Глава 5
Конституционные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в России
1. Конституционные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства.
2. Конституционные права, свободы и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев.
1. Конституционные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
Известный российский государствовед В. М. Гессен еще в 1909 г. отношения между российским государством и иностранным гражданином предлагал назвать термином «иностранство».[66]
Подобно гражданству иностранство является основой для формирования всего конституционно-правового статуса иностранного гражданина. По мнению Е. В. Яковлевой, иностранство представляет собой вид правовой связи, существующей между государством и лицом, состоящим в гражданстве не данного, а иного государства, и выражающейся в наличии у такого лица и государства взаимных прав и обязанностей.[67]
В отличие от гражданства, иностранство характеризуется такими свойствами, как срочность, ограниченность территорией страны пребывания и непостоянство. Срочность как свойство иностранства обусловлена конкретным сроком нахождения иностранного гражданина на территории государства, который зависит не только от данного иностранного гражданина, но и от соответствующего государства, которое может законодательно установить временные ограничения для пребывания (проживания) иностранного гражданина на своей территории. Ограниченность иностранства территорией страны пребывания (проживания) как свойство иностранства означает пространственные пределы действия иностранства и начинается с выдачи государством иностранному гражданину разрешения на въезд на его территорию и прекращается с момента выезда. Наличие временных и пространственных ограничений иностранства определяет его непостоянство. Непостоянство иностранства отличает его от неизменности гражданства.[68]
Ядро конституционно-правового статуса иностранства составляют конституционные права, свободы и обязанности иностранных граждан. Они определяются ст. 62 и 63 Конституции Российской Федерации и конкретизирующими их содержание нормами Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. (в ред. от 2 ноября 2004 г.)
Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства имеет единую конституционно-правовую основу. Не случайно в ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» сказано, что понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
По критерию законности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан можно классифицировать на законно и незаконно находящихся на территории Российской Федерации. Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Иностранные граждане, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выдворены с территории Российской Федерации в административном порядке. В течение одного года со дня выдворения они не могут въезжать на территорию Российской Федерации.
Иностранные граждане обязаны зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Россию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. Регистрация иностранного гражданина производится по письменному заявлению, поданному лично или через приглашающую организацию по месту его пребывания в России при наличии миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в Россию, и документа, удостоверяющего его личность. С 15 января 2007 г. Федеральным законом от 18 июля 2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральным законом от 18 июля 2006 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"» введен уведомительный режим регистрационного учета иностранных граждан, что значительно упрощает процедуры, связанные с привлечением иностранной рабочей силы. Новые законы отражают подлинный смысл регистрации как способа учета иностранных граждан, удостоверяющего только сам факт нахождения иностранца по месту пребывания или по месту жительства и род его занятий.
Так, регистрации не подлежат: главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в Россию по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также члены семей указанных лиц; иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней; иностранные граждане – моряки, являющиеся членами прибывших в Российскую Федерацию с официальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей, и т. п.
Временно и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перерегистрацию по месту своего жительства. В случае схода на берег иностранных граждан – моряков, являющихся членами экипажей невоенных судов иностранных государств и временного пребывания на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города в течение более 24 часов, их регистрация производится на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию. Для регистрации иностранный гражданин должен предъявить миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документ, удостоверяющий его личность.
Иностранные граждане по конституционно-правовому статусу могут быть классифицированы на две категории: обычные и наделенные определенными иммунитетами и привилегиями.
Ко второй категории иностранных граждан относятся сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений. Например, назначение в штат консульского учреждения, а также перемещение и замена сотрудников осуществляется уполномоченными на то органами власти государства их гражданства. В силу данного обстоятельства правовая связь таких лиц с государством пребывания (проживания) может прекратиться по волеизъявлению третьей стороны – государства, гражданством которого обладает иностранец.
В зависимости от времени и состояния проживания на территории Российской Федерации иностранных граждан подразделяют на четыре категории: временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие в Российской Федерации и лица, получившие политическое убежище.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации зависит от срока действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 суток, за исключением ряда случаев, предусмотренных Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В числе таких обстоятельств:
– срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте;
– срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Визы бывают частные (до трех месяцев), деловые (до одного года), туристические (до одного месяца), учебные (до одного года), рабочие (на срок действия трудового договора, но не более чем на один год), гуманитарные (до одного года).
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока окончания трудового договора или военного контракта.
