Военно-морское училище
По окончании подготовительного училища осенью 1924 года нас расписали между тремя военно-морскими заведениями: Военно-морским училищем (командным), Военно-морским инженерным училищем и Военно-морским гидрографическим. Я очень хотел попасть в инженерное, но мне – увы! – выдалось командное.
С 1926 года оно стало именоваться Военно-морским училищем им. М. В. Фрунзе. А совсем недавно, до Октябрьской революции, это был Морской Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича корпус.
История его начинается в самом начале XVIII века, в 1701 году. И возникает по воле Петра Великого питомник русской морской славы из Навигацкой школы в Москве, которою возглавлял знаменитый генерал-фельдмаршал Яков Брюс, герой Полтавы. Но уже в 1715 году создаётся Морская академия в Санкт-Петербурге.
После двух веков совершенствований, преобразований и многочисленной смены названий славная морская школа превращается в 1922 году в Военно-морское училище. Из заведения, традиционно предназначенного детям привилегированного дворянского сословия, оно становится открытым молодёжи, вышедшей из самых глубоких народных слоёв, – такова диалектика революции.
И какой же гордостью исполнилось моё сердце, когда я, деревенский парень, даже не мечтавший в пензенской глуши увидеть наяву хотя бы на минуту морской простор, оказался волею судеб в стенах, видавших элиту русского флота: и боевых адмиралов, и героических штурманов, и землепроходцев, и учёных-гидрографов, и инженеров.
Г. А. Спиридов, Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, П. С. Нахимов, И. Ф. Крузенштерн, Ф. Ф. Беллинсгаузен, В. И. Даль, А. Ф. Можайский, Ю. М. Шокальский и мои товарищи и начальники в годы страшной Великой Отечественной войны Н. Г. Кузнецов, В. Ф. Трибуц, В. П. Дрозд, Л. А. Владимирский – вот слава и гордость русской морской школы.
За три года пребывания в училище, с 1924 по 1927 годы, много произошло разных событий, и радостных, отрадных, ведь страна развивалась, была на подъёме, и страшноватых, связанных с усилением политического давления. А мы были молоды, ещё наивны, полны радости новой жизни. Много было замечательных встреч, главным образом, с людьми большого интеллектуального потенциала и высокой морали, преданных своему делу.
Первым начальником и комиссаром училища (во время моей учёбы) был Николай Александрович Болотов, обаятельный человек, интеллигент в полном смысле этого слова. Отличный воспитатель, он происходил из старых морских офицеров. С первых лет революции мичман Болотов перешёл на сторону народа ив 1918 году вступил в партию большевиков. Всю жизнь он служил стране и флоту. Мы его по-настоящему любили. Он был настолько доброжелателен к курсантам, что, бывало, при встрече с ним в длинных коридорах мы редко могли приветствовать его первыми.
Вторым начальником был Юрий Фёдорович Ралль, графского достоинства, из потомственного дворянского рода фон Раллей, известного с екатерининской эпохи, по словам Всеволода – его сына.
С морем Юрий Фёдорович был связан генетически: его прабабушка по материнской линии была племянницей Фёдора Фёдоровича Ушакова. Знаменательно, что за огромную роль, которую сыграл Юрий Фёдорович в Великой Отечественной войне, он был награждён орденом Ушакова 2-й степени за номером 1. Славный был Адмирал – с большой буквы, гордость российского флота! Он – один из немногих адмиралов, плававших на всех флотах России и принимавших активное участие в боевых действиях непосредственно на море.
Также из царских флотских офицеров, будучи кавалером ордена Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом и орденом Св. Анны с надписью «За храбрость»[3], он с первых дней революции отдал свои опыт, знания, талант военачальника флоту.
Правда, это не избавило его от неприятностей, которые могли бы обратиться в трагедию: в 1921 году Юрия Фёдоровича за «благородное происхождение» арестовали и заключили в Курскую тюрьму, где ему пришлось томиться несколько месяцев. Но в 1922 году он снова как особо ценный специалист минно-трального дела был возвращён на службу в Красный Балтийский флот и назначен командиром линейного корабля «Марат».
Юрий Фёдорович был подлинным моряком, любил морскую службу, корабли и всех, кто с морем связал свою судьбу. До назначения его начальником училища в 1925 году он успел «откомандовать» всеми классами кораблей – от тральщика и миноносца до линейного корабля включительно. Его морской опыт, знания и авторитет, беззаветная любовь к флоту всегда, всю жизнь служили нам, его воспитанникам, примером для подражания.
В самом начале Великой Отечественной войны Юрий Фёдорович по своей настоятельной просьбе перешёл из Центрального аппарата ВМФ на действующий Балтийский флот, был командующим эскадрой КБФ и командиром Кронштадтского оборонительного района. Безусловно, он сыграл ведущую роль в руководстве боевыми действиями флота в начальный период Великой Отечественной войны.
