Глава пятая
Сокрушитель идолов
История пророка Ибрахима[21]
Наступила весна, разлились реки Евфрат и Тигр. Жители Ура[22] и других городов Вавилонии радовались, устраивали праздники. Когда поднимается уровень воды в реках, радость приходит и к крестьянам, потому что это означает хороший урожай.
Жители города Ур приходили в храм Зиккурат,[23] построенный в виде мноступенчатой пирамиды, приносили с собой дары и располагали их у подножий своих богов, а в особенности бога Мардука.[24]
Жители Вавилонии отмечали праздник наступления весны в красивой местности за городом. Они устраивали игры, танцевали и пировали. После завершения праздника жители возвращались в Ур и шли к храму, расположенному на городской возвышенности. Внутри святилища стояло множество идолов, вытесанных из камня. Местные язычники поклонялись Солнцу, Луне, Венере, а также своему царю.
В то время, около четырёх тысяч лет назад, царём Вавилонии был Намруд ибн Канаан.[25] Люди боялись своего жестокого правителя, потому что он был владельцем их земель, мог убить человека или запрятать его в тюрьму, отобрав всё имущество.
В храме жители Вавилонии оставляли свои жертвы (пшеницу и мелкий рогатый скот) на алтарях богов, чтобы те ниспослали им изобилие и всяческие блага.
Жрецы этого храма были астрологами, они предсказывали по звёздам. Их совета часто просил сам царь. Люди же, опасаясь гнева могущественных жрецов, задабривали их дарами.
Рождение Ибрахима
В один из дней служители храма пришли к царю Намруду и сказали ему:
– Звёзды оповещают о рождении младенца, который положит конец твоему правлению.
Намруд с тревогой поинтересовался:
– И когда же он родится?
Жрецы ответили:
– В этом году.
И Намруд дал указание, чтобы в течение года убивали всех новорождённых мальчиков.
При таких обстоятельствах в тот самый год родился пророк Ибрахим. Его мать, опасаясь за жизнь своего ребёнка, нашла укрытие в пещере и оставила своё безгрешное дитя в ней, а сама возвратилась домой. И об этом младенце никто не узнал.
Приказ Намруда выполнялся неукоснительно, и было убито много детей. Некоторые из них прожили всего несколько месяцев, другие несколько дней, третьи всего несколько часов. Царь очень боялся рождения ребёнка, о котором говорили жрецы. И когда тот год завершился, Намруд вздохнул с облегчением, ведь все новорождённые мальчики были уничтожены.
А Ибрахим, родившийся в городе Каусарии, неподалёку от Ура и Вавилона, уцелел. Он рос в пещере. Воистину сам Всевышний оберегал его. Аллаху было угодно, чтобы Ибрахим остался жив и направил идолопоклонников к единобожию.
Ибрахим подрастал намного быстрее обычных детей. Через несколько недель после его рождения его мать Амина пришла к пещере, обняла и поцеловала своего малыша и повела в дом. Люди приняли его за двух – или трёхгодовалого ребёнка. Они не знали, что прошло всего несколько недель от его рождения, поэтому стража Намруда не тронула его.
Идолы
В те далёкие времена, когда люди были идолопоклонниками, они почитали Мардука, считая его богом всех богов, Эйю – бога справедливости и закона, Сина – бога неба и богиню Иштар (богиню плодородия и плотской любви, войны и распри), а также и других. Многие идолопоклонники обожествляли Венеру, Луну и Солнце. Но никто не поклонялся Единому Богу (Аллаху). Именно в такое время родился пророк Ибрахим.
Азар
Азар был астрологом и скульптором. Он делал статуи богов для храма, а Намруд советовался с ним. Ибрахим жил в доме Азара, который приходился ему дедушкой по матери, поэтому Ибрахим называл его отцом.
Ибрахим рос очень смышлёным, Всевышний наделил его разумом, мудростью, рассудительностью и чистым сердцем. По этой причине он, даже когда превратился из ребёнка в молодого мужчину, не уверовал в идолов и не стал поклоняться им. Он удивлялся тому, как люди могут считать богами каменные изваяния, вытесанные руками человека.
Однажды, когда на землю опустилась ночь, Ибрахим отправился в город в поисках истины. Он дошёл до языческого храма. Те, кто поклонялись Венере, собрались там, искренно и со смирением устремив свои взоры на небо, на мерцавшую во тьме далёкую звезду. Эти люди были убеждены, что она и есть их богиня-создательница, которая дарует им изобилие и разные блага.
