Вы здесь

Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект. Глава 1. Корпоративное управление и стратегический менеджмент (Д. В. Исаев, 2010)

Глава 1. Корпоративное управление и стратегический менеджмент

1.1. Сущность и взаимосвязь корпоративного управления и стратегического менеджмента

Термин «корпоративное управление» (corporate governance) в настоящее время широко применяется на практике, что объясняется повышением сложности и масштабности задач управления, особенно в крупных организациях и на уровне групп компаний. Вопросы корпоративного управления, которым посвящено значительное количество публикаций, также активно обсуждаются в рамках научно-практических конференций и профессиональных мероприятий. В то же время следует признать, что само понятие корпоративного управления до сих пор не имеет однозначного определения, что вызывает сложности при взаимодействии специалистов, работающих в данной области.

Рассмотрим основные элементы, определяющие круг задач корпоративного управления с учетом истории развития корпоративных отношений.

Проблема агентских отношений

Вопросы корпоративного управления наиболее актуальны для крупных предприятий и групп компаний, важной особенностью которых является то, что они находятся в собственности одной группы людей (акционеров), но при этом непосредственно управляются другими людьми (директорами и менеджерами). Таким образом, права собственности оказываются отделенными от функций непосредственного управления, что порождает проблему доверия директорам со стороны собственников.

Обозначенная проблема обычно рассматривается в терминах теории агентских отношений (agency theory). Агентские отношения возникают в том случае, когда одна сторона (принципал) привлекает другую сторону (агента) для выполнения определенных функций от своего имени. При этом в роли принципалов и агентов могут выступать как физические, так и юридические лица.

Теория агентских отношений была разработана в 1976 г. американскими экономистами М. Дженсеном (Michael Jensen) и У. Меклингом (William Meckling) для того, чтобы объяснить взаимоотношения внутри корпораций [Jensen, Meckling, 1976]. При этом корпорации рассматриваются как совокупность «контрактов» между менеджерами, акционерами и кредиторами и другими заинтересованными лицами, где менеджеры выступают в роли агентов, а поставщики финансовых ресурсов – в роли принципалов. В качестве средств обратной связи, подтверждающих надлежащее выполнение агентских обязательств, выступают финансовая отчетность компании и заключение внешнего аудитора.

Агентская теория гласит, что, несмотря на то что отдельные члены управленческой команды действуют в своих личных интересах, благополучие каждого из них зависит от благополучия других членов команды и результатов деятельности команды в целом по сравнению с результатами других команд.

Однако в случае отделения прав собственности от функций менеджмента возникает так называемая проблема агентских отношений (agency problem). В нашем случае директора предприятия являются агентами акционеров (собственников) и в идеале должны действовать таким образом, чтобы в максимальной степени представлять интересы последних. Однако интересы директоров не всегда совпадают с интересами акционеров, и этим объясняется то, что директора, как показывает практика, не всегда действуют так, как было бы выгодно акционерам.

Примером могут служить многочисленные случаи применения сомнительных учетных политик и необоснованных суждений, позволяющих показывать в финансовой отчетности завышенные суммы прибыли. Причиной таких искажений отчетности является желание высшего руководства компании преподнести итоги своей деятельности в наиболее выгодном для себя свете и получить соответствующие выгоды – как политические (сохранение своих позиций в совете директоров), так и экономические (бонусы по итогам года). В бухгалтерской практике такие действия получили название креативного учета (creative accounting).

Заметим, что недопущение применения креативного учета и уменьшение его возможного влияния на финансовые показатели считаются одной из важнейших задач стандартизации финансовой отчетности.

Другим примером конфликта интересов может служить деятельность внешних аудиторов, задача которых – сообщить пользователям финансовой отчетности свое мнение о том, отражает ли эта финансовая отчетность текущее состояние и результаты деятельности компании во всех существенных аспектах. В этом смысле аудиторы являются агентами акционеров и других стейкхолдеров, принимающих решения на основе финансовой отчетности предприятия, т. е. лиц, заинтересованных в достоверности представленной информации.

Однако выявление серьезных искажений финансовой отчетности может породить конфликт с финансовым директором и другими директорами компании – руководителями, которым впоследствии предстоит принимать решение о привлечении на следующий период той же аудиторской компании или назначении другого аудитора. В этом случае может возникнуть противоречие между необходимостью исполнить свой профессиональный долг и риском потери выгодного заказчика.

Как показывает последний пример, проблемы агентских отношений на корпоративном уровне не ограничиваются отношениями между акционерами и руководителями высшего звена (директорами) предприятия и могут охватывать самые разные группы участников бизнеса.

Таким образом, поскольку агенты имеют собственные интересы, отличающиеся от интересов принципалов, последним необходимо предпринять усилия для создания таких условий, при которых действия агента в своих интересах также отвечали бы интересам принципала. Ситуация, когда индивидуум действует в своих собственных интересах, но при этом его действия отвечают интересам организации в целом, получила название конгруэнтности целей (goal congruence).

В случае потенциального конфликта интересов акционеров и менеджеров конгруэнтность целей может быть достигнута путем мониторинга поведения менеджеров и принимаемых ими решений, а также за счет внедрения схем выплаты вознаграждений, размер которых основывается на достигнутых показателях. Также эффективны меры, направленные на приобретение менеджерами акций компании, в результате чего они становятся ее совладельцами. Это может быть реализовано путем выплаты части вознаграждения акциями или применения специальных опционов, когда менеджер при определенных обстоятельствах получает право выкупить часть акций компании по заранее оговоренной цене.

Развитие корпоративного управления

Проблема агентских отношений возникла лишь на определенной стадии развития предпринимательства, а особо актуальной стала лишь во второй половине XX в. На ранних этапах развития предпринимательства, в период преобладания семейного бизнеса, функции управления оставались за собственником предприятия, который при этом нередко играл и роль непосредственного исполнителя. В таких организациях конфликт интересов был просто невозможен, поскольку все функции были сосредоточены в одних руках. Подобная ситуация характерна и для многих современных предприятий малого бизнеса.

Проблема агентских отношений между собственниками и менеджерами впервые стала приобретать актуальность на рубеже XIX–XX вв. по мере появления крупных промышленных предприятий, управление которыми требовало привлечения наемных менеджеров. Начался процесс отделения прав собственности от функций управления этой собственностью. Если раньше владельцы бизнеса сами обеспечивали управление предприятиями и контроль их деятельности, то теперь функции текущего управления перешли в руки наемных менеджеров, хотя решение стратегических задач все еще оставалось прерогативой собственников.

Позже, в 1930-е гг., по мере дальнейшего расширения бизнеса и укрупнения компаний наемные менеджеры все чаще стали получать право принятия решений не только по текущим, но и стратегическим вопросам. Таким образом, контроль над предприятиями практически полностью перешел в руки директоров. При этом все чаще стала проявляться проблема агентских отношений, обусловленная различиями интересов собственников (акционеров) и наемных менеджеров (директоров). Если акционеры были заинтересованы в росте капитализации компании, выплате дивидендов и усилении рыночных позиций, то интересы директоров выражались прежде всего в размере выплачиваемых вознаграждений и приобретении личного статуса.

Пятидесятые годы ХХ в. ознаменовались существенным ростом инвестиционной активности, которая в значительной мере была обусловлена развитием институциональных форм инвестирования (к институциональным инвесторам, в частности, относятся пенсионные и страховые фонды) и коллективных инвесторов (например, паевых фондов). Кроме того, наблюдался ускоренный рост портфельных инвестиций (приобретение небольших пакетов акций в большом числе компаний) по сравнению с динамикой прямых инвестиций. Особенность портфельных инвесторов состоит в том, что они, как правило, приобретают небольшие (менее 10 %) пакеты акций и далеко не всегда могут рассчитывать на непосредственное участие своих представителей в управлении компанией. В то же время их роль в развитии экономики чрезвычайно велика, поскольку отсутствие портфельных инвестиций серьезно ограничивает рост стоимости корпораций.

Потенциальные конфликты интересов акционеров и менеджеров в сочетании с развитием институциональных и коллективных форм инвестирования, а также ростом портфельных инвестиций стали вызывать беспокойство акционеров. В результате возникли предпосылки для создания правил корпоративного управления, регламентирующих взаимоотношения между акционерами и директорами. Эти правила должны были позволить потенциальным инвесторам получить полную и ясную картину о компании, включая информацию о ее управленческих принципах, владельцах, результатах деятельности. Только при наличии ясных и четких правил взаимоотношений и раскрытии всей существенной информации компания могла считаться привлекательной для инвестирования.

Правила корпоративного управления должны были позволить инвесторам принимать экономически обоснованные инвестиционные решения за счет анализа текущего состояния и результатов деятельности компании, прогнозирования тенденций ее развития в будущем, оценки потенциальных рисков (в том числе рисков, обусловленных степенью учета интересов миноритарных акционеров). При этом инвесторы были заинтересованы в получении возможности сравнительного анализа показателей различных предприятий (в том числе со среднеотраслевыми показателями и показателями отраслевых лидеров), а также анализа динамики показателей конкретного предприятия с течением времени.

Инвесторам также важно понимать, как в компании принимаются наиболее важные решения, способные повлиять на ее будущее развитие, и в какой степени при этом учитываются интересы акционеров (включая миноритарных). К таким решениям, в частности, относятся решения о крупных сделках, реструктуризации компании, слияниях и приобретениях и т. п.

