Братья Пироговы
Памятным для Большого театра был 1910 год. Старший из братьев Пироговых, Григорий был принят в труппу Большого театра! Это, действительно, было событие, но давайте все по порядку.
Родился Григорий Пирогов в селе Новоселки Рязанской губернии 24 января 1885 года. Дед будущего знаменитого певца был ямщиком и имел от природы мощный голос, причем настолько могучий по звучанию, что получил он прозвище «колокол Ивана Великого». По наследству мощный голос имел и отец Григория, Степан Иванович, который был плотником. Оба обладали голосами, которые характеризуются как басы.
Свой рассказ о братьях Пироговых я начал с Григория не только потому, что он старший из них, а и потому, что он первым из братьев решил стать профессиональным певцом. Пять сыновей было у Степана Ивановича и все, как впрочем, и он сам, басы. Воистину щедра была природа к семье Пироговых. Однако, несмотря на редкий по силе и красоте голос старшего сына, отец хотел его видеть своим помощником по плотницкой артели. К этому в общем-то все и шло. Григорий был неплохим плотником, но одно мешало… голос. Как быть с ним? Отец и сам неплохо пел, но не придавал этому особого значения. Разве это профессия? Деньги-то платили ему не за пение. Но голос Григория был слишком необыкновенным. Это слышал и понимал отец. Григорий пел много и часто во время работы.
Восторгались все и, естественно, не мог пройти мимо этого и Степан Иванович. Однако, первая попытка поступить в консерваторию окончилась для Григория неудачей. Удивительно? Конечно, если бы Григория послушали, возможно, было бы все иначе, но его не стали даже слушать. У него не было среднего образования, к тому же он был из крестьян. Вернулся к отцу, а тот улыбается: «Говорил тебе, что топор лучше голоса, выходи завтра на работу», – и добавил: «В Москве-то не дураки сидят».
Казалось, можно было и распрощаться с мечтой стать певцом. Возможно, в той ситуации Григорий был близок к этому. Однако случай и только случай, круто изменивший его жизнь, помог все поставить на свои места.
Однажды Григорий ехал с работы домой на поезде. Он любил петь, стоя на площадке вагона, любуясь природой. Так было и в тот памятный день. Некто Песчанский, человек, понимающий в голосах, услышал его. Можно не ошибившись оказать, что в тот момент звучала русская народная песня. Конечно, многих интересует, существуют ли записи Григория Пирогова? Да, они есть и их бережно хранят, но качество их, увы, оставляет желать лучшего. В те далекие годы запись была несовершенна. Записывали не на магнитную пленку, которая появилась только в 30-х годах прошлого века. На заре звукозаписи сам процесс был механическим, поэтому, видимо было такое выражение не сделать запись, а напеть на пластинку.
Сам процесс был примерно таким. Певец пел, перед ним был рог в виде рупора, а в соседней комнате вращался диск, на который наносились бороздки.
Чего только не придумывали в то время, имею ввиду материал, из которого изготовлялись сами пластинки. Были тут фарфор, жесть и даже бумага. Были даже съедобные пластинки. Представьте себе такое. Вы купили пластинку, но песня, или исполнение Вам, к примеру, не понравилась. Что вы делаете? Вы съедаете пластинку, чтобы больше ее не слушать. Такие пластинки изготовлялись в рекламных целях из составов идущих на производство конфет и шоколада. Но вернемся к встрече Пирогова с Песчанским.
Повторяю, что эта встреча осталась в памяти певца на всю жизнь. Как Вы догадались, Песчанский убедил Григория бросить все и ехать в Москву. Правда, на этот раз отец будущего певца сильно возражал. Дело в том, что к тому моменту сын стал уже неплохим плотником. «Все равно вернешься», – кричал он вслед непослушному сыну: «Но место в артели будет занято».
Напомню читателям, что у Григория Пирогова не было ни общего среднего, ни специального образования. И все же его взяли в Музыкально-драматическое училище филармонического общества.
Начались кропотливые занятия. Поначалу было тяжело и даже очень. Особенно трудно давалось сольфеджио. Выручала, правда, хорошая музыкальная память, но были трудности и чисто материального характера. Чтобы заработать на жизнь Григорий Степанович поет в церковном хоре и работает в чаеразвесочной купца Перлова. Таким образом, для занятий вокалом оставалось не так уж много времени.
