Вы здесь

Корабли и история. Книга четвертая. Глава вторая. Аргентинские подводные лодки в Фолклендском конфликте (А. Ф. Митрофанов, 2018)

Глава вторая

Аргентинские подводные лодки в Фолклендском конфликте

Одной из малоизвестных страниц войны на море являются действия аргентинских подводных лодок (впрочем, британских также) в Фолклендском конфликте 1982 года. Различные публикации весьма противоречивы.

К моменту начала вооруженного конфликта ВМС Аргентины (Armada Argentina) располагали четырьмя подводными лодками. Две из них (S-22 “Santiago del Estero” и S-21 “Santa Fe”) были построены в США еще в 1944 году как SS-341 “Chivo” и SS-339 “Catfish” и относились к типу “Balao”. В 1948–49 годах “Catfish” прошла модернизацию по программе GUPPY II, а в 1961 году по программе GUPPY IIA была модернизирована “Chivo”. В 1971 году лодки были переданы Аргентине. “Santiago del Estero” в 1981 году была выведена в резерв, а в августе-сентябре 1982 года эта же судьба ожидала и “Santa Fe”. Кроме того, в состав флота входили две современные ПЛ типа 209. Лодки были спроектированы в ФРГ конструкторским бюро “Ingenieurkontor Lübek” (проект IK-68), их секции были построены в Киле на верфях HDW. В 1974 году после сборки в Аргентине S-31 “Salta” и S-32 “San Luis” вошли в состав ее флота. При умелом применении эти лодки представляли серьезную угрозу. Примером этого могут служить однотипные перуанские подводные лодки. Так в ходе межамериканских учений “Unitas-1996” ПЛ “Pisagua” шесть раз «топила» американскую SSN “Narwhal” и всегда первой атаковала надводные корабли, а в 2001 году в ходе американско-перуанских учений SIFOREX-2001 перуанская лодка “топит” американский фрегат. С тех пор ежегодно одна из перуанских ПЛ участвует в учениях противолодочных сил США в Атлантике, базируясь на ВМБ Норфолк.


Подводная лодка “Santa Fe”

(из архива автора)


S-31 “Salta”

(Википедия)


К началу военных действий в строю была только S-32 “San Luis”, а ее «коллега» находилась в ремонте, из которого вышла в середине апреля, но из-за повышенной шумности так и не приняла участия в боевых действиях. Для замены лодок типа “Balao” в ФРГ строились S-41 “Santa Cruz” и S-42 “San Juan” по проекту TR 1700. На их приемку были направлены наиболее опытные пододники, что привело к определенным трудностям в комплектовании экипажей оставшихся лодок. Еще четыре лодки этого типа планировалось построить на верфи в Буэнос-Айресе. Осуществление этого плана позволило бы военной хунте во главе с генералом Гальтиери иметь весьма весомый аргумент в виде восьми новейших подводных лодок.


Основные тактико-технические характеристики аргентинских подводных лодок




Действия ПЛ “Santa Fe”

В конце марта 1982 года аргентинские вооруженные силы начали операцию “Rosario”для захвата Фолклендских островов и острова Южная Георгия. Для этого были созданы три оперативных соединения флота: силы прикрытия (Fuerza Tarea 20), силы высадки-Фолкленды (Fuerza Tarea 40), силы высадки-Южная Георгия (Fuerza Tarea 60). В состав оперативного соединения 40 входили десантный корабль, два транспорта, два эсминца, два корвета и подводная лодка S-21 “Santa Fe”. Подводной лодке были поставлены две задачи: первая – высадить в районе мыса Cabo San Felipe (к северу от Порт Стэнли) тактическую группу Unidad de Tareas 40.1.1 в составе 13 боевых пловцов спецназа ВМС (Agrupación de Buzos Tácticos – APBT) для захвата маяка на мысе Cape Pembroke, аэропорта Порт Стэнли и разведки и маркировки района высадки главных сил («Желтый участок»); вторая – патрулировать в выделенной для нее зоне.


