Вы здесь

Конституционное право России. Глава 4. Основы правового статуса личности в России (А. В. Зиновьев, 2010)

Глава 4. Основы правового статуса личности в России

Понятие основ правового статуса личности

Под основами правового статуса личности следует понимать обусловленные социально-экономической сущностью общества ее права, свободы и обязанности, закрепленные нормами Конституции и федеральными конституционными законами и обеспеченные соответствующими гарантиями.

Конституция и федеральные конституционные законы закрепляют основы правового статуса личности, определяют важнейшие связи между личностью и государством, содержат исходные начала, определяющие положение человека и гражданина в государстве и обществе, принципы их взаимоотношений.

Взаимоотношения между личностью и государством предопределяются следующими юридическими элементами:

1. Взаимоотношения между личностью и государством возникают в двух случаях – в силу связи лица с гражданством государства либо проживания на территории данного государства. Если лицо не является гражданином государства и не проживает на его территории, то никаких взаимоотношений между таким лицом и государством быть не может, и речь о свободе личности лишается смысла. Вместе с тем, каждое государство распространяет весь комплекс прав, свобод и обязанностей только на своих граждан, тогда как на иностранцев и лиц без гражданства этот комплекс распространяется в ограниченном объеме.

2. Для свободы личности имеет принципиальное значение правосубъектность (правоспособность и дееспособность), без которой разговор о свободе личности лишается смысла. При отсутствии правосубъектности нет и личности. Этот формальный юридический элемент наполняет принципы правового статуса личности конкретным содержанием.

3. Сущностные отношения между личностью и государством характеризуют основные права, свободы и обязанности. Их широта и глубина определяют уровень свободы личности, ее демократизм.

4. Гарантии прав, свобод и обязанностей личности, совершенство их механизма предопределяют подлинный демократизм свободы личности.

Гражданство Российской Федерации

В настоящее время вопросы гражданства регламентируются Конституцией РФ и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2007 г..[83] Данный закон многие вопросы гражданства решает по иному, чем прежний от 28 ноября 1991 года.[84]

Под гражданством понимается устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод гражданина.

Некоторые ученые под гражданством понимают принадлежность лица к государству. Этот устаревший стереотип унижает гражданина, который не является вещью, принадлежащей кому или чему-либо. В ряде монархий сохранилось понятие «подданный». Например, в Великобритании. Это понятие также не возвышает человека, а унижает его честь и достоинство, звучит неуважительно, унизительно и оскорбительно. Английские власти оправдывают это традициями. Но не все традиции семисотлетней давности приемлемы сегодня, многие из них консервативны и не отличаются демократизмом. Можно подумать, что на Великобританию не распространяются декларации, пакты и хартии ООН о правах человека.

В определении очень важно подчеркнуть, что гражданство не просто устойчивая правовая связь лица с государством, а «устойчивая политико-правовая связь», так как каждое государство только на своих граждан распространяет весь комплекс политических прав и свобод, тогда как иностранцы и лица без гражданства не имеют их вообще или пользуются в весьма ограниченном объеме.

Принципы и порядок приобретения гражданства России

1. Гражданство Российской Федерации является единым, то есть граждане России, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами республики.

2. Гражданство России является равным независимо от оснований приобретения, чего нет во многих зарубежных странах.

3. Гражданство в России имеет открытый и свободный характер. Каждый человек имеет право на гражданство и право гражданина РФ изменить свое гражданство. Из нового закона о гражданстве этот принцип «выпал».

4. Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют принцип о невозможности лишения гражданства. Тем самым государство лишается исключительного права решать по своему усмотрению данные вопросы, которые в свое время не исключали произвол.

5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы страны или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

7. Принцип защиты своих граждан, находящихся за пределами России.

В соответствии со статьей 11 Закона о гражданстве гражданство приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство;

в) в результате восстановления в гражданстве РФ;

г) путем выбора (оптации);

д) по иным основаниям, предусмотренным законом.

Гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона о гражданстве;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о гражданстве.

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом (ст. 6 закона).

Решение вопросов о гражданстве принадлежит исключительно к компетенции Президента РФ. В администрации Президента имеются управление и комиссия по вопросам гражданства. В комиссию поступают соответствующие документы на имя Президента от Министерства внутренних дел и его органов в отношении лиц, проживающих на территории РФ, от Министерства иностранных дел и его дипломатических представительств и консульских учреждений в отношении лиц, проживающих за границей.[85]

Президент решает следующие вопросы:

• прием в гражданство,

• восстановление в гражданстве,

• дает согласие на выход из гражданства,

• отменяет ранее принятое решение о приеме в гражданство в случае предоставления лицом ложных сведений о себе.[86]

В законе о гражданстве от 31 мая 2002 года содержатся новые важные положения. Так, для приобретения российского гражданства на общих основаниях необходимо в течение пяти лет непрерывно проживать на территории РФ и соблюсти ряд условий. Стоит назвать некоторые из них: обязанность соблюдать Конституцию РФ и законодательство; иметь законный источник к существованию; владеть русским языком и ряд других условий (ст. 13).

По инициативе Президента РФ В. В. Путина в федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года Государственной Думой были внесены поправки сразу в трех чтениях.[87] Поправки внесли значительные новеллы в упрощенный порядок приема в гражданство бывших советских граждан и иных граждан, которые зафиксированы в новой редакции ст. 12–14, 16. Они изложены в таблице.