Временное проживание иностранного гражданина на территории Российской Федерации возможно на основании разрешения, выданного в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Квота ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и с учетом возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;
5) осуществившему инвестиции в Российскую Федерацию в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы. Постоянное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации возможно на основании вида на жительство, выдаваемого территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Разрешение на временное пребывание и постоянное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное пребывание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение на территории Российской Федерации либо за ее пределами тяжкого или особо тяжкого преступления, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
11) находился за пределами Российской Федерации более шести месяцев;
12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;
13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
Особой категорией иностранных граждан и лиц без гражданства являются лица, получившие политическое убежище.
Согласно Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О территориальном убежище» от 14 декабря 1967 г. убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, должно уважаться другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве (ст. 1).
К вышеназванным лицам не должны применяться такие меры, как отказ в разрешении на переход границы или, если оно уже вступило на территорию, где оно ищет убежища, высылка или принудительное возвращение в какую-либо страну, где это лицо может подвергнуться преследованию. Исключение допускается лишь по имеющим решающее значение соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения, как, например, в случае массового притока людей.
Конституция Российской Федерации в ст. 63 провозглашает:
«1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан определяется тремя режимами: национальным режимом, режимом наибольшего благоприятствования и специальным режимом. Конституция Российской Федерации в ч. 3 ст. 62 закрепляет национальный режим, предполагающий, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
Режим наибольшего благоприятствования на территории Российской Федерации предоставляется гражданам Республики Беларусь. В рамках сообщества России и Беларуси приняты специальные акты о равных правах в сфере образования, медицинской помощи, трудоустройства, оплаты труда и предоставления других социально-трудовых гарантий. Гражданам России и Беларуси предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые помещения на территории этих государств.
Специальный режим означает предоставление отдельных прав для определенных групп иностранных граждан в соответствии с законодательством или международным договором. Такой режим в Российской Федерации распространяется на граждан Казахстана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. На них не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, вводимые для иностранных граждан. Они имеют право участвовать в приватизации наравне с гражданами России.[69]
Национальный режим исключает право иностранных граждан избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации. Вместе с тем постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Они могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации иностранные граждане могут реализовать на основании выданных или оформленных в установленном законом порядке документов. Вместе с тем федеральный закон ограничивает передвижение иностранных граждан на ряде территорий, организаций и объектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
Иностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением вышеизложенных ограничений.
Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ряда ограничений, установленных федеральным законом. Иностранные граждане не имеют права:
1) находиться на муниципальной службе;
2) замещать должности в составе экипажа, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;
6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 683 «Об установлении на 2007 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации» с 1 января 2007 г. доля иностранцев в сфере розничной торговли алкоголем и фармацевтическими товарами сокращается до нуля, а в сфере розничной торговли в палатках и на рынках – до 40 % с последующим сокращением после 1 апреля 2007 г. до нуля.
Во исполнение данного постановления в Алтайском крае сотрудники Управления федеральной миграционной службы и органов внутренних дел ежедневно в течение первой половины 2007 г. проверяли рынки региона. Из 901 получившего в 2006 г. разрешение на работу остались на рынках чуть более 20 иностранных граждан. Было привлечено к административной ответственности за нарушение режима пребывания (ст. 18.9 КоАп РФ) 543 человека, за незаконное осуществление трудовой деятельности на рынках (ст. 18.10 КоАП РФ) – 168, за незаконное осуществление трудовой деятельности иностранных граждан (ст. 18.15 КоАП РФ) – 42. Наложено штрафов на сумму 149 344 тыс. рублей.
К административной ответственности привлечено 757 человек, в том числе 168 иностранных граждан, 587 физических лиц, одно должностное и одно юридическое лицо.[70]
Порядок замещения должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50 % акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства в случае нарушения своих прав и свобод имеют возможность их защиты, в том числе посредством конституционного судопроизводства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 г. № 6-П).
В силу ст. 22 (ч. 2) Конституции Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, пребывающие на территории Российской Федерации, в случае выдворения из Российской Федерации в принудительном порядке могут быть до судебного решения подвергнуты задержанию на срок, необходимый для выдворения, но не свыше 48 часов. Сверх указанного срока лицо может оставаться задержанным лишь по судебному решению и лишь при условии, что без такого задержания решение о выдворении не может быть исполнено (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 г. № 6-П).