Развертывание аргентинских сил в ходе операции “Rosario”

(www.naval-history.net/EBook 03-aFalklandsWarIndex.htm)


Из-за плохого технического состояния боевая ценность лодки была близка к нулю: изношенные аккумуляторные батареи требовали длительного времени для их зарядки и ограничивали время пребывания в подводном положении, часть торпедных аппаратов была в нерабочем состоянии, многие системы работали ненадежно. В 23.00 27-го марта „Santa Fe” под командованием капитана 3 ранга Орасио Бикаина (capitán de corbeta Horacio Bicain) с подразделением АРВТ под руководством капитана 3 ранга Альфредо Куфре (capitán de corbeta Alfredo Cufré) вышла из военно-морской базы Мар дель Плата. 28 марта, несмотря на сильный ветер, переход проходил без происшедствий. На следующий день, пользуясь улучшением погоды, АРВТ провели учение по высадке людей в надувные шлюпки при состоянии моря 2–3 балла. Позднее ветер усилился до 40–50 км/час, в связи с чем в 22.00 30 апреля был получен приказ о задержке начала операции на 24 часа (ранее высадка планировалась на 1 апреля).


“Buzos tácticos” на борту “Santa Fe” готовятся к высадке

(из архива автора)


31 марта лодка подошла к северо-восточному побережью Восточного Фолкленда для разведки течений и определения района высадки АРВТ. Акустики обнаружили шум винта, в перископ наблюдались огни на берегу, движение автомобилей и выход какого-то судна из Порт Стэнли (это было судно британского ВМФ А 171 „Endurance”, вышедшее к Южной Георгии). 1 апреля командир лодки получил приказ об изменении боевой задачи, согласно которому APBT надлежало обозначить район высадки десанта «Красный участок» к северу от ранее намеченной зоны высадки. В 12.30 1-го апреля из-за неполадок в элетросети лодка осталась без радиосвязи и в 17.30 командиры ПЛ и АРВТ приняли решение начать высадку не дожидаясь контакта с командованием. При подходе к берегу в 23.50 вышла из строя радиолокационная станция, которую удалось ввести в строй только к часу ночи. Высадка производилась к северу от Punta Celebroña вблизи Isla Riñon. В 02.30 началась посадка АРВТ в в три надувные шлюпки, которые отошли от борта и в 02.50 достигли берега. К 03.35 разведка и маркировка сигнальными огнями района высадки главных сил в бухте York Bay была успешно завершена. Вскоре с борта десантного корабля “Cabo San Antonio” здесь был высажен 2-й батальон аргентинской морской пехоты.


Высадка аргентинцев на Фолклендских островах (www.naval-history.net/EBook 03-aFalklandsWarIndex.htm): 2 – разведка и маркировка ПЛ “Santa Fe” «Красного участка» высадки в 02.30–03.35 2-го апреля 1982; 5 – высадка морской пехоты с Cabo San Antonio в 06.30 2-го апреля 1982


Затем „Santa Fe” перешла в район патрулирования 080 San Felipe 60 в 100 милях к востоку от Порт Стэнли, а 7-го апреля вернулась в Мар дель Плата. Переход в базу не обошелся без происшедствий: средства связи работали с перебоями, провизионная холодильная установка постоянно барахлила, осушительные насосы могли работать только на перископной глубине, расход масла на главные двигатели превышал все допустимые нормы, наружная крышка мусоровыбрасывающего устройства заела в открытом положении.

Для устанения неполадок и подготовки лодки к походу персонал Военно-морского арсенала Мар дель Плата (Arsenal Naval Mar del Plata) и личный состав “Santa Fe” трудились круглосуточно в течение 8 дней. На борт были погружены 23 торпеды (20 типа Mk14, остальные – Mk37), топливо, пресная вода и продовольствие на 60 суток. Арсенал к этому времени располагал только 12 торпедами нужного типа, полученными из США вместе с лодками, поэтому остальные торпеды были предоставлены «дружественными» странами (Перу?).

Основной задачей, поставленной перед “Santa Fe”, была доставка 20 морских пехотинцев (группа Golf), вооруженных противотанковыми ракетами Bantam, безоткатным орудием и противотанковыми гранатометами для усиления гарнизона Южной Георгии, четырех тонн боеприпасов и снаряжения, а также нового командующего аргентинским гарнизоном острова. Затем лодка должна была патрулировать к северу от острова. В связи с неясностью возможного исхода дипломатических переговоров между Великобританией и Аргентиной, Орасио Бикаин получил приказ избегать атаковать противника первым, что делало его шансы на успех ничтожными.

