Вы здесь

Контроль качества продуктов питания. ГЛАВА 1. КАЧЕСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (Е. В. Сысоева, 2012)

ГЛАВА 1. КАЧЕСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Стандарт ИСО 8402:1994 устанавливает следующее определение качества: качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

В стандарте ИСО 9000:2000 дано новое определение качества – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования. Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или отличное, отражая степень выполнения требований.

В России определение качества продукции регламентировано в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

1.1 Классификация пищевых продуктов

Классификация – это последовательное распределение множества объектов на отдельные классы, группы и другие подразделения, по наиболее общим для каждого уровня признакам. Классификация продукции используется в товароведении, торговой практике, стандартизации и сертификации. Классификация требуется при размещении продукции на складах, проведении маркетинговых исследований и статистического анализа производства и реализации продукции. Классификация необходима для изучения потребительских свойств и качества продукции.

Понятие пищевой продукции приведено в СанПиН 2.3.2.560-96 (рис. 1).


Рис. 1. – Состав пищевых продуктов по СанПиН 2.3.2.560-96


Согласно Федеральному закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пищевые продукты – это продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Продовольственное сырье – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

Пищевые добавки – природные и искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и сохранения качества пищевых продуктов.

Биологически активные добавки – природные или идентичные природным биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

Пищевая продукция может быть классифицирована по разным признакам:

– единству процессов ее производства;

– исходным материалам для ее производства;

– назначению продукции;

– физико-химическим свойствам;

– общности показателей безопасности и методов их контроля и другим признакам.

Классификация пищевой продукции по исходным материалам для производства делит продукцию на объекты растительного, животного, микробиологического и минерального происхождения.

По назначению пищевая продукция классифицируется на продукцию массового потребления, продукты диетического питания, продукты детского питания. Продукты детского питания предназначены для детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма. Продукты диетического питания предназначены для лечебного и профилактического питания.

Исторически раньше других сложилась товароведная классификация пищевых продуктов, основанная на потребностях торговли. В соответствии с которой различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные, плодовоовощные, кондитерские, винно-водочные, молочно-масляные, мясные, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные.

Общегосударственная классификация пищевых продуктов, отражающая интересы отраслей, производящих продукцию, представлена в Общегосударственном классификаторе продукции (ОКП), введенном в действие с 01.07.94. Классификатор представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, выпускаемой в стране. Согласно ОКП вся продукция народного хозяйства делится на 98 классов (первый уровень деления), каждый класс – на 10 подклассов (второй уровень деления), каждый подкласс – на 10 групп (третий уровень), каждая группа – 10 подгрупп (четвертый уровень), а подгруппа – на 10 видов (пятый уровень).

«Пищевая продукция» и «продовольственное сырье» включены в следующие классы:

91 – продукция пищевой промышленности;

92 – продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности;

97 – продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;

98 – продукция животноводства.

Это первый уровень. На остальных четырех уровнях классификации постепенно конкретизируются наиболее существенные для данного класса экономические и технические признаки – назначение, свойства, материал, способ обработки и тому подобное.

Второй уровень деления (подкласс) сформирован по признаку подотрасли.

Третий уровень (группа) отражает вид продукции.

Четвертый уровень (подгруппа) отражает разновидность технологии.

Пятый уровень (вид) – наименование вида продукции.

Иерархический метод классификации продукции находит отражение в кодах ОКП, знаки которого соответствуют наименованию уровней деления.

Например: Код ОКП 91 1763, где:

91 – класс, пищевая промышленность;

1 – подкласс, продукция сахарной и хлебопекарной промышленности;

7 – группа, бараночные изделия;

6 – подгруппа, бараночные изделия из муки высшего сорта;

3 – вид, сушки фасованные.

Международная классификация пищевых продуктов представлена в Гармонизированной системе классификации и кодирования (ГС) и Комбинированной номенклатуре Европейского Союза (КН ЕС). Согласно этим классификациям продукция группируется по следующим признакам:

– по происхождению (товары сельского хозяйства, животноводства, рыболовства, минералогии);

– по химическому составу;

– по виду материала, из которого изготовлен товар;

– по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия);

– по назначению.

Согласно ГС вся продукция делится на 21 раздел, каждый из которых затем разделяется еще по 5 ступеням. Пищевые продукты и продовольственное сырье относятся к 5 разделам:

– живые животные и продукты животного происхождения;

– жиры и масла животного и растительного происхождения, продукты их расщепления;

– продукты растительного происхождения;

– минеральные продукты (пищевая соль).

