезду. А моя бабушка носила на шее только золотой медальон в виде сердечка с крышкой, под которой бережно хранились две фотографии – её и мужа. Этот медальон на золотой цепочке был снят только после её смерти в 1966 году в Казахстане и передан по наследству внукам и правнукам.

В их семье было четверо детей: Рива (1908—1989), Маня (1913—1941), Беньямин (1909—1943) и Маша – моя мама (1921—1988). Об их судьбе я расскажу в дальнейшем.

Брат моей бабушки, Бенцион Израилевич Моносзон (1877—1929), в городе Ромны Полтавской губернии (Украина) 6 марта 1907 года женился на Гитель Мовшевне (Моисеевне, Мейше-Израилевне) Бреннер (1884, Прилуки – 1973, Ленинград), у которой от него родились 27 февраля 1908 года двойняшки – Мендель и Рая.

Бенцион похоронен на Преображенском кладбище, запись о смерти №3048 от 13.10.1933 года в отделе ЗАГС Василеостровского района Комитета по делам ЗАГС Санкт-Петербурга. А Гитель Бреннер похоронена в 1973 году на Южном кладбище Ленинграда.

Лохвица граничит на западе с Черниговской областью, является городом с 1781 года. Его площадь составляла на тот период 30,88 квадратных километров. Древнерусское поселение Лохвицы впервые упоминается в исторических источниках в 1320 году. Это были времена правления хана Узбека. Городище находилось на низком перешейке, который был образован в заболоченной пойме реки Сухая Лохвица. По преданию это название произошло от древнеславянского слова «локва» – лужа, болото. В 15 веке эти места принадлежали князьям Глинским, в 17 веке ими владели князья Вишневские. Здесь был построен католический костёл, через который проходил торговый маршрут из России в Крым (Ромодановский шлях).

В 1618 году на месте городища строится новая крепость, обнесённая насыпным земляным валом и частоколом с бойницами для орудий. В середину крепости вели четверо ворот, на одних из которых (Засулицких), был изображён городской герб, предоставленный Лохвице в 1630 году и существующий до настоящего времени.

После восстания Богдана Хмельницкого в 1648 году, когда были замучены и жестоко убиты тысячи евреев, Лохвица стала сотенным местечком Миргородского полка. А в 1654 году в составе Левобережной Украины она вошла в состав России. В 1654 году Лохвица перешла в российское подданство. В 1668 году её захватили крымские татары. В 1781 году она стала центром уезда Черниговского наместничества. В 1797—1802 гг. – это заштатный город Малороссийской губернии. Численность населения в 1862 году составляла 7821 человек, в 1883 – 8272 человека.

В начале ВОВ десятки тысяч советских солдат попали в окружение, и нашли свою смерть в районе Лохвиц. Все выходы из села и леса находились под прицельным огнём пулемётчиков и автоматчиков на мотоциклах. Велись розыски солдат по хатам и погребам. Евреев расстреливали почти поголовно. У захваченного в плен политрука на спине вырезали звезду, привязали его к двум танкам и разорвали на части. Над коммунистами и красноармейцами издевались и расстреливали на месте.

Оккупация началась 12 сентября 1941 года. Гитлеровцы загнали всех евреев в гетто, в районе улицы Тельмана, где от эпидемии и болезней, в антисанитарных условиях, люди умирали десятками. 12 мая 1942 года немцы погрузили оставшихся 287 евреев в машины и повезли на расстрел в Благодаровку. Там, на склоне оврага, были казнены взрослые, старики и дети. Изуверы подорвали овраг, который стал братской могилой для жителей Лохвиц. В расстреле принимали участие и местные коллаборационисты. В этой мясорубке погибли многие наши родственники:

Климовицкий Арон (1861 – 1943).

Климовицкий Илья (1919 – 1943).

Климовицкий Эли (1918 – 1943).

Климовицкий Элиягу (1923 – 1942).

Климовицкая Буня (1879 – 1943).

Климовицкий Давид (1921 – 1943).

Климовицкий Зяма (1893 – 1943).

Климовицкий Залман (1895 – 1943).

