Вы здесь

Корабли и история. Книга четвертая. Глава первая. Батареи Мемеля (А. Ф. Митрофанов, 2018)

Глава первая

Батареи Мемеля

В 1252 году рыцари Тевтонского ордена основали в месте впадения реки Дане в Куршский залив, где проживали племена куршей (народ, родственный нынешним латышам), замок Мемельбург, вокруг которого возник город Мемель. Мемель неоднократно подвергался нападениям литовцев, шведов. В 1525 году Мемель вошел в состав Пруссии. В ходе Семилетней войны 1757–1762 годов город был занят российскими войсками. Во время наполеоновских войн Мемель стал временной столицей Прусского королевства (1807–1808 гг.). Все это вынуждало власти Ордена, а затем Пруссии и объединенной Германии (с 1871 года) принимать меры к созданию оборонительных сооружений для защиты города.

К настоящему времени кроме руин замка хорошо сохранилась крепость Nehrungsfort в Копгалисе на северной оконечности Куршской косы, построенная пруссаками во второй половине XIX века. Здесь ныне располагается Клайпедский морской музей.


Крепость Nehrungsfort в Копгалисе

(фото автора)


Согласно статье 99 Версальского договора 1919 года Мемельский край был выделен из состава Германии, получил статус Вольного города и от имени Антанты здесь расположился французский гарнизон. 10 января 1923 года Мемель был оккупирован литовскими войсками и включен в состав Литвы под названием Клайпеда, но 22 марта 1939 года был вновь воссоединен с Германией. Прибывший по этому случаю в «вернувшийся в лоно матери-родины» город Адольф Гитлер заявил, что Мемель станет базой германского флота и морской крепостью.

Уже через неделю в районе города были развернуты 3 временных батареи береговой артиллерии и одна зенитная батарея, а с апреля началось строительство военного аэродрома и подземного хранилища топлива.

Начиная с 1890 года кайзеровский военно-морской флот начал широкомасштабные работы по созданию системы береговой обороны Германии. Подходы к военно-морским базам и портам Балтийского и Северного морей защищались мощными береговыми батареями. В основном они состояли из 4-х морских орудий калибром 105–380-мм, размещенных в открытых орудийных двориках. Батареи оборудовались постами управления артогнем, оснащенными дальномерами и постами наблюдения, прожекторами, складами боеприпасов, жилыми помещениями и укрытиями для личного состава. В ходе Первой мировой войны батареи среднего и крупного калибра были установлены и на побережье Фландрии между Зебрюгге и Остенде.

По условиям Версальского мирного договора 1919 года на береговую оборону Германии были наложены серьезные ограничения. Статья 195 договора гласила: «Чтобы обеспечить всем народам полную свободу доступа в Балтийское море, Германия не должна в зоне, которая заключается между 55 град. 27 мин и 54 град. 00 мин северной широты и 9 град. 00 мин и 16 град. 00 мин восточной долготы по Гринвичу, возводить никаких укреплений и устанавливать никакой артиллерии, господствующих над морскими путями между Северным и Балтийским морями. Укрепления, ныне существующие в этой зоне, должны быть разрушены и орудия убраны под контролем Союзных держав и в установленные ими сроки».

Правда, часть береговых батарей союзники соизволили оставить Германии. Статья 196 гласила: «Все морские укрепления, крепости и укрепленные места, кроме тех, которые упомянуты в отделе XIII (Гельголанд) части III (Политические положения, касающиеся Европы) и в статье 195 и которые расположены либо меньше, чем на пятьдесят километров от германского берега, либо на германских островах побережья, будут рассматриваться как имеющие оборонительный характер и могут остаться в их современном состоянии.

Никаких новых укреплений не должно строиться в этой зоне. Вооружение этих сооружений не должно никогда превышать, по числу и калибру орудий, вооружения, существующего ко дню вступления в силу настоящего Договора. Германское Правительство немедленно сообщит об его составе всем Европейским Правительствам.

По истечении двухмесячного срока со дня вступления в силу настоящего Договора запас снабжения для этих орудий будет единообразно низведен и сохранен из расчета максимального числа в одну тысячу пятьсот выстрелов на орудие, для калибров в 10,5 и меньших, и в пятьсот выстрелов на орудие для более крупных калибров».

Версальский договор также запрещал создание новых видов вооружения, включая и корабельную артиллерию (за некоторым исключением в области корабельной зенитной артиллерии).

После прихода к власти национал-социалистов, начавшаяся ремилитаризация Германии коснулась и береговой обороны. Уже в 1936 году началось восстановление укреплений германского форпоста на Северном море – острова Гельголанд. В начале 1939 года был предложен план фортификации немецкого побережья Балтийского моря (Ostseeprogramm). Кроме строительства береговых батарей предполагалось и создание системы ПВО для защиты портовых сооружений, судов и береговой артиллерии от воздушных налетов. Окончательный проект был утвержден летом 1939 года и к 1942 году предполагал создание следующих батарей:


Район Пиллау (Kommandanturbereich Pillau):

• Береговая батарея «Raule» (Pillkoppen, ныне Морское, Калининградская область) – 4 x 170-мм орудий SKL/40 на лафете MPLC/02.04

• Береговая батарея «Groβer Kurfürst» – 3 x 280-мм SKL/50 in BSG с противоосколочным щитом

• Береговая батарея «Graf Dohna» – 3 x 170-мм на MPLC/02.04 с противоосколочным щитом

• Береговая батарея «Von der Groeben» – 3 x 170-мм на MPLC/02.04 с противоосколочным щитом

• Береговая батарея «Yorck» – 4 x 170-мм на MPLC/02 с противоосколочным щитом

• E-Batterie «Gneisenau» – 4(3) x 150-мм SKL/45 на MPLC/13

• Зенитная и противодесантная (Flak– und Sperrbatterie) «Schütze» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Schill» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Thiele» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Stein» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Schwieger» (4 × 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Lohs» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Pustkuchen» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Schneider» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Nordmole» (4 x 88-мм SKC/30)


Район Swinemünde (Kommandanturbereich Swinemünde):

• Plantagenbatterie – 4x210-мм SKL/45 in BSG

• Береговая батарея «Goeben» – 3 x 280-мм SKL/45 in BSG (первоначально планировалась установка 305-мм орудий)

• Береговая батарея «Vineta» (Wollin) – 4 x 150-мм SKL/45 на MPLC/14

• E-Batterie «Iltis» (Pommern) – 4 × 150-мм SKL/45 на MPLC/13

• Motorisierte Batterie 4 x 150-мм

• Motorisierte Batterie 4 x 150-мм

• Тяжелая береговая батарея «Hindenburg» (Rügen) – 3 x 280-мм SKL/45

• Береговая батарея «Köln» (Rügen/Stubbenkammer) – 4 x 170-мм SKL/40 на MPLC/02

• Береговая батарея «Blücher» (Stolpmünde)

• Береговая батарея «Frauenlob» (Rügerhafen) – 4 x 170-мм SKL/40 in MPLC/02.04

• Flak– und Sperrbatterie «Saturn» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Jupiter» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Antares» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Mars» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Jachmann» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Nettelbeck» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Schwerin» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Blücher» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Sirius» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Arktur» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Rigel» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Regulus» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Kamper See» III/IV (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Dievenow» III/IV (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Ostfort» (4 x 88-мм SKC/30).