Наконец, в начале 1990-х гг. была признана необходимость систематизации принципов корпоративного управления, что привело к их формальному закреплению в специальных нормативных документах. Примерами таких документов (кодексов корпоративного управления) являются Принципы корпоративного управления ОЭСР (OECD Principles of Corporate Governance), Объединенный кодекс (Combined Code) в Великобритании, Акт Сарбейнса – Оксли (Sarbanes – Oxley Act) в США, а также российский Кодекс корпоративного поведения.

Рассмотрим несколько определений корпоративного управления, встречающихся в российских и зарубежных источниках, после чего постараемся обобщить существующие трактовки и предложить комплексное определение, в наибольшей степени отражающее сущность понятия «корпоративное управление».

Традиционные определения корпоративного управления

Одно из первых определений корпоративного управления было сформулировано в Великобритании в докладе Комитета по финансовым аспектам корпоративного управления, широко известном как «Доклад Кэдбери» (Cadbury Report). В этом документе корпоративное управление определяется как «система, посредством которой осуществляется управление компаниями и контроль их деятельности» [Report of the Committee…, 1992].

Весьма развернутым и детальным является определение, сформулированное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «Корпоративное управление представляет собой систему, с помощью которой осуществляется управление и контроль деятельности предпринимательских организаций. Структура корпоративного управления определяет права и обязанности лиц, входящих в корпорацию, например членов советов директоров, менеджеров, акционеров, и других заинтересованных лиц и устанавливает правила и порядок принятия решений по делам корпорации. Корпоративное управление также обеспечивает структуру, на основе которой устанавливаются цели и задачи деятельности компании, определяются пути и средства их достижения и контролируется деятельность компании» [Принципы корпоративного управления…, 2000]. Можно заметить, что здесь в качестве участников системы корпоративных отношений также выделяются различные группы стейкхолдеров – менеджеры, акционеры, а также «другие заинтересованные лица». При этом основной задачей корпоративного управления провозглашается обеспечение эффективности деятельности компании в интересах всех перечисленных участников корпоративных отношений.

Отметим и другие определения термина «корпоративное управление», которые также встречаются в экономической литературе и приведены в брошюре, выпущенной Федеральной службой по финансовым рынкам при участии Российского института директоров [Корпоративное управление…, 2000]. Корпоративное управление – это:

• система отчетности перед акционерами лиц, которым доверено текущее руководство компанией;

• способ управления компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также иными заинтересованными лицами;

• комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство компании и влиять на менеджмент с целью максимизации прибыли и стоимости предприятия;

• система взаимоотношений между менеджерами компании и ее владельцами по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защиты интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон.

Также имеется ряд других тенденций, имеющих отношение к определению понятия корпоративного управления. В частности, в последние годы правительствами и общественными организациями ряда стран активно обсуждается необходимость учета широкого спектра социальных вопросов и потребностей развития общества в целом (эти аспекты наиболее актуальны для крупных системообразующих компаний).

С учетом общего содержания различных трактовок термина «корпоративное управление» специалистами Российского института директоров И. Беликовым и В. Вербицким корпоративное управление было определено как «система взаимоотношений между собственниками (акционерами) компании и ее менеджментом, между различными группами (категориями) акционеров и между компанией в целом и иными заинтересованными группами (stakeholders) по вопросам обеспечения интересов указанных участников корпоративных отношений и обеспечения эффективной деятельности компании, ее соответствия социальным целям и общественным интересам» [Беликов, Вербицкий, 2005, с. 117].

Заметим, что под заинтересованными лицами, или стейкхолдерами (stakeholders), понимаются лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются деятельностью какого-либо предприятия или организации. Обычно стейкхолдеры подразделяются на три большие группы:

1) внутренние (internal stakeholders) – менеджеры и персонал предприятия;

2) связанные (connected stakeholders) – акционеры компании, инвесторы, кредиторы, клиенты и поставщики;

3) внешние (external stakeholders) – центральные и местные органы власти, общество в целом.

Разные группы стейкхолдеров имеют различные интересы. Например, акционеры заинтересованы в долгосрочных экономических выгодах, получаемых как в виде дивидендов, так и в результате роста рыночной стоимости компании (и соответственно стоимости акций, которыми они владеют). Менеджеры и персонал предприятия заинтересованы в достойной и стабильной оплате своего труда, подходящих условиях работы и удовлетворенности ее результатами, а также в личном статусе и развитии своей карьеры. Кредиторы заинтересованы в своевременном погашении выданных кредитов и выплате процентов по ним. Интерес поставщиков заключается в рентабельности продаж, своевременной оплате поставок, а также развитии долгосрочных деловых отношений со своим заказчиком. Клиенты компании заинтересованы в качественных товарах и услугах, предоставляемых по разумным ценам. Наконец, интересы органов власти и общественности лежат в плоскости защиты окружающей среды, создания рабочих мест, снижения безработицы и обеспечения налоговых поступлений в государственные и муниципальные бюджеты.

Перечисленные определения корпоративного управления отражают традиционный взгляд, сложившийся в результате исторического развития отношений между лицами, заинтересованными в развитии компаний. Тем не менее в настоящее время имеются все основания для дальнейшего развития и конкретизации этого понятия.

Развитие понятия корпоративного управления

Исторически сложилось так, что разработки в области корпоративного управления были направлены прежде всего на преодоление проблемы внешних агентских отношений, когда имеется потенциальный конфликт между интересами директоров, принимающих реальные бизнес-решения, и внешних стейкхолдеров (прежде всего акционеров), в интересах которых эти решения принимаются.

Однако, как показывает практика, проблема агентских отношений возникает не только между директорами и акционерами, но и внутри предприятия – между его менеджерами. Сказанное приобретает особую актуальность в крупных компаниях, имеющих многоуровневую иерархическую структуру управления. В таких компаниях значительная часть полномочий делегируется директорами руководителям стратегических бизнес-единиц и далее – менеджерам среднего звена и линейным менеджерам.

От того, насколько эффективным будет распределение полномочий и ответственности вдоль всей иерархической структуры управления, насколько удастся достичь конгруэнтности целей различных звеньев этой системы, во многом зависит конкурентоспособность организации и ее успехи в будущем.

Таким образом, интересы организации в целом (а следовательно, и интересы акционеров) оказываются тесно связанными с внутренними управленческими процессами, имеющими место на разных уровнях иерархической системы управления предприятием или группой компаний.

Кроме того, в условиях динамичности современного бизнеса вопросы взаимоотношений между акционерами, менеджерами и другими стейкхолдерами оказываются неразрывно связанными с вопросами формирования и практической реализации корпоративной стратегии (на уровне компании в целом), бизнес-стратегий (на уровне стратегических бизнес-единиц) и функциональных стратегий (на уровне отдельных функциональных областей). Тесная взаимосвязь стратегического менеджмента и корпоративного управления состоит в том, что разработка и реализация стратегий затрагивают интересы всех без исключения стейкхолдеров и определяют долгосрочное развитие компании.

В частности, большое значение имеет задача практической реализации стратегий и ориентации текущей деятельности компании на достижение стратегических целей. При решении этой задачи важная роль отводится стратегически ориентированному планированию и бюджетированию, которые направлены на обеспечение наличия и эффективного использования ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей.

Таким образом, если изначально понятие корпоративного управления охватывало только внешние агентские отношения, складывающиеся между владельцами бизнеса и наемными менеджерами, то в современных условиях есть все основания сделать вывод о том, что этот термин должен применяться в более широком смысле. Это позволяет предложить следующее определение.

Корпоративное управление (corporate governance) – это система отношений между собственниками (акционерами) компании, руководителями высшего звена (директорами), менеджерами нижестоящих уровней, а также другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами), складывающаяся в процессе формирования и реализации стратегий и направленная на обеспечение устойчивого развития компании и максимально полное удовлетворение интересов всех заинтересованных лиц.

В качестве важных комментариев, позволяющих конкретизировать приведенное определение, можно выделить следующее. Корпоративное управление:

• включает систему внешних агентских отношений, складывающихся между лицами, обеспечивающими финансирование бизнеса (акционерами и кредиторами), и руководителями высшего звена (директорами) компании с целью снижения рисков и повышения инвестиционной привлекательности бизнеса;

• включает систему внутренних агентских отношений, складывающихся между руководителями высшего звена (директорами) компании и менеджерами нижестоящих уровней, предусматривающую делегирование полномочий и ответственности (accountability/ responsibility) и направленную на обеспечение эффективного внутрикорпоративного взаимодействия;

• направлено на обеспечение устойчивого развития компании (sustainability), включающего экономическую, экологическую и социальную составляющие;

• неразрывно связано со стратегическим менеджментом как процессом определения целей развития компании, формирования стратегий и управленческой политики, а также с практической реализацией стратегий на тактическом уровне управления, в том числе посредством системы стратегически ориентированного планирования и бюджетирования;

• признает различия в позициях различных групп заинтересованных лиц (стейкхолдеров), но в то же время способствует максимально полному удовлетворению их интересов исходя из того, что устойчивое развитие компании является общей глобальной целью всех заинтересованных лиц;

• является комплексным понятием и включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов: нормативно-юридический (законодательство, стандарты, профессиональные кодексы), организационный (структура компании и ее органов управления, включая совет директоров, регламенты внешних и внутренних управленческих взаимодействий), кадровый (подбор и расстановка кадров, квалификационные требования, система повышения квалификации управленческого персонала), информационный (информационно-логические модели, технологии сбора, обработки, хранения и представления управленческой информации), культурно-этический (корпоративные ценности, культура, социальная роль бизнеса).

