© В. М. Борисенко, 2006
© Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006
Введение
Отмечающийся динамизм социальных и политических процессов, происходящих в России, а также существенные геополитические изменения в современном мире требуют не только определения и разработки теоретических и правовых аспектов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в нынешних условиях, но и принятия конкретных мер по сохранению ее в качестве мировой державы и обеспечения правовыми средствами ее могущества и авторитета, защиты прав и свобод граждан.
Вопреки мнениям, господствовавшим в обществе в 90‑е годы XX века, значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того, в начале XXI века обозначились процессы повышения ее роли в обеспечении политических и экономических интересов государств мира[1].
К тому же для сегодняшней глобальной военно-политической обстановки характерно, с одной стороны, формирование новой, более справедливой и демократической системы международных экономических и политических отношений, а с другой – расширение практики применения вооруженной силы на основании национальных решений, вне мандата ООН.
Продолжают действовать и стереотипы «холодной войны», также существенно осложняющие международную обстановку. Серьезную угрозу национальной безопасности представляет международный терроризм.
В этих условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов государства и его безопасности. Эти положения нашли свое отражение и закрепление в Законе РФ «О безопасности»[2], Концепции национальной безопасности Российской Федерации[3] и Федеральном законе № 35‑ФЗ «О противодействии терроризму»[4]
В настоящее время отмечается тенденция к возрастанию внешних, внутренних и трансграничных угроз, поэтому их нейтрализация является задачей Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации[5].
Для успешного решения этих задач необходимо иметь не только оснащенную современной боевой техникой и оружием, обеспеченную всем необходимым и всесторонне профессионально подготовленную армию, но и морально и психологически устойчивый и высокодисциплинированный личный состав. От этого в значительной степени зависят ее боеспособность и выполнение задач по обеспечению национальной безопасности.
Однако проведенный анализ состояния воинской дисциплины, законности и правопорядка в войсках, высокий уровень судимости среди военнослужащих вызывают серьезную озабоченность по поводу способности Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации обеспечить национальную безопасность.
Существенное влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих способны оказать неправомерные действия (бездействие) воинских должностных лиц, допускающих нарушения их прав и свобод.
Задача по устранению и минимизации этих явлений в тесном сотрудничестве с командованием и воспитательными структурами Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации, как следует из положений Закона РФ «О безопасности», возложена на военные суды. В соответствии со статьей 2 этого Закона к субъектам обеспечения национальной безопасности отнесены органы судебной власти, на которые возложена функция обеспечения интересов личности, общества и государства.
При этом к полномочиям судебных органов отнесены: обеспечение защиты конституционного строя, осуществление правосудия по делам, посягающим на безопасность личности, общества и государства, а также обеспечение судебной защиты граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Федеральным конституционным законом 1999 г. № 1‑ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»[6] на военные суды возложена задача осуществления судебной власти в таких важнейших для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации структурах, как Вооруженные Силы и другие воинские формирования Российской Федерации. Определяя основные направления деятельности военных судов, Закон в интересах национальной безопасности возлагает на них задачи по охране прав и законных интересов физических и юридических лиц, защите законности, воинской дисциплины в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Российской Федерации путем применения норм права.
Это, в свою очередь, требует разработки теоретических и организационно-правовых основ конституционно-правового обеспечения статуса и деятельности военных судов.
Как свидетельствует правоприменительная практика деятельности военных судов, в ходе реформирования военной организации государства в современных условиях в судебной защите особенно нуждаются права и свободы военнослужащих. Поэтому важнейшей задачей военных судов, способной оказывать значительное влияние на состояние национальной безопасности, наряду с рассмотрением уголовных дел, является обеспечение и защита нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих. «Именно на суд, – отметил Председатель Верховного Суда РФ В. М. Лебедев, – общество и государство возлагает ответственность за правильное применение законов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан»[7]. Такая деятельность военных судов оказывает существенное положительное влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих и способствует укреплению законности в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, повышению их боеготовности и боеспособности в интересах национальной безопасности. Реализация военнослужащими своих прав и свобод должна определять смысл, содержание и эффективность правоприменительной практики военных судов. Именно таким образом указанные подходы сформулированы Президентом РФ и в общенациональных задачах[8].
Ведущую роль в борьбе с преступными посягательствами военнослужащих на установленный порядок прохождения военной службы, жизнь и здоровье граждан, федеральную собственность и правопорядок в соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» призваны играть военные суды, к исключительной подсудности которых отнесены дела в отношении военнослужащих. Деятельность военных судов в сфере уголовного судопроизводства должна способствовать эффективному решению в армии вопросов воинской дисциплины и нравственного состояния военнослужащих[9].
Как свидетельствует анализ деятельности военных судов, им принадлежит важная роль в реализации положений об административной, дисциплинарной и материальной ответственности военнослужащих.
Претворение в жизнь положений Военной доктрины Российской Федерации (2001 г.) затруднено из-за отсутствия логически и научно обоснованной концепции развития Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации, а также до сих пор не реализованной концепции военно-правовой реформы[10].