Район Киль (Kiel):


• Береговая батарея «Von Köster» (Stohl) – 3х170-мм SKL/40 in MPLC/02.04

• Береговая батарея «Ehrhardt Schmidt» (Darβer Ort) – 3 x 170-мм SKL/40 in DrhLC/01

• Береговая батарея «Bismarck» (Fehmarn/Marienleuchte) – 4 x 170-мм SKL/40 in MPLC/02.04

• Береговая батарея «Louise» (Kiel/Stein) – 4 x 170-мм SKL/40 in MPLC/02.04

• Flak– und Sperrbatterie «Greif» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Heidkate» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Bremse» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Maaβ» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Otto» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Paul» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Paaschen» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Warnemünde V» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Scharnhagen» (4 x 88-мм SKC/30)

• Flak– und Sperrbatterie «Mönkeberg» (4 x 88-мм SKC/30).


Для береговых батарей использовались орудия, ранее установленные на старых броненосцах и крейсерах. Так называемые «Flak– und Sperrbatterie» вооружались зенитными орудиями калибра 88–128-мм и устанавливались непосредственно на берегу, откуда обеспечивалась хорошая видимость подходов к порту. Эти батареи обеспечивали ПВО порта, а также могли вести огонь по вражеским кораблям.

10 июля 1939 года командование Кригсмарине приняло решение установить постоянные батареи в районе мемельского порта:


• береговая батарея Memel-Nord (Brommy) – 4 × 150-мм в SKL/45 MPLC/13

• береговая батарея Memel-Süd (Jachmann) – 4 × 150-мм в SKL/45 MPLC/13

• зенитная батарея (Flak– und Sperrbatterie) Nordmole (4 × 88-мм SKC/30)

• зенитная батарея Dange (4 × 88-мм SKC/30)

• зенитная батарея Löllen (4 × 88-мм SKC/30)

• зенитная батарея Götzhofen (4 × 88-мм SKC/30)

• зенитная батарея Schweinsrücken (4 × 88-мм SKC/30)

• зенитная батарея Seestrand (4 × 88-мм SKC/30)


(из архива автора)

Расположение береговых и зенитных батарей Кригсмарине в районе Мемеля


Береговые батареи на Kurische Nehrung (Куршской косе) и в Мемеле

В то же время было принято решение о строительстве четырехорудийной 170-мм береговой батареи “Raule” в Pillkopen у основания Куршской косы (теперь поселок Морское, Калининградская область, РФ). Бетонные сооружения этой батареи хорошо сохранились до настоящего времени. На вооружении батареи находились морские пушки типа 17 cm SKL/40 на лафете MPLC/02.04. На береговых батареях орудия данного типа обычно стояли открыто с небольшими щитами толщиной 100 мм в кольцевых бетонных двориках.




Развалины батареи “Raule” в Морском (Калининградская область)

(из архива автора)


Эти орудия производились фирмой Круппа и устанавливались на броненосцах типа «Дойчланд». Головной броненосец «Брауншвейг» вступил в строй в 1904 г. В ходе Второй мировой войны такие орудия состояли на вооружении батарей береговой обороны, кроме того, в 1938–1939 гг. было изготовлено шесть железнодорожных установок 17 cm K(E).

Ствол пушки состоял из трубы и кожуха. Затвор горизонтальный клиновой. Тормоз отката – гидравлический, накатник – пружинный.


Данные ствола 17 cm SKL/40:

Калибр, мм – 172,6

Длина ствола, мм/клб – 6900/40

Длина канала, мм – 6411

Длина нарезной части, мм – 4991,5

Длина зарядной каморы, мм – 1238,5

Объем зарядной каморы, л – 31,7

Крутизна нарезки (прогрессивная), град. – 4°-6°

Число нарезов – 52

Глубина нареза, мм – 1,7

Ширина нареза, мм – 6,65

Ширина поля, мм – 4

Вес ствола с затвором, кг – 10750

Углы наведения береговой установки

Угол ВН, град. –5; +45

Угол ГН, град. – 360


Боеприпасы и баллистика пушки 17 cm SK L/40:


Снаряды

Осколочно-фугасная граната (17 cm Sprgr.L/4,7) длиной 800/4,7 мм/клб и весом 62,8 кг. Граната содержала 6,4 кг тротила. Взрыватель головной или механический дистанционный.

Заряд постоянный трубчатого пороха

старого изготовления весом 23,8 кг;

нового изготовления весом 22,8 и 20,7 кг.

Длина гильзы 1052 мм, диаметр фланца 203,2 мм.

Начальная скорость снаряда, м/с – 875

Дальность стрельбы максимальная, м – 26 800


К началу войны имелось 6197 выстрелов к пушкам 17 cm SKL/40). В 1940 г. было произведено 3, а в 1941 г. – 1084 выстрела, и на том производство их было закончено. К марту 1945 г. осталось 1700 выстрелов к 17 cm SK L/40.


17 cm SKL/40 MPLC 02/04 – такими орудиями была вооружена батарея “Raule”

(из архива автора)


Мемельские зенитные и береговые батареи строились по стандартным проектам, использовавшимися германскими вооруженными силами с 1938 года и были подобны фортификациям Пиллау, Свинемюнде и т. п.

150-мм батарея «Memel-Nord» (называвшаяся также “Brommy”в честь Карла Рудольфа Бромми – Karl Rudolf Brommy, возглавлявшего объединенный флот немецких государств в битве с датчанами у Гельголанда 4 июня 1849 года) в поселке Гируляй (Seebad-Försterei) к северу от города, как и другие батареи Мемеля, строилась в два этапа. Сначала строились орудийные дворики с казематами для боеприпасов, а затем укрытия для личного состава, склады боеприпасов и пост управления огнем.

