Для младшего и среднего школьного возраста
© Малышев И. А., текст, 2016
© Лапшина Д. Ю., иллюстрации, 2016
© ООО «Издательство «Настя и Никита», 2016
Глава первая,
в которой родители Корнюшона решают сделать ремонт
Может быть, вы догадываетесь, а может, и нет, но среди нас живут маленькие человечки. Такие крошечные, что мы их почти не замечаем. Разве что иногда обратим внимание, как что-то прошмыгнуло на самом краешке зрения. Оглянемся, а там уж и нет никого. Пожмём плечами – «показалось!», да и забудем об этом. И в самом деле, трудно поверить, что помимо больших и сильных людей здесь, на Земле, живут ещё какие-то малыши. Шныряют под ногами крошечные существа, чуть крупнее муравьёв, но гораздо более шустрые.
Наверное, вам захочется узнать, как они живут? Очень просто: так же, как и мы. Едят, спят, чистят зубы и ботинки, прячутся от дождей, радуются солнцу. Ходят в детский сад, в школу, на работу. По вечерам пьют чай и читают газеты. Вот только телевизор они не смотрят. Потому что таких малюсеньких телевизоров ещё не придумано. Ну и ладно, ведь это не такая уж большая беда, правда?
Места им нужно совсем немного, так что живут они где угодно. Могут в дупле дерева поселиться, могут в углу за холодильником, в компьютере, за картиной в музее, в старой шапке на антресо́лях – им везде удобно. Лишь бы не тревожили.
Семья Корнюшо́на жила в почтовом ящике, который висел на двери одного домика. В домике обитала одинокая старушка. Газет она не выписывала, а писем ей не писали. Поэтому покой семьи маленьких человечков никто не тревожил.
Кроме самого Корнюшона, в почтовом ящике жили его мама и папа. Мама была красивая и очень добрая – все так говорили. И Корнюшон был с этим совершенно согласен. Ведь известно, что красивее и добрее мам никого в мире не бывает. А папа у Корнюшона был обыкновенный – просто самый лучший папа на свете, и всё.
Корнюшону нравилось жить в почтовом ящике, вот только иногда ему становилось скучно. Хотелось чего-то увлекательного и волнующего, чтобы сердце замирало от восторга, чтобы глаза расширялись от удивления, чтобы вдохнуть и забыть выдохнуть.
К тому времени, с которого мы начинаем наш рассказ, Корнюшон уже успел окончить третий класс школы для маленьких человечков. С начала летних каникул прошло десять дней, и ничегошеньки интересного за этот срок не случилось.
Мальчик успел прочесть две книжки – одну про юного детектива Альба-сыщика, а другую – про кругосветное плавание на паруснике «Бриз». Вторая книга понравилась ему больше первой. Альб, спору нет, очень ловкий и хитрый малый, но путешествия – всё же вещь куда более захватывающая.
И вот утром одиннадцатого дня лета Корнюшон сидел у окна и думал о том, что́ хорошего может произойти с ним до начала осени. Наверное, получится сходить в зоопарк и в кино; может быть, удастся несколько раз искупаться вместе с родителями в большой луже, которая собирается после дождя перед крыльцом старушкиного дома. А больше ничего интересного, скорее всего, и не случится. Как в прошлом, позапрошлом и позапозапрошлом году.
– А потом лето пройдёт, и всё, – подумал мальчик.
Он подпёр голову руками и стал смотреть на лёгкие белые облачка, которые медленно, словно улитки, ползли по небу.
И, похоже, Корнюшон оказался бы прав и лето действительно так бы и прошло, без приключений и неожиданностей, но в этот момент в комнату вошла мама и заявила:
– Мы тут с папой подумали и решили, что нам за это лето надо сделать ремонт.
– Какой ремонт?
– Обычный. Обои новые поклеить, окна покрасить, потолки побелить. А то квартира не пойми во что превратилась. Всё кругом старое, обшарпанное…
Корнюшон расстроился. Потратить лето на возню с обоями, побелкой и краской! «Судя по всему, теперь даже на походы в зоопарк и в кино можно не рассчитывать, – подумал он. – Если б я всё лето в школу ходил, и то веселее получилось бы».
Мальчик погрузился в свои мысли и совсем перестал следить за тем, что говорит мама. А она меж тем говорила довольно занятные вещи:
– Вот мы и подумали с папой, что нечего тебе тут пылью и краской дышать. И так вон ты бледный какой-то, заморённый. Так что не поехать ли тебе к моей двоюродной сестре Рыле́йке?