Однако выбора не было и на какое-то время пришлось стать «Фигаро здесь, Фигаро там»… Вдохновляло то, что голос прогрессировал и в звучании, и в расширении диапазона. Несколько строк о профессоре, у которого занимался Пирогов-старший. Михаил Ефимович Медведев, настоящая фамилия Бернштейн, обладал звучным и красивым драматическим тенором. В свое время учился у итальянца Гальвани, который в течение нескольких лет преподавал в Московской консерватории. Медведев пел в Харькове, Одессе, Казани, Тифлисе и все это в 80-х и 90-х годах теперь уже позапрошлого столетия. Два сезона с небольшим перерывом пел он и на сцене Большого театра. Не прошел Медведев и мимо Мариинского театра, однако любил ездить, причем много, особенно по провинции. С 1901 года в возрасте 43 лет начинает заниматься преподавательской деятельностью. Последние годы преподавал в Саратовской консерватории. Умер в 1925 году.
В 1908 году ученик М. Е. Медведева Григорий Степанович Пирогов заканчивает училище и поет в частной антрепризе Шуйского, выступавшей в Ростове-на-Дону. Вот, что пишет в своих воспоминаниях известный певец и искусствовед Сергей Левик: «Бас огромной мощи, наполнения и диапазона, Григорий Пирогов блистал не только голосом, т. е. чисто звуковой стихией, но и умением этим голосом распоряжаться. Он уже был типичным представителем русского исполнительского искусства, для которого звук был средством выражения чувств и мыслей. Достаточно музыкальный и темпераментный певец, Г. Пирогов пел осмысленно, всегда связывал слово с музыкой и не злоупотреблял чисто звуковыми эффектами.
Пение Григория Пирогова казалось мне абсолютно правильным: в каждом слове слышался живой человек, у которого прекрасно работает весь певческий аппарат. Диапазон голоса был большой и свободный. Дыхание отменное. Широкая певучесть и безупречная техника. Абсолютная точность интонации и прочность звука. Не видно было напряжения на лице, не слышно никаких зажатых горловых нот, этого бича многих и многих певцов».
Хочу напомнить, что выдающийся дирижер Эдуард Франциевич Направник был покорен вокальными данными Григория Пирогова, когда принимал последнего в труппу Мариинского театра. Однако, певца тянуло в Москву в Большой театр и, повторяю, что в 1910 году Григорий Степанович Пирогов стал его солистом.
60 оперных партий спето замечательным певцом. Много это или мало? Конечно, много. Вот некоторые из них: Мельник в «Русалке» А. Даргомыжского, Руслан в опере М. Глинки, Досифей в «Хованщине» Мусоргского, Галицкий в «Князе Игоре» А. Бородина, Салтан в «Сказке с царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, Гремин в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Борис Годунов в опере М. Мусоргского, Мефистофель в «Фаусте» Ш. Гуно и многие другие. Как видите, пел он и партии, предназначенные для центрального или, как часто говорят, русского баритона. В репертуаре Пирогова были и камерные произведения, я не говорю уже о русских народных песнях, которые он пел с рождения. Г. Пирогов много гастролировал. Его сценические образы отличались покоряющей рельефностью, остротой сценического рисунка. Вот, что писал о нем его младший брат Александр: «Помнится его Томский (партия баритональная)… в умении носить костюм, в походке, в жестах, в благородной, чуть небрежной манере петь чувствовался прирожденный аристократ. А вот царь Додон… вместо фигуры огромная рыхлая туша, одутловатые щеки, сонные свиные глазки, медвежья походка, огромный, но тупой глупый звук». Повторяю, эти слова принадлежат младшему из братьев Пироговых Александру. Всего братьев было пять: Григорий, Михаил, Иван, Алексей и Александр. Удивительно, но все имели шикарные голоса и не просто голоса, а басы, как впрочем и их отец и дед, может и прадед, если докопаться.
Ну, а теперь об Александре Пирогове. В самом начале 20-х годов в Москве неожиданно появляется четвертый бас из семейства Пироговых – Александр. Он взлетел, как фейерверк. Вот, что писал о нем Сергей Яковлевич Лемешев: «Младший Пирогов, Александр, не уступал знаменитому брату ни в качестве, ни в силе звука, ни в темпераменте, ни в сценическом даровании. И началась замечательная эпоха Александра Пирогова, вписавшего немало славных страниц в историю русского музыкально-сценического искусства. Лучшие его творения на сцене Большого театра – это царь Борис в опере Мусоргского, Иван Грозный в „Псковитянке“ Н. А. Римского-Корсакова, Князь Галицкий и Кончак в опере Бородина „Князь Игорь“». Строки эти были написаны Лемешевым сравнительно недавно…
Ну, а что же писали об А. Пирогове при его жизни? Вот строки, написанные музыкальным критиком Шавердяном в 50-х годах: «Широта интересов и многогранность отмечают творческую деятельность Александра Пирогова, артиста замечательного по красоте и масштабам дарования, талантливого продолжателя славных традиций поколений русских басов. Обладая многими достоинствами своего старшего брата Григория Пирогова, Александр Пирогов сумел закрепить, расширить и развить эти традиции, будучи художником с большой буквы! Чрезвычайно удачно сложилась судьба Александра Пирогова. Ныне он находится в полном расцвете своих сил, а между тем за его спиной уже больше четверти века исполнительской деятельности на положении ведущего баса Большого театра! Им исполнены за это время буквально все значительные басовые партии. Стихийно мощная, захватывающая слушателей эмоциональность, темпераментность и искренность сочетаются у Пирогова с глубиной замысла, всесторонней обдуманностью, четкостью и внутренним единством образа. Александру Степановичу Пирогову доступны все сферы исполнительского искусства. Это теплая лирика, жанровая характерность и трагедийный пафос».