Следует отметить, что перечисленные аспекты тесно связаны между собой, поэтому разработки в области корпоративного управления, как правило, нацелены на решение не одной, а целой группы взаимосвязанных задач. Например, внедрение информационных систем управления не только обеспечивает реализацию определенных методов управления и соответствующий обмен информацией (информационный аспект), но и требует определенных изменений в организации управления (организационный аспект), подготовке персонала (кадровый аспект), а также обеспечивает соответствие определенным правилам, нормам и стандартам (нормативно-юридический аспект).

Таким образом, перспективы развития корпоративного управления предусматривают комплексный подход, который требует реализации мероприятий, относящихся сразу к нескольким предметным областям. По-видимому, в ближайшем будущем эффективность корпоративного управления во многом будет определяться способностью компаний применять интегрированный подход к решению корпоративных задач.

Стратегический менеджмент

Что такое стратегия? Одно из первых определений этого термина дается в работах А. Чандлера (Alfred Chandler), где стратегия (strategy) определяется как предопределение основных долговременных целей и задач предприятия, выбор курса деятельности и выделение ресурсов, необходимых для достижения этих целей [Chandler, 1962].

Впрочем, данная трактовка не исключила появления целого ряда других определений, отражающих многообразие взглядов на стратегию и стратегический менеджмент. Например, Г. Джонсон (Gerry Johnson) и К. Скулз (Kevan Scholes) определяют стратегию как «направление развития организации в долгосрочной перспективе, позволяющее получить преимущества путем использования имеющихся ресурсов в условиях изменяющейся окружающей среды для удовлетворения потребностей рынка и ожиданий стейкхолдеров» [Johnson, Scholes, 2002, р. 10]. В соответствии с определением, данным в Большом экономическом словаре, стратегия – это «искусство руководства, общий план ведения работы исходя из сложившейся деятельности на данном этапе развития» [Большой экономический словарь, 1997, с. 675]. А в Современном экономическом словаре экономическая стратегия определяется как «долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты» [Райзберг, Лозовский, Стародубцева, 1997, с. 324].

Таким образом, следует признать, что в настоящее время в деловой и научной литературе общепринятого определения стратегии еще не сложилось. Тем не менее разные авторы, как правило, понимают под стратегией некий курс, выбранное направление развития организации, следование которому должно привести к достижению поставленных целей.

Исследования Г. Минцберга (Henry Mintzberg), основанные на анализе широкого круга литературы по стратегическому менеджменту, позволили выделить пять основных трактовок термина «стратегия» [Mintzberg, 1987, p. 11–24]:

• стратегия как план, руководство, ориентир или направление развития организации, с акцентом именно на планировании и документировании (plan);

• стратегия как прием, уловка или маневр с целью перехитрить конкурента (ploy);

• стратегия как принцип или некоторая модель поведения организации во внешней среде (pattern);

• стратегия как позиция предприятия на рынке, определяемая уникальностью производимых продуктов или наличием уникальных компетенций (position);

• стратегия как перспектива или основной способ деятельности организации (perspective).

В соответствии с англоязычными наименованиями перечисленных трактовок определения стратегии (Plan, Ploy, Pattern, Position, Perspective) данная классификация получила название «5П Минцберга» (Mintzberg’s 5Ps).

Соответственно под стратегическим менеджментом (strategic management) понимается особый тип управления организацией, суть которого И. Ансофф (Igor Ansoff) определил как взаимосвязанный комплекс планирования стратегии организации и внедрения выработанных планов в жизнь [Ansoff, 1979]. Как видно из определения, планирование играет ведущую роль в системе стратегического менеджмента. В то же время понятие стратегического менеджмента существенно шире, чем понятие стратегического планирования. Так, тот же И. Ансофф в своей совместной работе с Р. Деклерком и Р. Хайесом признает роль стратегического менеджмента как комплексного социально-динамического процесса для стратегической адаптации, в отличие от линейной интерпретации взаимосвязей между организацией и ее средой, характерной для стратегического планирования [Ansoff, DeClerk, Hayes, 1976].

В условиях стабильной внешней среды, когда все изменения предсказуемы и поддаются полному контролю, долгосрочный план, по сути, становится главным и практически единственным элементом системы стратегического менеджмента. В этом случае стратегическое управление сводится к процессу определения цели развития и составления соответствующего долгосрочного плана.

Однако в современной экономике предположение о полной предсказуемости внешней среды вряд ли может считаться уместным. Именно поэтому современный стратегический менеджмент уделяет столь большое внимание позиции предприятия во внешней среде, а также организационным, технологическим и культурным факторам, влияющим на устойчивость и адаптивность этой позиции.

Тем не менее даже в условиях изменчивости и неполной предсказуемости внешней среды роль стратегических целей и стратегического планирования остается ведущей. Но при этом к стратегическом плану предъявляются качественно иные требования: он должен быть гибким, адаптивным, способным достаточно быстро реагировать на возможные изменения. Эти качества стратегического планирования наиболее актуальны для крупных организаций (коммерческих предприятий, некоммерческих организаций, органов государственного и муниципального управления) ввиду масштабности их деятельности, обширной системы управленческих связей, а также большого числа стейкхолдеров, заинтересованных в долгосрочном устойчивом развитии организации.

Три уровня стратегии

Как правило, любая достаточно крупная организация имеет многоуровневую организационную структуру, при этом для каждого уровня характерны свои собственные цели и задачи. Это говорит о том, что система стратегического менеджмента компании также имеет многоуровневую структуру.

Ч. Хофер (Charles Hofer) и Д. Шендель (Dan Schendel) выделяют три уровня стратегий – корпоративную, бизнес-стратегии и функциональные [Hofer, Schendel, 1978]. На этих трех уровнях формируется система стратегий, тесно связанных между собой (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Система стратегий


Корпоративная стратегия (corporate strategy) отражает специфику деятельности организации, носит наиболее общий характер и характеризует перспективы развития компании в целом.

Бизнес-стратегии (business strategies) относятся к отдельным направлениям деятельности компании и характеризуют развитие стратегических бизнес-единиц и (или) отдельных предприятий группы. Различия между корпоративной стратегией и бизнес-стратегиями возникают в многопрофильных организациях, когда организационная структура предусматривает наличие общего корпоративного центра и стратегических бизнес-единиц. В рамках бизнес-стратегий, в частности, могут решаться вопросы сегментирования рынка, а также выбора между узкой специализацией в наиболее рентабельных областях или предложения рынку более широкого круга продуктов и услуг.

Наконец, функциональные стратегии (functional strategies) относятся к отдельным предметным областям – операциям (основной деятельности), маркетингу, финансам, НИОКР, персоналу, информационным технологиям. В частности, маркетинговая стратегия предусматривает разработку новых продуктов и услуг, определение ценовой политики, а также способов продвижения продуктов и услуг компании на рынке. Операционная (производственная) стратегия определяет размещение производственных мощностей, развитие технологий производства, решение вопросов об аутсорсинге тех или иных производственных функций. С маркетинговой и операционной стратегиями тесно связана стратегия в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), определяющая разработку новых продуктов и технологий. Финансовая стратегия призвана обеспечить наличие источников финансирования для реализации других стратегий, а также эффективность использования финансовых средств. Стратегия в области персонала обеспечивает наличие необходимых трудовых ресурсов – персонала требуемой квалификации, в нужном количестве, в нужное время и в нужном месте, а также создание системы мотивации, позволяющей нацелить работников компании на выполнение поставленных задач. Стратегия в области информационных технологий (ИТ-стратегия) призвана обеспечить наличие и эффективное функционирование информационных систем, используемых в производстве и управлении.

Таким образом, вопросы развития информационных систем организации попадают в сферу влияния одной из функциональных стратегий и в этом смысле являются объектом стратегического управления. В то же время есть еще одна важная роль, которую информационные системы играют в системе стратегического менеджмента. Дело в том, что стратегический менеджмент, как и корпоративное управление, включает информационный аспект, связанный со сбором, хранением, обработкой и представлением управленческой информации. В свою очередь процессы информационного обеспечения стратегического менеджмента предусматривают применение соответствующих методов, моделей и технологий. Можно отметить, что по отношению к системе стратегического управления информационные системы выступают и как объект управления, и как средство информационного обеспечения управленческих процессов.

Таким образом, тесная взаимосвязь корпоративного управления и стратегического менеджмента обусловливает общность задач их информационной поддержки, а именно задач предоставления различным группам заинтересованных лиц уместной и достоверной информации, способной стать основой для принятия управленческих решений. Многие требования, предъявляемые к информационной поддержке, вытекают из существующих разработок, среди которых можно выделить три основные группы: кодексы корпоративного управления, требования к корпоративной отчетности и разработки в области теории стратегического менеджмента. Некоторые из этих разработок рассмотрены ниже, поскольку их анализ на предмет выявления и систематизации требований к информатизации представляется необходимым в качестве первого шага в процессе проектирования комплексных систем информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента.

