Лекция 23. Клиническое исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей
1. Пробы
С этой целью используют следующие пробы.
Ортоклиностатическая проба: ребенок 5–10 мин находится в горизонтальном положении, у него определяют частоту сердечных сокращений и измеряют АД. Затем АД и частоту пульса определяют в положении ребенка стоя. У здорового ребенка пульс учащается на 10 ударов в 1 мин. Максимальное и минимальное давление колеблется в пределах 10 мм рт. ст. Проба с задержкой дыхания (Штанге – Генча) – см. методику в разделе «Органы дыхания». Проба с дозированной нагрузкой по Н. А. Шалкову. В состоянии покоя у ребенка определяется частота сердечных сокращений и измеряется АД. Рассчитывается минутный объем (МО) крови: МО равен пульсовому давлению (ПД), умноженному на частоту пульса в минуту (МО = ПД × Р). С учетом состояния ребенка назначается различная нагрузка: для практически здоровых детей – 10 глубоких приседаний в течение 20 с или 20 глубоких приседаний в течение 30 с, и вновь измеряются частота пульса и АД;
2. Необходимые студентам практические навыки и умения
Практические навыки и умения, которыми должны овладеть студенты в процессе самоподготовки и на тематических практических занятиях:
1) умение собрать жизненный и генеалогический анамнез (семейную легенду);
2) навык осмотра, пальпации области сердца, верхушечного толчка, периферических сосудов (пульса) и сонных артерий;
3) навык перкуссии границ относительной и абсолютной сердечной тупости;
4) навык аускультации сердца и сосудов;
5) умение схематически записать звуковые явления, выслушиваемые над проекцией сердца у здоровых и больных детей;
6) навык определения артериального давления на руках и ногах;
7) умение провести функциональные пробы: ортоклиностатическую, Шалкова, Штанге – Генча;
8) умение оценить показатели ЭКГ и ФКГ обследованных детей.