Вы здесь

Коран и Библии. Единство гуманизма. Жены и разводы (С. Г. Асфатуллин, 2004)

Жены и разводы

Вообще, заповеди о женах и разводах есть уже в первых же главах Библий и Корана. Сперва меня это удивило, вроде частное дело каждого, но, поразмыслив, понял, что семья – это фундамент любого общества. Поэтому и придается вопросам брака, семьи и разводов такое важное место. «И прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает… кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует»[39]. То есть – Евангелие разводов не допускает, кроме случаев явного прелюбодейства.

Посмотрим, что же в Коране? Заповеди на эту тему начинаются в Коране прямо со второй суры из 114: «Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют: конечно верующая рабыня лучше многобожницы, хотя бы она и восторгала вас. И не выдайте замуж за многобожников, пока они не уверуют…», «Ваши жены – нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете, и уготовывайте для самих себя». «Отдаляйтесь же от женщин при менструациях и не приближайтесь к ним, пока не очистятся». «Разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам: они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них… прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах»… «И не прикасайтесь к ним, когда вы благочестиво пребываете в местах поклонения»[40]. Как видите, все расписано достаточно подробно.

В современном обществе бытует мнение, что мусульманам развестись проще некуда: вывел жену за ворота, трижды крикнул при свидетелях «развод» и дело в шляпе. Однако это далеко не так, вся процедура тщательно расписана в Коране: а попробуй нарушить прямой запрет, да еще зная о нем!

«Тем, которые поклянутся о своих женах, – выжидание четырех месяцев. И если они возвратятся… то, поистине, Аллах прощающ, милосерд!». «А разведенные выжидают сами с собой три периода, и не разрешается им скрывать, что сотворил Аллах в их утробах (беременность), если они веруют в Аллаха и в последний день. А мужьям их – достойнее их вернуть при этом, если они желают умиротворения. Мужьям над ними – степень. Поистине, Аллах – великий, мудрый».

«Развод двукратен: после него – либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием. И не дозволяется вам брать из того, что вы им даровали, ничего… Таковы границы Аллаха, не преступайте же их, а если кто преступает границы Аллаха, те неправедные». «…не удерживайте их (жен) насильно, преступая: если кто делает это, тот несправедлив к самому себе»[41]. «А когда вы дали развод женам и они достигли своего предела, то не препятствуйте им вступать в брак с мужьями их, если они согласятся между собой согласно принятому».

«Если же он дал развод ей (в третий раз), то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся, если думают выполнить ограничения Аллаха».

Разводы встречаются и в Торе, например, во Второзаконии – гл. 24, п.п. 1–4: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и после она не будет иметь благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь срамное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дому своего. И [жена], вышедши из дому его, пойдет, и выйдет за другого мужа. Но потом и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дому своего; или умрет сей последний муж ее… То не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того, как она осквернена, посколько сие есть мерзость, пред Иеговою, [Богом твоим,] и не порочь земли, которую Иегова, Бог твой, дает тебе в удел».

В Коране расписано, сколько времени надо кормить ребенка грудью – «два полных года; это для того, кто захочет завершить кормление». И даже сколько времени должна выждать вдова – 14 месяцев. Молодые предупреждаются: «И не решайтесь на брачный союз, пока писание не дойдет до своего предела»[42]. В старину повсеместно женили родители, зачастую молодые даже не видели друг друга до момента торжественных проводов в спальню. И на случай, если невеста оказалась прямо противоположна вкусу жениха, дается выход:

«Нет греха над вами, если вы дадите развод женам, пока не коснулись их и не обусловили им условия». «А если вы дадите развод раньше, чем прикоснетесь к ним, но уже обусловив для них условия, то им – половина того, что вы обусловили, разве только они извинят и извинит тот, в руке которого брачный союз»[43].

Помимо этих заповедей есть еще отдельные суры (разделы – авт.) «Женщина» и «Развод». Интересен вопрос о количестве дозволенных жен. В Новом Завете, как широко известно, – одна жена и на всю жизнь. В Коране несколько по-другому: «А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах (надо думать, их матерях) – и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы. Это ближе, чтобы не уклониться». В Ветхом Завете часто упоминаются две жены. Второзаконие, гл. 21, п. 15: «Если у кого будут две жены, одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, то при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенства пред первородным сыном нелюбимой». Или, например, жены Аврама – Сара и Агарь или жена брата после его смерти. Гл. 25, п. 5: «Если братья живут вместе, и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и поступить по правам деверя».

Какой поэтический образ: «женщины, которыми овладели ваши десницы!». Сразу представляются черноокие красавицы с тонкой талией и широкими бедрами. Евангелие смотрит на это гораздо суровее: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну»[44]. Да, такая излишняя суровость никак не способствует росту населения. К тому же, красивые, стройные женщины тоже Божьи создания, почему бы и не полюбоваться творениями Господа? И возблагодарить его лишний раз за красоту на Земле. Дальше начинается семейная жизнь, а требования там другие. Буквально уже в следующем параграфе суры «Женщины» сказано: «И не давайте неразумным вашего имущества, которое Аллах устроил вам для поддержки, и наделяйте их из него, и одевайте их, и говорите им слово благое». Чуть мягче, но похоже сказано и в Новом Завете: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом» – Первое послание Петра, гл. 3, п. 7.