1.2. Кодексы корпоративного управления и информационная прозрачность компаний

К числу наиболее известных разработок в области корпоративного управления относятся Принципы корпоративного управления ОЭСР, Объединенный кодекс корпоративного управления (Великобритания), Акт Сарбейнса – Оксли (США), Кодекс корпоративного управления Германии. В России основным документом является Кодекс корпоративного поведения, разработанный в 2002 г. Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) в партнерстве с рядом компаний-эмитентов, а также консалтинговых, юридических и аудиторских фирм.

Рассмотрим несколько разработок в области корпоративного управления с позиций информационного аспекта – вопросов сбора, хранения, обработки и представления информации, необходимой для поддержки принятия решений менеджерами компании и внешними стейкхолдерами.

Принципы корпоративного управления ОЭСР

Одна из наиболее заметных разработок в области корпоративного управления – Принципы корпоративного управления (OECD Principles of Corporate Governance), разработанные по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития. Этот документ состоит из двух частей. В первой изложены принципы, относящиеся к пяти областям: «Права акционеров», «Равное отношение к акционерам», «Роль заинтересованных лиц», «Раскрытие информации и прозрачность», «Обязанности совета директоров». Каждый раздел содержит основополагающий принцип и поддерживающие рекомендации. Во второй части документа представлены аннотации к принципам: здесь описываются преобладающие тенденции, допустимые альтернативы и приводятся практические примеры.

Каждый из пяти разделов так или иначе связан с вопросами информационной поддержки корпоративного управления. Например, в разделе «Права акционеров» провозглашается право акционеров на получение необходимой информации о корпорации на своевременной и регулярной основе. В разделе «Равное отношение к акционерам» говорится о недопустимости злоупотреблений, касающихся использования внутренней информации, а также о необходимости раскрытия материальной заинтересованности должностных лиц в проводимых операциях. В разделе «Роль заинтересованных лиц» говорится о соблюдении установленных законом прав стейкхолдеров, а также о необходимости активного взаимодействия корпораций с заинтересованными лицами, которые при этом должны иметь доступ ко всей необходимой информации.

С точки зрения информационной поддержки корпоративного управления особая роль принадлежит разделу «Раскрытие информации и прозрачность». Здесь говорится о необходимости своевременного и достоверного раскрытия существенной информации, включая финансовое положение, результаты деятельности, цели развития, состав собственников и структуру управления компанией. Подчеркивается особая роль финансовой отчетности, которая является основным источником информации о компании, позволяет обеспечить мониторинг ее деятельности и оценить стоимость ее ценных бумаг. Также отмечается важность консолидированной финансовой отчетности, обеспечивающей раскрытие информации обо всей группе компаний в целом.

Наконец, в разделе «Обязанности совета директоров» подчеркивается взаимосвязь корпоративного управления и стратегического менеджмента: важными функциями совета директоров являются разработка корпоративной стратегии и целевых показателей, формирование стратегических планов, годовых бюджетов и бизнес-планов, а также контроль реализации стратегий. Для этого члены совета директоров должны действовать на основе всей необходимой информации, которая должна быть достоверной, уместной и своевременной.

Кодексы корпоративного управления Великобритании

В Великобритании вопросы корпоративного управления относятся к области профессионального саморегулирования и являются сферой ответственности бизнес-сообщества, они достаточно детально проработаны в соответствующих документах, которые пользуются большим авторитетом в деловом мире.

К числу наиболее заметных британских разработок в области корпоративного управления относятся доклады Кэдбери, Гринбери, Хампела, Тернбулла, Хиггса, Смита, а также Объединенный кодекс.

Доклад Кэдбери. Причиной образования в 1991 г. Комитета Кэдбери стало признание того, что корпоративная финансовая отчетность далеко не всегда характеризовала истинное положение дел в компаниях, а аудиторы зачастую были не в состоянии подтвердить достоверность этой отчетности. Было признано, что причина такого состояния дел заключается как во взаимоотношениях между директорами и аудиторами, так и в способности директоров контролировать развитие своих организаций. Также было отмечено, что в ряде случаев источниками неприятностей послужили злоупотребления и сомнительные операции, проводимые с ведома руководителей корпораций.

Официальное наименование Комитета Кэдбери – «Комитет по финансовым аспектам корпоративного управления» (The Committee on the Financial Aspects of Corporate Governance). В то же время он получил также и неофициальное название – «Комитет по противодействию злоупотреблениям» (The Committee of How to Stop Fraud). Тем самым подчеркивалось, что проблемы недостаточной достоверности публичной информации о компаниях часто объяснялись не объективными обстоятельствами, а преднамеренными действиями составителей корпоративной отчетности.

Результатом деятельности комитета стал доклад Кэдбери (Cadbury Report), выпущенный в 1992 г. под названием «Финансовые аспекты корпоративного управления» (The Financial Aspects of Corporate Governance) и содержащий Кодекс лучшей корпоративной практики (Code of Best Practice).

Кодекс направлен прежде всего на улучшение качества и надежности информации, предоставляемой акционерам компаний и другим заинтересованным лицам, он содержит важные рекомендации в области организации деятельности совета директоров, поскольку именно директора несут ответственность за качество корпоративного управления, а также корпоративную отчетность, которая служит основным информационным звеном между компанией и ее стейкхолдерами.

Кодекс подчеркивает необходимость усиления роли независимого аудита, позволяющего повысить уровень достоверности корпоративной информации и сделать ее более надежной для пользователей, принимающих решения на основе корпоративной отчетности. Рекомендуется, чтобы в компаниях создавались аудиторские комитеты (это сделано на основе опыта таких стран, как США и Канада, где аудиторские комитеты обязательны для всех публичных компаний).

Кодексом также рекомендуется расширить состав промежуточной финансовой отчетности, чтобы пользователи имели возможность получать более детальную информацию ежеквартально.

Доклад Гринбери. Одним из актуальных является вопрос о вознаграждениях директорам компаний: они зачастую представляются завышенными, особенно если компания демонстрирует неудовлетворительные результаты. Эти вопросы были рассмотрены Комитетом Гринбери, который в 1995 г. опубликовал свой доклад (Greenbury Report), также содержащий Кодекс лучшей практики (Code of Best Practice).

В числе рекомендаций кодекса следует отметить необходимость создания в компаниях комитетов по вознаграждениям, в состав которых включаются только неисполнительные директора, а также детального раскрытия информации о вознаграждениях (включая бонусы и опционные схемы) в корпоративной отчетности.

Доклад Хампела. В 1998 г. Комитет Хампела опубликовал свой доклад (Hampel Report), в котором были обобщены и развиты существующие разработки в области корпоративного управления. Но если доклады Кэдбери и Гринбери были направлены прежде всего на предотвращение возможных злоупотреблений, то в докладе Хампела акцент сделан на позитивных моментах, которые могут стать следствием хорошо организованного корпоративного управления.

В кодексе нашли отражение такие аспекты, как организация работы директоров, вознаграждения директорам, отношения с акционерами и организация годовых акционерных собраний, а также вопросы внешнего и внутреннего аудита.

Объединенный кодекс. Доклад Хампела был положен в основу Объединенного кодекса (Combined Code), опубликованного в 1998 г. Лондонской фондовой биржей в качестве обязательных требований к компаниям, ценные бумаги которых котируются на бирже. Кодекс содержит два крупных раздела – «Принципы прогрессивного корпоративного управления» (Principles of Good Governance) и «Кодекс лучшей практики» (Code of Best Practice).

Принципы прогрессивного корпоративного управления разбиты на пять разделов.

В разделе «Директора» указывается, что совет директоров должен обеспечивать эффективное развитие компании и контроль ее деятельности, причем для этого директора должны обладать информацией, необходимой для выполнения ими своих обязанностей. Здесь также указывается на необходимость четкого разделения обязанностей между председателем совета директоров и главным исполнительным директором компании, исполнительными и неисполнительными директорами. При этом в компании должны существовать прозрачные формальные процедуры назначения новых директоров.

Раздел «Вознаграждения директорам» предписывает представлять в корпоративной отчетности политику компании в области вознаграждений, а также детальную информацию о вознаграждениях каждого из директоров. При этом в структуре вознаграждений должна быть предусмотрена составляющая, размер которой зависит от показателей корпоративной эффективности и индивидуальных заслуг руководителя.

В разделе «Отношения с акционерами» указывается на целесообразность конструктивного диалога с акционерами, а также необходимость эффективного использования годовых акционерных собраний как средства коммуникаций с частными инвесторами.

Раздел «Подотчетность и аудит» предусматривает объективную и сбалансированную оценку текущего состояния и перспектив развития компании, которая должна находить отражение в корпоративной отчетности. Повышение достоверности отчетности должно достигаться за счет как эффективной системы внутреннего контроля, так и внешнего аудита, при этом отношения с аудиторами должны строиться на основе прозрачных формальных процедур.

В разделе «Отношения с институциональными инвесторами» подчеркивается необходимость конструктивности этих отношений, включая продуманность позиции институциональных инвесторов при обсуждении стратегических вопросов на годовых акционерных собраниях. Также рекомендуется уделять должное внимание оценке и совершенствованию системы корпоративного управления.

Что касается Кодекса лучшей практики, то он дополняет Принципы прогрессивного корпоративного управления и детализирует каждый из них примерами практической реализации.

В своей отчетности компания должна предоставить сведения о том, что она следует принципам корпоративного управления, описанным в кодексе, а также как именно она применяет эти принципы в своей управленческой деятельности.

