Вы здесь

Корабли и история. Книга вторая. Глава третья. “Yavarí” – долгожитель озера Титикака (А. Ф. Митрофанов, 2018)

Глава третья

“Yavarí” – долгожитель озера Титикака

Оказывается, что горы способствуют долголетию не только людей, но и … судов. Свидетельством этого являются перуанские суда “Yavarí” (“Явари”) и BAP ABH-306 “Puno” (“Пуно”, BAP – Buque Armada Peruana – корабль перуанского военно-морского флота), с момента вступления которых в строй прошло уже почти полторы сотни лет. Оба судна приписаны к порту Пуно, расположенному на берегу озера Титикака – самого высокогорного судоходного озера в мире.


Перуанское судно “Yavarí” (фото автора)


BAP ABH-306 “Puno” (фото Marina de Guerra del Perú)


Пресноводное озеро Титикака расположено в Андах на границе между Перу и Боливией на высоте 3820 метров. Его максимальная глубина достигает 304 метров, а площадь – 8300 км2. Здесь находится колыбель многих человеческих цивилизаций, в том числе и инков.

Истоки парового судоходства на озере восходят к 1855 году, когда на его просторах появилась парусно-паровая шхуна “Aurora del Titicaca”. Построенное в Нью-Йорке судно в разобранном виде было доставлено в перуанский тихоокеанский порт Islay, а затем по горным тропам в Пуно. В 1876 году шхуна погибла на скалах у берегов острова Amantaní.

Следующим шагом к развитию судоходства на Титикаке стало решение президента Перу Ramon Castilla заказать в Англии две железные 140-тонные канонерские лодки для этого озера с главными размерениями 30,5 × 5,2 × 1,8 метров и скоростью 9 узлов. Вооружение должно было состоять из двух поворотных орудий. В 1861 году был подписан контракт с британской фирмой James Watt & Co. в Бирмингеме на постройку судов. Субподрядчиком, осуществлявшим строительство корпусов этих пароходов, была фирма The Thames Ironwork and Shipbuilding.

Так как к тому времени железная дорога к берегам Титикаки проложена еще не была, то суда предполагалось доставить в разобранном виде на спинах мулов. Поэтому максимальный вес одной детали не должен был превышать 200 кг. Суда были построены и испытаны в Англии, а затем разобраны для транспортировки к месту назначения. В июне 1862 года британский пароход “Mayola”, с разобранными судами на борту (всего 2766 деталей общим весом 210 тонн, а также два коленчатых вала паровых машин) и восемью специалистами-судостроителями вышел из Лондона. 15 октября пароход прибыл в перуанский порт Арика, откуда детали судов по железной дороге были отправлены в Такну. Интересно отметить, что предназначенные для канонерок пушки остались в Арике, где использовались для береговой обороны и никогда не попали на Титикаку.

Здесь начинался наиболее наиболее сложный участок пути. На спинах носильщиков и мулов предстояло перенести разобранные суда в Пуно на расстояние в 350 километров. Маршрут пролегал по безводной пустыне Атакама, затем по горным тропам через горные перевалы Анд, лежащие на высоте до 4850 метров, и высокогорному альтиплано. На транспортировку предполагалось затратить 6 месяцев. Тем временем группа британских инженеров должна была построить на берегу Титикаки слип, мастерскую и причал для сборки и базирования новых судов.

Увы, уложиться в шесть месяцев не удалось – помешали землетрясение, война с Испанией и внутриполитическая нестабильность. Контракт с фирмой, занятой транспортировкой, закончился и части судов, разбросанные между Такной и Пуно, оставались там на долгих пять лет. Только к началу 1869 года в Пуно накопилось достаточно частей, чтобы начать сборку судов.

25 декабря 1870 года “Yavarí”, как было названо первое судно, спустили на воду. 2 мая 1873 года в строй вступило второе – “Yapurá”. Новые суда были оснащены двухцилиндровыми паровыми машинами мощ-ностью 60 лошадинных сил. Топливом для паровых котлов служил… сухой навоз лам. “Yavarí” и “Yapurá” имели и парусное вооружение двухмачтовых шхун, при плаванием под парусами гребной винт можно было поднять на палубу для снижения сопротивления движению.

Многие годы в составе перуанского ВМФ суда осуществляли грузовые и пассажирские перевозки между различными пунктами перуанского и боливийского побережий озера. В 1890 году в связи с тяжелым финансовым положением Перу правительство передало оба судна британской компании “Peruvian Corporation” в счет погашения долга.

За время своей службы суда неоднократно подвергались модернизации. Так, в 1894 году “Yavarí” было удлиннено на 10 метров, а в 1914 году взамен паровой машины был установлен калоризаторный двигатель шведской фирмы “Bolinder”.

В 1972 году суда были национализированы и переданы государственной железнодорожной компании (ENAFER). В 1976 году “Yapurá” (переименовано в ABH-306 BAP “Puno”), а в 1977 году “Yavarí” (ARB 19 BAP “Chucuito”) снова вошли в состав Marina de Guerra del Perú (перуанского ВМФ). Флот отдал предпочтение находившемуся в лучшем состоянии “Yapurá” (в 1993 году переоборудовано в госпитальное судно), а его систершип был вскоре заброшен и ржавел у причала порта Пуно.

В 1982 году Meriel Larke, праправнучка Alfred Yarrow, основателя широко известной судостроительной компании, разыскала “Yavarí”, думая, что оно построено этой фирмой. И хотя она ошибалась, ветеран Титикаки привлек ее внимание. Ею двигали две цели – спасти памятник техники викторианских времен, а также таким образом способствовать развитию одного из самых бедных районов Перу. Классификационное общество Lloyd Register освидетельствовало корпус судна и нашло его в отличном состоянии. Этому способствовали пресная озерная вода и очень сухой высокогорный воздух.

Конец ознакомительного фрагмента.