Вы здесь

Конференц-анатомия. Как найти себя в мире индустрии встреч. Раздел 1.. Индустрия встреч,. или. Семья конференции (Александра Юркова)

Раздел 1.

Индустрия встреч,

или

Семья конференции

Вы узнаете, что такое MICE, индустрия встреч, деловой туризм, организация мероприятий, конференц/конгресс-менеджмент, event-management и чем отличаются эти понятия, как формировалась индустрия встреч в мире, какие игроки действуют на рынке встреч, кто такие инициаторы и организаторы мероприятия, что такое конгрессное бюро, для чего нужны международные отраслевые ассоциации индустрии встреч и отраслевые мероприятия, каковы основные особенности индустрии встреч в России, познакомитесь с международным рынком встреч

Основные термины, или Жить по понятиям

Любой талмуд обычно начинают с определения понятий. Я решила не делать исключения. Думаю, это важно. Когда люди по-разному называют одни и те же явления, либо наоборот, разные понятия одними и теми же словами – рождается хаос и непонимание. И в нашей сфере такая проблема действительно существует. Откроешь отраслевой журнал, а там в одной статье сравнивается горячее с зеленым. Все эксперты говорят каждый про свое. Вроде и правы, но ничего непонятно. Хочется уточнить: «Это Вы о чем конкретно?»

Мы часто слышим различные термины и толкования в области организации деловых встреч. Каждый эксперт, журналист расшифровывает их по-своему. Кто-то называет нашу сферу MICE, кто-то обобщает, именуя ее деловым туризмом, бизнес-туризмом, конгрессной деятельностью, организацией конференций, конгресс-менеджментом и так далее. Но в любом случае, не очень компетентно и профессионально всё это смешивать. Совсем недавно, на отраслевой конференции одна из участниц задала мне такой вопрос «А Ваша компания занимается только MICE или еще деловыми поездками и мероприятиями?». Я не знаю, что отвечать на такие вопросы. Это равносильно тому, если вас спросят: «Вы предпочитаете на завтрак еду, кашу или, возможно, пищу?». Давайте попробуем разобраться, что есть что, на уровне общего понимания.

Конгрессная деятельность, конференц/конгресс-менеджмент, организация деловых мероприятий – деятельность, участники которой вовлечены в процесс организации деловых мероприятий, инициируемых коммерческими/некоммерческими, научными, правительственными организациями. Здесь ключевое слово – организация мероприятия – это ничто иное, как процесс подготовки и проведения мероприятия. Он включает в себя формирование идеи мероприятия, постановку целей, расчет сметы, планирование, подготовку и реализацию деловой программы, привлечение делегатов, коммуникации с делегатами, прием платежей, реализацию визовой поддержки для иностранных участников, размещение в отелях, обеспечение логистики мероприятия (работа с конференц-центром, с поставщиками конференц-оборудования, переводчиками, организация питания, транспорта, экскурсионных программ), PR-поддержку мероприятия, работу со спонсорами, подготовку и проведение сопутствующих мероприятий – выставок, постерных сессий, сателлитных заседаний и так далее – в зависимости от формата мероприятия.

Индустрия встреч, MICE, Meetings industry – наиболее общее понятие, определяющее отрасль, участники которой занимаются как организацией деловых мероприятий для клиентов, так и организацией участия компаний в деловых мероприятиях. Обратите внимание на разницу – организация мероприятия – это не организация участия компании в мероприятии.

Термин MICE (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions/Events) – весьма условное, укрупненное название индустрии встреч. Оно объединяет всё и ничего. В 2005 году в рамках соглашения между отраслевыми организациями термин MICE был заменен термином «индустрия встреч» (meeting industry). В целом же эти два термина идентичны. Надо отметить, что наиболее широко термин MICE распространен в России и Азии (Китай, Тайланд и др.). И весьма сложно корректно расшифровать аббревиатуру MICE, отделить на уровне понимания, например, meetings от conferences или incentives. Как раскрывается аббревиатура MICE:

Meetings могут пониматься встречи самых разных форматов – совещания, бизнес-встречи, переговоры, заседания, семинары;

Incentives – отдельная категория встреч, это поощрительные поездки, проводимые организацией для своих сотрудников, являющиеся дополнительным способом мотивации, они объединяются с профессиональными тренингами, профильным образованием, тимбилдинг-программами. Как правило, компании стараются проводить инсентив-мероприятия в разных городах и странах, это такая «фишка» – совмещать элемент развлечения, путешествия и работы.

Conferences/Congresses – это мероприятия значительного масштаба, имеющие более серьезный статус, нежели чем meetings, участники таких встреч – это представители разных организаций, которые приезжают на мероприятие для обсуждения общих вопросов, обмена опытом. В рамках крупных конгрессов часто проводятся приконгрессные выставки (exhibitions), на которых представляется продукция, товары и услуги, связанные с темой конгресса. По всем же остальным принципам conferences вполне могут быть определены как meetings;

Events/Exhibitions – будьте готовы к тому, что E может расшифровывать двояко: как Events – корпоративные события, сопровождаемые обширной креативной составляющей частью, например, презентациями в нестандартных интерактивных форматах. В то же время нет никаких ограничений для того, чтобы деловой event был определен как meeting. В ситуации с Exhibitions расшифровка более понятна. Выставка – это деловое мероприятие, на котором в той или иной форме демонстрируются достижения определенной отрасли, мероприятие, где участники отрасли представляют свои продукты и услуги, новинки и разработки. Выставка часто сопровождается сопутствующими конференциями, круглыми столами, форумами и т. д.

Таким образом мы видим, что однозначно разделить понятия в рамках аббревиатуры MICE практически невозможно, так как не существует четких критериев для определения того или иного термина. Часто сюда относят и такой вид бизнеса как организация поездки делегаций от компании на те или иные мероприятия. Но этот процесс не имеет никакого отношения к организации встреч, а является непосредственной составляющей делового туризма. Поэтому, когда мы говорим вообще обо всем, касающемся делового мероприятия, не вдаваясь в детали и подробности, можно использовать и термин MICE.

