22. Понятие научной картины мира
Научной картиной мира называется особая форма систематизации знаний на основе их качественного обобщения и мировоззренческого синтеза различных научных теорий. Понятие научной картины мира появилось в XIX в., но наибольшее распространение и обоснование получило только во второй половине XX в. Само по себе это понятие носит размытые черты и понимается каждой научной отраслью либо с узкоспециальной точки зрения (физическая картина мира, химическая картина мира и т. д.), либо с методологической, синергетической, эволюционной и других точек зрения. Существует общефилософское понимание научной картины мира, которое частично основано на онтологической позиции, частично базируется на естественнонаучных знаниях, не исключая и гуманитарной составляющей.
В целом, в научную картину мира входит господствующее в обществе мировоззрение, понимание человеком его места в этом мире и важнейшие научные достижения. Для каждого времени существует своя картина мира, поскольку знания о мире углубляются и расширяются. И если до XVI–XVII вв. картина мира была натурфилософской, до второй половины XIX в. – механистической, далее – термодинамической, то в XX в. – релятивистской и квантово-механической. Но научная картина мира не включает всю совокупность имеющихся естественнонаучных знаний, она касается представлений общества об основных свойствах, сферах, уровнях и закономерностях природы. В научной картине мира присутствуют в равной степени как теоретические знания и образы с высокой долей абстракции, так и наглядные модели. Картины мира выражаются при помощи определенных стереотипов в понимании объективных процессов и способов их познания и интерпретации, которые принято называть в науке парадигмами. В основе научной картины мира всегда лежит физика как наука, определяющая в большей степени организацию человеческого мышления. Основными являются физические теории, объясняющие какие-то факты и постоянно углубляющие понимание природы с помощью новых теорий. Именно физическая компонента в научной картине мира позволяет этой картине развиваться и соответствовать духу времени.