Вы здесь

Коран и Библии. Единство гуманизма. Спасение (С. Г. Асфатуллин, 2004)

Спасение

В сегодняшней мирской жизни бытует облегченное представление о том, что можно покаяться чуть ли не в последний день и будешь спасен. И вот явные злодеи – рекетиры и политики всех мастей, причастные к геноциду российского народа, понавешали золотых крестов и зачастили в церковь. Ограбят народ и в церковь, поставят свечку, пожертвуют служителям чего-то и с новыми силами делают «бизнес» на человеческих душах и жизнях. Между тем Коран прямо предупреждает: «Но нет обращения к тем, которые совершат дурное, а когда предстанет пред кем-нибудь из них смерть, он говорит: «Я обращаюсь теперь «…И к тем, которые умирают, будучи неверными (вере). Этим мы приготовили наказание мучительное»[47].

Да и в Новом Завете очень много заповедей, говорящих о том же: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Обращаясь к богатым, отказывающим нуждающимся в еде, питье, одежде, крове для странников, лекарствах для больных, Иисус говорит: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу»[48].

Возможно, облегченное представление о спасении в последнюю секунду зародилось в быту на примере одного из двух разбойников, распятых с Христом вместе. Но, во-первых, о его чудесном спасении говорится только у Луки, в святом благовествовании от Иоанна этого спасения нет, а в благовествованиях от Матфея и от Марка прямо говорится: «Также и разбойники, распятые с ним поносили его»[49]. То есть спастись вряд ли могли, учитывая их преступления в земной жизни. Во-вторых, если вникать в суть всего Писания, а не выдергивать отдельную цитату о спасении души, можно понять, что тяжко грешившим всю жизнь и раскаявшимся в последний день, прощение навряд ли будет. Во время обсуждения рукописи протоиерей Николай Казаков любезно разъяснил, что одного описания от Луки достаточно. И что христианское учение настолько гуманно, что дает человеку шанс покаяться даже в последнюю минуту. На мое возражение о массовом злоупотреблении этим шансом людьми резонно заметил, что о дне и часе смерти знает только Бог. И, как правило, тяжко грешащих смерть всегда настигает внезапно. А широкое распространение мифа о спасении в последний час понять можно – всегда хочется верить в то, что полегче для исполнения. Автор все же твердо убежден, что каждый грех сознательной жизни надо перекрывать добрым поступком, а не просто замаливать. И что существуют небесные счетчики-весы, на которых и взвесят дела.

Некоторые православные выпячивают, что у них: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух, а у мусульман только один Бог – Аллах. Мне кажется это несколько неуместным. Ведь в том же Новом Завете Христос говорит: «Я и Отец – одно»; «верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня»; «Верьте Мне, что я в Отце и Отец во Мне»[50].Лучше было бы сосредоточиться на поисках объединяющего, а не разъединяющего усилия такого многонационального общества, как Россия. «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» – Послание к римлянам апостола Павла, гл. 14, п. 19. Еще в Ветхом Завете, признаваемом и христианами, сказано: «Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих» – Тора, «Исход», гл. 23, п. 13; «Я Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» – «Исход», гл. 20, п.п. 2, 3.

Так же широко распространено ошибочное мнение, что «око за око, зуб за зуб» исходит из Евангелия. Наоборот, этот принцип был принят в далекой древности, упоминается в еврейской Торе, то есть еще в дохристианском мире. Христос вспоминает о нем и, осуждая, заповедует: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»[51]. Так вот откуда, оказывается, растут корни толстовства, широко распространенного в России в начале ХХ века. Зря Синод отлучил тогда Толстого от церкви, ох, зря. Церковь больше потеряла, чем приобрела. Юридически Синод был прав. Православие было тогда господствующей государственной религией. А Лев Николаевич имел на Евангелие свои взгляды, отличные от взглядов официальной церкви. И более того, смел их распространять в соседней школе, на вечерах и в письмах. Но это юридически правильное отлучение отшатнуло от церкви столько творческой интеллигенции, что вред от решения Синода превысил пользу. Времена сейчас, в этом плане, более демократичные. Может, стоит вернуться к этому вопросу почти столетней давности? Ведь покаялся же Ватикан за свои решения о судах святой инквизиции, о Джордано Бруно, о Галилее и многих, многих других неприглядных фактах своей истории. А то разногласия между Толстым и Синодом до сих пор будоражат читающих людей, нанося ущерб церкви.