Индустрия встреч, MICE = организация деловых мероприятий, конгрессная деятельность + деловой туризм + конгрессный туризм

Выше мы упомянули деловой туризм. Так чем же он отличается от индустрии встреч? Дело в том, что эти явления существуют отдельно, имея некоторые точки пересечения. Как правило, когда говорят о деловом туризме, то подразумевают именно перемещения специалистов по миру с деловыми целями. И это совсем необязательно связано с организацией конгрессов и конференций. Это может быть выезд высококвалифицированных специалистов на производство для обучения местных рабочих, либо наоборот – отправка специалистов филиала для прохождения обучения в головном офисе организации, может быть командировка, business trip, специалистов компании для проведения переговоров с партнерами, поездка профессора для чтения лекции в Университете – вариантов множество. Когда аналитики оценивают объем рынка делового туризма, то учитывают обычно финансовые показатели, касающиеся продаж авиа- и жд билетов, обороты отелей, где останавливаются участники встреч и т. д. – всё, что связано с перемещением и пребыванием. Более того, всегда вызывает вопрос – как отделить деловых туристов от обычных? Основным объективным показателем в случае с иностранными путешественниками является вид визы – деловая и туристическая. Но фактически, далеко не все оформляют деловую визу, так как она сложна в получении. А как быть в этой ситуации в оценке перемещений путешественников с деловыми целями в рамках одной страны, или в рамках Евросоюза? Безусловно, иногда используется анкетирование, но пока адекватность и репрезентативность данного метода в отношении делового туризма вызывает сомнения.

Часто встречается еще термин конгрессный туризм. Это термин, описывающий более узкое явление, нежели чем «деловой туризм». Под «конгрессным туризмом» понимают поездки, связанные с участием в деловых и научных мероприятиях: делегация или отдельный сотрудник компании, какого-либо предприятия направляется на конференцию или выставку в качестве участника, спикера.

Как мы видим, смешивать организацию мероприятий, деловой туризм и конгрессный туризм не очень правильно. Они имеют общие точки пересечения, например, когда компания организует встречу своих сотрудников (будь то конференция или семинар) за рубежом. В данном процессе есть составляющие и делового туризма, и организации мероприятия, но в то же время у этих двух направлений разные показатели, разные понятия, разные участники, разные цели и разные оценки. Таким образом, эти все эти термины описывают одни и те же процессы, но с точек зрения различных сторон.

Немного истории, или Откуда есть пошла индустрия встреч?

Люди всегда понимали, что для того, чтобы развивать свою деятельность, бизнес, науку – необходимо общаться, встречаться с теми, кто занимается чем-то похожим, важно искать партнеров, соратников, единомышленников, обмениваться опытом, предлагать результаты своего труда, узнавать о том, как и чем можно воспользоваться для того, чтобы становиться лучше, умнее, профессиональнее, успешнее, эффективнее. Как отдельная отрасль индустрия встреч стала формироваться в конце 19 века в Америке. Примерно тогда в результате научно-технического прогресса и активного развития коммерции возникла необходимость в обмене информацией в академических кругах, между бизнесменами. В 1896 году в Детройте, штат Мичиган, бизнесмены впервые наняли специалиста для организации своей встречи. В том же году, в том же Детройте было создано первое в мире конгрессное бюро – организация, которая призвана помогать людям, желающим провести какое-либо мероприятие. 1896 год считается официально годом появления на свет индустрии встреч.

В начале ХХ века прогресс продолжал свое триумфальное шествие по цивилизованной части нашей планеты. У специалистов стало появляться всё больше потребностей встречаться, обмениваться опытом, продавать результаты своего труда, тогда же начал расти спрос на профессиональные места проведения конференций, стали открываться конгрессные центры, люди увлеклись самим процессом подготовки деловых мероприятий. В середине 50-х-60х годов, когда участники рынка (конгрессные центры, специалисты по организации встреч, а впоследствии и целые города) почувствовали потребность в объединении своих усилий, стали формироваться профессиональные ассоциации, многие из которых ведут деятельность и по сей день. Наиболее крупные и известные – это Professional Convention Management Association (PCMA), Association Internationale des Palais de Congres (AIPC), International Congress and Convention Association (ICCA), European Federation of Conference Towns (EFCT). Первое конгрессное бюро в Европе – Венское конвенционное бюро – появилось в 1969 году и успешно работает сегодня. Подробнее об отраслевых международных профессиональных ассоциациях мы еще поговорим чуть позже. Безусловно, за сто с лишним лет произошло еще много событий в индустрии встреч. Если интересно углубиться в эту тему, то можно посетить сайты вышеперечисленных ассоциаций и изучить эту тему досконально.

Спрос на рынке встреч очень эластичен. Будучи кроссэкономическим явлением этот сегмент глобального рынка подвержен воздействию практически всех внешних факторов, существующих в мире – экономических, политико-правовых, научно-технических, социо-культурных.

Макроэкономический климат влияет на покупательскую способность инициаторов мероприятий, на выбор того или иного региона для проведения мероприятия. Стабильность экономической ситуации привлекает инициаторов встреч, так как это позволяет принимающему региону создать комфортную среду для проведения мероприятий (развитие инфраструктуры, стабильная работа поставщиков услуг, нет резких изменений цен). Уровень инфляции и курсы обмена валют также играют важную роль при выборе региона проведения конгресса, так как это напрямую влияет на количество денежных средств, которые необходимо будет потратить на проведение конгресса и на другие нужды участников в стране пребывания.

Колоссальный эффект на индустрию встреч оказывают и политико-правовые факторы: условия въезда в страну, визовая политика, особенности налогового законодательства, уровень поддержки отрасли федеральными и региональными властями, определение отрасли как приоритетной, создание условий и программ для ее развития, сопровождающееся финансированием, антимонопольное законодательство, внешняя политика государства.

Прогресс развития информационных технологий в мире сегодня колоссален. Эксперты едва успевают оценивать темпы его роста в различных отраслях. Индустрия встреч – зеркало этого прогресса. Наиболее ярко это проявляется в сегменте корпоративных и правительственных мероприятий. Научные конгрессы в общей массе более консервативны. Регулярные исследования подтверждают этот факт. Международные ассоциации активно используют интернет для продвижения своих мероприятий и коммуникаций с делегатами, внедряют интерактивные коммуникационные сервисы при проведении мероприятий, однако пока не в полной мере пользуются всеми высотехнологичными информационными разработками.

Участники рынка, или Кто я? Где я? Зачем я здесь?

Любое мероприятие изначально имеет своих «родителей», организаторов – тех, кто придумал идею, определил стратегию, поставил цели, решил, каким оно должно быть, как и где проходить, какими силами должно быть подготовлено. Так и в семье происходит, можно провести забавную аналогию: задача матери – родить, любить и воспитать ребенка, задача отца – принимать важные решения в семье, руководить, передавать свой опыт, учить, сделать, как говорят, всё возможное, чтобы сын стал «настоящим мужчиной».