Я не буду более цитировать авторов, так как это может продолжаться до бесконечности. Давайте лучше коснемся биографии выдающегося певца Родился Александр Степанович в селе Новоселки Рязанской губернии 22 июня, 4 июля по новому стилю 1899 года. Из пяти сыновей Степана Ивановича четверо стали профессиональными певцами. Наверняка стал бы певцом и пятый сын Иван, но помешала война. Позже Александр Степанович вспоминал, что брат Иван по мощи и красоте голоса превосходил своих братьев. К великому сожалению, Иван с войны не вернулся. Неудача постигла брата Михаила. Блестяще начав карьеру в Петрограде, он вскоре заболел и умер.
И только три оставшихся брата стали профессиональными певцам и не просто певцами, а солистами Большого театра! У младшего брата Александра голос появился в 15 лет. Старший, Григории, чем мог помогал семье, он-то и определил Александра в Рязанскую гимназию. После ее окончания будущий певец поступает на историко-филологический факультет Московского университета. Одновременно Александр поступает на вокальное отделение Музыкально-драматического училища московского филармонического общества. Если вспомнить, то Григорий Пирогов тоже учился в том же училище, но будучи на 14 лет старше Александра, естественно, окончил это училище немного раньше. И если Григорий учился у Медведева, то Александр – у замечательного певца, солиста Большого театра, тоже баса, Василия Саввича Тютюнника. Несколько строк о нем. Родился в 1860 году. В 1886 году окончил Московскую консерваторию, занимаясь в классе Л. Ф. Казати. Чуть позже брал уроки у Ф. П. Комиссаржевского. Вначале В. Тютюнник поет на сцене Мариинского театра, но в 1888 году принимает приглашение и становится солистом Большого театра. В. С. Тютюнник был также талантливым режиссером и даже в течение семи лет исполнял обязанности Главного режиссера Большого театра!
Тут я на мгновение отвлекусь, чтобы поведать Вам вот о чем. Все же интересно устроена жизнь. Зачастую ходишь рядом с человеком, общаешься с ним и не знаешь в сущности, кто он. Так был у нас в филармонии администратор Игорь Тютюнник. Скромный, незаметный, не очень разговорчивый, но интеллигентный человек. Своей родословной не козырял, да впрочем, никому и не рассказывал. А ведь рассказать было о чем. Однако, прошло довольно много лет, прежде чем мы с ним разговорились. Каким образом? Очень просто. Наши садовые участки находятся рядом. В один из ненастных вечеров я не поехал в Москву и весь вечер мы провели вместе. Участки наши, а их совсем немного, находятся в лесу в километре от самой глухой деревни. И так случалось, что мы оказались вдвоем на всей этой небольшой лесной территории. Сама обстановка располагала к интереснейшей беседе. Представьте себе ночь, луна, живописная природа и накрапывает дождь. Да и спешить было некуда. Каждый принес, что у него было, и беседа началась. Игорь Тютюнник давно знал, что я делаю передачи об оперных певцах, но в силу своей, излишней, считаю, скромности ни словом не обмолвился о своем знаменитом прадеде Василии Саввиче Тютюннике (в украинском переводе «табачник»). Много интересного узнал я в тот вечер, а ведь помогла, можно сказать, ненастная погода. Напомню такой эпизод. Хотя в одной из предыдущих статей я о нем Вам рассказывал, но все же напомню. Усадьбы Шаляпина и Тютюнника были рядом. Если кто знает, где находится Дом Шаляпина, что на Садовом кольце, то это там. Забора между усадьбами двух басов Большого театра не было. И хорошо… Однако в один прекрасный день Федор Иванович сильно осерчал на Василия Саввича. А за что, тот так и не понял. Но однажды проснувшись, увидел забор, который вырос буквально за одну ночь. И это безо всяких объяснений со стороны Шаляпина. Ну а сына своего Игорь назвал Василием в честь замечательного певца и режиссера Большого театра своего прадеда Василия Саввича Тютюнника!
Конец ознакомительного фрагмента.