Климовицкая Ехевед (1908 – 1942).

Климовицкий Иосиф (1904 – 1942).

Климовицкая Нюня (1902 – 1943).

Климовицкая Роза (1929 – 1942).

Бреннер Мина (1894 – 1943).


13 сентября 1943 года Лохвицы были освобождены подразделениями 49-й армии. Но город, по свидетельству очевидцев, был буквально стёрт с лица земли.

В 1957 году на месте расстрела евреев был сооружён трёхметровый обелиск – дань памяти «гражданам Лохвицкого района, расстрелянным оккупантами».


У меня в альбоме есть семейная фотография дедушки Моисея и бабушки Куни. Она сделана примерно в 1910 году в одном из первых фотоателье в России под названием «Светопись» Сергея Левицкого. Левицкий первым начал ретушировать негативы, проводил опыты по использованию в фотографии электрического освещения.

В 1889 году в фотоателье Андрея Деньера был испытан короткофокусный фотообъектив Ивана Болдырева. В 1889 году Болдырев представил точно действующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании русского технического общества был признан самым лучшим среди всех имевшихся в продаже в то время.

Я с трепетом рассматриваю старые, пожелтевшие от времени фотографии:

Рива Зислин. «Красная Светопись».

Ромны, ул. К. Маркса, 28. Телефон №135.

Монозону 21.08.25 г. От Ривы Зислин.


Маня Зислин и Беня Зислин.

Ромны. 20.07.33 г.

Тёте, Мише, Рае от сестры Маши. Ленинград. 22 10.39 г.


Брату и сестре, племяннику. от Маши Зислиной. 10.11.32 г.


Дорогому папе от сына Бори.

Мне 1год 1 месяц. 26.12.1950 г. (Не знаю, где скрывался мой отец в это время).


Моя будущая мать в 1939 году была студенткой Ленинградского педагогического института имени Герцена. Но окончить институт ей не удалось – началась война. После войны мама работала в школе – преподавала физику и математику в начальных классах средней школы в городе Ромны Сумской области. Она вышла замуж за моего отца Хайкина Михаила Файвелевича (Михель-Элиэзер Файвелевич) (1920 – 1992 гг.) в 1947 году.

У отца было три брата и сестра. Михаил (Мендл) (1912—1967 гг.) специализировался на разливе спиртного на рынке. Золя (Михаил Павлович, 22.12.1928 – 2001 гг.) женился на Аде Борисовне в сентябре 1954 года. В течение 10-ти лет он работал главным инженером управления «Сельхозтехника» в городе Алексеевка Белгородской области, а затем 25 лет преподавал в сельскохозяйственном техникуме механизацию и электрификацию сельского хозяйства. Ада Борисовна Махновская (по мужу Хайкина) преподавала в школе немецкий язык. Родители тёти Ады – Борис Яковлевич Махновский (1902—1942 гг.; погиб под Сталинградом) и Дора Соломоновна Портная (1903—2000 гг.).

Сестра Хая Файвелевна Хайкина (по мужу Корсунская) (18.01.16 – 22.03.88) всю жизнь работала на фабрике игрушек в городе Ромны Сумской области. Яков (1909—1989 гг.) работал директором типографии. Его жена Дора Михайловна Заславская (1909—1979 гг.) умерла от онкологического заболевания в Харькове.


Маша Моисеевна Зислина (1921—1988) (моя мама)


Михаил Файвелевич Хайкин (1920—1992) сержант, мой отец)


Теперь уместно поведать о других моих родственниках.

Мой дедушка Файвель Михелевич Хайкин (5.07.1888 – 25.08.1953 гг.) был знатным дегустатором вин, директором универмага. Его жена, моя бабушка, Тайба Менделевна (15.11.1888 – 21.07.1970 гг.) не умела даже расписываться. В Ромнах она продавала пирожки собственного изготовления. Во время эвакуации в Ферганской области (Узбекистан) она зарабатывала на жизнь тем, что изготавливала платки из выделанных крашеных одеял. Их приютила сестра Яшиной жены Доры. После войны семья вернулась в город Ромны.

