24. Понятие и виды органов государства
Государство осуществляет свои задачи через специально предназначенную для этого систему государственных органов.
В РФ существуют самые различные виды государственных органов, все они обладают общими признаками, и в то же время их компетенция, структура, порядок формирования и статус различны.
Исходя из форм деятельности среди государственных органов выделяют законодательные (Государственная Дума РФ), исполнительные (Правительство РФ, Правительство Саратовской области, министерства, ведомства), судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, городской суд, мировой судья), прокурорские (Генеральная прокуратура РФ, прокуратура Октябрьского района города Саратова), Президент (Президент РФ).
Основной формой деятельности законодательных органов является издание законов, поскольку они осуществляют в РФ законодательную власть. Исполнительные органы осуществляют исполнительную власть, т. е. к их компетенции относится деятельность по обеспечению исполнения законов. Судебные органы осуществляют судебную власть, т. е. имеют право правоприменения в узком смысле. Президентскую власть осуществляет Президент РФ, который не входит ни в одну из ветвей власти и призван обеспечивать правильное соотношение между этими ветвями в государстве. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов.
В зависимости от вида осуществляемой компетенции выделяют органы общей компетенции (Государственная Дума РФ, Правительство РФ, Президент РФ) и органы специальной компетенции (Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ).
Органы общей компетенции уполномочены принимать решения по текущим вопросам государственной деятельности независимо от содержания этих вопросов. Органы специальной компетенции уполномочены принимать решения по специально определенному кругу вопросов, и их компетенция ограничена этим.
Выделяют также коллегиальные (Государственная Дума РФ, Правительство РФ, Совет Федерации РФ) и единоличные (Президент РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ) органы государства.
Деятельность органов государства, осуществляющих свои полномочия единолично, часто обеспечивается деятельностью их аппаратов (Администрация Президента РФ, Аппарат Уполномоченного по правам человека), однако это не говорит о присутствии в форме осуществления их деятельности элемента коллегиальности, поскольку все решения и ответственность в данном случае ложатся на плечи именно лица, возглавляющего государственный орган.
Органы государства наделяются в соответствии с законодательством властью в пределах своей компетенции и необходимыми материальными ресурсами.
Власть – это способность воздействовать на поведение других субъектов и определять формы такого поведения. Выделяют семейную, политическую и другие виды власти.
Государственная власть – вид политической власти.
Органы государства наделены именно государственной властью, поскольку они выступают от лица государства и свои полномочия получили от него.
Компетенция государственного органа – это определенный законодательством круг вопросов, по которым данный орган полномочен принимать решения. Каждый государственный орган обладает собственной компетенцией в зависимости от функций, которыми он наделен, и уровня (федеральный орган, орган субъекта) данного органа.
Для решения стоящих перед ними задач государственные органы наделяются необходимыми материальными ресурсами из государственного бюджета или бюджета соответствующего субъекта.
Органы государства состоят из государственных служащих. Положение государственных служащих определяется Законом «О государственной службе».
Государственные органы руководствуются в своей деятельности принципами гласности, разделения властей, ответственности.