Вы здесь

Конституционное право зарубежных стран. Краткий курс. 10. Форма государственного (территориально-политического) устройства ( Коллектив авторов, 2016)

10. Форма государственного (территориально-политического) устройства

1. Территориальное устройство государства – организация территории государства, проявляющаяся в определенных взаимоотношениях государства и его составных частей.

Как правило, территориальное устройство государства бывает двух форм – унитарной и федеративной.

2. Унитарная форма характеризуется единством следующих атрибутов государства:

1) конституции, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;

2) системы высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент);

3) гражданства. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность;

4) системы права. Местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти;

5) судебной системы, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права;

6) территории государства, как правило, подразделяющейся на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

3. Федерация – форма государственного устройства, при которой в состав государства входят субъекты, обладающие высокой степенью самостоятельности.

Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, государства) являются субъектами федерации.

4. Базовые признаки федерации:

1) территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации. Государственные образования не обладают суверенитетом. В случае нарушения союзной конституции или союзного законодательства центральная власть имеет право применения принудительных мер по отношению к субъекту федерации. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (правом сецессии) из союза;

2) субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью – ему предоставляется право принятия собственной конституции;

3) субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов;

4) субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;

5) одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования;

6) двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм).