Вы здесь

Константин и наместница Ольга. *** (Давид Кизик, 2015)

«Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»;

но это было уже в веках, бывших прежде нас».

Книга Екклесиаста, глава 1–10


Прошел год после беседы регентши Русов и патриарха Феофилакта. Базилевс Константин Багрянородный решил, что архонтисса достаточно наказана его невниманием. Феофилакт покинул земную юдоль, но и отец Полиевкт не обошел вниманием гостью. Она ознакомилась с жизнью города, видела работу равдухов и сборщиков налогов. Наблюдала за судебными разбирательствами в храме Святой Софьи. Присутствовала на литургиях и торжественных действах посвященных церковным праздникам. Вместе с остальными горожанами и гостями столицы наслаждалась игрой вертепов в святки. Посещала театры и школы столицы. Наблюдала триумфальные встречи победителей. Пора было завершить начатое.

После торжеств на ипподроме, по случаю побед над азиатским противником, архонтисса Русов была приглашена в Большой императорский дворец Константина, представлявший собой комплекс различных дворцов, зданий и построек, окруженных и соединенных между собой галереями, портиками, башнями и прочими сооружениями.

Торжественный прием проходил девятого сентября в триклине тронного дворца Магнавры. Величие империи подчеркивало строгое следование установленному церемониалу. «Царь царей», в представлении византийцев, – помазанник божий, и потому торжественный прием называли таинством.

Препозит дворца, как правило, член синклита, имел в своем распоряжении многочисленный штат дворцовых евнухов. Он строго следил и руководил соблюдением церемонии. Палатины, сопровождали каждого присутствующего и приглашенного, по ходу движения подсказывая участникам церемониала их роль. Что, кому и когда надлежало делать.

Препозит лично провел посольство регентши Ольги по дворцовым переходам и подвел к восьмиугольному зданию «золотой палаты» одного из самых великолепных зданий дворцового комплекса. За Ольгой следовала свита и вся киевская делегация.

Хрисотриклин1. Магнавры украшали десятки колонн, облицованных полированным малахитом, поддерживали четыре громадных крыла сооружения. Их верхушки с завитыми ободками были самыми великолепными капителями, которые когда-либо видела Ольга. Стены были облицованы натуральным белым мрамором и темным гранитом. С западной и восточной сторон сверкала инкрустация из бледно-розового кварца и оранжево-красного сардоникса, повторяющая цвета восходящего на небо солнца.

Евнух-привратник у входа в зал приема, громко объявил имя вызываемого на аудиенцию: «Игемон и архонтисса Росов, Эльга!». После этого он отодвинул занавес, отделявший зал приема от вестибюля, в котором ожидали аудиенции. Первой вошла Ольга. За ней следовали – придворные дамы и наиболее видные из ее прислужниц. Они шли за регентшей по порядку, одна за другой. Остановилась Ольга у начала мраморных ступеней ведущих к трону, на месте, где логофет – глава ведомства почты и внешних сношений, обычно задает церемониальные вопросы.

За женщинами вошли мужчины: князья, бояре, послы, купцы и переводчики. Этих евнухи остановили позади, сразу за занавесью. Справа и слева вдоль стен стояли титулованные персоны Константинополя: магистры, проконсулы, патрикии, чиновники и остальные синклитики, согласно строгой иерархии. Позади них стояли должностные лица, получившие право участвовать в ритуальных церемониях. Они стояли разделенные на партии – димы, возглавляемые димархами. Прямо у подножья ступеней ведущих к трону стояли царские телохранители, напоминающие позолоченные статуи.

Сам Владыка вселенной восседал на троне Соломона, возвышаясь над всеми присутствующими. На ногах у него были красные сапоги. На спинку трона было наброшено овечье руно. В правой руке он держал скипетр. На голове его была шапка с золотой стеммой. Сбоку и ниже стояло царское кресло попроще. На нем сидел сын и соправитель базидевса, цезарь Роман. Ступени, ведущие к трону были покрыты красными персидскими коврами.

Огромное мраморное великолепие, высокие мощные колонны, поддерживающие купол притягивали взгляд. Сияющий свет, струился через разноцветные стекла витражей. Пол, стены, потолки – все было украшено мозаикой и лепниной. Обилие золота и серебра сверкало на белоснеж¬ном мраморе. Циклопическое сооружение в то же время казалось воздушным, невесомым, и вовсе не людских рук делом. Пришедшие на аудиенцию, ощущали себя незаметными букашками в огромном великолепии, перед лицом наместника Бога на земле. Лучи солнца, проникающие сквозь окна под куполом, освещали, сидящего на троне, образуя вокруг него сияющий нимб. Стоящие на уровне пола посетители при этом находились в полутени. Они взирали на сияющего басилевса, как на Солнце, разгоняющее земной Мрак.

По знаку препозита, когда вся делегация заняла места установленные церемониалом, , архонтисса и люди, сопровождающие ее, совершили проскинесис, распластавшись на полу в тени, которую отбрасывал вниз трон Владыки. Это считалось привилегией для избранных.

Со времен христианства от Константина Великого, посвящая себя Богу, претенденты должны было совершить проскинесис в тени Святого Креста. Символичное распятие на кресте. Тем самым, после свершения таинства – претенденты как бы «приобретали» снизошедшую на них божественность. Совершая проскинесис в тени святейших особ, прочие люди, как бы, приобщались к духовным благам, снизошедшим с Небес.

Снова знак препозита – два евнуха помогли подняться Ольге на ноги. Стоящий у подножья лестницы, между басилевсом и архонтиссой логофет начал задавать от имени басилевса церемониальные вопросы о здоровье и благоденствии правительницы, ее близких, вельмож и всего народа. Связанные с определенным ритуалом славословия были важным элементом ритуала и даже обладали определенной юридической силой. Его слова гулко отдавались под куполом и были слышны в вестибюле, хотя произносил он их, не повышая голоса.

По завершении официальной части приема у севаста, посольство Русов вывели из триклина Магнавры и направили в триклин Юстиниана, на прием к севасте Елене.

Препозит повел Ольгу и ее сопровождающих через небольшой внутренний сад и зал, в котором располагались придворные, имевшие воинский титул кандидата, присваивавшегося членам императорской гвардии. Далее, через блистающий золотыми и серебряными украшениями триклин, где стояла парадная императорская корона. Там посвящали в сан магистра. Потом провели через большой вестибюль соседнего здания в главную часть наиболее старого дворцового комплекса. Там, в прохладном дворике у бассейна с золотыми рыбками, членам посольства позволили присесть и передохнуть. В его оголовье стояла золотая статуя орла, топтавшего и давившего змею. Из клюва орла извергалась хрустальная вода, наполняя умиротворяющим журчанием окружающее пространство. Здесь желающие могли утолить жажду и пройти в помещения с проточной водой, чтобы справить нужду.

Через короткое время препозит поднял их и повел через галереи, соединяющее новые строения дворцового комплекса со старыми постройками. Тут в Скилах – башне перехода между триклином Юстинана и ипподромом – они остановились. Как только евнух-привратник возвестил титул и имя, Ольга вошла в приемный зал дворца.

В триклине Юстиниана стоял помост, украшенный порфирными – окрашенными в пурпурный цвет шелковыми тканями, привозимыми из Индии. На помосте стоял большой трон басилевса Феофила с двумя сиденьями. На нем восседала севаста деспина. Сбоку и ниже стояло золотое царское кресло, на котором, обычно, сидел соправитель. Сегодня его занимала ее невестка – юная Феофано, считающаяся младшей царицей. Вдоль стен стояли жены и дочери титулованных особ и членов партий, удостоенных права участия в церемониях.