Ибрахим стоял рядом с храмом и тоже смотрел на небо. Он жаждал найти истину искал истинного Бога… Но видел только яркий свет звёзд, которым поклонялись его соплеменники. Но вот на небе появилась луна и осветила всю местность, а свет звёзд померк.
Ибрахиму очень хотелось вразумить заблуждавшихся язычников, доказав им, что Бог есть нечто большее, чем звёзды. И он воскликнул, глядя на луну:
– Таков мой Создатель!
Люди, которые поклонялись Венере, повернулись к нему и спросили:
– О чём ты?
Ибрахим ответил им:
– Звезда Венера, которой вы поклоняетесь, исчезла из поля зрения, а истинный Бог не скрывается и не исчезает.
Прошло время, и луна стала бледнеть, а на небе взошло солнце. И Ибрахим сказал:
– Да, таков мой Бог, и Он велик!
Некоторые из людей поверили тому, что сказал молодой человек. Про себя говорили они: может, в его словах есть правда? Ведь солнце даёт нам свет и тепло.
Но и солнце скрылось, а землю снова окутала тьма. Ибрахим посмотрел на небо и произнёс:
– Я не преклоняюсь перед дневным светилом, ибо это не божество, я поклоняюсь лишь Богу который создал Венеру, Луну, Солнце, Землю, небо и всех нас.
Верующий юноша
Однажды Ибрахим сказал:
– Я не боюсь идолов и не боюсь Намруда.
Когда Ибрахиму исполнилось шестнадцать, то весь народ Вавилонии знал, что он не поклоняется их богам, многие видели, как он в открытую насмехался над ними, говоря, что они не приносят ни пользы, ни вреда.
Как-то раз Азар, дедушка Ибрахима, которого тот называл отцом, увидел, как внук вытесал очень красивого идола. Он был намного лучше идолов самого Азара. Сначала дед обрадовался, подумав, что Ибрахим сделал статую для храма, но внук разбил идола, которого создал.
Азар тогда очень рассердился и спросил:
– Ибрахим, почему ты разбил этого прекрасного идола? Неужели не страшишься ты гнева богов?
Ибрахим, сохраняя уважение к старшему, спокойно ответил:
– Отец, почему вы поклоняетесь идолам, которые вас не слышат, не видят и не могут ответить на ваши мольбы? Отец, откажитесь от заблуждений, в которые вверг вас Шайтан, ведь он ослушался Всевышнего!
– О Ибрахим, тебе не нравятся мои боги? Тебе придётся отказаться от своих слов и деяний, или я побью тебя камнями. Оставь меня, надолго оставь!
Ибрахим был очень воспитанным и любил своего деда. Поэтому, прежде чем покинуть дом, в котором прошло его детство, он пришёл к Азару приветствовал его и сказал:
– Да будет мир с тобой, я буду просить за тебя у Господа прощения, ведь Всевышний любит меня.
И Ибрахим воззвал к Всевышнему, чтобы направил Он Азара на путь истины и веры.
После этого он отдалился от людей, уединился и стал поклоняться Единому Господу. Люди же продолжали ходить в свой языческий храм, почитая каменных идолов, обращаясь к ним с просьбами и принося бесчисленные дары.
Весна
В земли Вавилонии вновь пришла весна. Зацвели цветы, стала прибывать вода в реках. Люди радовались теплу и готовились к большому празднику благоденствия.
Когда жители Ура, как обычно, вознамерились отправиться за город, Ибрахим не пошёл с ними. Тогда они спросили его:
– Почему ты не идёшь с нами?!
Ибрахим ответил им:
– Мне нездоровится.
Он был опечален тем, что эти люди до сих пор не могли определить истинный путь. Ибрахим во всём отличался от своих неряшливых соплеменников. Одежда его была чиста, волосы вымыты, а ногти подстрижены.
На праздник за городом отправились все жители, в их числе Намруд со жрецами. Ибрахим остался в городе один. Он взял топор и направился к большому храму где стояли статуи богов, вытесанные из камней. Некоторые из них были маленькими, другие большими. Здесь же находился и огромный идол Мардука, бога всех языческих богов.
