Вы здесь

Коса Тузла и стратегические интересы России. Нефтяные и газовые миражи Тузлы. Миражи или реальные перспективы? (Александр Травников)

Нефтяные и газовые миражи Тузлы

Миражи или реальные перспективы?

Всякое общественно значимое событие всегда требует внятного объяснения причинно-следственных связей. Особенно такое, как Тузлинский кризис. В наше время одним из самых важных слов, которое в принципе очень много в мире объясняет, это слово «НЕФТЬ».

Именно поэтому осенью 2003 года – в самый разгар событий вокруг Тузлы – многие средства массовой информации попытались объявить причиной спора о принадлежности косы Тузлы то, что коса Тузла якобы богата нефтью и газом.

– В Керченском проливе нет доказанных запасов нефти и газа, – заявил генеральный директор ГАО «Черноморнафтогаз» Валерий Ясюк журналистам 27 октября.

Из его же слов следует, что сейсмической разведкой обнаружены крупные запасы углеводородов южнее Керченского пролива – на Керченском шельфе, в частности, на структуре Субботина, где Украиной планируется провести начало геологоразведки и разведывательного бурения.

Таким образом, вопрос о принадлежности косы Тузлы все же является ключевым в вопросе о том, кто получит право добывать углеводороды на значительном участке континентального шельфа Черного моря южнее Керченского пролива. Ведь до настоящего времени нет бесспорного разграничения не только государственной границы между Россией и Украиной на море, но и континентального шельфа, где возможно наличие серьезных запасов углеводородов. При этом речь идет о нескольких тысячах квадратных километрах континентального шельфа Черного моря. Поэтому отсутствие нефти и газа в самом проливе и даже на самой Тузле сути проблемы не меняет.

Однако все это никогда не являлось секретом, спрятанным за семью печатями. В ответе на мой запрос депутатский запрос Председатель Краснодарского краевого комитета по геологии и использованию недр (Кубаньгеолком) Ляшенко Л. Л. за №403 от 20.11.97 года указывал, что по результатам геолого-геофизических исследований акватории Азовского моря выявлено порядка 120 локальных структур, перспективных на выявление мелких месторождений нефти и газа4. Открыто 7 нефтегазовых месторождений. В пределах российской части моря ресурсы составляют суммарно 50 млн. тонн нефти и порядка 150—200 млрд. м3 газа.