Хая Файвелевна Хайкина в 1940 году вышла замуж за Боруха Соломоновича Корсунского (1916 – 1997 гг.), который работал на мельнице в городе Ромны Сумской области. В декабре 1941 года у них родился сын Миша, но родители изменили ему дату рождения на январь 1942 года. Михаил Борисович Корсунский умер в Германии 19 апреля 2011 года. Его вторая жена Валентина Александровна Майданович (30.10.57 г. р.) в настоящее время проживает в городе Карлсруэ (Германия). Сын Корсунских Павел Михайлович (род. 7 марта 1957 г.) живёт в Германии, а дочь Ольга Михайловна (род. 20 июня 1988 г.) – в Житомире (Украина).

С 1941 по 1945 годы рядовой водитель грузовика Борис Корсунский подвозил снаряды на передовую, а после войны перегонял грузовые автомобили из Турции в Россию. Имел медали за взятие Сталинграда и Кенигсберга. После войны, в марте 1947 года, в семье Корсунских родился второй сын Григорий. В 1972 году он окончил Лесотехнический институт в Москве, работал на фабрике детских игрушек в городе Ромны Сумской области. Жена Гриши Софа (1952 г.) вышла замуж за Гришу в 1970 году. У них две дочери: Татьяна (1972 г.) и Маша (1989 г.) В настоящее время семья Корсунских проживает в городе Ашкелон (Израиль).

Жена Якова Дора Михайловна Заславская (по мужу Хайкина) (1909—1979 гг.) умерла от онкологического заболевания в Харькове. Сын Якова Марк (род. 18.12.36 г.) живёт в Самаре (Россия). Его жена Женя, учительница английского языка, умерла в 2004 году.

После окончания Полиграфического института во Львове (Украина) Марк работал начальником типографии в Куйбышеве и в возрасте 77 лет ушёл на пенсию. Дочь Марка Лариса (1960 г. р.) преподаёт биологию в школе.

Второй сын Якова Владимир (4.04.1944—27.03.2008) работал в Харькове инженером-строителем, а затем продолжил работу по специальности в Израиле.

Золя Файвелевич Хайкин (Михаил Павлович Хайкин по паспорту) (22.12.1928—2001 гг.) познакомился со своей женой Адой Борисовной (1832 г. р.) в 1954 году и вступил с ней в брак в том же году. В феврале 1955 года в их семье появился сын Юра (умер в 1988 г.), а в апреле 1959 года родился второй сын Слава.

В 1983 году Юра женился на ленинградке Оле. В 1986 году в их семье родилась вторая дочь Женя (первая девочка умерла в раннем возрасте). После смерти Юры Оля вышла замуж во второй раз, но второй муж тоже умер. В настоящее время Оля живёт в Нью-Йорке.

Слава Хайкин с женой и его мать Ада Борисовна с 2002 года живут в Германии.

Старший сын Славы Дима (1976 г. р.) живёт в Германии. Младший сын Саша (1988 г. р.) закончил экономический факультет университета в Голландии. В течение полутора лет он работал в Ирландии, а последние шесть лет живёт в Голландии.

Племянник моей бабушки Куни, Мендель Бенционович Моносзон родился в городе Ромны Полтавской губернии (Украина) в 1908 году. С 1923 года – в Лохвицах. Долго скитался по свету, пока не осел в Ленинграде и не привёз туда сестру-близнеца Раю. Мендель женился в 1941 году на Фриде Яковлевне Дворкиной (по мужу Моносзон) (20.03.1916—29.03.1973 гг.), из богатой семьи, ведущей свои корни из Испании. В её библиотеке было немало настоящих фолиантов, в кожаных переплётах с золотым тиснением. В 1918 году их дом был отобран советской властью, а фолианты сгорели в печи в период войны. Перед войной Мендель увозит беременную жену в Свердловск, но через месяц сын Яша умирает. Мендель во время войны служил на Балтийском флоте – с 1943 по 1945 год. После войны он перевёз жену в Ленинград, где у них родилась дочь Женя. После похорон матери Гиты Бреннер Мендель в 1974 году переезжает вместе с сестрой в Израиль. Мендель умер в Израиле в 1991 году, а его сестра Раиса – в 1980 году.


