Снова в погранохране
Командование погранохраны, узнав, что я мальчишкой служил в погранвойсках, возбудило ходатайство, не без моего согласия, о переводе меня в морпогранохрану Дальнего Востока.
В морпогранохране меня привлекала возможность самостоятельного плавания на малых кораблях. Я был назначен помощником командира пограничной парусно-паровой шхуны ПС-10, командиром которой был некто Симон, небольшого роста, коренастый, толстый моряк, хромой и большой любитель спиртного.
Он никогда «не просыхал», даже в море. Он был удивительно похож и внешностью, и характером, и повадками на знаменитого одноногого Джона Сильвера, по прозвищу Окорок, пирата из стивенсоновского «Острова сокровищ», разыскивающего клад капитана Флинта.
История этой парусной шхуны такова: для эффективности службы погрансудов во Владивостокском погранотряде недоставало. Было поручено купить какую-нибудь «посудину» в частном порядке у японских купцов.
В Японию был послан инженер-механик базы Даньковской – он и присмотрел это судёнышко. Японский купец, конечно, обманул нашего инженера и сумел подсунуть ему деревянную посудину, изъеденную морским жучком, со старым однотрубным паровым котлом. Так мы и получили ПС-10 водоизмещением около 300 тонн, со скоростью хода под машиной 8 уз, а ещё и с парусами – до 14 уз. Установили на шхуну 76,2-мм орудие и «образовали» пограничный корабль.
Вот на этом «крейсере» под командованием стивенсоновского пирата в середине лета 1929 года и отправились мы к берегам Камчатки на охрану границы и рыболовных промыслов от японских браконьеров.
Расстояние от Владивостока до берегов Камчатки около 1200 миль. На переходе в проливе Лаперуза между Сахалином и Хоккайдо мы попали в настоящий шторм баллов 9–10. Ветер был встречный. Под машинами и одним фок-парусом при лавировке мы делали узла два-три. Штормовали три дня. С выходом в Охотское море погода изменилась. Заштилело.
Как-то утром показался остров Шумшу. Море зеркальное, на поверхности – тысячные стаи водоплавающих птиц. Наш корабль шёл бесшумно, и стаи взлетали с воды перед самым форштевнем. Прошли первым Курильским проливом, обогнули южную оконечность полуострова Камчатка, мыс Лопатка и пошли вдоль восточного побережья Камчатки. Мы – в Тихом океане! Показалась сопка Ключевская – действующий вулкан. Прошли вход в Авачинскую губу, ограждённый двумя высокими скалами, ошвартовались у небольшого деревянного причала в Петропавловске.
Петропавловск-на-Камчатке был тогда небольшим городом с одноэтажными деревянными домами, с населением не более двух тысяч человек. Из культурно-развлекательных объектов было кафе «Дод» – Добровольного общества помощи детям, с молоденькой и хорошенькой заведующей. Понятно, что мы стали постоянными посетителями этого «культурного центра».
На пляже за городом была «собачья стоянка». На вбитых кольях, на коротких цепях, не дозволяющих общения животных между собой, содержалось не менее тысячи ездовых собак – основной способ передвижения аборигенов.
В Петропавловске функционировало АКО (Акционерное Камчатское общество), в котором пятьдесят один процент акций принадлежал Советскому Союзу, а сорок девять – США. АКО отлично обеспечивало снабжение Камчатки всеми видами товаров и продуктов. Продавались они по более низким ценам, чем на всей территории СССР. Промышленных предприятий в городе не было.
Экипаж шхуны состоял из тридцати двух старшин и краснофлотцев и нескольких командиров. Кроме капитана Симона и меня, из командиров было несколько примечательных личностей. Штурман Алексеев, молодой человек, окончивший Владивостокское мореходное училище, поражал своей выправкой, морскими качествами и знаниями. Он ни в чём не уступал нам, выходцам из лучшей морской школы России. А механик Александр Яковлевич Бутенко, из старых кондукторов царского флота, оказался совсем бывалым моряком и к тому же чрезвычайно приятным человеком.
Был на шхуне и комиссар – Фёдор Иванович Личанов, вполне достойный и деловой человек, был и лекарский помощник Шлюгдинов, и боцман Иогансон, швед, из торговых моряков, говорящий с сильным скандинавским акцентом: «Тофарис комантир! Какой сыпь на море! Пойтёмте шайку шаркать» (на нашем жаргоне мы говорили «шаргать чай»).
Вскоре в Петропавловск пришёл пограничный корабль «Боровский», переданный в погранохрану из флота. Как-то, возвращаясь с моря, мы при отдаче якоря своей якорь-цепью переложили якорь-цепь «Воровского». Снимаясь с якоря, «Боровский» своим якорем поднял наш. Потёмкин, командир, в мегафон кричал на всю Авачинскую губу: «Вот козявка, пересыпала своей якорь-цепью весь Тихий океан!»