Вот и в семье, где рождается наша Конференция, происходят похожие процессы: инициатор мероприятия, его условная «мама» – рождает идею, представляет себе, с какими целями мероприятие проводится, для кого, каким оно должно стать, и каких результатов необходимо достичь. Оператор мероприятия, его «папа» – решает, как из «маминой» идеи вырастить зрелого человека – как идею мероприятия воплотить наилучшим образом, какой формат проведения конференции выбрать, где провести, чтобы достичь максимального эффекта, как выстроить деловую программу, организовать финансовые потоки (где взять деньги на «воспитание», да и «заработать» их для мероприятия, собственно, тоже его непосредственная функция). Операторы – это компании, специализирующиеся на профессиональной организации конференций – РСО (Professional conference organizer). Однако, как случается в жизни, к сожалению, семьи бывают неполные, и часто мать берет на себя функции отца. Так и с мероприятиями – инициатор часто выступает и оператором тоже. Когда ребенок подрастает, он идет в детский сад, где у него появляются друзья и воспитатели – они уже оказывают, как мы понимаем, часто даже большее влияние на формирование личности ребенка, чем родители. В нашем случае, «друзья и воспитатели» – это непосредственные поставщики конференц-услуг – место проведения, конгрессный центр, конференц-оборудование, рестораны, типографии – вот они-то и определяют конечный облик нашего мероприятия, они делают мероприятие таким, каким его увидят делегаты, участники.

Чаще всего инициатор – научная/общественная ассоциация, бизнес/правительственная структура привлекает для управления всеми процессами подготовки и проведения мероприятия – оператора (РСО), который занимается планированием всего мероприятия, но в свою очередь, самостоятельно, или с помощью координатора (DMC), управляет логистическими процессами подготовки конференции, услугами, предоставляемыми поставщиками

Мама-инициатор

Итак, посмотрим внимательнее на нашу «маму» – инициатора мероприятия – его же часто называют «заказчиком», «владельцем» мероприятия. Основные функции инициатора заключаются в предложении идеи мероприятия, формировании концепции, постановке финансовых и маркетинговых целей. Сопутствующие функции: формирование деловой программы мероприятия, содействие организаторам в PR-кампании мероприятия и так далее. Инициаторами мероприятий могут стать представители науки и общественных организаций, бизнеса и правительства.

Научная или неправительственная ассоциация, общественная организация – это добровольное общественное объединение представителей определенной отрасли знаний для осуществления совместной деятельности, поддержания и развития данной отрасли. Подразделяются они обычно на национальные и международные. Есть, например, международная ассоциация по углеводам (ассоциация мирового уровня), есть ассоциация по углеводам в России (национального уровня). Национальные ассоциации плотно взаимодействуют с международными, участвуют в совместных мероприятиях, представляют свои достижения, выявляют направления дальнейшего развития отрасли науки. Мероприятия ассоциаций представляют собой в основном международные и национальные конгрессы и конференции, а также ассамблеи, совещания, заседания управляющих органов, проводимые регулярно, в разных городах и странах. Место проведения часто выбирается на конкурсной основе, как Олимпиада или Чемпионаты мира по футболу, хоккею и т. д. Целью таких мероприятий становится обмен опытом с коллегами, анонсирование результатов исследований и разработок, обсуждение стратегических и маркетинговых планов ассоциации, PR ассоциации, коммерческая прибыль. Финансирование таких мероприятий осуществляется из множественных источников: организационные взносы, спонсорские средства, научные гранты, государственные субсидии. Инициаторами научных мероприятий также могут выступать не только ассоциации, но и отдельные научные организации, НИИ, вузы и т. д

Под бизнесом здесь мы понимаем коммерческие структуры, корпорации. в этом случае можно встретить разнообразие вариантов целей и видов мероприятий. Наиболее часто встречающиеся – внутренние мероприятия корпораций – дилерские конференции, совещания советов директоров, инсентив-мероприятия, совещания руководителей филиалов и подразделений, презентации новых продуктов и т. д. Такие встречи, как и встречи ассоциаций, могут проводиться в разных точках мира. Целью этих мероприятий часто становится налаживание коммуникаций с партнерской сетью, стимулирование повышения качества и объема продаж, дополнительное образование и развитие профессиональных качеств персонала и т. д. Финансирование, как правило, осуществляется полностью самим инициатором из бюджета организации.

Отдельная тема – организация коммерческих конференций, когда организация мероприятий является основным видом бизнеса компании. Такая практика существует, но, по моему мнению, характеристики этих мероприятий (внешняя цель, финансирование) скорее схожи с характеристиками мероприятий международных ассоциаций.

Правительство и правительственные структуры также проводят деловые мероприятия. Как правило это формат форумов, съездов, заседаний комиссий и т. д. Целью таких мероприятий становится обсуждение и согласование документов, принятие рекомендаций и меморандумов, планирование или подведение итогов различных правительственных проектов. Финансирование правительственных встреч осуществляется, как правило, также, как и в случае с бизнес-мероприятиями, самим инициатором из федерального или регионального бюджета.


Папа-оператор

Оператор занимается «полировкой» идеи инициатора о проведении мероприятия, планирует и просчитывает ее воплощение, управляет всеми процессами реализации идеи – подготовки и проведения делового мероприятия.

В международной практике существуют специализированные компании – PCO (professional congress organizer) – организации, которые обеспечивают профессиональную помощь в планировании и организации конгрессов и конференций. Такое содействие, как правило, включает в себя в большей степени тактическое планирование, управление проектом, консультации и рекомендации по более эффективному проведению мероприятия для достижения его целей, финансовый менеджмент, планирование бюджета, подготовку деловой программы, коммуникации со спикерами, прием тезисов, планирование и поддержку веб-среды мероприятия, предварительную регистрацию участников и аккредитацию, делегат-менеджмент мероприятия, планирование и реализацию PR-кампании мероприятия.

Из опыта зарубежных РСО, выдержки из кейс-стади AIM Group International Milan Office, Всемирная конференция по хирургии грыжи брюшной стенки (25—29 апреля 2015, Милан, Италия):


Вызов: подготовка и проведение Первой Всемирной конференция по хирургии грыжи брюшной стенки.

Инициаторы хотели достичь очень высокого уровня подготовки научной программы, создать всемирную платформу для общения абдоминальных хирургов, оперирующих грыжи, собрать и продемонстрировать мировой опыт, накопленный этими специалистами. При всем прочем, важно было объединить и учесть интересы, амбиции и возможности всех инициаторов – пяти международных ассоциаций (European Hernia Society, Americas Hernia Society, Asia Pacific Hernia Society, Afro Middle East Hernia Society, Australian Hernia Society).