22 июня 2006 года Президент РФ принял Указ № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».[88] В соответствии с данным указом Правительство РФ 25 июня 2007 года приняло Постановление № 403, которым утвердило Положение об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию.[89] В целях реализации данных документов должны предусматриваться разработка и принятие закона о сокращенном сроке приема названных лиц в гражданство РФ по истечение шести месяцев их пребывания в России.

Тех, кого интересует порядок рассмотрения вопросов гражданства, может ознакомиться с Указом Президента от 14 ноября 2002 года «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»[90] в редакции Указа Президента РФ от 31 декабря 2003 года,[91] а также Инструкцией по рассмотрению в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений об изменении гражданства.[92]

Принципы правового статуса человека и гражданина

Под принципами следует понимать основополагающие начала, идеи, охраняемые и защищаемые государством и положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. В учебнике исследуются четыре принципа правового статуса личности.

1. Принцип равноправия. Он проявляется в следующем:

– все граждане пользуются равными правами и свободами;

– несут равные обязанности;

– не отличаются по основаниям приобретения гражданства;

– равны перед законом и судом;

– в равном объеме обеспечиваются действующими гарантиями.

2. Принцип сочетания личных и общественных интересов.

Личные интересы гражданина – это его материальные и духовные потребности, которые государство и общество призваны ему обеспечить, создать достойные условия жизни для всестороннего развития личности (способностей, таланта, удовлетворения разумных материальных и духовных потребностей). Интересы личности есть субъективное выражение объективных потребностей человека, т. е. эти интересы определяются объективными условиями развития общества, на каждом этапе развития которого они различны.

Общественные интересы – это цели и задачи общества, обеспечивающие его поступательное развитие. В общественных интересах главное место занимают интересы человека, удовлетворение которых является высшей целью государства и общества.

3. Принцип постоянного расширения и углубления прав, свобод и обязанностей. Этот процесс идет по трем направлениям:

– в правовой статус личности включаются новые, ранее неизвестные конституционному законодательству права, свободы и обязанности (ст. 18, 20, 21 и 29 Конституции РФ);

– права, свободы и обязанности, существовавшие до принятия Конституции 1993 г., толкуются расширительно, т. е. приобретают более полное содержание (ст. 19, 22, 25 и 37 Конституции РФ);

– усиливаются и расширяются гарантии прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем стоит отметить, что если политические и юридические гарантии сделали громадный скачок в своем развитии, то этого нельзя сказать о таких же успехах в борьбе с бедностью. В настоящее время около 20 % россиян живут за чертой бедности. Не случайно Президентом В. В. Путиным была выдвинута программа борьбы с бедностью, которая находится на первом этапе реализации, уже есть позитивные ее результаты.

4. Принцип органического единства прав и обязанностей. Нет прав без обязанностей; нет обязанностей без прав. Этот принцип в современной России не выдерживается формально и реально. Даже в Конституции РФ закреплено 41 право и только 8 обязанностей. А в реальной жизни говорить о равноправии олигарха с рядовым россиянином едва ли у кого язык повернется. Видимо, поэтому этот принцип в наше время умалчивается.

5. Принцип полноты прав и свобод человека и гражданина. С точки зрения формальной наша Конституция по сравнению с конституциями стран мира закрепляет самый широкий набор прав и свобод человека и гражданина, но, к сожалению, многие из них скорее являются декларацией или программой, не отличаются реальностью.

Понятие и классификация основных прав, свобод и обязанностей граждан

В Конституции России 1993 года впервые сделана попытка разграничения основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, которое не только должно закреплять, соблюдать, охранять и защищать их, но и активно содействовать их реализации. Статус гражданина определяется его устойчивой политико-правовой связью с государством – гражданством (ст. 6 Конституции). Тогда как права и свободы человека признаются государством, для чего в Основном Законе используются другие формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется». У любого индивида, находящегося на территории России, независимо от того, является ли он гражданином, иностранцем, или лицом без гражданства имеются права человека. При этом стоит заметить, что в Конституции перечень прав и свобод человека неоправданно расширен, не все их можно отнести к таковым.

Что следует понимать под основными правами, свободами и обязанностями гражданина?

Основные права и свободы гражданина закрепляются конституцией, охраняются и защищаются государством, устанавливают и регулируют наиболее важные и существенные отношения между гражданином и государством, определяют юридические основы свободы личности, составляют ядро статуса личности.

Основные обязанности – это установленные, охраняемые и защищаемые государством, закрепляемые конституцией требования к гражданину участвовать в обеспечении интересов государства, общества и других граждан.

Как гласит древняя мудрость: «Свобода – это внутреннее состояние человека, независимое от внешних обстоятельств». Думается, свобода – это внутреннее волеизъявление человека, пределы которого установлены правом или правовым законом. В нашей юридической литературе категории «свобода» и «право» человека часто не разграничиваются. Вместе с тем, это понятия близкие, но нетождественные. По мнению автора, свобода – это внутреннее волеизъявление личности, пределы которого установлены нормами права и морали, имеют социально-политическую или иную направленность.