«Memel-Nord» состояла из двух артблоков на два орудия каждый. Артблоки представляли собой два бетонных орудийных дворика, между которыми располагались казематы с толщиной стен около метра. Дворики имели шахту для сообщения с казематами и три механических подъемника для боеприпасов. В боковых нишах двориков хранился боезапас первых выстрелов, стреляные гильзы, орудийный ЗИП и специнструмент, находились средства внутрибатарейной связи. Длина каждого из артиллерийских блоков составляет 86 метров. Наблюдательный пост батареи располагался на побережье между северным и южным артблоками на растоянии около 30 метров от них. Пост имеет два массивных бронированых наблюдательных колпака, изготовленных на заводе «Шкода» в Чехословакии (точнее – в тогдашнем Протекторате Богемия и Моравия). Здесь же располагалась бронированая башня с дальномером (к настоящему времени не сохранилась). Система управления стрельбой была аналогичной применяемой на крейсерах и линкорах германского флота и типичной для многих береговых батарей.


Наблюдательный пункт батареи «Memel-Nord» (современный вид)

(фото автора)


На вооружении батареи находились четыре старые корабельные 150– миллиметровые орудия образца 1906 года типа 15 cm SKL/45 (Schnellfeuerkanone или Schnelladekanone – скорострельное орудие с длиной ствола 45 калибров) на лафетах MPLC/13 (Mittel-Pivot-Lafette Constructionsjahr 13 – лафет с центральным штырем образца 1913 года).

Орудия данного типа были разработаны в 1906–1908 годах фирмой Крупп и устанавливались в казематах в качестве орудий вспомогательного (противоминного) калибра на линкорах и линейных крейсерах и щитовых установках главного калибра на крейсерах кайзеровского флота. Ими вооружили и первый послеверсальский легкий крейсер «Эмден». Во время Второй мировой войны орудия устанавливались на береговых батареях, вспомогательных крейсерах и судах снабжения. По своей конструкции и баллистике к ним были близки применявшиеся в годы Первой мировой войны на эсминцах и подводный лодках орудия 15 cm Tbts KL/45 и 15 cm Ubts KL/45 на лафетах Utof (Uboot-Torpedoboot-Flugabwehr-Lafette).

На береговых батареях 15 cm SKL/45 MPLC/13 помещались в щитовые установки с углом вертикального наведения от -10° до +30° (по другим данным до +35) и имели круговой обстрел. Затвор пушки вертикальный клиновой, заряжание раздельно-гильзовое. Тормоз отката гидравлический, накатник пружинный. Заряжание производилось вручную. Наведение и другие операции с орудием также велись вручную. Вес орудия без щита с противоосколочной броней составлял 11,4 т, со щитом – 18,35 т.


Данные ствола пушки 15 cm SKL/45:

Калибр, мм – 149,1

Длина ствола, мм/клб – 6710/45

Длина канала, мм – 6326

Длина зарядной каморы, мм – 1152

Объем зарядной каморы, л – 21,7

Крутизна нарезки (прогрессивная), град. – 4–7

Число нарезов – 48

Вес ствола с затвором, кг – 5730

Давление в канале ствола, кг/см2 – 3000

Живучесть ствола, выстрелов – 1400


Боеприпасы и баллистика пушки 15 cm SKL/45:


Вес снаряда – 45,3 кг.

Тип снаряда – фугасная граната 15 cm Spgr. L/4.1 с зарядом тротила 3,9–4, 09 кг.

Вес заряда – 13,7 кг пороха марки RPC/38 (22,6 кг с гильзой).

Начальная скорость – 835 м/с.

Дальность стрельбы: 19400 м при угле возвышения 30°.


Артустановка 15 cm SKL/45 MPLC/13

(Википедия)




Согласно “Bestimmungen über Regelbauten der Kriegsmarine” для подобных батарей запас боеприпасов на орудие составлял 250 снарядов и столько же зарядов (по данным Р. Рольфа для «Memel-Nord» он составлял только по 150 штук), а расчет каждого из орудий состоял из одного унтер-офицера и 16 матросов, а всей четырехорудийной батареи из офицера, фельдфебеля, 5 унтер-офицеров и 64 матросов.

Батарея имела автономные системы водо– и электроснабжения, вентиляции и отопления, туалеты и душевые. Вода подавалась от расположенной неподалеку артезианской скважины (действует до сих пор). Источником электроэнергии служил дизель-генератор переменного тока, мощность которого автору пока установить не удалось, но вероятнее всего порядка 3–15 кВА. Система воздушного отопления состояла из водогрейного котла и калорифера. Для защиты от химического оружия служили фильтровентиляционная установка и герметичные шлюзы. ПВО «Memel-Nord» обеспечивалась установленными на отдельных платформах 20-мм зенитными установками 2 cm Flak 30.

На Куршской косе южнее старой прусской крепости (литовское название Копгалис) располагалась четырехорудийная 150-мм береговая батарея “Memel-Süd” или “Jachmann”, в честь немецкого вице-адмирала XIX века Eduard Karl Emanuel von Jachmann (1822–1887 гг.), также вооруженная пушками 15 cm SKL/45 MPLC/13. Однако, в отличие от «Мемель-Норд», ее орудия располагались на простейших бетонных платформах. Рядом с ними до настоящего времени сохранилось основание срезанной автогеном решетчатой стальной башни, на которой вероятно располагался наблюдательный пост и дальномер.


Расположение и секторы обстрела береговых батарей в районе Мемеля

(из архива автора)


R. Rolf, ссылаясь на источники, датированные 1944 годом, а также советские документы времен войны, упоминает о еще одной батарее на косе – “Batterie Hirschwiese”, вооруженной тремя (или четырьмя?) 150-мм орудиями 15 cm SKC/28. Не исключено, что она находилась в окрестностях Schwarzort (теперь Юодкранте) и оставалась в строю до подхода Красной Армии.

15 cm SKC/28 производились фирмой «Рейнметалл-Борзиг» (Rheinmetall-Borsig AG, Düsseldorf) и устанавливались в качестве орудий вспомогательного калибра на линкорах типа «Бисмарк» и «Шарнхорст», «карманных» линкорах типа «Дойчланд» и планировались к установке на авианосце «Граф Цеппелин». Двухорудийные башенные и одноорудийные установки на лафете Kst. MPLC/36 (Küsten-Marine-Pivot-Lafette Constructionsjahr 36) применялись на береговых батареях.

Ствол орудия имел свободную трубу. Замена трубы производилась через казенную часть. Затвор полуавтоматический вертикальный клиновой.


