2. Красота по-корейски
Красота по-корейски: корейский подход к заботе о коже
Поселившись в Сеуле, я очень скоро осознала, что живу в стране, где забота о коже не просто привычка: это часть культуры. Такая концепция была для меня внове, но чем глубже я вникала в нее, тем больше она мне нравилась.
Все это происходило в середине 2000-х годов, когда корейская индустрия красоты успешно продвигалась в других азиатских странах и обрела небольшую, но преданную клиентуру в Соединенных Штатах. Желающим приобрести корейскую косметику приходилось хорошенько потрудиться, чтобы заработать на это дорогое удовольствие: ее можно было купить в магазинах, где она стоила бешеных денег (к тому же никто не гарантировал, что вы не промахнетесь с выбором), или заказать товар онлайн, смирившись с тем, что доставка обойдется дороже, чем сама покупка.
Словом, если у вас не было в Корее подруги или знакомых, владеющих инсайдерской информацией, оставалось надеяться на удачу. Чаще всего покупатели действовали вслепую, пытаясь расшифровать иероглифы, не понимая, каков состав крема и для чего он предназначен. Единственным критерием выбора становилась цена, которая только и помогала отличить продукцию люксовых брендов от бюджетных аналогов самого скромного качества.
Раз в год, выбираясь в Лос-Анджелес навестить родных и повидаться с друзьями, я набирала целый чемодан новейших эмульсий, бальзамов для губ и масок-патчей для глаз. Кое-что из этого я везла в качестве запоздалых подарков на дни рождения, но в основном выполняла конкретные просьбы подруг, которые смущенно объясняли: «Здесь это стоит совершенно бешеных денег, поэтому… ты не могла бы захватить сразу десяток?»
Другие подруги толком не знали, что к чему, просто слышали, что эти средства такие клевые. Они просили привезти маски с красочными улитками на упаковке и умоляли: «Мне что угодно в форме панды или фрукта!!!» Мои наезды в Штаты неизменно вызывали бурную радость у подруг, но я знала, что дело не во мне, а в каком-нибудь блеске для губ в форме ягоды голубики.
В Корее я наслаждалась жизнью и влюбилась в эту страну окончательно и бесповоротно. Здесь я встретила своего мужа, с которым познакомилась на «свидании вслепую». Так называемые согэтины – обычное дело в Корее. По пятницам я расспрашивала своих коллег о планах на выходные, и, как правило, у каждой было назначено по два-три таких свидания. Согэтинами с корейскими мужчинами я не увлекалась, но, когда подруга из Калифорнии предложила мне встретиться с американцем корейского происхождения, выпускником Вест-Пойнта, капитаном корабля, дислоцированного в Сеуле, меня зацепило. В Сеуле мы с Дэйвом нашли и общую любовь – пуделя Рэмбо, которого взяли у подруги.
Жизнь в Корее заставила меня по-настоящему поверить в возможности человека: убежденная в том, что страна может многое предложить остальному миру, я не хотела оставаться в стороне.
Корейская косметическая система стала моей страстью. Она полностью изменила мое отношение к собственной коже и коже в целом. Убедившись в том, как преображается человек, я сочла своим долгом донести полученные знания до всех. Мне казалось, Соединенные Штаты и Корею разделяла огромная информационная пропасть. Американцы мечтали о корейской ухаживающей косметике, но путаница и дезинформация не позволяли мечтам сбыться.
Мы с Дэйвом, оба потомственные предприниматели, решили попытаться снять завесу тайны и открыть миру красоту по-корейски: у нас родилась идея запустить интернет-магазин, чтобы облегчить людям и поиск, и покупку любимых (новых) продуктов.
Мы с Рэмбо расположились на полу в гостиной среди коробочек, баночек и пузырьков с моими любимыми средствами, которыми я пользовалась месяцами и годами, – так рождался мой проект. Рэмбо был славный пес, но косметолог из него оказался никудышный, поэтому принимать решения пришлось в одиночку.