Здесь уместно сформулировать и философское определение понятию «свобода человека». Свобода – это осознанная человеком необходимость, основанная на знании и соблюдении объективных законов развития природы, общества и самого человека.

Данное определение исходит из того, что нет абсолютной свободы, свобода всегда относительна. Там, где начинается абсолютная свобода одного человека, там кончается свобода других.

Основные права, свободы и обязанности можно классифицировать на четыре группы:

личные (например, право на жизнь, охрану достоинства, свободу и личную неприкосновенность и т. д.);

политические (право на объединение, избирать и быть избранными, свобода слова, совести, собраний[93] и т. д.);

экономические (право на свободное занятие предпринимательской и иной законной экономической деятельностью, право частной собственности, право на труд и т. п.);

социально-культурные (право на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение и т. д.).

Каждый изучающий конституционное право способен по тексту Конституции РФ самостоятельно отнести то или иное право к соответствующей группе.[94]

Понятие «человек» и особенности его статуса

Проблемы прав и свобод человека стары как мир, а в политизированный наш век они осложнились и обострились. В тезисном варианте стоит обратить внимание на основные проблемы и высказать свое видение их решения.

Среди ученых и политиков, как у нас, так и за рубежом, а также в международных правовых документах и в конституциях стран мира нет единого подхода к правам человека и гражданина, допускается даже их отождествление. Международные декларации, пакты и хартии отождествляют права человека с правами гражданина, а проблема обязанностей вообще не нашла в них отражения. Например, во Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года речь идет о правах человека, многие из которых являются правами гражданина.

В ряде конституций зарубежных стран одно и тоже право человека называется правом гражданина, а в других – правом человека. Так, например, в статье 11 Конституции ФРГ записано: «Все немцы пользуются свободой передвижения на всей территории Федерации».[95] В статье 19 Конституции Испании зафиксировано: «Испанцы имеют право избирать свое место жительства и передвигаться по национальной территории».[96] То есть в Конституциях ФРГ и Испании речь идет о правах граждан. Кстати, во Всеобщей Декларации прав человека это же право отнесено к правам человека (ст. 13).[97] В статье 5 Конституции Греции говорится: «Запрещаются любые меры административного характера в отношении лица, ведущие к ограничению свободного передвижения и свободного выбора места жительства в стране…».[98] В данном положении речь идет о праве человека, которым, к сожалению, часто пользуются российские криминальные авторитеты. В Конституции РФ в постатейном изложении основных прав и свобод человека и гражданина права человека четко не отграничиваются от прав гражданина. Поэтому, прежде всего надо сказать о самом понятии человек.

Понятие «человек» состоит из двух субстанций – биологической и социальной. Если мы будем абстрагироваться от биологической сущности понятия «человек», а исследовать его социальную составляющую, то мы будем иметь дело с понятием личность. Личность – это приобретенная составляющая человека. Человек в процессе общественного развития трансформировался в личность, главными чертами которой являются: разум, свобода, индивидуальность, ответственность, интересы, цели… Но юристов прежде всего интересуют не все общественные отношения, участниками которых является личность, а только те, которые регулируются нормами права. В данном случае мы уже будем иметь дело с понятием «гражданин» («лицо», «индивид»). Но из этого вовсе не следует делать вывода о том, что основополагающие биологические составляющие понятия «человек» вообще «выпадают» из правового регулирования. Напротив, они выделяются в особую группу естественных прав, признаваемых, соблюдаемых, охраняемых и защищаемых мировым сообществом и государствами. Однако они до сих пор находятся на обочине юридической науки. И все потому, что это весьма деликатная, теоретически сложная, политически острая проблема, решением которой должны заниматься не только отдельные ученые мира, но и мировое сообщество в целом.[99]

Вместе с тем автор решил не только коснуться соотношения понятий человек, личность и гражданин, но и назвать отличия прав человека от прав гражданина, сформулировать определение правам и свободам человека, дать перечень основных прав и свобод человека без претензий на истину в последней инстанции.

Принципиальной является проблема прав и обязанностей человека, их отличий от прав, свобод и обязанностей гражданина. Обязанностями человека по существу ученые всерьез не занимались, оказалась «забытой» проблема соотношения прав и обязанностей человека; недостаточно исследуются причины нарушения прав человека, уклонения человека от выполнения своих обязанностей.

Прежде всего, исследование обозначенных проблем необходимо начать с отличий прав человека от прав гражданина. Права человека являются естественными и принадлежат ему по рождению, независимо от того, являются ли они гражданами государства или нет. Если права человека принадлежат ему по рождению, то права гражданина возникают в силу связи лица с гражданством конкретного государства. Каждый гражданин обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, плюс всеми правами гражданина, признаваемыми и закрепляемыми в данном государстве. Права человека неотчуждаемы. Они охраняются и защищаются не только государством, но и всем мировым сообществом, а в случае их нарушения могут применяться международно-правовые санкции. Государствам, в которых нарушаются права человека, не предоставляется режим наибольшего благоприятствования. Экспорт и импорт товаров для таких государств облагается повышенными пошлинами, а также вводится запрет на импорт многих важных товаров и технологий. Государствам, в которых нарушаются права человека, не предоставляется гуманитарная международная помощь. Против таких государств устанавливается эмбарго на экспорт и импорт товаров; может быть установлена блокада и применены силовые методы давления. Вот почему не видеть различий между правами человека и гражданина, с точки зрения теории, по меньшей мере ошибочно, а с точки зрения политики и практики – весьма опасно.