Ольга шла впереди, а остальные члены делегации следовали за ней, как было упомянуто прежде. Итак, лишь только вошла в триклин архонтисса, введенная препозитом и двумя прислуживающими ей евнухами, зазвучала музыка. Божественные звуки исходили из труб двух серебряных органов, скрытых за шелковыми занавесями позади помоста с троном. Для музыкального оформления хода аудиенции. За расходы по их содержанию и обслуживанию отвечали члены двух главных партий Константинополя: «голубых» и «зеленых», обязанных участвовать в организации спортивных игр, торжественных церемоний и празднеств. Эта музыка сопровождала регентшу во время ее неспешного шествия по залу, остановке и совершению проскинесиса.

Как только регентша поднялась на ноги, логофет задал ей вопросы как бы от лица деспины. По завершении церемониальных словословий торжественная часть приема была завершена. Ольгу и ее сопровождающих вывели из триклина и дали присесть в Скилах.

Между тем, деспина с невесткой, сошли с помоста и прошли через помещения, соединяющие триклин Юстиниана с вестибюлем хрисотриклина. Там они свернули в галерею, ведущую в Кенургий. Это было новое здание, построенное державным дедом басилевса и украшенное при самом Константине Багрянородном. Там Елена и Анастасия, принявшая тронное имя Феофано, разошлись в собственные комнаты отдыха в дни приемов.

Комнаты отдыха священных особ выходили в небольшой зал, где проводились неформальные встречи. В таком зале расположился Константин вместе с соправителем Романом.

В это же время архонтиссу вместе с сопровождающими провели в большой зал Кенургия, и здесь членам делегации были предложены прохладительные напитки, фрукты и сласти. Саму Ольгу, без сопровождающих, палатины провели в зал для неформальных бесед.

Не скованный правилами церемониала, Константин был добродушен и как всякий ученый весьма любопытен. Роман же откровенно скучал, но старательно играл свою роль, предоставив отцу вести беседу. Палатины усадили Ольгу напротив Константина. Дворцовая прислуга следила, чтобы собравшиеся на неформальный отдых ни в чем не нуждались, а бокалы всегда были наполнены. Потекла неторопливая беседа.

– Патриарх Феофилакт был очень высокого мнения о твоих познаниях архонтесса Хельга, – начал разговор Константин. – Он рассказал, что ты владеешь персидским и немного греческим языком. Я же говорю на персидском и немного на славянском, благодаря паракимомену Василию и моим многочисленным подданным. Мы можем говорить без толмачей.

– Как мне величать тебя, Владыка? – Спросила Ольга.

– Можно и Владыка, а можно просто государь, – ответил Константин и сразу же приступил к расспросам. – Расскажи мне Хэльга, о своей земле. Велика ли она?

– Княжество мое называется варяжская Русь или Киевщина. Она простирается от Кийгарда на Доне непры до Кунигарда или иначе Славянска2 на Волхове. Если плыть вверх по реке, потом волоком до Ловати3, а уже по ней до лесов Ильмерских, путь может занять два десятка дней. Русалане, потомки яра Руса4 Великого, правят в ней. Поэтому земля зовется русской, а нынешний великокняжеский род ведут от Рюрика5. Константин кивнул и продолжал расспрашивать:

– Скифия или Тартария – это огромные неведомые просторы, где живет много разных племен. Нельзя ли этот аспект осветить поподробнее.

– Великая Скифия протянулась от Карпатских6 Альп, которые называют сарматскими, до стороны Иньской. Кроме могучих гор, густых лесов и полноводных рек много места в ней занимает Туран, Великая Степь, на древнем языке – Дешт-и-кипчак!

Живущие тут племена различают по условиям жизни. Например, аланы выпасают свои табуны на заливных пастбищах лесостепи, а куманы – кочуют по сухим песчаным просторам. Греки всех зовут одинаково – скифами, иранцы – саками7, ромеи – кахами, а жители Лунных гор – туранцами.

Это земля находится в чертоге Небесного Волка и значит под покровительством Велеса8, мудрого бога и учителя. Кроме мудрости, Велес дал своим людям Кодекс чести.

Его посланцы, Серые волки – свирепые и опасные, но благородные. Они оздоравливают природу, безжалостно вырезая больных и слабых. И охотятся только, когда голодны. А еще есть Белые волки – хорты, псы солнечного бога Хорса. «Серые» считают «Белых» своими двоюродными братьями.

Велес дает возможность воинам оборачиваться в оборотней, волкодлаков. Те избавляют людские племена от слабых и заблудших. Тех, кто ведет их к погибели. Конечно, для этого они нападают на города и села. Но режут не больше, чем могут «съесть». Но в этом-то и видна мудрость Велеса, сохраняющего народы. И волкодлаки никогда не обманывают, прикидываясь овцами. И не предают, как это делают некоторые люди.

На западе Дешт-и кипчак живут племена, где главенствуют росаланы, дети Даждьбога9. Это лесостепи от Земного Пояса Альп в земле Волжской, до пастбищ по берегам Данастра10. И от гор Горусии в чертоге Небесного Медведя до моря Варяжского и Белого.

Константин внимательно слушал, делая пометки на вощеной дощечке стилом.

– Что это за звериные чертоги, о которых ты упоминаешь? – Спросил Константин.

– Небесный путь, по которому движется солнце, называется Кругом Сварога. Во время пути оно проходит 16 чертогов. Каждому чертогу покровительствует один из Вышних богов. Эти чертоги – столпы, подпирающие небосвод. Поэтому, что есть вверху подобно тому, что есть внизу. На людском уровне – это семья, род и народ в котором рождается человек. И называется он Домом или Юртом.

Что касается земных территорий, то например, Горусия, что в горах Асов, находится в чертоге Медведя – значит под покровительством Сварога. Поэтому и называют у нас эти горы Медвежьими. А живущие там племена – берендеями. Хотя иноземцы предпочитают называть те горы на персидском языке – Кавказом, т.е. дословно Домом Асов. А вот Дешт-и-кипчак располагается в чертоге Волка, под покровительством Велеса. Поэтому особым почетом в Степи пользуются вожди из Юрта Волка. Вот и сейчас там правят каганы из рода Ашина11.

Ну а горы Земного Пояса находятся в чертоге Журавля, а значит под присмотром самого Рода.

– Кажется, я понимаю, – догадался Константин. – Ты имеешь в виду Зодиак. И небесные созвездия. Только у греческих звездочетов их только 12. И называются они по-иному.

– А почему Дом Асов?

– Потому что жители Центрального Кавказа – аланы Асы считают своей праматерью богиню Асю Звездинку. Охотничьи угодья, которой находились в Таврии.

Базилевс сделал пометку стилом на вощеной дощечке и продолжил расспрос:

– Гунны, по описанию историков, похожи на алан, только выглядели более дико. Это один народ? – Спросил Константин.

– Гунны – одно из племен Великой Степи. Во время засухи в стороне Иньской, часть куманов из племени хунну или гунну откочевала на запад, на территорию – Савир12, за Большим Камнем Земного Пояса. Это были отряды гетов. Братовщины без женщин. Сначала савиры и чалдоны, аланы с Дона, бились с ними, потом разрешили остаться. Расселившись среди алан Земного Пояса, хунну брали в жены их женщин, светловолосых и голубоглазых. Так появились алано-гунны или «белые» гунны. Их Юрт в чертоге Небесного Угря13. Покровительствует ему Семаргл, бог Огня. Они входят в союз племен, который именуют Савирским.

– Угорь? Это что такое? – Полюбопытствовал Константин.

