Вы здесь

Конституционные права и свободы личности в России. Глава 4. Конституционно-правовые основы гражданства в России (Л. А. Нудненко, 2009)

Глава 4

Конституционно-правовые основы гражданства в России

1. Понятие гражданства и конституционно-правовые состояния двойного гражданства и безгражданства:

A. Понятие гражданства, его принципы.

Б. Двойное гражданство (бипатризм).

B. Безгражданство (апатризм).

2. Основания приобретения гражданства:

A. Признание гражданства.

Б. Приобретение гражданства по рождению.

B. Прием в гражданство в общем порядке.

Г. Прием в гражданство в упрощенном порядке.

Д. Восстановление в гражданстве.

Е. Выбор гражданства при изменении Государственной границы России (оптация).

3. Изменение гражданства детей и недееспособных лиц. Гражданство детей при усыновлении:

А. Изменение гражданства детей и недееспособных лиц.

Б. Гражданство детей при усыновлении.

4. Основания прекращения гражданства:

A. Выход из гражданства.

Б. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы России.

B. Отмена решений по вопросам гражданства.

5. Органы, решающие вопросы гражданства.

Процедура решений этих вопросов.

1. Понятие гражданства и конституционно-правовые состояния двойного гражданства и безгражданства

А. Понятие гражданства, его принципы

Еще в Древнем Риме гражданство считалось знаком особого достоинства (гражданин Рима), оно давало право активно участвовать в политических делах. Понятие «гражданин» появляется в период буржуазных революций для обозначения лиц, уполномоченных осуществлять народный суверенитет и быть лояльными по отношению к своему государству.

Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 года определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство является многоплановой научной категорией и употребляется в разных значениях:

– во-первых, гражданство как субъективное право человека на сохранение имеющегося гражданства Российской Федерации, на выход из гражданства и на приобретение иностранного гражданства;

– во-вторых, гражданство как правовое состояние, характеризующееся совокупностью взаимных прав и обязанностей между гражданином и российским государством;

– в-третьих, гражданство как элемент конституционного строя Российской Федерации (ст. 6 Конституции Российской Федерации). Только граждане Российской Федерации являются носителями народного и государственного суверенитета;

– в-четвертых, гражданство как конституционно-правовой институт.

Гражданство как конституционно-правовой институт представляет собой совокупность конституционных и иных норм, регулирующих принципы гражданства, основания и порядок его приобретения и утраты. Этот институт составляют нормы Конституции Российской Федерации, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.

В отечественной юридической литературе в разные времена существовали разные взгляды на место гражданства среди других институтов конституционного права.

В дореволюционный период гражданство рассматривалось применительно к населению или народу как главному элементу государства, либо в рамках учения о субъектах государственного права. (В. Н. Дурденевский, С. С. Кишкин).

В советский период истории России институт гражданства в соответствии со структурой Конституции СССР 1936 г., в которой о гражданстве говорилось в главе 2, посвященной государственному устройству, рассматривался в рамках этого института (п. «ц» ст. 14). Это объяснялось тем, что вопросы гражданства были тесно связаны с правовым положением Союза ССР, союзных и автономных республик и с их компетенцией, что право самостоятельно регулировать вопросы гражданства – один из атрибутов государственного суверенитета.

В Конституции РСФСР 1978 г. глава 5, посвященная гражданству РСФСР, содержалась в разделе II «Государство и личность». Такой подход определяется тем, что именно принадлежность лица к государству является тем юридическим основанием, в силу которого данное лицо в полном объеме обладает всеми основными правами и свободами и выполняет обязанности, которые установлены Конституцией и текущим законодательством.

Гражданству Российской Федерации присуще такое свойство, как устойчивость. Это свойство существенно отличает российское гражданство от тех специфических правовых связей, в которых находятся иностранцы и лица без гражданства с государством своего местопребывания. Устойчивость гражданства проявляется в пространстве и во времени.

Устойчивость в пространстве состоит в том, что связь гражданина с российским государством действует не только на территории Российской Федерации, но и при выезде за границу. Ряд прав, свобод и обязанностей, входящих в содержание гражданства, продолжают действовать и за пределами территории России. Таким образом, устойчивость гражданства в пространстве предполагает подчинение гражданина российского государства юрисдикции своего государства в течение всего пребывания за границей.