Учитывая изложенное, архиважное значение приобретает научное определение прав и свобод человека, которое сформулировать было не так то просто. Автор предлагает свое определение, чтобы читатели имели возможность его воспринять и оценить. При этом надо иметь в виду, что каждое слово в определении несет принципиальную нагрузку.

Под правами и свободами человека следует понимать естественные неотчуждаемые, признаваемые, соблюдаемые, охраняемые и защищаемые государством и мировым сообществом его возможности свободно, осознанно и ответственно избирать вид и меру своего поведения. В идеальном варианте права и свободы человека не должны зависеть от социально-экономического строя государства, уровня его развития, исторических и иных особенностей. Но на практике это далеко не так.

Обязанность человека – это вид и мера должного поведения, детерминированные правами и свободами человека. При этом обязанности человека и гражданина слиты воедино, раздельное их рассмотрение носит условный характер; также как права и обязанности человека находятся в органическом единстве, их реальность обеспечивается синхронностью действий, без которого человеческое общество может увязнуть в насилии и преступном хаосе. Очевидно, что одним из главных условий соблюдения прав и свобод является выполнение человеком своих обязанностей. Между правами и обязанностями человека существует органическая связь, они не могут, не должны противоречить друг другу. Каждому праву человека, непременно, должна корреспондировать обязанность других лиц, которые как минимум не должны нарушать это право. К сожалению, на практике это органическое единство не всегда выдерживается, провозглашается и закрепляется. Например, в статье 20 Конституции РФ закрепляется важнейшее право человека на жизнь, которое увязано только с возможностью отмены смертной казни убийцам. В Основном Законе о них можно было бы и умолчать. Вместо этого следовало зафиксировать обязанность других лиц не посягать на жизнь человека. Самым главным правом человека является право на жизнь, без которого все другие права и свободы лишаются смысла. Право на жизнь – это естественное, неотчуждаемое, признаваемое, соблюдаемое, охраняемое и защищаемое государством и мировым сообществом право человека и корреспондирующая ему обязанность других лиц не посягать на жизнь человека. Аналогичное определение можно дать любому праву человека с соответствующими коррективами. Предлагаемый подход позволяет отграничить права человека от прав гражданина. Здесь уместно будет сказать несколько слов о смертной казни. Политики-популисты, желая выдать себя перед избирателями человеколюбивыми, призывают их чуть ли не на каждом перекрестке поддержать идею отказа от смертной казни, оказывают давление на Президента В. В. Путина, доказывая ему необходимость принятия соответствующего закона. При этом некоторые лукаво утверждают, что в период действия моратория на смертную казнь количество убийств не возросло. Такие утверждения начисто опровергают официальные сведения. Так, например, за период с 1991 по 2001 год количество убийств и покушений на убийство возросло с 15,6 тысяч до 33,6 тысяч,[100] то есть более чем в два раза; в 2002 году количество убийств и покушений на убийство было зарегистрировано 32285;[101] в 2004 году – 31553; в 2005 году – 30849.[102] Факты упрямая вещь. С учетом социально-экономических и криминальных реалий в России непростительно отказываться от смертной казни. Отказ от смертной казни – это гуманный акт к убийцам и антигуманный к их жертвам, чаще всего к честным россиянам, законопослушным гражданам, не говоря уже о других мотивах. Еще в 19 веке французский писатель А. Карр справедливо заметил: «Если нужно отменить смертную казнь, пусть господа убийцы начнут первыми».

Нельзя обойти молчанием еще одну проблему. Ее должны знать изучающие конституционное право. Какие права и свободы составляют естественную основу прав человека? На поставленный вопрос нет однозначного ответа. Большинство наших ученых называют три основы: 1) право на жизнь; 2) право на охрану здоровья; 3) право частной собственности. Предлагаемая триада весьма ограничена, а право частной собственности едва ли можно отнести к правам человека. Она противоречит человеческому естеству. Во-первых, она порождает эксплуатацию человека человеком. Во-вторых, она позволяет присваивать результаты чужого труда. В-третьих, она создается, особенно крупная на этапах ее становления за счет ограбления государств и их народов. В-четвертых, она порождает массу финансово-экономических и иных тяжких преступлений. В-пятых, она не совместима с основой социального государства – социальной справедливостью. В-шестых, было время, когда не было частной собственности (в первобытном обществе, в древнем Египте и Вавилоне, в бывших социалистических странах). В-седьмых, в настоящее время не во всех странах она является господствующей.

Думается, права и свободы человека покоятся как минимум на одиннадцати китах: 1) праве на жизнь; 2) праве на охрану здоровья; 3) праве на труд и достойную оплату труда; 4) праве на отдых; 5) праве на достойное социальное обеспечение; 6) праве на личную собственность, включая интеллектуальную; 7) праве на честь и достоинство; 8) свободе мысли и слова; 9) свободе интеллектуального творчества; 10) праве на образование, с обязательным общим средним образованием; 11) праве на свободу и личную неприкосновенность.