“Santa Fe” покинула Mar del Plata в 23.30 16 апреля и уже через несколько миль возникли новые проблемы. Вышла из строя электросистема управления силовой установкой и лодка была вынуждена лечь в дрейф на три часа для ремонта. На следующий день вышел из строя поршень дизеля Nr 1 и потребовались 24 часа для ввода двигателя в строй. 19 апреля поломка приводной шестерни насоса охлаждения привела к перегреву дизеля Nr 4. Аварийный ремонт с применением эпоксидных смол занял 48 часов. Все это вело к опозданию к намеченному сроку высадки.

20-го апреля из-за штормовой погоды лодка была вынуждена погрузиться и продолжать переход в подводном положении, что вело к еще большей задержке. 21–22 апреля, несмотря на сильный шторм, “Santa Fe” шла в надводном положении, в результате чего были повреждены ограждение рубки и надстройка. Лодка погрузилась снова. Поврежденная обшивка гремела, что мешало работе гидроакустической станции и демаскировало лодку. 23-го апреля всплыли для поиска источника шума и его устранения. К этому времени задержка достигла уже 36 часов.


HMS “Endurance”

(Википедия)


Во второй половине того же дня антарктическое патрульное судно HMS “Endurance” перехватило кодированную радиограмму, указывающую на присутствие подводной лодки противника (пред-положительно “Santa Fe”) в 100 милях от Южной Георгии. Это вызвало определенное беспокойство у британского командования, так как в этом районе находились два британских танкера, занятых передачей топлива с одного судна на другое. Для охраны танкеров и их эскортирования за пределы 200-мильной зоны в этот район был направлен фрегат “Plymouth”. Адмирал Сэнди Вудвард (Sandy Woodward) в своих мемуарах “One Hundred Days” отмечал: “Напряжение нарастало, операция на Южной Георгии кажется увязла в страхе перед аргентинской подводной лодкой. К несчастью, радиус действия нашего патрульного самолета с острова Вознесения был недостаточен”. Для усиления ПЛО британского соединения, следовавшего к острову, были направлены фрегат HMS “Brilliant” и атомная подводная лодка HMS “Conqueror”.


Фрегат “Plymouth”

(Википедия)


Данные о местонахождении британских кораблей у Южной Георгии “Santa Fe” получала от разведывательных самолетов аргентинских ВВС С-130 Hercules и Boeing-707. Так, “Endurance” перехватил адресованные подводной лодке радиосигналы с “Боинга”, из которых следовало, что лодка следует к острову для высадки спецназа и имеет приказ о потоплении “Endurance”.

Ранним утром 24 апреля было получено сообщение о том, что британские вооруженные силы приступили к освобождению Южной Георгии. Командир “Santa Fe” получил приказ ускорить проведение операции. Было принято решение следовать к мысу Cape North (западная оконечность острова), а затем на юго-восток к бухте Cumberland Bay. Лодка шла в надводном положении всю ночь, а в 5 часов утра погрузилась и до наступления темноты двигалась под шноркелем. В 23.30 “Santa Fe” прибыла к пункту назначения и, остановившись в миле от мыса King Edward Point, с 02.30 до 04.30 производила выгрузку группы Golf и груза, используя мотобот, захваченный на британской полярной станции. После окончания выгрузки командир лодки принял решение, укрывшись в одной из многочисленных бухт, произвести ремонт, а затем следовать в район патрулирования. Но через час, кода лодка находилась в пяти милях от Grytviken, прозвучал сигнал боевой тревоги – РЛС обнаружила приближающуюся воздушную цель.


Карта Южной Георгии

(из архива автора)


Это был пилотируемый капитан-лейтенантом Стэнли вертолет Wessex с эсминца HMS “Antrim”. Вертолет сбросил две глубинные бомбы Mk 11, взорвавшиеся по корме с правого борта. В результате полученных повреждений лодка лишилась возможности погружаться. В свою очередь, подводники обстреляли Wessex из стрелкового оружия. Вскоре подоспели вертолеты Sea Lynx и Wasp с HMS “Endurance”, HMS “Plymouth” и HMS “Brilliant”, сбросившие торпеду Mk 46 и обстрелявшими лодку ракетами AS 12 и пулеметным огнем. Три AS 12 попали в стеклопластиковое ограждение рубки, но не взорвались, вывев из строя шноркель и другие выдвижные устройства и нанеся тяжелое ранение одному из членов экипажа. Во избежание дальнейших потерь, Бикаин отдал команду экипажу укрыться внутри прочного корпуса и в 07.30 подошел к причалу King Edward Point, используя перископ. Под прикрытием огня аргентинских морских пехотинцев подводники оставили свой корабль и укрылись на берегу. А через несколько часов гарнизон Южной Георгии сдался англичанам практически без сопротивления – остров носил на-звание San Pedro всего лишь 23 дня. Единственным пострадавший в ходе операции был матрос с Santa Fe, которого немедленно вертолетом эвакуировали на “Antrim”, где ему была сделана успешная операция по ампутации ноги.

