18. Порядок проверки смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и бюджетирования
Бюджетирование применяется для повышения эффективности координации хозяйственной деятельности, управляемости экономических процессов на предприятии, лучшей адаптации организации к изменяющимся внешним и внутренним условиям, снижает риск нарушений. В целом, бюджетирование представляет собой систему планирования, учета, контроля потоков ресурсов по центрам затрат на предприятии и результатам деятельности по центрам ответственности.
Суть формирования бюджетов (смет) состоит в заключении бюджетов низшего уровня в бюджет высших уровней с получением бюджета (сметы) затрат по элементам по потребителям и предприятию вообще, в целях контроля средств и ресурсов, их поступления, расходования в соответствии с выработанной финансовой стратегией.
Бюджет (смета) может охватывать 1 год, 5 лет, квартал, любой период времени, т. е. может быть как долговременным, так и разовым, смета составляется на вид затрат, комплекс идет в виде программы.
Центр возникновения затрат – это структурное обособленное подразделение, например участок, по которому организуется планирование, учет затрат на производство в целях управления и контролирования издержек.
Центр ответственности – это структурное обособленное подразделение предприятия, возглавляемое руководителем, который отвечает за результаты работы. Центры ответственности совмещают в учетном процессе и центр возникновения затрат, и ответственность руководителей.
Центры затрат и ответственности в системе бюджетирования составляют отчеты об исполнении бюджетов и полученных результатах.
Проверка смет, центров затрат и ответственности позволит оценить синхронность поступления и расходования, выявить отклонения, проанализировать причины этих отклонений, тенденции показателей во временном отрезке, а также оценить эффективность оперативного и стратегического управления сметами и центрами.
Проверка смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и в целом процесса бюджетирования состоит из:
1) анализа потребности в ТМЦ, запасах готовой продукции, изменений уровня потребности и запасов в рамках бюджетного периода в бюджете производства и запасов;
2) анализа влияния на процессы реализации рекламной деятельности, условий политики, конъюнктуры рынка и т. д.;
3) анализа динамики цен и роста или снижения затрат, причины изменений (в бюджете продаж);
4) анализа норм расходов по видам прямых затрат в течение периода бюджета, оценка доли материальных затрат в стоимости производимой продукции;
5) анализа уровня рентабельности, объемов производства, изменений в уровне получаемой прибыли в зависимости от изменений факторов, анализа сбалансированности производства и реализации в бюджетном периоде;
6) анализа планируемых издержек в связи с изменениями объемов производства;
7) анализа планируемого уровня затрат на вспомогательные цехи и участки в бюджете вспомогательных цехов;
8) оценки изменения ставок переменных расходов;
9) анализа необходимого уровня затрат на продвижение товара на рынок, расходов по его транспортировке, упаковке, рекламе, маркетинг, расходы посредникам процесса реализации, заложенных в бюджете коммерческих издержек;
10) анализа постоянных затрат, заложенных в бюджете управленческих затрат, анализ их распределения по видам производственной деятельности;
11) анализа ожидаемой выручки, прибыли, рентабельности, изменений в соответствии с прошлыми периодами, резервов, фондов, оптимизации учетных процессов;
12) анализа источников поступлений и целей расходования денежных средств в разрезах деятельности предприятия;
13) анализа активов и пассивов организации.