Нельзя не обратить внимание на то, что международные декларации, пакты и хартии о правах человека трактуют права человека слишком расширительно, поглощая при этом все права гражданина, что может быть использовано мировым сообществом или группой государств как повод для вмешательства в дела другого государства. Поэтому не случайно в конституциях ряда стран мира делается оговорка о том, что государство защищает только те права человека, которые признаны страной и закреплены конституцией. Названная политически острая проблема должна быть предметом самостоятельного исследования.

Непростой теоретической и острой политической проблемой является проблема соотношения прав человека с правом наций на самоопределение, которая зачастую трактуется в ущерб правам человека. Иногда можно услышать гипотетические вопросы о том, что выше в табеле о рангах – права нации или права человека? Сама постановка вопроса является абсурдной. И, тем не менее, возведение в абсолют права наций на самоопределение, противопоставление его правам человека просматривается в конституциях республик, в их декларациях о суверенитете, в которых особо подчеркивается, что право наций на самоопределение реализует не весь народ, а только нация, давшая имя республике. Так, в статье 69 Конституции Республики Башкортостан говорится: «Республика Башкортостан образована в результате реализации права башкирской нации на самоопределение…».[103] Резкая критика политиками и учеными положений статьи 69 Конституции Республики Башкортостан вынудила ее руководителей отказаться от этой статьи в новой редакции Конституции от 3 ноября 2000 года. Но в преамбуле сохранилась запись о том, что Башкирия образовалась в результате реализации права башкирской нации на самоопределение.[104] Это откровенный национализм, классический пример того, когда теория и политика без учета реалий ведут к абсурду. Национализм в нашей стране, ближайшем и дальнем зарубежье в настоящее время получил новый мощный импульс для развития вширь и глубь – от махрового до утонченно закамуфлированного. Националисты всех мастей активно включились в борьбу за власть, за право распоряжаться огромными богатствами, прежде всего в своих личных интересах, ради которых творится произвол, гибнут люди, появляются сотни тысяч беженцев. Национализм и права человека – антиподы. Борьба за права человека есть борьба с различными формами проявления национализма. Национализм не совместим с правами человека. До тех пор пока политики всех уровней и рангов не осознают всю опасность неоправданных уступок националистам тщетно рассчитывать на национальный и социальный мир, на реальность прав человека. Национализм будет постоянно цинично их попирать под флагом самоопределения нации и демократии. Не видеть этого – проявлять страусиный оптимизм, который может привести к непредсказуемым последствиям.

Гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

Важную роль в соблюдении, охране и защите прав, свобод и обязанностей человека и гражданина призваны сыграть гарантии и совершенство их механизма. В связи с тем, что в нашей юридической литературе почти никто[105] не дает определения понятию гарантий вообще и их конкретным видам, то в предлагаемом учебнике их стоит сформулировать и прокомментировать. Это необходимо сделать еще и потому, что они имеют архиважное значение.

Под гарантиями следует понимать условия и средства, реально обеспечивающие человеку и гражданину возможность пользоваться правами и свободами и неукоснительно исполнять возложенные на них обязанности.

Условия – это политико-правовой режим, в котором осуществляются основные права, свободы и обязанности.

Средства – это механизм и материальные источники, обеспечивающие человеку и гражданину реальную возможность пользоваться основными правами и свободами и исполнять возложенные на них обязанности. Условия и средства должны действовать синхронно.

Система гарантий состоит из экономических, политических, социально-нравственных и юридических гарантий.

Под экономическими гарантиями следует понимать закрепленные Конституцией формы собственности и основанную на их базе систему хозяйствования, которые призваны обеспечить достойную жизнь человеку и гражданину, удовлетворить его разумные материальные и духовные потребности.

Многолетнее стабильное падение производства, развал сельского хозяйства, явно грабительская приватизация, колоссальный рост неплатежей серьезно подорвали экономические гарантии, которые государство реализует за счет доходов от продажи нефти и газа, а также налогов, хроническое недопоступление которых по очевидным причинам вносит дезорганизацию в развитие всего хозяйства страны, в выполнение многих государственных социально-экономических программ. Все это порождает необходимость брать и погашать международные кредиты, которые не украшают честь и достоинство государства.

Под политическими гарантиями следует понимать всю систему органов государства и общественно-политических организаций, которые создаются и действуют таким образом, чтобы каждый гражданин имел реальную возможность принимать участие в разумных пределах в управлении делами государства и общества.

Политические права и свободы занимают особое место в системе прав человека и гражданина, которое обусловлено тем, что они в полном объеме распространяются только на гражданина.

Поскольку впервые концепция социально-нравственных гарантий была высказана автором на международной конференции в Санкт-Петербургском университете МВД РФ в конце 1994 года, краткие тезисы которой были опубликованы в журнале «Государство и право», 1995, № 2, то стоит о них сказать несколько слов.

Социально-нравственные гарантии – это социальная справедливость и совесть, благодаря которым человек и гражданин правильно понимают права, свободы и обязанности, правильно ими пользуются и правильно их исполняют.

Социальная справедливость – эталон нравственности государства и общества. Она составляет основу социального государства. Социальное государство берет на себя обязательства обеспечить достойные условия жизни человеку, неукоснительно соблюдать социальную справедливость, быть противником неравноправия и привилегий, ее нарушающих.