Ибрахим поднялся по лестнице пустого храма, воздух которого был наполнен жуткими запахами крови и тухлого мяса.
Взгляду Ибрахима предстали десятки лжебогов. Он с негодованием подумал о том, что его соплеменники могут поклоняться этим камням, немым, неподвижным и бездушным. С гневом он крикнул им, указывая на принесённые жертвы:
– Почему же вы не едите?
Голос его отозвался эхом в пустом храме.
Ибрахим спросил безмолвные изваяния:
– Почему вы не отвечаете мне?!
И вновь ответом ему было лишь эхо.
Тогда Ибрахим принял решение разрушить все статуи языческих богов и доказать людям, что они не больше чем просто камни.
Он поднял топор и принялся крушить идолов. Не выдерживая мощных ударов молодого и сильного мужчины, статуи рассыпались, и обломки летели к его ногам.
Когда черёд дошёл до огромной статуи Мардука, Ибрахима осенила мысль, и он не разбил идола, а лишь повесил топор ему на шею. После этого он осмотрелся вокруг. Всё в разорённом храме напоминало следы землетрясения.
Ибрахим покинул храм. Выйдя из святилища язычников, он посмотрел на небо и увидел пару белых голубей, паривших в вышине.
Праздник, устроенный за городом, завершился, и жители Вавилонии возвратились назад. Когда наступил вечер, пришла пора жертвоприношений каменным богам. Жители города направились к храму. Длинную цепь верующих, шедших с факелами и дарами в руках, возглавляли жрецы храма.
Войдя в храм, служители испытали ужас. Люди также смотрели на разбитых идолов с испугом в глазах. Картина, представшая перед ними, была поистине ужасна. Почти все статуи превратились в груды камней. И только идол Мардука непоколебимо стоял, как и все эти долгие годы, на своём месте. Но на шее огромной статуи висел топор.
Никто не спросил главного идола, что же здесь произошло. И сам он, как обычно, хранил молчание. Ведь он был всего лишь каменным изваянием.
Раздавались недоумённые возгласы: люди спрашивали друг у друга, кто же осмелился разбить святых богов. Один из горожан сказал:
– Мы знаем того, кто мог сделать это… Только он мог осмелиться на такое. Это Ибрахим. Мы постоянно слышали, как он осмеивает наших богов и говорит, что идолы не приносят ни пользы, ни вреда.
Служители храма сильно рассердились. Они и до этого таили гнев на посланника Аллаха в своих сердцах и знали, что Ибрахим был единственным, кто без уважения отзывался о каменных идолах. И они послали гонца, чтобы известить обо всём царя.
Суд
Намруд пришёл в храм. Увиденное потрясло его. Он понял, что произошло важное событие, угрожающее его правлению. И царь дал указание немедленно схватить Ибрахима, привести в храм и судить его.
Стражи привели молодого Ибрахима и подвели к Намруду и судье, который расположился рядом с ним. Храм был заполнен людьми.
Суд начался с речи судьи:
– Мы знаем, что ты давно насмехаешься над нашими богами! А также знаем, что ты не принимал участия в празднике весны. Не ты ли, Ибрахим, сотворил это кощунство?! Если нет, то укажи нам на того, кто обошёлся подобным образом с нашими богами!
Ибрахим, сохраняя спокойствие, ответил:
– Вероятно, большой идол сделал это. Или он может рассказать вам о том, кто к этому причастен. Спросите его, своего главного бога!
Все люди посмотрели на статую Мардука. На шее верховного бога висел топор, которым были разбиты идолы, но сам каменный истукан хранил молчание.
Судья сказал:
– Неужели ты не знаешь, что боги не могут говорить и не могут дать ответ?
Ибрахим сказал:
– Так как же вы можете поклоняться им – предметам, сооружённым вашими руками? Как вы можете боготворить каменные изваяния, которые не приносят ни вреда, ни пользы, не произносят ни слова в ответ на ваши молитвы и не принимают ваших жертвоприношений?
Все присутствующие в храме, даже судья, опустили головы. Каждый говорил себе: «А ведь этот молодой человек прав! Разве может камень быть богом? Как получилось, что мы поклоняемся кускам скал, не имеющим души?!»