Устойчивость гражданства во времени проявляется в его непрерывности. Современные государства отказались от признания гражданства нерасторжимой связью. Непрерывность гражданства означает сохранение гражданства с момента его приобретения до момента утраты в соответствии с условиями, определенными законодательством. Непрерывность гражданства позволяет определить его как длящееся правовое состояние. Гражданство не может само по себе время от времени исчезать и затем возобновляться, оно неизменно. Вместе с тем содержание гражданства, выражающееся в составляющих его правах, свободах и обязанностях, изменяется в соответствии с меняющимся законодательством.

Содержание гражданства характеризуется его принципами, которые не могут ограничивать права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

1. Принцип равного гражданства. Российское гражданство является равным для всех независимо от основания и времени его приобретения. Равный правовой статус имеют все граждане, ставшие ими как по рождению, так и получившие гражданство в результате решения компетентных органов. Иначе говоря, Российская Федерация провозглашает полное равноправие во всех областях жизни так называемых натурализованных граждан с гражданами по рождению. Для законодательства отдельных зарубежных стран характерно установление определенных правовых ограничений для натурализованных граждан. Конституция США, например, провозглашает, что никто не может быть сенатором, если он в течение девяти лет не состоит гражданином США. Ни одно лицо не может быть избрано на должность президента, если оно не является гражданином США по рождению.

2. Российская Федерация – единое государство. Поэтому в нашей стране установлено единое гражданство. Принцип единого гражданства выражается в общности принципов российского гражданства на территории всех субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не упоминает гражданство республик. Однако поскольку в Конституции Российской Федерации нет прямого запрета на провозглашение гражданства за республиками, отдельные из них закрепили наличие собственного гражданства. Спорность определения гражданства отдельных субъектов Российской Федерации вытекает из Федеративного договора и п. 4 ст. 5 Конституции Российской Федерации, согласно которым все субъекты Российской Федерации равноправны.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

До 22 ноября 1991 г. действовавшая Конституция и законодательство о гражданстве допускали возможность лишения российского гражданства Указом Президиума Верховного Совета СССР и принудительной высылки бывшего гражданина СССР за границу. Эта норма законодательства применялась в отношении инакомыслящих граждан. Так, 28 октября 1921 г. был принят декрет СНК РСФСР «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей». Согласно декрету советского гражданства были лишены: лица, добровольно служившие в армиях, сражавшихся против Советской власти, или участвовавшие в какой бы то ни было форме в контрреволюционных организациях; лица, выехавшие после 7 ноября 1917 г. за границу самостоятельно, без разрешения Советской власти и т. п.

Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991 г. в ст. 5 впервые закрепила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или выслан за ее пределы. Это гуманное положение вытекает из признания естественных, неотчуждаемых прав личности, к числу которых относится и гражданство Российской Федерации, приобретаемое в силу рождения от граждан России по праву «принципа крови». Поэтому и государство не вправе лишить гражданства Российской Федерации или права изменить его (ст. 6 Конституции Российской Федерации).

Выход из российского гражданства возможен только на добровольной основе.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Выдача занимает особое место в ряду видов международной правовой помощи, так как с ней связано значительное ограничение личной свободы, которому подвергается выдаваемое лицо. Запрет на выдачу иностранному государству российского гражданина имеет абсолютный характер и оговаривается Россией во всех ее международных договорах.

Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то из их числа Конституция Российской Федерации запрещает выдавать тех, кто получил в России политическое убежище.

5. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

6. Неограниченность гражданства в пространственном применении находит выражение в предоставлении защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать свои права и охраняемые законом интересы.

Уполномоченный по правам человека в России обращал внимание МИД Российской Федерации на случаи волокиты и формализма в отдельных загранпредставительствах. Так, еще в 2005 г. гражданин Российской Федерации Ш. жаловался на нарушение его гражданских прав сотрудниками Генерального консульства Российской Федерации в Бонне.

В 1998 г. Ш., проживавший в Узбекистане, оформил российское гражданство в Посольстве Российской Федерации в Республике Узбекистан. Вскоре после этого Ш. был вынужден выехать в Германию для проведения срочной операции на сердце. Российский паспорт Ш. получить не успел, однако имел документальное подтверждение принадлежности к российскому гражданству: справку Посольства РФ в Узбекистане и письмо Федеральной миграционной службы. Для получения российского паспорта заявитель обратился в Генеральное консульство Российской Федерации в Бонне, однако получил отказ. В нарушение установленного порядка сотрудники Генконсульства «рекомендовали» Ш. получить заграничный паспорт по месту оформления российского гражданства, т. е. в Узбекистане.