Совесть – это барометр нравственности человека, чувство моральной ответственности человека за свое поведение. Совестливый человек – это справедливый человек. К сожалению, совесть у нас не в большом почете, она девальвирована настолько, что исчезла из лексикона многих россиян.

Под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав, свобод и обязанностей нормами права, охрана и защита их всей правоохранительной деятельностью государства и мирового сообщества.[106]

Права, свободы и обязанности не просто декларируются, а закрепляются нормами права, но этого недостаточно, так как нормы права нарушаются, и тогда начинает действовать государственно-правовой и международно-правовой механизмы защиты прав и свобод, обеспечения исполнения человеком и гражданином возложенных обязанностей.

Юридические гарантии носят двухуровневый характер: национальный и международный. В учебнике необходимо назвать основные их составляющие.

К национальным гарантиям относятся: Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов федерации и их иные законы; суды общей юрисдикции; Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов федерации; прокуратура, адвокатура, нотариат; Уполномоченный по правам человека РФ, уполномоченные по правам человека субъектов;[107] совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека;[108] общественно-политические организации; средства массовой информации.

К международным гарантиям следует отнести: Генеральную Ассамблею ООН; Совет Безопасности ООН; Комитет по правам человека ООН; Международный суд ООН в Гааге; Европейский суд по правам человека в Страсбурге, а также международные декларации, хартии, пакты и другие акты о правах человека.

Вместе с тем, есть специальные органы, на которые возложена обязанность стоять на страже прав и свобод человека и гражданина и неукоснительного соблюдения ими возложенных обязанностей. К ним относятся правоохранительные органы. Автор не является сторонником распространенного понятия «правоохранительные органы». Даже в юридических вузах есть учебная дисциплина под таким названием, отнесение к которой многих органов едва ли правомерно. Стоит лишь посмотреть на перечень национальных и международных гарантий, чтобы убедиться в том, что их невозможно отнести к специальным правоохранительным органам. Но эта тема самостоятельного научного исследования.

Возможности нашего государства в обеспечении прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, особенно экономические, ограничены, а механизм реализации гарантий еще далек от совершенства. Нет необходимости доказывать это. Многие россияне испытывают на себе их негативное воздействие.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в России

Рассматривая вопрос о правовом статусе человека и гражданина необходимо сказать о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих проживать или уже проживающих на территории России.[109] Их правовой статус определяется федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ,[110] приказом министра внутренних дел Российской Федерации «По оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство» от 14 апреля 2003 года № 250,[111] «Инструкцией об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание», утвержденной приказом министра МВД РФ 14 апреля 2003 года.[112]

В связи с тем, что проблема пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства приобрела острый и опасный характер, автор решил обратить на нее особое внимание, еще до принятия закона о правовом положении иностранных граждан, сформулировал концепцию, которая официально была направлена СПб Университетом МВД РФ в соответствующие органы. Эти проблемы в учебнике занимают достойное место.

Большой объем документов и лимит учебника не позволяют их рассмотреть детально, да и сами проблемы требуют самостоятельного исследования. Автор решил обратить внимание на самые острые из них. А желающие получить более подробную информацию о названных документах могут самостоятельно ознакомиться с ними.

Неконтролируемые потоки мигрантов в Российской Федерации осложняют политическую, социально-экономическую и криминальную обстановку. Ситуация обостряется еще и тем, что значительный процент среди мигрантов составляют иностранцы и в меньшей мере лица без гражданства. Причем многие иностранцы проживают на территории России на незаконных основаниях, занимаются незаконной коммерческой деятельностью, уклоняются от уплаты налогов, незаконно вывозят валюту за границу, а также совершают немалое количество уголовных преступлений. По данным миграционной службы МВД РФ все нелегалы работают на теневой сектор экономики, ежегодно уходят от налогообложения 7–8 миллиардов долларов.[113] Осановная задача – закрыть этот канал утечки валюты, заставить работодателей оформлять с гастарбайтерами официальные «отношения».

Создание миграционной службы МВД РФ потребовало определенных затрат. Так, в центральном аппарате служит около 300 сотрудников, в территориальных представительствах – 3000 специалистов.[114] Никто не сомневается в том, что борьбу с незаконной миграцией вести необходимо. Решение проблемы осложняется ее запущенностью.

В некоторых регионах страны (Краснодарский и Приморский края, Ямало-Ненецкий и Таймырский автономные округа…) количество незаконно проживающих иностранных граждан может достигнуть критической, взрывоопасной отметки. Не видеть этого, а тем более игнорировать – совершать непростительную ошибку. Беда заключается в том, что компетентные органы были не готовы по объективным и субъективным причинам повлиять на сложившуюся ситуацию. Они даже не располагают достоверной информацией о количестве в стране этих лиц. Неофициально называются цифры от 5 до 10 миллионов человек. В целях упорядочения притока приезда в Россию иностранной рабочей силы введено ее квотирование. Так, на 2007 год для безвизового въезда в Россию установлена квота 6 млн. человек. По состоянию на 28 июня 2007 года выдано более 1 млн. 200 тыс. разрешений. А уведомлений от работодателей миграционные службы получили только на 336 тыс. Невольно возникает вопрос – а где же остальные?[115]