Меж тем речи Ибрахима сильно разгневали жрецов. Не в их интересах было, чтобы люди понимали, что к чему. Так можно было лишиться власти над ними, а этого жрецы никак не хотели допускать. И они обратились к собравшимся с такими словами:
– Как можно простить человека, совершившего святотатство? Как можно прислушиваться к словам того, кто надругался над нашими божествами, даровавшими нам все эти годы блага и изобилие?
Намруд стоял рядом со священнослужителями. Ему вспомнилось их предсказание о рождении ребёнка, который положит конец его правлению, и он гневно воскликнул:
– Ибрахим совершил тяжкое преступление и должен теперь понести суровое наказание!
Люди, соглашаясь с решением царя, поднялись со своих мест.
Намруд же продолжил:
– Мы защитим наших священных богов от подобных посягательств. Пусть наказанием Ибрахиму будет сожжение на костре!
Почти все, даже дед Ибрахима, Азар, согласились с таким приговором. И лишь несколько присутствующих были расстроены из-за уготованной Ибрахиму участи. Среди них была Сара, дочь тети Ибрахима, и его племянник Лут.[26]
Сара была умной девушкой, которая открыла сердце словам Ибрахима. Лут также был одним из тех, кто уверовал в Единого Бога и пророчество Ибрахима.
До приведения наказания в исполнение Ибрахим был брошен в тюрьму.
Костёр, на котором хотели сжечь его, должен был быть очень большим, поэтому жители Вавилонии начали собирать дрова. Днём и ночью горожане были заняты этим. Идолопоклонники были едины в своём желании спалить святотатца на огромном костре, отомстив за поругание своих богов.
В один из этих дней Намруд возжелал поговорить с Ибрахимом о Едином Боге. Ибрахима привели в царский дворец. Смелый юноша не боялся никого, кроме Всевышнего, и не поклонялся никому кроме Него. Поэтому он не приветствовал царя, не пал пред ним ниц и даже не склонил головы.
Намруд высокомерно спросил:
– Эй, Ибрахим, кто этот Бог, в которого ты веруешь?
Ибрахим ответил:
– Я поклоняюсь Господу, который может воскрешать умерших и умертвлять живых.
– Но и я могу убивать и оживлять, – надменно сказал Намруд.
Он хлопнул в ладоши и приказал явившимся слугам привести заключённых, приговорённых к смерти, и позвать палача. Через некоторое время стражники ввели в зал двоих людей в цепях и кандалах. Намруд, указав на одного из несчастных, сказал палачу:
– Этому отсечь голову, а другого, приговорённого к смерти, освободить.
Затем он обратился к Ибрахиму:
– Видишь, я действительно живого приговорил к смерти, а мёртвого возродил к жизни!
Ибрахим не стал спорить с царём, потому что видел, как неправильно то, что сделал Намруд. Но он сказал:
– Господь, которому я поклоняюсь, – Тот, Кто повелел солнцу восходить на востоке. Можешь ли ты сделать так, чтобы оно всходило на западе?
Намруд растерялся от вопроса Ибрахима, потому что не в человеческих силах совершить такое. Царь был настолько ошеломлён, что ничего не сказал, и Ибрахима отвели обратно в темницу.
Четыре птицы
Намруд вновь и вновь возвращался в своих мыслях к тому, что сказал ему Ибрахим о том, что его Бог может оживлять мёртвых. И он вновь приказал привести к нему Ибрахима.
Когда они встретились, царь сказал:
– Ты видел, как я убиваю и оживляю людей, но Всевышний твой такой силы не имеет! Это лишь пустая болтовня! Если ты продолжаешь утверждать, что это правда, тебе придётся привести доказательства!
Ибрахим посмотрел на небо и ответил:
– Господь мой Всемогущ, и всё в Его власти.
Затем он поднял руки к небу и воззвал:
– Господи, покажи мне, каким образом Ты оживляешь мёртвых!
И в ответ на свою мольбу он услышал у себя в голове голос Бога:
– О Ибрахим, разве ты не уверовал?
– Господь мой, я уверовал, но хочу успокоить своё сердце, – ответил Ибрахим.
Всевышний повелел Ибрахиму поймать четырёх птиц, зарезать их, прижав к себе, разбросать останки по холмам, а потом позвать этих птиц.
Ибрахим выполнил Божью волю. Он сделал всё, как требовал Аллах, а потом встал между горами и крикнул:
– Эй, мёртвые птицы, по веленью Божьему летите ко мне!