Поначалу я рассматривала Soko Glam как побочный проект. Мои первые попытки продавать косметику оказались настолько неудачными, что даже Дэйв не смог соврать и похвалить меня, поэтому я пошла другим путем: нашла скучающего хозяина «Срочного фото» неподалеку от дома и договорилась с ним о фотосессии, по четыре доллара за снимок.
Я выложила на сайте описания продуктов от первого лица: рассказала, почему они мне нравятся и каких результатов с их помощью удалось добиться. Потом загрузила фотографии и кликнула «Опубликовать». Вот так Soko Glam официально открыл свой бизнес.
Первый заказ поступил от моей подруги Джеки, а следом – от моей сестры. Каким-то образом слух распространился, и, когда нас упомянули в одной статье в Интернете, посыпались заказы от совершенно незнакомых людей! И не все они были американцами корейского происхождения. Очень быстро тот небольшой запас косметики, который я держала на верхней полке шкафа, оказался распродан на eBay. Стало ясно, что люди разных национальностей жаждут красоты по-корейски. И немедленно.
Ко времени запуска Soko Glam в Соединенных Штатах уже начался бум на все корейское. Халлю, в переводе «Корейская волна», охватившая всю современную южнокорейскую поп-культуру – от музыки до сериалов, видео на YouTube и даже еды, – стала чрезвычайно популярной за пределами страны. А товары для красоты и здоровья на гребне этой волны выплыли к самым перспективным рыночным берегам, вызвав небывалый – что называется, как в последний день – ажиотаж.
Красота по-корейски наводнила Интернет – от доступных в один клик бесчисленных статей о самых странных корейских косметических продуктах (молоко ослиц для сухой кожи (?!), яд храмовой гадюки от морщин (?!) до бьюти-блогов, рекламирующих знаменитый десятиступенчатый уход за кожей (не волнуйтесь, вы узнаете о нем в главе 7, обещаю). В результате корейские продукты вышли из тени. Внимание прессы подстегивало общий покупательский интерес, и мои клиенты не уставали рассказывать о том, как им нравятся купленные средства, – на меня обрушилось множество электронных писем, твитов и постов.
Я сделала для себя еще одно неожиданное, но прекрасное открытие: клиенты видели в Soko Glam не просто интернет-магазин, но источник информации об уходе за кожей. Они оценили корейскую культуру красоты и хотели приобщиться к этой культуре, напрямую связанной с национальным менталитетом.
Здоровье кожи идет изнутри
Красота по-корейски – это больше чем просто 10 ступеней ухода и маски для лица. Это не то, что вы используете, но то, как вы думаете. К такому выводу я пришла, изучая традиции корейской красоты и особенности менталитета, лежащие в ее основе. Главный приоритет здесь – здоровье и внешний вид вашей кожи. Однако в Корее культура ухода за кожей не ограничивается набором косметических средств: не только женщины, но и мужчины готовы на многое, чтобы обеспечить коже защиту и питание. Ходят ли они под зонтиками, прячась от ультрафиолетовых лучей, пьют ли антиоксидантный чай, чтобы предотвратить преждевременное старение (а скорее всего, делают и то и другое), корейцы признают, что главное в заботе о коже – комплексный подход. Несколько простых и доступных каждому мер способствуют достижению желаемой цели.
Бренды верности не стоят
Корейские потребители редко придерживаются какого-то одного бренда, не давая косметическим компаниям почивать на лаврах. Покупатели постоянно ищут, что называется, новейшее и крутейшее, поэтому, чтобы удовлетворить запросы рынка, индустрия красоты вынуждена непрерывно разрабатывать очередные продукты. При этом очень важно, чтобы предлагаемые средства работали – иначе больше никто к такому производителю не сунется.