Корнюшон недоумённо заморгал глазами.
– Правда, она у меня немного беспокойная, – добавила мама, – и вокруг неё всегда что-то происходит. Но тебе это, наверное, будет даже полезно.
– А где она живёт?
– На станции Опо́лье.
– Как же я к ней попаду?
– На поезде. Ты уже большой, сможешь сам добраться, а тётя Рылейка тебя встретит.
Мальчик воспрянул духом. Это же настоящее путешествие! Не кругосветное, но всё же! И вдруг ему стало страшно. Ведь раньше он никогда не уезжал из города и никогда не расставался надолго с родителями.
В комнату вошёл папа.
– Ну как, ты едешь? – спросил он.
Корнюшон не очень уверенно кивнул:
– Наверное.
Папа взял его за плечи и посмотрел в глаза.
– Только будь осторожен, хорошо?
– Ладно.
– И пообещай, что не будешь играть «в тоннели», – сказала мама.
Игра «в тоннели» была самой интересной и самой опасной из всех, что знали маленькие человечки. Вы, возможно, замечали, что когда вы стоите в ботинках, то между каблуком, землёй и подошвой ваших ботинок образуется маленькая щель. Вот в эти-то щели и любят шнырять самые отчаянные сорванцы из маленьких человечков.
Корнюшон был очень осторожным мальчиком, и у него даже мыслей подобных никогда не возникало. Поэтому он с чистой совестью пообещал, что играть не будет.
Мама открыла большой рыжий чемодан, размером чуть ли не с самого мальчика, и стала складывать туда его вещи.
– Как же он его потащит? – папа с сомнением смерил чемодан взглядом.
– Зато здесь есть всё, что может ему понадобиться, – пожав плечами, ответила мама.
– Ты имеешь в виду – на всю жизнь?
Мама посмотрела на него укоризненно и вместо ответа положила в чемодан ещё четыре свитера и восемь пар тёплых носков – на случай неожиданного похолодания.
На следующий день мальчик проснулся рано. Солнце только поднялось, и всё в его комнате окрасилось в красноватые цвета. Он оделся и стал, сидя на чемодане, смотреть в окно и грызть ногти.
Вообще-то родители всегда говорили ему, что грызть ногти – самая вредная привычка после ковыряния в носу и зевания во весь рот. Но момент сейчас был такой напряжённый и тревожный, что Корнюшон ничего не мог с собой поделать. Он думал о том, как пройдёт его первое в жизни самостоятельное путешествие, и в животе от разных предчувствий становилось пусто, как перед контрольной по математике. Ведь в школах для маленьких человечков тоже есть и математика, и контрольные.
Из дома вышли поздно и едва не опоздали на поезд. В вагон маленькие человечки попадают по специальному трапу, похожему на длинную школьную линейку, который перекидывают от платформы к та́мбуру. Вот по этому мостику они и проходят себе спокойненько в поезд. Мы, большие люди, не замечаем этого только потому, что слишком заняты своими билетами и багажом.
Папа Корнюшона едва успел втащить чемодан и сына в последний вагон, как поезд тронулся. Мальчик забрался под ближайшее сидение и затаился там. По проходу сновали огромные ноги больших людей, под полом грохотали колёса. Корнюшон задвинул чемодан поглубже под сиденье, сел сверху и стал думать о том, какой окажется его тётя, которую он никогда не видел. Будет ли она ему рада? Не решит ли научить его какой-нибудь ерунде вроде вышивания крестиком или вязания крючком? Ответов на эти вопросы Корнюшон не нашёл. А поскольку больше ему заняться было нечем, он просто устроился на своём чемодане и уснул.
Ему снилось, что колёса под полом поют песню:
Куда бежим?
Туда, туда,
Где ходят
Только поезда.
Где лес, и горы,
И холмы,
И спящие
В ночи сады.
Мы отвезём
Тебя туда
На время
Или навсегда.
Колёса пели долго, всю ночь, а потом вдруг замолчали и сказали Корнюшону:
– Всё! Вставай, приехали! Станция Ополье.
– Как! Уже Ополье? Так быстро? – не поверил мальчик, продолжая спать.
– Прекрати задавать глупые вопросы и поторопись, – сказали колёса.
Корнюшон проснулся, схватил свой чемодан и по трапу для маленьких человечков вытолкал его на платформу.