Доклад Тернбулла. В 1999 г. вслед за публикацией Объединенного кодекса был опубликован доклад Тернбулла (Ternbull Report), в котором нашли развитие вопросы внутреннего контроля.

В докладе указывается, что при оценке эффективности системы внутреннего контроля совет директоров должен принимать во внимание такие факторы, как роль внутреннего контроля в повышении устойчивости компании, сущность и размер рисков, степень реальности внешних угроз, а также соотношение затрат и получаемых выгод, связанных с внутренним контролем. Для того чтобы директора могли сделать такие оценки, они должны получать регулярную информацию о состоянии системы внутреннего контроля. Результаты оценки системы внутреннего контроля (включая сведения об организации управления рисками) подлежат отражению в корпоративной отчетности.

В докладе также содержится рекомендация, чтобы компании, не имеющие собственных служб внутреннего аудита, время от времени оценивали необходимость организации такой службы.

Доклад Хиггса. Целью опубликованного в 2003 г. доклада Хиггса (Higgs Report) стало развитие вопросов, связанных с ролью и статусом неисполнительных директоров компании. В частности, в докладе рекомендуется проведение совещаний неисполнительных директоров (не реже одного раза в год, без участия председателя совета директоров и исполнительных директоров компании), а также назначение главного неисполнительного директора компании, кандидатура которого должна удовлетворять определенным формальным критериям.

В докладе также рекомендуется создание в компаниях комитета по номинациям, который мог бы курировать вопросы назначения руководителей высшего звена, их вступления в должность и профессионального развития.

Доклад Смита. Среди британских разработок в области корпоративного управления также следует отметить доклад Смита (Smith Report), который был опубликован в 2003 г. В докладе нашли развитие аспекты, связанные с комитетами по аудиту. Рекомендуется, чтобы в круг задач комитетов по аудиту входили такие вопросы, как назначение внутренних аудиторов компании, согласование условий найма и вознаграждений высших должностных лиц, оценка независимости, объективности и эффективности работы внешних аудиторов, политика в области дополнительных услуг, оказываемых внешними аудиторами, мониторинг качества внутреннего аудита, систем управления и публикуемой финансовой информации.

Кодекс корпоративного управления Германии

Кодекс корпоративного управления Германии (German Corporate Governance Code) содержит требования, обязательные для всех публичных компаний. В качестве своей главной цели разработчики кодекса видят обеспечение прозрачности и понятности национальной системы корпоративного управления, что повышает доверие к корпорациям со стороны заинтересованных лиц.

В кодексе подчеркивается, что в соответствии с законодательством высшие органы управления немецкими публичными компаниями имеют двухуровневую структуру: совет директоров (Management Board) и наблюдательный совет (Supervisory Board). Именно этим организационным элементам системы управления, а также вопросам взаимодействия корпорации и ее акционеров посвящена большая часть кодекса.

В то же время в кодексе нашли отражение и наиболее важные информационные аспекты, такие как прозрачность компании и вопросы представления и аудита финансовой отчетности.

Требования информационной прозрачности предусматривают незамедлительное раскрытие информации, существенной для акционеров. К такой информации относятся, например, сведения о сделках, в результате которых доля владения акционера превышает или опускается ниже определенных уровней в общем объеме голосующих акций. Декларируется необходимость равного отношения к акционерам: все сведения, предоставляемые финансовым аналитикам, сразу должны становиться доступными всем акционерам компании. Также подлежит незамедлительному раскрытию информация о крупных сделках с ценными бумагами компании и производными финансовыми инструментами.

Требования к финансовой отчетности и аудиту признают тот факт, что для акционеров и других стейкхолдеров основным источником информации о компании является ее консолидированная финансовая отчетность – как годовая, так и промежуточная. Такая отчетность должна формироваться на основе принципов, имеющих международное признание. Кроме того, годовая отчетность должна составляться в соответствии с национальным законодательством для целей контроля соблюдения корпоративного законодательства и целей налогообложения.

Консолидированная финансовая отчетность должна формироваться под руководством совета директоров и затем подтверждаться аудитором и наблюдательным советом. Публикация годовой консолидированной финансовой отчетности должна производиться не позже чем через 90 дней после окончания финансового года, а промежуточной – в пределах 45 дней по окончании соответствующего отчетного периода.

Поскольку консолидированная отчетность подлежит аудиту, вопросы аудита также нашли отражение в кодексе. В частности, даны рекомендации по взаимодействию и взаимному обмену информацией между компанией (в лице наблюдательного совета и аудиторской комиссии) и ее аудитором.

Акт Сарбейнса – Оксли (США)

Акт Сарбейнса – Оксли, опубликованный в 2002 г. (Sarbanes – Oxley Act of 2002), стал наиболее значительным законодательным актом Соединенных Штатов в области корпоративного управления. Значительное внимание в акте уделено вопросам корпоративной отчетности и мерам по обеспечению ее достоверности.

В частности, предусматривается расширение объема и повышение оперативности раскрытия финансовой информации о компаниях. Для этого Комиссии по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission – SEC) предписывается разработать правила, регламентирующие отражение в финансовой отчетности всей существенной информации, необходимой для оценки стейкхолдерами финансового положения компании, результатов ее деятельности, ликвидности, капитальных затрат, ресурсов и значительных статей доходов и расходов. При этом закон обязывает публичные компании в максимально сжатые сроки предоставлять информацию о существенных изменениях в своем финансовом положении или операциях.

В части повышения достоверности финансовой отчетности значительная роль отводится аудиту. Во всех публичных компаниях должны быть организованы комитеты по аудиту, которые несут полную ответственность за назначение, оплату услуг и контроль работы аудиторов. Аудитор должен своевременно информировать комитет по аудиту о важнейших элементах учетной политики и практики бухгалтерского учета, возможных вариантах ведения бухгалтерского учета, а также о любых разногласиях между аудитором и руководством компании по вопросам учета и формирования финансовой отчетности.

Что касается требований к аудиторам, то аудитор должен обеспечивать проверку и утверждение аудиторских заключений одним или двумя партнерами, а также утверждение выпускаемого заключения квалифицированным экспертом. Аудитор также должен выполнить тестирование структуры и процедур внутреннего контроля компании-заказчика и на основании этого дать оценку того, обеспечивают ли структура и процедуры внутреннего контроля ведение достоверного учета, способного служить достаточной базой для формирования финансовой отчетности.

Для осуществления надзора за аудитом публичных компаний законом учреждается специальная некоммерческая организация – Совет по надзору за аудитом и бухгалтерским учетом в публичных компаниях (Public Company Accounting Oversight Board). Обязанности совета заключаются в регистрации аудиторских фирм, разработке стандартов аудита, контроля качества и этики, проведении проверок аудиторских фирм, расследований и принятии дисциплинарных мер по отношению к аудиторским фирмам, обеспечении соблюдения аудиторскими фирмами профессиональных стандартов и действующего законодательства.

Ряд требований касается SEC, которая должна систематически (не реже одного раза в три года) проверять информацию (включая финансовую отчетность), публикуемую компаниями, ценные бумаги которых котируются на биржах или участвуют в торгах через систему NASDAQ. При этом особое внимание следует уделять компаниям с большой рыночной капитализацией, развивающимся компаниям с непропорциональным соотношением цены акций и прибыли, а также компаниям, которые оказывают существенное влияние на какой-либо сектор экономики.

Российский Кодекс корпоративного поведения

Основным российским документом в области корпоративного управления является Кодекс корпоративного поведения, разработанный в 2002 г. Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)[1] во взаимодействии с рядом компаний-эмитентов, консалтинговых, юридических и аудиторских фирм [Кодекс корпоративного поведения, 2003]. Он основан на передовом зарубежном опыте и, по сути, представляет собой национальный стандарт корпоративного управления.

Цель создания кодекса состоит в том, чтобы сформулировать основные рекомендации, которые позволили бы акционерам получать ясное представление о деятельности акционерных обществ и механизме принятия ключевых решений, а также о том, насколько эффективно менеджмент компании использует инвестиции в интересах увеличения ее рыночной стоимости.

Важно отметить, что кодекс не является законодательно-нормативным актом, поэтому следование его требованиям не обязательно по закону. В то же время регулятор фондового рынка (ФКЦБ/ФСФР) предпринимает активные шаги по внедрению кодекса в практику.

Отличие кодекса от аналогичных зарубежных документов заключается в более детальном характере рекомендаций. Это отражает особенности России, где отношения собственности складывались в результате приватизации, в течение весьма короткого периода, что в свою очередь объясняет недостаточную полноту существующей нормативно-правовой базы. Соответственно возникает необходимость в более детальном описании процедур подготовки и принятия решений органами корпоративного управления.

Российский Кодекс корпоративного поведения содержит свод рекомендаций по всем основным компонентам корпоративного управления и включает как общие принципы, так и отдельные главы, посвященные общему собранию акционеров, деятельности совета директоров, исполнительных органов и корпоративного секретаря общества, а также существенным корпоративным действиям, раскрытию информации об обществе, контролю финансово-хозяйственной деятельности общества, выплате дивидендов и урегулированию корпоративных конфликтов.

Что касается информационного аспекта, то один из общих принципов корпоративного управления (принцип 5) гласит, что практика корпоративного поведения должна обеспечивать своевременное раскрытие полной и достоверной информации об обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления, в целях обеспечения возможности принятия обоснованных решений акционерами общества и инвесторами.