Решение: Международная РСО компания – AIM Group International Milan Office сформировала опытную команду профессионалов, которые и работали в плотной связке с организационным комитетом. Главной задачей стало достижение целей мероприятия общими усилиями, с использованием знаний и опыта всех участников процесса. Решение пришло, и каждая ассоциация объявила своё ежегодное мероприятие в даты проведения конгресса, объединив таким образом на одной площадке пять региональных конференций. Все ассоциации привлекли свои самые лучшие научные ресурсы, инновационные разработки. Подход к формированию логики общей программы и выбор спикеров был очень жестким.

Результат: 2708 делегатов из 96 стран мира, 44 спонсора, 324 постерных доклада (из 800 предложенных статей), приконгрессная выставка площадью более 4000 м2. В программу вошли уникальные лекции и доклады, а также – 17 трансляций из операционных в прямом эфире, 70 видеосессий.

Накануне гала-ужина на стадионе Stadio San Siro, самом популярном стадионе, построенном в 1926 году, принимавшем матчи Чемпионата мира по футболу, состоялся матч 1st World Hernia Soccer Challenge. В нем впервые за всю историю стадиона приняли участие не профессиональные команды, а участники конференции. Это позволило делегатам не только получить уникальный опыт, а помогло действительно сформировать командный дух, укрепить связи между коллегами в новой ассоциации – World Hernia Network.

Конференция прошла с огромным успехом, и сейчас организаторы уже готовят следующую – 2 Всемирную Конференцию по хирургии грыжи брюшной стенки.


Источник: Beyond Congress Management, The PCO, IAPCO Newsletter, Issue №73, Q3 2015

Существуют также компании DMC (destination management company) – это принимающая сторона, то есть организация, которая по сути работает в сфере въездного туризма. Такие компании занимаются продвижением своей дестинации, выступают в роли координатора действий по оказанию туристских услуг, экскурсионных программ, взаимодействуют в рамках мероприятия с транспортными компаниями, отелями, кейтеринговыми компаниями и другими поставщиками. Является связующим звеном между клиентом и поставщиками услуг. К услугам таких компаний прибегает большинство российских инициаторов конференций. При этом инициаторы часто берут на себя часть организационных функций, обычно касающихся формирования деловой программы мероприятия и коммуникаций с делегатами, а управление всеми процессами логистики делового мероприятия, координацию работы поставщиков поручают DMC.

В мире принято так, что DMC – это локальные компании – действующие в одной стране, городе, регионе, а РСО чаще – глобальные, то есть действующие в разных странах. Примеры таковых – MCI group, AIM International Group, CIMGLOBAL. Они входят в международные стратегические альянсы, партнерства, которые объединяют сети глобальных РСО: INCON group, World PCO Alliance, World`s Leading Conference Organizers. Часто встречается понятие «core PCO», от английского core – ядро. Такие PCO-компании управляют процессами проведения мероприятий инициатора в любых странах и городах, взаимодействуя на локальном уровне с местными DMC – операторами въездного туризма, обладающими исчерпывающим знанием местного рынка конференц-услуг.

В российских же реалиях границы между этими двумя типами компаний (РСО, DMC) пока практически стерты. Есть даже компании, которые в названии своем употребляют 2 элемента – DMC и PCO. Но в большинстве своем, компании не используют двойное название, а просто выполняют функции и DMC, и PCO. В этом есть, безусловно, свой плюс. Одни и те же организаторы ведут клиента от начала и до конца.

В международной практике ассоциации также часто прибегают к помощи компаний АМС (association management company) – организаций, осуществляющих комплексный менеджмент ассоциаций: администрирование ассоциации, маркетинг и продвижение, информационную поддержку ассоциации, юридическое сопровождение, бухгалтерское сопровождение, привлечение финансовых партнеров, в том числе координирующих и проведение мероприятий ассоциаций. Они также на локальном уровне взаимодействуют с местными DMC. Компаний АМС на данный момент в России практически не существует.


Воспитатели – поставщики услуг

Именно они в конечном счете определяют, как будет выглядеть мероприятие, каким его увидят делегаты, куда на своих ножках побежит наше чадо.

Поставщики услуг и товаров для делового мероприятия – это «площадки» проведения: конференц-центры и отели для размещения делегатов; сервисные компании – поставщики конференц-обрудования, рекламно-производственные, кейтеринговые, транспортные компании, экскурсионные и переводческие бюро. В отдельную группу стоит вынести ивент-агентства, спикерс-бюро, маркетинговые и исследовательские агентства TMC компании.

Площадки: чаще всего деловые мероприятия проводятся в отелях – городских и загородных, второе место занимают конференц-центры, третье – академические площадки. Но если небольшие мероприятия часто не имеют специфических требований и могут разместиться на разных площадках, то крупным международным конгрессам необходима особенная инфраструктура. Конгресс-центр должен включать в себя качественную конференц-зону – пленарный зал, залы для секционных заседаний, зоны питания, регистрации делегатов, пространства для выставок и постерных сессий, комфортные переговорные площадки, зоны для организации кофе-брейков, фуршетов.

Отели: иногородние и зарубежные участники мероприятий размещаются в отелях. Оператор подбирает и предлагает отели, которые подходят по уровню комфорта, по месту расположения (недалеко от основной площадки проведения), по стоимости (доступность для делегатов, если они оплачивают свое размещение самостоятельно, и для инициатора, если расходы включаются в бюджет). Участники корпоративных, бизнес-мероприятий предпочитают жить в отелях 4—5*, для научных мероприятий более востребованы отели 3* и хостелы для молодых ученых и специалистов. Основная проблема, с которой сталкиваются организаторы мероприятий в Петербурге и в Москве – в целом недостаток отелей уровня 3 звезды, особенно это ощущается, когда отели требуются в непосредственной близости от конференц-центра, от места проведения мероприятия.

Ивент-агентства (Event agencies) – агентства по организации событий. В их обязанности обычно входит планирование событий, времени, ресурсов и контроль проведения мероприятия. Некоторые ивент-агентства специализируются на организации событий, происходящих во время конгрессов – гала-ужины, церемонии награждения, банкеты, торжественные программы. Они разрабатывают сценарий мероприятия, включая интерактивные элементы, осуществляют режиссуру, готовят и реализуют развлекательную программу, спецэффекты, приглашают ведущих, селебритиз и т. д.