– Угорь – водяная змея-рыба, это символ Верховного бога, Всевышнего, обращающегося в угря водяного либо небесного по Гамаюновым песням. Самая яркая звезда этого созвездия называется Полярной. В стране Иньской его называют Драконом. Но не надо его путать с Угрем подземным, проклятым Нахушей. Его потомки Наги и Нагини – люди со змеиной кожей и хвостами. Но сам он все же из потомков Богумира14 и потому и он, и его потомки живут в мире с росаланами. Но тот, кто свершает злое деяние против его детей змеев, гибнет от их укусов. Вот яр Дажень15 не послушал волхвов и сжег гнездо Нагов. И умер от укуса змея, выползшего из-под лошадиных костей.

– В Греции считают всех этих Нагов и Нагинь порождениями матери земли Геи и титанов, сброшенных в Тартар. А Тартар – как я понял, это место, которое у вас называют Земным Поясом, – удовлетворенно заметил Константин. – Наверное, охотящиеся на местных женщин гунны были нежелательными соседями для алан, – пошутил Константин. – Возможно поэтому, чтобы избежать войны, часть «белых гуннов» или по-нашему – эфталитов, согласилась переселиться16 в качестве римских наемников на остров Британию. И мне теперь становится понятно, откуда на штандартах римского легиона появились «драконы» савиров вместо привычных «орлов». А потом гунны легионеры стали по привычке брать в жены местных женщин. И выходит, что подданные легендарного царя Артура – это помесь гуннов с пиктами.

Пока Владыка размышлял и делал пометки, Ольга терпеливо ожидала. Может она утомила его своими рассказами?

– Продолжай, архонтесса, свой рассказ об обитателях Великой Степи, – благосклонно подбодрил ее Константин.

– Всех обитателей Дешт-и кипчак можно разделить еще на белых, черных и диких, – стала объяснять Ольга.– «Белыми» следует называть все Юрты и народы, которые живут вольно, или объединены в добровольные Союзы. А Юрты, насильно включенные в состав какого-либо объединения, называют «черными».

Еще существуют братовщины, которые уходят в геть на поиски новых земель. Это случается, когда в степь приходит засуха, или когда в родах появляются избытки неженатой молодежи. Старейшины не противятся исходу части племени, так как это помогает им избавляться от части беспокойной молодежи. Гетов ведут в геть младшие сыновья из благородной касты, через которых Велес дает им силу превращаться в Серых Волков. «Белые» геты чтят законы Небесного Отца и живут, следуя Кодексу чести нара. Иногда война становиться образом жизни гетов. Тогда они объединяются в казарские братства. Государи нанимают их для войны или для охраны границ. Купцы нанимают их для охраны караванов с товарами. Служивых казар называют «черными».

– Наемники «казос» – «кочевые птицы», – произнес базилевс. – Мне известны подобные сообщества воинов. У нас их называют кизики. С ними встречались еще аргонавты Тесея.

– Не так государь, – поправила его Ольга. – Ты имеешь в виду древний казачий народ, а я говорю про братовщины казаров наемников. Буквальный перевод – «кочевые воины». В народе их действительно сравнивают со сбивающимися в стаи перелетными птицами. Поэтому в шутку о них говорят: «Гуси-лебеди».

Самая худшая часть гетов становится «дикими» или одичавшими, – продолжала рассказывать Ольга. – Оборотни – волкодлаки, которые встали на сторону Темных богов. Нет зверя страшней, чем одичавший пес или изгнанный из стаи волк. Изгои уходят в чащи лесов и иные укромные места. Там они забывают Правый путь и живут грабежами близлежащих селений, собираясь в разбойные товарищества бойников или бродников. Место лидера у них занимает вожак по праву силы, а не по праву божественного происхождения или волеизъявлению большинства. Бродники могут прикидываться мирными обывателями или торговцами. Чтобы днем проникнуть в село или город. А по ночам, обернувшись в волкодлаков, нападают. В отличие от волков, они режут всех без разбора. И берут больше, чем нужно для пропитания. Дикие оборотни переняли у «серых» только их зверские качества и возвели разбой в средство существования. Под «копытами наживы» растоптана их честь. «Большим Логовом» «диких» в лесу ведает женщина-ведьма, как правило, сестра для братьев и жена вожака.

– Хм, – усмехнулся Константин. – Вероятно в разбойных кодлах17 все же сохраняются древние пережитки, когда военная власть племени принадлежала вождю-шейху, а духовное лидерство – женщине-пиру. В нашем случае – женщине колдунье, по совместительству, жене вождя.

– Тебе видней, государь, – согласилась Ольга и продолжала: – Бойники бродники принимают к себе всех оторвавшихся от общины: изгоев, «храбров» одиночек, беглых рабов. Обряд посвящения включает в себя ритуал «обагрения кровью». Для этого выбирается первый встречный, пусть даже это близкий родич. Человеческое жертвоприношение завершается поеданием органов жертвы, связанных с его жизненной силой.

– Если сравнить это зверство с библейскими текстами, то на новобранца, таким образом, ставят печать Каина, убившего своего брата, – прокомментировал Константин. Ольга кивнула соглашаясь.

– В течение «волчьего месяца», зимою, «дикие» волкодлаки одеваются в волчьи шкуры и обходят города и селения. Они собирают с них дары, по сути, откуп, – продолжала она. – Те, кто не дал откуп подвергаются разорению. Но в разоренных селах волкодлаки не задерживаются. Добыв богатство: продовольствие, женщин, коней, коров, ценности и металлическое оружие – они уходят обратно в свои леса.

Пока Ольга рассказывала, Константин пытался прочесть в ее лице следы отвращения, которые обычно возникают у женщин при упоминании об ужасах войны. Но тщетно. Ольга была спокойна и рассказывала о вопиющих зверствах, как о чем-то обыденном.

– Оборотни не думают о будущем, – продолжала рассказ Ольга. – Они не выполняют заповеди Сварога и не заботятся о продлении человеческого рода. Похищенных пленниц, натешившись, обычно убивают. Или продают. Поэтому волкодлаки водят дружбу с торговцами рабами и скупщиками краденного. Жажда наживы их роднит и поэтому порой они действуют сообща. Иногда, вопреки обстоятельствам, одичавшие братовщины разрастаются до племени или даже народа. И подобный народ тоже становится «диким». Они возводят разбой и обман в образ жизни.

Ольга сделала паузу. Она пригубила разбавленное водой вино, смочив пересохшее горло.

– Хотя иногда случается, что подобные товарищества не хотят больше жить грабежами. Вспомнив Светлых богов, они вновь становятся «белыми». А порой «дикие» волкодлаки идут на царскую службу и тогда становятся «черными».

– В этом состоит мудрая политика Византии, – заметил Константин. – Ромеи предпочитают не вести войну с лесными кодлами, а нанимают их в качестве «казос» к себе на службу. Иногда выделяя для постройки крепостей приграничные земли. Хотя с этими разбойниками всегда надо быть на стороже. Пользуясь междоусобицей патрисиев, рексы наемников не раз свергали законных государей. Так, например, поступил Одоакр18 в Риме. Я уже не говорю про чехарду из халифов в Багдаде, которых ставили туранские гвардейцы, набранные по тому же принципу.

Закончив с пометками, Константин спросил:

– А чем же все-таки отличаются казары от кизиков?

– Особое место среди «белых» гетов занимают братовщины казаков, Владыка. Буквальный перевод этого названия – «кочевники белые», т.е. вольные.