Классификация, основанная на общности критериев безопасности, учитывает виды и уровень загрязнителей химического, биологического и природного происхождения. Такая классификация пищевых продуктов и продовольственного сырья приведена в СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов".

При сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья используется классификация, приведенная в «Правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья». Номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России или другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

1.2 Свойства и показатели качества пищевых продуктов

Свойство продукции – объективная особенность продукции, которая проявляется при ее создании, эксплуатации или потреблении. Любая продукция характеризуется множеством различных свойств – простых и сложных, качественных и количественных. К сложному свойству можно отнести, например, внешний вид изделия, который обусловлен соответственно простыми свойствами – окраской, формой, массой, сохраняемостью и так далее. Таким образом, простое свойство характеризует одну особенность продукции, а сложное – комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности. К качественным свойствам продукции относятся, например, вкус, цвет, форма и так далее. К количественным свойствам относятся, например, удельный вес, влажность, геометрические размеры и так далее.

Продукция пищевой промышленности имеет специфические особенности качества, отличающие ее от продукции других отраслей.

Качество пищевой продукции – совокупность характеристик, которые обуславливают потребительские свойства пищевой продукции и обеспечивают ее безопасность для человека. К потребительским свойствам пищевых продуктов относят те свойства, которые обеспечивают физиологические потребности человека в энергии, основных пищевых веществах и соответствуют целям, для которых данный вид продукта предназначен.

Основные составляющие качества пищевых продуктов представлены на рисунке 2.


Рис. 2. – Основные составляющие качества и безопасности пищевых продуктов


Любое свойство продукции может быть выражено в большей или меньшей степени, то есть имеет количественную характеристику. Количественную характеристику каждого свойства продукции, вошедшего в состав качества, называют показателем качества продукции. Таким образом, показатель качества количественно характеризует пригодность продукции удовлетворять те или иные потребности.

1.3 Классификация показателей качества продукции

Показатели качества классифицируют по разнообразным признакам в зависимости от состава и особенностей решаемых задач.

В зависимости от числа характеризуемых свойств показатели качества могут быть единичными и комплексными.

Единичный показатель относится к одному из свойств, определяющих качество продукции (размер, масса, срок службы, вкус чая и хлеба, содержание жира, сахара и тому подобное).

Комплексный показатель качества относится сразу к нескольким свойствам продукции.

В зависимости от роли, при оценке качества, показатели качества продукции делят на классификационные и оценочные.

Классификационные показатели определяют назначение, область применения и условия использования данного вида продукции, Они характеризуют принадлежность продукции к определенной классификационной группировке в выбранной системе. Для пищевых продуктов классификационными являются показатели состава и структуры, характеризующие содержание в продукции химических элементов или иных структурных образований и групп. Например, массовая доля сахара, соли, жира, этилового спирта и тому подобное.

Оценочные показатели применяются непосредственно для сопоставления образцов. Они характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления, то есть потребительские свойства продукции – функциональность, надежность, безопасность, экономичность, экологические свойства. Оценочные показатели делятся, в свою очередь, на функциональные, ресурсосберегающие и природоохранные.

Функциональные показатели определяют функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности. Для всех продуктов питания определяющими показателями их функциональной пригодности являются энергетическая и биологическая ценность.

Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении.

Природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду в процессах производства и в сфере потребления. Они объединены в две группы: безопасности и экологичности. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека во всех режимах ее потребления, эксплуатации, а также транспортировки, хранения и реализации. Например, для консервов рыбных к показателям безопасности относятся: наличие посторонних примесей, массовая доля токсичных элементов, массовая доля пестицидов, массовая доля радионуклидов и другие.

Показатели экологичности характеризуют свойства продукции, определяющие вредные воздействия на окружающую среду, возникающие при производстве, потреблении или эксплуатации продукции, а также при ее хранении и утилизации.

Вопросы и задания

1. Согласно Федеральному закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пищевые продукты – это…?

2. По каким признакам может быть классифицирована пищевая продукция? Какая классификация используется при её сертификации?

3. Как согласно Федеральному закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определяются понятия «пищевые добавки» и «биологически активные добавки»? Чем они отличаются?

4. Что такое «свойство» продукции? Приведите примеры простых, сложных, качественных и количественных свойств продукции.

5. Что включает понятие «качество пищевой продукции»? Каковы основные составляющие качества пищевых продуктов?

6. Что такое «показатель качества продукции», что он характеризует, как классифицируется?