Данные пушки 15 cm SKC/28 Kst. MPLC/36:


Калибр, мм – 149,1

Длина ствола полная, мм/клб – 8291/54,7

Длина канала, мм/клб – 78/16/52,1

Длина нарезной части, мм – 6588

Длина каморы, мм – 1152

Объем каморы, куб. дм – 21,7

Крутизна нарезов, клб – в начале 50, у дула 30

Число нарезов – 44

Глубина нарезов, мм – 1,75

Ширина нарезов, мм – 6,14

Ширина полей, мм – 4,5

Вес свободной трубы, кг – 2680–2710

Вес ствола с затвором, кг – 9026/9080

Рабочее давление в канале ствола, кг/см2 – 3000

Живучесть ствола, выстр. – 1100

Угол вертикального наведения, град. – от -10 до +40

Угол горизонтального наведения, град. – 360


Боекомплект и баллистика 15-см пушки SKC/28:


Заряжание раздельно-гильзовое

Длина латунной гильзы 870 мм, вес 8,54 кг

Заряд – 14,15 кг трубчатого пороха RPC/38

Тип снаряда /обозначение /вес, кг /взрыватель:

Бронебойный снаряд / 15 cm Pz. Sprgr.L/3,8 / 45,3 / донный

Фугасная граната с колпаком / 15 cm Gr.L/4,5 Bdz / 45,3 / донный

Использовались также фугасные гранаты с головным взрывателем и осветительные снаряды с дистанционным взрывателем

Начальная скорость, м/с – 875

Дальность стрельбы, м – 23 500 при угле возвышения 40°


На батареях с орудиями такого типа запас снарядов и зарядов составлял по 250 штук на ствол, расчет орудия состоял из унтер-офицера и 16 mannschaften (нижних чинов), а четырехорудийной батареи – из офицера, фельдфебеля, 5 унтер-офицеров и 64 нижних чинов. Электроснабжение батареи обеспечивал дизель-генератор мощностью 15 кВА.


Один из орудийных двориков «Memel-Nord»

(фото Златы Раевской)


22 июня 1941 года бомбардировщики СБ 40-го сбап (скоростного бомбардировочного авиаполка) из состава 6-й сад (смешанной авиадивизии) советских ВВС нанесли удар по Мемелю.

24 июня налет на Мемель совершили самолеты 1-го минно-торпедного авиаполка и 57-го бомбардировочного авиаполка КБФ. Вот что пишется об этом налете в статье «Википедии» о 8-й бомбардировочной авиационной бригаде ВВС Балтийского флота:

«Боевые действия начала 24 июня 1941 года, когда практически в полном составе (70 самолётов) была поднята для уничтожения морского десанта, обнаруженного в двадцати милях севернее Либавы. Однако десант обнаружить не удалось и самолёты нанесли удар по запасной цели – порту Мемель. Во время вылета было потеряно 2 самолёта. По воспоминаниям П. И. Хохлова, штурмана 1-го минно-торпедного полка «противник потерял два крупных транспорта с боевой техникой, сторожевой корабль. Оказались выведенными из строя сложные портовые сооружения, разрушены причалы вместе с находящейся на них военной техникой», однако немецкая сторона отмечает почти полную безрезультатность вылета.»

В результате какого-то из этих налетов был полностью разрушен самый южный артблок “Memel-Nord” – вероятнее всего, при попадании авиабомбы сдетонировал боезапас орудия. Артблок в прежнем виде восстановлен не был – немцы ограничились строительством рядом простейшего бетонного основания для орудия.


Разрушенный при налете советской авиации артблок «Memel-Nord»

(фото автора)


Автор на развалинах артблока

(фото Златы Раевской)


Бетонное основание для орудия, построенное взамен разрушенного, с остатками лафета 12,8 cm Flak 40 M (фото автора)


Вскоре вермахт находился уже на подступах к Ленинграду и береговые батареи Мемеля оказались не у дел. А к этому времени у Гитлера и некоторых его военачальников идеей-фикс стала угроза крупномасштабного вторжения англичан в Норвегию и открытия здесь «второго фронта». Этому способствовали успешные британские рейды на Лофотенские острова в марте и декабре 1941 года и в район Ваагс-фьорда в Центральной Норвегии (конец декабря 1941). Было принято решение о срочном усилении береговой артиллерии на северном фланге «Крепости Европа».

Во многих источниках утверждается, что батарея «Бромми» была перемещена на мыс Романова (Нумерониеми) на северо-восточном побережье губы Петсамо (Печенга) и получила наименование MKB 6/513 (позднее – MKB 1/517) “Kap Romanov”. Часто ее называли “Batterie Senserhausen” по имени ее командира обер-лейтенанта Сенсерхаузена. На самом деле на этой батарее были установлены две новые двухорудийные башенные установки 15 cm SKC/28 на лафете Kst.MPLC/36, то-есть, ничего общего с настоящей «Бромми» она не имела.

Орудия с “Memel-Nord” (4 × 15 cm SKL/45 MPLC/13) были размещены в Arnöy, к юго-западу от норвежского городка Bodø и стали береговой батареей MKB 6/510 в составе Artilleriegruppe Bodø сформированного в августе 1940 года Marine-Artillerie-Abteilung 510. Новая батарея была создана в декабре 1941 года и в июне следующего года 6/510 уже находилась в полной боевой готовности и без каких-либо примечательных событий пережила войну. К настоящему времени орудия батареи прекрасно сохранились и все еще находятся на своем месте.


Современный вид орудий 15 cm SKL/45 MPLC/13 на береговой батарее в Arnöy (Норвегия) – ранее они стояли на «Memel-Nord»

(Интернет)


Аналогичная судьба постигла и другую мемельскую береговую батарею “Memel-Süd” (“Jachmann”). Осенью 1940 года ее передислоцировали в Норвегию, где она вероятно вошла в состав Marine-Artillerie-Abteilung 506 как MKB 3./506, дислоцированной в районе Lökhang.

Таким образом, в 1941–1944 годах в районе Мемеля береговых батарей уже не было и только в конце 1944 года вероятно здесь установили батарею “ Hirschwiese”.

Морские зенитные батареи Мемельского края

Согласно вышеупомянутому плану, вокруг Мемеля на растоянии 1–4 километра от города предполагалось разместить 6 флотских зенитных батарей, построенных по типовому проекту Fla 2. К этому времени в ВМФ Германии были разработаны проекты береговых и зенитных батарей, состоящих из отдельных стандартных элементов, строивщихся промышленным методом, что вело к существенной экономии материалов, рабочего времени и затрат.

Зенитные батареи обычно были четырехорудийными, орудия размещались а бетонных кольцевых двориках с боковыми нишами (Flakgeschutzbettung). Каждая батарея имела автономный пост управления артиллерийским зенитным огнем (Flak-Leitstand) с дальномером, а позднее часть из них получила на вооружение и радиолокаторы. Погреба боеприпаса строились по проекту Fla 22 (Munitions-Auffüllraum für Flak– und Sperrbatterien), а электростанции – по Fla 1 (Maschinenzentrale für Flakbatterien). В казематах батарей размещались также жилые помещения для личного состава, снабженные системами отопления, вентиляции, водоснабжения, туалетами и душевыми и средствами коллективной противохимической защиты (фильтровентиляционные установки и герметичные шлюзы). Эти батареи имели форму трапеции, три стороны которой имели длину 30 метров, а четвертая – 60. Орудийные дворики располагались по углам трапеции.