Первоначальные казаки – это сборные вольные братовщины, не принадлежащие какому-либо улусу, т.е. Юрту или Дому. Так же как «дикие» они не приемлют власти родовитых бояр или князей имеющих божественное происхождение. Но в отличие от «диких», казаки выбирают вожака-атамана из наиболее авторитетных братов всеобщим голосованием на так называемом «казачьем Круге». И избранный атаман пользуется деспотичной властью среди казаков до своего переизбрания. В знак верности традициям и покорности воле избранного атамана казаки носят шапки черного цвета. За это их еще кое-где называют «черными клобуками». Они чтят Светлых богов и живут по законам рыцарской чести, заповеданной людям богом Велесом. Своим прародителем они считают солнечного бога Хорса. Поэтому в бою самые опытные из них оборачиваются Белыми Волками.

– Это очень напоминает приверженцев Моисея, приверженцы которого тоже носят черные головные уборы. В то же время их обычаи напоминают демократические принципы ранних греческих полисов. До того как эту власть не прибрали к рукам местные олигархи.

– В этом нет ничего удивительного, если учесть, что казачьи братовщины подобно прочим гетам перемещались по всей Вселенной с незапамятных времен. Порой, оседая в новом краю. Браты брали в жены местных женщин. Братовщины разрастались до племени или народа. Так на юге появился казачий народ кизиков, который предпочитает перемещаться по воде, подобно грекам. А на востоке – народ казахов, которые живут в бескрайней степи. У аборигенов они перенимали местную разговорную речь и верования. Но, чтобы по-прежнему оставаться казачьим народом неизменными должны быть их исходные качества: приверженность Светлым богам, выборность вождя и соблюдение чести «нара».

Во время этих странствий некоторые вольные братовщины дичали и становились бродниками. А некоторые поступали на государеву службу и превращались в «черных».

– У Геродота есть рассказ о том, как греческие мореплаватели пленили амазонок где-то в районе побережья закавказской Лазики. Погруженные на корабли как рабыни, амазонки восстали и перебили команды кораблей. Неуправляемые суда выбросило на берег где-то на севере Русского моря, на земли свободных Скифов. Там, между амазонками и Скифами был заключен священный брачный договор, который выполняется и по сию пору. Жены ездят верхом вместе с мужьями и без них. Сопровождают их на охоте и на войне. Носят одинаковую с ними одежду. Наши летописцы называют тот народ савроматами.

– Те, которых описал Геродот во время своих странствий, называют народом казаков аланских, Владыка. Это часть Скифского «древа», разросшаяся до самостоятельного казачьего народа соблюдающего основополагающие правила.

Есть и у нас предание, как зародился этот народ. Те корабли греков выбросило на берег моря Азов, недалеко от местечка под названием Кремни. Здесь женщины сошли с кораблей и разграбили первый, попавшийся им табун лошадей. Затем, сев на них, начали грабить имущество селян. Поначалу Скифы из народа росалан, приняв их за мужчин, вступили с амазонками в бой. Но, осмотрев убитых, убедились, что имеют дело с женщинами.

В этом не было чести и было недостойно Героев. Старейшины решили: амазонок больше не убивать. Они послали к ним самых молодых из своих воинов. Росаланы и амазонки создали семьи. Но амазонки привыкли употреблять лук, метать дротики и ездить верхом. Мирные женские занятия им были неизвестны и они не захотели быть похожими на других домашних женщин. «Наши семьи не будут принадлежать ни одному роду-племени, и жить мы будем по своим законам-обычаям…», – такое условие поставили амазонки. Парни росалан поклялись в этом. Потом молодые семьи перешли Дон Роси у Белой Вежи19 и шли три дня на восток и три дня на юг, где и основали свои новые поселения на Вардоне. Эту реку у нас еще называют Славянской рекой, греки – Сакиром, а хазары – Кубанью.

И ту древнюю клятву казаки действительно свято хранят по сей день. Внутри каждой семьи решения принимают сообща. Из-за этого над ними смеются соседние народы и называют их подкаблучниками. Как все алане, казаки холодное время проводят в станичных куренях, что строят по берегам рек в лесах, а весною кочуют по степи.

Селяне-ружане называют казаков печенегами да лежебоками. Впрочем, как и других обитателей степи. Так как работе от зари до зари на пашне они предпочитают ленивую кочевку с табунами по алани да охоту. Причем все равно на кого: рыбу ли, зверя или человека. Иногда, с «перелетным птицами» казарами они «улетают» в дальние края. Совершая безрассудные подвиги во имя Хорса и Матери Славы.

На счет свадеб у них существует обычай, воспрещающий девушке выходить замуж, пока она не убьет хоть одного врага. Поэтому в геть у аланных казаков ходят и юноши и девушки, объединенные в братские и сестринские союзы.

– А кто же у них занимается по хозяйству в зимних стойбищах? Например, заготавливает корма? Рабы, как у древних спартанцев? – Поинтересовался базилевс.

– Зимние стойбища, иначе станицы, у них есть, – подтвердила Ольга. – Но рабов у них нет. На хозяйстве там остаются не оправившиеся от ран мужчины, старики да брюхатые женщины с малыми детьми. И еще они принимают к себе «голь перекатную» – изгоев и скитальцев. В походы их не берут, пока те не усвоят казачьи обычаи и воинскую науку. А тем временем голытьба помогает старикам по хозяйству.

– Занятный образ жизни, – улыбнулся Константин. – Из твоих слов я понял, что, казахи Сакира, верно? …– уточнил Константин.

– Казаки, – поправила Ольга.

– … территориально входят в состав Хазарии, но не признают власти ни кагана, ни малеха, а лишь своих избранных вождей. Так?

– Это так, государь, – подтвердила Ольга. – Казаки – это головная боль всех государей. Как собрать налоги с того, кого невозможно сосчитать. Кто не привязан ни к земле, ни к дому?

– А еще ты назвала казаков печенегами. Это как-то связано с теми, кого мы называем пачинакитами?

– Печенежские улусы объеденены в каганат, своеобразный Союз кочевых племен. – Объяснила Ольга. – Это половина от того, что раньше называлось Русским каганатом. Его основал князь Гостомысл20, сын Буривоя, известный в Степи под именем Урус Айдар. Он женился на ханше кочевых кангар и пригласил их к себе на службу. Усилив кангарами аланские улусы, Гостомысл смог успешно противостоять хазарскому каганату.

Но после его смерти междоусобица расколола страну. Русский каганат разделился на княжество варяжской Руси и Печенежский союз.

– И кого объединяет Союз пачинакитов? – Полюбопытствовал Константин и Ольга, чуть подумав, ответила:

– Три улуса кангар и пять улусов местных алан. Росаланы, казаки и анты на границе с Хазарией. Валахи и венеды на границе с Болгарией.

– А как связаны между собою аланы и славяне? Эти разные племена, не так ли? После нашествия на Галлию и Грецию, вот уже триста лет земледельцы-славяне являются подданными Византии.

– Славяне – это общее название племен славящих богов своих. Основа славян – коренные Росы, живущие у воды. Прямые потомки проматери русалки Роси. Эта страсть к воде передается всем славянским народам. Но у каждого племени свои прародители и свои обычаи. Например, ружане, которые занимаются земледелием – это потомки Даждьбога и Живы21 от их сына Ария22.

А аланы – это коневоды, выпасающие табуны на заливных лугах. Они сыновья Богумира, сына Даждьбога и Марены23. Они выпасали свои табуны от Дона Роси, где некогда было устье Ра-реки, до Уральских гор. Теперь конечно их потомки расселились по всей Вселенной.

– Урал? Где это? – Удивился Константин.

– Альпы Земного Пояса названы еще и Уральскими потому, что расположены они в верховьях у Ра-реки, где она зовется Волгой.