Пленные аргентинцы были размещены в одном из строений поблизости от причала. Командир “Santa Fe” попросил разрешения для нескольких членов своего экипажа вернуться на борт лодки за личными вещами, продовольствием и медикаментами. Просьба была удовлетворена и полдюжины старшин под конвоем британских морских пехотинцев отправилась на борт ПЛ, где некоторым из них удалось проникнуть в гальюн и на камбуз и открыть клапаны водяной системы с целью затопить лодку. На следующий день англичане решили перешвартовать корабль на расстояние около 400 метров к причалу бывшего завода по переработке китов в Grytviken. В перешвартовке кроме командира лодки участвовали еще шесть членов экипажа под контролем группы английских морских пехотинцев. К этому времени корма лодки начала погружаться и для поддержания плавучести балластные танки продувались с помощью аварийного ротационного компрессора. Движение осушествлялось под электромоторами, используя оставшийся запас электроэнергии. Во время перешвартовки произошла трагедия – погиб suboficial (унтер-офицер) Félix Artuso, управлявший компрессором и клапанами системы погружения и всплытия. Английский часовой не был знаком с подводными лодками и принял быстрые движения Artuso, которому нужно было манипулировать сразу 24-мя клапанами, за попытку затопить лодку. Подводник не понимал английский язык и не реагировал на предупреждения. Часовой дал очередь из автомата Sterling…


Похороны Artuso на кладбище в Grytviken

(Defensa. Numero 264, Abril 2000)


Через несколько часов после швартовки “Santa Fe” затонула у причала на глубине 20 метров с креном на левый борт. Над поверхностью осталось только ограждение рубки. Вдобавок, водолазы с HMS “Brilliant” подорвали винто-рулевой комплекс лодки. Погибший подводник был похоронен с воинскими почестями на местном кладбище. Остальные члены экипажа были доставлены на борту танкера RFA “Tidespring” на остров Вознесения, а оттуда на зафрахтованном самолете авиакомпании KLM в Монтевидео.


Затонувшая “Santa Fe”

(Википедия)


После окончания войны британское министерство обороны приняло решение поднять “Santa Fe”, которая мешала использовать причал, кроме того, находившиеся на ее борту торпеды и другие боеприпасы представляли серьезную опасность. Работы начались в конце июня и велись силами экипажей “Endurance”, буксира “Typhoon” и спасательного судна “Salvageman”. Им предстояло откачать воду из затопленных отсеков переносными насосами, а затем продуть балластные цистерны, используя оставшиеся в лодочных баллонах запасы сжатого воздуха. Положение осложнялось тем, что практически отсутвовали специалисты, знакомые с устройством подводных лодок – только два офицера с “Endurance” (гидрограф и снабженец) кратковременно сужили на ПЛ. Не было и чертежей лодки. Тем не менее, после более чем двух недель напряженного труда “Santa Fe” оказалась на плаву, хотя и с креном в 25 градусов.


“Santa Fe” у борта “Salvageman” после подъема лодки

(Википедия)


Вот как командир “Endurance” Н. Баркер описывет открывшиюся британским морякам картину:

«Мы также обнаружили приличную коллекцию оружия, состоявшую их торпед, мин, ящиков со стрелковым оружием, боеприпасами и взрывчаткой. Четыре самоноводящихся торпеды были втиснуты на койки, словно жертвы болезни. Большое количество торпед хранилось на стеллажах, съемном палубном настиле и в торпедных аппаратах. Одна из торпедных труб была пустой – вероятно пытались потопить одно из наших судов, не исключено, что это были мы!

15 июля из Англии для обследования осушенной “Santa Fe” прибыла группа специалистов. Все мы признали существование серьезной проблемы – большое количество быстро высыхающего ТНТ становилось все более нестабильным. Благодаря нашим усилиям “Santa Fe” превратилась в плавучую бомбу с часовым механизмом.»