И тут произошло невероятное: головы и крылья птиц соединились с их туловищами и лапами, сердца их забились, и к ним вернулась жизнь. Взмахнув крыльями, они поднялись высоко в небо, а затем стремительно полетели к Ибрахиму и приземлились у его ног. Ибрахим возблагодарил Всевышнего за явление такого чуда. Однако Намруд, бывший свидетелем всего происходящего, усомнился в честности своего пленника и принялся богохульствовать с прежним неистовством. А Ибрахима он повелел вновь бросить в темницу.
Грозный огонь
Вавилоняне, как и их предшественники шумеры,[27] умело использовали нефть, смолу и серу Они больше месяца собирали хворост за городом, и, когда управились с этим, вырыли огромную яму, сложили в неё хворост и поленья, и залили смолой и нефтью.
Когда наступил день исполнения приговора, стражники вывели из темницы Ибрахима со связанными руками и повели на место казни, находившееся за пределами городских стен. Народ толпой повалил за ними: жители Вавилонии жаждали увидеть казнь святотатца, поднявшего руку на священных идолов.
На место казни пришли жрецы с факелами и подожгли костёр. В небеса взметнулся огромный язык пламени. Костёр полыхал таким жаром, что собравшиеся отпрянули от него, боясь, как бы огонь не обжёг их. Они благоразумно отошли на безопасное расстояние.
Ибрахим спокойно наблюдал за огнём. Он верил в то, что Аллах милостив, и не боялся никого, кроме Него. Костёр выглядел очень устрашающе, и жрецы втайне рассчитывали, что, увидев место, где ему предстоит погибнуть, Ибрахим испугается и будет просить о пощаде и прощении, что он раскается и поклонится идолам. Но Ибрахим не проявлял никакого беспокойства, смиренно ожидая того, что уготовано ему Господом.
Жар от огромного костра распространялся на десятки метров, никто не мог приблизиться к нему. У палача и жрецов возникла трудность: они не могли придумать, как им бросить Ибрахима в огонь. Одному из них пришла в голову дьявольская мысль, и он сказал:
– Поместим его в катапульту, – и нарисовал её схему на земле.
При помощи катапульты можно было с большого расстояния забросить Ибрахима в середину пылающего костра.
Ибрахим, как и прежде, находился в полном спокойствии. Люди смотрели на молодого человека, осуждённого на такую страшную казнь, и дивились его выдержке и непоколебимости. В этот важный момент к Ибрахиму невидимый для всех, спустился ангел Джибрил[28] и, желая испытать его веру, спросил:
– Не желаешь ли ты попросить о чём-нибудь?
Ибрахим не думал ни о ком, кроме Всевышнего, и ни к кому не обращался с просьбой. Свои молитвы он направлял только к Богу. Поэтому он ответил ангелу:
– Мне не о чем просить тебя.
Так Всевышний проверил Ибрахима, проверил его веру и искренность. Ибрахим был истинным праведником.
Стража отпустила верёвку катапульты, и через краткий миг Ибрахим полетел прямо в середину костра.
Но Господь, сотворивший огонь и давший ему способность сжигать, мог также и лишить пламя его свойств. И Он приказал:
– О огонь, стань для Ибрахима прохладой и спасением!
Пламя продолжало бушевать, но потеряло свой жар. Огонь не причинил Ибрахиму никакого вреда; сгорели только верёвки, которыми были связаны его руки. Та часть костра, в которую он упал, превратилась в красивый сад, полный чудесных цветов. Стена огня по-прежнему была очень высока, но Ибрахиму было прохладно и хорошо.
После того как Аллах испытал Ибрахима и узнал степень его веры, Он возлюбил его, и спас, и дал ему возможность посрамить врагов.
Царь с нетерпением дожидался, когда потухнет костёр, чтобы убедиться в том, что Ибрахим погиб в пламени и больше не представляет угрозы правлению Намруда. Царь хотел устроить большой праздник в честь расправы над осквернителем идолов.
Костёр, разведённый вавилонянами, был огромен и полыхал несколько дней. Когда огонь наконец угас, Намруд приблизился к остывающей яме и с изумлением увидел, что Ибрахим цел и невредим. Так жестокий царь и жители Вавилонии получили доказательство того, что Бог Ибрахима Всесилен и Всемогущ. Поэтому они оставили его в покое, чтобы жил свободно.