После вмешательства Уполномоченного по правам человека В. Лукина Консульский департамент МИД России в январе 2006 г. сообщил о том, что Генконсульству России в Бонне даны указания о выдаче Ш. российского паспорта. Несмотря на эти заверения, по состоянию на конец 2006 г. паспорт Ш. выдан не был.[64]

7. Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц.

Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Закон о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 г. упоминает статус двойного гражданства.

Б. Двойное гражданство (бипатризм)

Двойное гражданство – это такой правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством более чем одного государства. В силу широкого распространения миграционных процессов, территориальных изменений двойное гражданство представляет собой весьма часто встречающееся в международной практике явление, которое существует объективно, независимо от отношения к нему того или иного государства. Многие государства вполне правомерно закрепляют в своем законодательстве принцип непризнания двойного гражданства. В частности, советское законодательство исключало двойное гражданство. Положения о гражданстве СССР 1924, 1930 и 1931 гг. содержали специальные нормы, согласно которым иностранные граждане, принятые в гражданство СССР, не пользуются правами и не несут обязанностей, связанных с принадлежностью к гражданству другого государства. Фактически это означает лишь непризнание правовых последствий двойного гражданства.

Наиболее распространенными причинами возникновения двойного гражданства является расхождение законодательства государств о порядке приобретения и утраты гражданства. Двойное гражданство может возникнуть в силу коллизии права крови и права почвы. Так, ребенок, родившийся у родителей иностранцев на территории государства, где законодательство построено на праве почвы, помимо приобретения гражданства родителей по праву крови получает и гражданство того государства, на территории которого он родился. Право почвы, согласно Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г. и Венской конвенции о консульских отношениях 1963 г., не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.

Двойное гражданство может возникнуть у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если отечественное законодательство не лишает ее гражданства после вступления в брак, а законодательство страны мужа автоматически предоставляет ей гражданство мужа.

Закон о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 г. предусматривает, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации. В настоящее время действует договор Российской Федерации с Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г.

В. Безгражданство (апатризм)

Безгражданство предполагает отсутствие у человека гражданства какого-либо государства. Лицо без гражданства ни в одном государстве не обладает всей полнотой политических прав, т. е. его общая правосубъектность всегда в какой-то степени ограничена.

Состояние безгражданства может возникнуть с момента рождения ребенка. Например, если родители определенного лица не имеют гражданства, а оно родилось на территории государства, придерживающегося «права крови», данное лицо не приобретает никакого гражданства. Безгражданство может возникнуть вследствие вступления в брак. Например, если женщина, вступающая в брак с иностранцем, теряет свое гражданство, а законодательство государства, к гражданству которого принадлежит ее муж, не предоставляет ей автоматически гражданства мужа, она становится лицом без гражданства.

Безгражданство может порождать определенные неудобства для государства и даже споры между ними, связанные, например, с регулированием выезда или въезда лиц без гражданства, в частности, с их высылкой в другие государства и т. п.

Для уменьшения случаев безгражданства, Российская Федерация предусматривает предоставление российского гражданства:

– ребенку, оба родителя которого или единственный его родитель являются лицами без гражданства;

– ребенку, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (ст. 12).

2. Основания приобретения гражданства

А. Признание гражданства

Гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу ныне действующего Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом (ст. 5).

Документом, подтверждающим наличие у индивида российского гражданства, является российский паспорт.

Серьезной проблемой, нарушающей права гражданина, является проблема документирования постоянно проживающих за границей россиян полноценными «паспортами граждан Российской Федерации», в обиходе называемыми «внутренними паспортами». Впервые этот вопрос попал в поле зрения Уполномоченного по правам человека в России в 2004 г., после обращений граждан России, постоянно проживающих в Туркмении и Израиле. Все они имеют российские паспорта «для поездок за границу», т. е. заграничные паспорта. Однако заграничные паспорта не являются документами, в полной мере удостоверяющими личность на территории России. Оформление же «внутреннего паспорта» непременно требует пребывания гражданина на территории России. В результате постоянно проживающий на чужбине гражданин России не становится полноправным гражданином России в момент пересечения ее границы.

Данное положение – наследие советских времен, когда государство не позволяло вывозить «внутренние паспорта» за границу и с подозрительностью относилось к своим постоянно проживающим за границей гражданам.

О том, насколько важно иметь возможность получить прямо в российском консульском учреждении полноценный «паспорт гражданина Российской Федерации», говорили на Всемирном конгрессе соотечественников, проходившем в г. Санкт-Петербурге 24–25 октября 2006 г., представители организаций российских граждан в Латвии.