2. Конституционные права, свободы и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев
Одной из острых проблем современного мира является вынужденное перемещение людей, которые в поисках безопасности покидают свои дома и устремляются в другие места, чтобы избежать преследования, вооруженных конфликтов, политического насилия. Актуальность этого явления для России обусловлена распадом СССР, превращением союзных республик со значительной долей проживающих в них русских людей в суверенные государства, миграционной привлекательностью России. В результате миграция стала постоянно действующим фактором, который учитывается во внутренней и внешней политике Российской Федерации.
В силу причин внутреннего и внешнего характера на территории Российской Федерации находятся две специфические категории физических лиц: беженцы и вынужденные переселенцы. Правовой статус данных лиц регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О беженцах» от 18 февраля 1993 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.) и Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. (в ред. от 23 декабря 2003 г.)
В период с 2003 по 2006 г. число иммигрантов, признанных беженцами в Российской Федерации, сократилось почти в 35 раз. На 1 января 2003 г. такой статус имели 13,8 тыс. человек, на 1 января 2006 г. – всего 456 человек. На 1 октября 2006 г. на учете в органах миграционной службы состояли 397 беженцев. Также по состоянию на 1 октября 2006 г. временное убежище в Российской Федерации получили 1118 мигрантов. По мнению В. Лукина, на самом деле количество беженцев в России вряд ли существенно уменьшилось. По всей видимости, большинство беженцев просто перестали учитываться в качестве таковых и оказались в итоге лишены легального статуса и связанных с ним прав.[71]
Беженец – это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности, не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Таким образом, лицами, ходатайствующими о признании беженцами, могут быть:
– иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации;
– лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации;
– иностранные граждане и (или) лица без гражданства, пребывающие на территории Российской Федерации на законном основании (ст. 2 Федерального закона «О беженцах»).
Признание лица беженцем предусматривает: обращение с ходатайством о признании беженцем; предварительное рассмотрение ходатайства; принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; рассмотрение ходатайства по существу; принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем; выдачу удостоверения беженца либо об отказе в признании беженцем.
Не может быть признано беженцем лицо:
– в отношении которого имеются серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
– которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
– которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;
– за которым компетентные органы государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
– которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.
Решение о выдаче свидетельства о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. В случае сохранения обстоятельств, послуживших основанием для признания лица беженцем, срок признания беженцем продлевается на каждый последующий год.
При получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в федеральном органе исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальном органе на срок признания данного лица беженцем.
Лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности при сохранении в данном государстве обстоятельств, послуживших основанием для получения статуса беженца.
Лица, получившие статус беженцев, имеют право на:
1) получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях;
2) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
3) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей;
4) получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в центр временного размещения;
5) сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе и (или) территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности;
6) получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
7) медицинскую и лекарственную помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения и в трудоустройстве;
9) подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства. Кроме прав беженец и прибывшие с ним члены его семьи приобретают обязанности:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
2) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения;
3) пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата;
4) сообщать в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальной орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц беженцами.
В отличие от беженцев, которыми могут быть и иностранные граждане, вынужденные переселенцы – это, прежде всего, граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
При наличии вышеперечисленных обстоятельств вынужденным переселенцем может быть признан гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства: на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:
1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;
2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с постоянного места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;
3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе обратиться с соответствующим ходатайством в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания. До оставления места жительства лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе обратиться с соответствующим ходатайством в федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения.
Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом миграционной службы в течение трех дней со дня поступления ходатайства. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства. Сведения о прибывших членах семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.
Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, имеет право на:
– получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей;
– получение направления территориального органа миграционной службы на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;
– содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту временного поселения. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного поселения на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
– проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленных нормам и пользование коммунальными услугами в соответствии с порядком, определяемом Правительством Российской Федерации, до решения вопроса о признании их вынужденными переселенцами;
– медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Кроме прав, на лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывших с ним членов семьи, не достигших 18 лет, возлагаются обязанности. В их числе: при нахождении в центре временного размещения вынужденных переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем; проходить обязательный медицинский осмотр; сообщать федеральному органу миграционной службы и территориальному органу миграционной службы достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении статуса вынужденного переселенца.
С момента получения статуса вынужденного переселенца, лицо получает дополнительные права:
1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
3) на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.
Конец ознакомительного фрагмента.