Отопительный котел

(из архива автора)


Телефонная станция

(из архива автора)


Фильтро-вентиляционная установка

(из архива автора)


При создании батареи ПВО “Försterei” были использованы сооружения бывшей береговой батареи и зенитные орудия были установлены в модифицированных орудийных двориках и отдельном бетонном основании для 15 cm SKL/45 MPLC/13. К моменту эвакуации немцами Мемеля 28 января 1945 года батарея (смотрите прилагаемый план) была оснащена двумя 150-см прожекторами типа “Flakscheinwerfer 35” с силой света 1,1 млрд. свечей на высотах 4000–5000 метров, 4-метровым дальномером и радиолокатором управления зенитным артогнем (вероятнее всего типа FuMG 39T “Würzburg”).


Прожектор Flakscheinwerfer 35

(Википедия)


Работы по созданию этого радара фирма Telefunken начала в 1937 году, а в июле 1939 года был продемонстрирован первый рабочий образец FuMG 39T (A). Всего выпущено около 4000 единиц FuMG 39Т «Würzburg» (FuMo 62) модификаций A-D.

Радиолокатор предназначался для вооружения батарей тяжелой зенитной артиллерии и служил для точного определения трех координат наблюдаемой воздушной цели. В центре его сплошной чашевидной антенны (диаметр 3 метра) на кронштейне размещался конический циркулирующий диполь с крышкой. Антенна устанавливалась на тумбовой опоре с крестовидным основанием и имела угол вращения 360 градусов. На основании опоры размещались передатчик, приемник, органы питания в сетчатом кожухе и места для расчета из трех человек. Наводчик размещался справа; в его распоряжении находились педали и маховик для горизонтального и вертикального наведения антенны. Масса прибора составила 1500 кг, его транспортировка осуществлялась с помощью двух полугусеничных транспортеров Sd.Kfz. 10 на одноосных прицепах Sonderanhaenger 104.


Радар управления зенитным огнем FuMG 39T “Würzburg”

(Интернет)


Основные ТТХ РЛС FuMG 39Т (D) «Würzburg»




Радиолокатор работал в дециметровом диапазоне волн, для отстройки от помех можно было переключаться на четыре различных диапазона волн. Передача данных на позиции артиллерии первоначально осуществлялась с помощью телефонной связи, впоследствии применили электронную систему передачи информации. Вслед за «Вюрцбургом» последовали радары FuMG 40Т «Mainz» (FuMO 63) и FuMG 41Т «Mannheim» (FuMO 64). Последний имел большие, чем у предшественников, габариты и массу (2200 кг). В походном положении его перевозили на двух прицепах Sd.Anh.204. Общее устройство в целом аналогично образцу 39Т, расчет три человека.

Для управления зенитным огнем служил ПУАЗО Kdo-Gerät 40 образца 1940 года, уже к 1944 году полностью вытеснивший применявшийся ранее командный прибор 36 (Kdo-Gerät 36). Данные приборы служили для обслуживания всех калибров тяжелой зенитной артиллерии, перенастройка осуществлялась заменой вводных данных баллистики.

Kdo-Gerät 40 позволял вырабатывать данные при высоте полета цели до 11800 метров, горизонтальной дальности до 14500 метров и максимальной скорости 300 м/с. Расчет ПУАЗО, включая дальномерщиков, состоял из 5 человек.


Kdo-Gerät 40 с дальномером

(Википедия)


Комплектацию, аналогичную “Försterei” имела и батарея „Schweinsrücken“. Первоначально батарея «Свиной горб» (так переводится ее название с немецкого – названа по имени близлежащего островка в Куршском заливе) была оснащена 88-мм орудиями. При перевооружение ее четырьмя 12,8 cm Flak 40 M немцы столкнулись с серьезными трудностями – старые орудийные дворики оказались слишком малы и их пришлось строить заново. Не исключено, что успели достроить только два из них.

Согласно “Bestimmungen über Regelbauten der Kriegsmarine” численность личного состава и боезапаса зенитных батарей ВМФ составляла (могли варьировать в зависимости от типа батарей):




В Мемеле и его окрестностях существовали (или планировались) следующие зенитные батареи Кригсмарине:

• “Försterei” (ранее MKB “Memel-Nord”, Гируляй) – 4 x 12,8 cm Flak 40 M

• „Schweinsrücken“ (на Куршской косе – 55°39 25.01 ' N/21°07 16.35 ' E) – 4 (2?) x 12,8 cm Flak 40 M, ранее 4 x 8,8 cm SKC/30

• “Pochhammer”* (Petraschen – к северо-востоку от Мемеля) – 4 x 10,5 cm SKC/32

• “Tauerlauken” (в районе Тауралаукис к северо-востоку от Клайпеды) – 4 x 10,5 cm SKC/32

• “Löllen” (к востоку от Мемеля) – 4 x 10,5 cm SKC/32, ранее 4 x 8,8 cm SKC/30

• “Götzhöfen“ (к юго-востоку от Мемеля, теперь в черте Клайпеды – 55°40 47.74 ' N/ 21°11 42.29 ' E) – 4 x 10,5 cm SKC/32, ранее 4 x 8,8 cm SKC/30

• “Bachmann” (к востоку от Мемеля) – 4 x 75-мм

• “Mellneraggen” (ранее “Nordmolle”, Мельнраге) – 4 x 10,5 cm SKC/32, ранее 4 x 8,8 cm SKC/30

• „Dange“ (к северо-востоку от Мемеля) – 4 x 8,8 cm SKC/30

• „Seestrand“ (на Куршской косе – 55°41 19.29 ' N/21°06 8.45 ' E) – 4 x 8,8 cm SKC/30

• “Strandhalle” (на Куршской косе – 55°42 41.72 ' N/21°05 54.71 ' E) – 4 x 10,5 cm SKC/32

* Названа в честь погибшего на борту крейсера «Блюхер» в ходе норвежской операции 1940 года бывшего командира Marine-Flak-Abteilung 217 капитан-лейтенанта (Kapitänleutnant) Pochhammer.

К настоящему времени хорошо сохранились только бетонные сооружения батарей “Försterei” (с оставшимися от MKB «Memel-Nord» бронироваными наблюдательными колпаками, а также частью лафета и стволом зенитки 12,8 cm Flak 40 M), „Schweinsrücken“ и “Mellneraggen”. Ствол Flak 40 M (артустановка была вероятно взорвана расчетом при оставлении Мемеля) обнаружили несколько лет назад под толстым слоем песка местные любители военной истории. Не исключено, что сохранились небольшие фрагменты и ряда других батарей, но большинство сооружений было разрушено в ходе городского строительства или сельскохозяйственных работ.