Глава миграционной службы К. Ромодановский занял двойственную позицию. 26 июня 2007 года «на совещании у премьер-министра Михаила Фрадкова по совершенствованию процессов регулирования внешней трудовой миграции» глава Федеральной миграционной службы (ФМС) «предложил отменить квоты на выдачу разрешений на работу иностранцам, пребывающим в Россию без визы».[116] А в интервью «Российской газете», опубливанном 28 июня, К. Ромадановский заявил: «Позиция Федеральной миграционной службы, о которой мы уже неоднократно заявляли, состоит в том, что мы поддерживаем введенный механизм квотирования иностранной рабочей силы».[117]

Несмотря на то, что механизм квотирования не отличается совершенством и эффекитвностью, отказываться от него не следует, так как без квотирования иностранной рабочей силы ситуация в стране станет совсем неподконтрольной. Думается, следует усовершенствовать и усилить контроль за потоками мигрантов. На начальном этапе возможно стоит сократить квоту в два-три раза.

Для изучающих конституционное право надо знать основные понятия, о которых идет речь в ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан.

К ним относятся:

иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

миграционная карта – документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации;

разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность;

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской федерации;

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина – работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя – иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности;

депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

К достоинствам закона надо отнести детальный перечень оснований отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство (ст. 7, 9), если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации.

Стоит сказать несколько слов о миграционной карте, введение которой позволит создать в России информационную базу о въезжающих и выезжающих, а также войти в единую европейскую базу, что неизбежно повысит эффективность борьбы с незаконной миграцией. По данным федеральной миграционной службы на один миллион иностранцев, въезжающих в Россию, выезжает из нее лишь 700 тысяч, 300 тысяч остаются незаконно на территории страны, не имея миграционной карты, отследить их почти невозможно.[118]

Распространение информации об иностранном гражданине, содержащейся в центральном банке данных, запрещается (п. 2 ст. 26 закона). Это принципиальное положение, защищающее правовое положение иностранцев.

Неплохо прописана в законе ответственность иностранных граждан за нарушение федерального закона (ст. 33, 34).

Иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением в центральный банк данных (ст. 33 закона).

К сожалению, закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года не сформулировал определение понятия «административное выдворение», чем оно отличается от депортации. Думается, административное выдворение иностранного гражданина за пределы России осуществляется в отношении иностранного гражданина, законно пребывающего в стране, но нарушающего режим пребывания. Депортация, как говорится в статье 2 закона – это «принудительная высылка иностранного гражданина… в случае его длительного пребывания…». Поэтому с редакционной точки зрения название ст. 34 «Порядок административного выдворения иностранных граждан за пределы Российской Федерации» нельзя признать удачной, она не согласуется со ст. 2 закона.

Подробно в законе расписан порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы России. Оно осуществляется: 1) за счет средств выдворяемого; 2) в случае отсутствия таких средств – за счет пригласившего органа или работодателя, нарушившего порядок привлечения и использования иностранных работников; 3) за счет дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый; 4) за счет средств федерального бюджета, в случае отсутствия ранее перечисленных средств (ст. 34 закона).

Как показывает практика, чаще всего иностранцев приходится выдворять за счет средств федерального бюджета. Поэтому возникает необходимость заключения международной Конвенции о порядке и средствах административного выдворения иностранных граждан. Возможен иной вариант решения проблемы посредством подписания двусторонних соглашений о порядке и средствах административного выдворения граждан подписантов соглашения, особенно с теми государствами, граждан которых чаще всего приходится выдворять из России.

Важным источником для выдворения иностранных граждан могут быть страховые средства, перечисляемые работодателем на специальный счет в Сбербанке, снятие денег с которого возможно только по предъявлении иностранцем соответствующих проездных документов за один-два дня до выезда иностранца за пределы России либо эти деньги выдавать миграционной службе для приобретения проездных документов и депортации иностранца. Последний вариант предпочтительнее.

В случае повторного незаконного проникновения ранее депортированных из России лиц, привлекать их к уголовной ответственности. В период отбытия наказания удерживать с данных лиц до 50 % заработанных средств, которые перечислять на счет будущей депортации.

Необходимо усилить контроль с целью предотвращения заключения иностранными гражданами фиктивных браков с гражданами России.

Международные декларации, хартии и пакты о правах человека: этапы и перспективы

Не обошел молчанием автор учебника международные декларации, хартии и пакты о правах человека, сделал конструктивный критический анализ ряда международных документов.

Скоро исполнится 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека.

Всеобщая декларация прав человека стала международным манифестом о правах человека, роль и значение которого невозможно переоценить.

Развитие общечеловеческой мысли о правах человека берет начало с древнейших времен. Прогрессивные мыслители мечтали о необходимости признания прав человека естественными, неотчуждаемыми и неприкосновенными. Ограниченный объем не позволяет сделать исторический экскурс.

Тема обязывает автора дать хотя бы краткий политико-правовой анализ этому небольшому по объему, но значительному по содержанию документу. Декларация состоит из преамбулы и 30 статей.[119] В преамбуле называются причины, которые побудили мировое сообщество принять названный документ. «Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества», диктуют необходимость создания такого мира, в котором неотъемлемые права человека являются основой свободы и будут охраняться «властью закона». Вольтер справедливо утверждал: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Нет возможности прокомментировать все статьи Декларации, но на самые важные следует сделать акцент. В статье 1 зафиксировано: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». В этом кратком положении заложен глубокий смысл, суть которого заключается в том, что права человека являются естественными, принадлежат ему по рождению и неотчуждаемы. Из этого также следует принцип равноправия, который детализирован в статье 2 Декларации. Здесь уместно вспомнить высказывание Сен-Жюста: «Когда все люди будут свободны, они будут равны, когда они будут равны, они будут справедливы». Справедливость – это эталон нравственности общества и человека.