Теперь о других родственниках по линии моей бабушки Куни Израилевны Моносзон, о существовании которых мне стало известно с помощью моего дальнего по родословной и близкого родственника по душе Алекса Неймана, ныне проживающего в Германии.

Это дедушка моей бабушки Куни по линии отца Бенцион Гиршевич Моносзон (1820—1887 гг.), свечной мастер; его жена Мира (1824—1883 гг.). Жили они в городе Ромны до 1862 года. Мира умерла в городе Ромны 28 февраля 1883 года. Их дети:

Ицко-Гирш Бенционович Моносзон (1848—1910 гг.) Родился в городе Шклов (Белоруссия). Умер в городе Ромны (Украина). Его семья к 1861 году переехала из города Шклов Могилёвской губернии в город Ромны Полтавской губернии.

Израиль-Лейб Бенционович Моносзон, (1851—1910 гг.; мой прадедушка), шорник, то есть специалист по изготовлению конской упряжи. Запасной унтер-офицер 16-й артиллерийской бригады (билет от 2 ноября 1879 года). Имел договор по бумажным условиям с Александром Зпанченко на съём собственности с 1884 по 1895 годы в селе Кошары (арендная земля, собственный дом). Приписан к Шкловскому обществу Могилёвской губернии (перепись 1870 г. Запись №193).

Бер (Берко) Бенционович Моносзон (6 января 1861—1865 гг. Ромны).

Голда Ицковна (Исааковна) Горенская (1852—1912 гг.; по мужу Моносзон) – мать моей бабушки, роменская мещанка. Умерла 10.01.1912 г. в городе Ромны Полтавской губернии от отёка и воспаления головного мозга.

Оба с 1870 года проживали без собственности в селе Кошары. Приписаны к Хотимскому мещанскому обществу Климовицкого уезда Могилёвской губернии (паспорт Климовической городской думы от 16 июня 1881 года №1181. Запись с 1870 года – Кошары). Их свадьба состоялась 19 декабря 1872 года. Семья проживала с 1870 года в селе Кошары Конотопского уезда Черниговской губернии.

Родители Голды: отец – климовицкий мещанин Ицко-Гешия Геселевич (Иосифович) Горенский (1811—1 января 1891 г.) Родился в городе Климовичи Могилёвской губернии (Белоруссия). Умер в городе Ромны Черниговской губернии (Украина) от старости. Мать – Малка (Мирка) Хацкелевна Пейсахова (по мужу Горенская) (1830—1902 гг.). шкловская мещанка. Умерла в селе Кошары Конотопского уезда Черниговской губернии от инфлюэнцы.

Сын Ицко – Евсей-Гешель Ицкович Горенский. Жена – Слува (Слава). Их дети: Яков (3.01.1874 г. Ромны).

Мирка (3.01.1876 г. Ромны).

Песя (9.01.1878 г. Ромны).

Авраам-Хаим (24.09.1879 г. Ромны).


Сын Ицко – Авраам-Лейба Ицкович Горенский. Жена – Хася-Фейга. Их дети: Вольф (Вульф) (3.12.1874 г. Ромны).

Мася (17.05.1877 г. Ромны).

Хая-Сара (27.11.1878 г. Ромны).

Бейля (27.11.1878 г.)

Рива (1880 г. Ромны).


Родители моего дедушки Менделя Зислин: отец – Израиль (Сруль) Зислин (1830—1870 гг.) Умер в городе Ромны Черниговской губернии. Мать – Батия (Бетя; по мужу Зислин; 1835—190 0гг.). Похоронена в городе Ромны.

Мой дедушка, муж Куни-Сифоры Израилевны Моносзон – Мендель-Мовша (Мойша) Израилевич (Срулевич) Зислин (24 апреля 1875 г. – 1943 г.) умер во время эвакуации в Юргамышском районе Курганской области (Россия). Был приписан к Казимиро-Слободянскому мещанскому обществу Мстиславльского уезда Могилёвской губернии. Занятие – торговля. Документы отсутствовали с 1903 года. Недвижимости не было. Проживал в селе Кошары с 1903 года.