Спикерс-бюро (Speakers bureau) – коммуникационные агентства, владеющие базами данных экспертов, которые могут быть приглашены в качестве спикеров на мероприятие. В России (по сравнению с международным сообществом) этот вид бизнеса, к сожалению, пока недостаточно развит как отдельное направление, хотя и существует несколько спикерс-бюро.

Маркетинговые агентства (Marketing & research agency) – маркетинговые и исследовательские агентства в индустрии встреч, агентства стратегических коммуникаций. Данное направление широко развито на Западе и в США, в России пока действуют небольшие представительства этих компаний. Данное направление широко развито на Западе и в США, в России пока действуют небольшие представительства этих компаний.

ТМС (Travel Management Company) – компании, которые предоставляют услуги по организации выездных мероприятий. Существуют либо в форме независимых компаний, либо в форме отделов в крупных компаниях – туроператорах. К их услугам часто прибегают коммерческие компании для организации своих выездных мероприятий. Они отлично справляются с обеспечением группы участников авиабилетами, бронированием отеля как места проведения и средства для размещения делегатов, обеспечении выездного мероприятия транспортом. Как правило, TMC привлекаются, когда мероприятие финансируется одним плательщиком.

К участникам рынка встреч также можно отнести сервисные компании – организации, предоставляющие различные услуги для мероприятий и их участников: кейтеринговые службы, транспортные компании, компании-поставщики конференц-оборудования (например, видео, аудио, звукоусиление), рестораны, бюро переводов, турфирмы, типографии. Подробнее о роли этих компаний в проведении делового мероприятия мы поговорим в Разделе 2.


Бабушки и дедушки – профессиональные отраслевые организации, конгрессные бюро, офисы по туризму

Они далеко не всегда принимают непосредственное участие в судьбе мероприятия, но тесными «родственными» узами связаны с «родителями» – нашими инициаторами и операторами.

Сейчас, чтобы не возникло небольшой путаницы, постараемся сразу «развести» в стороны два омонимичных понятия. Омонимы, как мы помним, это слова, обозначающие разные понятия одним термином. Мы только что говорили об инициаторах мероприятия – научных и общественных ассоциациях, а сейчас говорим об отраслевых профессиональных ассоциациях. Важно сразу понять, что для рынка встреч это принципиально разные вещи. Существуют ассоциации, в которые объединяются организации по своим профессиональным интересам: Ассоциация риэлторов, Ассоциация коммерческих банков, Мировая ассоциация оленеводов, Европейская полимерная федерация и тысячи других федераций, объединений, ассоциаций, союзов и т. д. – для рынка встреч это потенциальные инициаторы мероприятий. В своих ассоциациях они решают свои внутренние вопросы, проводят образовательные программы, разрабатывают внутриотраслевые документы. Много чего они делают, но наряду с этим также проводят и конференции, и конгрессы по своей профессиональной тематике – про недвижимость, трудности жизни банков, оленей, полимеров и так далее. Для этих ассоциаций мероприятие является инструментом достижения их внутренних целей, оно вторично. Эти ассоциации, инициаторы мероприятий, являются клиентами организаций индустрии встреч. В дальнейшем мы будем их называть «научными/общественными ассоциациями». В мире индустрии встреч – у операторов конференций и поставщиков конференц-услуг – существуют свои профессиональнее интересы, где мероприятие как таковое – первично, оно становится объектом изучения и обсуждения. Участники рынка объединяются в свои профессиональные ассоциации – Ассоциация конгрессных центров (AIPC), Федерация европейских конгрессных городов (EFCT), Международная ассоциация конгрессов и съездов (ICCA), Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI) и др. Мы уже упоминали их, когда говорили об истории формирования индустрии встреч. Сейчас поговорим подробнее, и впредь, дабы не запутаться, будем называть такие объединения «отраслевыми профессиональными ассоциациями».

Любой развитый рынок характеризуется наличием профессиональных ассоциаций. Это говорит о том, что участники рынка уже дошли до той стадии своего профессионального развития, когда они готовы между собой взаимодействовать, будучи конкурентами. Когда конкуренция перерастает в сотрудничество и партнерство, когда коммерческие компании, занятые в одной и той же области, не боятся делиться информацией, опытом, учиться друг у друга и у экспертов всем вместе, хотят обсуждать вопросы дифференциации своих услуг – определять, кто и что будет делать, чтобы всем хватало клиентов и задач. Такая ситуация возникает, когда становится понятно, что вместе компании значительно сильнее, чем порознь. Разумеется, при этом они продолжают конкурировать, но в цивилизованной форме, стремясь стать лучше конкурента, предложить клиенту более высокий уровень сервиса, более качественные, технологичные продукты. Это конструктивный путь развития бизнеса. При таком подходе участники рынка и объединяются в профессиональные ассоциации. Какие же выгоды такие ассоциации предоставляет своим членам? Это возможность использования образовательных программ, совместное продвижение партнеров на международном рынке, получение доступа к ценным информационным ресурсам, помощь в организации креативных, уникальных событий, получение актуальной информации о тенденциях развития отрасли, участие в совещаниях, на которых можно получить информацию о результатах проведенных исследований рынка, об инструментах маркетинга и продаж, о перспективных клиентах и сегментации рынка, о тендерах, возможность сравнения себя с конкурентами, содействие в создании партнерских отношений между участниками, организации встреч с потенциальными клиентами – инициаторами деловых мероприятий и так далее.

– Конгресс DMAI – одно из крупнейших событий в мире маркетинга территорий, дестинаций, было ли в нем какое-то особенное американское «WOW!»?


– Это деловое мероприятие. Поэтому основной вау-эффект заключался в интересных выступлениях и полезных коммуникациях. Настроение на конгрессе весьма демократичное, на больших сессиях можно было наливать кофе, брать снеки прямо во время мероприятия. Все сессии были максимально интерактивны и практичны, выступающие делились личным опытом применения тех или иных стратегий, вплоть до конкретных подрядчиков по брендингу территорий, например. Участники вообще очень охотно делятся данными, которые у нас не очень принято раскрывать. Все говорят на одном языке, все друг друга понимают. Все занимаются одними и теми же задачами, все очень cooperative, т. е. нет противостояния между, например, Далласом и Хьюстоном. Их представители сидят за одним столом и откровенно рассуждают, у кого какие уникальные достоинства и преимущества, и каким образом они могут сотрудничать. Даллас – это air hub, юг Америки, куда съезжаются все, у них в основном travelers одного дня. А Хьюстон – это столица Техаса, нефтяная столица США, где есть и культурные достопримечательности. Они рассуждают, каким образом можно объединиться в решении своих задач, и в то же время они прекрасно знают, кто, у кого и сколько отнимает потенциальных клиентов. Но их цель – найти win-to-win решение. И это следствие поступательного развития. Нам к этому нужно стремиться.