– А, понятно, – догадался Константин. – У нас говорят, что с Тартара берет начало река Булга. Она и упомянутый тобой Дон – это единая река?

– Когда-то были едины, очень давно. Теперь нет. Низовье Ра реки, греки называют Танаисом. Там родился Даждьбог. Поэтому та земля называется по имени его матери Роси, Россией. А местные аланы – росаланами.

– Да, я слышал, что Танаис называют так же Малой, т.е. Коренной Россией, а ее обитателей малороссами, – подтвердил Константин. – Еще Страбон упоминал о Великих Аорсах, происходящих от Малых, живущих у Гиперборейских гор, именуемых Тартаром, и покрытого льдами Сарматского океана. Там о ком идет речь?

Видя неподдельный интерес в глазах Константина, Ольга стала пересказывать Веды:

– Во времена праотца Ария, сына Даждьбога и Живы, Чернобог сотряс землю. А река разделилась на две: Дон Роси и Волгу. Славяне из Коренной России стали расселяться по свету. В Бьярмию24, к истокам Волги, в земли бога Бармы, что на западе от Земного Пояса, откочевали некоторые роды. Там они расселились среди потомков праотца Мана, сына Бармы. Так на севере в Бьярмии появились поселения славян, которых назвали Великими росами.

В тоже время тех, которые ушли на закат в междуречье Дуны25, Непры и Немана прозвали Белыми росами. А на востоке появилась Гетроссия.

Поначалу не было единства в Бьярмии, – продолжала рассказ Ольга. – Чудь, самоеды и другие потомки праотца Мана враждовали с Великороссами. Каждое род-племя жило само по себе. Тогда туда пришли росаланы, ведомые князьями Словеном и Русом. Серые Волки навели порядок на северных территориях, объединив племена в единый Союз. Росаланы изгнали с Урала дивов и иных слуг Дыя. Их прогнали далеко на юг, аж за Медвежьи горы.

Бьярмия вошла в состав Росалани, которая простиралась от Великих гор Гетроссии на востоке до дремучих лесов Белых росов на западе. К сожалению, теперь большая часть Бьярмии принадлежит Хазарскому каганату, – вздохнула Ольга. – И в Атиле землю Великороссов называют краем Роши.

Константин внимательно слушал. Не перебивая.

– Чуть позже росаланы пришли на реку Ловать и озеро Ильмень26, – продолжала рассказывать Ольга. – Там были основаны27 город Словена и город Руса. Затем яр Рус вернулся к Медвежьим горам, а потомки князя Словена создали новые княжества: на Ловати – Волынь28, на Ильмене – Словению29. А на берегах Студеного моря, позже названным Венедским, а еще Варяжским – Вендию30, в честь сына яр Словена Вандала. Так появилась Северная Россия. В варяжских землях ее называют Гардарикой – дословно «Страной городов».

– А Дый? Это кто? – Снова полюбопытствовал Константин.

– Темная ипостась светлого бога Сварога,– ответила Ольга. – Если угодно, его темный брат близнец. Бог дождя и пасмурного неба. В Грецколани его называют Зевсом.

– Да, понимаю, – усмехнулся Константин. – В своих мифах греки рассказывают, как сей бог проникал к земным красавицам в виде серебряного дождя. А еще чаще превращался в мощного Быка. И понятно, за что его так почитали земледельческие народы солнечного юга. Без дождя нет и урожая, – подчеркнул базилевс. – А Гетроссия – это где?

– Когда разделилась Ра река, – стала рассказывать Ольга. – Воды Черного моря хлынули в устье Дона Роси. Затопив поселки ружан коренной Арии. На том месте теперь море Азов, которое некоторые называют Русским. Меотидским болотом называют его греки.

Росаланы в поисках свободных пастбищ отправились в геть. Часть на север, к истокам Волги. Часть на закат. Ну, а некоторые в сторону восходящего солнца.

Вслед за аланами на новые земли, в поисках полноводных рек переселялись и ружане. Некоторые из них дошли до страны Иньской. Но большая часть их осталась на земле обетованной в Лунных горах, иначе называемых хребтом Синдукуш31. С той поры земли к югу от хребта Земного Пояса называют Восточной Россией или Новой Арией. Ружане или по новому декхане посадили сады и стали сеять злаки вдоль берегов могучих рек, поэтому их еще стали называть парсами. Свое царство среди гор они назвали Гетроссией, а голунь – Ирием или Раи32.

Басилевс благосклонно кивнул, как бы принимая эту версию

– А еще ты упомянула княжеский род во главе государства. Он как-то связан со славянами?

– Много лет спустя, во времена Кия Древнего, Чернобог снова сотряс землю, – объяснила Ольга. – Случилась катастрофа в семиречье Гетроссии. Обрушились горы. Каменные лавины перекрыли истоки рек. Плодородная долина в горах стала заполняться водой. А с той стороны гор реки обмелели. В Ирийский край пришла великая засуха. По решению Всеобщего Веча парсов, старейшины собрали молодежь в народ-войско и отправили переселенцев в новые земли. Их вел на земли обетованные князь Владыка, то есть Кий из древнего рода, избранный волхвами. В память о затопленном Ирие переселенцы называли себя «ир» – ирийцами или иранцами.

Кий Древний увел свой народ на юг. В земли Ванского народа, в царство Арарат, где уже давно жили его соплеменники. Туда, куда уходили самые первые выселки парсов. Но на юге Кий увидел то, что претило славянам-земледельцам. Там снова стали возрождаться кровавые культы Дыя и Перуна, с которыми боролись первые арийские цари: Само и Зарян. Люди снова приносили в жертву кровавым богам своих первенцев и чужаков.

И снова собрал свой народ в исход Кий Древний. И увел их на север. На землю Обетованную в Медвежьих горах. Туда, где жили аланы Асы, потомки Аси Звездинки. Яр Рус, сын Заряна, в то время правивший в горной Алании, радушно принял беглецов и отвел им место для поселения. Погоня не осмелилась перейти пограничную реку Куру.

Там в Медвежьих горах, за Аланскими воротами Кий Древний основал город Новый Ирий, который у нас называют Киевом Алатырским, анты – Кияром, а готы – Асгардом. А свою страну назвал верхним Ираном, Ирыстаном.

Детей Кий Древний не оставил. После него править в том Киеве стал яр Рус Великий – князь алан Асов и каган Савирского союза. Он создал могучую державу, объединившую сотни ружан, алан, куман и многих иных народов. Поэтому мы, его потомки, зовем себя русскими, а наши княжества – Русь. Но мы и славяне, потому что, омыв тела чистой водой, Славу поем богам нашим.

– Росы, Русь и славяне – с этим все понятно, – Константин отложил часть дощечек. – А выселки – это кто?

Ольга кивнула, в знак того, что поняла вопрос базилевса, и снова стала рассказывать:

– Когда Ирийская земля Гетроссии переполнялась, то накапливалась огромная масса безземельной молодежи. Чтобы избежать конфликтов, надо было искать новые земли для расселения. Вече формировало и отправляло объединение переселенцев в исход. В Гетроссии переселенцев называли «вендидат», дословно – выселками33.

В отличие от рабов, по принуждению переселяемых на хозяйские земли, колонисты были свободны. А свобода достигается умением защитить себя и свои права. Поэтому их называли еще и «эрманами», что дословно переводится как войско-народ. А греки называли их авхеттами.

Для разведки подходящих земель вперед выходило войско Манда34, иначе говоря, гетов, по-вашему – хеттов. Они считаются потомками праотца Кисека35, внука Богумира и принадлежат к касте профессиональных воинов, ведомых гетманами. Тела свои геты покрывали татуировками красного цвета, как бы показывая, что покрыты кровью врагов с головы до ног.