Находка членов клайпедского военно-исторического клуба – ствол 12,8 cm Flak 40 M

(фото автора)


Группа молодых энтузиастов клайпедского клуба военной истории (Klaipėdos karybos istorijos klubas) в течение ряда лет по собственной инициативе ведет работы по реставрации сооружений батареи «Memel-Nord» и оборудовали в ее помещениях небольшой музей (www.memel-nord.lt).




В музее «Memel-Nord» (www.memel-nord.lt).


Бывшая зенитная батарея “Nordmolle” – “Mellneraggen”

(фото Златы Раевской)




Батарея „Schweinsrücken“

(фото Златы Раевской)

Артиллерийское вооружение морских зенитных батарей Мемельского края

На вооружении зенитных батарей ВМФ в Мемеле состояли корабельные универсальные артустановки (8,8 cm SKC/30 на лафете MPLC/30 и 10,5 cm SKC/32 на лафете MPLC/32). Исключением являлись орудия 12,8 cm Flak 40 M (Flak – Flügabwehrkanone – зенитное орудие, M вероятно означала Marine) и малокалиберные зенитные автоматы.


Основные ТТХ орудий 8,8 cm SKC/30 и 10,5 cm SKC/32


Орудие 10,5 cm SKC/32 было разработано фирмой Rheinmetall-Borsig AG при участии фирм Bofors и Krupp в 1932 году, а через два года оно было принято на вооружение Кригсмарине. Орудие 8,8 cm SKC/30 является маринизированной версией разработанного в 1928 году вышеуказанными фирмами зенитного орудия 8,8 cm Flak 18. Разработка орудия началась в 1930 году, а через три года пушки начали поступать на вооружение тральщиков, подводных лодок и других кораблей.


Зенитная артустановка 10,5 cm SKC/32

(из архива автора)


Зенитная артустановка 8,8 cm SKC/30

(из архива автора)


105-мм одноорудийные установки предназначались для устанановки на миноносцах, сторожевых кораблях, тральщиках и подводных лодках. Оба орудия предназначались для для стрельбы по морским, наземным и воздушным целям. Спаренные 105 и 88-мм артустановки использовались на крупных кораблях.

Тормоз отката орудий гидравлический, накатник пружинный. Затвор полуавтоматический вертикальный клиновой. На берегу орудия устанавливались на открытых лафетах, с противоосколочным щитом или в башнях.

128-мм зенитная установка 12,8 cm Flak 40 по праву считается одной из наиболее эффективных зениток Второй мировой войны. Фирма Rheinmetall-Borsig приступила к ее разработке в 1936 году и уже в конце следующего года начались испытания головного образца. В декабре 1938 г. был дан первый заказ на 100 установок. В конце 1941 г. в войска поступили первые батареи с 128-мм зенитными орудиями Flak 40.


Зенитная установка 12,8 cm Flak 40


За время войны поступила на вооружение только одна мобильная батарея (6 орудий). К февралю 1945 г. состояло на вооружении: стационарных установок – 362, 6 мобильных и 201 железнодорожная установки. Кроме того, в небольшом количестве (в феврале 1945 года их насчитывалось всего 33 единицы) производились и спаренные установки 12,8 cm Flakzwilling 40 для систем ПВО крупных городов (Берлин, Вена, Гамбург). Модифицированными пушками Flak 40 (KwK 44) оснащались противотанковые самоходные установки «Ягдтигр».

12,8 cm Flak 40 была полностью электрифицированной установкой. Наведение, подача и досылка боеприпаса, а также установка взрывателя производились с помощью 4 асинхронных электродвигателей трехфазного тока напряжением 115 В. Четырехорудийную батарею обслуживал один генератор мощностью 60 кВт (по другим данным – 48 кВт).


Схема зенитной батареи с орудиями 12,8 cm Flak 40

(из архива автора)


Затвор горизонтальный скользящий клиновой. Тормоз отката гидравлический, накатник пневматический.


Основные ТТХ орудия 12,8 cm Flak 40


Для пушек Flak 40 было разработано 2 типа снарядов – осколочно-фугасный и бронебойный. Бронепробиваемость бронебойным снарядом образца 1943 года на дистанции 1500 м составляла 157 мм. Заряжание – унитарное. Гильза латунная или стальная. Длина гильзы 962 мм, диаметр фланца 167 мм. Высота действительного огня осколочно-фугасным снарядом с дистанционным взрывателем составляла 12800 м.




Зенитные установки 12,8 cm Flak 40 M предназначались для борьбы с воздушными, морскими и наземными целями.


Счетверенная 20-мм зенитная установка

(Википедия)


Вот как отзывались о ПВО Мемеля и прилегающих районов советские летчики:

«Противник организовал на подходах к обороняемым объектам мощный многослойный зенитный огонь всех калибров… ПВО противника впервые широко применила радиолокационные станции для обнаружения наших самолетов на подходе к цели и для управления своими зенитными батареями и прожекторами. Поначалу, пока специалисты не разобрались в этих технических новинках противника, скажем прямо – приходилось нам тяжко. Почти каждый вылет приносил потери, как у нас в полку, так и у соседей, с которыми приходилось встречаться и беседовать между боевыми вылетами». (Козлов А. В., Воронцов В. М. «В небе Прибалтики», www.world-war.ru/author/a-v-kozlov/)


Советский бомбардировщик Пе-2 над Мемелем (октябрь 1944)

(из архива автора)




Схема расположения батареи «Memel-Nord»– «Försterei» (январь 1945 г.)

(“XX amžiaus fortifikacija Lietuvoje”)

1. пост управления артогнем

2. артиллерийские блоки

3. электростанция

4. склад боеприпасов

5. пост управления ПВО (запасной?)