Правоприменительная практика военных судов свидетельствует о тревожной криминальной обстановке в армейской среде. Отмечается высокая судимость воинских должностных лиц, а также судимость за преступления, посягающие на установленный порядок взаимоотношений между военнослужащими, прохождения военной службы. Значительным является число потерпевших от преступных посягательств. Существенным образом воинскими должностными лицами нарушаются конституционные права и свободы военнослужащих. Все это негативным образом сказывается на состоянии воинской дисциплины и правопорядка, боеготовности и боеспособности воинских частей и подразделений и не обеспечивает надлежащей национальной безопасности Российской Федерации.
Низкий уровень воинской дисциплины и несоблюдение прав и свобод военнослужащих объясняются существующими проблемами их законодательного обеспечения. Нормы, регулирующие юридическую ответственность военнослужащих, несбалансированны и содержат внутренние противоречия. Вопросы уголовной ответственности военнослужащих за совершение ими преступлений в военное время или в боевой обстановке до сих пор не нашли своего законодательного разрешения. Это существенно сказалось на состоянии дисциплины в частях и подразделениях, принимавших участие в боевых действиях в Чечне и других регионах. Нет законодательного закрепления дисциплинарного ареста военнослужащих, в силу чего криминальная ситуация в войсках продолжает усугубляться.
Анализ деятельности военных судов показывает, что в условиях ненадлежащего законодательного обеспечения снижается эффективность их работы. К тому же при широкомасштабном реформировании военной организации страны имеющие место предложения о ликвидации военных судов могут, в случае их реализации, значительно усугубить и без того неблагоприятную криминальную ситуацию в Вооруженных Силах и других воинских формированиях страны, что негативно скажется на ее национальной безопасности.
В сложившихся условиях надлежащее внимание должно быть уделено криминологическим аспектам деятельности военных судов. Успешная работа с преступностью в армии, укрепление воинской дисциплины, повышение боеспособности и боеготовности войск невозможны без глубокого выявления причин и условий, способствовавших совершению преступлений. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации это – важнейшая задача в борьбе с преступностью. Ее эффективность зависит от степени взаимодействия в этом военных судов и военного командования.
В то же время анализ состояния этой работы и ее законодательного обеспечения выявил пробелы в действующем законодательстве, а также отсутствие единых подходов к их разрешению.
Укрепление воинской дисциплины, законности, правопорядка и боеготовности Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации невозможно без надлежащего правового воспитания военнослужащих и участия в этом военных судов. Однако вследствие односторонней трактовки правозащитной роли суда разрешение этих вопросов в последние годы было сведено к тому, что единственной функцией суда называется осуществление правосудия. Таким образом сформулированы и законодательные нормы, регулирующие деятельность военных судов.
Следует отметить, что в ряде научных работ, монографий, научных статей и сообщений анализировались различные аспекты правового обеспечения статуса и деятельности военных судов. Исследованию общетеоретических и частных вопросов правового положения военных судов посвящены работы А. Ф. Воронова[11], А. С. Кобликова[12], В. М. Лебедева[13], Н. А. Петухова[14], Н. А. Шулепова[15], В. П. Шупленкова[16] и др. В то же время актуальные проблемы конституционно-правового обеспечения статуса и деятельности военных судов, их место и роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в новых геополитических условиях не нашли своего достаточного и целостного отражения, глубокого анализа в юридической литературе. Некоторые работы касались периода деятельности военных трибуналов в СССР на основе анализа советского законодательства. Научные исследования Н. А. Петухова[17] посвящены истории возникновения и развития военных судов. Криминологическим проблемам правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации посвящена работа О. В. Дамаскина[18] Однако эти исследования проводились до принятия законодательства, регулирующего вопросы обеспечения национальной безопасности, без учета требований, содержащихся в нем. В силу этого не могли быть рассмотрены возникшие в этой области проблемы, порожденные широкомасштабной военной реформой и фактическим боевым применением в военной организации государства в вооруженных конфликтах.
Отдельные вопросы теории и практики функционирования и развития отечественной военно-судебной системы в разное время освещались в научной литературе (С. С. Алексеев, Н. В. Артамонов, П. О. Боровский, А. С. Безнасюк, Ф. С. Бражник, В. М. Бозров, Г. И. Бушуев, Г. И. Загорский, В. Е. Звягинцев, С. М. Иншаков, В. Н. Кудрявцев, Н. И. Кузнецов, В. М. Лебедев, И. М. Мацкевич, И. Л. Петрухин, А. С. Самойлов, М. С. Строгавич, В. Г. Стрекозов, А. А. Тер-Акопов, А. А. Толкаченко, А. И. Хомяков, И. Б. Цымбаренкоидр.).
В то же время комплексных монографических исследований конституционно-правового статуса военных судов и законодательного обеспечения их деятельности в интересах обеспечения национальной безопасности в современных условиях до настоящего времени не проводилось. Некоторые известные труды в силу объективных причин устарели, а отдельные работы носят фрагментарный, локальный характер.
Таким образом, исследование всей совокупности вопросов, относящихся к конституционно-правовому обеспечению статуса и деятельности военных судов, осуществляемых в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в условиях недостаточности и фрагментарности их правового регулирования является крупной научной проблемой, имеющей важное значение для развития военного права. Поэтому цель исследования состоит в разработке на основе анализа правоприменительной и криминологической деятельности военных судов теоретических основ их статуса и деятельности, и на этой основе – концепции их законодательного обеспечения в интересах национальной безопасности Российской Федерации.