Вы здесь

Космические файлы. Одинокий клоун (К. А. Даллакян)

Одинокий клоун

Вы можете сказать, что такое одиночество?

Наверное, это когда рядом нет человека, которому ты нужен. Вокруг может быть много людей, живущих своими проблемами, тебе может быть даже весело, но ты чувствуешь себя ужасно одиноким. Вот говорят, что одинокими могут чувствовать себя лишь эгоисты. Вряд ли это так, ведь эгоист – это не тот, кто никого не любит, а тот, кто плюет на чужие чувства, переживания, все видит в собственной интерпретации, даже не задумываясь, что другой человек тоже имеет право на собственное духовное пространство.

Человек может любить многих людей, которые в настоящее время находятся далеко от него, а окружать его могут люди его не любящие, не понимающие и не хотящие понять. Более того, порой ненавидящие, часто обманывающие и иногда предающие. Как можно бесконечно верить и любить тех, кто тебя ненавидит, обманывает и предает?!

Одиноким может быть также человек, который не может открыться никому из-за боязни сделать людям больно. Или не желающий выглядеть слабым и несчастным. Такие люди демонстрируют прилюдно, что у них все хорошо. Они часто веселы и веселят других, чтоб никто не мог догадаться, как тяжело у них на душе. Не потому ли люди идут в клоуны? Почему им нужен чужой смех? Чтобы убежать от собственного трагического одиночества? Или, чтобы чувствовать себя хотя бы немножечко кому-нибудь нужным?..


В нашем дворе жил клоун. Он был таким смешным, что окружающие не могли говорить с ним серьезно. Все сразу же начинали хохотать. Причем, смеялись до слез. Его звали Смех. С его появлением небо сразу становилось светлей, казалось, тучи и те, хохоча, лопаются и тают. Смех появлялся неожиданно, когда людям становилось не по себе и, так же незаметно, исчезал, когда они плакали, но уже от смеха. Странно, однако, то, что он всегда был один. Никто никогда не видел его с другом или с женой, например. Говорят, однажды один мальчик, которому было очень и очень грустно, не дождавшись Смеха, пошел к нему домой. Смех жил на окраине городка в домике, построенном на дереве. Еще одно чудачество странного человека.

Когда мальчик, вскарабкавшись по дереву, вошел в дом, он увидел там лишь маленького щеночка, кокера-спаниеля, который сладко спал, свернувшись калачиком. Жилище Смеха было обычной комнатой неприхотливого холостяка. Диван, письменный стол, коврик и повсюду книги. На письменном столе стояло не совсем обычное зеркало, похожее на чье-то лицо. Мальчику даже показалось, что это лицо он уже где-то видел. Он посмотрел в зеркало, но, как ни странно, своего отражения он там не увидел. Он еще внимательнее всмотрелся в зеркало и увидел там взрослого, очень печального человека. «Вы кто?» – испугавшись, спросил мальчик. Но отражение лишь, ухмыльнувшись, пожало плечами. Мальчик вдруг увидел в зеркале спящего Смеха. Он обернулся, но кроме забавной собачонки в комнате никого не было.

Мальчик подумал, что это какое-то странное зеркало. И пока ничего страшного с ним не произошло надо скорее уходить. Но что-то держало его в необычной комнате. Он вроде бы чувствовал, что кому-то он здесь нужен. Он уже и забыл, что сам пришел к Смеху за помощью. Но Смеха все не было. Мальчик уже повернулся, чтобы скорее покинуть комнату, как вдруг раздался чей-то голос.

– Не уходи! – Он вздрогнул, огляделся вокруг, но по-прежнему никого не видел.

– Прошу тебя, помоги мне! – послышался тот же голос.

– Да кто же здесь? – спросил мальчик.

– Я – Смех, – последовал ответ.

Вдруг мальчик взглянул на спаниеля, и его охватил ужас. С ним разговаривала именно собака. Мальчик пустился, было бежать, но голос вновь попросил:

– Не бойся! Посмотри в зеркало! – Мальчик посмотрел в зеркало и увидел, что на него смотрел Смех, и именно он разговаривал с ним.

– Я тебе сейчас все объясню, только сначала успокойся! Налей себе воды из кувшина и выпей.

Мальчик так и сделал и, вроде бы, немного успокоился, хотя до спокойствия было, прямо скажем, еще далеко.

– Меня заколдовали – продолжал Смех. Злая колдунья отомстила мне за то, что я отверг ее дочку. Теперь мне суждено всю жизнь ходить в облике собаки. Только раз в неделю я вновь становлюсь человеком и, если я в течение этого дня смогу найти средство против колдовства, я смогу снова стать собой.

– Ты знаешь, что для этого нужно сделать? – с надеждой спросил мальчик.

– Да, – грустно ответил Смех. Кто-то должен подарить мне тридцать лет своей жизни!

– А если ты не найдешь такого человека? – неуверенно спросил мальчик.

– Тогда через год я умру, – спокойно ответил Смех.

Мальчик внезапно понял, что из зеркала тогда на него смотрел он сам, но уже сорокадвухлетний. Ему очень не хотелось лишаться детства, юношества, молодости. Он ведь еще не успел пожить, наиграться, пошалить, как следует. Вдруг он пожалел, что и не хулиганил толком. Всегда старался выполнять требования взрослых, боялся кого-нибудь обидеть. А сейчас он должен почти незнакомому человеку подарить тридцать лет своей жизни. «Да это же практически вся моя жизнь!», – пронеслось у него в голове. «Но если не я – то кто?» – возник ниоткуда вопрос. «Даже, через тридцать лет, у меня останется, по крайней мере, еще пара десятков лет, а если другой человек так и не найдется – Смех умрет через год. Вряд ли ему удастся найти человека, у которого в запасе так много лет, как у меня. А как мы все будем жить без Смеха? Ведь он продлевает жизнь многим людям, бескорыстно веселя их.

– Я согласен, – тихо сказал мальчик вслух.

– Что? – не поверил своим ушам Смех.

– Я согласен отдать тридцать лет своей жизни тебе, – теперь уже громко произнес мальчик.

– Ты понимаешь, что ты говоришь?! – выпалил Смех. Я не могу воспользоваться твоим великодушием! К тому же ты – несовершеннолетний и пока не имеешь права распоряжаться своей жизнью!

Конец ознакомительного фрагмента.