Пересмотр положений Конституции Российской Федерации
Пересмотр положений Конституции Российской Федерации регулируется нормами Конституции РФ, которые стали предметом конституционного судопроизводства1.
Процедура пересмотра положений Конституции РФ может быть условно подразделена на несколько стадий: инициирование, работа Конституционного Собрания, принятие новой Конституции РФ. Инициировать пересмотр положений Конституции Российской Федерации, согласно ст. 134, могут Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Положение об общем числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы следует понимать как предусматривающее голосование раздельно по палатам и определение его результатов соответственно от численности каждой палаты, установленной ст. 95 (ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Стадия инициирования заканчивается в том случае, если конституционная инициатива по этому вопросу поддержана 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Следует подчеркнуть, что предложение о пересмотре может быть внесено как в Государственную Думу, так и в Совет Федерации.
Вторая стадия начинается с момента созыва Конституционного Собрания в соответствии с федеральным конституционным законом. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации.
Третья стадия – принятие Конституции – осуществима двумя способами: новая Конституция принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Рассмотренный выше порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции подчеркивает особую значимость и вместе с тем необходимость обеспечения стабильности данных норм Конституции.