Корейский потребитель вовсе не убежден в том, что местная продукция превосходит по качеству другие мировые бренды. Очень многие пользуются косметикой премиум-класса из Соединенных Штатов, Европы, да мало ли откуда. Загляните в ванную или в косметичку любой кореянки – вы наверняка обнаружите здоровое разнообразие брендов, местных и зарубежных.
«Пали-Пали»! / Скорее, еще скорее, или Инновации превыше всего
Корейские компании могут разработать новый продукт и выложить его на полки магазинов за шесть месяцев. Они используют инновационные технологии и стараются опережать ожидания потребителя. Тут важно выиграть время и первым вывести новинку на рынок.
Это значит, вы не найдете на прилавках средств, которыми в девичестве пользовалась ваша бабушка: упор сделан на современность, а не на классику, вот почему корейская косметика зачастую так забавно оформлена. Согласитесь, вряд ли вам хочется всю жизнь носить одно и то же платье, так зачем же обрекать себя на вечное пользование одним и тем же увлажняющим кремом?
Такие милые зверюшки
Корейские компании понимают важность упаковки. Конечно, нас призывают не «встречать по одежке», однако не все столь однозначно: из этой книги вы узнаете, что можно оценить качество румян по кошачьим ушкам на упаковке, а туши – по динозаврикам на тюбике.
Я, разумеется, немного утрирую: понятно, что вы не станете пользоваться ни тем ни другим, если «ушки» и «динозаврики» скрывают полное барахло. Но если продукты качественные, почему бы им не быть еще и симпатичными? Продуманный дизайн делает продукцию забавной, исподволь внушая нам: уход за кожей – не повинность, а удовольствие. Косметические средства – от кремов для рук до салфеток для лица – всегда при вас и всегда в ходу. И, если вам несколько раз на дню попадаются на глаза симпатичные предметы, – вам ведь захочется чаще ими пользоваться, правда? А чем чаще вы станете ими пользоваться, тем выше вероятность увидеть результат. Теперь понимаете? Все это – элементы единого плана по возвращению вашей коже сияния и здоровья!
Кожа важнее макияжа
Вместо того чтобы прятать изъяны с помощью декоративной косметики и кремов точечного действия, корейцы выбирают средства по уходу за кожей, позволяющие в корне устранить проблему, а еще лучше – предупредить ее. Макияж на проблемной коже выглядит неестественно и маскирует дефекты лишь на время.
Такой подход объясняет, почему на улицах Сеула так много женщин с макияжем «без макияжа». Овладев искусством ухода за кожей, подготовив и загрунтовав холст, дамы могут спокойно выйти на улицу с минимумом косметики – и все равно выглядеть безупречно.
Береги кожу смолоду!
В детстве нас учат правилам гигиены – от чистки зубов перед сном до мытья рук после посещения туалета. В Корее детей к тому же учат ухаживать за кожей. Задолго до того, как столкнутся с подростковыми прыщами, они уже знают все тонкости ухода, от пилинга и увлажнения до солнцезащитных кремов.
Сами видите, насколько такая практика отличается от того, что считается уходом за кожей в западной культуре. Профилактика гораздо эффективнее лечения. Большинство корейцев начинают пользоваться солнцезащитными средствами еще до того, как проявятся пигментные пятна, и увлажняют кожу, прежде чем настанет пора беспокоиться о морщинах. Они с малых лет знают, что, потратив время и усилия, можно контролировать состояние кожи, вместо того чтобы сидеть и ждать, когда она станет источником проблем.
К сожалению, о необходимости ухода за кожей мы вспоминаем, только когда прыщи выскакивают накануне выпускного бала, а потом, при появлении первых признаков старения, бросаемся в магазин, чтобы купить самый дорогой антивозрастной крем. А ведь проще и выгоднее поддерживать кожу в здоровом состоянии, когда вы сами молоды и здоровы. Знаете, как говорят: старую собаку не выучишь новым фокусам. Если здоровые привычки появятся у вас смолоду, они станут вашей второй натурой. Отложите на потом – придется в зрелом возрасте заставлять себя ухаживать за кожей, но тогда уже никакой второй натуры, одна сплошная рутина.
Важно не только ЧТО, но и КАК вы делаете
В то время как большинство людей в мире обходится одним видом увлажняющего крема, корейские женщины используют от шести до десяти. И опять-таки они не хватают первый попавшийся крем и бездумно втирают его – порядок использования средств играет далеко не последнюю роль!
Кореянки постепенно переходят от легчайшей консистенции к самой плотной, и каждый слой знает свое место и время. Все шаги продуманы, и у каждого своя цель: подготовка, обновление, лечение, увлажнение или защита. Важен и способ нанесения: эссенцию – легкими движениями, крем – похлопывая, компакт-пудру – слегка прижимая пуховку, так как «размазывать» ее не всегда уместно (подробнее об этом чуть позже).
Правильное увлажнение: глубже и чаще
Упругая, словно умытая росой кожа – вот главный признак красоты в Южной Корее; если на Западе в моде матовые лица, то кореянки стремятся к тому, чтобы их кожа блестела и сияла. Впрочем, блестеть она должна не сальным блеском – речь идет о свежей, а не о проблемной жирной коже.
В дополнение к дневным и вечерним ухаживающим процедурам многие жители Южной Кореи в течение дня сбрызгивают кожу увлажняющими спреями и защищают ее от пересыхания с помощью увлажнителей воздуха (по дизайну зачастую не уступающих арт-объектам). Для усиленной гидратации используются тканевые ночные маски – они освежают не только кожу, но и весь организм.
Сияние без отбеливания
Сияющая кожа – вот конечная цель любой программы по уходу за лицом. Многие корейские средства выпускаются с маркировкой «отбеливание», но на самом деле подразумевается «сияние». Сияющая кожа как будто подсвечена изнутри, и кореянки усиливают этот эффект деликатным макияжем. Другими словами, штрих-другой хайлайтером – лучший друг девушек с хорошо увлажненной кожей.
Большинство корейских «отбеливающих» средств безопасны для кожи любых оттенков, поскольку в них нет отбеливателя как такового. Почти все они содержат арбутин (экстракт толокнянки или листьев шелковицы) – натуральный компонент, подавляющий выработку меланина. Впрочем, никто не отменял золотого правила: внимательно читайте состав на этикетках!
Уход за кожей – не роскошь
Благодаря взыскательности потребителей и высокому спросу даже самая инновационная корейская ухаживающая косметика обычно стоит вполне разумных денег. В Сеуле косметические магазины на каждом углу (и даже на станциях метро), так что хорошая кожа доступна каждому и совсем не обременительна для кошелька. Вы получите эффективные средства и передовые формулы – да еще в роскошной упаковке – и не разоритесь.
Универсального ухода не существует
Редко можно встретить двух людей, которые одинаково ухаживали бы за своей кожей. Даже самые популярные продукты (названия которых мелькают в любом бьюти-блоге) не рассчитаны на каждого, и то, что искренне рекомендует подруга, может не подойти вам. Никогда не поддавайтесь всеобщему ажиотажу и не соблазняйтесь восторженными отзывами. Кожа каждого человека уникальна и по-своему реагирует на разные компоненты и формулы.
Западная культура учит нас выбирать ухаживающую косметику в зависимости от «зрелости» кожи, но это грубое упрощение.
Вместо механической привязки к возрасту стоит приглядеться к своей коже и понять, что ей нужно.
К сожалению, в уходе за кожей зачастую приходится действовать методом проб и ошибок, и еще никому не удавалось подобрать правильный курс с первого раза. Следует помнить и то, что ваша кожа постоянно меняется – сами знаете, жизнь есть жизнь.
Корейские женщины это прекрасно понимают. Они научились распознавать, подходит им тот или иной продукт или нет. Если средство не оправдало ожиданий, они без колебаний расстаются с ним, невзирая на симпатичную упаковку.
