ГЛАВА 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Под идентификацией понимают действия, направленные на подтверждение подлинности продукции по ее происхождению и качеству, отражаемые в наименовании и указанные в маркировке и товаросопроводительных документах. Общие положения по проведению идентификации продукции в России устанавливает ГОСТ Р 51293-99 «Идентификация продукции. Общие положения».
Идентификация продукции – установление соответствия конкретной продукции образцу или ее описанию.
Описание продукции – набор признаков, параметров, показателей и требований, характеризующих продукцию, установленных в соответствующих документах.
Идентификацию продукции проводят в целях защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (поставщика, продавца), обеспечения безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья потребителя, его имущества и подтверждения продукции предъявленным к ней требованиям. Идентификацию проводят в тех случаях, когда в информации о конкретной продукции представлено либо неполное описание продукции, либо необходимо подтвердить его достоверность. Идентификацию продукции проводят органы по сертификации – при обязательной или добровольной сертификации, уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти – при осуществлении контрольно-надзорных функций в пределах их компетенции, а также в инициативном порядке.
Применительно к пищевым продуктам Федеральным законом РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено следующее определение. Идентификация пищевых продуктов, материалов и изделий – деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации о пищевых продуктах, материалах и об изделиях, содержащейся в прилагаемых к ним документах и этикетках. Из этого определения исключено сравнение с образцом как способ идентификации, поскольку специфика идентификации пищевых продуктов такова, что сравнение с описанием занимает в ней основное место. Сравнение с образцом используется редко и возможно лишь при проведении дегустационных испытаний.
2.1 Критерии и методы идентификации
Идентификация проводится по признакам, параметрам, показателям и требованиям, которые в совокупности достаточны для подтверждения соответствия конкретной продукции образцу или ее описанию.
Критерии идентификации – это характеристики товаров, позволяющие отождествлять наименование представленной продукции с наименованием, указанным на маркировке или нормативных, товарно-сопроводительных документах, а также с требованиями, указанными в нормативных документах.
Наиболее пригодны для идентификации пищевых продуктов органолептические и физико-химические показатели, характеризующие потребительские свойства самой продукции. Органолептические показатели являются наиболее доступными и простыми, однако они недостаточно достоверны. Поэтому они должны быть дополнены физико-химическими показателями, которые отличаются большей степенью объективности и достоверности. Однако физико-химические показатели могут применяться для идентификации лишь выборочно. Многие из них не могут служить критериями идентификации. Например, в качестве критериев идентификации бесполезно использовать содержание спирта, сахара и титруемую кислотность вин, так как довести эти показатели до требуемых норм очень легко путем добавления спирта, сахара и кислоты. Микробиологические показатели могут являться критериями идентификации для некоторых кисломолочных продуктов, в которых нормируется полезная микрофлора (кефир, йогурты и так далее).
Критерии идентификации должны удовлетворять следующим требованиям:
– типичность для конкретного вида или однородной группы продукции;
– объективность и сопоставимость;
– проверяемость;
– трудность фальсификации.
Среди перечисленных требований наибольшую значимость имеет типичность, которая может характеризоваться комплексными показателями дополняющими друг друга. Хотя для кофе наиболее типичным показателем идентификации является содержание кофеина, для исключения фальсификации следует определить микроструктуру тканей, Добавка зерновых заменителей и цикория приведет к появлению крахмальных зерен, что несвойственно кофе.
Критерии идентификации должны быть объективными, то есть одинаково достоверно характеризовать каждую единицу продукции одного вида, независимо от времени года, производителя и других условий.
Критерии идентификации должны быть проверяемы. Это означает, что при повторных проверках независимо от субъектов, средств и условий проведения идентификации должны быть получены одни и те же или близкие результаты.
Трудность фальсификации объекта может служить гарантией надежности и достоверности идентификации. Поэтому в качестве критериев идентификации следует выбрать такие характеристики, подделка которых слишком дорого стоит, чтобы полученная прибыль окупила расходы на фальсификацию.