6. радиолокатор

7. казармы


Схема батареи «Memel-Nord»

(“XX amžiaus fortifikacija Lietuvoje”)


Схема зенитной батареи типа Fla 2

(“XX amžiaus fortifikacija Lietuvoje”)


Схемы погреба боезапаса типа Fla 22 и бункера электростанции типа Fla 1

(“XX amžiaus fortifikacija Lietuvoje”)

1) Тамбур

3) Помещения рядового состава

4) Погреб боезапаса

10) Орудийные дворики

11) Снарядный погреб

12) Погреб пороховых зарядов

21) Помещение системы отопления

22) Помещение систем вентиляции и противохимической защиты

24) Помещение системы водоснабжения

25) Насосная

26) Купол наблюдательного поста

27) Помещение вычислительной аппаратуры

33) Жилые помещения фельфебелей

39) Жилые помещения офицеров

43) Дизель-генератор

49) Цистерны системы водоохлаждения

50) Топливные цистерны

51) Телефонная станция

58) Душевые

67) Оборудование

71) Мастерские

99) Погреб взрывателей

102) Умывальники и WC

108) Жилые помещения фельдфебелей

117) Системы управления стрельбой

Организационная структура береговой и зенитной артиллерии ВМФ Германии в 1939–1945 гг

Морские береговые батареи (MKB – Marine-Küsten-Batterie, существовали и армейские береговые батареи – Heeres-Küsten-Batterie) организационно входили в состав дивизионов морской артиллерии Marine-Artillerie-Abteilungen. Морские зенитные батареи (MFlB – Marine-Flakbatterie) были в составе дивизионов морской зенитной артиллерии Marine-Flak-Abteilungen. Артиллерийские дивизионы находились в подчинении комендатур участков побережья (Kommandanturbereich), которые подчинялись Командованиям морских районов (Seekommando).

Первоначально батареи Мемеля входили в состав 7-го дивизиона морской артиллерии 7. Marine-Artillerie-Abteilung (сформирован в Киле 25 марта 1939 года) который уже 26 августа 1939 года был расформирован и на его основе создали Marine-Artillerie-Abteilung 117 и Marine-Flak-Abteilung 217. Оба дивизиона продолжали базироваться в Мемеле. 14 августа 1941 M. A. A.117 был переименован в 7.Ersatz-Marine-Artillerie-Abteilung и передислоцирован в Libau (Лиепаю).


Командиры 7. Marine-Artillerie-Abteilung:

• капитан 2 ранга (Fregattenkapitän) Hans-Erich Voss (25.03.1939–11.04.1939)

• капитан 1 ранга (Kapitän zur See) Hermann Bredow (12.04.1939–23.08.1939)


Командиры Marine-Artillerie-Abteilung 117:

• капитан-лейтенант (Kapitänleutnant) Hans-Erik Pochhammer (23.08.1939–13.10.1939)

• капитан 3 ранга (Korvettenkapitän) Wilhelm Schmidt (13.10.1939–25.02.1940)

• капитан 3 ранга (Korvettenkapitän) Kurt Hufschmidt (26.02.1940–14.08.1941)


Marine-Flak-Abteilung 217 (M.Flak.A.217) был сформирован в октябре 1939 года, но расформирован уже в следующем месяце, сформирован вновь в марте 1941 года в составе 7 батарей. Дивизион вновь расформировали в декабре 1941 года, а его подразделения вошли в состав M.Flak.A.710, 219, 229 и 707 (5./707 как легкая зенитная батарея в Мемеле). Семибатарейный M.Flak.A.217 был воссоздан в августе 1942 года и дислоцировался в Мемеле до эвакуации его немецкими войсками в конце января 1945. Личный состав дивизиона прорвался по Куршской косе в Пиллау, где из него был сформирован батальон морской пехоты Marineschützenbataillon 217 под командованием капитан-лейтенанта Bernhard Sperlich. До конца боев на Земландском полуострове 26 апреля батальон входил в состав 551-й народно-гренадерской дивизии (551. Volksgrenadierdivision). M.Flak.A.217 был расформирован 28.02.1945.

В июле 1941 года в Мемеле был сформирован 707-й морской зенитный дивизион (M.Flak.A.707) в составе 5 батарей, ранее входивших в состав M.Flak.A.215, 217 и 225, но в начале 1942 года его расформировали. На его базе были созданы отдельные морские батареи легкой и тяжелой зенитной артиллерии в Мемеле (Leichte Flak Batterie Memel, Schwere Flak Batterie Memel), Лиепае (Libau) и Вентспилсе (Windau).


Командиры M.Flak.A.217:

• Kapitänleutnant Hans-Erik Pochhammer (23.08.1939–13.10.1939)

• Kapitänleutnant / Korvettenkapitän Kurt Kosack (19.03.1941–31.10.1941)

• Kapitänleutnant Richard Kufner (31.10.1941–31.12.1941)

• Kapitänleutnant Conrad Ruthenberg (21.08.1942 —?.01.1945)

• Kapitänleutnant Bernhard Sperlich (?.01.1945–28.02.1945)


Кроме военнослужащих Кригсмарине, в состав многих расчетов морской зенитной артиллерии с 43-го года входили и так называемые Морские помощники Гитлерюгенда (HJ-Marinehelfer) в возрасте 15–17 лет.


Flakhelfer‘ы Гитлерюгенда у Kdo-Gerät 40

(из архива автора)


У военнослужащих морской береговой артиллерии была своя форма одежды и система воинских званий.


Звания службы береговой артиллерии (включая зенитную) 1937–45 гг.


Звания офицеров и адмиралов береговой артиллерии были аналогичны званиям корабельной и инженерной служб флота.


Вице-адмирал

(Курылев О. П. «Вооруженные силы Германии 1933–1945. Полный атлас»)


Marinekanoniergauptgefreitor – слева

Obermarinekanoniersmann – справа

(Курылев О. П. «Вооруженные силы Германии 1933–1945. Полный атлас»)


Личный состав морской береговой и береговой зенитной артиллерии носил униформу армейского образца цвета «фельграу», но со знаками различия в стиле Кригсмарине. На погонах матросов, унтер-офицеров и фельдфебелей размещались эмблемы службы в виде одного или двух скрещенных якорей желтого цвета, а погоны офицеров и адмиралов имели темно-зеленую или темно-синюю подложку. Береговики всех рангов носили петлицы армейского образца, состоявшие из пары скошенных «катушек» с желтым просветом. Петлицы адмиралов были аналогичны генеральским в Сухопутных войсках, но их золотое шитье размещалось на клапанах синего цвета. Военнослужащие береговой и береговой зенитной артиллерии за определенные боевые заслуги получали право на ношение нагрудного знака “Kriegsabzeichen für Marineartillerie”.


Нагрудный знак “Kriegsabzeichen für Marineartillerie”

(Википедия)

Послевоенные годы

С уходом немецких войск из Мемеля 28 января 1945 года история батареи в Seebad Försterei (ныне литовский Гируляй) не закончилась. Советский Балтийский флот разместил здесь стационарную береговую батарею № 479, состоявшую из четырех 130-мм орудий Б-13. К настоящему времени сохранились характерные восьмиугольные бетонные основания этих орудий с 20-ю стальными шпильками для их крепления. Вместо башни дальномера бывшей батареи «Memel-Nord» была пристроена кирпичная башенка для РЛС. 479-я батарея входила в состав 1-й гвардейской Краснознаменной Красносельской артиллерийской бригады ДКБФ. Кроме того, в Клайпеде находились и три 130-мм железно-дорожные батареи 404-го гвардейского железнодорожного артдивизиона – №№ 1107, 1108, 1109. В 1961 году 479-я батарея, как и вся артбригада, была расформирована.


