Вы здесь

Корень зла в экономике. Введение (Марина Эрлина)

Введение

Сегодня все озабочены политическим и экономическим состоянием в мире. Все придумывают способы пережить кризис, одолеть инфляцию, смягчить международную обстановку. В том, что происходит, люди обвиняют коррупцию, валютных спекулянтов, злые умыслы врагов. Но, если оглянуться назад, можно видеть, что такие обострения случались и раньше. Только последнее время они происходят все чаще и чаще. Кризис 2008-го года плавно перерос в кризис 2015-го и не прекращается. Удивительное дело, но умнейшие люди планеты заняты тем, что придумывают, как залатать больную систему, вместо того, чтобы заменить ее новой. Сильные мира сего не слышат трезвые голоса, которые давно раздаются в мире.

В 1918 году, вскоре после окончания первой мировой войны, когда все только и говорили о мире, Сильвио Гезель написал в газету «Цайтунг ам миттаг»: «Не смотря на то, что народы дают священную клятву заклеймить войну на все времена, не смотря на призыв миллионов: „Нет войне!“, вопреки всем надеждам на лучшее будущее, я должен сказать: если нынешняя денежная система сохранит процентное устройство, то я решусь утверждать уже сегодня, что не пройдет и 25 лет, как мы будем стоять перед лицом новой, еще более разрушительной войны. Я очень отчетливо вижу развитие событий. Сегодняшний уровень техники позволит экономике быстро достигнуть наивысшей производительности. Будет происходить быстрое образование капиталов, которые вследствие избыточности предложения снизят проценты. Тогда деньги будут изъяты из обращения. Это приведет к сокращению промышленного производства, на улицу будут выброшены армии безработных… В недовольных массах пробудятся дикие революционные настроения, снова пробьются ядовитые ростки сверхнационализма. Ни одна страна не сможет больше понять другую, и финалом может стать только война».

Сегодня, почти через 100 лет после этого заявления, мы видим, что оно сбылось даже раньше, чем было предсказано. Дальнейшая история показывает, что после второй мировой войны циклы стали еще более короткими. Неужели это не показательно? Неужели еще кто-то может сомневаться в правильности этих расcуждений?

Историк экономики Джон Л. Кинг в1988 году писал: «До настоящего времени я удовлетворялся тем, что писал о процентах, как о важнейшей причине повышения цен, так как они в скрытой форме присутствуют в ценах на все вещи, которые мы приобретаем. Однако эта мысль до сих пор не получила должного признания.

Девять биллионов долларов внутреннего долга США дают при 10% 900 миллиардов долларов, оплачиваемых за счет повышения цен, что точно соответствует 4% повышению цен, которое «эксперты» называют инфляцией. Я всегда рассматривал проценты и сложные проценты как невидимую машину разрушения, которая как раз сейчас работает особенно усердно. Мы должны попытаться освободиться от всего этого бессмысленного финансового безумия».

Карл Маркс был, безусловно, прав, указывая на наличие в сфере производства источника «прибавочной стоимости». Однако распределение этой «прибавочной стоимости» происходит в значительной доле в сфере циркуляции денег, что во времена Маркса было не так заметно. Сегодня все большие суммы концентрируются в руках все меньшего числа индивидуумов и фирм. В период с 1980 по1990 годы прибыль от спекуляции деньгами удвоилась. По оценкам Международного банка реконструкции и развития сумма денежных операций в мировом масштабе в 20 раз превышает ту сумму, которая практически необходима для ведения торговли, т.е. для товарообмена. Долги и проценты по кредитам в народном хозяйстве растут быстрее, чем доходы, что рано или поздно должно привести к коллапсу, даже в высокоразвитых странах.