Обязательно отводилось время на комментарии и вопросы из зала, которых было много. Организаторы предложили очень удобное мобильное приложение, где загружались, помимо расписания, биографии и презентации спикеров. Интересным решением было открытие «аллеи славы», куда вошли старейшие представители нашей отрасли – те, кто продвигал свои дестинации и внес существенный вклад в 20 веке. Соответственно, каждую дестинацию представлял действующий руководитель CVB, делал презентацию, получал почетный сертификат от президента DMAI.

Необычный формат докладов на пленарном заседании – например, выступал известный американский граффити художник Erik Wahl. Он во время своей лекции писал картину под музыку – очень впечатляет. В этом призыв к достижению бОльших результатов посредством принятия нестандартных решений, внедрения инноваций, выхода за рамки стандартных бизнес-процессов. Были представлены кейс-стадиз National Geographic о съемке качественных и интересных роликах о дестинации.


Из интервью Бойковой К. А., генерального директора АНО «Конгрессно-выставочное бюро г. Москвы», 2014

Вот таким нехитрым способом «бабушки и дедушки» заботятся о своих детях – инициаторах и операторах деловых мероприятий, о том, чтобы те становились лучше, чтобы жили дружно, долго и счастливо. Наиболее известны и уважаемы в международном сообществе следующие отраслевые профессиональные ассоциации:

ICCA — International Congress and Convention Association (Нидерланды). Международная ассоциация конгрессов и съездов. Членами могут стать любые компании, вовлеченные в индустрию встреч. Основной полезный ресурс: статистика сегмента встреч международных ассоциаций, база данных конгрессов. В России ICCA на 2014 год имеет 19 организаций-членов. #статистика и базы данных конгрессов

IAPCO – International Association of Professional Congress Organizers (Бельгия). Международная ассоциация профессиональных организаторов конгрессов, сравнительно небольшая по численности, но славящаяся высоким профессионализмом своих членов и сертификацией, пройти которую считается делом чести у каждого профессионала в области организации конгрессов и конференций. #качество работы РСО

ЕСM — European Cities Marketing – организация, которая занимается вопросами улучшения конкурентоспособности и производительности ведущих городов Европы, предоставляя платформу специалистам для обмена знаниями в сфере продвижения городов в туризме, индустрии встреч. #территориальный маркетинг #маркетинг дестинаций #продвижение европейских городов

IACVB — International Association of Convention and Visitors Bureau – Международная ассоциация конгрессных бюро. Насчитывает 410 членов из 32 стран. Обладает богатейшими базами данных на более, чем 20 тыс. международных научных, экономических и политических ассоциаций и промышленных корпораций и 15 тыс. поставщиков услуг для индустрии делового туризма. #территориальный маркетинг #продвижение городов США

DMAI — Destination Marketing Association International600 организаций из 25 стран. Конгрессные бюро, национальные и региональные туристические агентства, destination marketing/management organisations. Корпоративное и индивидуальное членство. Имеет образовательные и аккредитационные программы с собственными стандартами (PDM, CDME), базу данных по дестинациям и конгрессным бюро США и Канады, программу подсчета эффективности мероприятий собственной разработки. #стратегии менеджмента территорий (США)

РСМА – Professional Convention Management Association #старейшая ассоциация профессионалов индустрии встреч США

SITE – Society of Incentive Travel Executives. SITE – это некоммерческая организация. Ее целью является повышение информированности об эффективности инсентив-туризма и мотивационных поездок, привлечение средств на финансирование таких мероприятий от частных лиц, корпораций, промышленных организаций. #деловой корпоративный туризм

MPI – Meeting Professional International – ассоциация, объединяющая специалистов —профессионалов высокого уровня – организаторов мероприятий. В отличие от других ассоциаций имеет не корпоративное, а индивидуальное членство. #эксперты индустрии встреч

AIPC — Международная ассоциация конгресс-центров (Бельгия) – ее членами, которых в настоящее время насчитывается 120, являются ведущие конгресс-центры мира из 43-х стран. #стандарты и качество конгресс-центров

Отдельное внимание необходимо уделить понятию конгрессное бюро. Конгрессное бюро – своего рода маркетинговое агентство, призванное продвигать возможности своего города или страны на региональном и международном рынках. Также такая структура может называться конвенционным бюро, конвеншн-бюро, конгресс-бюро, congress bureau, convention bureau, congress&visitor`s bureau – это чаще всего некоммерческая организация, которая является официальным представителем города/региона на рынке международных встреч. Конгрессное бюро объединяет возможности определенного города/региона и запросы клиентов-инициаторов встреч (международных, национальных ассоциаций, бизнес-компаний и других). Миссия конгрессного бюро – представление и продвижение конгрессной индустрии города/региона (есть более общий термин – дестинация, от англ. destination – территория) на международном рынке деловых встреч. Цель – стимулирование развития дестинации как качественной площадки проведения международных мероприятий. Именно конгрессные бюро, являясь представителем города/региона на международном рынке встреч, становятся участниками конкурентной борьбы за право проведения крупнейших конгрессов и конференций. Часто они сами инициируют участие города/региона в конкурсах на право проведения конгрессов, которые проводятся международными ассоциациями. Конгрессные бюро имеют возможность представить наиболее полную и беспристрастную информацию о конгрессном потенциале города/региона, об участниках рынка – конгресс-центрах, компаниях-организаторах, обеспечить ознакомительные визиты представителей клиента – членов ассоциации в город. Конгрессные бюро организуются и финансируются либо полностью из бюджета региона, либо являются частно-государственным партнерством, либо объединением участников рынка региона.

– Какие задачи сегодня решают американские конгрессные бюро? Что для них является приоритетом?