Переселение
После своего чудесного спасения от смерти в пламени костра Ибрахим прожил в этих местах ещё несколько лет, а потом женился на верующей девушке Саре, дочери своей родной тёти. Сара была богатой девушкой, обладающей землями, имуществом и скотом. Всё это она подарила мужу.
Ибрахим занимался земледелием и пас скот. Поля его приносили богатый урожай, поголовье скота увеличивалось, Бог даровал ему блага и изобилие. Ибрахим был великодушным и гостеприимным, он помогал бедным и нуждающимся. Живя среди своего народа, он неустанно призывал соотечественников поклоняться Богу Единому и отказаться от идолопоклонничества.
Священнослужители храма были недовольны тем, что Ибрахим вносит смуту в умы их паствы, а Намруд боялся потерять из-за него свой трон и власть. Царь принял решение изгнать Ибрахима из Вавилонии.
Намруд дал указание, чтобы Ибрахима выдворили из города, а весь его скот отобрали и отдали Намруду потому что он считал, что этот скот принадлежит правителю Вавилонии.
Ибрахим сказал Намруду:
– Если вы хотите забрать мой скот и имущество, то верните мне те годы жизни, которые я прожил в Вавилонии.
Жалобу представили судье, который дал указание, чтобы Ибрахим отдал властям города всё, что имеет, а взамен правитель должен вернуть ему столько лет жизни, сколько он провёл в их землях. Услышав это, Намруд отказался от своих слов и разрешил Ибрахиму переселиться, куда он пожелает, со всем своим имуществом и скотом.
Покидая Вавилонию, Ибрахим сказал:
– Я иду к своему Господу, Он будет направлять меня.
И он ушёл в другие края вместе со своей женой Сарой и племянником Лутом, чтобы призывать людей к единобожию и отказу от язычества, потому что любил людей и хотел для них счастливой жизни.
Хаджар[29]
Ибрахим вместе со своей супругой Сарой и племянником Лутом достигли земель царства коптов.[30] Здесь Ибрахиму пришлось отдать правителю десять процентов своего имущества, чтобы сборщик налогов дал ему разрешение на вступление на эту землю.
Сборщик налогов, увидев красоту Сары, решил представить её правителю. Ибрахим рассердился и сказал, что готов отказаться от всего имущества, но никогда не даст разрешения увести жену. Ибрахим также сказал ему, что будет до последнего вздоха защищать свою честь.
Сборщик налогов рассказал о красоте Сары правителю коптов, и тот приказал, чтобы Ибрахим и его супруга предстали перед ним. Когда правитель увидел Сару, он захотел взять её себе в жёны. Ибрахим был огорчён, потому что не желал, чтобы кто-либо дотрагивался до неё. Ибрахим просил Бога, чтобы Он защитил Сару. Бог принял его мольбу: у правителя парализовало руку и он так и не смог прикоснуться к Саре. Он осознал, что его удержал Бог Ибрахима, и спросил:
– Это твой Господь сделал со мной такое?
– Да, Господь мой справедлив, – ответил Ибрахим.
– Бог твой справедлив и ты тоже. Теперь попроси, чтобы Он вернул моей руке подвижность. Никогда больше я не повторю подобного, – пообещал он.
Ибрахим обратился к Всевышнему с просьбой вернуть здоровье рукам правителя. Господь исполнил его просьбу. После этого правитель коптов стал с почтением относиться к Ибрахиму и его супруге. И в знак уважения подарил Саре в качестве прислуги молодую рабыню по имени Хаджар.
Палестина
Ибрахим продолжил свой путь в Палестину. Когда они достигли берегов Мёртвого моря, он велел своему племяннику Луту остаться жить в городе Садуме,[31] чтобы призывать жителей этих мест к единобожию и добродетели. Ибрахим же вместе со своей женой отправились дальше и достигли местности Ал-Халил[32] в Палестине.
Долгие годы Ибрахим прожил в этих местах. Он проповедовал людям о Боге, радушно принимал гостей, слыл человеком мудрым и добрым.
Исмаил
Ибрахим не имел детей, так как его супруга Сара была бесплодна. По этой причине у Сары появилась мысль подарить свою служанку Хаджар своему супругу, чтобы тот женился на ней и Всевышний даровал Ибрахиму ребёнка.
