Вы здесь

Кончина мира: пророчества. Глава III. Слово о состоянии Церкви в эпоху апостасии (Н. С. Посадский, 2015)

Глава III

Слово о состоянии Церкви в эпоху апостасии


Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят неции от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским (1 Тим. 4, 1).

Отступление от истинной веры может проявиться в следующих формах: 1) в ересях, 2) в неверии или полном равнодушии ко всякой вере, в атеизме, 3) в богоборчестве, то есть в активной борьбе против Бога и всего святого.

Существует духовный закон, в силу которого всякое ложное и лицемерное христианство неизбежно приведет своих последователей к признанию антихриста, как существует и тесная связь догматов веры с нравственно-практической деятельностью и с подвигом спасения. По учению Церкви, в деле спасения очень важно исповедание Богооткровенной истины. Само слово Божие свидетельствует, что Богу должно поклоняться в духе и истине. Истина совсем не такая малозначащая вещь, с которой можно обращаться как угодно. В ней реально присутствует и Дух истины, Иже от Отца исходит (Ин. 15, 26). А во всякой лжи реально присутствует и отец лжи, сиречь диавол. И потому человек, исповедующий истину, принимает и Духа истины, а исповедующий ложь непременно усваивает и духа лжи, духа отверженного.

О Церкви в это время (в эпоху апостасии) можно будет сказать, что стойкость и самоотверженность в борьбе за истину станет чрезвычайно редким явлением. Любовь к миру и к его благам будет превозмогать любовь к Истине. Церковные иерархи со своим клиром и своею паствою, порвавшие связь с Христовой Истиной, но продолжающие лицемерно выказывать себя членами Церкви, составят общество, именуемое в Писании «церковью лукавнующих».

Характерной чертой ее будет то, что эта «церковь» будет всячески затушевывать какую-либо разницу между собой и истинной Церковью, постепенно вводя свое ложное учение.

Уже в наше время ярким образцом такой «церкви лукавнующих» являются католицизм и протестантизм. Давно утратившие связь с заветами Христовыми и с апостольским преданием, эти лжецеркви сделали христианство как бы неким «придатком» к своей жизни, полной удовольствий, удобств и чувственных наслаждений, «приспособили» его к миру и к мирским интересам, забыв слова апостола: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2, 15). Так, в конце XX в. один из католических священников писал: «Дело в том, чтобы сделать эту землю окончательно обитаемой для нас. Мы не идем по направлению к другому миру; нет неба, нет потустороннего, нет ничего иного, а только полное углубление того, что мы есмы». Здесь уже явно поднимает свою голову религия человекобожества, то есть поставление человека с его страстями, неустойчивостью, извращенностью на место Бога. Это – подмена Царства Божия царством «зверя» (32).

И я увидел, – пишет святой Иоанн Богослов, – жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными… И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным… и, видя ее, дивился удивлением великим (Откр. 17, 3, 5–6). Некоторые толкователи видят в этой блуднице именно неверную Христу церковь, поклонившуюся антихристу, или богоотступническое общество – ту часть человечества, которая вступит в тесное общение с миром греховным, будет ему служить и опираться на его грубую силу – силу зверя-антихриста, почему жена эта и была показана Тайновидцу сидящей на звере багряном. «Ибо самый зверь и багряный вид его служат указанием суровости, жестокости и предрасположения к убийствам» (свт. Андрей Кесарийский).

Более общее толкование склонно видеть в этой блуднице, носящей имя Вавилона, всю вообще низменно-чувственную и антихристианскую культуру человечества последних времен, которую ожидает страшная всемирная катастрофа при кончине мира и Втором Пришествии Христовом (см.: Откр. 17, 15–18) (14).