Встречая на своем пути сопротивление, геты безжалостно «расчищали» местность. Их задача была проста: вырезать архонтов и тех, кто способен дать отпор, подготовив новую землю для переселенцев. Иногда гетманы достигали господства на занятых территориях относительно мирным путем. Для этого местных женщин аристократок они брали себе в жены, таким образом, продолжая местный род царей.

Потом за гетами в новые земли приходил народ-войско ружан. Основная цель переселенцев была не истребление себе подобных, а занятие плодородных долин вдоль рек, годных для земледелия. И по возможности мирное сосуществование с местными племенами.

Колонисты шли обозами, вместе с семьями, перегоняя домашний скот. Найдя подходящею место, переселенцы возводили села и города, продолжая культурные традиции своего народа.

Сначала они заселили поймы рек в теплой Азии. От более поздних выселков и в холодной Европе появились колонии родственных племен. Возле Альп Карпов и Студеного моря обосновались «венды», носители древнего названия «вендидад» и безземельные скитальцы – «немцы». У Черного моря поселились словене, т.е. «говорящие». У Асского моря – анты, т.е. дословно – «окраинные». Сейчас уже стало много других. А в Грецколани всех называют одинаково «спорами». Но по-нашему они вендидать. И они суть славяне.

– Хм, «споры», красивое название. Как же, Божьи одуванчики, – хмыкнул Константин. – Триста лет назад словене и анты перешли пограничный Истр. И погибла Иллирия36. При цезаре Тиверии, да и после него империя не раз испытала на себе, нашествие этих «споров»!

Авхетты, те, которых ты называешь словенами и антами, последовательно вторгались в Мизию37, во Фракию38, в Македонию и полуостров Пелопоннес. Под их ударами пали Афины39, Коринф40 и Аргос41. Воинственные спартанцы вынуждены были укрываться на острове Сицилия!

А те, которых ты называешь вендами и немцами, пройдя сквозь земли кельтов, обрушились в Галлию, на север Италии и на остров Британия. Впереди, выражаясь твоим языком, шли хетты аваров42 и истребляли римские гарнизоны. Крепости и города были разграблены, опустошены и заброшены. Но за хеттами обязательно следовали твои «мирные» поселенцы. Некоторые крепости не поддались их первому яростному натиску, и тогда авхетты, потеряв к ним всякий интерес, преспокойно селились в окружающей местности по берегам рек. Оседая на обезлюдевших землях. Нет, не зря этот народ называют «споры», – покачал головой Константин. – Но мне интересно иное. Откуда тебе известно о расселении древних эрманцах-переселенцах? – Полюбопытствовал басилевс.

– Древний волхв по имени Дар царя, по внушению Вышня, описал это в своей книге Авеста на возвышенном берегу реки Дарьи43, в священной роще города Раи у подножья Лунных гор в Гетроссии. Копии этих священных свитков принесли с собой иры в Киев Алатырский.

– Вероятно, ты имеешь в виду Зороастра и некоторые тексты Авесты не известные нам. Что ж, Александр Македонский44 в свое время не только завоевал Персию, но и постарался избавиться от ее религии – зороастризма45. Его сатрапы старательно избавлялись от всего, что было с нею связано.

Константин сделал пометки, подумал и снова спросил:

– Кельты. Их много на западе империи и на британских островах. С ними приходилось драться еще Римской республике. А еще киммерийцы, кимры, тевтоны. В горах карпы. Они родственны славянским хеттам?

– Карпы – это горцы, живущие на каменистых склонах. Что касается киммерийцев, то волхвы говорят, что народ «гомерийя»46, дословно – овцеводы, потомки Садко древнего, которого чаще называют Ваном, а иудеи Ноем. Это внук Перуна, который по линии бабки Дивы-Додолы приходился правнуком богу ночного неба Дыю и богине луны Ливии. А поскольку он внук Перуна, то его потомки находятся под покровительством Орла.

Он первым из людей взял в жены богиню – Мери Святогоровну47. Их правнуков в Грецколани называют киммерийцами, латины – кельтами, а у нас зовут волохами. Сами себя они величают в честь своего праотца – Ванами. От праматери Мери ее потомкам передался рыжий цвет волос. Поэтому волхвы называют их еще народом «Ур», или бурыми.

– Выходит кельты и киммерийцы, по сути, название одного народа. В клинописных текстах их еще называют людьми «из народа куру», – рассуждал Константин. – Отбросив от этого древнего названия звук «к» делающего акцент на корне слова, получаем искомое «ур», что как мы только что выяснили, является определением цвета волос. Если прибавить к этому корню суффикс множественности «д», получим слово «курд», которым и должно называть весь этот конгломерат народов произошедших от одного прародителя, – улыбнулся Константин.

– Потому как наши божественные рыжеволосые праматери родные сестры, выходит, что Ваны отчасти родственны Асам и славянам, – добавила Ольга.

– Это как?

– В одном из рождений Велес был духом реки Дон и супругом Ясуни Святогоровны, которую некоторые называют Асей Звездинкой. И потому ее потомки Асы такие же рыжие как Ваны. Но Велес и Ясуня породили русалку Рось, сыном коей стал Тарх Даждьбог в чертоге Белого барса. А у потомков праматери Роси волосы уже утратили свою рыжину и стали походить на речной песок или спелую рожь. Поэтому их волхвы называют народом «Ру» или русыми.

– Скифы – коневоды, киммерийцы – овцеводы, – рассуждал Константин. – С увеличением пастбищ овцеводы всегда вынуждены были вступать в пределы других царств. Мне думается, что именно так Ваны появились в стране Асов.

Разумеется, коневоды воевали с овцеводами из-за пастбищ. Но, вероятно, чаще объединялись в братовщины хеттов для освоения новых земель. Думаю, что скифские конные отряды вполне гармонично сочетались с киммерийскими пастухами во время перегона овец на новые пастбища.

– Ты прав владыка, – подтвердила Ольга. – Между аланами и волохами случались войны. Во времена, когда греки мореплаватели только начали ставить свои города в Таврии, очередная такая война вынудила волохов разделиться. Часть их Юртов покорились Владыке Русу. Другие откочевали на запад. В холодные и пустующие земли. Вместе с ними отправились и некоторые изгои Асов. Кимвры и тевтоны это уже их смешанные потомки.

Такие смешанные братовщины гетов, пройдя всю землю, уходили, вслед за заходящим солнцем, даже вплавь по морю, покоряя острова.

– Вероятно, на севере было еще меньше пастбищ, если хетты, пренебрегая опасностями, подстерегающими мореплавателей в холодных и бурных морях, отправлялись на поиски пустующих островов.

– Это не первое и, вероятно, не последнее расселение алан и волохов по Вселенной. Иногда геты росалан и алан Асов переходили Медвежьи горы и уходили в геть далеко на юг в земли волохов. С их помощью царь Давид смог создать на юге могучую державу Израиль. Он и его сын Соломон учили народы Юга почитать Сварога и не приносить в жертву Быку Дыя своих первенцев. В общем, все то-же, что делали на берегах Черного моря Великий князь Асов Само и его сын Зарян.

А еще я слышала, что город Рим назван в честь братьев Рема и Ромула, вскормленных волчицей, – заметила Ольга. – А это прямо указывает на Сиду Мудрую48, супругу Велеса, которая в одной из явленных земных ипостасей была Асей Звездинкой, праматерью Асов.