Запомнились и другие преподаватели ВВМУ: Иван Николаевич Дмитриев и Михаил Михайлович Беспятов преподавали навигацию, Сергей Иванович Фролов – девиацию, профессор Борис Павлович Хлюстин – астрономию, профессор Алексей Иванович Холодняк – дифференциальное и интегральное исчисление, Ворожейкин – химию, Борис Францевич Винтер – артиллерию, Анатолий Александрович Рыбалтовский – минное дело.
Вспоминаются Николай Александрович Коль, погибший, как многие, в 1937 году, и Леонид Александрович Гроссман, преподававшие нам тактику и военно-морскую историю.
Много внимания уделялось и нашей физической подготовке. Здесь Вячеслав Михайлович Марциновский был незаменим, но особенное впечатление произвёл на нас Эрнест Иванович Лустало. Яркая фигура спортсмена высокого класса, боксёра, фехтовальщика, пловца, когда-то переплывшего (почти! – не доплыл из-за непогоды 500 м) Ла-Манш, оказала на нас колоссальное влияние.
Он преподавал в училище фехтование, плавание, бокс. Красиво, элегантно, легко. Француз по происхождению, рекордсмен, он был приглашён в 1897 году для организации турниров и чемпионатов именно по французскому боксу.
Все эти замечательные люди способствовали нашей умственной и физической эволюции – превращению нас в достойных моряков, профессионально грамотных и ответственных за нашу нелёгкую службу.
За время пребывания в училище мы ежегодно летом проходили практику на кораблях. Две кампании провели на легендарном крейсере «Аврора». Во время практики мы выполняли, как полагается, обязанности и палубного матроса, и трюмного, и рулевого, и кочегара, и сигнальщика, и машиниста, и всех других морских специалистов, дело которых мы должны были твёрдо усвоить, познав условия работы и службы любого матроса.
И здесь был незаменим Никита Дементьевич Харин – боцман старого флота. Досконально постигший базовую службу экипажа, он с 1921 года стал командиром учебного судна «Океан». Харин учил нас всему необходимому: такелажному делу, управлению шлюпкой в трудных условиях – под парусом и под вёслами и, главное, правилам предупреждения столкновения судов в море, то есть расположению и распознаванию сигнальных фонарей в различных их цветовых сочетаниях на судах разного достоинства.
А это требовало большой тренировки глаза и способности точно определять дистанцию между судами, что являлось гарантией безопасного их расхождения в открытом море. Само собой, понятие о порядке, чистоте и безупречности внешнего вида корабля мы также получили от Никиты Дементьевича энергично и сполна, как это было принято на старом российском флоте. Практика была не из лёгких, но как стать достойным морским офицером, не ведая азов трудоёмкого матросского дела?
Вот и 2 октября 1927 года – день выпуска из Военно-морского училища. Парад в зале Революции! Сто девять выпускников в новом, индивидуального пошива обмундировании выстроились ровной шеренгой.
Начальник Военно-морских сил РККА Ромуальд Адамович Муклевич, начальник военно-морских учебных заведений Владимир Митрофанович Орлов (оба погибли впоследствии в сталинских «чистках» 1938 г.) и начальник Военно-морского училища Юрий Фёдорович Ралль обходят строй, здороваются с выпускниками.
Зачитывается приказ Народного комиссара по военным и морским делам СССР Климента Ефремовича Ворошилова о производстве выпускников в командиры флота. Муклевич вручает диплом об окончании училища и кортик каждому, по очереди, соответствующей его успехам в учёбе. Член ЦК ВЛКСМ вручает часы с секундомером. И вот мы – командиры РККФ!
Далее – выпускной бал в зале Революции. Настроение у всех радостное, ведь мы вступаем в новую жизнь! Но мы понимали, что наша юность окончилась в буквальном смысле этого слова, теперь нам предстоит не только восстанавливать, но и создавать новый российский флот, с новыми людьми, с новыми задачами.
При распределении выпускников по флотам первым десяти предоставлялось право выбора моря, остальным пришлось решать вопрос, где служить, жребием. Мне выпал жребий служить на Балтийском флоте. Но ещё во время летней практики мы с моим однокурсником-пензенцем Борисом Георгиевичем Шерихом, явные романтики, решили служить на Дальнем Востоке.
Желание Бориса Георгиевича исполнилось: он вытянул жребий на Дальневосточную Амурскую флотилию, мне же пришлось долго уговаривать Павла Сергеевича Абанькина уступить мне место на эту флотилию. В конце концов обмен совершился, и я еду в Хабаровск!
После окончания училища нам предоставили месячный отпуск. Из отпуска надлежало направиться прямо к месту службы. Побывав последний раз в моей жизни в Бессоновке, я забрал жену и сына Володю и отправился на Амурскую флотилию. Поезда тогда ходили не очень быстро, и, чтобы добраться от Пензы до Хабаровска, потребовалось ровно полмесяца: выехал из Пензы осенью, а приехал в Хабаровск зимой.