© А. Н. Кришталюк, 2014
© Академия безопасности и выживания, 2014
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)
А. Н. Кришталюк, руководитель Национального социального проекта «Здоровая Нация», аспирант кафедры «Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»
Введение
В русском языке общепринято, что слово «конфиденциальный» означает «не подлежащий оглашению, секретный».
Конфиденциальное делопроизводство распространяется на документы, которые содержат в себе сведения, составляющие коммерческую и служебную тайну. Коммерческая тайна прямо связана с коммерческой деятельностью, является необходимым условием ее существования.
Синонимом коммерческой деятельности является предпринимательская деятельность. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, предпринимательская деятельность – это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке». Следовательно, коммерческими предприятиями являются те, для которых извлечение прибыли является основной целью деятельности. Ими могут быть как частные, так и государственные, а также муниципальные предприятия.
Предпринимательскую деятельность могут осуществлять и некоммерческие предприятия, т. е. такие, которые в качестве основной цели имеют не извлечение прибыли, а достижение общественных благ: социальных, культурных, образовательных, здравоохранительных, благотворительных и др. Однако такие предприятия могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Отличительным признаком коммерческой деятельности является соизмерение затрат и результатов работы, получение максимальной прибыли.
Еще одной отличительной особенностью коммерческой деятельности является то, что она, как правило, осуществляется в условиях конкуренции, соперничества, борьбы предприятий за получение выгод, преимуществ по сравнению с предприятиями аналогичного профиля.
Коммерческая деятельность может осуществляться и при отсутствии конкурентов, при монопольном положении предприятия в той или другой сфере деятельности, однако это, скорее, исключение, чем правило. Правилом же является то, что конкурентная борьба – спутник коммерческой деятельности и условие выживания коммерческих предприятий. Отсюда – стремление сохранить в секрете от конкурентов (соперников) те приемы и особенности своей деятельности, которые обеспечивают преимущество над ними, отсюда и стремление конкурентов выявить эти секреты, чтобы использовать их в своих интересах.
Получение, использование, разглашение таких секретов без согласия их владельцев отнесены законодательством к одной из форм недобросовестной конкуренции, называемой промышленным шпионажем. Защищаемые секреты коммерческой деятельности получили название коммерческой тайны.
Информация, составляющая коммерческую тайну, – научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, в том числе ноу-хау, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу ее неизвестности третьим лицам, которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой принимаются адекватные ее ценности правовые, организационные, технические или иные меры охраны.
В свою очередь служебная тайна – это вид тайны, включающий полученную федеральными и муниципальными органами власти информацию, составляющую коммерческую тайну других субъектов, а также устанавливаемую и защищаемую органами власти и предприятиями собственную информацию, доступ к которой ограничивается служебной необходимостью.
Таким образом, коротко можно охарактеризовать коммерческую тайну как совокупность не являющихся государственной тайной сведений, представляющих действительную или потенциальную ценность для субъекта предпринимательства, разглашение которых может нанести ему ущерб и, в отношении которых приняты надлежащие меры по сохранению конфиденциальности.
Как видно из вышеуказанного определения одним из основных признаков сведений, составляющих коммерческую тайну, является то, что в отношении этих сведений приняты меры по обеспечению конфиденциальности. Только при соблюдении этих условий может наступить предусмотренная законодательством дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность.
Исходя из этого положения, даже если сведения связаны с производством, технологией, управлением, финансовой и другой деятельностью вашего предприятия и их разглашение может нанести вам ущерб, но в отношении них вы не предприняли меры по сохранению тайны, то вы не можете рассчитывать на их правовую защиту. И, таким образом, лица, незаконно завладевшие вашей коммерческой тайной, не будут нести никакой юридической ответственности. И это, в принципе, справедливо, почему государство должно защищать ваши тайны, если вы сами не предпринимаете никаких мер по их защите? Вот почему необходимо на каждом предприятии с самого начала его деятельности разработать систему по обеспечению сохранности коммерческой тайны.
Организация и технология конфиденциального делопроизводства не регламентированы государственными нормативными актами. Их должен определять обладатель конфиденциальных документов, учитывая специфику деятельности предприятия. Однако при этом ему необходимую руководствоваться определенными нормами и правилами работы с конфиденциальными документами, обеспечивающими нужный уровень функционирования предприятия, сохранность документов и конфиденциальность содержащейся в них информации.
Нужно помнить, что чем быстрее эти меры будут разработаны, тем быстрее сведения, составляющие коммерческую тайну вашего предприятия, подпадут под правовую защиту. Этим вы обезопасите себя от недобросовестной конкуренции со стороны ваших конкурентов.