– Значит, Римская волчица – прамать Скифов? Хм, – хмыкнул Константин. – Мне бы хотелось ознакомиться со свитками, хранящимися в Киеве на Днепре. Еще больше хотелось бы порыться в библиотеке Киева Древнего, – как всякий ученый, Багрянородный предпочитал золоту и серебру, тишину кабинета наполненного запахом древних манускриптов. – Но боюсь пока этот город на территории, контролируемой Хазарией, это невозможно. Пока же я отправлю с твоим посольством искуснейших монахов переписчиков. Окажи им свое покровительство, Хельга.

– Как будет угодно Владыке, – ответила Ольга.

Закончив с пометками, Константин немного подумал и снова спросил:

– С чего начались ваши споры с Гаутингами? – Задал вопрос базилевс.

– Богумир – потомок Аси. Готами же называют себя потомки Кисека, внука Богумира, который, объединившись с Ванами, проложил дорогу гетам с юга на Зеленую Землю севера. Волохи называют его Одоном или Одином и первым гетманом Асом. А его сын Тор, если послушать их сказки, ездил на баранах, как типичный представитель народа Ванов.

– Тут просматривается один из примеров захвата царской власти путем династического брака, о которых ты упоминала. – Хмыкнул базилевс.

Ольга отпила из бокала, смочив пересохшее горло. Константин терпеливо ждал.

– С тех пор минуло много лет. Зеленая Земля49 стала покрываться льдом. Северные потомки Кисека, которых теперь называют Готами, стали переселяться на юг и вскоре заселили леса на земле ромеев. Но вскоре, изгнанные римлянами из Галии, они пошли на восток.

Рих Острогота50, сын Изерны, внук Амалы, сколотил себе германское войско из волохов и алан изгоев. Сначала разбил княжества вендов, поморян и северных словен и дошел до земель Великороссов.

Потом, увлекая за собой переселенцев из вендов, пошел войной на юг, по окраине Коренной России, по землям антов. Чтобы избежать большой войны Острогота скрепил мирный договор с русаланами брачными узами. Дом Амалов, породнился с Домом Белояров. Но рихи таврогетов – это лишь младшая ветвь трех тысячелетней династии.

– Ни это ли еще один пример захвата власти путем династического брака? – Улыбнулся Константин.

– Царствовать в Русалани им не позволили, отдав во временное приданое только Голуньское княжество. Оттуда волохи ушли в Таврию, туда, куда когда-то сбегали с Кавказа их предки, рыжие овцеводы колхи.

Там рих Острогота обнаружил жалкие остатки гомерийцев, живущих в Боспорском царстве51 под опекой все тех же ненавистных римских наместников. И имперские гарнизоны в греческих городах по всему южному побережью полуострова.

Как водится, германцы вырезали легионеров и часть местной знати. Готы сделали своими данниками горожан Новгорода Таврического – голунь Боспорского царства. А потом и все греческие города на побережье. И даже самый укрепленный из них – Корсунь, который еще называют Херсонесом Таврическим. Сам Острогота расположился в неприступном месте. Посередине между Корсунем и Новгородом. И построил там горную крепость, которую назвал Дорос. Хазары называют эту крепость Мангуп.

Потом рих Острогота объявил себя Владыкой вселенским, Судьей и Отцом для всех потомков праотца Кисека. И предложил свою защиту всем «диким» братствам, изгоям, недовольным и обиженным. Его власть распространилась от моря Венедского или Варяжского до моря Черного. А когда его Эрманский союз Остроготии окреп, разбойные гетманы, под его знаменами стали тревожить набегами коренные земли ромеев и прочих соседей. Для этого он принудил правителей Боспора предоставить ему свой флот. Морские разбойники, поляницы, начали разорять набегами города на южном побережье моря Черного и даже Средиземного.

– Скифская война! – Догадался Константин и встал вспоминать: – Началась она во время цезаря Филлипа Араба52 и растянулась на полвека. Пираты Таврии были костью в горле у ромеев. Остроготская разбойная империя появились в то время, когда ромеи изнемогали в войне с персами. Тогда подверглись разорению многие прибрежные города в римских провинциях моря Евксинского.

Сначала пираты разорили все города на побережье от Анакопии до Трапезунда53. Потом «погуляли» по Каппадокии. Затем пиратские корабли вышли в море Средиземное. Несколько тысяч судов прорвались мимо Константинополя в Эгейское море, захватили Афины и Коринф. Цезарь Аврелиан54 с трудом одержал победу над флотом так называемых «скифов». На самом деле, как выясняется – Гаутингов.

Наверное, ту войну следовало бы назвать не Скифской, а Готской, – раздумчиво сказал Константин. – Тогда Русь и Византия восстановили союзнические отношения. Тысячи сарматских федератов расселили на границах ромейской державы для защиты от набегов Гаутингов. На исходе той войны сарматский царь Бош55, объявил в своих землях свободу вероисповедания и стал покровительствовать христианам.

– Это так, Владыка, – подтвердила Ольга. – В то время Боспорская кафедра из Таврии переместилась в Россию на Дон Роси. А в Алании на Вардоне, и на Сакире появились первые епископаты. Сам Бус, в пример для народа, женился на христианке Эвлисии, в замужестве Ярославне. Христианке с греческого острова Родос. Где, как и на Алатырской горе издревле стоял храм всепобеждающего Солнца.

– Да, да знаю. Благодаря этому союзу Константин Великий смог провозгласить Константинополь Новым Римом и собрав Собор в Никее, провел христианскую реформу.

– После этого Бус обратил внимание на Готов из Дороса в Остроготии. – Продолжала Ольга. – Наследник Остроготы рих Герман56 из рода Амалов раздвинул пределы державы от Дуней дона до Волги. Вот и его захотел яр Бус отвратить от язычества, отрицавшего Всевышнего. И помогала ему в этом его сестра Лебедь, выданная замуж за старика Германа. Но ничего хорошего из этого не получилось. Правду волхвы говорят, что «сколько волка не корми, он все равно в лес убежит». Подлые волкодлаки казнили царевну Лебедь.

И тогда, с благословения Владыки яра Буса, князь Словен из Словенска Пятигорского57 собрал воев из словен, антов и алан. И сын Буса, послушник Боян, был при нем стремянным. Яр Бус собственноручно пронзил мечом риха Германа. А яр Словен прошел с боями всю Великую Остраготию от Дона Роси до Дуней Дона. Как нож сквозь масло. И развалили Готский Союз пополам. Как переспелый арбуз. От нее остались лишь поморские северные и часть южных княжеств. Там на западе князь поставил свой стан и основал Новгород Карпатский58. Так появилась Новая Славия – Западная Русь. И тут Боян пел князю Словену свой Гимн победы. Всенародное Вече избрало яра Словена Великим государем Союза княжеств Славии Карпатской.

А после этого исторического события, вместе с Бошем, Константин Великий принудил Гаутингов к миру. Флот Византии вошел в Сарматское море и во всех прибрежных городах Эллинов59 были восстановлены ромейские гарнизоны. Больше трехсот тысяч жителей Тавриии было переселено на запад. Боспорцев – прекрасных судостроителей и земледельцев расселили во Фракии и Македонии. А Гаутингов отправили еще дальше. В Паннонию и Италию. Профессиональными воинами пополнили приграничные гарнизоны для защиты западных границ империи от лесных разбойных кодл.

А в самой Таврии появились епископаты, которые вошли в объединенную Боспорскую митрополию – автокефальную Церковь России.

– Это верно государь, – согласилась Ольга. – Ну, а Побуд Русалани Бус Белояр продолжал укреплять Русь духовно. В то время, как продолжались столкновения с язычниками: на западе с волохами, а на востоке с гуннами, – неохотно продолжала рассказывать Ольга. – Но христианство – это жертвенный путь. И яру Бусу надо было показать народу, что Веды и христианство не противоречат друг другу, а проистекают одно из другого. Сначала из-за этого он поссорился с отцом яр Даженем, Владыкой вселенной. Тот не хотел поддерживать эксперименты Буса по сближению христианства и ведичества. Потому что не любил ранних христиан и не доверял им.