Уполномоченный по правам человека В. Лукин неоднократно ставил вопрос о выдаче данной категории российских граждан «паспортов граждан Российской Федерации» по месту жительства перед МИД и МВД России.[65]

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает четыре основания приобретения российского гражданства.

Б. Приобретение гражданства по рождению

Гражданство Российской Федерации приобретается по рождению. Ребенок, оба родителя или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации, независимо от места рождения.

Если один из родителей на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка), ребенок является гражданином Российской Федерации, независимо от места рождения.

Ребенок будет гражданином Российской Федерации, если один из родителей ребенка имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства.

В. Прием в гражданство в общем порядке

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, что указанные лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно.

Указанный срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при соблюдении хотя бы одного из следующих оснований: наличии у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладании лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; предоставлении лицу политического убежища на территории Российской Федерации; признании лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения вышеперечисленных условий.

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без проживания на территории России в течение пяти лет непрерывно и без предоставления вида на жительство.

Г. Прием в гражданство в упрощенном порядке

Субъектами права на прием в гражданство в упрощенном порядке являются иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью. Они вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных для приема в гражданство в общем порядке, если иностранные граждане и лица без гражданства:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.

Упрощенный порядок приема в гражданство распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства при условии, что они:

– родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

– состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

– являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации и без представления вида на жительство.

Ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п. «а», «в», «г» и «д» ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве», и без представления вида на жительство.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

– ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

– ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации – по заявлению этого родителя;

– ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Д. Восстановление в гражданстве

Практике нашего государства известны многочисленные случаи восстановления в советском гражданстве отдельных групп населения, ранее потерявших его в связи с событиями, носившими как внутренний, так и международный характер, указами компетентных органов государственной власти.

В связи с просьбами многих проживающих за границей подданных бывшей Российской империи, а также тех, кто по уважительным причинам утратил советское гражданство, Президиум Верховного Совета СССР издал указы о восстановлении в советском гражданстве таких лиц, проживающих на территории Маньчжурии (10 ноября 1945 г.), в провинции Синьцзян и в городах Шанхае и Тяньцзине (20 ноября 1946 г.), во Франции (14 июня 1946 г.), Югославии (14 июня 1946 г.), Болгарии (14 июня 1946 г.), Японии (25 сентября 1946 г.), Чехословакии (5 октября 1946 г.), Бельгии (18 мая 1947 г.)

Восстановление в российском гражданстве указом Президента Российской Федерации применяется и в современный период истории России. Так, в тунисский город Бизерта Анастасия Александровна Ширинская попала в 1920 г. восьмилетней девочкой вместе с Черноморской эскадрой, на борту которой находились около 10 тыс. беженцев из России. Миноносцем «Жаркий» командовал ее отец Александр Манштейн. С согласия французских властей (Тунис тогда находился под управлением Франции) корабли бросили якоря в местной гавани. Так, тысячи наших соотечественников нашли приют в этой североафриканской стране.

Сегодня Анастасия Александровна – единственный оставшийся свидетель тех трагических событий. Она прожила в Бизерте всю жизнь, так и не приняв иностранного гражданства, оставшись русской подданной. Вышла замуж за Муртазу Ширинского, происходившего из знатного рода крымских татар Ширинских, и 50 лет преподавала математику в местном лицее. Так и прожила десятилетия с нансоновским паспортом беженки, не имея права покидать пределы Туниса без специального разрешения. И только в 1999 г., она снова получила гражданство России. Российский паспорт ей вручил Президент России В. Путин.

В сентябре 2006 г. Анастасии Александровне исполнилось 94 года. Ко дню рождения русской гордости Туниса муниципалитет Бизерты принял решение дать одной из площадей города, на которой находится православный храм Александра Невского, имя Анастасии Ширинской – истинного патриота России. Это единственная такая площадь во всей Северной Африке – больше никто из наших соотечественников не удостаивался такой высокой чести! А Тунис – единственная страна в Северной Африке, где благодаря усилиям именно Ширинской действуют храмы Русской православной церкви.