– В Америке нет конгрессных бюро, которые бы занимались только привлечением международных конгрессов. Это conventions&visitors bureau, которые отвечают за привлекательность дестинации в целом – и деловую, конгрессную, и туристическую. Это destination marketing/management organizations. Поэтому их основная задача – увеличение въездного потока – туристов выходного дня, «семейных» туристов, специалистов, которые приезжают работать и жить в этом регионе. Клиентом территорий выступает конечный потребитель – traveler -путешественник, турист, так как в основе любого перемещения, в том числе и конгрессного, лежит личный опыт посещения дестинации. Решать эту задачу они стараются, формируя качественный продукт: выстраивая диалог и эффективную совместную работу с городскими властями для развития территории, постоянно ее совершенствуют для удобства и комфорта приезжающих гостей-туристов, разрабатывают программы по улучшению инфраструктуры городов, начиная от размещения указателей на улицах, строительства дорог, отелей, заканчивая планированием авиамаршрутов и удобством стыковок рейсов в аэропортах. Американские города озабочены формированием положительного, привлекательного имиджа community (распространен именно этот термин, под которым может подразумеваться город, регион, штат), поиском уникального предложения, собственной индивидуальности дестинации, ее достойным представлением в веб-ресурсах: всем в Америке известно, что пребывание в Калифорнии, Нью-Джерси или Нью-Йорке будет дороже, чем в Кентукки или Мэне. В целом все клиенты представляют себе уровень цен, поэтому задача – создать этот персонифицированный, уникальный продукт»


Из интервью Бойковой К. А., генерального директора АНО «Конгрессно-выставочное бюро г. Москвы», 2014

Стратегии работы конгрессных бюро существенно отличаются. Существует две принципиально разных модели, однако для обеих необходимо четкое позиционирование города или страны, брэнд, уникальное конкурентное, торговое предложение. Конгрессные бюро в США и Европе работают в тесной связке с офисами по туризму, а часто это объединенные структуры. Они ориентированы на привлечение туристов, деловых людей, квалифицированной рабочей силы для постоянного проживания. Больший акцент делается на персональные эмоции, персональный опыт, культурное восприятие дестинации, раскрытие города, где приятно быть неоднократно персонально отдельному человеку. Конгрессные бюро в Азии – это агентства развития, которые ориентированы на привлечение инвестиций, корпораций, штаб-квартир ассоциаций – всё это стимулирует экономический рост. Их подход более деловой – определение ключевых деловых компетенций дестинации, лидирующих отраслей или тех отраслей, которые хотелось бы развивать за счет увеличения деловой активности, в том числе международной.

В мире конгрессные бюро могут представлять страну, столицу страны и отдельные города. В России конгрессные бюро существуют в нескольких городах: в Москве (2013), Санкт-Петербурге (2006, 2014), Екатеринбурге, Казани, Ярославле. Конвенционные бюро, как и другие игроки рынка как правило, являются членами различных профильных организаций (ICCA, MPI, ECM, SITE, AIPC, AIIC, AITC, IAPCO и других).

В зависимости от вида деятельности, которым занимается организация внутри индустрии встреч, она может быть членом различных международных ассоциаций. Как мы уже обсуждали – существуют специализированные ассоциации, объединяющие конгрессные центры (AIPC), компании-РСО (IAPCO), компании-DMC, TMC (SITE), консультантов и экспертов – специалистов рынка (MPI), конгрессные бюро (ECM, DMAI, IACVB). Все эти ассоциации проводят свои ассоциативные конгрессы и конференции, образовательные мероприятия, летние школы и курсы. Но независимо от своей бизнес-направленности участники рынка встречаются на многопрофильных отраслевых мероприятиях. В международной среде к ведущим можно отнести Ежегодный международный конгресс ICCA, выставки серии IBTM, IMEX. В России уже несколько лет проводится Евразийский Ивент Форум-EFEA (Санкт-Петербург) и Российский Форум Индустрии Встреч-RMIF- RusMeetingForum (Москва), Global Event Forum (Москва).

IBTM – серия выставок, организованная компанией ReedTravelExhibition. Старейшей из серии является Европейская (проводится в ноябре в Барселоне, Испания). По праву признана главным мировым событием в области индустрии туризма и организаций встреч. Выставка является ведущим международным мероприятием для компаний, занимающихся организацией деловых мероприятий, выставочной деятельностью и т. д. EIBTM объединяет более 3000 участников, представляющих около сотни стран со всего мира. Существует также CIBTM (азиатский рынок), GIBTM (страны персидского залива), IBTM Africa, IBTM India, IBTM America.

IMEX – проводится ежегодно. Европейская выставка – во Франкфурте-на-Майне в мае, а американская – в Лас-Вегасе в октябре. Это одна из самых крупных выставок в области делового туризма, имеющих общемировой размах. Организуется в партнерстве с German Convention Bureau – GCB. Экспоненты IMEX – представители самых разных организаций в индустрии встреч: отели и гостиничные цепочки, конференц-центры, РСО, DMC, конгрессные бюро, авиакомпании, профессиональные издания и т. д. В качестве покупателей – байеров выступают планировщики и инициаторы встреч (meeting planners), event-менеджеры корпораций, руководители ассоциаций, агентств incentive houses. Количество экспонентов 3—4 тыс, 150 стран мира; количество посетителей 8—10 тыс чел., 40—50% по программе Hosted Buyers.

ICCA Congress проходит ежегодно в ноябре в разных городах и странах мира, это крупнейшее ежегодное мероприятие для членов ассоциации, которые встречаются для обсуждения наиболее актуальных вопросов индустрии встреч, обмена опытом и подведения итогов прошедшего года.

Статистика рынка, или «И меня посчитали!»

Именно отраслевые ассоциации призваны собирать статистические данные о ситуации на рынке, аккумулировать всю качественную и количественную информацию, проводить маркетинговые исследования для своих членов. На международном рынке подробные отчеты своим членам предоставляют практически все отраслевые профессиональные ассоциации. Существуют ежегодные отчеты и рейтинги ICCA, ежегодный отчет UIA (Union of International Associations), «Барометр» MPI, обзоры экспертов-аналитиков EIBTM и IMEX и много других.

Наиболее внятные статистические данные для своих членов предоставляет ICCA – Международная Ассоциация конгрессов и съездов (Нидерланды). Но важно помнить, что данные ICCA – это не данные по рынку в целом, а только по сегменту встреч международных ассоциаций, встреч, которые соответствуют четким критериям: с количеством делегатов более 50, путешествующие по миру, регулярные, инициируемые международной ассоциацией. Тем не менее, если мы видим рейтинг конгрессных городов – то с 99,9% вероятностью можно утверждать, что речь идет именно о статистических данных ICCA. Региональную же статистику в мире по проводимым мероприятиям собирают конгрессные бюро (которые и передают в БД ICCA данные по мероприятиям, соответствующим критериям ICCA).