Сейчас у нас сплошь обратное – семейным бюджетом распоряжается женщина и отсюда вытекает много печальных для мужчин последствий в среднесрочной перспективе. Коран же поясняет: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущества перед другими и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины – благоговейны… А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их(?!) И если они повинятся вам, то не ищите пути против них. А если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите судью из его семьи и судью из ее семьи; если они пожелают примирения, то Аллах поможет им»[45].

Примерно в том же духе, но несколько с иным финалом написано и в Новом Завете: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» – Первое послание Петра, гл. 3, п.п. 1, 2. Так что движение феминисток явно исходит не от Бога…

Вообще, в Библии есть много наставлений женам, которые, к сожалению, совсем забыты в современном христианском обществе. И очень зря. Мудрость Нового Завета проверена тысячелетиями, и не следовало отмахиваться от нее в середине одного ХХ века. Придется напомнить женам и их мужьям, что же заповедал Бог. «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа» – Послание к римлянам апостола Павла, гл. 7, п.п. 2–3.

«Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я (апостол Павел – авт.); Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется (наверное, в случае его явного прелюбодейства – авт.), то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей» – Первое послание к коринфянам апостола Павла, гл. 7, п.п. 2-11. Мы перестали придерживаться этого последние 30 лет, и как следствие – катастрофический рост разводов и появление детей-полусирот при живом отце или матери.

Там же есть советы апостола Павла супругам, один из которых неверующий: «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; Ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим); иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (гл. 7, п.п. 12–16). Дальше есть интересное дополнение-разъяснение, за кого может выходить замуж вдова: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (гл. 7, п. 39). Затем следует мощная заповедь на тему феминизма. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; И не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» – Первое послание к коринфянам, гл. 11, п.п. 8-10. Все эти заповеди предполагают, конечно, что муж должен быть настоящим мужчиной. В противном случае надо воздержаться пока от брака. На эту тему оставлена четкая заповедь в Коране: «И пусть будут воздержаны те, которые не находят возможности брака, пока не обогатит их Аллах Своей щедростью». В конце ХХ века вдруг расцвело подпольное женское рабство для принудительной проституции и снова стала актуальна древняя заповедь Корана: «А те, которые хотят записи (о свободе), из тех, которыми овладели десницы ваши, – записывайте их, если знаете, что в них есть добро, и давайте им из достояния Аллаха то, что Он дал вам, и не принуждайте ваших девушек к распутству, если они хотят целомудрия, стремясь к случайностям жизни ближней». Коран, как и Евангелие, милостив к подневольно падшим женщинам: «…ведь Аллах и после принуждения их – прощающий, милосердный!» – Сура 24, п. 33. Но суров к сознательно грешащим: «Прелюбодея и прелюбодейку – побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а прелюбодейка – на ней женится только прелюбодей или многобожник. И запрещено это для верующих» – Сура 24, п.п. 3–4.

Как мы видим, несмотря на разницу в деталях, общее направление в Коране и Новом Завете по вопросам семьи и разводов все же одно. Этому задан тон еще в Ветхом Завете: «…и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да уповают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой» – Книга притчей Соломоновых, гл. 5, п.п. 18–20; «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (гл. 14, п. 1); «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (гл. 17, п. 1); «Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив» (гл. 18, п. 23); «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» (гл. 21, п. 9). Сварливость жены настолько неприемлема, что Бог еще раз, тут же рядом, говорит: «Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою» (гл. 21, п. 19). Надо, наверное, женам задуматься и не считать это легко прощаемой мелочью. Знал автор в своей жизни женщин, которые были любезны со всеми, кроме своего, Богом данного, мужа. Корректность, обходительность на работе и с соседями и крик, ругань дома за любую мелочь. Кончалось это плохо – на седьмом или десятом году семейной жизни муж просто сбегал или уходил к другой. Жена, оставшись перед пиком своей сексуальной активности без мужских гормонов, как правило, начинала болеть. Плюс к этому – отсутствие материальной и моральной поддержки близкого человека. Знавал и семьи, где женщина, даже выйдя замуж, считала свою мать более близкой родственницей, чем мужа. Кончалось это практически тем же, хотя и по другому сценарию, с участием уже трех действующих лиц. При этом уходили в тень интересы ребенка – главного действующего лица, продолжателя двух родов, его и ее. И он вынужденно рос в неполноценной, однобокой среде, потому что контакты с отцом и его родителями пресекались матерью или существенно ограничивались. При самом глубоком уважении к званию «мать» все же надо понимать и помнить, что она не может дать ребенку отцовских знаний и его опыта жизни, а уж тем более – дедушки и бабушки с его стороны. Даже если она имеет два высших образования. Однако вернемся к Ветхому Завету: «…блудница – глубокая пропасть, и чужая жена – тесный колодезь; она как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников» (гл. 23, п. 27); «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей; она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» (гл. 31, п.п. 10–12, 27). О женщинах противоположного толка сказано дальше, в книге Екклесиаста: «И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце ее силки, руки ее – оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею» (гл. 7, п. 26). Если она к тому же замужняя женщина, то, по еврейской Библии, подлежала смерти, так же, как и женатый прелюбодей – «Левит», гл. 20, п. 10.