Яр Дажень сам ездил за Медвежьи горы в Арийстан. И Владыка своими глазами видел, к чему привел слепой, языческий фанатизм христианских сектантов в городе Аштишате60, на горе Каркэ в Тароне. Григорием Парфянином, возглавившим фанатиков, там были разрушены вековые святыни Дома Белояров: каменная статуя Ария, высотой в 15 локтей и отлитая из меди статуя Кисека высотой в 12 локтей. Были разрушены ведические храмы. Жрецов старых богов казнили, либо насильно обратили в новую веру. Но вера и фанатизм – не одно и то же! Яр Дажень покинул Арийстан с тяжелым сердцем.

Любое учение можно обратить во зло. Не только язычник Александр из Македонии уничтожал Веды, памятники и символы познания,– грустно заметила Ольга. – Поэтому, чтобы ссора не переросла во вражду, сын с отцом поделили царства Русалани. Владыка яр Дажень, храня веру ведическую, стал править на землях Великороссов. Там на Волге он сражался с Нагами и победил их. Там он выстроил себе новый Царьград и назвал его Дажень градом61. А своему старшему сыну яр Бусу он оставил княжества Коренной России62: Лебедия в Пятигорье, Воронежское на Доне Роси, и Голуньское на Доне непры.

Покровительствуя христианству, Будай Бус пригласил к себе в Киев Алатырский Григориса Албанского, внука Григория Парфянина. И там они совместно выработали основные каноны обновленного христианства.

Но, в конце концов, враги добрались и до самого Буса. Остготы, во главе с рихом Вендом Амалом63, переправились через Боспорский пролив64. Им помогли в этом аланы предатели из Тмутаракани. Вместе они внезапно напали на Лебедию.

– К сожалению, у реформаторских идей Боша и Константина Великого кроме сторонников, и врагов было немало, вздохнул Константин. – В то далекое время, в сан цезаря в качестве соправителя восточных территорий был возведен Валент65, поборник еретического христианства – арианства. Начались стычки между христианами. Этим воспользовались Гаутинги, которые приняли сторону ариан. В условиях преследования православных христиан, которое развернул Атанарих66, Верховный судья и Отец вестготов, держава Боша, была как кость в горле. Надо было лишить православных противников арианства их главного союзника и источника сил. По его указке один из рексов южной Остраготии, Венд Амал из Таврии напал на Антию. Владыка Бош был распят. Православные христиане Византии оплакивали его смерть, но помочь, в то время были не в силах.

– Христиане коренной России могли дать отпор сами, – сказала Ольга. – Но волхвы со страхом ожидали начала Ночи Сварога и кары, которая должна была обрушиться на грешников. Ведическая Русь отдалилась тогда от Руси христианской. Великая Скорбь опустились на Русалань. И тогда Владыка решился на немыслимое. Яр Бус всю ночь молился и утром не дал боя волохам. Он принес себя в жертву, как Мессия Иисус. Только Иисус принял на себя все грехи человечества, а Бус – только обитателей Руси. Но, тем не менее, он повторил чудо Воскрешения, смертью смерть, поправ, и был живым взят на Небо. Так Бус Утешитель духовно очистил Русь перед наступлением Ночи Сварога. А безгрешная Русь с той поры зовется Святою.



Ольга замолчала. Но Константин не смог сдержать любопытства:

– Его одного распяли? А остальные князья просто смотрели на это?

– Вместе с Бусом приняли смерть его старшие сыновья от тридцати жен и семь десятков знатнейших нартов. Князья-сподвижники не смели перечить воле Владыки. В ту же ночь, когда был распят Бус, произошло полное лунное затмение, а землю сотрясло так, что разрушения были в Константинополе. А Венд Амал, добившись своей цели, через день увел свое войско обратно.

– Старших сыновей от тридцати жен! А как же Эвлисия? Разве христианскому царю позволительно было иметь столько жен? – Константин не скрывал своего удивления. – Конечно, я допускаю, что в земледельческих общинах, выживающих в тяжелых условиях, практикуется многоженство. Даже у пророка Мухаммеда жен67 было около десятка. Но тридцать! Это уж слишком.

– Ты прав Владыка, – согласилась Ольга. – Русаланам и православным христианам позволительно иметь только одну жену. И мужчинам можно жениться не более трех раз, по примеру Даждьбога. Но всему виной страшное проклятие, наложенное на род Белояров. Погибая в огне на берегу Волги, жрецы Нахуши-Иджика прокляли весь род Белояров. После смерти яра Даженя от укуса змеи, Верховная власть перешла к яру Бусу. Чтобы избежать проклятия Змея, по настоянию волхвов, Бус Белояр взял себе еще тридцать жен из разных ханских и княжеских родов. И они дали ему детей, ставших его наследниками и продолжателями династии. Тем не менее, Эвлисия была его первой и любимой женой. Их связывало духовное родство. За ней он вернулся через некоторое время после своего Вознесения и забрал с собой на Небо.

– Понятно, – кивнул головой Константин. Он предпочел обойти стороной вопросы о чудесном вознесении царственных супругов. – Чтобы не смущать священников, в христианских странах таких жен предпочитают называть наложницами. Но что потом? Его смерть была не напрасной?

– Казнь и Вознесение яра Буса потрясло всю Русь, и заставила объединиться, – твердо сказала Ольга. – Возмездие последовало незамедлительно. Сначала казачий атаман Сегеня с берендеями из горного Кияра, убил под Воронежцом риха Гуннимунда, сына Германа Амала. И потом разбил войско предателей, алан Тмутаракани из объединения герулов68 риха Гула Астинга. После этой победы славяне вновь утвердились на Тамани.

Потом, подоспел с гуннами и волгарями Буримир Белояр69, брат Буса из Великороссии. Хотя, конечно, для этого яру Буримиру сначала пришлось помириться с белыми гуннами. Тогда вместе они и вовсе уничтожили остатки царства Готов в Таврии. Буримир лично покарал риха Венда за убийство своего брата. Потом он взял в жены Вадамерку из рода Амалов, племянницу Венда. Так Буримир овладел всей южной Остраготией. И Таврия снова стала частью Руси.

– Ха! – Воскликнул Константин. – И еще один пример захвата власти путем брака.

– А тех Готов, что не покорились, – продолжала Ольга, – казаки, гунны и берендеи гнали до самых Карпатских гор. Там к ним присоединились геты князя Словена из Западной Руси. Вместе они изгнали Готов из Паннонии70.

И протянулись княжества русалани и их союзников от Дуней Дона до реки Яик71. От моря Венедского до моря Черного и Гурганского.

Константин внимательно выслушал, потом уточнил:

– Как сообщают некоторые историки, остготы Теодориха Великого, расквартированные среди немецких поселений на землях империи, это «казос» из Таврии. Те, кто предпочел служить Риму в качестве наемников, чем оставаться, если говорить твоими словами, «черными» людьми у Русов.

– Это не единственное братство гетов ушедшее на запад, служить ромеям, – ответила Ольга. – Например, в южную Галлию увел своих «перелетных» гетман Меровей из Моравии72, который тоже не ужился с гетами Русов в Новой Славии. Он хоть и был в родстве с росаланами, но принадлежал к готской правящей династии Балтов73. И ромеи наняли его для защиты своих границ от гетов «диких». Его войско еще называют франками Меровея.

Конец ознакомительного фрагмента.