Самым главным правом человека является право на жизнь, без которого все другие права и свободы лишаются смысла. Причем право на жизнь в статье 3 увязано с правом на свободу и личную неприкосновенность, так как право на жизнь без свободы и личной неприкосновенности станет проблематичным.

Нельзя обойти молчанием статью 13 Декларации, которую стоит процитировать полностью. «1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну». До недавнего времени советские граждане были лишены возможности свободно выбирать себе местожительство, покидать свою страну и возвращаться в нее. Сам факт обязательной прописки лишал граждан права свободно избирать место жительство, а усложненный порядок получения загранпаспортов и виз ограничивал их право выезда за границу.

Статья 18 Декларации закрепляет за человеком право «на свободу мысли, совести и религии…». При этом из Декларации «выпало» право на свободу слова. Свобода мысли без свободы слова ничто. Без свободы слова даже гениальная мысль лишается смысла. Поэтому Вольтер говорил: «Нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свою мысль».

Давая высокую оценку Всеобщей декларации прав человека, нельзя не обратить внимания еще на некоторое ее несовершенство. В ней по существу ничего не говорится об обязанностях человека, за исключением общих положений, допускается смешение прав человека с правами гражданина, о чем еще будет идти речь.

В статье 23 Декларации закреплены важные положения, которые в настоящее время в нашей стране приобрели особый смысл. «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд». Явная и скрытая безработица в стране свидетельствует о нереальности для многих россиян процитированных положений.

«Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства…», то есть Декларация носит рекомендательный характер. Вместе с тем авторитет ее настолько высок, что она стала мощным катализатором дальнейшего развития и закрепления в международных и национальных обязательных правовых актах. Стоит выделить три их уровня: 1) международный (всемирный); 2) европейский; 3) российский.

К первому уровню прежде всего надо отнести два основополагающих пакта: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах, которые в 1996 году были открыты для подписания членами ООН. Пакты – это договоры, имеющие обязательную силу для ратифицировавших их государств. Вместе со Всеобщей декларацией прав человека они составляют документ, именуемый Международным биллем о правах человека.

Названные пакты не только обязывают государства реально обеспечить каждому человеку, провозглашаемые ими широкие экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права. Принципиальной особенностью пактов является создание механизмов и процедур международного контроля за их соблюдением. В ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах записано: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». А ст. 26 провозглашает принцип равенства перед законом: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона».[120]

Международный пакт не обошел молчанием избирательные права граждан: «голосовать и быть избранными на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».[121]

В плане реализации Пакта о гражданских и политических правах в рамках ООН создан и действует Комитет по правам человека, призванный принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц о том, что они являются жертвами нарушений их прав. В соответствии со ст. 5 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах «Комитет не рассматривает сообщения от лиц, пока не удостоверится в том, что: а) этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования; б) данное лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты. Это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается».[122] Ежегодно Комитет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклад о своей работе (ст. 45 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Европейский уровень развития идей Всеобщей декларации прав человека включает множество документов: конвенций, хартий, резолюций и т. д. Думается, в хронологическом порядке необходимо рассказать о главнейших из них, хотя все они в комплексе направлены на признание, соблюдение, охрану и защиту прав и свобод человека.

Одним из первых таких документов была Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 года. Она ратифицирована 44 государствами – Членами Совета Европы, вступила в силу 3 сентября 1953 года. Россия стала членом Совета Европы 28 февраля 1996 года. Европейская конвенция состоит из вводной части, пяти разделов и одиннадцати протоколов к ней, подписанных в разное время (1952, 1963, 1983, 1984, 1990 гг.). Эта конвенция повторяет многие положения из Всеобщей декларации прав человека, но она возводит их в обязательный ранг для стран, ее подписавших. В соответствии со статьей 1 Протокола № 6 «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен».[123] Европейская конвенция предусмотрела создание Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека.

Стоит сказать несколько слов о Европейской социальной хартии, первоначальный вариант которой был принят в 1961 г. и вступил в силу в 1965 г. Но составители данной хартии посчитали ее далекой от совершенства, поэтому 3 мая 1996 г. приняли новый вариант социальной хартии, увеличив количество гарантируемых социальных прав с 19 до 31. Хартия призвана содействовать реальному росту уровня жизни людей и социальной безопасности в Европе.

Консультативная Ассамблея Совета Европы разработала проект Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, которая 26 июня 1987 г. была принята Комитетом Министров Совета Европы, а открыта для подписания государствами – членами Совета Европы 26 ноября 1987 г. В соответствии со ст. 1 Конвенции создан Европейский Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания, на который возложен контроль за соблюдением государствами, подписавшими Конвенцию, ее положений. Конвенция ставит вне закона пытки, бесчеловечное, унижающее достоинство обращение или наказание.[124]

Конец ознакомительного фрагмента.