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с порядком, предусмотренным для его приобретения в общем порядке. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Е. Выбор гражданства при изменении Государственной границы России (оптация)

Оптацией называется предоставление населению права выбрать гражданство путем подачи индивидуального заявления. Это происходит, во-первых, в случае перехода территории от одного государства к другому. Если лицо выбирает гражданство государства, которое передает территорию, то обычно предусматривается переселение этого лица в установленный договором срок в государство его гражданства. Во-вторых, право выбора гражданства населением может быть предусмотрено и по соглашению о переселении, заключаемому государствами с учетом этнических особенностей населения. Порядок и сроки оптации устанавливаются соответствующим международным договором Российской Федерации.

Примером оптации может быть договор 1945 г. между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине. По этому соглашению лица украинской и русской национальности, проживавшие на территории Чехословакии, и лица словацкой и чешской национальности, проживавшие на территории Закарпатской Украины, получили право выбирать гражданство СССР или Чехословакии.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает четкий перечень оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданных лицами, которые:

– выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

– в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

– использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

– состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

– имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение на территории Российской Федерации или за ее пределами умышленных преступлений, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

– преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

– осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Датой приобретения гражданства Российской Федерации являются: день рождения ребенка, решения полномочного органа о предоставлении гражданства.

3. Изменение гражданства детей и недееспособных лиц. Гражданство детей при усыновлении

А. Изменение гражданства детей и недееспособных лиц

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается в случае прекращения гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

В ситуации, когда один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а второй родитель имеет иное гражданство, ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

Если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Российское гражданство ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Б. Гражданство детей при усыновлении

При усыновлении (удочерении) ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, иностранными гражданами или иностранным гражданином он сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой – лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения), независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.

В случае усыновления (удочерения) ребенка супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, он может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка. При отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации.

Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека и попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

Ребенок или недееспособное лицо, находящееся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо в другом аналогичном учреждении Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.

Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению.

Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации.

4. Основания прекращения гражданства

В настоящее время Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает следующие основания прекращения российского гражданства:

– вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

– по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.

А. Выход из гражданства

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает ограниченный перечень оснований отказа в выходе из гражданства Российской Федерации. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

– имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное Федеральным законом;

– привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

– не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Б. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы России

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации лица, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Примером выхода из советского гражданства путем оптации явилось Соглашение между Правительством СССР и Правительством Чехословацкой Республики от 10 июля 1946 г. о праве оптации и переселении и граждан чешской и словацкой национальностей, проживающих в СССР на территории бывшей Волынской губернии, и чехословацких граждан украинской, русской, белорусской национальностей, проживающих на территории Чехословакии. Указанные лица признавались вышедшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР.

Истории развития законодательства о гражданстве известно такое основание утраты гражданства, как репатриация. Примером может служить Соглашение между Правительством СССР и Временным правительством Национального единства Польской Республики от 6 июля 1945 г., согласно которому лицам польской и еврейской национальностей, состоявшим в польском гражданстве на 17 сентября 1939 г. и проживающим на территории СССР, Правительство СССР предоставило право на выход из гражданства СССР по их желанию и разрешало переселение на территорию Польши. Польское Правительство обязывалось предоставить право выхода из польского гражданства лицам русской, украинской, белорусской и литовской национальностей в соответствии с выраженным ими желанием.

В. Отмена решений по вопросам гражданства

Основанием отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации является установление в судебном порядке факта приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации на основании представленных подложных документов или заведомо ложных сведений.

Отмена решения по вопросам гражданства осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации и принявшим такое решение. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены считается недействительным со дня принятия такого решения.

Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия соответствующего решения полномочным органом.

5. Органы, решающие вопросы гражданства. Процедура решения этих вопросов

Органами, решающими вопросы гражданства, являются: Президент Российской Федерации, комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы, Министерство иностранных дел, дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации решает вопросы приема в гражданство в общем порядке и выхода из гражданства в общем порядке. Необходимые для этого документы и заявление лицо, проживающее на территории Российской Федерации, подает в территориальный орган МВД Российской Федерации. Заявление от лица, проживающего за пределами Российской Федерации, подается в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за границей. В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику, удостоверяются нотариальными записями.

Эти органы: определяют наличие гражданства Российской Федерации и принимают заявления по вопросам гражданства; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; направляют Президенту Российской Федерации заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы; исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации; рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке; ведут учет лиц, в отношении которых компетентными органами приняты решения об изменении по вопросам гражданства Российской Федерации.

Заявления о приеме в гражданство и о выходе из гражданства в общем порядке рассматриваются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство и о выходе из гражданства в упрощенном порядке осуществляется в срок до шести месяцев.

Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.

Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.