Кроме того, в соответствии с другими принципами практика корпоративного управления должна обеспечивать ряд функций, которые также немыслимы без соответствующей информационной поддержки. К таким функциям относятся:

• осуществление советом директоров стратегического управления деятельностью общества и эффективный контроль с его стороны за деятельностью исполнительных органов (принцип 3);

• возможность эффективного руководства текущей деятельностью общества его исполнительными органами (принцип 4);

• эффективный контроль финансово-хозяйственной деятельности общества (принцип 7).

Одним из наиболее важных (с точки зрения информационной поддержки корпоративного управления) разделов кодекса является глава 7 «Раскрытие информации об обществе». В частности, отмечается, что раскрытие информации крайне важно для оценки деятельности общества акционерами и потенциальными инвесторами и способствует привлечению капитала и поддержанию доверия к обществу, а недостаточная и неясная информация об обществе может помешать его успешному функционированию.

В то же время кодекс подчеркивает необходимость соблюдения разумного баланса между открытостью общества и соблюдением его коммерческих интересов: конфиденциальная информация, открытая публикация которой может причинить вред обществу, не должна подлежать раскрытию.

Далее в главе 7 кодекса подробно представлены следующие аспекты раскрытия информации:

• информационная политика общества;

• формы раскрытия информации;

• предоставление информации акционерам;

• информация, составляющая коммерческую или служебную тайну, и инсайдерская информация.

По аналогии с Принципами корпоративного управления ОЭСР каждый из разделов кодекса содержит базовые принципы и детальные рекомендации по их практической реализации. Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных разделов документа.

Информационная политика общества. Базовый принцип данного раздела гласит, что информационная политика общества должна обеспечивать возможность свободного и необременительного доступа к информации об обществе. Для этого рекомендуется наличие специального внутреннего документа – Положения об информационной политике, в котором содержались бы правила и подходы к раскрытию информации, а также перечень информации, которую общество считает нужным раскрывать. При этом основным источником экономической информации об обществе является его финансовая отчетность, поэтому крупным компаниям рекомендуется публиковать свою финансовую отчетность по крайней мере в двух периодических изданиях, доступных большинству акционеров.

Большое значение имеет выбор обществом каналов распространения информации, которые должны обеспечивать свободный, необременительный и незатратный доступ заинтересованных лиц к раскрываемой информации. В частности, существенную информацию (устав, ежеквартальные отчеты, проспекты эмиссии, аудиторские заключения, информацию о проведении общих собраний акционеров и важнейших решениях совета директоров) рекомендуется размещать на веб-сайте общества и в сети Интернет.

Формы раскрытия информации. Первый из принципов этого раздела предписывает, что в проспектах эмиссии рекомендуется раскрывать всю существенную информацию об обществе. Ряд требований к содержанию проспекта эмиссии определяется законодательством, в частности требуется раскрывать информацию о членах совета директоров, генеральном директоре и членах правления. Однако кодексом рекомендуется предоставлять дополнительную информацию, которая может оказаться важной для оценки общества акционерами и потенциальными инвесторами. К таким сведениям, в частности, относятся условия и порядок выплаты дивидендов, информация об основных акционерах, сведения об имеющихся соглашениях между мелкими акционерами (блоках), информация о крупных сделках с имуществом общества, сведения о размещаемых ценных бумагах общества.

Кроме того, особое значение имеет финансовая информация о деятельности компании. Поэтому кодекс рекомендует представление более подробной (по сравнению с предусмотренной законодательством) информации о финансовом состоянии компании, включая ряд аналитических показателей и оценку факторов, влияющих на финансовое состояние.

Второй принцип данного раздела рекомендует раскрывать дополнительную информацию в отчете компании за четвертый квартал, который должен содержать не только сведения о деятельности общества за четвертый квартал, но и информацию за весь завершенный финансовый год. В отчете также рекомендуется указывать сведения о следовании рекомендациям кодекса (в полном объеме или частично).

Наконец, третий принцип данного раздела гласит, что компания должна оперативно раскрывать информацию о фактах, которые могут иметь существенное значение для акционеров и инвесторов. Для этого в Положении об информационной политике общества следует предусмотреть более подробный перечень существенных фактов, подлежащих раскрытию. Например, к таким фактам относятся изменение наименования компании, решение об увеличении или уменьшении уставного капитала, приобретение собственных акций, существенное (не менее чем на 5 %) изменение цены акций общества, прекращение производства ключевых товаров, работ и услуг, изменение приоритетных направлений деятельности общества, изменение аудитора, регистратора или депозитария общества.

Предоставление информации акционерам. В этой области первый принцип рекомендует, чтобы доступ акционеров к информации о компании обеспечивал секретарь общества (при этом секретарь должен проверить факт владения обратившимся лицом акциями компании).

Второй принцип данного раздела рекомендует при подготовке и проведении общего собрания акционеров предоставлять акционерам всю существенную информацию по каждому вопросу повестки дня. В частности, комплект соответствующих документов и материалов должен включать годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, рекомендации совета директоров по распределению прибыли и выплате дивидендов, заключения ревизионной комиссии и аудитора общества, сведения о кандидатах в совет директоров и ревизионную комиссию и о кандидатуре генерального директора, сведения о кандидатах в аудиторы компании.

Третий принцип данного раздела рекомендует, чтобы годовой отчет содержал необходимую информацию, позволяющую акционерам оценить итоги деятельности общества за год. К таким сведениям относятся: положение компании в отрасли, решение стратегических задач, сравнение достигнутых за год результатов с запланированными, перспективы развития, основные факторы риска, отношения с конкурентами, обзор наиболее существенных сделок за последний год, информация о ценных бумагах общества, сведения о высших должностных лицах, ключевые финансовые показатели.

Для акционера также важна оценка того, следует ли компания принципам наилучшей практики. Поэтому в состав годового отчета общества должен включаться отчет о следовании обществом рекомендациям Кодекса корпоративного поведения. Если общество следует не всем рекомендациям кодекса, то в годовом отчете указываются причины этого.

Информация, составляющая коммерческую или служебную тайну, и инсайдерская информация. Первый принцип данного раздела гласит, что информация, составляющая коммерческую или служебную тайну, должна быть защищена. Объем такой информации и условия доступа к ней определяются обществом с учетом необходимости соблюдения разумного баланса между открытостью компании и риском нанести ущерб ее интересам. В этой связи рекомендуется утверждение документа, в котором был бы определен состав конфиденциальной информации, критерии отнесения информации к конфиденциальной, а также порядок доступа к ней.

Второй принцип данного раздела предписывает необходимость контроля использования инсайдерской информации. Поскольку ее незаконное использование способно нанести компании существенный ущерб, рекомендуется, чтобы контрольно-ревизионная служба общества контролировала соблюдение членами совета директоров, исполнительными органами общества, а также другими сотрудниками норм действующего законодательства и специальных требований с целью ограничения возможности злоупотреблений при использовании инсайдерской информации.

Таким образом, кодексы корпоративного управления уделяют значительное внимание вопросам прозрачности компаний и доведения корпоративной информации до стейкхолдеров – лиц, которые принимают на основе этой информации различные управленческие решения.

В кодексах отмечается, что основным каналом информирования стейкхолдеров является финансовая отчетность, в том числе консолидированная (составленная для группы компаний в целом). При этом предъявляются определенные требования к качеству раскрываемой информации – ее достоверности и своевременности. Для обеспечения качественных характеристик корпоративной информации кодексами предусматривается формирование системы контроля, включающей как внешний аудит, так и средства внутреннего контроля, а также необходимые организационные меры, позволяющие обеспечить эффективное функционирование системы контроля.

В то же время кодексы корпоративного управления не устанавливают детальные правила формирования финансовой отчетности или аудиторской деятельности, поскольку эти функции возлагаются на соответствующие международные и национальные стандарты.

1.3. Корпоративная отчетность

Корпоративная отчетность играет исключительно важную роль в системе корпоративного управления. Это, в частности, подчеркивается в различных кодексах корпоративного управления, где финансовой отчетности отводится роль основного информационного канала, связывающего компанию и внешних стейкхолдеров. Кроме того, финансовая отчетность играет большую роль и для внутренних стейкхолдеров – директоров и менеджеров предприятия.

В настоящее время имеется достаточное количество публикаций, книг и учебных пособий по вопросам финансового и управленческого учета, в том числе принадлежащих перу авторитетных зарубежных специалистов. В то же время вряд ли можно считать достаточным освещение вопросов формирования и практического применения консолидированной финансовой отчетности и так называемой нефинансовой отчетности компаний и организаций, играющих все более заметную роль в системе корпоративного управления.

Финансовая и управленческая отчетность

Формирование финансовой и управленческой отчетности представляет собой одну из функций бухгалтерского учета, т. е. системы сбора, упорядочения и представления экономической информации, ориентированной на две большие группы пользователей – внешних (инвесторов, кредиторов, органы государственной власти, фискальные органы, общественность) и внутренних (директоров и менеджеров предприятия). Соответственно исходя из ориентации на ту или иную группу пользователей выделяют два основных направления бухгалтерского учета – финансовый и управленческий учет.

Финансовый учет (financial accounting) ориентирован прежде всего на внешних пользователей экономической информации, он обязателен по закону и ведется в соответствии с официально утвержденными стандартами. Финансовая отчетность формируется с установленной периодичностью, ее состав является регламентированным, а достоверность подтверждается внешним аудитом. Информация финансовой отчетности носит исторический характер: учету подлежат только свершившиеся факты хозяйственной деятельности, хотя при определении стоимостных оценок довольно часто используется информация перспективного характера.

