Вы здесь

Королевы, дикарки, бродяги и другие розы. История одной земной любви. Магический язык (Ирина Белашева)

Магический язык

«Однажды утром, подрезая розы в своем саду, Флорентино Ариса испытал искушение – отнести розу Фермине Дасе. Пришлось поломать голову, какую розу следует отнести недавно овдовевшей женщине, сообразуясь с непростым языком цветов. Красная роза, символ пылкой страсти, могла оскорбить ее траур, жёлтые розы, некоторыми считавшиеся знаком удачи, на распространённом языке цветов означали ревность. Он слышал о чёрных розах из Турции, и, наверное, они более всего подходили к случаю, однако ему не удалось вывести таких у себя в саду. Вдоволь поломав голову над проблемой, он рискнул остановить выбор на белой розе, они ему нравились меньше других, казались пресными и немыми: ничего не означали. В последний момент, опасаясь, что Фермина Даса все-таки заподозрит тайный смысл, он срезал с розы все шипы».

Габриэль Гарсиа Маркес

«Любовь во время чумы»


Говорят, красота в глазах смотрящего. Beauty is in the eye of the beholder.




И ещё говорят – не только ты читаешь книги, но и книги читают тебя, когда твои неосознанные идеи, мысли и эмоции откликаются на прочитанное и становятся явными для тебя самого, осознаются, проявляются озарениями.

В этом смысле роза может многое рассказать о вере и страхах, надеждах и мечтах человечества. В течение сотен лет этот цветок наделяли тайными смыслами, он становился символом, который объединял и разъединял людей, он обозначал цели, идеалы, мистические ритуалы.

С древнейших времен роза являлась религиозной эмблемой. В Древнем Египте роза была священным цветком Исиды. У греков она была символом восхода солнца, любви и страсти, цветком богини любви Афродиты, а у христиан символизировала сердце, духовную любовь.

Как знак духовной любви роза символизирует триаду Любви, Терпения и Мученичества Богоматери. Не случайно Деву Марию называли Волшебной Розой, Розой Небес, а поскольку в ней не было греха – «розой без шипов». Роза также означает небесное вознаграждение за святость. Венки из роз на головах ангелов, святых или умерших означают небесную радость.

Если красная роза означала милость, духовность, очищение и освобождение от грехов, мученичество, то белая – чистоту, добродетель, девственность и любовь к Богу.

В средние века от любви и святости акценты переместились в сторону мистики, секретных шифров и избранничества. Роза стала символом ордена розенкрейцеров – тайного мистического общества, чье учение основывалось на доступных только посвященным древних эзотерических истинах. Эмблемой братства стала роза – то ли распускающаяся на кресте, то ли распятая на кресте. Объяснялось это так: из тёмного креста времени и материи расцветает истинно духовная жизнь розы.

Примерно в то же время роза стала политическим символом: в Англии разгорелась «война Роз». Белая роза на знаменах Йорков против Алой розы Ланкастеров. Война завершилась победой Генриха Тюдора из дома Ланкастеров… и появлением новой розы, двуцветной. В конце войны Генрих VII объединил два символа враждующих фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров, розу с красными лепестками и белыми тычинками.

Заглянем в «Энциклопедию тайн и суеверий». «У алхимиков роза означает трансмутацию материи в дух и отсутствие желаний… В Каббале роза выступает неким мистическим центром, сердцем творения всего сущего. В мистике ислама она – символ космической силы. Сердцевина цветка ассоциируется с солнцем, а лепестки – с лунами… „Роза Мира“ Даниила Андреева задумана как универсальная религия будущего, корни которой находятся на небе, а лепестки расцениваются как мировые религии, исходящие из единого центра… Роза обладает психологическим и космологическим символизмом: например, у К. Г. Юнга она символизирует целостность личности, баланс между сознанием и подсознанием.»1

Вся эта метафизика и оставалась бы уделом серьёзных алхимиков, мистиков или политиков. Но у простых людей были свои аллегории и ассоциации. За розой закрепилось не только множество малопонятных посвященным мистических значений и смыслов. Ещё в те куртуазные века рыцарей и прекрасных дам, королев и пажей, когда цветки роняли, дарили, хранили, засушивали, родился легкий язык цветов.