Станьте хозяйкой положения – и получайте удовольствие!
Тут нет ничего таинственного: вы можете полностью контролировать состояние кожи, и вовсе не нужно, едва проснувшись, бежать к зеркалу и проверять, не случилось ли за ночь чуда. Да, уход отнимет у вас немного времени и сил, но, поверьте, задача перед вами не самая трудная. В конце концов, это баловство, а не уборка кухни.
Когда я постигала премудрости корейской косметологии, мне повезло: рядом со мной оказались настоящие гуру (в основном мои новые сеульские подруги); они-то и подсказали, с чего начать. Я растерялась, столкнувшись с морем средств, но вскоре с удивлением обнаружила, что уход занимает у меня минут по десять утром и вечером: многие процедуры надо проводить только раз или два в неделю.
Это оказалось таким удовольствием – со знанием дела ухаживать за своей кожей, решать проблемы, которые раньше ставили в тупик. Теперь, когда я путешествовала по странам с другим климатом или испытывала стресс от аврала на работе, моя кожа все еще могла «взбрыкнуть», но я – уже нет. Более того, мне удалось изучить ее капризы, что крайне важно для качественного ухода. И все это вовсе не утомляло: уход быстро стал гвоздем утренней и вечерней программы, и вскоре я уже твердо знала, что нужно моей коже и какие средства лучше всего ей подходят.
Собственно, кого я обманываю? Да меня охватил настоящий азарт, когда я увидела результаты. Моя вечно тусклая, сухая кожа как будто подтянулась и посвежела, цвет лица выровнялся. Мелкие мимические морщинки и поры уже не бросались в глаза, и мне показалось, что я сбросила несколько лет, которые добавила себе солнечными ваннами на калифорнийских пляжах. Моя кожа стала нежнее на ощупь.
Если у меня и оставались подозрения, что все эти улучшения лишь в моей голове, а не на лице (так называемый эффект плацебо), они развеялись, как только я приехала домой в отпуск. Меня засыпали комплиментами, особенно отмечая превосходное состояние кожи, чего раньше никогда не случалось, и я просто светилась от счастья.
Реальные истории: Ким Йонъа
креативный директор Crosspoint New York, глобальной дизайнерской и брендинговой компании, сотрудничающей с корейскими косметическими брендами Too Cool for School, Moonshot, Dr. Jart+, Innisfree, Laneige
Конкуренция в корейской косметической индустрии высочайшая. Компании беспрестанно ищут, как им выделиться. Один из способов – упаковка: она цепляет глаз и улучшает общее впечатление от товара. Качество продуктов, безусловно, в приоритете, но, хотя корейские компании обычно не подменяют его красивой оберткой, но не забывают и о ней, понимая ее важность.
Продукт тем ценнее, чем он уникальнее, и корейским брендам приходится быть уникальными, чтобы выжить в условиях гиперконкурентного рынка. Корейцы в этом смысле, как говорят маркетологи, ранние последователи: любят пробовать все самое новое и лучшее, вот почему производители меняют дизайн упаковки, или обновляют продукт раз в год-два, или выпускают его ограниченными сериями.
Если говорить о Too Cool for School, то клиенты проникаются философией бренда, едва переступив порог магазина. И сразу чувствуют, что в интерьер вложено немало души и денег. Дизайн продуман от пола до потолка. Нам важна не только упаковка товара, но и сама атмосфера покупки. Мы хотим дарить удовольствие и вдохновение, предлагая что-то для каждого и показывая ранее невиданное.
Это относится не только к косметическим магазинам, но и ко всему корейскому ретейлу. Визуальным эффектам отведена в них особая роль. Зайдите в кафе, и вы заметите, насколько продуманны детали декора: все ради атмосферы. А кофе в такой атмосфере кажется еще вкуснее. В Корее развита культура визуального оформления и брендинга. Мы счастливы быть частью этой культуры.