Вы здесь

Копенгаген. Жемчужина Скандинавии. Дворцовый ансамбль Амалиенборг (О. И. Обухова, 2012)

Дворцовый ансамбль Амалиенборг

Поражающий всякого, кто приезжает в Копенгаген, великолепный дворцовый комплекс Амалиенборг (Amalienborg) – памятник воле и безграничному честолюбию короля Фредерика V, задумавшего так перестроить Копенгаген, чтобы этот старый средневековый город затмил бы все другие столицы мира.

В грандиозной застройке, которая должна была преобразить облик датской столицы, приоритетная роль отводилась дворцовому ансамблю Амалиенборг.

Для того чтобы возвести эти новые дворцы, королю пришлось пожертвовать старым дворцом София-Амалиенборг, который стоял на этом месте. После того как старый дворец был снесен и в центре Копенгагена образовалось широкое ровное пространство, на нем в 1750 г. по проекту выдающегося архитектора Николая Эйгтведа (1701–1754) начали строиться четыре одинаковых дворца. Но когда через четыре года после начала строительства Эйгтвед неожиданно скончался, были построены лишь два западных дворца. Работу над двумя восточными дворцами пришлось продолжить давнему коллеге и непримиримому сопернику Эйгтведа – архитектору Лауритцу де Тура (1706–1759). Ему удалось закончить их в 1760 г. Всего же гигантский для того времени комплекс дворцов был построен всего за десять лет – в срок, для XVIII столетия являющийся безусловно рекордным.

Старый дворец София-Амалиенборг


Если рассматривать дворцы по часовой стрелке начиная от входа на улицу Фредериксгаде (Frederiksgade), то мы увидим следующее.

Первый дворец называется дворцом Кристиана VII (прежнее название – дворец Мольтке (Moltkes Palae). Он был от начала до конца построен Эйгтведом. Первоначально в нем жил главный канцлер Датского королевства Адам Готтлоб Мольтке (Adam Gottlob Moltke). В момент завершения строительства это был самый дорогой из всех четырех дворцов, с самыми богатыми внутренними интерьерами.

Внутри дворца находятся два уникальных помещения – Рыцарский зал в стиле рококо, спроектированный Эйгтведом, который украшает резьба по дереву работы Луи Огюста ле Клерка, картины Франсуа Буше и лепнина Джованни Баттиста Фоссати, и Банкетный зал, созданный по проекту Жардена в стиле Людовика XVI. Оба они считаются архитектурными шедеврами.

Фасад дворца украшают скульптуры работы немецкого мастера Иоганна Кристофа Петцольда. Этот дворец по праву считается лучшим образцом датской архитектуры и убранства в стиле рококо.

Королевской резиденцией этот дворец стал в 1794 г. Его первым коронованным обитателем был Кристиан VII, по имени которого он и был назван.

После смерти Кристиана VII в 1808 г. в здании жили высшие придворные. Затем его отдали Министерству иностранных дел. А с 1885 г. во дворце стали размещать прибывавших в Копенгаген гостей короля. В 1930е гг. здесь жил король Фредерик IX с супругой королевой Ингрид Шведской, дочерью короля Швеции Густава VI Адольфа. В 1960е и в 1970е гг. здесь жила королева Маргрете с мужем и сыновьями, пока реставрировался соседний дворец.

В настоящее время дворец используется в основном для приемов высоких иностранных гостей и для приемов в их честь, которые даются от имени королевы.

В 1795 г. по проекту архитектора Каспара Фредерика Харсдорффа (Caspar Frederik Harsdorff) была построена крытая колоннада, соединившая дворец Кристиана VII, в котором проживал король, с дворцом Кристиана IX, где жил кронпринц.

Второй дворец называется дворцом Кристиана VIII (прежнее название – дворец Леветцау (Levetzaus Palae). Его строительство начал Эйгтвед, а завершил Лауритц де Тура. Он строился практически теми же мастерами и по тому же проекту, что и дворец Мольтке, однако средства будущих хозяев были неравны, а посему и дворец получился несколько более скромным. Первоначально в нем жил тайный советник короля граф Кристиан Фредерик Леветцау (Count Christian Frederik Levetzau). В 1794 г. этот дворец купил принц Фредерик, брат короля Кристиана VII. Здесь он жил вместе со своим сыном кронпринцем Кристианом. После того, как кронпринц Кристиан взошел на престол и стал королем Кристианом VIII, этот дворец был переименован в его честь.