Ибрахиму было более семидесяти лет, когда он женился на Хаджар и у них родился сын, которому дали имя Исмаил.[33]
Мальчик наполнял сердце своего отца счастьем. Ибрахим проводил с сыном столько времени, сколько мог.
Его первая жена Сара была хорошей женщиной. Она любила пророка Ибрахима и желала ему добра, хоть и ревновала его к Хаджар. Ведь Аллах подарил Хаджар ребёнка, лишив такой радости Сару. Но Сара не хотела испытывать злобу против Хаджар. Поэтому она попросила Ибрахима сделать так, чтобы они с Хаджар больше не встречались. Сара сказала:
– Когда я вижу её, то начинаю ревновать тебя к ней. Я не хочу попасть в геенну огненную из-за своей ревности.
Но случилось событие, которое избавило Сару от страданий. Однажды Аллах повелел Ибрахиму взять Хаджар и Исмаила и отвести их в то место, куда Он укажет. Всевышний повелел Ибрахиму, чтобы тот отвёл их в Хиджаз.[34] Ибрахим оповестил об этом Хаджар, и они отправились в путь на юг.
Дорога была очень долгой и изнурительной. Кругом лежала сухая безводная пустыня, в которой не было никакой растительности. Ибрахим смиренно продолжал свой нелёгкий путь. Поднимая взор свой к небу, он молился Аллаху об окончании пути. В один из дней он увидел зелёный оазис и подумал, что они наконец нашли то место, куда им велел прийти Аллах, но с неба спустился ангел, который сообщил Ибрахиму, что их путь ещё не окончен.
После долгих дней и ночей, проведённых в пути, Ибрахим привёл семью в пустынное безводное ущелье, окружённое скалами, на которых не росло ни деревца, ни кустика. Но ангел, спустившийся с небес, сообщил Ибрахиму, что это и есть та священная земля, в которой он должен оставить Хаджар и Исмаила. Самому же ему Аллах велит вернуться в Палестину.
Ибрахим всегда беспрекословно повиновался Божьей воле. Но от мысли о том, что он должен оставить среди песка и камней бесплодной пустыни беззащитную женщину с маленьким сыном, причиняла ему невыносимую боль. Ибрахим попрощался с супругой, поцеловал маленького сына Исмаила и уже собирался покинуть их, когда Хаджар спросила его:
– Ты хочешь оставить нас одних в этой безводной пустыне?
– Всевышний дал мне такое указание, – печально ответил Ибрахим.
Хаджар верила в Бога Единого и в то, что её супруг – пророк, поэтому она сказала:
– Если Бог повелел тебе, значит, Он не забудет о нас.
Простившись с супругой и сыном, Ибрахим ушёл. Он вернулся в Палестину. Хаджар и Исмаил остались в иссохшей раскалённой пустыне одни. Что с ними случилось в Аравийской пустыне, вы узнаете из седьмой главы.
Весть о рождении Исхака
– Пришло время, и Ибрахим и Сара состарились. Ибрахим не любил один садиться за стол, он был гостеприимным человеком и всегда сам лично обслуживал гостей, подавая им вкусные блюда.
Однажды к нему в дом пришли три незнакомца. Они вежливо приветствовали хозяина. Ибрахим выбрал из своей отары самого жирного барана, заколол его и приготовил для гостей угощение. Однако незнакомцы, к его удивлению, не отведали ни кусочка. Ибрахим насторожился, но они успокоили его:
– Не бойся, о Ибрахим, мы ангелы, и Бог послал нас, чтобы наказать жителей Садума.
Ибрахим задумался о судьбе жителей Садума и сказал ангелам:
– В этом городе живёт мой племянник Лут.
– Мы знаем, кто там живёт. Всевышний повелел нам разрушить город, а всех людей, кроме Лута и его дочерей, убить.[35]
Ибрахим хотел, чтобы люди, населяющие Садум, изменились, и попросил ангелов дать им для этого срок, но ангелы были Божьими посланниками и спустились, чтобы исполнить Его волю. Люди Садума были язычниками и совершали самые разные непристойные дела, нападали на путников и учиняли разбой и надругательства. А пророку Луту они причиняли мучения и страдания. Зная всё это, ангелы сказали:
– Откажись от этих просьб, о Ибрахим, ибо такова Божья воля.