Красная роза означает любовь.

Чёрная, то есть, темно-красная – печаль, грусть.

Тёмно-розовая – благодарность.

Светло-розовая – симпатию.

Белая – чистоту, скромность, невинность.

Жёлтая – вообще-то радость, но иногда в зависимости от настроения, ещё и неверность, безответную любовь.

Оранжевая – желание.

Причем, язык роз может использоваться не только в общении влюбленных. В сериале «Вариант «Омега» советский разведчик передает условный сигнал в Центр о том, что он работает под контролем врага, купив на прогулке у связника три красных розы.

В этом цветке, украшающем сад, люди видели и источник вдохновения, и магический талисман любви, и мистический символ времени, смерти и воскрешения, торжества жизни.

Разве что начало двадцатого века дохнуло свойственным тому времени декадансом: «Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого, как небо, аи…»

Почему роза?

Конечно, есть и другие цветы, которые люди рисуют на гербах своих стран. Например, дикарь-чертополох является символом Шотландии, и шотландцы им очень гордятся.

Но, наверное, ни у одного другого цветка весь жизненный цикл не представлен в такой красоте и выразительности. Вот трогательно зарождается почка из невидимой складки стебля, просто волшебство! Вот выстреливают нежные побеги. Вот побег рождает бутон, вот зародыш бутона через положенное время разворачивает свою зеленую оболочку и оттуда появляется цветок (просто невозможное волшебство!), как бабочка из кокона.

Бутон умирает нежными прекрасными лепестками. И сам цветок с этими сказочными, трепетными, часто ароматными лепестками – гимн красоте. А потом следуют остальные циклы – увядание, угасание, засыпание, которое может показаться смертью, но нет – в земле происходят невидимые глазу зарождения новой жизни. А весной всё повторяется вновь. Торжество жизни, вечный круговорот, в котором не вычеркнешь ни стылую зиму, ни беспощадную осень, ни голодную весну. Роза восхищает своей жизненной силой. И при этом сам цветок розы настолько радостен и красочен, настолько великолепен и изыскан, что является ещё и гимном Создателю, сотворившему эту красоту, песнью радости, любви, образом счастливых даров и светлой энергии.

Именно поэтому человек и одушевил розу, сделал ее собеседником, наделил ее чертами характера, смыслами, значениями. Именно поэтому роза стала любимым символом, метафорой, эмблемой, породила множество мифов и притч.

Все эти истории на самом деле ведь не о розах и не о ботанике. Они о нас. О нашей любви, боли, желаниях, мечтах, радости. Вот одна из таких притч:


«Это притча про двух садовников. Пока их не разлучила судьба, они жили, как братья. Часто они молча гуляли по саду, любуясь цветами, вместе праздновали одни и те же праздники и поверяли друг другу самое сокровенное. Но вот случилось так, что одного из них нанял на работу какой-то купец, и он ушёл с его караваном. На караван напали разбойники, потом превратности судьбы, войны между царствами, потери и невзгоды швыряли его из одного сада в другой, и, наконец, забросили на другой конец света.

И вот уже, состарившись, садовник получает от своего друга письмо.

Одному богу известно, сколько лет странствовало оно по морям, прежде чем оно попало к нему в сад. В письме было всего несколько слов: «Сегодня утром я подстригал свои розы»

Отныне садовник потерял покой. Он только и делал, что расспрашивал о географии, о навигации, о почтовых путях, о караванах, о войнах между государствами. А через три года ему разрешили с оказией отправить своему другу письмо.

Целыми днями садовник только и делал, что выводил свои каракули, зачёркивал и принимался писать заново, ибо он чувствовал, что должен сообщить что-то очень важное, очень сокровенное, может быть, всё, что он понял и почувствовал за свою долгую жизнь в разлуке, ему надо было выразить любовь.

И вот, краснея от смущения, он отослал ответ. Это была жаркая молитва, выраженная простыми словами:

«Сегодня утром я тоже подстригал свои розы…».

Антуан де Сент-Экзюпери

«Цитадель»