Бенцион Израилевич Моносзон (1877—1943) (брат моей бабушки Куни-Сифоры Израилевны Моносзон – Зислин по мужу)


Куня-Сифора Израилевна Моносзон (1875—1966) (моя бабушка)


Данные переписи всех евреев в селе Кошары:

(Державный архив Черниговской области).

Черниговское губернское правление.

Список евреев, поселившихся в Черниговской губернии, Глуховского уезда Стародубского и Конотопского уездов.


1882 г.

Арх 425, №11127, оп. 14., спр. №11133306.

Кошары

Состоящий в запасе из мелкопоместных мещан унтер-офицер Израиль Бенцион Моносзон – 31 год, по билету, выданному от 16 артиллерийской бригады 2 ноября 1879 года №2327, шорник, то есть специалист по изготовлению конской упряжи.

Имеет собственный дом на арендуемой земле (1816) с 15 апреля на срок 11 лет, начат с 1884 г.

Жена Голда Ицковна – 30 лет.

Сын Бенцион – 5 лет.

Дочь Куня-Сифора – 8 лет.

Мещанин Ицка Иоселевич Горанский – 66 лет. Приписан к Хотимскому мещанскому обществу Климовического уезда Могилёвской губернии.

Жена Мирка Хацкелевна Пейсахова – 52 года (1830), по Хотимскому мещанскому обществу Могилёвской губернии Климовицкого уезда. По паспорту Климовической Городской Думы 16 июня 1881 года №181 от 1880 года. Проживают с 1870 года.

Собственности не имеет.


1888 г.

Запасной унтер-офицер, шорник, мещанин Израиль Бенционович Моносзон – 37 лет (1851).

Жена Голда Ицковна – 35 лет (1853).

Сын Бенцион – 11 лет.

Куня-Сифора – 14 лет.

Шкловское общество Могилёвской губернии (перепись 1870 г. Запись №N193.)

Мещанин Ицко Иоселевич Горенский – 72 года (1816).

Жена Малка Пейсахова (1816).

Запись с 1870 г.

Хотимское мещанское общество Климовического уезда Могилёвской губении.


Регистрационная книга евреев, поселившихся в сельской местности Конотопского уезда.

Мещанин Мендель-Мовша Израилевич Зислин.

1906. №25 арх. 127, 14, 4035.

Казимирово-Слободянское общество мстиславльского уезда Могилёвской губернии.

Документы пропали в 1885 г.

Собственность имел по бумажным условиям у Александра Зпанченко.

Договор до 15 апреля 1895 г. Занятие – торговля.


В 1931 году бабушка Куня с детьми Маней (18 лет), Беней (16 лет) и Машей (10 лет) переезжает в город Ромны Сумской области. В 1931 году Маня выходит замуж за будущего главного инженера одного из ленинградских заводов и переезжает в Ленинград. Там у неё родился в 1932 году сын Илья.

Старшая дочь Куни Рива вышла замуж за Илью Самойловича Гольдфельда, директора «Плодовинсовхоза» в городе Ромны Сумской области. В сентябре 1941 года Илья Самойлович был оставлен в тылу противника для действий в партизанских отрядах, но был мобилизован в Красную Армию и пропал без вести в 1943 году. Старшему лейтенанту Илье Гольдфельду было 40 лет. Семье Гольдфельд был назначен среднемесячный заработок мужа 1000 рублей.

С начала войны Куня и Мендель Моносзоны Зислин, а с ними сын Бенцион, Рива Моисеевна Гольдфельд (1908) и её дети – Борис (1931), Владимир (1934) и Иосиф (1936) были эвакуированы из города Ромны в Юргамышский район Курганской области (Россия). Там от голода и непосильной работы умер Бенцион. Там же умер и глава семейства Моисей Израилевич Зислин (актовая запись о смерти по отделу ЗАГС Юргамышского района №109 от 21.12.1943 г.). После войны семья возвращается в город Ромны.