Торговые суда в Петропавловск заходили редко – только для завоза снабжения местному населению. Японские же браконьеры, солидно обосновавшись в наших водах, по существу, хозяйничали в них. С нашим ходом и вооружением мы для них представляли лишь символическую угрозу. Задержать нам никого не удалось.
Японские рыболовные шхуны заходили в наши территориальные воды, как хотели, становились на якорь и, имея на борту четыре – шесть человек и незавидную снасть – тонкий крепкий шнур, свинцовый груз, большой острый рыболовный крючок с подвязанным куском красного флагдуха – на тресковых банках блеснили треску и палтуса, поминутно вытаскивая из воды десятикилограммовых рыбин, и бросали их в трюм шхуны, наполненный рассолом. За четыре-пять дней трюм до отказа заполнялся рыбой.
Дело сделано, шхуна снималась с якоря и шла восвояси. Однажды во время погони за такой шхуной наши кочегары перестарались и сожгли топки котла. Пришлось возвращаться в Петропавловск под парусами. Но возможности отремонтировать котёл не оказалось. Мы стояли в гавани и бездельничали. Командир от «ничегонеделания» запил и не являлся на корабль. Наконец начальство его отстранило от командования, арестовав при каюте, а в командование кораблём приказало вступить мне.
Я, конечно, не замедлил проявить свою прыть и старание. Решил заняться боевой подготовкой, а основой её в погранохране считалась стрелковая тренировка из личного оружия. Так как ни тира, ни стрелкового поля в Петропавловске не было, я решил из осторожности пойти в отдалённую от пирса Тарьинскую бухту в тринадцати милях от Авачинской губы. Под парусами мы отошли от стенки и благополучно пришли в Тарью. Бухта была протяжением около мили, шириной метров двести. Зашёл я в неё удачно и стал посредине на якорь.
К вечеру ветер совсем скис. Заштилело. Мне не терпится. Приказал спустить две шлюпки, усадил команду, захватил винтовки и патроны, под вёслами подгребли к берегу. Берег зарос невысокой прибрежной травой, в воздухе вились тучи комаров. Установили мишени.
Я первый взял винтовку и хотел её пристрелять: стрелял я отлично. Прицелился, а на пусковой крючок нажать не смог. Лицо, шея и кисти рук почернели от облепивших меня комаров. Мои подчинённые спрятали шеи и лица под рабочие рубахи и не шевелятся. Я скомандовал: «По шлюпкам!» – и мы, подхватив оружие, мишени и боеприпасы, бросились в шлюпки и, как на шлюпочных гонках, погребли к кораблю. И что же вы думаете, мы избавились от комаров?! Ничего подобного! Тучи комаров летели за нами. Поднялись на палубу, а комары вьются над кораблём. Машины неисправны, ветра нет, корабль двигаться не может.
Бедный арестованный командир прислал вестового с просьбой зайти к нему. Я спустился в кают-компанию. Симон взмолился: «Иван Георгиевич, давайте уходить отсюда! Ей-Богу, пить брошу, только давайте уйдём от этого кошмара!» «Да как же мы уйдём отсюда? Ветра нет, машины, как Вы знаете, не действуют!»
Команда не спала всю ночь. Прыгают матросы на палубе и матерятся на чём свет стоит: «Какой идиот затащил нас в эту комариную дыру?!» У меня каюта была на ходовом мостике, я всё слышу, но возразить не могу: совесть не позволяет. Закрыл двери, задраил иллюминаторы, лёг на койку и закрылся с головой простынёй. И всё же отдельные особенно кровожадные экземпляры добирались до моей особы и пребольно кололи.
Что это были за комары! Я таких никогда не видывал: длиной сантиметра полтора, хобот способен просверлить голенище сапога. В каюте у меня лежали навигационные карты штук двести, и комары набились в них. Их-то я и привёз во Владивосток и страдал от них ещё месяца два.
Рано утром потянул береговой бриз. Мы снялись с якоря, поставили паруса и вернулись к своему причалу. О каком-либо ремонте котла в Петропавловске нечего было и думать. Я запросил разрешения следовать во Владивосток под парусами. После долгих колебаний начальства, которое, к слову сказать, было сухопутное, такое разрешение было дано. За семнадцать суток при благоприятной погоде, преодолев расстояние в тысячу двести миль, шхуна вошла в бухту Золотой Рог и ошвартовалась у своего причала.
А глубокой осенью 1929 года я был переведён в Хабаровск, в речную пограничную базу на должность командира пограничного корабля «Красин». Фактически, всю кампанию 1930 года я выполнял обязанности командира речной базы.