Да и как было не дивиться святому тайнозрителю, когда он вместо истинной Церкви первохристианской – вместо «Жены, облеченной в солнце», вместо «чистой девы, невесты Христовой», убегающей в пустыню от зверя (то есть истинной Церкви), в дали времен узрел «великую блудницу», сидящую на звере (см. Откр. 17, 3). Это усаживание жены на зверя, или отпадение Церкви от «брачного» союза со Христом и вступление ее в незаконный «любодейный» союз с антихристом или с его предтечами, в Священном Писании уподобляется нарушению брачной верности. Поэтому та часть Церкви, которая, изменив Христу, вступит в тайное соглашение с властью зверя, на языке Священного Писания называется «церковью-блудницей».[1] На появление «церкви-блудницы» в мировом масштабе можно смотреть как на завершение эпохи апостасии, выводящей на мировую арену антихриста. При «церкви-блуднице» для истинно верующих останется один выход – бегство в «пустыню». Церковь-отступница сама поведет беспощадное гонение против остатка верующих, сохраняющих свою преданность истинной Христовой Церкви.

Так как в эпоху антихриста должно совершиться объединение всех религий, или слияние их в одну религию поклонения человекобогу, то подготовка к антихристу в эпоху апостасии должна состоять в постепенном объединении всех христианских вероисповеданий в одну «церковь лукавнующих» при одновременных стараниях разрушить истинную Церковь Христову. Все это мы видим уже в наше время.

Святитель Игнатий Брянчанинов замечает: «Антихрист является естественным последствием оскудения в людях духовного знания и рассуждения и отсутствия истинного богопознания, которое принимает дела диавола за дела Божии. Вся обстановка в мире перед приходом антихриста будет такова, что антихрист явится как бы необходимым следствием всей этой подлинно антихристианской обстановки, антихристианского умонастроения мира. Вот почему еще святой апостол Иоанн Богослов говорил о многих антихристах (1 Ин. 2, 18), вот почему можно говорить о проявлении в мире духа антихриста еще задолго до воцарения самого антихриста».

Согласно известной формуле, что «свято место пусто не бывает», у всякого человека, переставшего верить совершенной истине, всегда место ее в уме и в сердце занимает ложь. Этот непреложный закон еще раз во всей силе оправдается на несчастной части человечества, которая отступит от истины. Люди последних времен, отказавшись верить абсолютной истине христианства, поверят абсолютной лжи в лице антихриста.

«Если искренняя, горячая вера христианская будет сильно подорвана у людей последнего времени и сильно разовьется желание жить по-своему, а не по Божественному предначертанию, то широчайшее отступление может пожаром быстро охватить весь мир, как только явится доктрина отступления, хорошо приспособленная к состоянию умов и желаний. Сатана, как высший из духов, первый осмелившийся задумать ниспровергнуть Бога, может при этом представиться как лучший помощник и руководитель людей, предпринявших эмансипацию от власти Бога. Все это делает возможным доктрину, при которой человек способен будет рассматривать себя выше всего, “именуемого Богом”, и поклониться диаволу, дающему ему на это силу» (2).

«Из откровения святого Иоанна Богослова мы видим также, что люди во времена перед пришествием антихриста будут поклоняться идолам, бесам и заниматься чародейством (см.: Откр. 9, 20, 21). То есть у людей того времени будет господствовать языческий мистицизм, магическое миропонимание – безумное устремление сорвать тайны бытия, разгадать и использовать в корыстных целях тайны мира и Бога, хотя бы вопреки Его воле, самому стать как бог, не подвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе все. Жена любодейная волшебством своим ввела в заблуждение все народы (Откр. 18, 23), яростным вином блудодеяния своего напоила все народы (Откр. 18, 2). …В эпоху перед концом мира материализм и атеизм явятся уже пережитыми, господство же получит демонический мистицизм, соединенный с крайней развращенностью и безнравственностью. Это будет уже не просто безбожие, а переход на сторону иного бога (диавола). Бог признается существующим, но с Ним начинается борьба в пользу сатаны. Это не есть пассивное отступление, а активное, не просто безбожие, а борьба против Бога. На этой почве и появится антихрист» (2).

Но в то же время остаток верных чад Божиих все же сохранится, и Церковь будет цела и непоколебима в истинных христианах… «Жизнь немногих благочестивых и добродетельных людей в обстановке апостасии – среди торжества практического материализма, среди всеобщей злобы, коварства и лицемерия – соделается мученичеством, подобным томлению Лота в Содоме. Но верующий человек должен помнить, что и самое малое усилие сопротивления разлагающему духу века будет иметь цену пред Богом. На весах Божиих будут взвешены немощь наша и средства наши, и обстоятельства, сопутствующие нам, и самое время» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Уже в настоящее время почва для появления антихриста достаточно подготовлена. Но появлению его мешает нечто удерживающее. В чем же оно состоит?

