3. История развития конфликтологии
Конфликтология – это отрасль обществознания и человековедения. Динамика и особенности развития и протекания конфликтов интересовали людей на протяжении всех веков. Самые первые упоминания о конфликтных ситуациях можно найти в произведениях древней литературы и философии. Конфликты с незапамятных времен притягивали к себе внимание человека. Так, например, в трудах великого китайского философа Конфуция, датирующихся VI в. до н. э., можно найти высказывания, касающиеся того, что основными причинами конфликтов являются неравенство и непохожесть людей, которые порождают заносчивость и злобу и вследствие этого перетекают в конфликты. Поэтому Конфуций считал, что для нейтрализации конфликтов необходимы устранение пороков и улучшение нравов. Сам Конфуций, по словам его многочисленных учеников, обладал несомненными достоинствами: был «ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив».
В произведениях знаменитого древнегреческого философа Гераклита четко прослеживается мысль, что многие свершения истоками уходят в конфликты и распри. Широко известно высказывание Гераклита, что противоборство, в т. ч. и война, есть «отец всего и царь всего», т. е. конфликты рассматриваются как важное условие общественной жизни.
Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель (V–IV вв. до н. э.). По их мнению, поскольку человек представляет собой часть общества и по своей природе является общественным существом, заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. В то же время ими признавалось наличие в людях склонности к ненависти, вражде и насилию. Так, например, Аристотель прямо указывал на источники человеческой вражды, причинами которых становятся неравенство людей по рождению, способностям, материальному положению, несходству характеров и др.
Период Средневековья ознаменовался появлением гуманистических идей, развитием христианских учений в русле протестантского течения, появлением теорий общественного договора и естественного права, а также первых концепций раннего либерализма. В эту историческую эпоху большинство философов выступали с резкой критикой средневековых порядков, приводивших к серьезным социальным потрясениям и кровопролитным междоусобным столкновениям. В ряду таких ученых можно назвать имена Т. Мора, Э. Роттердамского, Д. Локка и Т. Гоббса. В их произведениях отчетливо прослеживается мысль, что каждый человек является самоценным существом. В соотнесении с обществом приоритет принадлежит личности. Естественное состояние общественных связей – это «война всех против всех», где люди выступают в качестве либо врагов, либо партнеров.
В XVIII в. А. Смит в книге «Теория нравственных чувств» выступил последовательным сторонником некой степени эгоизма, любви к себе, но при непременной гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями людей к благополучию и счастью. По мнению А. Смита, основной причиной, побуждающей человека к улучшению своего положения и повышению социального статуса, является стремление «отличиться, вызвать одобрение или получить сопутствующие выгоды». При этом основным побуждающим мотивом конфликтов он считал экономические интересы, являющиеся проявлением конкретных потребностей людей. А. Смит писал: «Наше собственное благополучие побуждает нас к благоразумию; благополучие наших ближних побуждает нас к справедливости и человеколюбию; справедливость отстраняет нас от всего, что может повредить счастью наших ближних, а человеколюбие побуждает нас к тому, что может содействовать ему».