В зависимости от методов идентификации различают документальную идентификацию, проводимую на основе анализа документов, идентификацию на основе испытаний и комплексную.
При анализе документов проводят сопоставление информации, содержащейся в различных документах, а также сравнение документальных сведений с информацией из других источников. Рассматривают нормативную, техническую, конструкторскую, товаросопроводительную документацию на продукцию, договоры поставки, финансово-платежные документы, спецификации, этикетки, ярлыки и другие. Этот метод идентификации является основным на начальном этапе сертификации продукции.
Испытания продукции проводят для определения тех показателей, которые характеризуют физико-химические и органолептические свойства продукции и могут подтвердить сведения, полученные при документальной идентификации или выявить факт фальсификации.
Эти методы можно использовать совместно или по отдельности.
2.2 Фальсификация пищевых продуктов
В широком смысле фальсификация может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение потребительских свойств продукции или уменьшение ее количества при сохранении наиболее характерных, но несущественных для ее использования свойств. Фальсификация пищевых продуктов чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например внешнего вида при общем ухудшении остальных наиболее значимых свойств пищевой ценности.
Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» устанавливает определение фальсифицированных пищевых продуктов: «фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия – пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (подделанные) или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной». Согласно этому определению основным признаком фальсификации является преднамеренность подделки или умышленное сокрытие информации о свойствах продукции, которые неочевидны для покупателя. Фальсификация продукции с правовой стороны является разновидностью торгового обмана, мошенничества. Наиболее часто фальсификации подвергаются пищевые продукты, стоимость которых достаточно велика, а реализация подделки сулит мошенникам достаточно высокую прибыль. Это в первую очередь, вино-водочные изделия, спирт, пиво, а также деликатесы.
2.2.1 Виды фальсификации
Выделяют несколько видов фальсификации:
– ассортиментная;
– качественная;
– количественная;
– стоимостная;
– информационная.
При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной или частичной замены продукции ее заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.
В зависимости от средств фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации:
– частичная замена продукта водой;
– добавление в продукт низкоценного заменителя, имитирующего натуральный продукт;
– замена натурального продукта имитатором.
Все заменители, применяемые при ассортиментной фальсификации, подразделяются на две группы: пищевые и непищевые.
Пищевые заменители – более дешевые продукты питания, отличающиеся пониженной пищевой ценностью и сходством с натуральным продуктом по одному или нескольким признакам. Для ассортиментной фальсификации наиболее часто используют воду, особенно для таких продуктов как спирт (Рис.3). Водка, прозрачные бесцветные наливки, настойки, белые вина, минеральная вода. Для окрашенных напитков применяется дополнительно подкрашивание, имитирующее цвет натурального продукта. Например, подкрашивают воду при ассортиментной фальсификации коньяка, рома, розовых и красных вин, пива, кваса, окрашенных безалкогольных напитков. Фальсификацию водой при незначительном разбавлении заметить может только опытный дегустатор. Исследования показали, что при добавлении в соки и вина 10 % воды дегустаторы не заметили фальсификации. При добавлении 20 % воды примерно треть дегустаторов высказала сомнения по поводу качества и, лишь при 50 % разбавлении большинство дегустаторов указало на водянистость вкуса. Незначительное разбавление водой не позволяет выявить фальсификацию с помощью физико-химических показателей, так как содержание сахаров и кислот, как правило, выше предельно допустимой нормы и разбавление до 10 % не вызывает несоответствия фактического содержания растворимых сухих веществ, сахаров и кислот установленным нормам. Более того, титруемая кислотность может остаться на том же уровне, так как при разбавлении водой усиливается диссоциация кислот и кислых солей, вследствие чего повышается содержание ионов Н+ в растворе. Только при сильном разбавлении (более 30 %) изменяются физико-химические показатели.
Конец ознакомительного фрагмента.