Сын тёти Ривы Борис Ильич Гольдфельд (1931—1985 гг.) рано ушёл из дома на вольные хлеба. Зарабатывал на жизнь копанием колодцев вручную, работал в геологоразведочных экспедициях на территории Средней Азии – на бурении скважин нефтяных и газовых месторождений. Рано женился и вскоре развёлся. Со своей второй женой жил в Чарджоуской области Туркменистана. В их семье трое детей: сын Геннадий (1954 г.), дочери Оля (1957 г.) и Лена (1962 г.). В 1967 году семья Бориса Ильича переезжает в Харьковскую область (Украина). Его старший сын Геннадий в 1975 году женился на Людмиле Васильевне Остапенко. Они воспитали двух детей: Андрея (1976 г.) и Дмитрия (1980 г.)

Геннадий закончил конструкторское отделение автомобильной и тракторной промышленности Харьковского политехнического института. В 1986 году он переезжает в город Набережные Челны. Работал до 1991 года на КАМАЗе заместителем генерального директора, а затем до 1996 года – на Елабужском автомобильном заводе (ЕЛАЗ). После закрытия завода возглавлял малое предприятие. В данное время он находится на заслуженном отдыхе.


Моя первая жена Белла Григорьевна Хайкина (в девичестве Гера) (1950—2005), с которой я прожил 34 года, умерла от рака мозга в Израиле. Наша дочь Оленька (1985—1990 гг.) умерла от отёка и разжижения мозжечка.

Отец моей первой жены Гера Григорий Емельянович (1915—1967 гг.), участник ВОВ, был ранен в голову во время боя с фашистами.

Многие родственники Беллы Григорьевны были расстреляны оккупантами в районе «Красной горки» города Андрушевка Житомирской области (Украина).

В 2012 году я женился вторично на Паулине Анчеловне Боросин (в девичестве Местер; 1950 г. р.)

Её бабушка Шейва Эйнеховна Фингерман (1881—1941 гг.) переехала в 1895 году из Польши в Бессарабию. В начале ВОВ её убили фашисты. Мать Паулины, Маня Моисеевна Шнейдерман (1922—2008 гг.; по мужу Местер) в девичестве находилась в гетто.

Трагически сложилась в Ленинграде судьба маминой сестры Мани. По ложному доносу она была арестована и расстреляна. Муж Мани добровольцем ушёл на фронт и погиб в первые дни войны. Их сына определили в детский дом и, по сообщению органов Красного Креста, он умер от дизентерии.

Блокада Ленинграда – немецкими, финскими и испанскими войсками («Голубая дивизия») с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года – фактически 872 дня. С 12 по 30 января 1943 года соединениями Ленинградского и Волховского фронтов предпринята операция по прорыву блокады Ленинграда. 27 января – День полного снятия блокады. 5 июня 1946 года – День прорыва морской минной блокады Ленинграда.

Данные о моей родословной собраны за 200 лет, это более 250 человек.

У меня самого на данный момент 15 внуков и 5 правнуков.


Динамика этого семейного древа постоянно претерпевала изменения.

Тяжёлые, порой невыносимые условия жизни вынуждали моих предков изменять имена, отчества и фамилии, годы рождения, места жительства.

Ассимиляция стирала границы принадлежности к еврейству, забывались традиции и язык.

В когорту Горенских, Пейсаховых, Моносзонов, Хайкиных. Зислиных, Бреннеров, Дворкиных, Гольдфельдов, Заславских, Корсунских, Левиных, Золотовицких, Непомнящих, Геров, Фирштейнов, Местеров, Нюренбергов, Лившиц, Шнайдерманов, Шрайбов, Шполянских, Фингерманов, Махновских, Шнайдеров, благополучно вписались Котковы, Лепендины, Пустовойтовы, Завгородние, Редкины, Когутовы, Евтушенко, Остапенко, Захаровы, Рудь, Швецовы, Равдины, Шевченко, Лукьяненко, Орешкины, Майдановичи, Маликовы, Ерофеевы, Бабешко, Кожушко, Жихаревы, Леоновы.

И это обстоятельство вынуждает нас более бережно относиться к памяти предков, к «преданьям старины глубокой». Да будет так и ныне, и присно, и во веки веков!