Управленческий учет (management accounting) ориентирован прежде всего на внутренних пользователей экономической информации. Он не является обязательным, ведется по решению руководства предприятия, а принятые методы, подходы и формы управленческой отчетности определяются из соображений полезности для принятия управленческих решений. В управленческом учете наряду с исторической информацией широко используются приблизительные оценки, допущения и субъективные суждения, а сама информация часто представляется не только в денежном, но и натуральном выражении.

Несмотря на объективные различия, финансовый и управленческий учет тесно связаны между собой и между ними часто не существует четкой границы. Многие принципы, методы и подходы с одинаковым успехом используются как для формирования внешней финансовой отчетности, так и в управленческих целях. Например, методы калькулирования себестоимости продукции традиционно рассматриваются в разделе управленческого учета, но они не менее актуальны и для финансового, поскольку и готовая продукция, и незавершенное производство подлежат отражению в финансовой отчетности и поэтому должны быть оценены в денежном выражении.

Состав финансовой отчетности и правила ее формирования

Комплект финансовой отчетности, формируемый и публикуемый организациями, включает довольно большое число форм и пояснений. Тем не менее можно выделить три финансовых отчета, которые могут считаться основными с точки зрения потребностей пользователей в раскрытии финансового положения и результатов хозяйственной деятельности организации.

К основным формам финансовой отчетности относятся:

• балансовый отчет, который характеризует финансовое положение организации по состоянию на определенный момент времени и формируется на основе трех элементов – активов, обязательств и капитала;

• отчет о прибылях и убытках, который служит для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия за определенный период, в том числе путем расчета на его основе аналитических показателей (например, рентабельности инвестиций или прибыли на акцию);

• отчет о движении денежных средств, который представляет информацию о денежных потоках компании.

Важным понятием является признание элементов финансовой отчетности. Под признанием (recognition) понимается включение в финансовую отчетность статьи, отвечающей определению того или иного элемента финансовой отчетности и соответствующей критериям признания. Признание предусматривает оценку статьи в денежном выражении, сопровождение этой оценки словесным комментарием, а также ее последующее включение в соответствующие формы и разделы финансовой отчетности.

Статья может быть признана в финансовой отчетности, если она удовлетворяет следующим критериям:

• отвечает определению соответствующего элемента финансовой отчетности;

• вероятно, что экономическая выгода от данной статьи будет получена или утрачена компанией;

• может быть оценена в денежном выражении, причем такая оценка может считаться надежной.

Глобализация бизнеса, развитие внешней торговли и рост транснациональных корпораций повышают роль процесса гармонизации стандартов формирования и представления финансовой отчетности – приведения отдельных национальных стандартов в соответствие с едиными международными. В рамках этого направления ведущая роль отводится международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) [A Guide through International Financial Reporting Standards, 2007]. Заметим, что до недавнего времени международные стандарты носили аббревиатуру IAS (International Accounting Standards), но теперь новые МСФО выпускаются под аббревиатурой IFRS (International Financial Reporting Standards).

Что дает компаниям и целым государствам переход на представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО? Отвечая на этот вопрос, специалисты компании «ПрайсвотерхаусКуперс» выделяют четыре аспекта [Введение в Международные стандарты…, 1999].

Во-первых, применение МСФО дает компаниям возможность выхода на международные рынки капитала (для этого компания должна соблюдать определенные требования в части своей прозрачности и отчетности перед инвесторами).

Во-вторых, отчетность, составленная в соответствии с МСФО, обладает более высокими качественными характеристиками, к числу которых относятся понятность, уместность, существенность, достоверность, сопоставимость. Такая отчетность более информативна и понятна для пользователей и поэтому является более адекватной основой для принятия экономически обоснованных решений.

В-третьих, применение МСФО позволяет существенно сократить время и усилия, необходимые для разработки национальных стандартов финансовой отчетности. Следует отметить, что МСФО отражают богатый опыт ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности в условиях рыночной экономики, причем этот опыт в свое время был накоплен многими поколениями бухгалтеров-практиков, а также исследователей, представляющих разные научные школы.

В-четвертых, применение МСФО создает основу для дальнейшего развития бухгалтерской профессии: в условиях рыночной экономики бухгалтер превращается из простого счетовода в экономиста-аналитика, способного не только понимать и оценивать события хозяйственной деятельности, но и предлагать решения в области развития своей организации.

В соответствии с МСФО финансовая отчетность должна обеспечивать достоверное и объективное (истинное и справедливое) представление финансовой информации во всех ее существенных аспектах. Поэтому качественная финансовая отчетность характеризуется как гарантирующая «достоверный и объективный взгляд» (true and fair view, fair presentation in all material respects) на финансовое положение, результаты хозяйственной деятельности компании и изменение ее финансового положения.

Таким образом, международная стандартизация формирования и представления финансовой отчетности открывает перед современным деловым сообществом новые возможности для устойчивого развития в условиях рыночной экономики.

Консолидированная финансовая отчетность

Важное место в системе корпоративной отчетности занимает консолидированная финансовая отчетность [Исаев, Слепов, 2004]. Основная идея консолидированной отчетности состоит в том, что она формируется для группы компаний в целом, при этом вся группа представляется так, как будто она является единым предприятием.

Понятие группы компаний является основным в теории консолидации. Группа предполагает такую форму организации бизнеса, когда отдельные направления деятельности или операции в разных регионах ведутся разными компаниями, каждая из которых является юридически самостоятельной. Но при этом, несмотря на юридическую самостоятельность, эти компании не могут считаться полностью независимыми, поскольку многие экономические решения (особенно стратегические) принимаются для всей группы в целом.

Для того чтобы консолидированная отчетность разных групп компаний обладала свойством сопоставимости (что необходимо для анализа), она нуждается в стандартизации. Поэтому в системе МСФО правилам формирования консолидированной отчетности уделяется особое внимание. Среди действующих стандартов, имеющих непосредственное отношение к консолидации, можно отметить МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность» (Consolidated and separate financial statements) и МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса» (Business combinations) [A Guide through International Financial Reporting Standards, 2007].

Важно отметить, что правила консолидации применяются не только по отношению к материнским и дочерним компаниям, но и в некоторых других случаях, в частности при инвестициях в ассоциированные компании (предприятия, не являющиеся ни дочерними, ни совместными, но на деятельность которых инвестор оказывает существенное влияние) и для совместной деятельности (когда несколько участников осуществляет экономическую деятельность, подлежащую совместному контролю). Такие инвестиции рассматриваются в стандартах МСФО (IAS) 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании» (Accounting for investments in associates) и МСФО (IAS) 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности» (Financial reporting of interests in joint ventures).

Кроме того, вопросы консолидации в той или иной степени затрагиваются и во многих других стандартах, например в «основополагающем» стандарте МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» (Presentation of financial statements), а также в стандартах МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность» (Segment reporting), 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» (Related party disclosures), 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации» (Financial instruments: disclosure and presentation), 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» (Financial instruments: recognition and measurement).

Методы консолидации

В соответствии с МСФО выделяются три метода консолидации: полная, пропорциональная и метод долевого участия.

Полная консолидация (entity method) исходит из того, что группа представляет собой единое экономическое образование. Метод используется по отношению к дочерним предприятиям, при этом консолидации подлежат все чистые активы дочерних компаний (принцип приоритета контроля над владением), а доля меньшинства отражается в пассиве консолидированного балансового отчета.

Пропорциональная консолидация (proportional consolidation) отличается от полной тем, что консолидации подлежат лишь те чистые активы, которыми инвестор реально владеет, при этом доля меньшинства в балансе не отражается. Метод применяется для консолидации отчетности по совместной деятельности.

Метод долевого участия (equity method) предполагает, что доля инвестора в чистых активах объекта инвестирования отражается в балансе отдельной строкой, доля меньшинства в балансе не отражается. Этот метод используется для консолидации отчетности ассоциированных компаний.

Рассмотрим подробнее каждый из методов консолидации на примере формирования консолидированного балансового отчета.

Полная консолидация

Прежде всего рассмотрим ситуацию, когда одна компания владеет акциями другой компании в количестве, достаточном для обладания большинством голосов на акционерном собрании. Это означает возможность принятия любых решений в отношении второй компании, вплоть до снятия и назначения ее директоров. В этом случае первую компанию называют материнской (parent), а вторую – дочерней (subsidiary).

Материнская компания имеет возможность полностью контролировать бизнес дочерней компании. В совокупности материнская компания и все ее дочерние структуры образуют группу компаний (group), находящуюся под контролем материнской компании (рис. 1.2).

Понятие контроля (control) является ключевым при ответе на вопрос, можно ли считать две компании соответственно материнской и дочерней. В общем случае контроль определяется как способность материнской компании управлять финансовой и операционной политикой дочернего предприятия с целью получения определенных экономических выгод. Как правило, контроль подразумевает собственность, т. е. прямое или косвенное владение более 50 % голосующего потенциала (акций с правом голоса) дочерней компании. В то же время МСФО (IAS 27, IFRS 3) предусматривают и другие критерии наличия контроля, в частности:

• достижение за счет соглашения с другими инвесторами потенциала, составляющего более 50 % голосующих акций;

• возможность руководить финансовой и операционной политикой дочернего предприятия в соответствии с уставом или законодательством;

• возможность назначать или смещать большинство членов совета директоров;

• возможность иметь большинство голосов на заседаниях совета директоров.