Основание орудия Б-13, на заднем плане слева – наблюдательный пункт, справа – разрушенный артблок «Memel-Nord» (фото автора)


История создания и применения орудия Б-13 достаточно интересна. Эта пушка создана на основе 130-мм орудия образца 1913 года со стволом длиной 55 калибров, разработанного в КБ Обуховского завода в 1911–1913 годах. Заряжание – раздельное картузное, поршневой затвор системы Виккерса закрывался и открывался вручную, накатник – пружинный. Максимальный угол возвышения составлял 20 или 30 градусов, в зависимости от типа орудийного станка.

Серийное производство орудий началось в 1914 году и до начала революционных событий Обуховский завод изготовил 132 артустановки. 100 орудий этого типа в 1913 году было также заказано британскому заводу Виккерса. Орудия нового типа устанавливались на крейсерах типа «Светлана» и линкорах типа «Императрица Мария», ими перевооружались крейсера «Кагул», «Олег», «Диана» и ряд других кораблей. В годы гражданской войны десятки «красных» и «белых» канонерских лодок и плавбатарей были оснащены этими 130-миллиметровками.

В конце 20-х годов на Обуховском заводе провели модернизацию установки, снабдив ее пружинным досылателем и увеличив угол возвышения до +40°. Модернизированная установка получила наименование Б-7 (Б – индекс завода «Большевик», бывший Обуховский). Однако, такая модернизация была полумерой и Управление вооружений морских сил (УВМС) заказало заводу новую 130-мм артустановку Б-13.

В ноябре 1929 года был представлен эскизный проект орудия со стволом в 45 калибров. За счет увеличения давления в канале ствола с 2750 до 3150 кг/см2 баллистические характеристики совпадали с орудием 130/55-мм, а более короткий ствол позволял устанавливать пушку на подводных лодках. Проектом предусматривались гильзовое заряжание, горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой, гидропневматический досылатель.

В целом проект одобрили, но в январе 1930 года УВМС предложило ряд изменений: увеличить скорострельность с 12 до 14 выстрелов в минуту, заменив ручные приводы электрическими и др. Завод должен был доработать проект и изготовить опытный образец к марту 1932 года. Однако, командование флота погналось за дешевизной и потребовало заменить гильзовое заряжание на картузное, клиновой затвор на поршневой Виккерса, а электроприводы наведения – на ручные.

Процесс разработки и испытаний сильно затянулся и только в декабре 1935 года еще «сырую» Б-13 официально приняли на вооружение, хотя серийное производство шло уже с мая (!). Первые из серийных орудий имели одинаковые с 130/55 боеприпасы и баллистику, хотя дальность стрельбы была больше на 2–3 км за счет увеличения угла возвышения с +30 до +45°. По сравнению же с Б-7 для снаряда образца 1911 года эта разница составляла всего 300 метров.

Уменьшение длины ствола при росте давления в его канале резко снизили живучесть ствола до 130 выстрелов по причине срыва ведущих поясков снарядов. Снаряды начинали кувыркаться в полете и происходила полная потеря меткости. Несколько КБ и НИИ, сотни инженеров и ученых были брошены на решение этой пробдемы. В конце концов живучесть орудия удалось поднять за счет применения лейнированного ствола и увеличения числа нарезов лейнера. При этом сложилась парадоксальная ситуация – фактически в 1941 году флот имел три различных системы Б-13 (плюс 118 пушек образца 1913 года): с мелкой нарезкой, с нарезкой АНИМИ (44 нареза глубиной 1,95 мм) и с нарезкой НИИ-13 (40 нарезов глубиной 2,7 мм). Для каждой артсистемы требовались различные снаряды, при-целы и таблицы стрельбы! К началу 1941 года на кораблях и береговых батареях насчитывалось 378 Б-13.

Первоначально установки выпускались с коробчатым щитом, а со второй половины 1939 года – со щитом обтекаемой формы. Орудия, выпускавшиеся до 1939 года назывались установками первой серии, позже – второй (Б-13-Ис), выпускавшиеся с 1948 года – третьей (Б-13-Шс). Основное различие между ними состояло в устройстве досылателя.

В годы Великой отечественной войны Б-13 стали самыми распространенными морскими орудиями среднего калибра. Ими были вооружены все эсминцы и лидеры советской постройки до 1945 года, канонерские лодки и ряд минных заградителей. К началу боевых действий на береговых батареях находилось 169 таких орудий, а еще несколько десятков установили в ходе войны. Кроме того, Б-13 использовались для вооружения бронепоездов и железнодорожных батарей (установка Б-57). За годы войны от промышленности для ВМФ поступило 770 335 снарядов к орудию 130/50-мм.

Б-13, несмотря на малый угол возвышения, могли вести и зенитный огонь, используя дистанционную (зенитную) гранату образца 1928 года с механической трубкой ВМ-16, а с конца 50-х годов – зенитные снаряды с радиовзрывателем 3С-46Р. Конечно, эффективность такого огня была крайне низкой.

Кроме фугасных и зенитных снарядов в боекомплект Б-13 входили парашютные и беспарашютные осветительные снаряды, а с 18.04.1942 года – осколочно-химические снаряды (осколочно-фугасный снаряд с добавлением твердого отравляющего вещества). На 1 января 1943 года ВМФ имел 11 834 осколочно-химических снарядов. На рубеже 60-х годов поступили и противорадиолокационные снаряды РП-42/46, снаряженные дипольным волокном.

На базе Б-13 была создана башенная двухорудийная 130-мм артустановка Б-2ЛМ, состоявшая на вооружении лидера «Ташкент» и послевоенных эсминцев проектов 30, 30К, 30-бис и СКР пр. 35.

Артиллерийские установки Б-13 сняли с производства лишь в 1954 году, а всего их было изготовлено 885 единиц. В послевоенные годы эти установки составляли большинство орудий береговой обороны СССР и состояли на вооружении ряда других стран. К середине 80-х годов на вооружении и складах советского ВМФ находилось еще свыше 600 единиц Б-13.


Основные ТТХ береговых артустановок Б-13:

Калибр, мм – 130

Длина ствола, клб – 50

Угол вертикального наведения, град. -5/+45

Угол горизонтального наведения, град. – 360

Максимальная скорость наведения, град/сек:

вертикального – 5

горизонтального – 5

Масса, кг – 12800

Масса ствола, кг – 5000

Скорострельность, выстр/мин – 7–12

Масса снаряда, кг – 33,4

Начальная скорость снаряда, м/сек – 870

Максимальная дальность стрельбы, м – 25 500