12. Содержание и правовое закрепление российского федерализма
Российская Федерация является федеративным государством. РФ состоит из равноправных субъектов Федерации.
Федерация является формой организации национальных отношений. Федерализм в России как многонациональном государстве обеспечивает сочетание самоопределения этносов и их равноправия с суверенитетом российского народа в целом. Федерализм РФ выражается в создании разнообразных форм национальной государственности народов РФ.
Конституция Российской Федерации значительно расширила перечень субъектов РФ. До принятия Конституции РФ у краев, областей и городов федерального значения не было статуса субъектов РФ, субъектами признавались только национальные образования.
В Российской Федерации существуют следующие формы национальной государственности:
1) республика (Республика Адыгея, Республика Северная Осетия, Кабардино-Балкарская Республика и др.);
2) автономная область (Еврейская автономная область);
3) автономный округ (Коми-Пермяцкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ и др.).
В качестве субъектов РФ выделяют также область, край, города федерального значения. В отличие от субъектов РФ, образованных по национально-территориальному принципу (республика и др.), они образованы в первую очередь по территориальному принципу.
Принцип федерализма способствует демократизации государственного механизма.
Всего в РФ 89 субъектов, добровольно объединенных в одно государство. Это объединение закреплено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а также Конституцией РФ 1993 г.
Федерализм предполагает:
1) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
2) государственную целостность;
3) единство системы государственной власти;
4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
5) равноправие и самоопределение народов.
Субъекты равноправны во взаимоотношениях не только с федеральными органами государственной власти, но и между собой.
Право на самоопределение народов не должно нарушать государственную целостность Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов РФ и федеральные органы государственной власти образуют единую систему.
Органы государственной власти субъектов РФ имеют собственную компетенцию, закрепленную в Конституции РФ, и самостоятельны в пределах этой компетенции. Конституция РФ называет вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ и указывает, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Для реализации стоящих перед ними задач субъекты РФ обладают финансовыми средствами, наделены собственностью. Они имеют собственный бюджет, который пополняется за счет налоговых отчислений, доходов от собственности субъекта и т. д., кроме того, при необходимости субъект РФ получает трансферты (дотации) из федерального центра.
В РФ гарантируется равноправие и самоопределение народов. Кроме того, РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.
Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Конституция РФ допускает изменение наименования субъекта. В связи с изменением наименований Ингушской Республики и Республики Северная Осетия соответственно на Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия – Алания в ст. 65 Конституции РФ вносились изменения Указом Президента РФ.