Площадь перед дворцами Амалиенборг


Король Кристиан VIII и королева Каролина-Амалия были меценатами и людьми очень образованными, и их дворец стал центром культурной жизни Копенгагена. Кристиан VIII был одаренным литератором, писал философские трактаты, великолепно рисовал. Королева Каролина-Амалия, внучка той самой королевы Каролины-Матильды, что прославилась своей поразительно трагической судьбой, была исключительно одаренной пианисткой – она замечательно играла и сама сочиняла изящные фортепьянные пьесы. В 1848 г. король умер. Каролина-Амалия пережила его на целых 33 года. Не впасть в отчаяние после смерти любимого супруга ей помогло увлечение музыкой. После смерти вдовствующей королевы в 1881 г. здание использовало для своих нужд Министерство иностранных дел, в 1898 г. сюда въехал кронпринц Кристиан, племянник принцессы Дагмары Датской (российской императрицы Марии Федоровны) и двоюродный брат Николая II. Когда кронпринц Кристиан стал в 1912 г. новым королем Дании под именем Кристиана X, то он вместе со своей супругой Александриной, правнучкой Николая I, остался жить в этом дворце. Здесь он прожил вплоть до своей смерти 20 апреля 1947 г. А с 1983 по 2002 г. в этом дворце жил кронпринц Фредерик – будущий король Дании.

В левой части дворца устроен музей. В нем сохранилась обстановка, в которой жил король Кристиан VIII. Он открыт для посещения и очень популярен у иностранных туристов. Уверена, что читатели нашего путеводителя обязательно посетят его.

Третий дворец называется дворцом Фредерика VIII (прежнее название – дворец Брокдорфф (Brockdorffs Palae). Первоначально в нем жил граф Иоахим Брокдорфф (Joachim Brockdorff). С 1767 по 1788 г. дворец служил помещением для Кадетской академии, с 1788 по 1827 г. в нем располагалась Военно-морская академия. После свадьбы принцессы Вильгельмины и сына Кристиана VIII кронпринца Фредерика (будущего короля Фредерика VII) отреставрированный в стиле ампир дворец в 1827 г. передали молодоженам. С 1869 г. во дворце поселился сын Кристиана IX, кронпринц Фредерик. Когда в 1906 г. он был коронован как Фредерик VIII, то дворец был назван в его честь.

В 1936 г. дворец отреставрировали и здесь поселился сын Кристиана X кронпринц Фредерик (будущий король Фредерик IX, отец нынешней королевы Маргрете II) с принцессой Ингрид. Фредерик IX жил здесь вплоть до своей смерти 14 января 1972 г., а после него здесь продолжала жить вдовствующая королева Ингрид – вплоть до своей кончины в 2000 г. После ее смерти во дворце началась серьезная внутренняя реставрация. В 2010 г. во дворец въехала большая семья кронпринца Фредерика – он сам, его супруга Мэри и четверо их детей.

Четвертый дворец называется дворцом Кристиана IX (прежнее название – дворец Шакк (Schacks Palae).

Изначально его заказчиком был член тайного королевского совета граф Северин Левеншельд, однако к 1754 г. деньги на строительство у вельможи закончились, и возведение дворца продолжила графиня Анна София Шакк (Anne Sophie Schack). Она и стала его первой обитательницей.

В 1794 г. дворец Шакк был приобретен королем Кристианом VII для кронпринца Фредерика (будущего короля Фредерика VI). После его смерти и кончины его вдовы в 1852 г. дворец использовался МИДом и Верховным судом.

В 1890 г. во дворце стал жить легендарный король Кристиан IX, «тесть и свекор всей Европы», по имени которого он и был назван. Он жил там до своей смерти в 1906 г. В 1967 г. по случаю свадьбы дочери Фредерика IX принцессы Маргрете (нынешней королевы) дворец был отреставрирован и передан ей и ее мужу, принцу-консорту Хенрику. В этом дворце нынешняя правящая чета Дании живет по сей день.

В настоящее время для посещения публики открыты лишь два дворца из четырех – дворцы Кристиана VII и Кристиана VIII. В остальные дворцы посторонних не допускают.

Дворцы расположены друг против друга на красивейшей восьмигранной площади – Amalienborg Slotsplads.

Памятник Фредерику V


В центре ее высится изящный конный памятник королю Фредерику V работы известного французского скульптора Жоржа Сали. С этим памятником связана любопытная история. В свое время Сали был настолько популярен в Европе, что в «очередь» к нему записывались практически все европейские монархи – каждому хотелось иметь свое изображение, сделанное рукой великого мастера. И датчанам пришлось немало «потрудиться», чтобы очередь дошла и до них. На работу по созданию памятника Фредерику V скульптору потребовалось 20 лет – и за работу над этой конной статуей ему заплатили больше, чем стоили все четыре амалиенборгских дворца вокруг нее, вместе взятые! При этом сама статуя была закончена лишь в 1771 г. – через пять лет после смерти короля Фредерика V. Получив за свою работу астрономическую сумму, Сали тем не менее заявлял, что… все-таки продешевил! Он полагал, что за такой шедевр ему причитается больше…

Амалиенборгские дворцы считаются одним из лучших в Европе памятником дворцовой архитектуры в стиле рококо. Дворцы облицованы светло-желтым мрамором, который в зависимости от времени суток и времен года меняет оттенок. Многочисленных туристов здесь привлекает все: площадь, дворцы с королевскими апартаментами, где можно увидеть подлинные предметы обстановки, которыми пользовались короли, включая их мундиры, платья, военную форму, мебель и личные вещи.