Поэтому было принято решение отбуксировать лодку в более безопасное место и выбросить там на пляж с открытыми люками и переборочными дверями. Считалось, что благодаря этому отсеки постепенно будут затоплены и мокрый ТНТ снова станет безопасным.

В 1984–1985 годах после четырех месяцев работы (водолазы провели 868 спусков) спасательные суда RMAS “Goosander” и “Salvageman”, используя 10 надувных понтонов, подняли лодку, которая в феврале 1985 года была затоплена на глубоководье (по другим данным затонула в штормовой Южной Атлантике при буксировке в Англию).

ARA “San Luis” атакует врага

2-го апреля известие о вторжении аргентинских войск на Фолкленды и Южную Георгию застало командира подводной лодки ARA “San Luis” капитана второго ранга Фернандо Аскета (capitán de fragata Fernando Azcueta), как и большинство аргентинцев, врасплох. В какой-то мере это является свидетельством авантюрной политики политического и военного руководства (впрочем, тогда они выступали в одном лице-у власти в стране находилась военная хунта во главе с генералом Гальтиери). Пытаясь спасти непопулярный режим и поднять его иммидж на волне псевдопатриотической истерии, хунта решила решить наболевшую проблему предыдущих правительств – возврат Islas Malvinas (испанское название Фолклендских островов) одним махом. Без какой-либо серьезной подготовки (по всей вероятности, считая, что британское правительство отделается словесным сотрясением воздуха), хунта начала вторжение, не приняв во внимание даже планы правительства консерваторов по сокращению военных расходов. А ведь во второй половине 1982 года планировалось продать авианосец “Invincible” Австралии, списать большинство десантных кораблей, не исключалось и расформирование подразделений морской пехоты. То-есть, Фолкленды можно было бы брать голыми руками.

Вызванный на совещание к командиру аргентинских подводных сил (Fuerza de Submarinos) Azcueta получил приказ в кратчайший срок подготовить „San Luis” к боевым действиям. Эта задача была непростой. Экипаж лодки был несплававшийся, в его составе было много новичков, большинство моряков недавно вернулись из летних отпусков. За последнее время лодка только один раз (в марте) выходила в море. Как уже упоминалось, многие опытные подводники были направлены в ФРГ для приемки новых лодок. Но основной проблемой являлось сильное обрастание корпуса и гребного винта. Это снижало скорость хода, повышало шумность, а обрастание кингстонных решеток ухудшало охлаждение дизелей. Один из них полностью вышел из строя из-за трещины в блоке цилиндров. Требовалось докование, но для этого уже не было времени, кроме того в ру дель Плата не было дока и лодку нужно было переводить в главную базу флота в Пуэрто Бельграно. Поэтому группа водолазов вручную очистила корпус и винт. Был произведен самый необходимый ремонт, принято топливо, пресная вода и продовольствие. На борт погрузили 10 торпед A. E. G. SST-4, предназначенных для борьбы с надводными кораблями и 14 противолодочных торпед Honeywell Mk-37.


Командир “San Luis” Azcueta

(Defensa. Numero 264, Abril 2000)


Тактико-технические данные торпед

Примечания: 1 – дальность действия 30 км, 2 – дальность действия 1 км


С 1974 года аргентинские ПЛ типа 209 провели около десятка учебных стрельб торпедами SST-4 и в большинстве случаев проявились различные их недостатки. Следует отметить, что к началу фолклендского конфликта еще никто не имел опыта боевого применения торпед этого типа.

Ночью 11 апреля, после недели напряженного труда “San Luis”, вышла из базы на ходовые испытания. Скорость подводного хода составила 20 узлов, проблем с охлаждением дизелей не возникало. Но в то же время шноркель пропускал воду, осушительные насосы имели низкую производительность и высокую шумность. Несмотря на это, командование подводными силами (El Comando de la Fuerza de Submarinos) отдало приказ выйти в поход. Переход на юг проходил без особых происшедствий, а 17 апреля командир лодки получил приказ патрулировать в районе к востоку от залива Golfo de San Jorge. Здесь лодка находилась 10 дней в ожидании исхода англо-аргентинских переговоров при посредничества американского госсекретаря Александера Хэйга.

Конец ознакомительного фрагмента.