Рис. 1.2. Группа компаний


Таким образом, контроль может иметь место даже при неполном владении, и поэтому в соответствии с принципом приоритета содержания над формой консолидации подлежат все активы дочерней компании. Такой принцип формирования консолидированной отчетности получил название полной консолидации (entity concept).

Формирование консолидированной финансовой отчетности группы основано на объединении информации, содержащейся в отчетности материнской и дочерних компаний. Но консолидация не сводится к построчному сложению аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов: процесс консолидации предусматривает целый ряд специальных расчетов и может быть представлен в виде многошаговой процедуры – графика консолидации (consolidation schedule). При этом на каждом шаге предусматриваются те или иные действия по превращению финансовых отчетов отдельных компаний и некоторой дополнительной информации в комплект консолидированной отчетности, составленной в соответствии с теми или иными стандартами.

К числу наиболее общих шагов формирования консолидированной отчетности относятся:

• элиминирование внутригрупповых операций;

• расчет гудвилла;

• расчет накопленного капитала;

• расчет доли меньшинства;

• непосредственное формирование отчетов.

Рассмотрим подробнее основные процедуры консолидации.

Внутригрупповые операции. Как уже было отмечено, при полной консолидации отчетность группы составляется так, как будто вся группа является единым предприятием. Из этого следует, что в консолидированную отчетность не должны включаться показатели, характеризующие внутригрупповые операции, т. е. отношения элементов группы друг с другом. Напрашивается аналогия с обычной финансовой отчетностью: она характеризует отношения компании с внешней средой, но никак не отношения между отдельными подразделениями, находящимися внутри компании.

Типичным примером внутригрупповой операции может служить реализация товаров одним из предприятий группы другому предприятию той же группы. Если имела место реализация с прибылью (т. е. если выручка от реализации превышает себестоимость продаж), то это отражается в отчете о прибылях и убытках продавца, а также в балансовых отчетах продавца (товарные запасы уменьшаются на сумму себестоимости продажи) и покупателя (материальные запасы увеличиваются на сумму реализации). Кроме того, при продаже в кредит в балансе продавца возникает дебиторская задолженность на сумму реализации, а в балансе покупателя – кредиторская задолженность на ту же сумму. Впрочем, в реальной жизни может возникнуть ситуация, когда дебиторские и кредиторские счета контрагентов не согласованы: например, если покупатель уже произвел оплату и соответственно отразил погашение задолженности в своей отчетности, но продавец еще не получил подтверждение о поступлении средств и не закрыл дебиторскую позицию в своем учете.

Так или иначе реализация отражается в финансовой отчетности каждого участника сделки, и это вполне адекватно характеризует экономическую сущность отношений между двумя самостоятельными организациями. Но если посмотреть на состояние дел с позиций группы в целом, то суть произошедших событий будет выглядеть совсем иначе. Дело в том, что оба предприятия находятся внутри группы, а с точки зрения группы никакой реализации не произошло, имело место лишь простое перемещение запасов из одного подразделения в другое. Поэтому все перечисленные выше последствия сделки должны быть исключены из консолидированной финансовой отчетности (но при этом, разумеется, они сохраняются в отчетах каждого отдельного предприятия). Эта процедура получила название элиминирования (исключения) внутригрупповых операций.

Элиминированию подлежат все долговые отношения между элементами группы: ведь с точки зрения «единого предприятия» долг одного подразделения другому подразделению никак не должен отражаться на требованиях и обязательствах предприятия в целом. Сказанное относится не только к задолженностям, возникшим в результате торговых сделок, но и к кредитным операциям (включая как основную сумму, так и проценты), а также к начисленным дивидендам.

Гудвилл. В общем случае гудвилл (goodwill) представляет собой разницу между стоимостью бизнеса в целом и агрегированной величиной его идентифицируемых чистых активов, оцененных по справедливой стоимости. Как видно из определения, здесь нуждаются в комментариях два понятия – «идентифицируемые чистые активы» и «справедливая стоимость».

Идентифицируемые чистые активы (separable net assets) – это совокупность тех активов и обязательств компании, которые могут быть выведены из бизнеса (проданы) без прекращения бизнеса в целом. Помимо материальных и денежных элементов сюда включаются и некоторые неосязаемые активы, например патенты, лицензии и торговые марки.

Справедливая стоимость (fair value) определяется как стоимость, по которой возможна реализация актива или обязательства между хорошо осведомленными, независимыми друг от друга и желающими совершить сделку сторонами. Существуют некоторые рекомендации по определению справедливой стоимости, например: для ценных бумаг – их текущая рыночная стоимость, для товаров – цена продажи за вычетом затрат на реализацию и уместной прибыли, для сырья – стоимость замещения и т. д.

Таким образом, сущность гудвилла состоит в оценке дополнительного экономического потенциала компании, когда в силу тех или иных причин предприятие способно получить дополнительные экономические выгоды в дополнение к «обычной» прибыли от использования своих чистых активов.

Причины возникновения гудвилла могут быть самыми разными: эффективная маркетинговая кампания («раскрученность» фирмы), наличие высококвалифицированной команды менеджеров, прогрессивная организация труда и эффективная мотивация персонала, преимущества географического положения, устойчивая клиентская база, наличие потенциальных экономических выгод и т. п. Все это повышает рейтинг компании в глазах контрагентов, и не случайно в русскоязычной литературе гудвилл часто называют деловой репутацией.

В принципе, и рыночная стоимость компании, и справедливая оценка ее чистых активов могут быть определены для любого предприятия, даже если оно никогда не продавалось. В этом случае имеет место внутренний гудвилл (internal goodwill). Его можно оценить, но не принято отражать в финансовой отчетности, поскольку база для расчетов является гипотетической, а не реальной. Однако если продажа предприятия стала свершившимся фактом и при этом за него была уплачена сумма, превышающая стоимость чистых активов, то гудвилл как бы материализуется и тоже становится объективным свершившимся фактом. Такой гудвилл, называемый покупным гудвиллом (purchased goodwill), отражается в консолидированной финансовой отчетности группы, хотя и не фигурирует в индивидуальной отчетности материнской или дочерней компании. Покупной гудвилл показывается в консолидированном балансовом отчете отдельной строкой.

В соответствии с ранее действовавшими правилами гудвилл подлежал амортизации (как правило, на основе линейного метода). Но в 2004 г. в связи с принятием нового стандарта IFRS 3 соответствующие изменения коснулись и другого стандарта – IAS 36 «Обесценение активов» (Impairment of assets). Новая редакция IAS 36 предписывает не амортизировать гудвилл, а периодически проверять его на обесценение и в случае необходимости производить переоценку.

Практика формирования консолидированной отчетности допускает корректировку справедливой стоимости активов и соответственно гудвилла. Если в какой-то момент времени после приобретения появляются новые данные или обстоятельства, свидетельствующие о недостаточной корректности первоначальных оценок, то гудвилл может быть пересчитан и представлен в отчетности так, как будто именно новая (более адекватная) оценка была применена в момент приобретения.

Следует подчеркнуть, что при оценке чистых активов применяется именно справедливая стоимость, причем по состоянию на дату приобретения. Эти правила логичны: инвестиции в приобретаемое предприятие сопоставляются с рыночной стоимостью того, что приобретается. Но при этом следует учитывать, что ни сами чистые активы на дату приобретения, ни тем более их справедливая стоимость не содержатся в исходной финансовой отчетности (т. е. отчетности материнской и дочерней компаний) по состоянию на дату консолидации. Таким образом, мнение, что консолидированная отчетность формируется исключительно на основе финансовой отчетности предприятий группы, ошибочно: помимо отчетности для консолидации нужны еще и некоторые дополнительные показатели.

Также заметим, что гудвилл может быть не только положительным, но и отрицательным – в случае если сумма приобретения компании меньше справедливой стоимости чистых активов. Для таких ситуаций стандартами предусмотрены особые правила отражения гудвилла в финансовой отчетности.

Накопленный капитал. Из каких составляющих складывается капитал, представленный в консолидированной отчетности? Не вызывает сомнений, что капитал материнской компании включается в консолидированную отчетность полностью. Что же касается дочерней компании, то было бы неправильно включать его в отчетность целиком. Ведь некоторая его часть, а именно та, которая существовала в момент приобретения, уже, по сути, вошла в консолидированную отчетность – через стоимость чистых активов, на основе которой рассчитывался гудвилл. Поэтому во избежание двойного счета в консолидированный баланс следует включать только ту накопленную прибыль, которая сформировалась уже после даты приобретения, причем только в той части, которая принадлежит материнской компании (а не миноритарным акционерам дочернего предприятия).

Кроме того, как уже было сказано, при консолидации в балансе появляется новый актив – гудвилл, который рассчитывается по состоянию на момент приобретения и впоследствии может быть переоценен в сторону уменьшения. Поэтому консолидированная сумма накопленного капитала должна быть уменьшена на величину переоценки гудвилла за период между датами приобретения и отчетной.

Таким образом, расчет консолидированного капитала выглядит следующим образом: капитал материнской компании включается в отчетность полностью, к нему добавляется доля группы в прибылях дочерней компании за период после даты приобретения, после чего вычитается сумма переоценки гудвилла.

Конец ознакомительного фрагмента.