Пока Ибрахим размышлял про себя о том, почему же ангелы пришли именно к нему, они сказали, что скоро Всевышний подарит ему ребёнка (Исхака[36]), а родит его Сара.
Сара, услышав эту новость, удивилась:
– Какая невероятная новость! Как я могу родить ребёнка? Ведь я бесплодна, а муж мой уже старый человек!
– Ты удивляешься возможностям Господа? Всевышний дарует милость и благоденствие, ведь поистине Он Всемогущ и Милосерден.
Сара и Ибрахим обрадовались этой вести, но Ибрахим продолжал тревожиться за народ Лута, хотел отвести от него Божью кару и гнев, но ангелы сказали ему, что Всевышний разгневался и решил наказать этот народ за их разврат, грехи и за мучения, которые они причиняли другим людям и своему пророку Луту Спеша исполнить волю Господа, ангелы покинули дом Ибрахима и поспешили в Садум.
Строительство Каабы
Ибрахим же направился в Хиджаз, чтобы навестить своего сына Исмаила.
Исмаил уже превратился из мальчика в юношу и проживал в землях арабов рода джурхум.
Господь велел пророку Ибрахиму построить дом и мечеть как символ Аллаха Единого, чтобы у истинно верующих было место для поклонения Ему Пророк Ибрахим сказал своему сыну:
– Аллах приказал мне построить Его Дом на том маленьком холме.
Ибрахим подчинился приказу Аллаха, а Исмаил повиновался своему отцу, когда тот повелел помогать ему.
Итак, Ибрахиму, старому человеку, и Исмаилу юноше, предстояло решить трудную задачу Для строительства они должны были принести камни с гор, окружавших долину Им также нужны были песок, глина и вода.
И они таскали на себе тяжеленные камни с гор, и вырыли яму, и замесили из воды, песка и глины строительный раствор. Исмаил выбирал самые прочные камни для закладки фундамента Божьего Дома. Они с отцом устанавливали их один на другой, укладывая по одному ряду камней каждый день. Строение возносилось ввысь на восемь метров. Закончив строительство Дома, Ибрахим и Исмаил совершили обход вокруг него со словами:
– О наш Господь, прими [это] от нас. Воистину, Ты Всеслышащий, Милосерднейший!
Затем они установили в угол храма особый камень – Ал-хаджр ал-Асвад.[37]
В Каабу вели два входа – один с востока, другой с запада. Пророк Ибрахим украсил двери Каабы ароматными растениями, которые собрал своими руками, а Хаджар, мать Исмаила, принесла красивую ткань, чтобы накрыть молельный дом.
Кааба была первым домом, который по велению Бога был построен для людей. Он напоминал о достоинстве и положении Ибрахима, и каждый, кто входил внутрь, находился под защитой.
Ибрахим и Исмаил построили по велению Аллаха Священный Дом. Мусульмане со всех концов мира посещают его. Они совершают обход вокруг него и славят Господа. Они исполняют все обряды, среди которых и ритуальный бег между холмами ас-Сафа и ал-Марва в память о том, как бегала в поисках воды Хаджар. Они приносят в жертву ягнят, как Ибрахим. Правоверные делают это в соответствии с религией Ибрахима. А религия Ибрахима – это единобожие (равно ислам).
Из Корана
Задумывался ли ты [, о Мухаммад, ] над тем, кто спорил с Ибрахимом относительно Господа его, [кичась] царской властью, ниспосланной ему Аллахом? [Вспомни], как сказал ему Ибрахим: «Господь Мой – Тот, Кто оживляет и умерщвляет». Возразил [царь]: «Именно я оживляю и умерщвляю». Сказал Ибрахим: «Воистину заставляет Бог солнце всходить на востоке, заставь же его взойти на западе». И был ошеломлён тот, кто не уверовал (т. е. царь). Ведь не указует Господь нечестивцам пути прямого.[38]
[Вспомни, как] попросил Ибрахим: «Господи! Покажи мне, как оживляешь Ты покойников». Спросил [Всевышний]: «Разве ещё не уверовал ты?» Ответил тот: «Почему же? Но задаю я вопрос ради успокоения сердца моего». И повелел Бог: «Поймай четырёх птиц, возьми их, [разорви на части] и оставь по кусочку на горе каждой. А потом окликни их. Слетятся они к тебе стремительно. Знай же, что Всемогущий Бог, Премудрый».[39]