В мире сложился устойчивый стереотип, что ислам принижает, унижает и чуть ли не жесток к женщине. Этому способствовала практика применения мусульманами тех или иных норм религии. Если же обратиться к первоисточнику – Корану, то его нормы достаточно гуманны. Вот, например, была приведена заповедь о сотне ударов прелюбодеям, включая и прелюбодеек. Но тут же следом особо указано, что это должно быть доказано: «А те, которые бросают обвинение в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, – побейте их восьмьюдесятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда; это – распутники, кроме тех, которые потом обратились и исправили» – Сура 24, п.п. 4–5. И по мне – лучше 100 ударов сейчас, чем вечная геенна после, как в Евангелии. Чрезмерная ревность одного из супругов превращает семейную жизнь в ад уже на земле. Чтоб этого не случалось, Коран дает норму: «А те, которые бросают обвинение в своих жен, и у них нет свидетелей, кроме самих себя, то свидетельство каждого из них – четыре свидетельства Аллахом, что он правдив, а пятое, – что проклятие Аллаха на нем, если он лжец. И отклоняется от нее наказание, если она засвидетельствует четырьмя свидетельствами Аллахом, что он лжец, а пятым, – что гнев Аллаха на ней, если он правдив» – Сура 24, п.п. 6–9. Подобные заповеди есть еще в еврейской Библии, в Торе. То есть здесь – полное равноправие. А для особо упорствующих фанаток феминизма из Соединенных Штатов и Западной Европы приведу пример из Нового Завета: «Жены ваши в церквях да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?». – 1-е послание к коринфянам, гл. 14, п.п. 34–36. Но боюсь, что глаза у них застланы гордыней. Поэтому хочу закончить тему мудрейшей и кратчайшей заповедью Нового Завета прямого действия: «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христосу глава – Бог» – Первое послание к коринфянам, гл. 11, п. 3. И снова Коран: «О вы, которые уверовали! когда к вам приходят верующие женщины выселившимися, то испытайте их. Аллах лучше знает их веру. И если вы узнаете, что они верующие, то не возвращайте их к неверным: они им не дозволены, и те не дозволяются им. Давайте им, что они издержали. И нет греха на вас, если вы женитесь на них, когда дадите им их плату. И не держитесь за узы неверных и просите то, что вы издержали, и пусть они просят, что они издержали. Таково для вас решение Аллаха. Он решает между вами. Аллах – знающий, мудрый! А если какая-нибудь из ваших жен ушла от вас к неверным и вы взяли свой черед, то давайте тем, у которых жены их ушли, столько же, сколько они издержали. И бойтесь Аллаха, в которого веруете!» – Сура 60, п.п. 10, 11.

И снова Новый Завет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви; и Он же Спаситель тела; Но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь… должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа» – Послание к ефесянам, гл. 5, п.п. 22–25, 28, 29, 31, 33.

«Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» – Послание к колоссянам, гл. 3, п.п. 18–21.

И еще: «Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление; Впрочем спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». – Первое послание к Тимофею, гл. 2, п.п. 11–15.

Есть заповедь и насчет вдов: «Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, раждали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию: Ибо некоторые уже совратились вслед сатаны» – там же, гл. 5, п.п. 14–15.

Так что движение феминисток запустил в мир Сатана, замаскировав, как это принято сейчас, под демократию.

Но если все-таки дошло до развода, то: «Когда вы даете развод женам, то разводитесь с ними в установленный для них срок и отсчитывайте срок, и бойтесь Аллаха, Господа вашего! Не удаляйте их из их помещений (!), и пусть они не выходят, разве только совершат явную мерзость. Таковы границы Аллаха; Поселяйте их там, где вы сами поселились по вашему достатку: не делайте им неприятного, чтоб утеснить их. А если они с ношей, то расходуйте на них, пока они не сложат своей ноши. А если они выкармливают вам, то давайте им их плату и сговаривайтесь между собой с достоинством. А если вы затруднитесь, то пусть кормит его другая». А когда они дойдут до своего предела, то удерживайте их с достоинством или разлучайтесь с достоинством»[46].

Сильно сказано и верно. Много раз в жизни встречал мужиков, которых скандальный развод выводил из строя (карьерного, творческого) на долгие годы.