Стоя на Дворцовой площади, можно наблюдать, как в ворота дворца въезжают автомобили с необычными номерами черного цвета, на которых в сопровождении золотой королевской короны присутствует лишь одна двузначная цифра. Это – машины, принадлежащие королевскому дворцу. Их меньше ста, поэтому им вполне хватает номеров от первого до девяносто девятого. В этих машинах во дворец доставляют провизию от собственных Ее Королевского Величества поставщиков, столовое серебро и многое другое, что необходимо для функционирования дворца, в них же ездят и члены королевской семьи. Если вам повезет, то вы сможете увидеть их и прямо на улицах или площадях Копенгагена. Это – одно из тех обстоятельств, которое делает путешествие в датскую столицу таким незабываемым. Действительно, в каком еще городе можно увидеть даму, выходящую из дверей дворца без намека на охрану, а потом в сувенирном магазине – ее, дамы, лицо среди открыток с портретами членов королевской семьи?

Особенно популярна среди жителей Копенгагена и многочисленных гостей датской столицы красочная церемония смены королевского караула. Каждый день в 12 часов дня рота лейб-гвардейцев в старинной форме, в черных медвежьих шапках, звонко стуча каблуками и прикладами ружей, устраивает показательное перестроение часовых по установленному давным-давно ритуалу. Под звуки отрывистой команды маршируют и на ходу перестраиваются нарядные гвардейцы в огромных гвардейских шапках и черных шинелях, перетянутых белыми ремнями.

Кстати, до Октябрьской революции эти мохнатые шапки традиционно шились из шкур русских медведей – из одной шкуры получалось две шапки. А после революции их стали делать из шкур канадских медведей. И, поскольку канадские медведи меньше русских, то шапки теперь выделываются в пропорции из двух шкур – три шапки. А два мастера, которые изготовляют эти шапки в Дании – Бриан Рютцоу и Леннарт Хоффманн, – известны всей стране и являются частыми гостями газетных страниц и журнальных разворотов.

Во дворец королевы въезжает автомобиль с номерными знаками королевского двора


Тамбурмажор с горделивой осанкой поднимает жезл, и музыканты исполняют марши. А потом лакей в красной с золотом ливрее и старинной треуголке открывает ворота дворца, и туда медленно, скользящим шагом, под звуки национального гимна, уходят начальник караула и знаменосец.

Золотой дворец – офис Гофмаршала Ее Величества

Совсем рядом от королевских дворцов Амалиенборг располагается рабочее место самого главного человека в дворцовой иерархии, без которого просто немыслима работа королевского двора – офис гофмаршала Ее Величества (Gule Palae).

Местом, где находится офис гофмаршала, является легендарный Золотой дворец. Этот дом – настоящая колыбель королей и принцев, причем не только Дании, но и России, Англии, Греции. Одно лишь перечисление их имен невольно заставляет почтительно замереть перед его строгим неоклассическим фасадом желтого цвета, от которого и пошло его название – Золотой дворец.

Некоторые историки, впрочем, полагают, что название «Золотой» дворец получил потому, что у него был поистине «золотой» заказчик – богатейший торговец Фредерик Баргум (1733–1800). Начав как торговец лесом, Баргум получил королевский патент на поставки леса для нужд королевского флота, а затем за баснословную сумму в миллион ригсдалеров выкупил патент на право монопольной поставки в Данию табака. Про Баргума то ли в шутку, то ли всерьез говорили, что денег у него «больше, чем у самого короля». И он действительно не пожалел никаких денег, заказав проект дворца самому популярному королевскому архитектору тех лет Жардену, и щедро раскошеливался все пять лет, что строился дворец, который был закончен в 1764 г. Затем Баргум постарался обставить его так, чтобы его дворец был ничуть не хуже, чем находящиеся поблизости от него дворцы Мольтке, графа Леветцау и графини Шакк. И если фактического правителя государства графа Адама Готтлоба Мольтке Баргуму превзойти не удалось, то графа Леветцау и графиню Шакк ему точно удалось заткнуть за пояс. Покои его дворца поражали всех утонченной роскошью, в специально устроенной оранжерее посреди зимы благоухали тропические растения и пели редкие заморские птицы, а винному погребу Баргума, как говорили, мог позавидовать сам Версаль.

Окруженный баснословной роскошью, Фредерик Баргум счастливо жил в Золотом дворце, не отказывая себе ни в чем. Однако в Дании все громче начали звучать голоса тех, кто говорил: несметные богатства, которые Баргум получает, торгуя табаком, ничем не заслужены, и не следует превращать одного-единственного человека во всесильного монополиста, заставляя все население страны покупать табак только у него, и тем самым платить ему своего рода дань. Одновременно королевские аудиторы выявили и сговор, существовавший между Баргумом и рядом датских адмиралов, в результате чего лес, приобретаемый на нужды флота, становился поистине «золотым». И хотя король, опасаясь скандала, не решился заставить Баргума вернуть все, что он заработал нечестно, он все же постановил отменить его табачную монополию и привлечь новых поставщиков леса для нужд королевского флота.

Конец ознакомительного фрагмента.