Наиболее качественно эта работа выполняется в США, благодаря единым критериям оценки и единой методике сбора данных. В Европе конгрессные и туристические бюро также ведут учет количества и качества проводимых в городе/стране мероприятий. Статистику по деловому туризму, бизнес-мероприятиям фиксирует и обрабатывает Global Business Travel Association (GBTA), отдельные интересные материалы встречаются в аналитических отчетах компании Carlson Wagonlit Travel (CWT).

Согласно разным источникам мероприятий в России в среднем заявляется от 1,5 до 3,5 тысячи ежегодно. Информацию о том, что в итоге состоялось и как, практически невозможно получить, тем более в систематизированном виде. Многие проводимые в Москве мероприятия заявляются как международные, однако фактически их можно классифицировать как мероприятия с международным участием, когда количество зарубежных участников не превышает 25%. А реально международных мероприятий проводится не более 20%. Примерно 2/3 деловых событий – это семинары, которые собирают в среднем 50—100 человек. Около 1/4 проводимых деловых мероприятий – это конференции, которые собирают от 50 до 200 человек


Источник: ТПП РФ, 2010

В период 1963—1967 в мире в год проводилось в среднем 360 конгрессов, а в 2008—2012 уже около 11000. Каждый год количество мероприятий росло примерно на 10%, то есть удваивалось каждые 10 лет. Однако последние годы темпы роста количества конгрессных мероприятий в мире незначительно снижаются. Лидирующим регионом (по количеству проводимых на своей территории конгрессов) в течение последних 50 лет пока остается Европа, однако, постепенно она теряет свою долю, уступая место Азии и Латинской Америке. Растущая до 1987 года доля Северной Америки также стала снижаться и в период 2008—2012. Эксперты Carlson Wagonlit Travel (CWT) прогнозирует в мощный рост индустрии встреч в целом на территории всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Значительные инвестиции в развитие отрасли, рост предложений гостиниц и конференц-залов в Индии и Китае по-прежнему будут стимулировать и рост спроса. Согласно исследованиям агентства Grass Roots Meetings&Events в европейских городах цены на аренду площадок растут. Затраты на прием одного делегата в день, например, в Берлине выросли на 23%. Соответственно, такие тенденции в ценообразовании ведут к постепенному перераспределению долей регионов на рынке.

Десятка стран-конгрессных лидеров сохраняет свой состав в течение всего периода наблюдения ICCA с 1963 года: США, Германия, Испания, Великобритания, Франция, Италия, Бразилия, Япония, Нидерланды, Китай. Города-лидеры в течение последних десятилетий также почти не меняются: Париж, Вена, Барселона, Берлин, Сингапур. Российские города – Санкт-Петербург и Москва – занимают обычно 60—70 позиции мирового рейтинга.

.

А в это время в России…

Комплексная официальная статистика деловых мероприятий практически отсутствует. Конгрессные бюро прилагают отдельные усилия по сбору данных, но пока единая система, к сожалению, не сформировалась. Всё только начинается. Важно понимать, что тенденции развития индустрии встреч (организации мероприятий, а не делового туризма) в России схожи с западными и американскими тенденциями, но в силу разной динамики развития отрасли – они отличаются.

Во-первых, на российском рынке достаточно развит сегмент организации корпоративных мероприятий, инициируемых, как мы помним, коммерческими компаниями. Подготовкой и обслуживанием таких мероприятий занимаются event- и pr-агентства, ТМС-компании. Часто клиентами такого агентства является корпорация, а агентство предоставляет услуги как по проведению мероприятий корпорации в России, так и за рубежом. Для проведения корпоративного мероприятия за рубежом ТМС-компании содействуют корпорации в подборе дестинации, площадки проведения, обеспечении авиаперелета, бронирования номеров в отеле. Во-вторых, что касается некорпоративного сегмента – научные конференции, мероприятия общественных организаций – пока всё еще сильна тенденция самостоятельной подготовки мероприятия инициатором. Либо как вариант – инициаторы привлекают турфирму (DMC) для обеспечения конференции транспортом, экскурсионной составляющей, питанием. В случае с международными конференциями, все процессы планирования и управления мероприятием берет на себя либо сам инициатор (международная ассоциация), либо представляющая ее интересы AMC или core PCO. В-третьих, практически отсутствует специализация компаний-операторов. Часто одна и та же компания предоставляет и РСО, и DMC услуги. И последнее. Практически ни у кого нет понимания, сколько и каких компаний действует на рынке, какого качества услуги они представляют. По оценкам отдельных экспертов в настоящий момент на рынке делового туризма в России действует порядка 15 – 20 фирм, специализирующихся исключительно на предоставлении услуг в сфере делового туризма – однако не все эксперты оговаривают, что они понимают под этим термином, и какие компании учитывают. В действительности отсутствие четких определений в данном виде деятельности, хотя бы ОКВЭД – объективно оценить количество организаций, основным видом деятельности которых является деловой туризм или организация деловых мероприятий совершенно не представляется возможным. Сейчас в Москве запущена программа аккредитации участников отрасли при конгресс-бюро. Целью этой программы в первую очередь и является структуризация информации о рынке.

Нормативно-правовая база конгрессной деятельности в России вызывает уже много лет массу дискуссий. По факту сейчас конгрессная деятельность по своему нормативно-правовому обеспечению относится, скорее, к туристической и рекламно-информационной деятельности.

Сегодня исполнительная власть не имеет полномочий развивать конгрессно-выставочную деятельность, поскольку нет ее законодательного закрепления как отдельной отрасли. Пока не будет соответствующего федерального закона, нельзя говорить о роли государства в координации и развитии данной отрасли. Речь может идти лишь об отдельных мероприятиях в рамках целевых программ.

Существует Национальный Стандарт РФ ГОСТ Р 53524- 2009 КОНГРЕССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, где сформулированы основные термины и определения, которые на практике применяются, наверное, только для формирования документов в каких-либо госструктурах.

Достижением 2014 года стало подписание распоряжения Д. Медведевым, в котором одобрена концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации и утвержден план мероприятий по ее реализации. Концепция определяет базовые принципы, цели, задачи и основные направления перспективного развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России. Она направлена на развитие системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, включая разработку комплекса мер в области государственной поддержки отечественных товаропроизводителей – участников этой деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочно-ярмарочного и конгрессного бизнеса. В рамках концепции рассматриваются вопросы повышения эффективности выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, в интересах инновационного социально-экономического развития. Однако надо понимать, что в основном в этой концепции отражены торгово-промышленные интересы выставочных организаций и российских товаропроизводителей. Конгрессная деятельность пока остается за кадром, хоть и озвучена в заголовке документа.