Одни считали удерживающим римское государство, и в числе их был даже святитель Иоанн Златоуст. «Пока, – говорит он, – будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу. Но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он устремится похитить всю человеческую и Божескую власть» (33). Мысль святителя Иоанна Златоуста состоит в том, что твердый государственный строй, основанный на идеалах права и порядка, мешает тому перевороту, который произведет антихрист.

Об этом же говорит и святитель Феофан Затворник: когда всюду «будет заведено самоуправство – республики, демократия, коммунизм, – тогда антихристу откроется простор для действования».

Другие толкователи считали, что удерживающее – это благодать Святого Духа.

«…В действительности сроки зависят от напряжения свободной воли человека к добру и злу. В воле Господа – чтобы спаслось возможно больше людей, и вот, быть может, стремление свободной воли человека к Богу и есть то “удерживающее”, которое не дает явиться антихристу. Есть объяснение, что “удерживающее” – это действие Святого Духа. Но действие Святого Духа не отнимется от среды, пока не явится отступление от свободного влечения человека к Богу» (4).

Таким образом, все зависит от самих людей. Если делается какое-то добро – оно взвешивается на весах правосудия и милости Божией. Если приносим покаяние, молимся за весь мир – миру подается радость и облегчение. Но если совершается грех – готовится наказание на всех людей. Преподобный Силуан Афонский говорил, что маленький грех влияет на судьбу мира. Если бы в Содоме и Гоморре было хотя бы десять праведников, то они стояли бы до сих пор. Но в этих городах не нашлось даже и десяти, поэтому они погибли. И если в наше время станет много злодеев и не будет праведников, то удерживающая сила – «око тэкон, токо тэхон», как говорят греки, – исчезнет, и мир тогда не устоит.

Великое значение имеет для мира молитва Церкви. Господь говорит: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). А в Церкви не двое или трое, а сотни и тысячи людей взывают к Богу, просят о мире всего мира, об обращении людей, о язычниках и заблудших, о том, чтобы Господь прекратил всякие скорби и дал добрых правителей. И Господь, по молитвам Церкви, дает благословение народам. Мир существует ради Церкви, а Церковь – ради того, чтобы в ней готовить святых, праведных людей, угодных Богу своим благочестием. С тех пор как начала готовиться «тайна беззакония», прошло уже две тысячи лет. Диавол все это время хотел бы воздвигнуть человека, исполненного зла, в которого он сам мог бы вселиться, чтобы управлять всем миром. Но много во все времена было праведников, девственников, много истинных монахов, много тех, которые молились и за себя, и за весь мир. И ради них Господь не попускает воцариться злу. Великое благо для мира – праведники. Так, известна была почти в наши дни старица Феодосия. Она жила недалеко от Киево-Печерской лавры. Великие подвиги она несла добровольно, не жалея себя, и великие молитвы совершала за всех. Когда ее спрашивали, для чего она так истязает себя, она отвечала: «А вы думаете, легко молиться за весь мир?» Стоя на битых стеклах, страдая от боли, она взывала: «Господи, пошли мир и доброго правителя». И Господь услышал ее молитвы, после долгого безбожного периода стали вновь открываться церкви. Благодаря удерживающей силе любви и благочестия таких людей мир стоит до сих пор. И если души людей будут обновляться покаянием и молитвой, тогда Господь подаст многие добрые начинания, тогда удерживающая сила благодати и добра будет велика и не попустит явиться антихристу.

Антихрист не придет раньше, чем будет проповедано Евангелие всем народам земли и пока не выявятся, согласно притче Господней (см.: Мф. 13, 24–30, 36–43), плевелы и пшеница. Лишь когда благодать Святого Духа соберет всех способных ко спасению, а зло среди остальных достигнет своего наивысшего напряжения, так что люди дойдут до полного забвения Бога и совести и ниспровержения законной государственной власти и всякого начальства, тогда наступит конец всему и явится антихрист.